Сотрудничество школы и ддт

Обновлено: 01.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальное партнерство как эффективный механизм повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования.

методист Майя Михайловна Костенко.

Качество образования в современных условиях — одна из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных организаций. Цель образования – обеспечить образовательный результат, позволяющий любому гражданину продолжить обучение на новом уровне и/или найти работу в соответствии со своими возможностями и потребностями экономики.

Задачей органов управления на любом уровне является обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования, создание условий для обеспечения качественного образовательного результата во всех образовательных организациях.

На наш взгляд сегодня невозможно говорить о достижении высокого качества в системе образования не рассматривая данный вопрос в условиях взаимодействия всех заинтересованных сторон. Именно поэтому сегодня социальное партнерство является не только эффективным условием повышения качества образования, но и одновременно и эффективный механизмом данного качества.

Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. В качестве партнеров образовательного учреждения могут выступать семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации, техникумы, вузы.

Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп педагогического сообщества.

Профессор Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений.

Социальное партнёрство – это:

— объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей;

— социальное партнёрство – это совместная деятельность различных социальных групп;

— социальное партнёрство – взаимовыгодное сотрудничество.

Опыт работы показывает, что в процессе создания современной модели социального партнерства можно выделить 3 этапа:

— первый этап – подготовительный, суть которого заключается в организации сбора данных о рынке труда и образовательных услугах города или района;

— второй этап – организационный, предусматривающий разработку модели социального партнерства, создание организационно – содержательных условий ее функционирования, определение круга социальных партнеров, заключение договоров;

— третий этап – функциональный, в рамках реализации которого осуществляется организация апробации и корректировка модели, проведение мониторинга эффективности системы социального партнерства.

Выделяют три группы партнерства:

На каких принципах основано взаимодействие партнёров?

— принцип взаимодополняемости: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен;

— принцип границ: прежде, чем браться, надо размежеваться, определить, кто что делает и когда;

— принцип обмена продуктами деятельности: взаимодействие проходит тогда, когда есть чем обменяться.

Форма реализации социального партнерства – договоры и соглашения между учреждениями основного, общего, профессионального и дополнительного образования и работодателем.

Ключевыми параметрами системы социального партнерства выступает способность образовательного учреждения к выработке собственной структуры и модели социального партнёрства, обладает ли ОУ потенциалом для перевода внешних влияний в свои собственные ресурсы.

Связи между партнёрами определяются, прежде всего, взаимовыгодными отношениями и ответственностью обеих сторон. По характеру можно выделить два вида отношений в партнёрстве.

Виды отношений в партнёрстве:

1. Договорная основа – упорядоченность, системность, регулярность, стабильность, надежность.

2. Устная договоренность – ситуативность отношений.

Что даёт социальное партнёрство ученикам и педколлективу?

Актуальность социального партнерства обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.

Сегодня перед образовательными учреждениями дополнительного образования стоят задачи: повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; cформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.

В основе организации совместной образовательной деятельности и построения модели взаимодействия лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе. В ходе определения спектра образовательных услуг в рамках сетевого взаимодействия первоначально были изучены особенности построения образовательного процесса ДДТ и наличие методического и педагогического ресурса по внедрению ФГОС.

Исходя из анализа наличия образовательного ресурса учреждения, в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей педагогический коллектив ДДТ предлагает школам поселка модульный подход к организации внеучебной деятельности.

Выход на внешнее сетевое взаимодействие, внешнее партнерство в интеграции основного общего и дополнительного образования отвечает требованиям Стандарта: организации образовательной деятельности, направленной на формирование культуры, духовно - нравственное, социальное, творческое, интеллектуальное развитие, укрепление здоровья детей; то есть предоставление учащимся возможности выбора широкого спектра занятий.

Изучив особенности модели учебно-воспитательных комплексов и особенности построения сетевого взаимодействия дополнительного образования в различных регионах России, педагогический коллектив ДДТ п. Пурпе на протяжении трех лет выстраивал свою стратегию взаимодействия с образовательными, культурно-досуговыми учреждениями поселка. Используемая модель организации взаимодействия дополнительного и общего образования в п. Пурпе ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка.

Таким образом, образовательная деятельность учреждения дополнительного образования детей имеет свои преимущества, такие, как:

Весь опыт работы учреждения по организации взаимодействия с внешними партнерами помог педагогическому коллективу адаптировать особенности модели учебно-воспитательного комплекса в образовательный процесс дополнительного образования.

перечень мероприятий, с определением исполнителей, источников и объема финансирования;

сметы расходов на проведение программных мероприятий;

отчет о выполнении Проекта сетевого сотрудничества.

На что направлена наша совместная деятельность в рамках реализации Проекта сетевого сотрудничества?

В основе выбора направлений взаимодействия и построения сетевой модели лежат результаты социального запроса школ и родителей поселка Пурпе.

Раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире - именно так определены цели современного образования в Стандарте II поколения: от признания знаний, умений, навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности успешно решать жизненные задачи.

Анализ деятельности образовательных учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям поселка показал, что в ходе реализации дополнительного образования появляются различные противоречия и сложности, такие как:

удовлетворенность качеством досуговой деятельности детей;

удовлетворенность нагрузкой детей во внеурочной деятельности;

режим работы кружков, секций, клубов (занятия проходят в одно и то же время);

отсутствие возможности дистанционного обучения в области дополнительного образования;

невыработанный ресурс эффективного сетевого взаимодействия образовательных школ и учреждений дополнительного образования.

В ходе изучение анкетирования родителей и педагогов дополнительного образования были выделены аспекты, которые являются базовыми в построении сетевого взаимодействия:

совершенствование системы дополнительного образования, направленной на создание среды социальной успешности каждого ребенка;

качественная внешняя интеграция основного и дополнительного образования на территории п. Пурпе.

Внедрение Проекта направлено на:

Создание условия для свободного выбора каждым ребёнком направления образовательной внеурочной деятельности;

Разработку программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательных траекторий обучающихся и направленных на повышение качества образовательных результатов, на совершенствование среды развития талантливых детей и молодежи;

Разработку программ образовательных модулей и ключевых дел по следующим направлениям взаимодействия:

Организация образовательной среды для дошкольного и младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС;

Организация системы работы со школьниками в области формирования личностного развития и саморазвития;

Организация системы работы с учащимися школ в области здоровьесберегающих технологий.

Критерием эффективности сегодня является процент родителей, принимающих участие в жизни ОУ, количество совместных мероприятий, количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития системы государственно-общественного управления образовательного учреждения; совершенствование материально-технической базы ОУ; объем привлечения внебюджетных средств.

Общие мероприятия, ключевые дела

Выставки по изобразительному, декоративно –прикладному творчеству

2. Духовно – нравственное развитие

3. Патриотическое воспитание

4. Интеллектуальное развитие

Научно-практические конференции, игры-викторины

5. Социальное развитие

6. Творческое развитие

Поселковые концерты к различным праздникам и датам,

7. Укрепление здоровья детей

Туристические слеты по летним и зимним видам спорта, фрироуп, поселковые соревнования по спортивной акробатике

Автор: Лякишева Надежда Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО г. Иркутска ДДТ№2
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Сетевое взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков."
Раздел: дополнительное образование

педагог дополнительного образования

МБУДО г. Иркутска ДДТ№2

Сетевое взаимодействие школы и

учреждений дополнительного образования в воспитании детей и подростков.

современном обществе. Эта государственная цель воспитания должна быть ориентиром всех

социальных институтов воспитания подрастающего поколения. Единство взаимодействия

школы, учреждений дополнительного образования и общественности создает условия для

детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Сетевое сотрудничество в

данных социальных институтах может быть обеспечено через различные формы и методы

взаимодействия. Дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении

является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентировано на

личности. Школа дает общее образование,

важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей,

образование все дети получают в одинаковом объеме, что определяется государственным

Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее

социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой

деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию

нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников. Дети выбирают то, что близко их

дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает возможность

образовательной деятельности: проводятся совместные акции, проекты, мероприятия. Может

быть и такой вариант, когда учреждение дополнительного образования функционирует в

общественную активность, детские организации занимают особое место.

Каковы же механизмы включения

внеурочную деятельность общеобразовательных школ?

1. Технологии интеграции в учебном процессе способствуют активизации познавательной

деятельности школьников, формированию их субъектной позиции через включение в

урок форм и методов, применяемых в дополнительном образовании в виде:

комплексных занятий: интегрированный урок, урок – аукцион знаний, творческий

отчёт, общественный смотр знаний;

проектов: информационных, творческих, исследовательских, ролевых…;

предметных технологий (изготовление наглядных пособий, подготовка иллюстраций к

2. Технологии интеграции во внеурочной деятельности активизируют субъектною позицию

подготовку общешкольных дел в виде:

технологий проектной деятельности;

технологий коллективного творческого воспитания;

технологий работы клубных объединений.

3. Технологии внешней интеграции в виде:

организации и проведения совместных интегрированных мероприятий: праздников,

творческих, общественно – полезных;

о р г а н и з а ц и и

п р о в е д е н и я

с о в м е с т н ы х интегрированны х

конкурсов (краеведческих, экологических, интеллектуальных);

нормативно-правовых документов, и один из них - это договор о сотрудничестве.

Договор о сотрудничестве позволяет закрепить гражданско-правовые отношения

участников взаимодействия и регулировать вопросы: проведения совместных мероприятий,

распределение кадровых ресурсов, полномочий и ответственности, организационные схемы

и процедуры управления совместной деятельностью и отчетности ее результатов.

Примером сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями может

служить сотрудничество таких учреждений, как МБУДО Г.Иркутска ДДТ№2

Между учреждениями выстроились взаимоотношения, основанные на равноправии и

Школа предоставила специализированное, оборудованное место для занятий, набор детей из

учеников школы, помощь в сценическом оформлении номеров: пошив костюмов, световое и

музыкальное оформление. Дом творчества в свою очередь предоставил для работы с детьми

педагога высшей квалификационной категории. Результатом сетевого взаимодействия стало

- На уровне педагога: написание методических разработок и проектов, описание

коллективе, выстроенных с использованием инновационных педагогических технологий;

комплексного построения воспитательного процесса в рамках творческого объединения,

школы, подготовка детей и педагогов к школьному фестивалю культур и языков «Планета

На уровне города: составление программы для педагогической команды КВН школы,

постановка творческих номеров при подготовке учителей к педагогическим смотрам.

Создание системы сетевого взаимодействия означает интеграцию уникального опыта,

возможностей и знаний участников, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не

может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Результатом такой работы стал

Совместные мероприятия, концерты, творческие поездки способствуют развитию творческой

инициативы, формируют навыки коллективной деятельности, ответственности у детей.

выполняет роль института развития творческих способностей детей, удовлетворения их

совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, а также

организации их свободного времени. Специфика данной модели сетевого взаимодействия

образовательных учреждений заключается в том, что она обеспечивает между различными

участниками взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. Такая форма

сетевого взаимодействия позволяет:

- построение индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на

творческую деятельность (художественной, технической, спортивной и др.);

- обеспечивает поддержку одаренных детей и детей других особых категорий (трудных, с

ограниченными возможностями здоровья);

воспитания гражданской идентичности обучающихся;

дополнительного образования и внеурочной деятельности.

На современном этапе сетевая организация совместной деятельности рассматривается

в качестве наиболее актуальной, оптимальной и эффективной формы достижения целей в

любой сфере, в том числе образовательной.

Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная

перспектива // Образование и наука. 2013. № 8. С. 3–15.

Васильев И.А. Качественное образование — детерминанта прироста интеллектуального

потенциала страны // Образование и наука. 2013. № 9. С. 103–121.

Виноградова И.Ю., Давыдова Н.Н. Разработка модели организации социально-педагогической

поддержки профессиональной инициативы педагога в новых экономических условиях //

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 2. С. 48–54.

Давыдова Н.Н., Синякова М.Г. Фоменко С.Л. Тенденции развития социального партнерства в

условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014.

Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития

инновационного потенциала педагогов // Муниципальное образование: инновации и экспе-

римент. 2012. № 4. С. 25–30.

Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука. 2012. № 9.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в нашей стране привела к определенным изменениям в системе дополнительного образования детей: изменился статус учреждений, характер их связей со школьным образованием. Сегодня учреждения дополнительного образования детей – это неотъемлемая часть образовательной системы района и города. Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка, независимо от уровня его развития, сформированности интересов, мотивации к обучению и уровня материального состояния его семьи.

Дополнительное образование направлено на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно изменяющемся социуме, удовлетворение естественной потребности развивающейся личности в познании себя в окружающем мире, организацию активной творческой созидательности жизнедеятельности детей, создание и развитие пространства детского благополучия.

Философы, анализируя пути развития общества, пришли к выводу, что в стабильные периоды развития культурный багаж, необходимый человеку для того, чтобы стать полноправным членом общества, передается в рамках традиционной школы. В период дестабилизации общественного строя усиливается значимость дополнительного образования. По всей вероятности, это связано с тем, что и школа в этот период претерпевает серьезную перестройку. Безусловно, мы живем в период активных изменений в обществе. Поэтому очевиден первый плюс дополнительного образования.

Вторым плюсом я бы назвала ту сравнительную свободу в содержании и методах дополнительного образования, которая позволяет процветать творчеству. Только ощущая полную безопасность и расширенные рамки возможностей, ребенок начинает по-настоящему творить.

Третий плюс – разнообразие содержания дополнительного образования по сравнению с общеобязательным учебным планом государственной школы. Благодаря такому разнообразию дети могут удовлетворить индивидуальные познавательные потребности, расширить интерес к миру.

И музыкальная школа на современном этапе также призвана, сохраняя традиции общего музыкального образования, решать задачу расширения сферы своего воздействия, обучая практически всех желающих.

ДМШ №1 сегодня – это 390 учеников, занимающихся на базовых площадках средних образовательных школ Кировского района г. Казани № 8, 32, 57, 151.

Филиалы школы открыты в пяти поселках района (Адмиралтейская Слобода, Красная Горка, Залесный, Юдино, Ново-Юдино). Для нас крайне важны результаты по совершенствованию и поддержке именно поселковых школ с их различными социологическими условиями. Главная задача такого образовательного процесса – повысить качество общего образования в поселке, увеличить качество и количество образовательных услуг, предоставляемых населению. Потому что в современной эпохе основным источником богатства становится знание.

Более того, можно сказать, что учение является приоритетным способом существования человека сегодня. Только человек, понимающий это, может быть успешным и конкурентоспособным в жизни.

Мы хотим, чтобы наши ученики смогли удовлетворить потребности в саморазвитии и самореализации, не тратя время на дорогу, не растрачивая свои жизненные силы, а значит, сохраняя свое здоровье, в своем же учебном заведении. И работа на базовых площадках общеобразовательных школ позволяет нам решать эти задачи.

Занимаясь в творческих объединениях на базе школы, все ученики получают возможность раскрыть свои творческие способности и проявить себя с лучшей стороны, изменить мнение учителей, одноклассников и родителей, что совсем немаловажно. Получив возможность самореализации, ребенок начинает по-новому ощущать себя в обществе, сознавать свою значимость и свое место в жизни.

Сегодня дополнительное образование не может рассматриваться как придаток к школе. Этот вид образования – самостоятельный и самоценный – никогда никакой школой заменён не будет, т.к. чем выше качественный уровень школьного образования, тем шире спектр образовательных интересов личности, которые сама школа удовлетворить в полной мере не может.

Школа и музыкальная школа – не конкуренты друг другу. В новой образовательной ситуации школа находит в нас широкий культурный фон и резерв обновления основного образования: неограниченные возможности для воспитания, развития творческой одарённости, самоопределения, самореализации и саморазвития ребёнка.

Активная интеграция основного и дополнительного образования в общеобразовательной школе с целью сохранения единого образовательного пространства способна обогатить содержание и формы школьной жизни. Особую актуальность эта задача приобретает сегодня, когда в общеобразовательной школе апробируется и внедряется система профильного обучения старшеклассников.

Взаимодействие образовательных детских учреждений – объективно необходимая интеграция педагогических усилий для формирования полноценного, образованного, физически, нравственно и социального здорового поколения.

Сегодня тесное сотрудничество характеризует отношения педагогов ДМШ №1 и школ района. Это позволяет расширить спектр видов деятельности на путях интеграции базового и дополнительного образования.

Нами определены пути данного сотрудничества. Они осуществляются через:

организацию культурного досуга;

информационно-методическую деятельность, что выражается в проведении совместных теоретических и практических семинаров, участии в общешкольных родительских собраниях, выступлениях на школьных педсоветах.

Постоянное сотрудничество общеобразовательных школ и музыкальной школы помогает создать систему непрерывного образования детей на основе их потребностей и запросов социума.

Интеграция с учреждением культуры для общеобразовательной школы – это возможность сделать обучение интересным для учеников и привлекательным для родителей.

Не секрет, что средняя школа испытывает дефицит высококвалифицированных кадров в области искусства. Объединяя свои силы с музыкальной школой, она получает музыкантов, хореографов и других специалистов, о которых в обычных условиях не пришлось бы и мечтать. Наши педагоги не ограничиваются только ведением уроков: напротив, они самым активным образом участвуют в жизни общеобразовательной школы. Для музыкальной школы такая практика также представляет ряд ценных возможностей, т.к. решается проблема с набором учеников.

Современное воспитание ставит своей целью – воспитание субъекта социализации: человека, который способен самоопределяться в культуре, занимать самостоятельную и активную позицию в стремительно обновляющихся социальных условиях, т.е. быть готовым к жизни в обществе.

Школьники включены в активную концертную деятельность. Так, хоровые коллективы школы - постоянные участники межрегиональных, городских и районных хоровых фестивалей. Они много выступают , доставляя людям радость соприкосновения с родной культурой, а это помогает ребятам понять значимость своего дела.

Деятельность ДМШ №1 - это целый мир искусства, фантазии и вдохновения, первых шагов и открытий, упорного труда и достижений.

С первых лет своего существования ДМШ создавала атмосферу творчества для всех детей, которые потом уходили от нас в большую жизнь, унося с собой багаж новых знаний и умений в различных областях культуры, искусства и общественной деятельности. Часы, проведенные в музыкальной школе, дают школьникам положительный импульс позитивной мотивации в их реальной жизни, а общение с единомышленниками-взрослыми способствует их личностному росту и формированию крепкой защиты в трудных жизненных ситуациях.


Становление личности в ребенке предполагает усвоение системы ценностных ориентаций, составляющих основу социализации. Формирование ценностных качеств особенно актуально сейчас, когда в обществе наблюдается нравственная дезориентация. Поэтому необходимо изучать, выявлять и учитывать социальный заказ общества, интересы ребенка, его способности, поведение, а т. ж. взаимозависимость семьи, школы, учреждений дополнительного образования и общества в котором находятся эти три составляющих компонента. Соответственно у каждого возникает масса вопросов: как в сложившихся условиях приобщить обучающихся к социальной жизни, помочь становлению индивидуальности и нравственных образцов поведения? Как найти способы и методы ненасильственного разрешения социальных конфликтов, возможностей развития личности на идеалах добра справедливости и милосердия? Нельзя и забывать о том, чтобы ребенок, покидая стены школы, был социально адаптивен и востребован в обществе. На все выше указанные вопросы очень сложно найти ответы. В своей педагогической деятельности каждый убежден, что только совместной деятельностью семьи, школы и учреждений дополнительного образования мы создадим единое педагогическое пространство и тем самым сможем добиться определенного результата.

Из опыта работы школы учреждений дополнительного образования мы определили и сформулировали несколько моделей взаимодействия.

Модель взаимодействия — это процесс создания условий для развития личности ребенка.

Цель модели взаимодействия учреждений дополнительного образования и школы — дать ребенку возможность выбора вида деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, которые будут способствовать становлению личности.

Можно выделить несколько моделей взаимодействия:

1 модель — ознакомительно — обучающая. Данная модель включает в себя следующее: при прохождении программного материала учащиеся под руководством учителя посещают учреждения дополнительного образования (музей, библиотеку, кинотеатр). Заведомо не спрашивая желания учащихся.

2 модель- модель свободного выбора.

В данной модели первое место занимает интерес ребенка, его желание и возможности родителей. (Посещение и обучение в художественной школе, музыкальной школе, танцевально-спортивной студии и т. д.) Можно считать данную модель идеальной.

3 модель-ознакомительно-заинтересованная (смешанная).

Данная модель предполагает следующее. Посещая какое-либо учреждение дополнительного образования, в процессе знакомства, появляется желание и интерес к какому-либо виду деятельности. Ребенок сам того ранее не предполагал.


При взаимодействии школ и учреждений дополнительного образования необходимо выполнять и соблюдать некоторые условия:

 диагностирование личности ребенка;

 помочь организовать выбор ребенка учреждений дополнительного образования среду, нравственно благоприятную и эмоционально-насыщенную;

 осуществлять анализ занятости учащихся в классе.

Но и все же возникает ряд проблем, когда у ребенка нет определенного желания посещать кружок или спортивную секцию, как в школе, так и в учреждении дополнительного образования. Тогда мы педагоги должны задуматься почему, ведь мы уже убедились в том, что это необходимо, но как убедить в этом ребенка? Анализируя взаимодействие школы и учреждений дополнительного образования, во многом зависит от уровня организованности. Приведем примеры нескольких уровней организованности.

1 уровень: характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т. д. работа которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития учреждения в целом малозаметна. Но вместе с тем для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми.

2 уровень: характеризуется различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности.

3 уровень: характеризуется тем, что когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы, а педагоги могут координировать свою деятельность.

4 уровень: характеризуется интеграцией основного и дополнительного образования детей. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных общих идей, тем самым обеспечивает развитие учреждения в целом.

Планируя работу дополнительного образования в школе в настоящее время необходимо учитывать все требования современного образовательного процесса.

Главным же условием взаимодействия необходимо помнить и считать, что все дети наделены разными способностями. Педагоги, классные руководители, родители должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий. Соблюдая, данные условия мы можем утверждать, что ребенок будет полноправным субъектом, а не объектом взаимодействия.

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, дополнительное образование детей, интерес ребенка, модель, развитие учреждения, становление личности, уровень, учреждение.

Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных.

дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, уровень, становление личности, развитие учреждения, модель, интерес ребенка, дополнительное образование детей, учреждение.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %. Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка.

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Центр игрового моделирования как инновационная модель. игровое моделирование, дополнительное образование, игровая.

Роль дополнительного образования в персонификации.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения.

Ключ к успеху учреждения дополнительного образования в современных условиях заключается в регулярных и успешных новациях, которые могут и должны быть реализованы.

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, индивидуализация, дополнительная общеобразовательная программа. Социальная и профессиональная востребованность личности в современном обществе требует создания необходимых условий для её развития.

Социализация личности детей с ограниченными возможностями.

Похожие статьи

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных.

дополнительное образование, модель взаимодействия, ребенок, уровень, становление личности, развитие учреждения, модель, интерес ребенка, дополнительное образование детей, учреждение.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Учреждения дополнительного образования детей художественной направленности (музыкальные школы, творческие мастерские, студии, школы искусств и другие) способствуют воспитанию творческой личности, помогают развивать коммуникативные качества.

Развитие детской одаренности в системе дополнительного.

Учреждения дополнительного образования детей (ДЮСШ, ЦДТ, Школа искусств, КДЦ, ДК) посещают 494 человека — 70 %. Систематическое взаимодействие ссемьей одаренного ребенка.

Развитие творческого потенциала детей в сфере.

дополнительное образование, дополнительное образование детей, творческое развитие личности ребенка, социальная активность, ребенок, образовательный процесс, позитивное отношение, творческое развитие.

Игровые технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности.

Центр игрового моделирования как инновационная модель. игровое моделирование, дополнительное образование, игровая.

Роль дополнительного образования в персонификации.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания. Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков. Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения.

Инновационная деятельность как вектор развития учреждения.

Ключ к успеху учреждения дополнительного образования в современных условиях заключается в регулярных и успешных новациях, которые могут и должны быть реализованы.

К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, индивидуализация, дополнительная общеобразовательная программа. Социальная и профессиональная востребованность личности в современном обществе требует создания необходимых условий для её развития.

Социализация личности детей с ограниченными возможностями.

Читайте также: