Диагностика тнр начальная школа

Обновлено: 28.06.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлен алгоритм диагностики письма у малдших школьников с тяжелыми нарушениями речи.

ДИАГНОСТИКА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Нарушения письма у детей - это особые специфические затруднения, которые обусловлены системным недоразвитием определенных сторон речевой деятельности ребенка. У детей с нормальным слухом и интеллектом, достигнувших школьного возраста, это недоразвитие проявляется прежде всего в недостаточной сформированности представлений о звуковом и морфологическом составе слова. В этом случае ребенок оказывается неподготовленным к осуществлению звукового анализа и синтеза речи и вследствие этого к переходу на более зрелую стадию языкового развития - овладение грамотой и правописанием. Как подчеркивает Р.Е. Левина, об этом свидетельствуют особые нарушения письма, которые могут иметь различную структуру и степень выраженности. Диагностическим признаком нарушений письма, представляющих интерес для логопеда, является наличие специфических ошибок, связанных с недостаточной сформированностью речевых процессов. Усвоение навыков письма может быть обусловлено не только речевыми нарушениями, но и другими факторами (нерегулярностью школьного обучения, педагогической запущенностью, снижением слуха, зрения, интеллекта и т.д.).

Первые представления об уровне сформированности письма школьника и о характере специфических ошибок можно получить после просмотра школьных тетрадей. Для уточнения структуры нарушения должно быть проведено специальное обследование, включающее три раздела [1]:

Обследование начинается с письма букв под диктовку. Ребенку диктуются отдельные звуки (5 гласных, 5 согласных букв. Лабиализованные гласные, свистящие, шипящие, сонорные, звонкие, глухие согласные, сходные графически), графическое изображение которых он должен записывать. Эта серия проб позволяет выявить, четко ли ребенок воспринимает на слух звуки речи и правильно ли перешифровывает их в соответствующие графические изображения.

Письмо слогов под диктовку. Ребенку диктуются прямые слоги, обратные, со стечением согласных, оппозиционные слоги. Вместо записи учащийся может составлять слоги, пользуясь буквами разрезной азбуки. Цель этих проб - определить, насколько правильно ребенок различает и выделяет отдельные элементы, входящие в звуковой комплекс.

Письмо слов под диктовку. Ребенку диктуются слова, вначале простые, а затем фонетически более сложные слова, а также небольшие фразы.

Письмо предложений под диктовку. Ребенку диктуются предложения. Так же для определения доступного ребенку уровня письма.

Письмо текста под диктовку. Ребенку диктуется текст, состоящий из серии фраз, подобранных таким образом, чтобы они включали бы большое количество слов со звуками, произношение которых обычно нарушается.
Диктовать рекомендуется в соответствии с нормами орфоэпического произношения, без предварительного звуко-слогового анализа слов, входящих в состав диктуемого текста.

Целью письма по слуху, является выявление, в основном, фонематических ошибок.

Списывание букв (5 гласных, 5 согласных букв; строчные и прописные). В обследование включаются буквы сходные графически: буквы отличающиеся пространственным расположением элементов, количеством элементов.

Списывание слогов (прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных).

Списывание слов. Используются слова, в состав которых включены буквы графически сходные по написанию.

Целью списывания, выявляются, в основном, выявление оптических ошибок. Здесь же проверяется, не испытывает ли ребенок затруднений в двигательной технике письма.

Письмо букв (5 гласных, 5 согласных букв; строчные и прописные). Ребенку предлагается самостоятельно придумать и записать буквы.

Письмо слогов (прямые и обратные слоги, слоги со стечением согласных). Ребенку предлагается самостоятельно придумать и записать слоги.

Письмо слов. В процессе логопедического обследования проверяется и самостоятельное письмо по картинкам различной сложности. Материалом для обследования могут быть картинки, изображающие знакомые ребенку предметы (мяч, часы, чайник, девочка и др.). Ребенку предлагается написать названия этих предметов.

Письмо предложений. Ребенку предлагается составить предложение по сюжетной картинке или на заданную тему.

Письмо текста (5-6 предложений). Ребенку предлагается составить рассказ по серии сюжетных картинок. Сочинение на заданную тему. Изложение.

Целью самостоятельного письма учащихся, считается выявление как ошибок в звуковом составе слова, так и различные виды аграмматизма.

Обобщая результаты обследования письменной речи, необходимо:

сопоставить и проанализировать все виды ошибок при письме; составить сводную таблицу, классифицируя ошибки по виду и количеству;

соотнести анализ ошибок при письме с особенностями устной речи ребенка.

Сводная таблица учета специфических ошибок письма представлена в приложении (см. приложение 1).

В зависимости от результатов обследования определяются пути и методы коррекционного обучения, которые должны находиться в полном соответствии с причинами, породившими нарушения письма.

Данное обследование письма рекомендуется проводить каждое полугодие, для выявления прогресса или регресса, для более точной корректировки индивидуального плана работы.

Исследование проводилось в апреле 2017 года.

В процессе обследования, дети вступали в контакт достаточно легко. При выполнении заданий не требовалось дополнительное объяснение инструкции.

Обследование проводилось во второй половине дня.

При возникновении трудностей, дети всегда принимали помощь взрослого, иногда, после неудачи был отказ от выполнения задания.

По результатам обследования всего класса были выявлены ошибки:

на почве несформированности языкового анализа и синтеза – 38%:

пропуски букв – 69 ошибок;

определение границ предложений – 24 ошибки;

пропуски, перестановки слогов – 9 ошибок;

вставки – 8 ошибок;

слияние частей слов – 4 ошибки.

приписывание лишних элементов – 20 ошибок;

недописывание элементов – 13 ошибок;

зеркально письмо – 7 ошибок.

агрмматизмы – 18 ошибок;

пропуски слов – 17 ошибок.

дифференциация звонких и глухих согласных – 19 ошибок;

дифференциация твердых и мягких согласных – 9 ошибок;

дифференциация свистящих и шипящих согласных – 5 ошибок.

Полные результаты представлены в таблице (см. приложение 2).

Можно сделать вывод, что у всех детей есть дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза. Т.к. у детей наблюдались ошибки: обусловленные нарушением звукобуквенного анализа и синтеза (пропуски гласных, согласных, твёрдого и мягкого знаков); обусловленные нарушением слогового анализа и синтеза на уровне предложений (вставки слогов и слов, неверное определение границ предложений).

Екатерина Сапаева

Екатерина Сапаева

Даша Павлова

Регина Кашапова

Даша Павлова

Анна Тишинец

Добрый вечер. К нам в школу в 1 и 3 класс пришли дети с РАС. По каким программам с ними работать и как провести диагностику? Первоклашка сложный.

Светлана Башкирева

Анна, вообще дети с РАС обучаются ресурсном классе,а зачисляются в общеобразовательный класс.У каждого ребенка должен быть тьютор,в заключении пмпк должно быть указано тьюторское сопровождение.На основании заключения пишется АООП и Индивидуальный образовательный маршрут.Проводится диагностика АВLS AR.Все обучение проходит в парадигме прикладного анализа поведения (АВА терапия).С детьми обязательно должен заниматься учитель-дефектолог,психолог,логопед.Постепенно ребенок с РАС выходит в инклюзию в класс,который зачислен в сопровождении тьютора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация программы формирования УУД для детей с ТНР по всем направлениям строится с учётом специфики контингента уч-ся.

Стартовая диагностика метапредметных результатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Cтандарт устанавливает три основные группы результатов

Метапредметные

Метапредметные результаты – универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Достижение метапредметных результатов обеспечивается как за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Диагностика метапредметных результатов обучения в настоящее время рассматривается как одно из важнейших направлений оценки образовательных достижений наших обучающихся. Метапредметные результаты обучения в рамках ФГОС предполагают формирование большого числа самых разных видов действий и соответственно разнообразных диагностических процедур по оценке их достижения. Оценка метапредметных результатов образования привлекает специалистов и проводится с использованием методического комплекса. Это важная часть психолого – педагогического сопровождения каждого ребенка.

Основным объектом оценки метапредметных результатов во 2 классе служит сформированность ряда таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе является умения учиться.

Реализация программы формирования УУД для детей с ТНР по всем направлениям строится, прежде всего, с учетом специфики контингента обучающихся. Результат освоения программы формирования универсальных учебных действий не может быть оценен в привычной бальной системе. Достижением ученика следует считать освоение каждого учебного действия.

По мнению разработчиков ФГОС развитие УУД не возможно без определения стартовых достижений ребенка в период предшкольной подготовки, оценки сформированности учебных действий в различные возрастные периоды.

Учитывая, что нет предлагаемого инструментария для стартовой диагностики первоклассников в рамках введения ФГОС НОО, мы самостоятельно составили комплекты методик, выбрали методы, формы и средства проведения стартовой диагностики.

Проведенная нами стартовая диагностика познавательных метапредметных умений направлена на определение готовности ребенка к продолжению образования на следующей ступени. Ее основная задача не просто определить степень готовности выпускника дошкольного образования к дальнейшему обучению, но и выявить те недостаточно сформированные познавательные умения, на освоение которых необходимо обратить самое пристальное внимание в начале обучения на новой ступени образования.

В нашей школе задания стартовой диагностики подобраны в соответствии с критериями по каждому УУД, разработанными на основе метапредметных результатов, прописанных в стандарте. Результаты сформированности УУД мы вносим в индивидуальные карты развития по трем показателям:

3 –действие сформировано

2 – действие сформировано частично

1 - действие не сформировано

И определяем уровень сформированности метапредметных результатов.

Это дает нам возможность определить недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся.

В таблицу № 1 (Приложение 1) из карты индивидуального развития, вносятся результаты обследования детей по метапредметным результатам.

Самостоятельно изучив множество представленного материала, адаптировав его под своих обучающихся, предлагаем вам несколько примеров заданий стартовой диагностики (Приложение 2)

Задание №1 на регулятивные действия, в котором нужно нарисовать такую же фигуру в нижней рамочке, проверяет - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Задание №2 проверяет умение сохранять заданную цель.

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом.

В задании №3 нужно увидеть правильно ли разделено слово на слоги, проверяется

умение отличать верно выполненное задание от неверного.

Рассмотрим задания на познавательные учебные действия (Приложение 3)

Задание № 1. Определить, чего больше: кругов или треугольников, направлено на проверку умения сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку.

Задание №2 проверяет умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

Проведя полную диагностику мы заносим данные в индивидуальные карты на каждого ребенка и еще в сводную таблицу, чтобы увидеть уровень по всему классу.

И отдельно по трем УУД, здесь мы наглядно видим, на какие универсальные учебные действия следует обратить пристальное внимание.

Учитывая недостаточно сформированные познавательные умения, которые мы выявили в стартовой диагностике, и метапредметные результаты на конец 1 класса - подбираем такие задания , которые бы проверили уровень сформированности планируемых результатов на конец года.

В конце каждого учебного года по результатам работы показатели сформированности УУД вносятся в карту, где мы и можем наблюдать динамику развития метапредметных результатов каждого ребенка и класса в целом.

Проведя стартовую диагностику на начальной ступени обучения, определив недостаточно сформированные умения по каждому обучающемуся, составив план индивидуальной работы для детей, имеющими затруднения в обучении, на конец года проведя комплексную работу, в которой мы сравниваем показатели и определяем дальнейший маршрут в обучении обучающегося.

Диагностическая работа для 1-4 классов. Мониторинг УУД для обучающихся с ТНР

Цель проведения: диагностика процесса формирования универсальных учебных действий у младших школьников для понимания общих тенденций обучения ученика, класса, школы и уточнения плана коррекции.

Инструкция к проведению Ученик подписывает рабочие листы (фамилия, имя полностью, класс, школа). Работу учащиеся выполняют в течение учебного дня по частям. Рекомендуется чтение заданий учителем, а затем самостоятельная индивидуальная работа учащихся. Диагностическая работа составлена на разном предметном материале. Для работы ученик выбирает один из двух предложенных вариантов каждого задания. Рассматривается формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на базовом и повышенном уровне. Перечень умений приведен в кодификаторе УУД.

Задание 1. Предмет мониторинга: умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Предметные области: математика, русский язык.

Математика. Жене надо решить задачу по математике. Определи последовательность действий Жени при выполнении задания (отметь цифрами от 1 до 5).

 Прочитаю текст задачи.

 Запишу решение и ответ.

 Определю, что известно в задаче и что нужно найти.

 Составлю план решения задачи.

 Определю, о чем говорится в задаче.

*Запиши из каких частей состоит задача.

1. Прочитаю текст задачи.

5. Запишу решение и ответ.

3. Определю, что известно в задаче и что нужно найти.

4. Составлю план решения задачи.

2. Определю, о чем говорится в задаче.

Максимум – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл.

*Верный ответ: Условие, вопрос, решение, ответ.

Дополнительно 1 балл

Русский язык

 Правильно запишу слово.

 Произнесу слово, которое хочу проверить.

 Определю, какой парный звук (звонкий/глухой) слышно.

 Произнесу проверочное слово и определю, какой звук слышу перед гласным.

 Изменю слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук.

5. Правильно запишу слово.

1. Произнесу слово, которое хочу проверить.

2. Определю, какой парный звук (звонкий/глухой) слышно.

4. Произнесу проверочное слово и определю, какой звук слышу перед гласным.

3. Изменю слово так, чтобы после сомнительного согласного стоял гласный звук. Максимум – 2 балла, допущена одна ошибка – 1 балл.

*Верный ответ: коробочка. Дополнительный 1балл

Задание 2 . Предмет мониторинга: умение осуществлять контроль (сличение результата с эталоном) и оценку результатов работы. Предметные области: русский язык, математика.

Первый ученик водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник

Второй ученик водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник

Третий ученик водичка, проводник, водомерка, водитель, подводник

Верный ответ:  второй ученик. Максимум – 1 балл.

*Верный ответ: водный. Дополнительно 1 балл

Математика . Ученики решали задачу. Маша нашла в лесу 10 грибов. Катя – 15, а Алина на 2 штуки меньше, чем Маша и Катя вместе. Сколько грибов нашла Алина? Кто верно решил задачу? (Подчеркни).

Первый ученик 10 + 15 = 25 (гр.)

Второй ученик (10 + 15) + 2 = 27 (гр.)

Третий ученик (10 + 15) – 2 = 23 (гр.)

*Запиши задачу по действиям с пояснением.

Верный ответ:  третий ученик. Максимум – 1 балл.

*Верный ответ: 10 + 15 = 25 (гр.) нашли Маша и Катя вместе.

25 – 2 = 23 (гр.) нашла Алина.

Дополнительно 2 балла.

Задание 3. Предмет мониторинга: умение осуществлять коррекцию – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия. Предметные области: технология, русский язык.

Технология. На уроке технологии ученики делали открытку в технике аппликации. Зачеркни действия, которые будут лишними при изготовлении открытки.

1. Придумаю, как будет выглядеть открытка.

2. Приготовлю необходимые материалы.

3. Найду яркие бусинки.

4. Определю, какие понадобятся инструменты и приспособления.

5. Выполню аппликацию по плану.

6. Отправлю открытку по почте.

*Запиши, что такое аппликация.

Аппликация – это _____________________________________________

Верный ответ:  лишние действия 3 и 6. Максимум – 1 балл.

*Верный ответ: Аппликация - это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи ит.д. на основу изображения.

Дополнительно 2 балла.

Русский язык Юра составил алгоритм определения главных членов предложения. Зачеркни лишние пункты алгоритма

1. Прочитаю предложение.

2. Определю, о ком или о чем говорится в предложении.

3. Назову признаки этого предмета.

4. Определю, что говорится о подлежащем.

5. Подчеркну подлежащее и сказуемое.

6. Подчеркну орфограммы в подлежащем и сказуемом.

*Подчеркни основу предложения.

Дети строили во дворе снежную крепость.

Верный ответ:  лишние действия 3 и 6. Максимум – 1 балл.

*Верный ответ: Дети строили. Дополнительно 1 балл

Задание 4. Предмет мониторинга: поиск и выделение необходимой информации, умение выбирать информацию из текста, использовать табличные формы преобразования информации. Предметные области: окружающий мир и математика.

Окружающий мир Данила заполнил дневник наблюдений за лето.


В данной работе представлен методический материал для обследования устной и письменной речи учащихся.

Содержимое разработки

Содержание программы.

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-методические материалы.

Программа по диагностике учащихся с 1-9 классы

Программа по диагностике учащихся осуществляется на основе:

ФГОС общего образования:

• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 18 декабря 2012г №1060, от 29 декабря 2014г №1643, от 18 мая 2015г «507, от 31 декабря 2015г №1576)

• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; в ред.приказов от 17 декабря 2010г № 1897, от 29 декабря 2014г №1644, от 31 декабря 2015г №1577

• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2). Одобрено решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г №4/15)

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей - одна из самых актуальных. Письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в дальнейшем средством получения знаний учащихся. Несмотря на многообразие методик диагностики речи детей, актуальность проблемы очевидна. Этой проблеме посвящены многие современные исследования. Целью логопедического обследования является составление максимально объективной подробной картины развития речи ребенка.

Диагностика устной и письменной речи проводится в два этапа:

1 этап - первичная диагностика в первые две недели учебного года ( с 1 по 15 сентября).

2 этап - итоговая диагностика проводится последние две недели учебного года.

Временной регламент обследования составляет две недели. Диагностика в начале года позволяет выявить исходный уровень ребенка, свидетельствующий о степени влияния нарушений развития на учебно-познавательную деятельность и повседневную жизнь. Целью итоговой диагностики выступает оценка достижений речевого развития обучающегося в соответствии с планируемыми результатами освоения обучающимися программы логопедической работы. Система обследования речи учащихся нашей школы разработана с учетом основных принципов диагностики. За основу методики обследования детей взяты речевые пробы экспресс-диагностики Т.А.Фотековой. Предусмотрено проведение углубленного исследования всех компонентов устной речи: фонетики, лексики, грамматики; а также всех видов письменной речи: списывания, самостоятельного письма. Так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, обследованию подлежат зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Использование экспресс-диагностики позволяет судить об успешности (наличии положительной динамики) или неуспешности (отсутствие даже незначительной положительной динамики) обучающихся в освоении планируемых результатов в овладении программы логопедической работы.

Данные экспресс-диагностики выступают в качестве ориентира основы для определения дальнейшей стратегии: продолжения реализации разработанной логопедической программы. Для учета возрастной спецификации методика разработана в трех вариантах. Первый предназначен для детей младшего школьного возраста, второй для учащихся старших классов. Структура методики, типы заданий, а также целый ряд проб и порядок оценки в обоих вариантах одинаковы.

Логопедическое обследование состоит из трех этапов:

1 этап. Подготовительный. Состоит из ознакомления с документами (педагогические, медицинские), беседы с родителями. Целью данного этапа является выяснение моторного, речевого, психического анамнеза ребенка.

2 этап. Обследование детей проводится на основе общих принципов и методов: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим.

В содержании логопедического обследования входит обследование артикуляционного аппарата, в процессе выявление интересов ребенка, его любимых занятий, игр, особенностей представления об окружающем; фонетической стороны речи, слоговой структуры слова, фонематических процессов, грамматического строя речи, состояние связной речи, состояние навыков письма и чтения.

В период начальной и итоговой диагностики (в первых классах только в период итоговой диагностики) во всех классах проводятся диктанты с целью выявления логопедических ошибок с последующими рекомендациями учителям - предметникам для осуществления коррекционной работы по развитию письменной речи.

Условия обследования ребенка состоят в следующем:

- установление эмоционального контакта с ребенком, создание адекватного отношения к обследованию;

-тактика общения с ребенком - сотрудничество, доброжелательное отношение.

- учет сформированности психических процессов: памяти, внимания, мышления.

3 этап. Заключительный. На данном этапе проходит обработка полученных результатов обследования. Данные заносятся в речевые карты, пишется логопедическое заключение, составляется речевой профиль. На основе итоговой диагностики разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут ребенка на следующий учебный год. Диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования обучающихся и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Читайте также: