Соня из 7 буээ краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Во втором выпуске цикла материалов про важные детские книги на взрослые темы — «Соня из 7 "Буээ" Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека. Это рэп-комикс, настоящая поэма, высмеивающая школьные порядки и от первого лица рассказывающая о буллинге и подростковом одиночестве.
«Соня из 7 "Буээ" Алексея Олейникова и Тимофея Яржомбека
Главная героиня — девочка Соня с челкой на глаза и в больших очках, учится в седьмом классе и не любит школу. Она не стремится вписаться в коллектив, с иронией относится к урокам истории и биологии, а от несовершенства мира прячется в больших наушниках, где всегда играет рок, — только потом мы узнаем, что Соню травят. Это рэп-комикс, настоящая поэма, высмеивающая школьные порядки и от первого лица рассказывающая о буллинге и подростковом одиночестве.
Как создавалась книга
Алексей сам выбрал художника-иллюстратора, и они с Тимофеем увидели Соню именно такой — немного отстраненной девочкой в больших очках, с волосами, спадающими на лицо, в наушниках, ото всех скрывающейся. Очень конкретный образ, таких девочек много.
О реакции на книгу
– Алексей, расскажите, как появилась ваша героиня Соня. Это попытка запечатлеть современного героя-подростка?
– Как вы думаете, почему героями литературы так часто становятся именно чудаки?
А. О.: Потому что легче ухватиться за особенность, чем за обыденность. Чтобы найти интерес в повседневном, нужен особый талант.
– Вы с самого начала задумывали книгу в виде комикса?
– Тим, что привлекло вас в этом проекте?
– Вы согласовывали графический образ Сони в начале работы?
А. О.: Я практически не вторгался в иллюстрации. Например, я не знаю, почему здесь Тим нарисовал у Сони медвежьи лапы, но мне нравится. Наверное, ему нужно было визуально заполнить пространство.
А. О.: А почему лапы именно медвежьи?
Т. Я.: Потому что Соня сильная на самом деле.
А. О.: Здесь два образа Сони – мой, созданный словами, и графический, который возник у Тима. И получается такой синтез.
– Тим, что для вас было самым сложным в работе над книгой?
– Почему?
Когда я разговаривал с издателем комиксов Димой Яковлевым, он сказал, что у стихов своя структура, а у комикса – своя, и выразил сомнение, что вообще можно нарисовать стихи. А мне кажется, это, наоборот, тренд – на Западе многие делают графические новеллы, в том числе ритмизованные и поэтические.
А. О.: . и не рэп. (Смеется.) Нет, вот есть про Дубровского что-то похожее на рэп:
Дубровский был дворянин, но очень бедный.
Носил в кармане грошик медный.
Стрелял медведей в ухо,
Лишая зверей таким образом слуха.
Тут можно положить бит. Но в книге везде разная рифмовка. Я чувствовал, что давать одну и ту же схему будет скучно.
– А почему вы решили рассказать эту историю именно в стихах? Раньше у вас выходили только прозаические книги.
А. О.: Я был. У меня было зрение минус десять, очки с толстыми линзами в огромной оправе, так что я даже чисто визуально был обречен и отгорожен от мира. Я был неловким, полноватым, а школа у меня была спортивная. Несладко мне приходилось.
Т. Я.: Я тоже был аутсайдером. Но были в школе и те, кому приходилось хуже, чем мне, а я стоял в сторонке. Было неприятно.
– В книге поднимается тема буллинга. Мы видим Соню в разных ролях: она наблюдает травлю, выступает защитницей, сама подвергается буллингу… Я заметила, что, касаясь этой темы, текст и рисунки становятся более метафоричными. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к этой теме и почему выбрали такой прием?
– И все-таки героине есть на что опереться – она рисует, любит музыку. Кульминационная сцена книги обозначает творчество как спасение.
А. О.: Да, в финале это впрямую заявлено:
Вбила я гвоздь в ладонь ‒
Будет мне карандаш.
Буду я каждый день
Брать им на абордаж.
Это единственное, на что Соня может опереться. Я специально не стал включать в историю родителей. Родители не всегда помогают, они дома, а в школе ты один.
А. О.: Да. Она чувствует себя абсолютно брошенной.
А. О.: Это метафора того, что ты опираешься не только на самого себя, но и на что-то, что больше тебя. И это помогает жить. Всё вещественное тебя подведет, а невещественное – нет. Опираться на ветер – это опираться на свое искусство, музыку, слово. Вот о чем речь.
– Постскриптум появился сразу или когда книга уже была закончена?
А. О.: Постскриптум появился в конце, когда вся история собралась целиком. Сначала я хотел остановиться на финальных словах Сони:
Буду я каждый миг
Сеткой штрихов ловить.
Если меня нет,
Меня не остановить.
Ветер под руку лег.
Встала рядом тень.
Буду идти туда,
Где рождается день.
Это ее вывод из того, что с ней произошло. Но чего-то мне не хватало. И родился еще один текст. Я понял, что это уже не может быть текстом Сони, это текст другого человека, взрослого, который через все это прошел и выжил.
– Говорят, что поэзия окончательно уходит в музыку. Что вы об этом думаете?
А. О.: Мне так не кажется. И смотря о какой музыке речь. Рэп – это отдельная история, это говорение. То напряжение, которое есть в поэзии, далеко не всегда возникает в рэпе, где часто ведущую роль играет бит. Если бит хороший, то песня тебе нравится, даже если слова в ней никакие. И в рэпе очень важна техника читки.
Фото Дарьи Доцук
Реп-комикс-о-школе-Ильи-Олейникова
Обложка и фрагмент книги предоставлены издательством
ДЛЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Это история о девочке Соне.
Здесь драма и комедия в одном флаконе.
Здесь есть слезы и есть смех.
Эта история касается всех.
История о травле? Об абсурде школы? О жестокости детей или о красоте жизни? О давлении коллектива или о том, как в сопротивлении ему рождается свобода? Обо всем этом и еще о многом другом. Это история о Соне.
В нашей школе случается много историй:
например, как в окне застрял мальчик Боря
или как петарду взорвали в туалете
никому не известные всем знакомые дети
Очень, очень много чего происходит,
жалко, это в программу учебы не входит
И никто у доcки не спросит ответ,
не потребует сделать презентацию или проект:
на тему "В каком году племена из началки
сошлись в великой битве при раздевалке?"
Жаль, что не напишет никакой хронист
летопись седьмого б, царапая пером лист,
сражаясь с судьбой, с набегами варваров и крыс
В холодной келье не будет дуть на руки,
думая, что купить - чернила, свеч или брюквы,
чтобы прокормиться, пережить холода
А там уже легче, солнышко, голуби и лебеда
И главное, светло и можно уже долго писать,
фиксируя в толстенную тетрадь
о том, как в столовке произошел исторический раздел борща
и кто-то отхватил при этом леща
Или как Безручко произвел чужого рюкзака аншлюс
А у Феди нашли в кроссовке снюс
А Костян на физре парил вейп, клубничный вроде
По-подростковому саркастичную и остросоциальную драму, щедро приправленную приметами времени и элементами молодежной культуры, придумал писатель, журналист и преподаватель Алексей Олейников и проиллюстрировал художник, дизайнер и преподаватель Тим Яржомбек.
Пользовательницу твиттера под ником Сонечка™ зовут (ожидаемо) Соня, а в школьные годы она училась в классе под литерой Б. В социальной сети девушка поделилась историей, степень невероятности которой зашкаливает: как она, сама о том не зная, стала героиней рэп-комикса.
Случайность? Сбой в матрице? Как бы не так. Посмеявшись над сходством с литературным персонажем, Сонечка™ обратила внимание на имя автора. Когда девушка поняла, что писатель — её школьный учитель, то начала нецензурно ругаться.
Соня — семиклассница, уже девушка, а не девочка. Она чувствует себя не на своём месте, не до конца вписанной в окружающую действительность, и этот диссонанс её мучает, но при этом она не готова тихо страдать, она придумывает свой способ отстраивания от действительности, способ спрятаться во что-то, и из этой уютной норки достаточно саркастично наблюдать за всем происходящим.
Сонечка™ не нуждалась в подтверждениях в виде интервью. Пролистав экземпляр комикса, она поняла, что у неё с героиней слишком много общего.
Сонечка™
Это кажется просто шутками, но Я ЗНАЮ, ОТКУДА ТУТ НОГИ РАСТУТ. Это *****.
Того же мнения были близкие (и не очень) знакомые девушки.
Сонечка™
****, МНЕ ТОЛЬКО ЧТО НАПИСАЛ НЕ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ ФОЛЛОВИТ МЕНЯ В ТВИТТЕРЕ.
Теперь некоторые из страниц комикса можно найти в социальных сетях. Помимо сна на парте, книжная Соня занимается бегом на лыжах.
Сонечка™
Когда Соня не спит и не страдает на стадионе, она размышляет, насколько ей не нравятся уроки в школе.
неопределенный ъьъ
Несколько иллюстраций, если кому надо. (Нашла на сайте одного из книжных).
неопределенный ъьъ
Если преподаватель выходит из класса, ученикам легче не становится. За время его отсутствия школьники умудряются изобрести машину времени и совершить путешествие в мезозой.
неопределенный ъьъ
А дальше, видимо, жизнь Сони начинает движение по кругу.
неопределенный ъьъ
Как же выглядит сама Сонечка™? В комментариях к посту девушка поделилась скриншотом своей страницы в инстаграме. В прошлом у пользовательницы действительно были рыжие волосы, а очки она носит до сих пор.
sonechka.photo
Сонечке™ оставалось лишь подтвердить или опровергнуть свои предположения. Для этого девушка связалась с учителем и прямо спросила его о книге.
Сонечка™
Ответь, *****.
Вскоре пользовательница получила ответ. Преподаватель не согласился с обвинениями, а заодно попытался объяснить, почему героиня так похожа на его бывшую ученицу. Оказалось, всё дело в фантазии и художественном подходе.
Сонечка™
Короче, в заключение (наверное). У меня ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, что лыжи и рок тоже были вытащены откуда-то его подсознанием. Но вот так вот.
В конце разговора Олейников рекомендовал Сонечке™ не искать совпадений между его произведением и реальной жизнью девушки.
Вот только она, кажется, с таким предложением не согласна.
Сонечка™
ОН МЕНЯ ТРОЛЛИТ.
Но перспектива получить книгу о своей подростковой жизни не может не льстить.
А вот подписчики девушки за неё только порадовались.
✨Лампøвый пидøр ✨
Жизнь надо прожить так, чтобы твой бывший литератор сделал про тебя книгу.
Впрочем, повод для беспокойства у Сонечки™ всё же есть.
хожу в кино на ******** фильмы и радуюсь жизни
Вся твоя жизнь — это выдумка писателя Алексея Олейникова. И ты в ней Соня.
Внимательно относиться к книгам стоит не только Сонечке™, но и вам. Писатели Джесси Рассел и Рональд Кон — авторы 300 тысяч фейковых изданий, которые продаются за реальные деньги. Афера миллионов рублей и одного российского издательства.
Читайте также: