Социализация в малокомплектной школе

Обновлено: 30.06.2024

ЛЕКЦИЯ № 10. Организация личностноориентированного воспитания

1. Воспитательный процесс в малокомплектной школе

Процесс воспитания в его идеальном варианте – это социально-педагогическая система, обладающая свойствами целостного объекта, т. е. целостная система, целостный процесс. Пользуясь этой системой, можно добиться качественных изменений личности ученика, детского коллектива.

Воспитательный процесс – это также сложный процесс, представляющий развертывающуюся во времени систему воспитательных отношений, включающую ребенка, детский коллектив, малую социальную группу и т. п.

В роли воспитателей в этом случае выступает вся совокупность людей, так или иначе оказывающих педагогическое влияние на развитие и формирование личности в ходе ее жизнедеятельности.

Ее особое назначение – включение ребенка в современную жизнь и обеспечение преемственности поколений. Воспитание как система включает в себя людей (воспитанники и воспитатели); элементы духовного характера (знания, умения, навыки, идеи, цели); средства воспитания (элементы культуры, которые должны быть в педагогически обработанном виде). Взаимодействие всех этих элементов составляет процесс воспитания как целостную систему.

Форма существования данной системы – это устойчивое объединение людей с определенной организацией, например класс с его организационной структурой, разновозрастные объединения с их традициями, отряд в условиях оздоровительного лагеря, кружки и т. д.

В условиях малокомплектной школы численность общего числа воспитателей и воспитуемых значительно уменьшается, а также уменьшается численность группировок, объединений и классов. Это облегчает для воспитателей оказание педагогического воздействия. Но, с другой стороны, в школах подобного вида число людей, оказывающих это педагогическое влияние, также значительно уменьшается. Поэтому на каждого такого человека накладывается огромная ответственность.

В состав процесса воспитания входят такие компоненты, как общая цель, конкретные цели и задачи, выдвигаемые воспитателями, принципы, которыми они руководствуются в своей деятельности, содержание, средства, методы и формы реализации цели, результат и его оценка.

Однако это лишь одна сторона процесса, но есть и другая, связанная с позицией ученика. Ведь часто человек выдвигает собственные задачи, направленные на совершенствование личности, формирование каких-то ее черт, значимых для него. В соответствии с этим он выбирает свои средства, методы, нередко вкладывая иное содержание в воспитательный процесс.

Именно оно и является определяющим в случае организации процесса воспитания в малокомплектной школе.

Это объясняется тем, что в подобных школах воспитание является дифференцированным, но воздействие на индивида с целью изменения его собственных целей и задач воспитания также является проблематичным, а иногда и невозможным.

2. Три потока воспитательного процесса в малокомплектной школе

В малонаселенном пункте школа зачастую оказывается единственным очагом культуры. К тому же зачастую в селе образовывается единый учебно-воспитательный комплекс: детсад – школа – музыкально-художественные объединения – трудовые объединения.

В задачу педагогов входит сконцентрировать все культурно-педагогические силы в общем воспитательном процессе. В воспитательном процессе в малокомплектной школе можно выделить три потока: физическое воспитание, эстетическое и нравственное воспитание, трудовое воспитание.

В организации физического воспитания детей и подростков сельская школа с малой наполняемостью в ней учащихся имеет свои положительные и отрицательные особенности.

Малое количество учащихся позволяет шире осуществить индивидуальный подход при дозировке их нагрузки. Легче проводить и обучение основным двигательным навыкам.

Наиболее отрицательным фактором в такой школе является низкий профессиональный уровень учителя физической культуры. Часто слаба здесь материальная база: отсутствуют спортивный зал, необходимое оборудование и инвентарь.

До последнего времени в воспитании школьников преобладали вербальные средства – нравоучения, словесные поощрения и порицания, призывы, внушения, объяснения.

Сегодня необходима воспитательная программа, где неразрывна связь слова и дела. Такую связь не трудно установить в малокомплектной школе, где предоставляется возможность иметь свое собственное настоящее производство.

С ранних лет дети села приучаются к труду на крестьянском подворье. Ученические производственные бригады многих школ успешно внедряют на практике хозрасчет, познают секреты самоокупаемости.

Одной из важных задач, стоящих перед малокомплектными школами по трудовому воспитанию, является сознательное закрепление молодежи в тех местах, где она родилась и выросла. Это и пытается осуществить трудовое воспитание школьников, прививая детям любовь к труду.

Существенный недостаток общей воспитательной работы школы – дефицит внимания к личности каждого ученика, неумение, а может быть, и нежелание так организовать работу с детьми, чтобы ребенок с первых дней оказался среди людей, помогающих ему творить добро. Этот недостаток успешно преодолевается в учебном учреждении, имеющем небольшой состав учеников.

Проблема эстетического воспитания является актуальной в школах различного типа, в том числе и в школах с малой комплектностью. Первостепенную роль в привитии эстетического начала принадлежит семье, где родился ребенок. Эстетика быта, круг духовных ценностей, потребностей, вкусы родителей – это среда, где формируются эстетические идеалы, основы его воспитания.

Широкие возможности по эстетическому воспитанию и образованию сельских школьников, воспитанию у них чувства любви к природе предоставляются как во время обучения, так и во внеурочное время. Существуют особо отведенные для этих целей классные часы.

3. Организация личностноориентированного воспитания

В условиях личностного подхода, или личностноориентированного воспитания, за общий принцип берется некоторая конечная цель – идеальная модель личности, и все остальные компоненты воспитательной системы, условия ее функционирования и саморазвития проектируются и реализуются с учетом наперед заданного конечного результата.

В рамках других теорий и воспитательных систем личность, ее идеальная модель не учитывается, все дело в том, что в условиях личностно-ориентированного воспитания личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль. Осуществляя практически личностно-ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным, индивидуальным особенностям, но и его эмоциональному состоянию.

Проблема учета эмоциональных состояний в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается далеко не разработанной проблемой педагогики.

Вместе с тем диапазон эмоциональных состояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подавленное, угнетенное и другие) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении. В связи с этим учитель-воспитатель должен, во-первых, осуществляя личностно-ориентированный подход в воспитании, учитывать психические состояния, характерные для конкретно взятого ученика, воспитанника.

Таким образом, психологическое состояние в воспитании создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия между воспитателем и воспитанником, предоставляет условия для гармонического сотрудничества и сотворчества.

Для личностно-ориентированного сотрудничества особо важно учитывать такие сложные состояния, как конфликтные и стрессовые.

В последние годы в рамках личностноориентированного воспитания, как одно из его эффективных и перспективных стратегий, разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход в воспитании особенно характерен для концепции Н. М. Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.

«Личность, – как подчеркивает Н. М. Таланчук, – это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. Так, в условиях семьи человек осваивает культуру семейной жизнедеятельности.

В коллективе человек осваивает коммуникативную культуру, роль лидера или исполнителя, члена трудового коллектива. В процессе социализации, на уровне взаимодействия общества и личности, человек овладевает ролевыми функциями гражданина, при этом происходит активное становление человека, обогащение его новыми ценностями, смыслами; формируется миропознание личности, развиваются многообразные ролевые функции человека.

В последнее время происходит усиление личностного подхода в воспитании. Однако воспитание вне коллектива не может быть полноценным.

4. Как планируется воспитательная работа

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности.

Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков.

Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот – всегда уникальный и самостоятельный – путь морально-нравственного и социального развития.

Особую роль в воспитании играет искусство, которое в эмоционально-образной форме отражает различные виды человеческой деятельности и развивает способность творчески преобразовывать мир и самого себя.

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами.

Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.








Проблема: Социализация учащихся сельских малокомплектных школ на уроках биологии через экологическое воспитание.

Инициатива: Адаптация и индивидуализация учащихся сельских школ с малой накопляемостью на уроках биологии, воспитывая экологически грамотную личность, может происходить только через его соразвитие. А именно, в процессе практической деятельности и экологическим исследованиям разного уровня на уроках биологии, учащиеся учатся познавать себя, свою значимость, свои неограниченный интерес и способности, тем самым стремятся создать вокруг себя позитивную обстановку, вовлечь в свой круг деятельности большую часть классного коллектива, реализоваться самому и содействовать для самореализации своих одноклассников. Уроков биологии в программе школьного курса, с целью воплощения в жизнь поставленных данных задач, для учителя не достаточно. Это становится возможным при введение с 6 по 9 классы (1 час в неделю) элективных курсов по программе « Мир, в котором я живу.

Социализация учащихся сельских малокомплектных школ на уроках биологии через экологическое воспитание.

Сущность социализации состоит в том, что в данном процессе должны

разумно сочетаться приспособление (адаптация) и обособление

(индивидуализация) ученика, как на уроке, так и внеурочное время. Адаптация учащегося включает в себя процесс становления его социальным

существом, в котором важная роль отведена людям, непосредственно взаимодействующим с данным индивидуумом. В школе эта роль дана учителю, как авангарду в распределении ролей на уроке, и одноклассникам, как основным создателям микроклимата класса.

Социализацию школьного биологического образования можно определить как предоставление каждому ребенку возможности для получения биологической подготовки, максимально соответствующей его индивидуальным интересам и склонностям, способностям и возможностям. Реализация этих целей возможна лишь в условиях достижение поставленных целей:

^ Обеспечить душевное здоровье и эмоциональное благополучие школьников . Ученик с эмоциональными проблемами не способен усваивать знания, умения, навыки, полноценно творить, полноценно общаться.

^ Научить школьников самостоятельно учиться . Помочь ученику осознать социальную, практическую, личностную значимость изучаемого учебного материала. Умение учиться входит в необходимую каждому человеку способность к самопознанию и саморазвитию.

^ Содействовать развитию у школьников умений осуществлять самоконтроль, самооценку, самоанализ деятельности . Обеспечить развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность.

^ Развивать интеллектуальные способности ученика, мышление, память, внимание, воображение.

Добиться осознанного понимания материала каждым учащимся, а не

запоминания. Способствовать развитию умения структурировать

информацию, составлять простой и сложный планы, структурировать их.

^ Воспитать навыки сотрудничества, содействия, соразвития и общения .

В сельской школе с малой накопляемостью на социальную адаптацию учащихся большое влияние оказывают внешние факторы: открытость общения” в селе, немногочисленность контактов школьника, бедность

“ поля адаптации” и т.д. Недостаточное в сельской школе и условия для индивидуализации, являющейся второй стороной социализации учащихся. Это проявляется в проблемах самопознания, самоопределения и самореализации.

Проблемы в самопознании учащихся в малокомплектной сельской школе:

малое общение в малой общности, мало “ зеркал”, в которых учащийся видит свое “ Я”, однообразие круга общения (одни и те же люди и в школе, и на улице), отсутствие реальной картины разносторонней современной жизни (однородный быт) и т.д.

В самоопределении проблема сводится к уменьшению возможности выбора: класса (если есть конфликтность), учителя ( для репетиторства или в случае разногласия во взглядах), учебных предметов (социология, психология, экономика, которыми не располагают сельские школы), кружков, секций по интересам и т.д.

Самореализация встречает на своем пути те же проблемы, что и самоопределение, но к ним прилагаются еще и такие, как: уменьшение по программе часов по биологии и экологии, исключение многих практических и лабораторных работ, а следствие, учащиеся теряют интерес к себяпознанию, к решению местных проблем, проблем района, области, в том числе – экологических.

Бездействие, вытекающее из нежелания самореализоваться в поиске решения всех этих проблем, приведут нас к катастрофическому итогу – потере здоровья. А проблемы из года в год становятся всё более актуальнее: что мы едим, какую воду пьём, полезен ли йогурт, какую одежду мы носим, какие цветы окружают нас на пришкольном участке и дома, соответствуют ли школьные помещения и условия в них всем требованиям и т. д. и на конец, а соответствуют ли наши физические и духовные данные нашему возрасту и можно ли всё изменить в положительную сторону ? Если каждый учащийся осознанно сможет поставить перед собой все эти вопросы и проблемы, как цель и попытается на них ответить, практически реализуя весь свой потенциал, а учитель в этой ситуации будет выполнять роль лишь помощника, значит мы своей цели достигли – научили адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, чувствовать свою значимость в решениях различных проблем, самоопределяться, вырабатывать свою личную индивидуальной позицию, т.е. научили учащихся обращать всю свою деятельность на свое “Я” ( самопознание, самоопределение,

В программе « Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека

6 класс – « Мир, в котором я живу. Экология среды обитания человека

7 класс - Экологическое состояние школы: эмоциональная оценка школы; оценка экологического состояния школьных помещений, составление экологического паспорта школьных помещений; оценка экологического состояния пришкольного участка, составление экологической карты пришкольного участка. Экология квартиры (дома) - Стройматериалы. Интерьер. Микроклимат жилища. Изменение и оценка параметров микроклимата квартиры. Растения и животные в вашем жилище и их роль и влияние на ваше здоровье. Влияние запахов растений на некоторые функции организма, связанные с поддержкой работоспособности. Компьютер и здоровье.

В процессе педагогической деятельности мною используются приёмы, направленные на повышения самооценки и комфортности учащихся . Это:

приём “ Ситуация выбора”, ”Самостоятельная творческая работа”,

”Самостоятельная работа”, ”Намеренных ошибок ”, ”Создания проблемных ситуаций”, “Опережающее обучение”, “Коллективное целеполагание “,

А в завершении, я хочу предложить свои размышления о педагогической философии, с которыми я стараюсь не расставаться на протяжении всей своей восемнадцатилетней педагогической деятельности.

Каждый человек, ставший на путь воспитателя, вооружившись педагогическими знаниями, начавшего творческую деятельность, должен иметь у себя во внимании две вещи: первую, быть и оставаться всегда и в любой ситуации человеком. И второе, видеть в каждом ребёнке ГЕНИЯ, сделать всё возможное, чтоб в это он сам поверил, зажечь в его глазах негасимую ИСКОРКУ надежды в то, что все искорки становятся ЗВЁЗДАМИ.

А для этого нужно всего немного, только ,чтоб он поверил в свои силы, раскрыл свои безграничные возможности, распахнул своё детское сердце для творчества, познания, пытливого интереса ко всему неизведанному, неиспытанному… .А ты, с высоким званием УЧИТЕЛЬ, должен с первых школьных минут, нежно взяв его детскую ладошку в свою, вместе с ним открыть новые для него города, звезды, миры. И от ступеньки к ступеньке, поднимаясь всё выше и выше к вершине, где находится целое СОЗВЕЗДИЕ таких же ребятишек, но уже выросших в творческие ЛИЧНОСТИ. А если звёзды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно. А нужно это всем нам, простым людям со зрячим сердцем, для которых главный инструмент всех свершений и творений – это познание самого себя, жизни и души ребёнка.

В это я верю сама, этим я живу, это я претворяю в жизнь. И может поэтому, моё сердце переполняется гордостью за моих ЗВЁЗДОЧЕК, которые в благодарность за наш нелёгкий и тернистый путь дарят нам свои сердца. Пусть они бумажные, картонные, тряпичные, с секретом, с загадками, с сюрпризом в конвертике…их так много! И все они мои, такие близкие и родные. Вот из таких сердечек, имеющих отблеск настоящих звёздочек, состоит стержень и смысл всей нашей педагогической деятельности.

А наивысшей победой на дороге педагогических свершений, длинною в 18

Это моя жизнь, это моё счастье, это моё предназначение, это моя учительская судьба. И хочется воспеть всему миру словами Р.Рождественского:

1 Психолого-педагогическое сопровождение учащихся сельской малокомплектной школы как условие социальной адаптации Экспериментальная работа МОУ ООШ г.г.

2 Актуальность организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально-психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

3 Проблема социальной адаптации в условиях психолого-педагогического сопровождения учащихся сельской малокомплектной школы.

4 Гипотеза: психолого-педагогическое сопровождение учащихся сельской малокомплектной школы как условие успешной социальной адаптации, если: -создать в школе психолого-педагогические условия, способствующие успешной социализации учащихся сельской малокомплектной школы; -интегрировать психолого-педагогическую деятельность школы с деятельностью РМ ПМПК Верхнебуреинского муниципального района отдела образования; -организовать работу психолога, педагогов школы с родителями, направленную на успешную социализацию учащихся сельской малокомплектной школы

5 Цель: создание педагогических, социально - психологических условий, позволяющих учащимся сельской малокомплектной школы овладеть навыками социализации.

9 Консультирование 1.Консультация классных руководителей по итогам диагностик. 2. Консультация родителей по вопросам семейного воспитания в процессе адаптации учащихся 1,9 кл. 3. Консультирование педагогов по вопросам социальной адаптации школьников 1,9 кл. 4. Консультационная работа по социальной адаптации с учащимися школы. 1-9 классы 9класс В течение года

Для начала необходимо осветить базовые понятия предложенной темы:

Малокомплектная школа — государственная или муниципальная образовательная организация, реализующая образовательные программы разного уровня общего образования, малочисленная по составу обучающихся, имеющая, в связи с этим, особую структуру, расположенная в отдаленной и/или труднодоступной местности, являющаяся единственной образовательной организацией территории и выполняющая, кроме образовательных, также социокультурные и иные социально значимые функции.

Обучение осуществляется в классах-комплектах - группа обучающихся, состоящая из двух и более классов, обучение которых ведет одновременно один и тот же учитель;

Малочисленная школа – образовательное учреждение, в котором общее число учащихся составляет количество ниже определенной нормы, ранее в 1 классе-комплекте: сельская школа – 14 человек;

Для сельской школы характерно несколько видов организации учебных занятий, в них включена и внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Цели внеурочной деятельности:

• Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.

• Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 3)

Программа внеурочной работы в начальной школе предполагает до 1350 ч за 4 года обучения. При организации внеурочной деятельности в общеобразовательной организации необходимо руководствоваться требованиями СанПиН.

Создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность реализуется через системы неаудиторной занятости, дополнительного образования и работу классных руководителей по следующим направлениям развития личности : духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное.

Цель: создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания, воспитания гражданской идентичности, патриотизма.

Цель: Создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Цель: создание условий, обеспечивающих становление физически здоровой личности школьника на основе развития его индивидуальности

Цель: создание условий, обеспечивающих общекультурное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Цель: Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности.

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Виды внеурочной деятельности вы можете видеть на экране (слайд 4). Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п., первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Формы реализации внеурочной деятельности могут быть самыми разнообразными, такими как проектная и исследовательская деятельность, компьютерные занятия, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны и т. д

Продолжительность занятия внеурочной деятельности составляет 35-45 минут. Для обучающихся первых классов в первом полугодии продолжительность занятия внеурочной деятельности не должна превышать 35 минут.

Внеурочные занятия способствуют более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности.

Документы, определяющие деятельность общеобразовательных учреждений в условиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) второго поколения, адресованы всем школам. В то же время в условия сельских, особенно малочисленных, школ возникает ряд специфичных проблем при организации внеурочной воспитательной работы.

Поэтому следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризующие сельскую школу :

• сокращение числа учащихся и переход ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных;

• принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;

• усиление влияния школы на сохранение и развитие села и, в свою очередь, усиление влияния состояния местного производства на судьбу сельской школы.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать при организации внеурочной воспитательной работы. Школы на селе различны по условиям социального окружения, удаленности от районных и городских центров, материальной базе, численности учащихся. Основным фактором, влияющим на особенности организации образовательной деятельности — специфика сельского социума, которая имеет как положительные, так и отрицательные особенности. С одной стороны:

1. Социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого родители, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей. 2. На селе в более значительной степени, чем в городе, сохранились целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к Родине и природе.

3. Опыт общения детей отличается углубленностью, детальным знанием окружающих людей. Опыт старших поколений передается с помощью конкретного примера.

4. В условиях отсутствия профессионального искусства интенсивнее развивается народное искусство.

5. Учащихся сельских школ отличает трудолюбие, высокая работоспособность и ответственность, доброта, чувство благодарности, моральная и этико-эмоциональная устойчивость;

6. Непреложность для большинства сельских детей ценностей семейного уклада жизни и родственных связей, общинности и коллективизма, любви к Родине, национальных духовных традиций.

Но, с другой стороны, замкнутость социального пространства, удаленность многих школ от культурных центров, ограниченность сферы социальных связей детей создают особые проблемы в организации внеурочной воспитательной работы в сельской школе.

1. Большая загруженность учащихся бытовым трудом, что снижает возможности для самообразования;

2. Дети видят вокруг себя мало высоких уровней жизненных образцов, поэтому часто наблюдается занижение требований к своему развитию и образованию;

3. Ограниченный доступ учащихся и педагогов к некоторым информационным источникам, сложность посещения культурных и образовательных центров региона;

4. Для сельских детей характерны повышенная тревожность, неадекватность самооценки и др.

Задача школы независимо от условий – помочь детям освоить различные формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставить им равные с городскими школьниками возможности для разностороннего развития.

Поэтому приоритетными направлениями внеурочной деятельности становиться социальное и общекультурное.

Методические принципы развития речи Методические принципы развития речи детей Принципы Содержание Принципы взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Основные принципы закаливания Закаливание – это система специальной тренировки организма, в том числе процессов терморегуляции, с использованием естественных факторов.

Принципы и методы закаливания Что такое закаливание Закаливание — это комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических.

Принципы работы воспитателя с детьми В своей работе с маленькими детками я руководствуюсь принципами: 1. Принцип индивидуального подхода к детям. Индивидуальные особенности.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Читайте также: