Служба гайденс в американской школе

Обновлено: 03.07.2024

В мировой системе образования широко известен термин "school-counselling and guidance" - школьное консультирование и руководство. Первоначально служба "guidance" появилась в Америке и корни ее уходят в начало века. На начальном этапе своего развития система затрагивала, в основном, учащихся старших классов и связана была с профессиональной ориентацией. Примерно в 60-70-х годах ХХ века "Гайденс" как система педагогической поддержки стала бурно развиваться во многих странах и приобретать нормативный регулируемый характер.

В настоящее время комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки предусматривает рассмотрение трех сфер деятельности специалиста-консультанта-тьютора.

К личностной (социальной) сфере относится изучение личности ученика и помощь в ее развитии (проблемы самооценки, взаимоотношений с родителями, сверстниками, учителями и др.).

К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические достижения учащихся, подбор учебных программ, соответствующих потребностям и индивидуальному стилю обучения ребенка.

К сфере карьеры (экономической) - профориентация, выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее образование учащихся.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не только о помощи детям, имеющим проблемы с развитием или здоровьем. Мы говорим о том, что эта общеобразовательная задача касается всех без исключения учащихся.

Центром всей структуры является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого мы называем тьюторами или классными руководителями. Это учитель, который закреплен за одним классом. Он ведет специально предусмотренные расписанием часы личностного и социального развития, профессионального консультирования. Есть курсы, которые называются "Воспитание гражданина". Кроме этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с детьми.

Еще тьюторы в большинстве случаев занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых школах в их обязанности входит осуществление мониторинга (наблюдения за развитием учеников и фиксирование результатов своих наблюдений по специальной форме). Помимо нагрузки в рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведет учебный предмет.

В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в школьный коллектив. В большинстве своем это тоже учителя-предметники, но получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д.

Но в некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из института, который готовит педагогов, или это специалисты по поведенческим и другим проблемам учеников. К внешкольным специалистам можно отнести тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, специалистов по профориентации, агентства и бюро обслуживания, которые готовы помогать семьям в решении проблем, работников местного полицейского отделения, службы по защите прав ребенка, многочисленные социальные службы по поддержке детей с особыми потребностями и т.д.

  • координатора, помогающего связать в единую систему поддержки ребенка специалистов вне и внутри школы;
  • консультанта учащихся, родителей, педагогов (первым он помогает в выявлении своих способностей и возможностей, вторым - в понимании детей);
  • исследователя, изучающего развитие личности ребенка;
  • преподавателя уроков жизненной ориентации (превентивная деятельность по предотвращению всевозможных отклонений в поведении через фронтальную работу с учениками);
  • методиста, помогающего работникам школы овладеть принципами и методикой "гайденс".

Кроме того, тьютор часто прибегает к помощи самих учеников для оказания поддержки сверстникам. Это, как правило, учащиеся, которые имеют в своем опыте перенесенные трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята оказывают серьезную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.

Под руководством тьюторов весь школьный коллектив работает как слаженная команда, идет ли речь о таких проблемах ребенка, как злоупотребление наркотиками (алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.

Главная

Лаборатории

Сообщества

Библиотека

Авторские сайты

Форумы

Конкурсы

О нас. Ориентация на сайте

  • личностное, социальное и эмоциональное развитие учащихся;
  • учебные умения и навыки;
  • руководство в выборе карьеры - и как профессии, и вообще дальнейшего жизненного пути. Это особенно характерно в ситуации Голландии, когда существуют школы-комплексы, где в рамках одного учебного заведения сосуществуют разноориентированные структуры.

В голландских школах можно выделить три основных модели системы педагогической помощи и поддержки: экспертная модель; модель классного руководителя (тьютора); командно-секционная модель.
Все модели в основе своей приблизительно одинаковы. Центром всей структуры является учитель-предметник и его ученики. В ближайшем круге находятся те, кого мы называем тьюторами, классными руководителями. Это учитель, который закреплён за одним классом. Он ведёт специально предусмотренные расписанием курсы, часы личностного и социального развития, профессионального консультирования. Кроме этого, к тьютору могут обращаться учителя-предметники, родители, чтобы обсудить как проблемы учащихся, так и свои собственные, которые непосредственно связаны с детьми.
Ещё тьюторы обычно занимаются внеурочной досуговой деятельностью. В некоторых школах в их обязанности входит осуществление мониторинга. Помимо нагрузки в рамках системы педагогической поддержки, такой классный руководитель ведёт учебный предмет.
В следующем круге - специалисты, которые работают внутри школы. Они входят в школьный коллектив. В большинстве своём это тоже учителя-предметники, но получившие специальную подготовку. Это может быть специализация в компенсирующем обучении, в социализации учащихся, в половом воспитании и т.д.
В некоторых случаях оказываются нужны внешние консультанты. Они могут быть из нашего педагогического института или быть специалистами по поведенческим и другим проблемам учеников. Эти консультанты составляют внешний круг специалистов. Важно воспринимать эти круги как взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие работу всего механизма. И снова повторю, что центром всего является учитель-предметник.
Для экспертной модели характерна деятельность по решению проблем ребёнка с помощью экспертов-специалистов, организуемая вне класса: с директором, психологом или другим специалистом. Модель классного руководителя (тьютора) предполагает ответственность за благополучие и развитие всех детей в классе. Для секционно-групповой модели характерно разделение учителей школы на подгруппы, когда каждая отвечает за благополучие ограниченного числа учеников, закреплённых за ней.
Если рассматривать развитие системы педагогической помощи и поддержки, то можно увидеть, что оно шло от первой модели к двум остальным.
Министерство образования Нидерландов выделяет специальные средства и оргструктуры на повышение качества педагогической поддержки и помощи детям, особенно на обязательных общеобразовательных ступенях обучения.

Каунселеры часто прибегают к помощи самих учеников для оказания поддержки сверстникам. Это, как правило, учащиеся, у которых за плечами преодолённые трудности и проблемы. Они собираются, чтобы поделиться своими мыслями и чувствами по поводу событий, которые им пришлось переживать. Часто эти ребята оказывают серьёзную поддержку сверстникам в повседневной школьной жизни.

Итак, комплексная модель системы педагогической помощи и поддержки предусматривает обращение к трём сферам деятельности.
К личностной (социальной) сфере относится самооценка, взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями.
К академической (учебной) сфере - овладение учебными навыками и академические достижения учащихся.
К сфере карьеры (экономической) - выбор дальнейшего жизненного пути, дальнейшее образование.
Весь школьный коллектив работает как команда. В центре находится каунселер и учащийся. Каунселер взаимодействует с учителями-предметниками, родителями, школьными специалистами (психолог, школьный медработник, специалисты, которые занимаются отдельно взятыми областями). К внешкольным специалистам можно отнести тех, кто занимается психическим здоровьем учащихся, вопросами социализации и работников местного полицейского отделения. Информационное поле открыто для обмена информацией в любом направлении.
Под руководством каунселеров весь школьный коллектив работает как слаженная команда, идёт ли речь о таких проблемах ребёнка, как злоупотребление наркотиками (алкоголем), неуспеваемость или плохие взаимоотношения со сверстниками.

Гост

ГОСТ

Психологическая служба — это система практического использования теории психологической науки в решении комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультирования в области производства, культуры, медицины, образования, спорта, правоохранительной деятельности.

Общее представление о психологической службе

В России и в зарубежных странах практические психологи работают в основном в структурах психологических служб. Эта категория не имеет однозначного понимания, но имеются два самых общих определения, отражающих сущность ее задач и пути их решения.

В первую очередь, психологическая служба — это психологическое обеспечение соответствующих социальных сфер (например, здравоохранения, образования, производства). Она формирует особую сферу психологических услуг.

Данная система предназначена для практического применения психологии в сфере решения комплексных задач:

  • Психологическая экспертиза,
  • Диагностика,
  • Консультации в производственной сфере,
  • Консультации в области транспорта, образования, здравоохранения и правовой сфере.

Во-вторых, психологические службы включают систему специальных учреждений. Они создаются в разных социальных институтах и организациях, которые призваны оказывать квалифицированную психологическую помощь тем людям, которым она требуется. Основная цель такой службы состоит в оказании психологической поддержки людям. Она обеспечивает удовлетворение спроса населения на психологическую помощь.

Психологическая служба является широким обобщением понятия психологическая помощь, которая рассматривается в качестве системы специальных мероприятий. Они направлены на предупреждение, смягчение или преодоление трудностей, которые возникают у человека (группы людей). Для этого используются средства практической психологии. Как правило, это диагностика, консультирование, психотерапия и психокоррекция, в основе которых лежит не медицинская модель.

Готовые работы на аналогичную тему

Становление психологической службы в России

Прообраз психологической службы в России был представлен психотехническими и педологическими лабораториями, которые действовали в организациях и учреждениях в 20-х-начале 30-х годов прошлого века.

Современная стадия развития психологических служб в нашей стране началась с начала 70-х годов XX века. Формирование такой структуры было связано с потребностями общественной практики и соответствующим уровнем развития фундаментальных и прикладных исследований в сфере социальной психологии, педагогической науки, возрастной психологии, психологии труда.

В нашей стране психологическая служба — это эффективный инструмент объединения теории и практики. С ее помощью происходит приложение фундаментальных знаний к проблемам человеческих судеб на практике.

С точки зрения организационного отношения психологические службы могут работать и в качестве самостоятельных профессиональных учреждений (например, психологические консультации, служба семьи и брака, телефон доверия и др.), и как специализированные психологические подразделения. Последние организуются в структурах отдельных предприятий и учреждений (например, психологическая служба в школе или в отдельной компании).

На сегодняшний день некоторые психологические службы организаций (так называемые ведомственные психологические службы) включены в службы социального развития (социальной помощи) работникам. В них работают, наряду с психологами, и другие специалисты:

  • Социальные работники,
  • Педагоги,
  • Врачи,
  • Юристы,
  • Социологи.

Работа ведомственной психологической службы должна подчиняться концепции управления развитием кадрами, профессионального потенциала персонала конкретной организации. В качестве объектов деятельности ведомственной психологической службы выступают организации как таковые, а также группы, ее составляющие, и отдельные люди.

Еще одна форма психологической службы в России представлена региональной психологической службой. Она чаще всего работает в рамках системы социального обслуживания населения. Эта организация отличается от обычной психологической службы, поскольку затрагивает социальные проблемы своих клиентов. Работа психосоциальных служб концентрируется на комплексном решении одновременно и психологических и социальных проблем.

Психологические службы в США

Психологические службы действуют во многих государствах. В США, в первую очередь, эти службы охватывают всю систему обучения и воспитания детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая окончанием школы. Становление психологических служб в этой стране имеет почти вековую историю.

Именно в США психологические службы получили начало своего развития. Это происходило с начала XIX века. Сегодня эта область стала там одной из наиболее жизненных и действенных.

Работа психологических служб в США регламентирована законодательными актами, которые предписывают обязательное наличие такого подразделения даже в государственном департаменте образования. Именно данный департамент санкционирует выдачу свидетельств всем школьным психологам.

Первые психологи-практики в США были представлены экспериментальными психологами, которые изучали проблемы самовоспитания. В дальнейшем основные функции психологической службы стали включать измерение и тестирование. Главная задача психологической службы в сфере образования состоит в отборе детей для обучения.

психолого-педагогическая консультативная служба в учебных заведениях США, помогающая личности в любых сложных жизненных ситуациях, а также в познании окружающего мира и в применении полученных знаний в учении, выборе профессии и развитии способностей. "Г." возникла в 19 в., получила наибольшее развитие с 20-х гг. 20 в. Помощь осуществляется по 3 направлениям: подбор учебных программ; профессиональная ориентация; изучение личности и руководство её развитием. Современные концепции "Г." строятся на принципах прагматистской педагогики, психоанализа и других теорий. В общеобразовательной школе "Г." включает 5 элементов (служб): оценочную (сбор информации о каждом учащемся и оценка его возможностей), информационную (обеспечение учащихся и их родителей всеми необходимыми сведениями учебного, профессионального и личностно-социального характера), "Каунслинг" (англ. counseling — консультирование; проведение различных консультаций и бесед по вопросам воспитания); службу устройств (направление учащихся в другие учебные заведения или на работу); контрольную (оценка эффективности "Г." на основе достижений учащихся в дальнейшей жизни). Для одарённых детей, детей с нарушениями в психофизическом развитии, а также представителей различных этнических групп разрабатываются специальные программы.

Руководство "Г." осуществляет специальный отдел в масштабах всей страны и его подразделения — в штатах и округах. В средних школах за "Г." отвечает один из администраторов, а воспитательную и методическую работу с учащимися и родителями ведёт каунслер (специалист-консультант). Специалистов для "Г." готовят в вузах (срок обучения 1-2 года) на базе высшего педагогического образования.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 49)

Читайте также: