Смирнова л н логопедия в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.
Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.
В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).
Предисловие
Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.
Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.
Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.
Достижению подобного результата способствует:
• игровой характер речевых упражнений;
• коррекционно-развивающий характер речевого материала;
• •тесная связь речи и познавательных процессов;
• использование малых форм фольклора. Изложенный в пособии практический материал рассчитан
на работу в течение всего учебного года (30 недель).

Логопедия в детском саду, занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи, Смирнова Л.Н., 2003.

Пособие предназначено логопедам и дефектологам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми пяти лет с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано родителями и воспитателями для проведения занятий по заданию логопеда. Книга содержит сетку занятий на год, примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам. Данный материал может быть выборочно использован в старших группах детского сада для детей с задержкой психического развития.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.

Оглавление.

Предисловие.
ПРИМЕРЫ ТИПОВЫХ ЗАНЯТИЙ.
Примеры типовых занятий на неделю (I период).
Примеры типовых занятий на неделю (II—III периоды).
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.
Первый период (сентябрь-ноябрь).
Второй-третий периоды (декабрь-февраль, март-май).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.

Пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

Представленная в пособии система специализированных оригинальных игр и рассказов окажет существенную помощь при восстановлении речи у заикающихся детей.

Предлагаемый материал является результатом многолетнего творческого труда автора.

Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи (в возрасте 3-5 лет).

Заикание - это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-лого-педического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

Заикающиеся дети дошкольного возраста получают специализированную помощь в лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях, а также в логопедических группах детских садов. В настоящее время в этих учреждениях широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

  • лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
  • коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

Предлагаемый в пособии речевой материал тесно связан с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения - своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

  • обеспечивает коррекцию речи и личности;
  • развивает чувство темпа и ритма;
  • активизирует внимание и память;
  • растормаживает мышечный тонус;
  • развивает речедвигательную координацию;
  • развивает мелкую моторику;
  • формирует навык грамотной связной речи.

Мы рекомендуем заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15-30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

Коррекционный материал предполагает большое количество картинок, которые логопед может найти в любом лото или нарисовать сам необходимые для занятия узнаваемые силуэты тех или иных предметов.

Методический материал составлен с учетом симптомокомплекса имеющейся у детей недостаточности и является результатом многолетнего творческого труда автора. При составлении пособия автор использовал опыт науки и практики, накопленный в этой области.

Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

В корзину кладу пушку, в ящик кладу погремушку. В корзину кладу мишку, в ящик кладу шишку. В корзину кладу улитку, в ящик кладу пирамидку.

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Барабан, юла, гармошка, Робот, куколка, матрешка.

Мы картиночки берем, Рядом парами кладем: Вот гармошка с погремушкой, Вот Дюймовочка с Петрушкой, Вот матрешка с неваляшкой, Вот зайчишка с Чебурашкой.

В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.

В корзину кладу матрешку, в ящик кладу гармошку.

В корзину кладу неваляшку, в ящик кладу черепашку.

В корзину кладу мартышку, в ящик кладу зайчишку.

Раз, два, три, четыре, Мы считалочку учили, Говорили,говорили И мячом по полу били.

Логопед читает стихотворение, а дети изображают куклу Машу.

А у нас есть кукла Маша, Тряпочная кукла наша, Кукла мягкая, как вата, Твердости в ней маловато.


Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.

Пособие адресовано логопедам и дефектологам для проведения фрон­тальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Оно также будет полезно родителям и воспитателям для проведения занятий по заданию логопеда или дефектолога.

Данный материал может быть выборочно использован в средних группах детского сада для детей с задержкой психического развития.

В пособии представлена система коррекционно-развивающей работы на год (30 недель).

Если ребенок в возрасте 4—5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тес­ной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.

Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирова­ние психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребенка дает успешную динами­ку речевого развития.

Младший дошкольный возраст — это возраст чувственного (сенсорного) познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенок усваивает то, что ему интересно, что затрагивает его эмоции. Поэтому главная задача специалиста — вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.

Данное пособие является результатом многолетнего опыта работы и представляет собой систему игровых упражнений, предусматривающую успешную компенсацию психоречевой недостаточности у малышей.


  • игровой характер речевых упражнений;

  • коррекционно-развивающий характер речевого материала;

  • •тесная связь речи и познавательных процессов;

  • использование малых форм фольклора.
    Изложенный в пособии практический материал рассчитан

Работа ведется по следующим направлениям:

•лексико-грамматические игры и упражнения;

•развитие связной речи;


  • работа над звуковой стороной речи;

  • физкультминутка-логоритмика.

Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям.

Это пособие составлено с учетом рекомендаций методик С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой, Р. А. Беловой -Давид и др.

(первая неделя)

Дети должны усвоить: обобщающее понятие игрушки; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

^ Лексико-грамматические игры и упражнения

Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучи­вая его наизусть.

Кукла лежит, а ежик стоит.

Робот стоит, а мишка сидит.

Машина едет, а самолет летит.

Мячик скачет, а шарик висит.

Гномик прыгает, а кукла спит.

Логопед выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).

Логопед раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)

Мы поссорились с подружкой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала,

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала

Я пойду и помирюсь,

Дам ей мишку, извинюсь.

Дам ей куклу, дам трамвай

^ А. Кузнецова

Развитие связной речи

1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостат­ков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989.

Физкультминутка-логоритмика

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Полтора часа подряд.

Но назад идет отряд,

Левой, правой! Левой, правой!

Барабан уже дырявый
.

(вторая неделя)

Дети должны усвоить: речевой материал первой недели; отличие игрушек от других предметов.

^ Лексико-грамматические игры и упражнения

Логопед выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)

У Руслана — домик, у Танюши — гномик.

У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.

У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.

У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.

У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.

У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.

У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.

У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.

Логопед произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.

Логопед выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют).

^ Развитие связной речи

Логопед читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.


  • Дай башню!

  • Не дам!

  • Дай хоть кубик!

  • Один кубичек возьми!

Логопед помогает детям понять, почему башня развали­лась, какой кубик должен был взять Миша.

^ Сенсорное развитие

^ Работа над звуковой стороной речи

На игрушки посмотри!

Раз, два, три, четыре —

Мы игрушечки купили!

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с ними мы играть!

^ Физкультминутка - логоритмика

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Петушок, флажок, матрешка,

Барабан, юла, гармошка.

(третья неделя)

Дети должны усвоить: основные признаки осени (похолодание, изменение окраски листьев на деревьях, опадение листьев, частые дожди; изменения в одежде людей; сбор урожая; перелет птиц на юг и т. д.

^ Лексико-грамматические игры и упражнения

Логопед показывает детям по одной предметной картинке и произносит начало предложения. Дети должны его закончить, опираясь на картинку. Затем они повторяют предложение полностью.

Осенью бывает. (дождь).

Осенью бывает. (листопад).

Осенью бывает. (холод).

Осенью бывает. (ветер).

Осенью бывают. (овощи).

Осенью бывают. (фрукты).

Осенью бывают. (грибы).

Осенью бывают. (желтые листья).

Осенью бывают. (красные листья).

Осень, осень к нам пришла!

Нам подарки принесла:

^ Развитие связной речи

У каждого ребенка на столе — лист бумаги и натуральный листочек березы или липы. Дети кладут его на бумагу и обводят карандашом по контуру. Зачин логопеда:

Карандашик я найду.

Я листочек обведу.

Мой листочек небольшой.

Ветер, ветер, ты не дуй!

Ты, листок, не улетай!

Дети вместе с логопедом повторяют зачин, после чего приступают к работе.

^ Работа над звуковой стороной речи

Желтенький листочек улетел в садочек.

Птички полетели, песенки запели.

Дима очень-очень рад: он увидел листопад.

Физкультминутка-логоритмика

Барабанит в стекла.

От воды размокла.

(четвертая неделя)

Дети должны усвоить: названия основных овощей; их цвет, форму и вкус; обобщающее слово овощи; где растут овощи.

^ Лексико-грамматические игры и упражнения


  • У меня помидор, а у Тани. (помидорчик), потому что он. (маленький, малютка).

  • У меня огурец, а у Маши. (огурчик), потому что он. (маленький, малютка).

  • У меня морковка, а у Коли. (морковочка), потому что она. (маленькая, малютка). И так далее.

На доске — четыре картинки (лук, морковка, помидор, мухомор). Дети должны найти лишний предмет.

Раз, два, три, четыре,

Дети овощи учили:

Лук, морковка, помидор,

Но не овощ — мухомор!

^ Развитие связной речи

^ Сенсорное развитие

У каждого ребенка на столе — разрезная картинка из четырех частей с изображением овощей.

Читайте также: