Горсть земли тхайцухов краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Утром в березовой роще засвистел и защелкал невидимый бесстрашный клест. Переливчатый свист необычайной чистоты заставил Яна вздрогнуть.

Ян инстинктивно сжал кулак вместе с горстью влажной от росы, пахучей земли.

Бойцы ожидали сигнала к атаке. Ожидал Ян, крестьянин и партизан, теперь красноармеец.

Он разжал кулак и взглянул на горсточку земли. Против его воли глаза застлала голубая влага. Человека в двадцать семь лет трудно заставить плакать. То были слезы большой ненависти и большого счастья.

Переливчатый свист клеста и горсточка земли в сжатом кулаке — как и три с лишним года назад. Но тогда Яну было двадцать четыре года и его волосы не убеляла седина…

…Подминая плетни и посевы, ползли тогда крестоватые зловещие танки. И может быть, это было первое, что вызвало ненависть и обиду в сердце молодого крестьянина.

У деревни шел бой, и Ян полсуток не мог попасть к своей семье. Фашисты ворвались в деревню и подожгли ее. Свою злобу они выместили на жителях деревни, перед которой им пришлось задержаться на двенадцать часов.

У родного пылающего дома Ян нашел убитого старого отца. Может быть, Яну посчастливилось: среди многих трупов он не нашел своей жены и своей дочери. Может быть, он мог надеяться увидеть их живыми.

К утру над выгоревшей деревней стояла тишина. Дверь открыл унтер-офицер. Он вытолкнул Яна из сарая и указал в направлении речки. Ян догадался: ведут на расстрел.

Вели двое — унтер и солдат. Солнце чуть-чуть приподнялось над полями. Оно еще не успело высушить на травах росу. Унтер бы самодоволен и насмешлив, солдат — молчалив и равнодушен. И между ними, опустив голову, шел смертник Ян.

Унтеру было скучно, он искал развлечения. Некуда торопиться, белорус всегда успеет получить свои несколько граммов свинца. Пусть он перед смертью выразит последнее желание. Международное право! Унтер захихикал.

Они стояли на песчаном берегу речки — два палача и осужденный без суда.

Последнее желание! Чтоб вы сгинули, проклятые мучители! Нет, этого желания они не выполнят.

— Я хочу проститься с моей землей! — сказал Ян.

Унтер совсем развеселился. Чего же с землей прощаться, все равно в ней придется лежать. Или белорус мечтает о небе? Он кивнул головой в знак согласия.

Ян взял в руку горсть песчаной сырой земли. Он смотрел на нее долго-долго, потом приложился к ней губами. Над головой, на высокой сосне, засвистел невидимый клест…

Это длилось секунду-две. Потом — резкий взмах, и горсть песку ослепила глаза унтера. Не успел солдат опомниться, как винтовка под сильным ударом вылетела у него из рук. Ян выхватил у ослепшего унтера пистолет и двумя выстрелами решил судьбу.

Так началась борьба.

Он скрывался в лесах, три года партизанил. Когда партизанский отряд соединился с Красной Армией, Ян стал красноармейцем.

И вот части Красной Армии подошли к границе Восточной Пруссии.

Ян лежал в тесной ячейке и ждал сигнала к атаке. Стояла необычная, напряженная тишина. Переливчатый свист клеста заставил его вздрогнуть. В инстинктивно сжатом кулаке скрипнула земля.

Земля! В затуманенном влажном взоре Яна она засверкала бесчисленными кристаллами. Свободная снова, родная, советская…

Земля! Ощутимая весомость золотых колосьев и пряные запахи сочных трав. Сколько дней, недель, месяцев тосковали по тебе твои хозяева! Блестки металла в сыпучем изломе — чугуна, меди, золота. Дым кочегарок, струи нефти и искристость антрацита. Земля, земля…

Вокруг уже бушевала канонада. Орудийные залпы сотрясали землю. Над головой ныли снаряды.

Взвилась ракета. Ян вскочил, нажал на спусковой крючок и, увлекаемый неудержимым порывом, побежал вперед.



1929—20.09.2007 — абазинский писатель и поэт. Народный писатель Карачаево-Черкесии.

Бемурза Тхайцухов родился осенью 1929 года в ауле Кубина Карачаево-Черкесии. Ему было всего пять месяцев, когда умер отец. Это вынудило мать с тремя детьми вернуться в аул своих родителей - Красный Восток, где и вырос будущий писатель.

В 1936г. пошел в первый класс, но в связи с болезнью и последующими военными событиями семилетку с похвальной грамотой окончил лишь в 1946г. Затем год провел на кошу: утром и вечером выполнял функции учетчика - проставлял трудодни животноводам, днем стерег телят, а ночью - с крыши барака - коров. Именно в эти ночные часы стали приходить к нему на ум первые стихотворные строки.

В 1947г. поступил в Черкесское педучилище и проучился там четыре года, получив диплом учителя начальных классов. Годы были трудные, памятные, но больше всего запомнилось, как он с друзьями на выходные налегке шли пешком домой в аул, а обратно в город - тоже пешком, но уже нагруженные картошкой и кукурузной крупой. Эти же годы памятны тем, что тогда в абазинской газете "Красная Черкесия" были впервые опубликованы его стихи (1949г.).

После окончания училища, прибыв в Тапанту по направлению, от директора местной школы получил еще одно распределение в Малоабазинку учителем единственного шестого класса. И он вынужден был один вести все уроки как по абазинскому языку и литературе, так и по русскому, немецкому, физике, геометрии, алгебре, географии, истории. вплоть до физкультуры и пения. Отработав год, он вернулся в Красный Восток, работал учителем математики и немецкого языка.

В 1954 г. был призван и в 1956г. демобилизован из армии. С апреля 1957г. - штатный работник абазинской газеты "Социалистическая Черкесия". Три года отучился заочно на физико-математическом факультете Ставропольского пединститута, затем бросил и экстерном в течение одного года закончил Карачаевский пединститут. С 1967 по 1969 годы учился на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М.Горького в Москве.

Тираж насчитывал всего 500 экземпляров, поэтому через несколько лет эта книга стала библиографической редкостью и многие желающие не могли ее найти, чтобы прочитать.

В 1993 году Карачаево-Черкесское книжное издательство повторило издание романа на русском языке большим тиражом.

Безжалостная смерть забрала к себе Бемурзу Тхайцухова. Бемурза Тхайцухов был очень добрым и открытым человеком, говорил всегда неторопливо, и каждое его слово трогало душу. Его не стало 20 сентября 2007 года. Но мы будем хранить в наших сердцах светлую память о Бемурзе Тхайцухове, яркой звездой всегда будет для нас его творчество на небосклоне абазинской литературы и культуры.


9 Ноября 2016 года в столице Карачаево-Черкесии состоялось торжественное открытие мемориальной доски памяти классика абазинской литературы, народного писателя КЧР, члена союза писателей и журналистов СССР Бемурзы Тхайцухова.

В этот день почтить память великого сына своего народа, автора более 20 сборников: стихов, рассказов, очерков, романов и пьес пришло огромное количество представителей научной, писательской, журналистской, творческой и политической интеллигенции абазинского народа и всей республики. Также на мероприятии присутствовали родные и близкие писателя.

Библиотека

Фильмотека






…Жизнь идет своим чередом. Безжалостная смерть забрала к себе Бемурзу Тхайцухова. Его не стало 20 сентября 2007 года. Но мы будем хранить в наших сердцах светлую память о Бемурзе Тхайцухове, яркой звездой всегда будет для нас его творчество на небосклоне абазинской литературы и культуры.

Библиотека

Фильмотека






…Жизнь идет своим чередом. Безжалостная смерть забрала к себе Бемурзу Тхайцухова. Его не стало 20 сентября 2007 года. Но мы будем хранить в наших сердцах светлую память о Бемурзе Тхайцухове, яркой звездой всегда будет для нас его творчество на небосклоне абазинской литературы и культуры.

1 марта 2002 года состоялась презентация Государственного абазинского республиканского театра, заявившего о себе премьерой спектакля по роману Бемурзы Тхайцухова. К годовщине этой даты инфопортал ВААК подготовил очерк о становлении и пути к успеху молодого театра, его главных постановках и планах на будущее.

Людмила Айсанова

В 90-х годах прошлого столетия творческая интеллигенция абазин КЧР, общественные организации, представляющие интересы этого малочисленного народа, активно обращались в федеральные и региональные органы государственной власти с вопросом о необходимости создания государственного театра.

Эту новость с воодушевлением воспринял каждый абазин.

Первым делом возникли вопросы по укомплектованию кадров, обустройству помещений и созданию условий для нового учреждения.

При рассмотрении кандидатур на должность руководителя театра единодушно был выбран Умар Эраджибович Кишмахов. Уроженец аула Псыж (до 1925 года – аул Дударуковский – прим. ред.), он получил специальность экономиста и организатора театрального дела в ГИТИС им. Луначарского в Москве. В разные годы будущий директор Абазинского театра работал в областной филармонии, был директором Дома культуры завода РТИ, заместителем директора областного драматического театра.

Руководитель театра Умар Эраджибович Кишмахов

В тесноте, да не в обиде

Именно часть актеров этого коллектива составила основную труппу театра – среди них Иналь Хубиев, Мухарби и Рита Агачевы, Койчева Зурида, Амир Биджев.

Несмотря на образовательные лимиты и ограничение льготных мест в учебных заведениях, удалось договориться с ректором Северо-Кавказского института искусств о зачислении туда всех молодых людей. Это стало возможным благодаря усилиям самого директора театра, представителей активной части общественности КЧР и руководства Кабардино-Балкарской Республики.

Вместе с будущими актерами в учебное заведение направили преподавателя абазинского языка и литературы, поэта Ларису Шебзухову, которая на протяжении всего периода должна была работать с абазинскими студентами. У них впереди была интересная, захватывающая учеба в одном из ведущих театральных вузов, для них открывалась завеса в особый мир искусства – театр.

Что же касается собственно театральной работы, то в первое время сотрудникам и артистам Абазинского театра пришлось ютиться буквально в нескольких кабинетах. Сцену для репетиций делили с несколькими национальными труппами государственных театров. Как говорится, в тесноте – да не в обиде! Ведь главным оставалось желание творить.

Не было сомнений в том, что ставить на премьеру

Сейчас, оглядываясь назад, Умар Кишмахов вполне доволен результатами предпринятых действий по подготовке будущего театра. Дальше начиналась работа над постановками, и труппа начала готовить первый спектакль.

Неоценимую работу по подготовке спектакля провели коллеги Кишмахова: заведующий литературной частью театра, известный на Северном Кавказе и за его пределами поэт Микаэль Чикатуев и режиссер-постановщик пьесы Абрек-Заур Гожев. И, главное: в подготовке спектакля непосредственно участвовал сам автор романа Бемурза Тхайцухов.

Премьера спектакля о судьбе абазинской девушки, которая в конце XIX века вместе с тысячами соплеменников попала на чужбину, стала настоящим историческим событием не только для театроведов и представителей республиканской культурной среды, но и для всех абазин. Это был мощный стимул возрождения и дальнейшего развития этнокультуры малочисленного народа.

В пьесе были задействованы исполнители главных ролей Амир Биджев, Аминат Куджева, Диана Каблахова и другие талантливые актеры, которые блестяще справились со своей задачей и в один день стали знаменитыми на всю Республику.

Яркие победы и всенародно любимые спектакли

Спектакль по этой пьесе имел ошеломительный успех. Секретами этого успеха стали великолепная режиссерская работа Зураба Копсергенова, игра актрисы Луизы Шереметовой, точно попавшей в образ, костюмы и декорации Назира Мукова, а также музыка Владимира Чикатуева – народного артиста КЧР и заслуженного артиста Республики Абхазия.

Так что эта пьеса также основана на легендах и преданиях. Но преподнесена она совсем в ином формате. Молодой перспективный актер и режиссер Эльдар Агачев, выпускник Краснодарского института культуры, решился на эксперимент, сделав ставку на музыку и хореографию для выражения чувств, эмоций героев пьесы. Интересные костюмы, необычные спецэффекты, современные приемы подачи материала сделали спектакль одним из самых интересных и успешных работ Абазинского театра. Этот успех придал коллективу уверенности и нацелил на новые творческие работы.

Спектакль поставил главный режиссер Балкарского государственного театра им. Кулиева, заслуженный деятель искусств КБР Магомед Атмурзаев. События в пьесе развиваются за несколько тысяч лет до нашей эры. Главную роль Царя Пту сыграл популярный актер Зураб Копсергенов, а роль Царицы Гунды исполнила молодая актриса театра Диана Каблахова. По мнению экспертов, актерам удалось передать атмосферу эпохи специфичной лексикой древнего языка, создать яркие образы героев со своеобразными устоями и мировосприятием.

Увлеченный директор, сплоченный театр

Он очень трепетно относится к этой пьесе, считая ее главной в своем творчестве, мечтает поставить ее вместе с Абхазским государственным театром, а также показать большему зрительскому кругу в России и за рубежом, в странах проживания соотечественников.

Заслуженный деятель культуры КЧР Умар Кишмахов – разносторонний человек и руководитель, его всегда увлекают новые идеи, проекты. В его ближайших планах – отбор еще одного состава талантливой молодежи для направления на обучение. Директор Абазинского театра играет на сцене сам, продолжает много писать. Его таланты не ограничиваются театром: он активно пишет песни, многие из которых стали популярными на Северном Кавказе и не только.

Читайте также: