Собственные и нарицательные имена существительные 3 класс школа россии технологическая карта

Обновлено: 02.07.2024

Санкт - Петербург – один и з крупнейших г ородов России. Он назван в ч есть Петра В еликого.

На берегу реки Нева был пос троен Летний дв орец Петра. Самая длинна я улица - Невский

проспект. В Санк т - Петербург час то приезжае т презид ент России - Влад имир Владимир ович

Прочитай пре дложения. Опре дели с заглавной ил и строчной б уквы пиш утся выдел енные

Я живу в (Г, г)ор оде (К,к) Кашин (Т, т) верск ой обла сти. Мой дом на ходится на (У, у)лице (С, с)

еверной. По м оему городу пр отекает(Р,р) ека (К, к) ашинка. Вместе со мной ж ивут (П,п)опуга й (К,

Придумай и запиши своё предложение, чтоб ы в нём б ыло имя собст венное .

________________ ______ _____________ _________ __________ ___________ ________ ___________ _

________________ ______ _____________ _________ __________ ___________ ________ ___________ _

________________ ______ __________________ ________ ____________ ______ _____________ ______

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе

Имена существительные собственные и нарицательные

создать условия для развития умения различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи

Образовательные

формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии, воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных

Развивающие

развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные , развитие познавательного интереса к предмету

Воспитательные

в оспитание культуры общения на уроке

смыслообразование (осознание учеником своей деятельности на уроке), применяют приобретенные навыки в практической деятельности, имеют адекватную позитивную самооценку, расширяют учебно-познавательные интересы

Регулятивные

формирование цели достижения, планирование и прогнозирование своей деятельности, умение контролировать и оценивать свою деятельность

Коммуникативные

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем

Познавательные

анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Планируемые результаты

Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Регулятивные

удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выполнять последовательность необходимых операций

Коммуникативные

умение участвовать в диалоге, формирование умения строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем

имеют представление о новых языковых понятиях: имя собственное, имя нарицательное; применяют орфографическое правило на основе распознавания и классификации имен собственных и нарицательных, контролируют свои действия, проверяют написанное.

Имя существительное, собственное, нарицательное

Дополнительные

презентация к уроку

организации

деятельности

фронтальная, индивидуальная, работа в парах,самостоятельная работа

открытие нового знания

к деятельности

Цель: создание благоприятной обстанов-

ки, положительного настроя.

Приветствует обучающихся. Мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности на личностно-значимом уровне.

- Ребята, давайте подарим друг другу свои улыбки.

Отправляемся мы снова в мир родного языка,
Мы разгадывать готовы его тайны до звонка.

Мы отлично учимся! Всё у нас получится! (Слайд 1)

Настраиваются на урок.

Личностные: установка на успешную работу;

регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: организовать повторение

материала, выявить уровень знаний учащихся.

- Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели.
- Вспомните, из какого произведения эти слова?(Слайд 2)

- Сегодня на уроке русского языка мы с вами вспомним, что мы уже знаем об имени существительном, а также откроем новые знания об этой части речи.

А цветик - семицветик нам в этом поможет. (Слайд 3)

1 лепесток- что обозначает имя существительное?

2 лепесток - на какие вопросы отвечает имя существительное?

3 лепесток - как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что? как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

4 лепесток - для чего нам нужны слова-помощники: он мой, она моя, оно моё?

5 лепесток - дом-дома, кот-коты, лист - листы. О чём нам говорят эти пары слов? Как изменяются имена существительные?

6 лепесток- Именительный, родительный, дательный, винительный,творительный, предложный.

Все их запомнить сложно.

Ты в памяти всегда названия держи. Это .

Отвечают на вопросы учителя, вступают с ним в диалог.

Личностные: самоопределение, самосознание;

Познавательные : ориентироваться в своей системе имеющихся знаний;

регулятивные: формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

к оммуникативные: согласованно выполнять совместную деятельность;

Организация взаимодействия с учащимися по

введению в тему

Цель : создание

Организовывает погружение в проблемную ситуацию ; мотивирует учащихся.

- У нас есть ещё один лепесток. Вы готовы открыть тайну имени существительного?
Посмотрите внимательно на записанные слова. (Слайд 4)

Что объединяет все эти слова?

ученик, Москва, тетрадь, воробей, дерево.

- Какое слово лишнее? Почему?

Работа в парах (Слайд 5)

Распределите слова на 2 группы, запишите их в 2 столбика:

Наташа, сирень, кот, Смоленск, портфель, Незнайка

- Какие группы у вас получились?

- Чем отличаются слова 1 столбика от слов 2 столбика?

- Мы с вами установили, что одни имена существительные пишутся с маленькой буквы, а другие с большой буквы.

Отвечают на вопросы учителя, вступают с ним в диалог, выражают свои мысли, работают в парах.

Личностные : формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

п ознавательные : логические - анализ объектов с целью выделения общих признаков, выбор оснований для классификации; регулятивные:

планирование, прогнозирование ; коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-организовать работу учащихся по составлению характеристики собственных и нарицательных имен существительных

Мотивирующий приём:

подводящий к теме диалог

ситуация с затруднением

Подготовка к восприятию. Формирование новых знаний.

Перед вами 3 предложения. (Слайд 7)

- Что вы заметили? - Почему слова, которые произносятся одинаково, пишутся по – разному?

стр.66 упр.1 (устно)

- Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве .

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти, не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто.

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк:

В букве большой уважения знак!

- Какие же важные дела у большой буквы?

- А вам знакомы эти термины? (слайд 8)

- Какие цели будут перед нами стоять?

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

- Что называют имена собственные? - Как будем записывать имена собственные ?

- Что называют имена нарицательные?- С какой буквы мы будем записывать слова?

Проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение.

Определяют цели урока:

- Какие существительные называются собственными?

- Какие существительные называются нарицательными?

- Узнать, что обозначают собственные и нарицательные имена существительные.
- Как пишутся имена собственные?

Чтение детьми правила

Личностные: формирование умения способности к саморазвитию; оценивание усваиваемого материала;

Познавательные: выявление причинно-следственных связей; умение структурировать знания, логические: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

регулятивные : планирование, прогнозирование;

коммуникативные : инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Физкультминутка

Цель : снять напряжение

Организует проведение физкультминутки. (Слайд 9)

Называю собственные имена существительные - хлопаете в ладоши над головой, нарицательные - выполняете наклон вперёд: мальчик, Катя, Москва, конфета, Днепр, стол, Иванов, щенок, стул, Дима, Смоленск, парта, кровать, Мурзик.

Учащиеся выполняют физические упражнения.

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Цель: применение нового знания, формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные

Продолжим с вами открывать новые тайны языка.

- Чем похожи эти слова? ( несклоняемые) (Слайд 10)

Тбилиси, пальто, Миссисипи, шоссе,меню,Осло,Миссури,кофе

Разделите на 2 группы ( собств. и нариц. ) устно

- Определите род собственных имён существительных? (проблемная ситуация)

- Где найдём информацию? (в учебнике) стр. 67 правило

упр 2 стр.67

Прочитайте стихотворение. Какое задание нужно выполнить?

- Какой вывод мы сделаем?

Личностные : формирование умения организовать учебное взаимодействие в паре;

Познавательные: объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение , овладевать умением правильного написания имен собственных; Коммуникативные: формирование навыков учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и со сверстниками ; формулировать собственное мнение и позицию ; Регулятивные: выбирать средства реализации цели и применять их на практике.

закрепление

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.

Работа в парах.

-Придумайте со словами в упр. 3 стр. 68 сл овосочетания одно с именем сущ.собственным , а другое с именем сущ.нарицательным.

Учащиеся работают в парах, учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные : формирование умения организовать учебное взаимодействие в паре;

п ознавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

регулятивные :контроль, оценка, коррекция;

коммуникативные : управление поведением партнёра.

Рефлексия деятельности

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, мобилизация учащихся на рефлексию.

Услышим скоро мы звонок. Пора заканчивать урок.

- Какие существительные относятся к собственным именам существительным? Как они пишутся?

- Какие существительные относятся к нарицательным именам существительным? Как они пишутся?

Оцените свою работу на уроке ( Слайд 11)

На листках диагностики нарисуйте:
Солнышко (легко, интересно),
Облако с солнышком (немного трудно, но интересно),
Тучку (трудно и непонятно).

Личностные :смыслообразование;

познавательные : рефлексия;

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

(творческое, дифференцированное)

Предлагает записать домашнее задание ( по выбору).

Записать названия 7 улиц нашего города.

Найти 7 несклоняемых собственных имён существительных и определить их род

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока.

Предмет: Русский язык

УМК: Школа России

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные; писать заглавную букву в именах собственных.

Задачи: учить распознавать имена существительные собственные и нарицательные; учить устанавливать лексическое значение слов; обогащать словарный запас имён существительных.

Тип урока: Изучение нового материала

Прогнозируемые результаты:

– формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям;

– развитие творческого воображения.

– организация учащимися своей УД: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов УД;

– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос;

– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, оказывать взаимопомощь.

– распознавать собственные и нарицательные имена существительные;

– определять значение имён собственных.

Форма урока: Фронтальная.

Дидактические средства:

Учителя: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (часть 2), раздаточный материал.

Ученика: учебник, рабочая тетрадь.

Организационная структура урока

I. Организационный этап (1 мин.)

( Цель - создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха)

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

- овладевать умением прогнозировать;

- слушать и понимать речь других;

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

II. Актуализация знаний (4 мин.)

( Цель - актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках )

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим, на сколько хорошо вы усвоили эту тему.

1. Имя существительное - это:

В) часть предложения.

2. Имя существительное обозначает: А) действие предмета;

В) признак предмета.

3. На какие вопросы отвечают имена существительные?

Б) Какая? Какое? Какие?

В) Что делать? Что сделать?

4. Какое из однокоренных слов, является именем существительным? А) походка;

5. В какой строке все слова являются именем существительным?

А) рисовать, рисунок, рисование;

Б) море, моряк, приморье;

В) лес, лесник, лесной.

6. В какой строке все слова одушевлённые?

Б) Волк, ребёнок, сова;

В) Озеро, рыба, пень.

Проверка по эталону в парах. Оценивание.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

III. Самоопределение к деятельности

(4 мин.) ( Цель - выявление цели, задачи урока)

Париж – Франция, Москва - …

марсиане – Марс, земляне - …

страна – город, дом - …

- Поставьте вопросы к этим словам и определите часть речи.

- Почему к одним словам мы ставим вопрос кто? , а к другим что?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Назовите лишнее слово.

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся дают определение имени существительного.

- Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д.

Дети затрудняются ответить на эти вопросы.

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

- уметь устанавливать связь между словами.

IV. Работа по теме урока (10 мин.) ( Цель - научить отличать имена существительные от других частей речи )

V. Физкультминутка (3 мин.) ( Цель - активизация внимания учащихся)

VI. Продолжение работы по теме урока (20 мин.) ( Цель - закрепление изученного материала )

- Имена существительные Россия, Земля, Чехов называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными ?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Евгений Измайлов.

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

"Мы пойдём налево. "

Работа по учебнику.

Двое учащихся выполняют у доски самостоятельно.

- Спишите, над словами карандашом подпишите собственные существительные или нарицательные (с./н.), в парах обсуждайте.

Проверка (по цепочке проверить)

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются нарицательными?

- Как пишутся имена собственные?

- Давайте проверим, как выполнили упражнение у доски.

Проверка. Оценка детей.

Разминка глаз и пальцев.

- Итак, запишем случаи правописания заглавной буквы.

1. Собственные имена лиц и имена животных: Иван Грозный, Пегас;

3. Названия произведений: роман "Отцы и дети", опера "Пиковая дама";

4. Географические названия: Рио-де-Жанейро, Красноярский край;

5. Названия исторических событий: Куликовская битва, эпоха Возрождения;

6. Названия праздников: Восьмое марта, Масленица, Пасха.

Дети называют свои имена.

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Один ученик читает стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Учащиеся приводят примеры.

Выполняют упражнение письменно.

Это слова, которые представляют названия единичных предметов.

Это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов.

С заглавной буквы.

Записывают в тетрадках.

Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями.

Коммуникативные: уважительное отношение к чужому мнению.

Регулятивные: организация своей деятельности.

VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. (3 мин.) ( Цель - зафиксировать новое содержание на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности )

- О чём мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке: кому всё понятно было на уроке поднимите 2 руки, у кого остались вопросы поднимите 1 руку, кто ничего не понял или затрудняется руку не поднимает, кому понравился урок поднимите 2 руки.

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Домашнее задание

Упражнение 26, 27 с. 17

Записывают домашнее задание.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 593 476 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.04.2018 1846
  • DOCX 25.4 кбайт
  • 56 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Нарчук Наталья Дмитриевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Курганской области дистанционный режим для школьников продлили до конца февраля

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

РДШ организовало сбор гуманитарной помощи для детей из ДНР

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Формировать умение различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Задачи

— способствовать развитию умения распознавать существительные в речи, различать собственные и нарицательные существительные, ввести эти термины в языковую практику;
— продолжить формирование умения выделять предложения в тексте, определять их вид по цели высказывания и интонации; составлять предложения из слов и словосочетаний, озаглавливать текст;
— развивать речь обучающихся при работе с текстом;
—развивать умения работать со словарем.
— создать условия для формирования умения работать в парах; воспитания чувства гордости за свой народ и бережного отношения к его истории

Планируемый результат

Личностные умения:
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— понимание успешности при освоении учебной темы.
Познавательные умения:
— объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
— планировать и выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить учебное действие с известным правилом;
— выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;
— оценивать результат собственной деятельности.
Коммуникативные умения:
—планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
— учитывать мнение партнёра в рамках учебного диалога и приходить к совместному решению;
— адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы
Предметные умения:
— писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия

Понятия:
- имя существительное
- имя собственное;
- имя нарицательное;
- правила правописания имен собственных и нарицательных.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:
- основные

- дополнительные

Читайте также: