Содержание начальных школ в россии осуществлялось на средства

Обновлено: 05.07.2024

Народное образование в России в конце XIX — начале XX в.

Основным типом школы в России к началу XX в., как и раньше, была начальная школа, отличавшаяся пестротой не только по ведомственной принадлежности, но и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, которые были подведомственны Министерству народного просвещения, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного Синода. Кроме того, но их было значительно меньше, существовали школы различных ведомств: Министерства внутренних дел, железнодорожные, частные, ведомства Императрицы Марии, казачьи и др.

Важнейшим условием открытия этих училищ было обязательство местных земств, сельских общин или других учредителей обеспечить их участком земли, помещением, выделять средства на содержание учителей, на приобретение учебных пособий для учащихся. Министерство же выделяло на содержание этих училищ всего около одной трети общей суммы затрат, однако они подчинялись министерству, дирекции и инспекторам народных училищ.

В каждом одноклассном училище работали один учитель и один законоучитель, а в двухклассном — два учителя и один законоучитель, в некоторых вводились должности помощников учителя. Ими, как правило, были выпускники двухклассных училищ, которых оставляли при школах для подготовки к поступлению в учительскую семинарию.

Самым распространенным типом начальной школы в России этого периода были, пожалуй, по-прежнему церковноприходская школа и школы грамоты, находившиеся в ведении Святейшего Синода. Они, как и министерские школы, были одноклассными и двухклассными, в первых курс обучения продолжался 3 года, а во-вторых — 4 года, в школах грамоты дети обучались 2 года. Последние открывались по инициативе приходских священников или других членов причта и утверждались главой епархии.

В церковно-приходских школах обучали закону Божьему, церковному пению, чтению книг церковной и гражданской печати, письму и арифметике; в двухклассных училищах добавлялись начатки русской истории, географии, черчение и рисование. На предметы, связанные с религией, отводилось свыше 40% всего учебного времени.

Несмотря на то, что церковно-приходские школы способствовали повышению общей грамотности населения, уровень общеобразовательной подготовки учащихся в них, их материальная база значительно уступали министерским школам. Все это привело в предреволюционные годы к сокращению их численности.

В учебные планы высших начальных училищ входили закон Божий, русский язык с элементами церковно-славянского, арифметика, начатки географии, истории, естествоведения, рисование и черчение. В отличие от городских училищ учебный план высших начальных училищ предполагал ознакомление учащихся с элементами алгебры, геометрии и физики. Пение и гимнастика из необязательных предметов становились обязательными. Создание высших начальных училищ облегчало переход из начальной школы в среднюю при условии сдачи дополнительных экзаменов по тем предметам, которые отсутствовали в учебных планах начальных училищ и имелись в гимназиях: это прежде всего древние и современные иностранные языки.

Главным типом средней школы в России в конце XIX — начале XX в. была, как и раньше, классическая гимназия. Сохранялись также реальные училища, духовные семинарии, военные учебные заведения с общеобразовательным курсом, женские гимназии Министерства просвещения и ведомства Императрицы Марии, институты благородных девиц, епархиальные училища. Однако центральное место в системе средних учебных заведений по традиции занимали классические гимназии, выпускники которых пользовались преимущественным правом при поступлении в университеты.

Целью классической гимназии было воспитание социальной элиты, людей, которые могли бы занимать должности в государственном аппарате. По-прежнему на изучение классических языков (латинского и древнегреческого) в гимназиях отводилось до 65% учебного времени, закона Божьего и математики — свыше 10%, остальное учебное время распределялось между естествознанием, географией, историей и рисованием.

Типом среднего учебного заведения, рассчитанным на детей средних городских слоев населения, были реальные училища. Их задача состояла в том, чтобы дать учащимся не только общее образование, но и определенную профессиональную ориентацию.

По уставу 1872 г. срок обучения в реальном училище составлял шесть лет. Если имелись материальные возможности, разрешалось открывать VII класс. VII классы могли быть общими, которые готовили учащихся к поступлению в высшие специальные учебные заведения, и профессиональными с различными технологическими уклонами. При реальных училищах допускалось открытие и приготовительных классов за счет родителей или местных источников — самоуправления или спонсоров.

В начале 900-х годов была сделана попытка сблизить содержание образования первых двух классов гимназий и реальных училищ, что могло бы дать возможность учащимся реальных училищ поступать в III класс классических гимназий. А новый учебный план 1906 г. предусматривал даже возможность поступления реалистов в университеты при успешной сдаче экзаменов по латинскому языку. Однако к 1913 г. в связи с усилением реакции это положение было отменено.

Во всех классах общего отделения реальных училищ преподавались закон Божий, русский язык, немецкий, французский или другой иностранный язык (со II класса), география, история, математика, физика (начиная с V класса), естествознание, рисование, черчение (только в III и IV классах), чистописание (в I классе) и законоведение (в VII классе).

В приготовительном классе изучались закон Божий, русский язык, математика, рисование и чистописание.

Еще по уставу 1804 года поместные крепостные могли с согласия помещика создавать собственными силами школы в своих деревнях. Эти так называемые крестьянские школы продолжали существовать и во второй половине XIX века.

Положение их в этот период мало изменилось по сравнению с прошлым. Как и раньше, школы ютились в тесных, а подчас непригодных для занятий помещениях, чрезвычайно низок был в большинстве случаев и культурный уровень учителей.

Первоначально крестьянские школы численно превосходили земские, и крестьяне несли основные расходы по их содержанию. Но постепенно земская школа, лучше оборудованная, с необходимыми учебными пособиями и профессиональными учительскими кадрами заняла в губерниях преобладающее положение. Значительная часть крестьянских школ объединилась с земскими таким образом, что сельская община предоставляла помещение для занятий и квартиру для учителя, а также дрова для отопления, земство же нанимало преподавателей и снабжало школу необходимыми учебниками, картами, книгами для чтения.

Необходимо было не только строить и открывать новые школы, обустраивать уже существующие, но и готовить для них педагогические кадры.

Н. А. Корф, прекрасно образованный, способный человек, отказался еще в молодые годы от блестящей карьеры и отдал все свое дарование и силы общественной и педагогической деятельности. Переехав в свое имение Нескучное Александровского уезда Екатеринославской губернии, он принимал сначала деятельное участие в дворянских собраниях в период подготовки реформы 1861 года, позднее — в земских учреждениях, будучи избран уездным и губернским гласным. Добившись у земства первого ассигнования на народное образование в размере 800 руб., он совершил поездку по уезду, знакомясь с состоянием местных школ и собирая у богатых помещиков пожертвования на народное просвещение. На собранные средства Н. А. Корф начал ремонт старых и строительство новых школ, приобрел для них специальную мебель, книги, учебные пособия. Готовясь к преподавательской деятельности, предпринял путешествие в Швейцарию, родину знаменитого педагога Песталоцци, где знакомился с его деятельностью. По возвращении организовал в своем имении школу, в которой стал применять разработанный им звуковой метод обучения грамоте, составил азбуку, книгу для чтения, руководство для письменных работ. «Понемногу у него дома организуется нечто вроде своеобразной учительской семинарии;

С течением времени деятельность Корфа приобрела популярность по всей России. Одни учителя ехали к нему, чтобы поучиться, другие вступали в переписку, третьи читали его статьи. Система Корфа, приемы Корфа распространялись по всем уездам. Просветительные общества снаряжали целые экспедиции в его школу для ознакомления с его методом.

Однако через 6 лет с начала его деятельности он был забаллотирован на съезде землевладельцев в гласные уезда, которому он принес такую пользу. Тем не менее труды Корфа вошли в историю отечественной педагогики, а система его легла в основу методики земских школ второй половины XIX века.

К началу 90-х годов активизация школьного дела в земствах выразилась и в затратах их на нужды народного образования. Только 44 земства расходовали по этой статье 10 % своего бюджета, 189 земств — от 10 до 20 %, 113 земств — от 20 до 30 %, а 13 земств — от 30 до 40 %.[313]

Таким образом, система начальной школы включала разные типы учебных заведений: школы земские, начальные училища министерства просвещения, частные школы; церковно-приходские, переданные в 1862 году в ведение Синода; различные ведомственные училища; школы грамотности, национальные школы, где преподавание велось на языке местной народности.

Городская начальная школа

Во второй половине XIX века в связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан.

Специфика городской среды отразилась на организации учебной работы. Курс обучения в городских начальных школах длился три года, причем учебный год здесь был более продолжительным, чем в земских школах (не менее 180 учебных дней). Непосредственное руководство школами городского самоуправления возлагалось городской думой на попечителя или попечительницу, в руки которых передавались и средства на содержание школ. С 1837 года в некоторых крупных городах (Петербурге, Москве, Харькове) были учреждены особые училищные советы при городских думах. Городские начальные школы распределялись по участкам между членами советов, которые становились как бы попечителями определенного городского района.

Начальная летопись

Начальная летопись Обращаясь к изучению первого периода нашей истории, нельзя не исполнить ещё одного подготовительного дела: необходимо рассмотреть состав и характер Начальной летописи, основного источника наших сведений об этом периоде. Мы имеем довольно

Начальная фаза оккупации

Начальная фаза оккупации Как показали происходившие во время войны события, советское население демонстрировало как приверженность режиму, так и нелояльное отношение к нему. Отдельные слои общества, в частности те, кто был кровно заинтересован в сохранении режима, были

Начальная русская летопись

Начальная русская летопись

Глава 10 Начальная стадия борьбы за Кёнигсберг

Глава 10 Начальная стадия борьбы за Кёнигсберг Крепость Кёнигсберг являлась самой мощной крепостью кайзеровской Германии. Она была построена на обоих берегах реки Прегель в 8 км от впадения ее в залив Фришес-Хафф. Мелководье залива мешало большим морским судам входить в

Глава 7. Начальная фаза индустриализации войны. 1840–1884

Глава 7. Начальная фаза индустриализации войны. 1840–1884 В 1840—х годах прусская армия и флоты Франции и Великобритании отказались от традиционных вооружений, столь хорошо служивших европейским государствам Старого Режима. Эти перемены обозначили индустриализацию войны;

Начальная фаза

Начальная фаза Германский план предусматривал серию начальных, главным образом дневных атак, с последующим наращиванием интенсивности: на британские радарные станции, аэродромы и авиационные заводы, за которыми должны последовать атаки на порты и корабли, находящиеся

ГЛАВА I. НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МОСКВЫ

ГЛАВА I. НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ МОСКВЫ РАННЕЕ ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ МОСКВЫ Археологические исследования установили, что территория Москвы была заселена с древнейших времен, хотя на страницах письменных источников Москва появляется очень поздно, только в середине XII в. Первые

Начальная история монашества

Начальная история монашества В эпоху великих догматических споров монашество, его благочестие и его массы играли выдающуюся роль. Необходимо в этой связи дать краткие сведения о возникновении и распространении монашества на Востоке. Связь христианских форм аскезы с

Начальная школа

Начальная школа Первой ступенью общего образования являлась начальная школа. К 80-м гг. XIX в. в России функционировали следующие типы начальных учебных заведений: 94% всех школ этого уровня представляли одноклассные училища с курсом обучения в 1—3 года (приходские училища

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173

Первая средняя образцовая показательная школа в Лесном — Фабрично-заводская школа № 173 Современный адрес — Политехническая ул., 22, корп. 1. Фабрично-заводская школа № 173. Фото 1930-х годовЕще одна школа по проекту A.C. Никольского, Л.Ю. Гальперина, A.A. Заварзина и Н.Ф. Демкова

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском)

Школа им. КИМа (школа второй ступени в селе Смоленском) Современный адрес — ул. Ткачей, 9.Построена в 1927–1929 годах по проекту Г.А. Симонова. Располагалась в черте жилмассива на улице Ткачей.Есть предположение, что в проектировании школы участвовал Л.М. Хидекель — один из

Начальная школа

Начальная школа Задание: Чем была для тебя начальная школа? Подкрепляли ли люди, которых ты встречал, те убеждения, которые ты получил в семье, или они показали тебе другой способ жизни? Как начальная школа повлияла на твою возможность жить осмысленной и счастливой жизнью,

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа)

Житомирська юнацька школа (Спільна військова школа) Організація Житомирської юнацької школи почалася одразу після завершення боротьби зі Скоропадським як один із заходів Директорії з формування власного старшинського корпусу: поповнили його повстанці, що найбільше

Начальная география стран Нью-Раша и Раша

Начальная география стран Нью-Раша и Раша Славный град Лондон есть столица Нью-Раши. Заветная мечта любого нового русского — это заработать себе на домик в Лондоне и дернуть из этой страны. Но есть в Нью-Раше еще один замечательный город с манящим названием Рублевка. Вот

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Алесина Мария Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 33 г.Липецк

Аннотация к статье. В данной статье говорится о развитии начального образования в России. О том, кто развивал начальное образование в России, в каком веке открылись первые школы, как и кто распространял грамоту в России.

Определение. Грамота, образование, школа, реформа, домашнее обучение.

Из истории развития начального образования в России.

Следует отметить, что становление системы отечественного образования (в том числе и начального) началось еще во времена Киевской и Московской Руси. Не останавливаясь подробно на исследовании особенностей начального образования вплоть XIX в., отметим только основные вехи его развития.

Так, первые школы открылись на Руси в XI в. еще при Владимире Святом (978 – 1015 гг.) и Ярославе Мудром (1016 – 1054 гг.) при христианских церквях, а позднее с XII- XIV вв. школы существовали при ведущих монастырях: Киево-Печерском (Киев), Юрьевом, Пантелеймоновом (Новгород), Спасо-Преображенском (Ярославль), Даниловом (Москва) и др 1 .

Параллельно с развитием монастырского обучения на Руси появляется обучение домашнее (семейное), характерное для семей знати и богатых купцов (гостей).

В то же время бояре, дворяне и богатые купцы начали приглашать к своим детям домашних учителей, обычно со знанием иностранных языков.

При этом к концу XVII в. в России практически не существовало светского образования. Первыми высшими учебными заведениями в стране также стали светско-духовные академии – Киево-Могилянская (с 1615 г.) и славяно-греко-латинская (с 1687 г.), где обучение носило церковный характер.

Реформы Петра I (с 1696 по 1725 гг.), который стремился поставить Россию в один ряд с ведущими европейскими державами, создали предпосылки для развития отечественного образования на системной основе.

Таким образом, получение начального образования рассматривалось как государственная повинность, невыполнение которой налагало серьезные ограничения – вплоть до запрета жениться.

В начале XVIII века уже существовало три типа школ: епархиальные, цифирные и гарнизонные. Они отличались друг от друга составом учащихся и целями обучения. Число епархиальных школ в России к концу 1-й четверти XVIII в. достигало 46, цифирных по губерниям было открыто около 42, гарнизонных – 12. Все эти факты свидетельствуют о том что русское общество нуждалось в начальном образовании, сообразно этому государственная политика Петра I была сориентирована на учреждение светских и духовных школ. Они действовали во многих городах – Ярославле, Твери, Воронеже, Нижнем Новгороде, Костроме 5 .

Рост промышленности, строительства, торговли, развитие кораблестроения и мореходства, а также активные военные действия, которые Россия вела в этот период времени (Русско-турецкие войны, Северная война), требовали не просто образованных людей, а квалифицированных специалистов. Поэтому вместе с организацией начального образования были открыты первые профессиональные школы, которые готовили специалистов в различных областях знаний. Среди них школа математических навигационных наук, артиллеристская, инженерная и медицинская школы в Москве, морская академия, хирургическое училище в Петербурге, возникли горно-заводские школы на Урале. Одновременно правительство приняло меры для подготовки образованного духовенства, в связи с чем была создана духовная академия.

К середине XVIII в. (при преемниках Петра I ) в российском образовании окончательно сложилась система замкнутых сословных школ, представленных: епархиальными школами (в рамках которых осуществлялось преимущественно обучение детей священнослужителей), цифирными школами (для представителей широких слоев населения, исключая крестьян), гарнизонными школами (для детей солдат).

Серьезные изменения в систему начального образования внесла школьная реформа 1782–1786 гг., одним из главных вдохновителей которой был Ф.И. Янкович (де Мириево ) (1741 – 1814).

Дальнейшее развитие система начального образования в России получила в XIX – начале ХХ вв. В этот период по сути в стране создается система образования, ориентированная на лучшие европейские традиции и передовые педагогические идеи; были внесены серьезные изменения в структуру отечественного начального образования.

Начальное образование осуществлялось на базе приходских училищ, открывавшихся на основе административно-церковных единиц – приходов (по 1 на приход), в которых срок обучения составлял 1 год .

В уездных и губернских городах были открыты уездные училища с двухгодичным сроком обучения, дававшие углубленную подготовку учащимся, окончившим курс приходских училищ.

Тем самым, в данной статье показана лишь малейшая часть начального образования в России. Начальное образование развивается постоянно.

Библиографический список:

1.Анисимов Е.В. Время петровский реформ. Л.: Лен. издат, 1989. С. 122.

2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX век. М.: Просвещение, 2011. С. 53.

3.Сафронова А.М., Кравченко О.С. Законодательство о цифирных школах России первой половины XVIII в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (136). С. 114.

4.Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца ХVII века. М.: Просвещение, 2005. С. 131.

5. Ярышева С.Ю. Становление системы российского образования в годы реформ Петра I: Дисс. кандидата исторических наук: 07.00.02. Пятигорск, 2001. С. 150.

1 Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца ХVII века. М.: Просвещение, 2005. С. 131.

2 Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России конец XVII – XIX век. М.: Просвещение, 2011. С. 53.

3 Анисимов Е . В . Время петровский реформ . Л.: Лен. издат, 1989. С. 122.

4 Сафронова А.М., Кравченко О.С. Законодательство о цифирных школах России первой половины XVIII в. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2015. № 1 (136). С. 114.

5 Ярышева С.Ю. Становление системы российского образования в годы реформ Петра I : Дисс. кандидата исторических наук: 07.00.02. Пятигорск, 2001. С. 150.


pustoi
pustoi

Тогдашней средние общеобразовательные школы в России назывались, в сельских местностях — начальными училищами, в городах — Высшими начальными училищами (обучение там было более лучшим). Большая часть из них подчинялась государству (его министерствам), меньшая часть — церкви. Государство уклонялось от финансирования школ, их финансирование шло из самых разных источников, серьёзное финансирование Государством произошло с 3 мая 1908. Количество классов в школе было чаще всего 4, но было и 6. Длительность обучения была 4 года, в городской школе больше. Возраст обучения в школах начинался с 7 лет. Обучаться могли все, не зависимо от их званий и вероисповеданий. Число учеников в классе было по 50. Изначально, основной целью обучения было религиозное просвещение. Предметами были: религия, чтение и письмо, русский язык, арифметика, геометрия, география, история России, физика, черчение, рисование, церковное пение, гимнастика.




Виды начальных школ/училищ.

Начальные училища делились на следующие типы: в основном: сельские, городские и церковно-приходские; затем на менее распространённые: министерские, фабричные, железнодорожные.

Начальные училища / земские школы / сельские школы / начальные школы — открывались земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях. Земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей.

Высшие начальные училища — открывались в городах. Они занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала они назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища. Городские училища заняли важное место в системе народного просвещения и образования Российской Империи в 70—90е гг. XIX — начале XX вв. Значимость этих учебных заведений в том, они давали более углубленные теоретические знания, были менее религиозными в сравнении с церковно-приходскими и уездными училищами, и к тому же обучали практическим навыкам.

Школы были раздроблены в своём подчинении.

Начальные школы подчинялись Государству, а церковно-приходские подчинялись синоду, церкви. Кроме того, государственные школы подчинялись разным министерствам: Министерству народного просвещения, Министерству внутренних дел, Министерству государственных имуществ. Были и такие школы которые подчинялись частным лицам. К 1914 году в Российской империи насчитывалось 123 745 начальных учебных заведений, из них: — 80 801 ведомства МНП, — 40 530 ведомства православного исповедания — 2 414 других ведомств.

От какого социального статуса были обучающиеся

Например, Орловская губерния включала в себя 12 у.е.здов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45]. До реализации образовательной реформы 1864 года в каждом уездном городе губернии было по одному уездному и приходскому училищу, за исключением Орловского, где действовало три приходских училища, и Ливенского, в котором образовательную деятельность осуществляли два приходских училища [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 47].

Количество классов

Городские училища разделялись на одноклассные, двухклассные, трехклассные и четырехклассные. По ходатайству земства, городских обществ, сословий или частных лиц, содержащиеся на их средства городские училища могли быть учреждаемы также в составе пяти или шести классов [Высочайше., 1872, с. 729].

Продолжительность обучения (число лет)

Начальные сельские школы имели обычно 3−4-летний курс обучения (4-летний курс имели около ¼ всего числа школ) и назывались одноклассными, начальными училищами. Уездные школы, Сроки в них осуществления всеобщей доступности начального обучения, то есть открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 у.е.здах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 у.е.здах (13%) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет

Со-скольки лет идут в школу

В городские училища могли поступать дети не моложе семилетнего возраста, всех званий, состояний и вероисповеданий, без всякого приемного испытания.

Обязанность религиозных знаний

Дети же старшего возраста, от 10 до 14 лет включительно, должны были знать молитву Господню, важнейшие события из священной истории Ветхого и Нового завета, уметь читать и писать по-русски и считать.

Классный руководитель

Положение 31 мая 1872 года устанавливало классную систему преподавания, то есть каждому штатному учителю поручалось преподавание во вверенном ему классе всех предметов (кроме закона Божия, пения и гимнастики).

Предметы обучения

Учебный курс городских училищ состоял из следующих предметов: 1) закон Божий; 2) чтение и письмо; 3) русский язык и церков-но-славянское чтение с переводом на русский язык; 4) арифметика, 5) практическая геометрия; 6) география и история отечества с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии; 7) сведения из естественной истории и физики; 8) черчение и рисование; 9) пение; 10) гимнастика [Высочайше., 1872, с. 730]. Обучение пению велось в церковном хоре. Из дополнительных предметов в городском училище преподавались бухгалтерия в объеме учебника Прокофьева, ручной труд и популярная медицина.

До 1890-х гг. объем курса, методика преподавания, расписание учебных занятий были предоставлены на личное усмотрение учителей.

Учебный год. На выбор этого влияло потребность в занятии сельским хозяйством.

В большинстве уездов Орловской губернии занятия в училищах начинались со второй половины октября. Однако встречались и отклонения на август — сентябрь в одну и ноябрь — в другую стороны. Завершались учебные занятия в первой половине мая или не позднее июня в некоторых уездах. Подвижные сроки учебного года объясняются прежде всего экономическими причинами. В силу того, что сельское хозяйство являлось основой жизни губернии, с началом полевых работ образовательный процесс прерывался.

Упорядочивание Центральной властью учебного года по всей стране.

В 1890-е гг. время начала и окончания работы училищ, примерное расписание стали определяться Министерством народного просвещения. Учебный год удлинился: занятия в училищах начинались раньше, в сентябре, а завершались так же в мае — июне. В городских начальных школах продолжительность учебных занятий была больше, чем в сельских. При этом в церковно-приходских школах сохранялся самый короткий учебный год.

Кто оплачивал занятия

Сколько и какие материальные средства вкладывали в школы

На, что шли вкладываемые деньги

Главными статьями расходов училищ являлись затраты на жалование учителям и покупка учебных принадлежностей.

Со второй половины 1890-х гг. школы — в первую очередь министерские и земские — начинают снабжаться наглядными пособиями. Стоимость минимального набора в Орловской губернии колебалась от 15 до 20 рублей [Звягинцев, 1917, с. 64]. Наглядные пособия представляли собой картины из священной истории, разрезную азбуку, картины по русской и естественной истории, зоологический атлас, глобус, географические карты, арифметические счеты, весы и пр.

Кого брали в учителя

Методы обучения в начальных школах были те же, что и сейчас: беседа, работа с учебником, рассказ учителя, письменные и графические работы. Демонстрации и иллюстрации (наглядное обучение) занимали меньшее место. В некоторых школах устраивались экскурсии учащихся в интересные в историческом отношении города, в музеи ближайших городов Во многих земских, железнодорожных и фабричных училищах вводился ручной труд. Обучение грамоте велось по звуковому методу (чаще аналитико-синтетическому). Широко практиковалось рассказывание по картинкам. Большая часть времени, отведенного на русский язык, уделялась усвоению грамматики и орфографии. На выпускных экзаменах (особенно при 4-летнем курсе) дети писали довольно грамотно небольшой диктант и могли сделать этимологический разбор простого предложения. В программы по русскому языку и словесности (литературе) были внесены существенные изменения: по прежним программам по русской литературе изучались только произведения писателей первой половины XIX века (Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Крылов, Кольцов и Лермонтов), а теперь в программы были включены и писатели второй половины XIX века (Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Л. Н. Толстой, Достоевский и другие).

Результаты обучения.

Программа была построена слишком формально, и перегрузка занятий по русскому языку грамматикой отрицательно сказывалась на чтении, изложении, на умении учащихся письменно излагать свои мысли. Неплохие грамматические знания и орфографические навыки оказывались, однако, непрочными. Проверка знаний у окончивших начальную школу, произведенная в некоторых уездах, обнаружила понижение их через 2−3 года (по окончании школы) почти на 50%.

Зарплата учителей.

Согласно закону 1912 года оклад учителя высших начальных училищ (то есть типа учебного заведения наиболее точно соответствующего семиклассным советским школам) составлял 960 золотых рублей (то есть около 1 миллиона рублей в ценах 2008 года) в год. Согласно штатам Томского технологического института Императора Николая II, утвержденным 23 февраля 1901 года ординарный профессор получал годовой оклад 2400 рублей, плюс столовых 1050 рублей и квартирных 1050 рублей. Во время царствования Николая II оклады университетских профессоров и штатных сотрудников Императорской Академии Наук выросли почти в два раза до 6000 рублей в год. Для сравнения средняя зарплата рабочего в 1913 году составляла 250 рублей в год, строительство крытого железом деревянного дома, соответствующего всем стандартам, площадью 70 кв. м по расчетам строительных смет 1913 года обходилось примерно в 600−700 рублей, кирпичного дома с полной отделкой площадью 150 кв. м — около 3000−4000 рублей. Мясо стоило (в зависимости от региона и сорта) 15−60 копеек за килограмм, картошка 1−2 копейки за килограмм, лошадь — 70−80 рублей, корова дойная 50−60 рублей. То есть даже оклады скромных преподавателей школ и простых научных работников, не говоря уж об окладах профессоров и академиков, были весьма высоки и позволяли обеспечить достойный стандарт жизни.

Число учеников на одного учителя (Орловская губерния)

В докладе комиссии по народному образованию за 1910 год указывалось, что в 433 начальных училищах на одного учителя приходится свыше 50 учащихся, а в 120 из данных школ на одного преподавателя приходилось свыше 70 человек учеников.

Дополнительный заработок учителей

К дополнительным заботам учительского персонала следует отнести обязанности по заведованию ночлежными приютами и общежитиями при начальных школах, которые редко оплачивались [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 68]. Помимо этого, на- родным учителям приходилось преподавать дополнительные предметы (рукоделие, пение, гимнастику и др.) без вознаграждения. Еще чаще имела место необходимость вести занятия по Закону Божию вместо законоучителя, так как у священнослужителей просто не хватало времени заниматься преподавательской деятельностью.

Гендерный учительский процентный сдвиг

Одной из тенденций развития начального образования в Российской империи на рубеже еков была его постепенная феминизация. Это объяснялось не веяниями общественного прогресса, а сугубо прагматическими соображениями: труд женщин был дешевле. На примере начальных школ ведомства Министерства народного просвещения можно проследить, как менялось соотношение учителей и учительниц в Орловской губернии. Если в 1880 году учителя составляли 77% преподавательского состава начальных народных школ, то в 1899 — уже 50%, а в 1910 — 29,4%. В свою очередь, учительницы составляли в том же 1880 году 23%, в 1899 году — 50% и в 1910 году — 70,6% соответственно [ГАОО, ф. 580, ст. 2, д. 986, л. 70]. В целом же Орловская губерния отражала процессы, характерные для всей России.

Изменение качества преподавания

Количественный рост начальных училищ сопровождался, с одной стороны, увеличением численности преподавателей, с другой — снижением образовательного уровня народных учителей. Специалисты с высоким образовательным цензом надолго не задерживались в народной школе.

Число грамотных по стране.



Обязанность всеобщего образования в странах Европы

Развитие женского образования

Физическое здоровье учеников. Школьные парты.



В 1870 швейцарский врач-офтальмолог живший в России Фёдор Эрисман создал первую в мире школьную парту, слитную парту под наклоном с стулом. Сидя за такой партой сутулиться стало невозможным. Император Александр II уздал указ об оснащении такими партами всех школ России. Пётр Коротков усовершенствовал эту парту, сделав её двухместной.

Государственная политика в области образования- это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Она определяется на высшем уровне государственной власти и реализуется посредством соответствующих нормативных документов правительства, общегосударственных и международных программ, международных актов (договоров, соглашений и т.п.), атакже путем вовлечения в процесс ее реализации всех заинтересованных слоев общества (учащихся, их родителей, работников образовательных учреждений, работодателей), а также средств массовой информации, общественных и профессиональных ассоциаций, союзов и других влиятельных сил общества.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80 - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование. За короткий срок произошла его адаптация к принципиально новым условиям политической жизни, к свободному развитию демократического гражданского общества, удалось реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования.

За последние десятилетия педагогическая система претерпела значительные преобразования. В практику введены измененные формы и методы обучения, обновлено содержание образования, пересмотрены его цели и критерии успешности. Это повлекло разработку широкого спектра разнообразных систем обучения, педагогических технологий, учебных программ, учебников и пособий, типов и видов образовательных учреждений. Многообразие указанных элементов, соответствующих основным идеям государственной образовательной практики, составляет вариативность современного образования.

Из истории развития начального образования в России

Анализ трудов Н. А. Константинова, А. И. Пискунова, В. Рихтера, В. Я. Струминского, Г. Фальборка, В. Чарно-лусского позволил определить основные этапы развития отечественного начального образования.

1 этап связан с зарождением системы начального образования. У ее истоков стоят древнерусские школы, созданные с целью распространения просвещения при взаимодействии языческой и христианской культур, содержащих в себе элементы народной педагогики восточных славян и культурного наследия Византии, в том числе опыта античного воспитания и образования. В течение достаточно длительного периода (IX-XVII вв.) не только накапливался педагогический опыт, но и развивалась отечественная педагогическая мысль, и совершенствовалась методология обучения. Его содержание и формы, отвечая целям христианско-этического просвещения, на данном этапе были лишены единообразия.

О распространении просвещения свидетельствуют факты появления первых образцов учебной ("Поучение детям" Владимира Мономаха, "Грамматика" И. Дамаскина, "Изборники", и др.) и методической ("Степенная книга" митрополитов московских Макария и Киприяна, Устав Луцкой братской школы, и др.) литературы; возникновения двух типов школ: государственной школы повышенного типа и школы для подготовки образованного духовенства. На протяжении веков были выработаны методические принципы (последовательность в обучении, достижение прочности знаний посредством повторения) и приемы, облегчающие процесс учения.

2 этап (XVIIIв.) характеризуется пересмотром общественного отношения к проблемам образования, трансформацией его целей от приведения человека к Богу до подготовки полезных государству на любом поприще людей. Его начало ознаменовано открытием первой государственной общеобразовательной школы математических и навигационных наук. Необходимость подготовки к обучению в ней обусловила создание двух типов начальных школ: двухклассной русской- с обучением чтению и письму и цифирной- с обучением счету и началам арифметики, хотя в методике обучения разновозрастного контингента учащихся 12-20 лет изменений не наблюдалось .

Для развития начального образования наибольшее значение имело постановление 1714г. об организации в провинции цифирных школ с обучением детей 10-15-летнего возраста чтению, письму, арифметике, началам геометрии. Позднее, в 1721 г., в соответствии с "Духовным регламентом" были открыты начальные духовные школы и приходские школы грамотности при домах епархиальных архиереев, обучавшие чтению, письму, молитвам, основам церковных служб.

Наблюдаемая альтернативность целей светского и религиозного образования сочеталась с вариативностью форм его организации в каждой из них в виде различных типов и уровней учебных заведений. Вариативность содержания заключалась в направленности программ обучения, предметных курсах, объеме учебного материала, различных принципах и дидактических методах.

Широкая организационная, содержательная, методологическая дифферен-цированность к середине XVIII века поставила острую задачу разработки единой общегосударственной системы народного образования. На ее создание большое влияние оказали взгляды И. Г. Посошкова и В. Н. Татищева. Качественные показатели изменения начального образования заключались в уменьшении числа школ старого типа, сокращении количества обучающихся у "мастеров грамоты", дьяконов и дьячков, поскольку более состоятельные ученики стремились обучаться в привилегированных школах и пансионах в городах.

Историческая ситуация и общий ход развития государства в конце XVIII века предъявляли новые требования к школьной системе, готовящей образованных людей и верных подданных. Организация единой общегосударственной системы образования, построенной на новых педагогических принципах, была возложена на "Комиссию об учреждении училищ" (1782г.) во главе с П. В. Завадовским и Ф. И. Янковичем, в качестве идейного консультанта. В ее организации приняли участие Барсов, Поповский, Светлов, Струговщиков, а также научно-учебные центры страны - Академия наук и Московский университет, сочетавшие в своей работе национально-педагогические традиции России и основные положения педагогической концепции Я. А. Коменского. В итоге школа объединила две преемственные ступени в виде 2-классных малых и 4-классных главных народных училищ. Курс малых училищ соответствовал двум классам главных училищ. Была регламентирована организационная сторона обучения, усовершенствована содержательная и методологическая.

Согласно разработанному Уставу новых школ (1786г.), впервые за всю историю начального образования устанавливались точные сроки приема учеников в училище, регламентировалось учебное время в течение дня, вводилась классно-урочная система. Изменения в организационной стороне обучения вызвали необходимость поиска новых, более эффективных в сложившихся условиях методов обучения: совокупное наставление, совокупное чтение, изображение через начальные буквы (мнемонический прием), составление и использование таблиц на уроках, вопрошение (катехизация). Были сформулированы и новые принципы обучения: учет возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, сознательность и наглядность в обучении, связь теоретических знаний с упражнениями в их практическом применении.

Введение новой школьной системы по Уставу 1786г. и совокупность мероприятий, связанных с этим, изменили облик русской школы.

Согласно Н. А. Константинову, В. Я Струминскому, за период с 1785 по 1800 гг. количество школ возросло в 26 раз, учителей - в 20 раз, учеников - в 13 раз . Народные училища стали всесословными, в них были введены новые, более совершенные учебники и учебные пособия, обновлена методика преподавания. Но в селах, как правило, школ не существовало. Поэтому разработанная общегосударственная система начального образования по сути затронула лишь городскую систему учебных заведений. Необходимость общей реформы просвещения сохранялась.

3 этап (XIX-нач.XX вв.) связан с дальнейшим реформированием системы просвещения под руководством специально организованного Министерства (1802г.).

В начале XIX века малые народные училища были преобразованы в уездные, а главные народные училища - в гимназии. Также учреждались приходские училища в городах и в селах, в связи с чем единая общенародная система образования (Устав 1804 г.) состояла из четырех преемственных и тесно взаимосвязанных звеньев: университет (в каждом округе), гимназия (в каждом губернском городе с 4-летним сроком обучения), уездное училище (по одному в каждом уезде с 2-летним сроком обучения), приходское училище (годичное обучение). Каждое предшествующее звено являлось основой для перехода учащихся в последующие. Создан новый тип общеобразовательных учреждений - лицей - с сокращенным, по сравнению с университетом, сроком обучения, но полученное в нем образование приравнивалось к университетскому.

Преобразования методической системы были связаны с заимствованием английского опыта взаимного обучения в начальной школе (ланкастерская система), позволявшей эффективно, дешево, быстро осуществлять начальное обучение, но, несомненно, требующей большого методического искусства и специальных учебников, наглядных пособий, таблиц. Одновременно с ней чрезвычайно популярны были идеи природосообразного элементарного образования и развивающего обучения И. Г. Песталоцци.

Либерализм начала века был преодолен после 1812г. в связи с изменением идеологии, переориентацией целей образования на "водворение в общественном воспитании начал веры и монархизма", с чем связаны изоляция каждого типа школ по принципу сословности, сокращение учебных планов, насаждение формалистического классицизма, усиление влияния религии и жесткого административного контроля. К 1838г. крупные преобразования в системе образования были завершены, и подобное ее состояние отмечалось вплоть до отмены крепостного права в России.

Демократизм 60-х годов XIX века отмечен в области педагогики оживлением теоретической и практической работы, выразившейся в самопроизвольном количественном и качественном росте школ, дифференциации различных направлений в теории начального обучения. Этот период характеризуется повышением интереса к делу воспитания и обучения детей, развития их умственных и нравственных сил. Трудно переоценить вклад К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого в разработку содержания, методов начального обучения.

Однако официальная политика в области системы образования выразилась в объединении всех народных училищ общим курсом и способом управления с целью обеспечения религиозного и правительственного контроля над работой школ, согласно "Положению о начальных народных училищах 1864 г.". Их цель низводилась до "утверждения в народе религиозных и нравственных понятий и распространении первоначальных полезных сведений" посредством обучения чтению, письму, началам арифметики.

Политика усиления влияния религии, насаждения формалистического классицизма, сословности, жесткого административного контроля в образовании продолжалась. Начальная школа рассматривалась как самостоятельная, законченная сословная (крестьянская) школа. Содержание образования в начальных школах сокращалось, предпринимались попытки профессионализации школ, отмечалось качественное снижение учебной литературы.

Наряду с министерскими школами, с 1884г. был учрежден и стал развиваться новый тип начальных школ - церковно-приходские, - имевший целью "утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные знания". Правительственные ассигнования обеспечивали быстрый рост школ нового типа.

Следовательно, несмотря на преодоление альтернативности образования еще в начале века, сохранялась его вариативность в организационном и содержательном планах. Таким образом, к концу XIX - началу XX вв. Россия подошла со сложившейся сословно-классовой системой образования, чрезвычайно сложной по своей внутренней структуре.

Свод законов Российской империи разделял все учебные заведения на высшие, средние, низшие. К разряду низших общеобразовательных школ относились уездные и городские училища, а также начальные училища различных (свыше двадцати) наименований. Столь же сложной была и внутренняя структура начального образования, состоявшая из школ трех ступеней, принадлежащих к двум разрядам по принципу ведомственной принадлежности (школы Министерства народного просвещения и школы Духовного ведомства).

К школам первой ступени относились школы организованного и неорганизованный типа. К первым принадлежали одноклассные училища (низшая элементарная школа) с 3-годичным (2-годичным для церковноприходских) сроком обучения; ко вторым − школы грамоты, дававшие минимальный объем знаний. Круг учебных предметов организованных типов школ был образован законом Божьим, чтением по гражданской и церковной печати, письмом, начальными арифметическими сведениями, церковным пением.

Вторую ступень составляли двухклассные училища (министерские образцовые училища, второклассные церковноприходские школы). Их первый класс был аналогичен одноклассной школе, срок обучения во втором классе составлял 3 года (2 года для церковноприходских школ). Дополнительно к предметам школы первой ступени присоединялись история, география, рисование, черчение, сведения из естественной истории в министерских школах. В церковноприходских школах курс предметов первой ступени расширялся за счет истории, географии.

Третью ступень составляли многоклассные училища (уездные, с 3-летним сроком обучения, и городские - с 6-летним). Из всех начальных училищ выход в среднюю школу имели только уездные училища, все остальные начальные школы были тупиковыми.

Кроме того, начальное обучение осуществлялось в городе: в школах при детских приютах и воскресных школах, школах домашних учителей, в приготовительных классах при средних учебных заведениях, на дому с помощью наемных учителей; на селе практиковалось обучение детей родителями или выучившимися братьями и сестрами (Д. И. Шаховский).

4 этап определен коренными организационными, содержательными, методологическими преобразованиями системы просвещения после октябрьской революции 1917г. Комплекс реформистских мероприятий включал в себя организацию новой системы управления образованием, ликвидацию сословного признака, отделение школы от церкви (а церкви от государства) и придание ей светского характера. Их итогом стала организация единого типа средней трудовой школы с 9-летним сроком обучения с одинаковым уровнем мужского и женского образования. Ее первой ступени соответствовала начальная школа, имеющая 5-летний срок обучения (с 20-х гг. - 4-летний). Итогом коренных преобразований системы образования можно считать принятие закона "О всеобщем обязательном начальном обучении" (1930г.).

Проводилась большая работа по согласованию содержания образования, единых учебных планов по предметам школьного курса, подготовке стабильных учебников. Создавались монографии, учебные пособия по проблемам обучения детей; исследованию, с целью совершенствования, была подвергнута методическая система преподавания различных предметов.

В конце 50-х и в 60-х гг. на первый план был выдвинут вопрос об ускорении развития, расширении познавательных возможностей детей под влиянием методов обучения и введения в процесс обучения нового, усложненного содержания. Для его решения начались экспериментальные работы, в итоге это отразилось сокращением на один год срока обучения в начальной школе, благодаря изменению его содержания и методики обучения.

Переход к всеобщему среднему образованию (к. 70-х гг.) формально завершил длительный этап альтернативного и вариативного образования в стране. Установилась единая, строго регламентированная система школьного образования с невариативными содержанием и методами обучения, отраженными в единых учебных программах и планах. Трехлетняя начальная школа явилась ее первым звеном.

С середины 80-х гг. в стране началось новое реформирова­ние образования. С одной стороны, оно позволило открыть ряд новых, как общественных, так и частных школ, дало право го­сударственным школам работать по индивидуальным и альтернативным программам; в определенной мере позволило освобо­дить учителя от формальных моментов в работе и т.д.

К сожалению, выявился и ряд негативных моментов, которые грозят самому существованию отечественного образова­ния: отказ государства от всеобщего бесплатного среднего образования, потеря интереса общества к школе, падение обще­ственного престижа образования, сокращение расходов на образование и т.п. Самое же страшное состоит в том, что распад го­сударства, многих общественных институтов, моральное разло­жение и экономический кризис привели к неопределенности самого существования образования, даже его бессмысленности для общества и каждого человека.

Восьмидесятые - девяностые годы стали для отечественной школы периодом постоянных преобразований, связанных с построением концепции новой школы. Получили развитие идеи личностного подхода к воспитанию; единства воспитания, обучения и развития, педагогики сотрудничества (В. Матвеев, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Ильин, С. Соловейчик). Был осуществлен эксперимент по обучению детей с шести лет.

Читайте также: