Слушание для детей 3 4 лет в детском саду картотека

Обновлено: 02.07.2024

имеет конкретные задачи: — знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки; — развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке; — дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определённые чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей: — На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание. — В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании. — У детей 4-5 лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти. — Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения, расширяется их словарный запас. Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

РЕПЕРТУАР ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы: 1) Какие чувства передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки (
музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая); 2) О чём рассказывает музыка?(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях); 3) Как рассказывает музыка?
Детей знакомят с языком музыки, это:
(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).
К концу пребывания в детском саду ребёнок способен

— произведение в целом;

— отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

— марш, танец, колыбельную;

— давать характеристику произведениям.

К концу пребывания в детском саду ребёнок способен узнавать:

— произведение в целом;

— отдельные его части (вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

— марш, танец, колыбельную;

— давать характеристику произведениям.

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО

Вальс - Д Кабалевский
Весною - С Майкапар
Воробей - А Руббах
Во саду ли в огороде Баян - Рус нар
Грустный Дождик - Д Кабалевский
Дождик - Н Любарский
Дождик и радуга - С Прокофьев
Есть у солнышка друзья - Е Тиличеевой
Зайчик - Людм Лядовой
Игра в лошадки - П Чайковский
Колыбельная - С Разоренов
Ласковая песенка - Л Некрасовой
Лесные картинки Утро в лесу - А Караманов
Листопад - Т Попатенко
Марш (Лесной марш) - Ю Чичков
Марш - Д Шостакович 1
Марш - Д Шостакович 2
Марш - Журбин М (Майкапар С)
Медведь - В Ребиков (Е Тиличеевой)
Мишка с куклой пляшут полечку - М Качубриной
Осенью - С Майкапар
Плакса Резвушка Злюка - Д Кабалевский
Плясовая - Рус нар
Подснежник Апрель - П Чайковский (В Калинников)
Резвушка и Капризуля - В Волков
Со вьюном я хожу - Рус нар
Солдатский марш - Р Шуман
Ёлочка - М Красев

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Ах ты береза - Рус нар
Бабочка - Э Григ
Болезнь куклы - П Чайковский
Вальс снежных хлопьев - П Чайковский
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева
Веснянка - Укр нар обр Г Лобачева-
Жаворонок - М Глинка
Зайчик - Ю Матвеев
Зайчик - Ю Матвеев (мульт)
Итальянская полька - С Рахманинов
Как у наших у ворот - Рус нар
Как у наших у ворот - Рус нар-
Колыбельная - А Гречанинов
Котик выздоровел - А Гречанинов
Котик заболел - А Гречанинов
Мама - П Чайковский
Марш - Л Шульгин
Марш - С Прокофьев
Материнские ласки - А Гречанинов
Музыкальный ящик - Г Свиридов
Новая кукла - П Чайковский
Осенняя песенка - Д Васильев-Буглай
Пьеска - Р Шуман
Смелый наездник - Р Шуман

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Бах - Токката и фуга ре-минор Орган
Вивальди - Весна
Вивальди - Зима
Вивальди - Лето Времена года
Вивальди - Осень
Глинка - Детская полька
Гречанинов - На гармонике
Григ - В пещере горного короля
Григ - Шествие гномов
Даргомыжский - Табакерочный вальс
Кабалевский - Кавалерийская
Лист Ф - Кампанелла Этюд N3
Майкапар - Менуэт
Моцарт - Колыбельная
Мусоргский - Рассвет на Москва реке
Прокофьев - Марш и-о Любовь к 3 апельсинам
Р-Корсаков - Белка
Р-Корсаков - Океан море синее
Р-Корсаков - Снегурочка - Пляска птиц
Рахманинов - Итальянская полька
Свиридов - Весна и Осень
Свиридов - Грустная песня
Свиридов - Старинный танец
Свиридов - Тройка
Филатова Н - Незабудковая Гжель
Хачатурян А - Танец с саблями
Чайковский - Болезнь куклы
Чайковский - Зимнее утро
Чайковский - Камаринская
Чайковский - Новая кукла
Чайковский - Песня жаворонка
Чичков - Ромашковая Русь
Чичков Ю - Свирель да рожок
Шостакович - Вальс шутка
Шостакович - Танец кукол
Шостакович - Шарманка
Шуман - Веселый крестьянин

Рабочая программа общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет состоит из 5 разделов, рассчитана на 1 год обучения: Предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности

Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам

музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных

способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар должен отличаться доступностью текста и мелодии. Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала. Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Особое внимание на музыкальных занятиях уделяется игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические, авторские);

- Самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, в соответствиями с требованиями СанПина. Программа рассчитана на 72 занятия в год + развлечения и праздники. 72 занятия по 15 минут = 18 часов. Раз в месяц проводится развлечение (9 занятий) Тематические и календарные праздники и утренники (6 мероприятий)

Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений, сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность, умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

1 .Вводная часть.

Музыкально-ритмические упражнения. Цель- настроить ребёнка на занятие, развивать навыки основных и танцевальных движений, которые впоследствии будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

2. Основная часть. Цель- приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно- музыкальный образ и эмоционально на них реагировать.

Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребёнка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с

В основную часть занятий включаются и музыкально- дидактические игры, направленные на знакомство с детскими муз. инструментами, развитие памяти и воображения,музыкально-сенсорных способностей.

3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель- доставить эмоциональное наслаждение ребёнку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к муз. занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся 2 раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально- дифференцированный подход с учётом возможностей и особенностей каждого ребёнка.

Цель музыкального воспитания :

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

-знакомство с тремя музыкальными жанрами :песней, танцем, маршем;

-способствовать развитию муз. памяти;

-формировать умение узнавать знакомые песни;

-чувствовать характер музыки.

Учить детей слушать муз. произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, о чём поётся в песне. Развивать способность звуки по высоте в пределах октавы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание муз. игрушек,детских муз. инструментов (муз. молоточек, погремушка, барабан, бубен.)

Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни.

Музыкально- ритмические движения.

Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе её звучания; реагировать на начало звучания музыки и е окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп. Двигаться ритмично согласно темпу.

Способствовать развитию навыков эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идёт медведь,крадётся кошка, летают птички, едут машины, летят самолёты. Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально- игрового творчества.

Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Знакомить детей с некоторыми детскими муз. инструментами: дудочкой,колокольчиком, бубном,погремушкой, а также их звучанием; способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания.

К концу дети могут:

-слушать муз. произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте;

-замечать изменение в звучании (тихо, громко);

-петь, не отставая и не опережая друг друга;

-выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами;-разливать и называть ДМИ.

Перспективное планирование музыкальных занятий

во второй младшей группе.

I. Музыкальные занятия.

Учить различать настроение музыки

Воспитывать интерес к классической музыке.

3) Музыкально-ритмические движения.

II. Самостоятельная музыкальная деятельность Колыбельная для куколки М. Красева. Использовать попевки вне занятий.

I. Музыкальные занятия.

3) Музыкально-ритмические движения.

Учить играть, используя навыки пения.

I. Музыкальные занятия.

Учить различать жанры (песня, танец,марш).

Узнавать знакомые произведения.

3) Музыкально-ритмические движения.

Приучать мальчиков приглашать девочек и провожать после танца.

Учить реагировать на смену частей музыки сменой движений.

Развивать ловкость. Подвижность.

I. Музыкальные занятия.

Учить начинать пение после вступления, петь дружно, слаженно,без крика.

3) Музыкально-ритмические движения.

Учить танцевать в темпе. Водить плавный хоровод, учить танцевать характерные танцы.

I. Музыкальные занятия.

Учить рассказывать о музыке, передавать свои впечатления в движении, мимике. Воспитывать интерес к классической и народной музыке.

Приучать к слитному пению без крика.

Начинать пение после вступления.

Хорошо пропевать гласные, брать дыхание между фразами.

3) Музыкально-ритмические движения.

бодрым шагом, легко бегать, выполнять танцевальные движения в паре. Удерживать пару до конца движений. Не сталкиваться с другими парами. Учить танцевать в темпе и характере танца.

Учить реагировать на смену частей музыки сменой движений.

I. Музыкальные занятия.

Обогащать музыкальные впечатления детей.

С помощью восприятия музыки способствовать эмоциональному развитию детей.

Учить петь дружно, без крика.

Начинать петь после вступления. Узнавать песни по начальным звукам.

3) Музыкально-ритмические движения.

Развивать ловкость, внимание, чувство ритма.

Воспитывать коммуникативные качества.

I. Музыкальные занятия.

Учить высказываться о характере музыки.

Различать короткие и длинные звуки, определять движение мелодии.

Приучать к групповому пению.

Учить петь без сопровождения с помощью взрослых.

3) Музыкально-ритмические движения.

Свободно (с помощью взрослых) образовывать круг. Учить создавать игровые образы. Прививать коммуникативные качества.

Воспитывать любовь к маме, бабушкам, детям.

I. Музыкальные занятия.

Продолжать учить различать короткие и длинные звуки, определять движение мелодии.

Передавать в пении интонации.

3) Музыкально-ритмические движения.

II. Самостоятельная музыкальная деятельность Песня по выбору Учить самостоятельно подбирать музыкальные инструменты для оркестровки любимых песен

I. Музыкальные занятия.

3) Музыкально-ритмические движения. а) Упражнения

Воспитывать коммуникативные качества

III. Праздники и развлечения В гостях у подготовительной группы. Воспитывать эстетический вкус, учить правилам поведения

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой

2. Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

4. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М., 1989.

5. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989.

7. Учите детей петь : песни и упражнения для развития голоса у детей 3 – 5 лет / сост. Т. Н. Орлова, С. И. Бекина. – М., 1986.

8. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. -сост. С. И. Бекина и др. – М., 1981.

9. Танцевально-игровая гимнастика детей. Учебно-методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. – СПб., 2000.

10. Ветлугина Н. А. Детский оркестр. - М., 1976.

11. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

12. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких М. 2008г.

13. Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.

14. Музыка в детском саду. Вторая младшая группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н. А. и др. – М., 1989.

15. Сауко Т., Буренина А. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. Топ – хлоп, малыши! - СПб., 2001.

.Рекомендуемая литература для детей и их родителей :

Рабочая программа по кружку оригами для детей от 4 до 6 лет Рабочая программа по кружку оригами для детей от 4 до 6 лет. Цель программы: Развивать у детей способности эмоционально эстетического восприятия.

Рабочая программа по ознакомлению с ПДД для детей 4–5 лет Пояснительная записка Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на формирование безопасного поведения.

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения у детей 5–7 лет На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общервивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей.

Главная Занятия по Музыке

Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада

Сборник видео-пособий по слушанию музыки для музыкальных руководителей детского сада

Составила:

Басова Ольга Александровна музыкальный руководитель ГБОУ Школа №171 ДО 7 Москва

Видео-пособие по слушанию для 2-й младшей гр.:

Сентябрь Слайд №4 1 «Прогулка" Волков

Слайд №5 2 «Барыня" р.н. плясовая

Слайд №6 3 «Колыбельная" Назарова

Слайд №7 4 «Уж ты, котенька — коток «р. н. колыбельная

Слайд №8 5 «А баиньки-баиньки" р.н. колыбельная

Октябрь Слайд №10 6 «Осенний ветерок" Вальс А.Гречанинов

Слайд №11 7 «Марш" Парлов

Ноябрь Слайд №13 8 «Дождик" Любарский

Декабрь Слайд №15 9 «Медведь" Ребиков

Слайд №16 10 «Вальс лисы" Колодуб

Слайд №17 11 «Полька" Штальбаум

Январь Слайд №19 13 «Полянка" р.н. плясовая вар. 2

Слайд №20 14 «Колыбельная" Разоренов

Слайд №21 15 "Лошадка" Симанский

Февраль Слайд №23 17 " Из-под дуба" р.н. плясовая

Слайд №24 18 «Ой, лопнул обруч" укр. нар. мел

Слайд №25 19 «Ах, вы сени" р.н. мел. плясовая

Слайд №26 20 «Шалун" О.Бер вар. 1

Слайд №27 21 «Шалун" О.Бер вар. 2

Слайд №28 22 "Полька" Бетман

Март Слайд №30 23 «Капризуля" В.Волков

Слайд №31 24 "Марш" Е.Тиличеевой

Видео-пособие по слушанию для средней гр.:

Сентябрь Слайд №4 1 "Марш" И.Дунаевский прил. №4

Слайд №5 2 "Колыбельная"С. Левидова пр. №10

Слайд №6 3 "Полянка" р.н. плясовая №8 младшая группа

Октябрь Слайд №8 4 "Полька" М.Глинка прил. №18

Слайд №9 5 "Грустное настроение" прил. №22 А.Штейнвиль

Ноябрь Слайд №11 6 "Вальс" Шуберта прил. №30

Слайд №12 7 "Кот и мышь" Ф.Рыбицкого упр. 31

Декабрь Слайд №14 8 "Бегемотик танцует" прил. №38 Нат. Петрова

Слайд №15 9 "Вальс-шутка" Д.Шостакович№42

Январь Слайд №17 10 "Немецкий танец"Л. Бетховен№50

Слайд №18 11 "Два петуха" С.Разоренов пр. №52

Февраль Слайд №20 12 "Смелый наездник" Р.Шуман №55

Слайд №21 13 "Маша спит" Г.Фрид прил. №58

Март Слайд №23 14 "Вальс" А.Грибоедова прил. №60

Слайд №24 15 "Ежик" Д.Кабалевский прил. №62

Апрель Слайд №26 16 " Полечка" Д.Кабалевский пр. №12

Слайд №27 17 "Марш солдатиков" Е.Юцевич№72

Май Слайд №29 18 "Колыбельная" В.А. Моцарт №80

Слайд №30 19 "Колыбельная" В.А. Моцарт №80 без слов

Слайд №31 20 "Шуточка" В.Селиванова пр. №81

Слайд №32 21 "Полька" И.Штрауса прил. №56

Июнь Слайд №34 22 "Папа и мама разговаривают" И.Арсеева прил. 86

Слайд №35 23 "Марширующие поросята" №83 П.Берлин

Видео-пособие по слушанию для старшей гр.:

Сентябрь Слайд №4 1 "Марш деревянных солдатиков «П. И. Чайковский пр. 3

Слайд №5 2 «Голодная кошка и сытый кот «В. Салманов пр. №11

Октябрь Слайд №7 4 "Полька" П.И. Чайковский прил. №17

Слайд №8 5 «На слонах в Индию «А. Гедике прил. №24

Ноябрь Слайд №10 6 «Сладкая греза" П.И. Чайковский прил. №32

Слайд №11 7 «Мышки" А.Жилинского прил. №40

Декабрь Слайд №13 8 «Болезнь куклы" П.Ч. Чайковский прил. №46

Слайд №14 9 «Клоуны" Д.Кабалевский прил. №51

Январь Слайд №16 10 «Новая кукла" П.И. Чайковский прил. №56

Слайд №17 11 «Страшилище" В.Витлин прил. №62

Февраль Слайд №19 12 «Утренняя молитва" П.И. Чайковский прил. №65

Слайд №20 13 «Детская полька" А.Жилинскогго прил. №70

Март Слайд №22 14 «Баба Яга" П.И. Чайковский прил. №76

Слайд №23 15 «Вальс" С.Майкапар прил. №82

Апрель Слайд №25 16 " Игра в лошадки" П.И. Чайковский прил. №89

Слайд №26 17 «Две гусеницы разговаривают" Д.Жученко прил. №94

Май Слайд №28 18 «Вальс" П.И. Чайковский прил. №98

Слайд №29 19 «Утки идут на речку" Д.Львов-Компанеец прил. №102

Июнь Слайд №31 22 «Лисичка поранила лапу" В.Гаврилин прил. №109

Слайд №32 23 «Неаполитанская песенка" П.И. Чайковский №110

Видео-пособие по слушанию для подготовительной гр.:

Читайте также: