Соня из 7 буээ краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Во втором выпуске цикла материалов про важные детские книги на взрослые темы — «Соня из 7 "Буээ" Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека. Это рэп-комикс, настоящая поэма, высмеивающая школьные порядки и от первого лица рассказывающая о буллинге и подростковом одиночестве.

Детские книги на взрослые темы: книга вторая — «Соня из 7

«Соня из 7 "Буээ" Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека

Главная героиня — девочка Соня с челкой на глаза и в больших очках, учится в седьмом классе и не любит школу. Она не стремится вписаться в коллектив, с иронией относится к урокам истории и биологии, а от несовершенства мира прячется в больших наушниках, где всегда играет рок, — только потом мы узнаем, что Соню травят. Это рэп-комикс, настоящая поэма, высмеивающая школьные порядки и от первого лица рассказывающая о буллинге и подростковом одиночестве.

Как создавалась книга

Алексей сам выбрал художника-иллюстратора, и они с Тимофеем увидели Соню именно такой — немного отстраненной девочкой в больших очках, с волосами, спадающими на лицо, в наушниках, ото всех скрывающейся. Очень конкретный образ, таких девочек много.




О реакции на книгу



– Алексей, расскажите, как появилась ваша героиня Соня. Это попытка запечатлеть современного героя-подростка?

– Как вы думаете, почему героями литературы так часто становятся именно чудаки?

А. О.: Потому что легче ухватиться за особенность, чем за обыденность. Чтобы найти интерес в повседневном, нужен особый талант.

– Вы с самого начала задумывали книгу в виде комикса?

– Тим, что привлекло вас в этом проекте?

– Вы согласовывали графический образ Сони в начале работы?

А. О.: Я практически не вторгался в иллюстрации. Например, я не знаю, почему здесь Тим нарисовал у Сони медвежьи лапы, но мне нравится. Наверное, ему нужно было визуально заполнить пространство.

А. О.: А почему лапы именно медвежьи?

Т. Я.: Потому что Соня сильная на самом деле.

А. О.: Здесь два образа Сони – мой, созданный словами, и графический, который возник у Тима. И получается такой синтез.

Sonya_illustr 1

– Тим, что для вас было самым сложным в работе над книгой?

– Почему?

Когда я разговаривал с издателем комиксов Димой Яковлевым, он сказал, что у стихов своя структура, а у комикса – своя, и выразил сомнение, что вообще можно нарисовать стихи. А мне кажется, это, наоборот, тренд – на Западе многие делают графические новеллы, в том числе ритмизованные и поэтические.

А. О.: . и не рэп. (Смеется.) Нет, вот есть про Дубровского что-то похожее на рэп:

Дубровский был дворянин, но очень бедный.
Носил в кармане грошик медный.
Стрелял медведей в ухо,
Лишая зверей таким образом слуха.

Тут можно положить бит. Но в книге везде разная рифмовка. Я чувствовал, что давать одну и ту же схему будет скучно.

– А почему вы решили рассказать эту историю именно в стихах? Раньше у вас выходили только прозаические книги.

А. О.: Я был. У меня было зрение минус десять, очки с толстыми линзами в огромной оправе, так что я даже чисто визуально был обречен и отгорожен от мира. Я был неловким, полноватым, а школа у меня была спортивная. Несладко мне приходилось.

Т. Я.: Я тоже был аутсайдером. Но были в школе и те, кому приходилось хуже, чем мне, а я стоял в сторонке. Было неприятно.

– В книге поднимается тема буллинга. Мы видим Соню в разных ролях: она наблюдает травлю, выступает защитницей, сама подвергается буллингу… Я заметила, что, касаясь этой темы, текст и рисунки становятся более метафоричными. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к этой теме и почему выбрали такой прием?

Sonya_illustr 2

– И все-таки героине есть на что опереться – она рисует, любит музыку. Кульминационная сцена книги обозначает творчество как спасение.

А. О.: Да, в финале это впрямую заявлено:

Вбила я гвоздь в ладонь ‒
Будет мне карандаш.
Буду я каждый день
Брать им на абордаж.

Это единственное, на что Соня может опереться. Я специально не стал включать в историю родителей. Родители не всегда помогают, они дома, а в школе ты один.

А. О.: Да. Она чувствует себя абсолютно брошенной.

А. О.: Это метафора того, что ты опираешься не только на самого себя, но и на что-то, что больше тебя. И это помогает жить. Всё вещественное тебя подведет, а невещественное – нет. Опираться на ветер – это опираться на свое искусство, музыку, слово. Вот о чем речь.

– Постскриптум появился сразу или когда книга уже была закончена?

А. О.: Постскриптум появился в конце, когда вся история собралась целиком. Сначала я хотел остановиться на финальных словах Сони:

Буду я каждый миг
Сеткой штрихов ловить.
Если меня нет,
Меня не остановить.
Ветер под руку лег.
Встала рядом тень.
Буду идти туда,
Где рождается день.

Sonya_illustr 3

Это ее вывод из того, что с ней произошло. Но чего-то мне не хватало. И родился еще один текст. Я понял, что это уже не может быть текстом Сони, это текст другого человека, взрослого, который через все это прошел и выжил.

– Говорят, что поэзия окончательно уходит в музыку. Что вы об этом думаете?

А. О.: Мне так не кажется. И смотря о какой музыке речь. Рэп – это отдельная история, это говорение. То напряжение, которое есть в поэзии, далеко не всегда возникает в рэпе, где часто ведущую роль играет бит. Если бит хороший, то песня тебе нравится, даже если слова в ней никакие. И в рэпе очень важна техника читки.

Фото Дарьи Доцук

Реп-комикс-о-школе-Ильи-Олейникова

Реп-комикс-о-школе-Ильи-Олейникова

Реп-комикс-о-школе-Ильи-Олейникова

Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством

ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Это история о девочке Соне.

Здесь драма и комедия в одном флаконе.

Здесь есть слезы и есть смех.

Эта история касается всех.

История о травле? Об абсурде школы? О жестокости детей или о красоте жизни? О давлении коллектива или о том, как в сопротивлении ему рождается свобода? Обо всем этом и еще о многом другом. Это история о Соне.

В нашей школе случается много историй:

например, как в окне застрял мальчик Боря

или как петарду взорвали в туалете

никому не известные всем знакомые дети

Очень, очень много чего происходит,

жалко, это в программу учебы не входит

И никто у доcки не спросит ответ,

не потребует сделать презентацию или проект:

на тему "В каком году племена из началки

сошлись в великой битве при раздевалке?"

Жаль, что не напишет никакой хронист

летопись седьмого б, царапая пером лист,

сражаясь с судьбой, с набегами варваров и крыс

В холодной келье не будет дуть на руки,

думая, что купить - чернила, свеч или брюквы,

чтобы прокормиться, пережить холода

А там уже легче, солнышко, голуби и лебеда

И главное, светло и можно уже долго писать,

фиксируя в толстенную тетрадь

о том, как в столовке произошел исторический раздел борща

и кто-то отхватил при этом леща

Или как Безручко произвел чужого рюкзака аншлюс

А у Феди нашли в кроссовке снюс

А Костян на физре парил вейп, клубничный вроде

По-подростковому саркастичную и остросоциальную драму, щедро приправленную приметами времени и элементами молодежной культуры, придумал писатель, журналист и преподаватель Алексей Олейников и проиллюстрировал художник, дизайнер и преподаватель Тим Яржомбек.


Пользовательницу твиттера под ником Сонечка™ зовут (ожидаемо) Соня, а в школьные годы она училась в классе под литерой Б. В социальной сети девушка поделилась историей, степень невероятности которой зашкаливает: как она, сама о том не зная, стала героиней рэп-комикса.

Случайность? Сбой в матрице? Как бы не так. Посмеявшись над сходством с литературным персонажем, Сонечка™ обратила внимание на имя автора. Когда девушка поняла, что писатель — её школьный учитель, то начала нецензурно ругаться.

Соня — семиклассница, уже девушка, а не девочка. Она чувствует себя не на своём месте, не до конца вписанной в окружающую действительность, и этот диссонанс её мучает, но при этом она не готова тихо страдать, она придумывает свой способ отстраивания от действительности, способ спрятаться во что-то, и из этой уютной норки достаточно саркастично наблюдать за всем происходящим.

Сонечка™ не нуждалась в подтверждениях в виде интервью. Пролистав экземпляр комикса, она поняла, что у неё с героиней слишком много общего.


Сонечка™ ‏

Это кажется просто шутками, но Я ЗНАЮ, ОТКУДА ТУТ НОГИ РАСТУТ. Это *****.

Того же мнения были близкие (и не очень) знакомые девушки.


Сонечка™ ‏

****, МНЕ ТОЛЬКО ЧТО НАПИСАЛ НЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ФОЛЛОВИТ МЕНЯ В ТВИТТЕРЕ.

Теперь некоторые из страниц комикса можно найти в социальных сетях. Помимо сна на парте, книжная Соня занимается бегом на лыжах.


Сонечка™ ‏

Когда Соня не спит и не страдает на стадионе, она размышляет, насколько ей не нравятся уроки в школе.


неопределенный ъьъ

Несколько иллюстраций, если кому надо. (Нашла на сайте одного из книжных).


неопределенный ъьъ ‏

Если преподаватель выходит из класса, ученикам легче не становится. За время его отсутствия школьники умудряются изобрести машину времени и совершить путешествие в мезозой.


неопределенный ъьъ ‏

А дальше, видимо, жизнь Сони начинает движение по кругу.


неопределенный ъьъ ‏

Как же выглядит сама Сонечка™? В комментариях к посту девушка поделилась скриншотом своей страницы в инстаграме. В прошлом у пользовательницы действительно были рыжие волосы, а очки она носит до сих пор.


sonechka.photo

Сонечке™ оставалось лишь подтвердить или опровергнуть свои предположения. Для этого девушка связалась с учителем и прямо спросила его о книге.


Сонечка™ ‏

Ответь, *****.

Вскоре пользовательница получила ответ. Преподаватель не согласился с обвинениями, а заодно попытался объяснить, почему героиня так похожа на его бывшую ученицу. Оказалось, всё дело в фантазии и художественном подходе.


Сонечка™

Короче, в заключение (наверное). У меня ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, что лыжи и рок тоже были вытащены откуда-то его подсознанием. Но вот так вот.

В конце разговора Олейников рекомендовал Сонечке™ не искать совпадений между его произведением и реальной жизнью девушки.

Вот только она, кажется, с таким предложением не согласна.


Сонечка™ ‏

ОН МЕНЯ ТРОЛЛИТ.

Но перспектива получить книгу о своей подростковой жизни не может не льстить.

А вот подписчики девушки за неё только порадовались.

✨Лампøвый пидøр ✨ ‏

Жизнь надо прожить так, чтобы твой бывший литератор сделал про тебя книгу.

Впрочем, повод для беспокойства у Сонечки™ всё же есть.

хожу в кино на ******** фильмы и радуюсь жизни

Вся твоя жизнь — это выдумка писателя Алексея Олейникова. И ты в ней Соня.

Внимательно относиться к книгам стоит не только Сонечке™, но и вам. Писатели Джесси Рассел и Рональд Кон — авторы 300 тысяч фейковых изданий, которые продаются за реальные деньги. Афера миллионов рублей и одного российского издательства.

Читайте также: