Сорок лет среди грабителей и убийц краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
В конце зимы – начале весны 2001 года на беллетристическом рынке появляется новый продукт: серия детективов о начальнике Санкт-Петербургской сыскной полиции Иване Дмитриевиче Путилине. Это не очередное подражание Акунину и не конъюнктурщина. Два романа из трех были написаны задолго до акунинских; третий – в 1999 году.
Лев Данилкин встретился с автором детективов Леонидом Юзефовичем, чтобы на месте выяснить, кто кого убил и кто что написал.
Юзефович оказался худощавым дяденькой лет пятидесяти (53 на самом деле), похожим на семейного человека из черно-белой рекламы Bosco di Ciliegi. Был несколько озадачен интересом к себе и не очень понимал, как себя вести со мной. От чая я на всякий случай отказался. Он еще больше разнервничался. Я, говорит, серьезный историк. ОК. Из Перми. Почему нет? Ученик известного медеевиста Сигурда Оттовича Шмидта. В самом деле? Закончил аспирантуру в историко-архивном институте. Занимался русским XVI веком, защитил диссертацию по дипломатическому церемониалу. Больше всего гордится маленькой статейкой, в которой подтвердил подлинность переписки Ивана Грозного с Курбским (была одно время теория, что все подделано). Вообще, во всех книжках, посвященных XVI веку, обязательно есть ссылка на его имя.
– Ну а как вы детективы-то стали писать?
– Ну да, вот Чхартишвили. У нас это традиционно разведено: есть серьезные авторы и авторы несерьезных исторических романов.
– Я ее очень сильно переделал – остался только сюжет.
– Ну я был молодой. Это было начало восьмидесятых. Дело в том, что изначально она была написана с насмешкой над тогдашним стилем мышления – сейчас-то все это архаика! – грубо говоря: если сегодня ты опоздал в школу, то завтра будешь заниматься фарцовкой, а послезавтра изменишь Родине. Было ощущение того, что за каждым поступком стоит высокий политический смысл. Та повесть была написана как насмешка над этим ощущением. В каждом происшествии изыскивается политическая тайна, интриги. А на самом деле все проще. Потом это стало неактуальным. Но я привязался к своему герою – Путилину. Он оброс деталями: у него появились жена, сын, кот и все такое.
– Был и писал, только у него инициал был другой.
– Много их было, кто про Путилина писал.
Юзефович vs Акунин
– Да, это мне говорила одна дама, которая делала с ним интервью одной из первых. Но никакого отношения к Акунину это не имеет. Если честно, то я его вообще не читал.
Тут надо заметить, что Леонид Юзефович, судя по разговорам с ним, очень неплохо разбирается в современной русской литературе; Акунин – досадное исключение.
– Я говорю совершенно серьезно. Я его покупал несколько раз, мои дети его читают, жена читает. Один роман я пытался читать. Не потому что я считаю, что он плох, упаси бог. Моя дочь – филолог – была в безумном восторге. Но я вообще мало читаю беллетристики.
Юзефович – не литературный проект, но это ретродетектив в чистом виде очень высокого качества. Сравнения с Акуниным неизбежны, но непродуктивны; что лучше – пепси или кока-кола? Неизвестно.
– Как странно вообще все это: два писателя вдруг заинтересовались одним и тем же периодом и начали сочинять историческую беллетристику, причем именно детективы.
– Единственное, что я знаю, – то, что я дарил свою книгу одному его очень близкому приятелю. Это было очень давно, еще когда не вышло ни одной его книжки. Совпадение прямое там есть только одно – мне дочь говорила – фамилия ротмистра Зейдлица. Я ее взял из газет. Я думаю, это просто восходит к одному источнику.
– Я знаю, что он меня читал, – продолжает тем временем Юзефович. – Это единственное, что я знаю. Еще лет пять или шесть назад. Но вряд ли это плагиат. Это же все носилось в воздухе. Как мне объясняла моя дочь, они более мастеровиты, более продуманны. Более смонтированны.
Техника детектива
– Интригу мне сочинить несложно, я таких сюжетов могу выдумать сколько угодно. Но я довольно медленно пишу. Мне нужен особый ритм времени, нужно полгода чистых и потом еще возвращаться к своему тексту в течение года.
– Мама в конце концов сказала, что это ненормально. Конечно, сейчас у меня память далеко не такая. Но тоже ничего.
– А вы просматриваете газеты того времени, про которое пишете?
– Конечно, я читал, особенно для первой вещи, там это заметно. Но вторая вещь написана абсолютно из головы. И третья тоже. А для первой зародыш сюжета есть в мемуарах Путилина. Мемуары, которые издал в свое время Сафонов (издателя звали Сафонов, у Юзефовича литобработчика зовут Сафронов. – Л.Д.), очень достоверны, но они очень простые. Там можно вычленить слой, который он пытался писать сам, и тот, где за него дописывали.
– А кстати, – говорит, затем уходит в другую комнату и возвращается с томом Моэма в руках. Зачитывает мне вслух:
– Я хотел сказать, что, хотя я очень люблю Моэма, сам я использую принцип, когда все-таки может быть спрятан крокодил, может упасть статуя Венеры Милосской, но вопрос в том, на кого она падает. Если она падает на человека, который описан достаточно объемно, то можно в это поверить.
– А откуда у вас взялся Путилин?
Путилин был начальником Петербургской сыскной полиции с 1866 по 1889 год. Затем – и на самом деле и у Юзефовича – вышел в отставку, купил усадебку в Новгородской губернии, на берегу Волхова, и там же умер в 1893 году от инфлюэнцы, за полгода до кончины договорившись об издании своих мемуаров. Литературные комиксы стали появляться не при нем, конечно, но сразу после его смерти.
– Неизвестно, почему именно его выбрали в качестве такой фигуры.
– Он действительно был легендарным?
– Не думаю. Но в течение 25 лет он был начальником, был действительным статским советником, вполне вписанным в бомонд. У меня-то в романах он совсем другой. Единственное общее – это такая хитреца.
– А с кого вы его делали?
– И в косичку он их заплетал постоянно?
– Ну нет, конечно, это я придумал.
– В мемуарах ничего такого нет, никакое монгольское посольство не приезжало. Но это все могло бы быть.
– Для меня история Восточной Европы всегда была интереснее Запада. Ну а моим хобби была история Монголии, я там когда-то служил в армии лейтенантом после военной кафедры.
– Наверное, это самая известная из моих книг.
Сейчас, в марте, она выходит во Франции.
– Барон Унгерн вообще на Западе довольно популярен, там о нем есть два романа.
– Сам Лимонов ее очень любит.
Александр Дугин написал радиопьесу, в которой Лимонов играл роль Унгерна и орал диким голосом.
Юзефович много лет занимался Монголией, прочитал практически все, что есть по-русски об этой стране. Бывал там.
– Я знаю этот мир, особенно увлекался им в юности. Вот видите, на стене у меня танки (буддистские иконы на ткани. – Л.Д.) висят.
Предчувствие гражданской войны
– Как автор детективов кого из писателей вы любите?
– Джозефа Конрада, Сомерсета Моэма, Ивлина Во, Честертона, Стивенсона. Я вообще воспитан на английской литературе.
Через некоторое время он вдруг произносит:
– Вы знаете, а я ведь писал детективы и другие – я всегда писал детективы. У меня есть еще детективы о Гражданской войне.
– А что ж вы не издадите сейчас все это?
– Нет желания все это издавать. Мне не стыдно за них, но они написаны, когда мне не было еще тридцати даже. В то время мы взрослели очень поздно.
– Вы рассчитываете на успех?
Будь я издателем, я убедил бы Юзефовича подновить несколько его старые вещи про Гражданскую войну и сделал бы из них особую серию; уверен, через год вся страна только это бы и читала. Про Путилина и говорить нечего. У Леонида Юзефовича слишком большие способности к беллетристике, чтобы позволить ему остаться только историком.
Сравнительная хронология Фандоринской и Путилинской эпопей
1830 год рождения Путилина
1856 год рождения Фандорина
1877 Фандорин ловит шпионов на Русско-турецкой войне
1882-1891 Фандорин служит чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе
1889 Путилин уходит в отставку с поста начальника сыскной полиции Петербурга
1891 Фандорин ловит террористов в Москве
1893, август-сентябрь Путилин с Сафроновым записывают мемуары
1893, октябрь Путилин умирает от инфлюэнцы
Обложка книги
Сорок лет среди грабителей и убийц — автобиографическая книга И. Д. Путилина.
Содержание
О книге
Воспоминания начальника сыскной полиции увидели свет в 1889 году, незадолго до смерти самого автора — Ивана Дмитриевича Путилина. С того времени она несметное количество раз переиздавалась вплоть до Великой Октябрьской революции.
Сюжет
Иван Дмитриевич Путилин — гений русского уголовного дела, благодаря своей находчивости и необыкновенной проницательности раскрывает самые сложные преступления.
Рассказы
См. также
Ссылки
Литература
- Книги по алфавиту
- Детективные повести
- Мемуары и автобиографии
- Книги 1889 года
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Сорок лет среди грабителей и убийц" в других словарях:
Путилин, Иван Дмитриевич — Иван Дмитриевич Путилин Дата рождения … Википедия
Костюм Арлекина — Автор: Леонид Юзефович Жанр: детектив Язык оригинала … Википедия
Дом свиданий (роман) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дом свиданий. Дом свиданий Обложка издания 2001 года Автор: Леонид Юзефович … Википедия
Путилин Иван Дмитриевич — Иван Дмитриевич Путилин (1830, Новый Оскол, Курская губерния 1893, Новоладожский уезд, Санкт Петербургская губерния) глава сыскной полиции Санкт Петербурга. Содержание 1 Биография 2 Современники о Путилине … Википедия
Иван Дмитриевич Путилин — (1830, Новый Оскол, Курская губерния 1893, Новоладожский уезд, Санкт Петербургская губерния) глава сыскной полиции Санкт Петербурга. Содержание 1 Биография 2 Современники о Путилине … Википедия
Иван Путилин — Иван Дмитриевич Путилин (1830, Новый Оскол, Курская губерния 1893, Новоладожский уезд, Санкт Петербургская губерния) глава сыскной полиции Санкт Петербурга. Содержание 1 Биография 2 Современники о Путилине … Википедия
Путилин, Иван — Иван Дмитриевич Путилин (1830, Новый Оскол, Курская губерния 1893, Новоладожский уезд, Санкт Петербургская губерния) глава сыскной полиции Санкт Петербурга. Содержание 1 Биография 2 Современники о Путилине … Википедия
Обложка книги
Сорок лет среди грабителей и убийц — автобиографическая книга И. Д. Путилина.
Содержание
О книге
Воспоминания начальника сыскной полиции увидели свет в 1889 году, незадолго до смерти самого автора — Ивана Дмитриевича Путилина. С того времени она несметное количество раз переиздавалась вплоть до Великой Октябрьской революции.
Сюжет
Иван Дмитриевич Путилин — гений русского уголовного дела, благодаря своей находчивости и необыкновенной проницательности раскрывает самые сложные преступления.
Рассказы
См. также
Напишите отзыв о статье "Сорок лет среди грабителей и убийц"
Ссылки
Литература
Отрывок, характеризующий Сорок лет среди грабителей и убийц
Это воспоминания первого начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции
Ивана Дмитриевича Путилина (1830—1893), который в свое
время был человеком-легендой.
Из сорока лет службы в сыскной полиции он возглавлял её 27 лет .
Современной криминалистики тогда не существовало.
Не получивший систематического образования и до конца жизни
говоривший не "агенты", а "ахенты", Путилин вырос от рядового полицейского до генерала благодаря исключительному знанию преступного мира, человеческой психологии и умению использовать мелких жуликов для поимки крупных.
"По природе своей Путилин был чрезвычайно даровит и как бы создан для своей должности. Необыкновенно тонкое внимание и чрезвычайная наблюдательность, в которой было какое-то особое чутье, заставлявшее его вглядываться в то, мимо чего все проходили безучастно, соединялись в нем со спокойной сдержанностью, большим юмором и своеобразным лукавым добродушием. Умное лицо, обрамленное длинными густыми бакенбардами, проницательные карие глаза, мягкие манеры и малороссийский выговор были характерными наружными признаками Путилина. (Из воспоминаний Ф.Кони)
Знаменитый сыщик Путилин еще при жизни стал литературным героем.
В конце XIX века рассказы о приключениях Путилина, имевшие
мало общего с действительностью, продавались в России в мягких
обложках по цене в несколько копеек и соперничали с рассказами о Шерлоке Холмсе.
Читайте также: