Интересные задания про грибы начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: обобщить знания обучающихся о царстве Грибы.

Задачи:

  • систематизировать и проверить знания обучающихся о грибах;
  • развивать логическое мышление, познавательную активность, умения самостоятельно искать и отбирать учебный материал на заданную тему;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к грибным ресурсам.

Оборудование:

Использованные педагогические технологии – игровая,

Ход игры

I. Организационное начало.

При входе в класс учащиеся из корзинки вытаскивают сложенные листочки (цветной стороной внутрь – приготовлено четыре цвета), разворачивают и определяют игровой стол, рассаживаются в соответственно цвету в 4 команды.

Слайд 1.

II. Актуализация опорных знаний.

Слайд 2.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова

Слайд 3.

III. Объяснение правил игры.

– Мы одна команда! Уважай мнение каждого игрока команды.

– Слушай внимательно задание – в вопросе может быть подсказка.

– Если выигрываете – не зазнавайтесь, если проиграли – не отчаивайтесь, в следующем туре обязательно выиграете.

– Ну, что же! Вперёд за знаниями к победе!

Представление жюри – одиннадцатиклассники – три человека, кто будет сдавать ЕГЭ

  1. ______________________
  2. ______________________
  3. ______________________

Члены жюри будут тоже совершенствовать свои знания о грибах

– Каждый правильный ответ жюри будет оценивать по одному баллу, кто наберёт больше всех баллов – станет знатоком грибов. (Протокол ЖЮРИ см. в Приложении 1)

IV. Представление команд.

– Мы разделились по жребию на 4 команды.

– Определите в команде капитана, придумайте название (30 секунд).

(команды по очереди представляют своё название и капитана)

Слайд 4.

– По очереди команды называют грибы. Какая команда назовёт последней, та и заработает 1 балл.

Слайд 5.

  1. Как называется наука, изучающая грибы? (микология)
  2. Почему грибы выделяют в самостоятельное царство? (совмещают признаки растений и животных)
  3. В чём сходство у грибов с растениями? (клеточная стенка, неподвижность, неограниченный рост, всасывание питательных в-в всей поверхностью тела)
  4. Что общего между креветкой и грибом? (у грибов в клеточной стенке обнаружен углевод хитин как и в наружных скелете креветки)
  5. Какие ещё признаки животных имеют грибы? (отсутствие хлоропластов – гетеротрофное питание, запасной углевод – гликоген, а у растений – крахмал, продукт обмена мочевина)
  6. Из чего состоит тело гриба? (из множества переплетённых нитей – ГИФ)
  7. Вся масса нитей представляет собой вегетативное тело гриба, называемое… (грибница, мицелий)
  8. Способ питания грибов? (гетеротрофы – сапротрофы, паразиты, симбионты)
  9. Как называется симбиоз гриба и корней растения? (микориза)
  10. Для чего предназначено плодовое тело гриба? (для размножения)
  11. Как размножаются грибы? (бесполым и половым способами, бесполое – спорами, вегетативно, почкование)
  12. Какие грибы использует человек в хлебопекарной промышленности? (дрожжи)
  13. Как размножаются дрожжи? (почкованием)
  14. Какие грибы приносят вред деревьям? (трутовики)
  15. Из какого гриба получают лимонную кислоту? (аспергилл)
  16. Из какого гриба получают лекарства? (пеницилл)
  17. Какой паразитический гриб поражает картофель и томаты? (фитофтора)
  18. Какие грибы паразитируют на злаках? (головня, спорынья)
  19. Какие грибы выращивает человек в промышленных масштабах? (шампиньоны, вешенки)
  20. Какие грибы ищут с помощью обученных собак и свиней? (трюфель)

Слайд 6.

Фотографии вешенки – грибы подвешены, так и называются, шампиньоны, трюфели – это самый дорогой гриб в мире)

Каждый капитан получает конверт. Надо собрать разрезную картинку и разложить её на фланелегафе. Определить что за гриб, сообщить о нём интересную информацию, если, конечно, знаете.

Слайд 7

Назовите грибы на доске

1. Белый, подберёзовик, подосиновик, маслёнок

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, трубчатые)

Слайд 8

2. Опята, сыроежка, лисичка, волнушка

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(условно-съедобные, пластинчатые)

Слайд 9

3. Бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята, мухоморы

Дополнительный вопрос: Что общего у данных грибов?

(несъедобные, пластинчатые)

Слайд 10

– Перед началом изучения темы вы получили задание познакомиться самостоятельно с грибами, которые занесены в Красную книгу, создать презентацию об одном из интересных грибов, представить краткую информацию о грибах. Если не называет капитан гриб, может помочь команда. Если команда не отвечает, то может ответить другая команда, заработав дополнительный балл.

Решеточник красный

Слайд 11

Паутинник фиолетовый

Слайд 12

Сетконоска – Дама с вуалью (Диктиофора сдвоенная) – издаёт неприятный запах

Слайд 13

Весёлка обыкновенная

Слайд 14

Поверка ребусов – переключение по щелчку


лисичка


подберёзовик


подосиновик

ребусы.jpg


мухомор

Слайд 15

XI. Это интересно! Дополнительная познавательная информация.

Удивительные красавцы – мухоморы – исследовательская работа Шилова Артёма – выступление учащегося

Виды мухоморов – красный, белый, вонючий, пантерный,

Слайд 16

Виды мухоморов – порфировый, поганковидный, толстый, серо-зелёный, пурпуровый

Это интересно! Национальная легенда.

Слайд 17

XII. Шестой конкурс. Найди лишний гриб.

Работа по карточкам, команды выполняют задание по карточкам, затем отдают в жюри, по слайду проверяют – переключение идёт по щелчку.

В каждой строчке написаны по четыре гриба – один лишний – 4 минуты.

Надо определить, какой гриб лишний и почему.

(по щелчку появляется каждая группа

1 подберёзовик сыроежка белый подосиновик
2 сыроежка вешенка волнушка свинушка
3 лисичка мукор белый подосиновик
4 аспергилл маслёнок мукор пеницилл

Сыроежка – пластинчатый гриб, все остальные трубчатые.

Вешенка – выращивают в теплицах, все остальные растут в лесу

Мукор – одноклеточный гриб, все остальные – многоклеточные

Маслёнок – съедобный, другие – плесневые грибы

Слайд 18

Домашнее задание было найти загадки, пословицы, поговорки.

Каждая команда загадывает по одной загадке команде соперников, если отгадали, получают балл.

Слайд 19

На уроке мы говорили о разных грибах, заполните головоломку названия грибов, оканчивающиеся на букву К. (см в приложении)

Проверка головоломки

Головоломка Грибы.jpg

(рыжик, опёнок, сморчок=боровик, трутовик=маслёнок, дождевик, подосиновик, подберёзовик)

– А как правильно собирать грибы? (плодовое тело шляпочного гриба лучше всего срезать ножом)

– С чем лучше пойти в лес: с сумкой, пакетом или корзинкой? (корзинкой)

XV. Подведение итогов жюри. Награждение команд, вручение Грамот.

Итог игры. Систематизация знаний.

– Каково значение грибов в природе и жизни человека?

(санитары – разрушители органического вещества – их называют редуцентами в круговороте веществ;

патогенные – вызывают различные болезни;

звено в цепи питания;

источник белковой пищи;

получают лекарства, витамины, лимонную кислоту)

– Можно ли назвать грибы чудом природы? Почему?

Слайд 20.

Дополнительный материал (по времени)







Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)



Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов! (Белый гриб — боровик)








Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это… ? (сыроежки)





По тропинке мы пойдем,
Грибов в корзинки соберем:
Белые, маслята манят нас, ребята;
Рыжики, волнушки в лес зовут подружки;
Недотрога-моховик из-под мха на свет проник…
Тяжело лукошко – отдохнем немножко.




1. Очень дружные сестрички – золотистые …
2. Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд…
3. На поляне шар лежит,
Лишь наступишь — дым валит…
4. У тенистого лога
Вырос гриб-недотрога:
Чуть нажмешь на бочок –
Глядь, уже синячок.
5. Волнистый гриб волнуется,
Под деревом красуется …
6. Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется…
7.Знают взрослые и дети –
Нет дружней грибов, чем эти…




1. Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб …
2. Не поклонясь до земли, и грибка …
3. Хочешь грибок – лезь …
4. Будет дождик, будут и …
5. Ешь пирог с грибами, а язык держи …



Слова для справок: не подымешь, грибки, в кузов кладут, за зубами, под кусток.
Словарная работа
Грибной дождь* - летний теплый дождь, когда одновременно идет дождь и светит солнце. После такого дождя на небе появляется радуга, а в лесу много грибов.



Говорят, что дождь ГРИБНОЙ…, разве так бывает?
Вместо капелек грибы, что ли выпадают?
Вот и нет, совсем не так! Это дождь обычный,
Но зато после него рост грибов отличный!
Тихая охота* - собирание (поиск) грибов.
Микология - наука о грибах. Познакомившись с ней, можно смело собирать грибы.





Подведение итогов
Подвижные игры под музыку "За грибами"
Дети делятся на команды. В надувном бассейне лежат пластмассовые шары (грибы). На против каждой команды стоят корзинки. Нужно добежать до грибной поляны (до бассейна с шарами), "срезать" гриб (достать шар) и положить его в свой кузовок*.
Кузовок* - плетенный короб из лозы для сбора грибов и ягод.
Спасибо, леса, за ваши щедроты.
Вы дарите столько нам радости, сил!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: сформировать у учащихся представление о грибах, как особом царстве живой природы

Дать представление о наиболее распространенных видах грибов: боровик, подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка; познакомить с их строением и значением в жизни растений, животных и человека. Упражнять в умении классифицировать на съедобные и несъедобные.

Р азвивать наблюдательность, активность, внимание, память, умение анализировать, сравнивать грибы, находить общие и отличительные признаки во внешнем виде.

Воспитывать бережное отношение к грибам, навыки экологической культуры.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: комбинированный, урок-игра.

Методы: наглядные, частично-поисковые, словесные.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Что мы будем делать с вами,

Что б природе стать друзьями?

Что б природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Будем вместе развивать качество – внимательность.

А поможет всё узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно

Изучать природу нужно!

Ребята, вспомните, какая бывает природа. (Живая, неживая)

Что относится к неживой природе? (Солнце, вода, воздух)

А что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы, бактерии)

Назовите признаки живого. (Питание, движение, дыхание, рост и развитие, смерть)

Самоопределение к деятельности.

Я под шапкою цветной
На ноге стою одной,
У меня свои повадки,
Я всегда играю в прядки. (Гриб)

Подумайте и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы познакомимся с некоторыми представителями царства грибов.

Работа по теме занятия .

Ребята, где растут грибы? (В лесу)

Тогда отправляемся в лес на прогулку, но мы с вами пойдем не одни.

На зелёненькой опушке
В незатейливой избушке
Жил предобрый старичок,
Старичок-лесовичок.
Много дел у старичка,
Старичка-лесовичка.
Если детки в лес идут,
Старичок наш тут как тут:
Всё в лесу покажет,
Обо всём расскажет

Внести игрушку Старичка – Лесовика.

Здравствуйте люди добрые. Сорока на хвосте принесла, что вы в лес собираетесь. А скажите-ка, мои дорогие, вы просто так собираетесь, траву с цветами потоптать, или у вас интерес какой в лесу?

Мы хотим посмотреть, как грибы растут, и узнать о них много нового и интересного.

Хорошо. А знаете ли вы, как вести себя в лесу?

Сейчас ребята тебе все расскажут. (Ответы детей: не шуметь, не мусорить, не рвать цветы, не ломать ветки и др.)

Молодцы. Отправляемся на прогулку. Но сначала я хочу вас проверить, знаете ли вы грибы.

Игра “Доскажи словечко”.

Осень в гости к нам пришла,
Лес раскрасив не спеша.
А в траве пошли грибы –
Их назвать поможешь ты?

Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью,
Мудрый бородач, старик,
Житель бора - . (боровик).

Ломкий красочный грибок
Выбрал мягкий уголок.
Как принцесса Белоснежка,
Нас встречает . (сыроежка)

Средь сосенок, среди елок
Вырос крепенький ребенок.
Он от шляпки до штанишек
Ярко – рыжий. Это . (рыжик)

Только внимательно слушайте рассказ моих помощников.

Видеорассказ + презентация о грибах.

Грибы - богатство леса, поэтому обращаться с ними надо бережно.

Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы)

Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.

Верхний слой почвы в лесу пронизан белыми нитями, образующие под грибами плотные сплетения. Это грибница (мицелий), которая и является собственно грибом, живущим в почве. А то, что мы собираем и кладём в корзину – плодовое тело, появившееся на поверхности, чтобы высыпать споры для размножения гриба. Споры – семена грибов, которые разносятся ветром. У многих знакомых нам грибов плодовое тело состоит из плотной ножки и шляпки зонтичной формы.

hello_html_m39501618.jpg

Выполните задание: на карточке подпишите части гриба.

У большинства грибов плодовые тела живут всего несколько дней. За это время споры рассеиваются, и плодовое тело отмирает. А грибница (мицелий) остаётся в земле и живёт десятилетиями. Грибницы самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. А также с ними связаны корни черники и брусники. Орхидея вообще не может жить без грибов. Растёт берёза, а её корни оплетены грибницей подберёзовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений – гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Она снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.

Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень на старом куске хлеба – это тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

А вы знаете, что дрожжи, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

Многие любят сыр, но вряд ли кто из вас знает, что если бы не один из видов плесневых грибов, то никакого сыра мы с вами не получили бы.

А есть и грибы невидимки – это возбудители заболеваний человека; лишай, грибок стоп, ногтей.

Первичное закрепление полученных знаний
Работа с дидактическим материалом.

У вас на партах лежат рисунки грибов и их названия. Соедините грибы с их названиями (работа в парах).

Задание: соедините стрелочками изображение грибов с их названиями.

Представьте, что мы с вами грибники. Соберите грибы в корзинку.

Работа с инструктивной карточкой

Задание: собери грибы в корзинку. Впиши в пустые клеточки названия грибов, которые ты положил в корзинку.

Почему не собрали мухомор, бледную поганку? (ответы детей.)

На какие виды делятся грибы? (съедобные и несъедобные).

Решение экологических задач

Вы увидели в лесу большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножика. Что нужно сделать?

Собирая грибы в лесу, вы увидели мухоморы. Ваши действия.

На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Почему? (Чтобы не повредить грибницу).

Ребята, давайте вспомним правила сбора грибов.

Нельзя собирать старые или червивые грибы, даже если они относятся к съедобным. В них накапливается большое количество продуктов жизнедеятельности червей и продуктов разложения. Пусть рассеивают споры, чтобы выросли грибы на будущий год.

При сборе грибы необходимо очень осторожно срезать ножиком у самого основания или выкрутить ножку гриба, чтобы не повредить грибницу. У небрежно срезанного гриба оставшаяся на земле часть ножки может загнить. Нельзя разрывать подстилку из опавших листьев или слой мха вокруг гриба.

Не собирать незнакомые грибы.

Несъедобные грибы (мухоморы, поганки и др.) надо оставлять для обитателей леса. Они ими лечатся.

Нельзя собирать грибы возле дорог, предприятий, в городских парках.

На какие две группы можно разделить эти грибы?

Вывод: грибы бывают съедобные и ядовитые. А самый ядовитый гриб - бледная поганка. Только у неё под шапкой есть белый воротничок, а ножка утолщена и окружена чехлом.

При отравлении грибами первая помощь играет решающую роль в спасении больного. Что же нужно делать, если это случилось?

Вызвать "скорую помощь" по телефону - 03.

Во-вторых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

В-третьих, уложить человека в постель на живот, положить в ноги грелку.

Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для исследования в лаборатории.

Интересная прогулка у нас вышла. Пора нам и домой возвращаться.

Старичок Лесовичок с вами прощается, пора ему за дела приниматься.

Много дел у старичка,
Старичка-лесовичка.
День-деньской он всё хлопочет,
Лес красивым сделать хочет.
Доведётся его видеть –
Постарайтесь не обидеть!

Когда мы с вами придем в лес, какие правила должны соблюдать, чтобы не навредить жителям леса и не обидеть Старичка Лесовичка?

Не ломай деревьев и кустарников.

Не повреждай кору деревьев.

Не разоряй муравейники.

Не разводи огонь.

Не прокладывай новых тропинок в лесу.

Не мусори на месте своего отдыха.

Не засоряй рек, родников и других водоемов.

Не шуми на прогулках, не пугай животных – братьев наших меньших.

Не разоряй птичьи гнезда.

Находясь в природе, учись наблюдать за ней.

Учись слушать голоса природы.

Итак, грибы состоят из плодового тела и грибницы, а плодовое тело из шляпки и ножки. Грибы играют большую роль в жизни растений и животных. К ним надо бережно относиться. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России. Собирая грибы, нужно быть внимательным, чтобы не перепутать съедобные и несъедобные.

Физкульминутка.

По тропинке лесной как-то
Шли мы все домой.
Меж осинок и березок,
Между кленов и дубов,
Меж пенечков и сосенок
По тропинке шли домой.
Вдруг лисичку увидали,
За лисичкой побежали.
Мы лисичку не догнали,
Вновь домой мы зашагали.
По тропинке по лесной
Наконец, пришли домой.

– Наш урок подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о грибах, а вы

Что нового вы узнали на уроке?

А для чего нужны вам эти знания?

А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на занятии.

Если вы, считаете, что вы работали хорошо, то покажите красную карточку, если не все получилось – зеленую, если ничего не получилось – синюю.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГРИБЫ? Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да, они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу. Грибы собирают и едят люди. Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки.
Обо всё Вам поможет рассказать данный комплекс работ.


Рекомендации:

Замечательный комплекс, Ирина Евгеньевна! И все работы такие разные по форме, содержанию, приёмам. Такая помощь коллегам! Вы просто молодец!

Как говорится: "В июле все дожди грибные!" , так и у вас все грибочки Вы собрали в одно большое лукошко. Спасибо ВАм!

Мне очень понравился Ваш комплекс, Ирина Евгеньевна! Столько новой интересной информации можно почерпнуть, поиграть, послушать и посмотреть красивую грибную песенку! ЗдОрово! А какое многообразие технологических приёмов Вы использовали! Лето оказалось для Вас ГРИБНЫМ! Молодчина!






Данный материал предназначен для учителей начальных классов. Его можно использовать при проведении классного часа, на уроках окружающего мира. Изучая удивительный мир окружающей природы, не забудьте поподробнее рассказать детям о грибах – уникальных обитателях природного мира, занимающих срединное положение между царством животных и растений.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГРИБЫ? Спросите ребенка, кому и чем полезны грибы. Да, они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу. Грибы собирают и едят люди. Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки.
Обо всё Вам поможет рассказать данный комплекс работ.

Читайте также: