Соответствие умк школа россии фгос ноо

Обновлено: 02.07.2024

- ОРКСЭ. Основы православной культуры. Кураев А.В.
- ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
- ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
- ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Чимитдоржиев В.Л.
- ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
- ОРКСЭ. Основы светской этики. Шемшурина А.И.

Ведущая целевая установка программы - обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС НОО.

В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года, перед нашим методическим объединением встал вопрос выбора УМК.

В настоящее время существует несколько систем учебников или учебно-методических комплексов (программ):

В связи с переходом образовательных учреждений на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) с 2011/2012 учебного года все образовательные программы были доработаны, их учебники прошли Государственную экспертизу на соответствие ФГОС второго поколения.

В Федеральном перечне учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год ( Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г. ) в разделе "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" выделены четыре системы учебников:

Эти УМК включают в себя завершенные предметные линии учебников уже по всем предметам начального общего образования: русский язык, литературное чтение, математика, информатика, окружающий мир, технология, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 кл.).

Учебники остальных ранее перечисленных программ или завершенных предметных линий также входят в Федеральный перечень рекомендованных (допущенных) учебников на 2011/2012 учебный год в разделы "Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования" или "Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования".

приоритет понимания над воспроизведением текста,

причинно-следственный, аналитический подход в работе с текстом;

акцент на собственном аргументированном суждении;

неформальный, занимательный характер вопросов;

полноту средств, формирующих сложные умения;

практическое совпадение авторских акцентов с проверяемыми PIRLS умениями.

Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.

3. Организации учебной деятельности учащихся на основе системно-

Основополагающими принципами УМК Школы России являются:

Принцип воспитания гражданина России

Принцип ценностных ориентиров

Принцип обучения в деятельности

Принцип работы на результат

Принцип синтеза традиций и инноваций в образовании

Приоритет воспитания в образовательном процессе, личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения реализуются в учебниках по всем предметам.

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования.

Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу?

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;

имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Все предметы, включая и предметы эстетического цикла, работают на общий результат, формируя у ребенка единую современную картину мира и развивая умение учиться.

Слайды 10-19.

Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

- Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И.

- Информатика (3-4 классы). Авторы: Семёнов А.Л., Рудченко Т.А.

- Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А.

- Изобразительное искусство. Авторы: Неменская Л.А., Коротеева Е.И., Горяева Н.А. (под ред. Неменского Б.М.).

- Физическая культура. Автор: Лях В.И.

- Английский язык (2-4 классы). Авторы: Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А., Лапа Н.М., Костина И.П., Дуванова О.В.

- Английский язык (расширенное содержание обучения иностранному языку).
Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.

- Немецкий язык (2-4 классы). Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.

- Французский язык. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.

- Испанский язык. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.

В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения универсальными учебными действиями и формирования способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию — умение учиться.

Для этого методический аппарат учебников построен с учетом возможности применения в практике учителя широкого спектра современных технологий, методов, форм, приемов и иных образовательных ресурсов организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности:

ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;

значительный воспитательный потенциал;

ориентация на здоровьесбережение младших школьников;

возможности для дифференцированного и личностно-ориентированного образования школьников, реализации педагогики сотрудничества;

преобладание проблемно-поискового метода обучения, заданий и вопросов, инициирующих детское действие;

практическая направленность содержания учебного материала с опорой на социальный опыт ученика, связь с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

творческие, проектные задания, практические работы, учебные диалоги;

возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

возможности для разнообразия организационных форм обучения: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, фронтальной;

возможности для работы с современной информационно-образовательной средой: использование информационно-коммуникационных технологий, электронных образовательных ресурсов, интернет-ресурсов, различных мультимедийных приложений (DVD-видео, программное обеспечение для интерактивной доски и CD-ROM диски).

Модернизация системы заданий учебников

В этой связи основными направлениями доработки учебников стали:

Слайды 23-25

23) Задания для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку:

24) Задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников:

Авторы увеличили количество заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД.

Специальная система заданий связывает учебники и рабочие тетради, учебник и тетрадь тестов, а также организует поиск необходимой информации: в сети Интернет, энциклопедической, справочной, краеведческой, научно-популярной литературе.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, морализаторства, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для ребенка форме решает задачи формирования нравственных ценностей.

Семья, представленная в учебнике, демонстрирует образец семейных отношений, который переносится на реальную жизнь каждого ребенка. Этому помогает система заданий в учебнике, рабочей тетради, а также методических пособиях, которая позволяет связать учебные ситуации курса с реальной жизнью ребенка в семье.

- базовых предметных и межпредметных понятий, заложенных в содержание системы учебников с целью формирования у школьников целостной картины мира;

- системы заданий, учитывающих специфику предметного содержания и направленных на формирование универсальных учебных действий с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- создания методических условий для реализации системно-деятельностного подхода;

Несомненно, ценность комплекта состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

Есть задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Новая тема - учащиеся сначала вспоминают все знания, связанные с этой темой, а потом двигаются дальше. В заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.
Литературное чтение 1 кл. с.19-21.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Да, система в разнообразии форм организации учебной деятельности видна. Везде предусмотрен комплекс различных форм (групповая работа, работа в парах, работа с дополнительной литературой и др.) Условные знаки облегчают организацию учебной деятельности.

Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Дает учащимся возможность показывать хорошие результаты в различных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на страницах каждого раздела есть основные цели и задачи учебной деятельности, что помогает учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Окружающий мир 3 кл. с.86-97.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД

Регулятивные универсальные учебные действия.

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:

I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.14).

II. Перевод текста на язык математики (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.15). Т екст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи записаны в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Модели различного вида: чертежи, схемы, графика, таблицы. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства, которые часто с трудом выявляются при чтении текста (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.37 50 и т.п.)

III. Установление отношений между данными и вопросом (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.18, 27, 45) . На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения и выстраивается последовательность конкретных действий.

IV. Составление плана решения задачи. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр. 80 и далее) .

V. Осуществление плана решения (например, Математика 1 кл. ч.2 стр.56 (з.1), стр. 57 (з.1) .

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет.

Познавательные универсальные учебные действия.

Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез и др. ‐ относится к познавательным УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. В учебниках есть задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению. Есть интересные тексты, задания, прослеживается связь с жизнью. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
Окружающий мир 1 класс с54-55.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каким образом данный УМК реализует принципы деятельностного подхода?

Имеет ли УМК проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода?

Как структура отдельного учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности?

Есть задания для фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной деятельности. Новая тема - учащиеся сначала вспоминают все знания, связанные с этой темой, а потом двигаются дальше. В заданиях сочетаются разные уровни обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета.
Литературное чтение 1 кл. с.19-21.

Видите ли вы систему в разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК? В чем она заключается?

Да, система в разнообразии форм организации учебной деятельности видна. Везде предусмотрен комплекс различных форм (групповая работа, работа в парах, работа с дополнительной литературой и др.) Условные знаки облегчают организацию учебной деятельности.

Программа регулирует различные аспекты освоения метапредметных умений: содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Дает учащимся возможность показывать хорошие результаты в различных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Обеспечивает ли УМК сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы?

УМК обеспечивает сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов освоения программы.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) на страницах каждого раздела есть основные цели и задачи учебной деятельности, что помогает учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Окружающий мир 3 кл. с.86-97.

Отражает ли данный УМК интересы и потребности современного ребенка? В чем это выражается?

Предлагает ли УМК механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников? Если – да, то в чем это выражается?

Приведите примеры учебных заданий, которые обеспечивают формирование УУД. Представьте в примерах все группы УУД

Регулятивные универсальные учебные действия.

К регулятивным УУД относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и что очень важно, волевая саморегуляция.

Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД:

I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.14).

II. Перевод текста на язык математики (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.15). Текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи записаны в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Модели различного вида: чертежи, схемы, графика, таблицы. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства, которые часто с трудом выявляются при чтении текста (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.3750 и т.п.)

III. Установление отношений между данными и вопросом (например, Математика 1 кл. ч.1 стр.18, 27, 45). На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения и выстраивается последовательность конкретных действий.

IV. Составление плана решения задачи. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач (например, Математика 1 кл. ч.1 стр. 80 и далее).

V. Осуществление плана решения (например, Математика 1 кл. ч.2 стр.56 (з.1), стр. 57 (з.1).

Общий прием решения задач должен быть предметом специального усвоения с последовательной отработкой каждого из составляющих его компонентов. Овладение этим приемом позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать различные типы задач.

Описанный обобщенный прием решения задач применительно к математике в своей общей структуре может быть перенесен на любой учебный предмет.

Познавательные универсальные учебные действия.

Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез и др. ‐ относится к познавательным УУД.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т.п. В учебниках есть задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях. Этому способствуют игровые ситуации, сквозные герои (в окружающем мире – это дети Надя и Сережа, Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха), герои страниц учебников, содержательный иллюстративный материал, вопросы и задания, задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД и пр.

Каким образом в данном УМК формируется детская самостоятельность?

Каким образом в УМК формируются действия контроля?

Считаете ли вы, что данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению? Если – да, то каким образом это делается?

Данный УМК создает условия для мотивации ученика к учению. Есть интересные тексты, задания, прослеживается связь с жизнью. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
Окружающий мир 1 класс с54-55.

Каким образом данный УМК обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся?

Читайте также: