Сложные произведения литературы в школе

Обновлено: 09.07.2024

1. До начала чтения

Избавьтесь от школьного мышления

В школе мы читаем, чтобы ответить на вопросы учителя. Результаты контрольных подтверждают, что мы ознакомились с материалом, и ничего больше. Избавьтесь от такого подхода к чтению. Помните, что теперь вы читаете не для учителя, а для себя.

Места, имена, даты — всё это не так важно. Важны уроки.

Допустим, вы читаете книгу о Пелопоннесской войне. Не так важно запомнить, что когда-то был конфликт между Коринфом и Корсикой. Обратите внимание на стратегии противоборствующих сторон. Оба города боролись за поддержку Афин. Но одни высокомерно заявили, что Афины перед ними в долгу, а другие перечислили все плюсы сотрудничества с ними. Угадайте, кто выиграл?

Загляните в конец

Цель читателя — понять, почему что-то произошло. А что именно произошло, не так уж и важно. Поэтому полезно заранее узнать финал книги или основные суждения автора. Тогда во время чтения вы сосредоточитесь на двух вопросах:

  • Что это значит?
  • Согласен ли я с этим?

Обычно первые 50 страниц мы только разбираемся, что автор хочет сказать. Зная это заранее, вы сразу перейдёте к более важному этапу — попыткам понять, прав ли автор и как применить полученные знания с пользой для себя. К тому же вы с первого прочтения заметите основные зацепки, которые упустили бы без предварительных знаний о книге.

Посмотрите отзывы

Посмотрите, что в этой книге показалось важным другим читателям. Определите по отзывам её культурную ценность. Подумайте, какое значение она имела для других людей. Составьте по отзывам представление об основных темах.

2. В процессе чтения

Прочитайте введение

Его так и хочется пропустить, но не делайте этого. Иначе упустите много важного и придётся перечитывать всё заново. Обязательно прочитывайте вступительные статьи, комментарии переводчика, примечания и сноски. Всё это поможет понять идеи автора и подготовит к восприятию книги.

Не отказывайтесь от такой помощи. Она вам понадобится, когда вы читаете что-то сложное.

Уточняйте непонятное

Не притворяйтесь, что вам всё ясно. Ищите информацию о том, что не поняли. Например, когда вы читаете о военной истории, важно представлять поле сражения. Посмотрите карты местности, ознакомьтесь с дополнительной информацией. Только не зацикливайтесь на деталях. Не забывайте, что в первую очередь вам нужно усвоить основные уроки.

Помечайте интересные места

Выделяйте все места, которые вас заинтересовали и заставили думать. Если под рукой нет закладок или маркера, загибайте уголки страниц.

Записывайте на полях мысли, чувства и ассоциации, вызванные каким-то отрывком. Делайте это сразу, пока помните и пока есть вдохновение. Не бойтесь испортить книгу. С такими пометками она принесёт вам больше пользы.

3. После прочтения

Делайте выписки

Через неделю-две после прочтения вернитесь к книге. Пролистайте её и выпишите все помеченные места на карточки. Разложите такие карточки по темам. Это очень удобная система хранения важных мыслей. К ним можно обратиться в любой ситуации: когда пишете статью, решаете рабочую проблему или испытываете жизненные трудности.

Если не хотите возиться с бумажными карточками, сохраняйте записи в цифровом виде.

Выбирайте следующую книгу из библиографии предыдущей

Просматривайте сноски и библиографию в конце книги, чтобы найти следующую. Так вы укрепите свои знания в одной области.

Применяйте прочитанное на практике

Вы не зря помечали интересные фразы. Употребляйте их в разговорах и переписке. Используйте их на работе и в повседневной жизни. Обращайтесь к ним за утешением и вдохновением.

Не забывайте, зачем вы читали — чтобы извлечь из книги нравственные и практические уроки. Но одного чтения мало. Чтобы развиваться, применяйте прочитанное на практике.

Чем больше удовлетворения вы получаете от применения приобретённых знаний, тем больше захотите развиваться дальше.

С 2016 года перевожу и пишу статьи на Лайфхакере. Делюсь полезными идеями о саморазвитии, науке, бизнесе, продуктивности и здоровом образе жизни.

Литература в школе. Кто-то вспоминает ее с теплотой на сердце и улыбкой на лице, а кто-то с содроганием. Для кого-то уроки литературы в школе - это первая любовь к книгам, с годами только возрастающая. А для кого-то - настоящее мучение.

Почему так происходит, что вместо того, чтобы наслаждаться уроками литературы, обсуждать и открывать для себя что-то новое, мы погружаемся в скучный мир, который отталкивает. Нам навязывают определенные смыслы и запрещают воспринимать героев по-своему. Но это еще не все. Школьная программа предполагает такое колоссальное количество книг, которые школьник не только не успевает понять, но даже прочитать.

Предлагаю вам поразмышлять на эту тему и в комментариях предложить свой топ-5, топ-10 или даже топ-20 книг, которым не место в школьной программе. А пока давайте ознакомимся с моим списком.

5. Александр Грибоедов "Горе от ума"

Александр Грибоедов - талантливейший поэт. Однако, современным детям крайне сложно воспринимать его тексты. Вспоминаю, как в школе мы проходили "Горе от ума". Читали - единицы, а поняли - еще меньше. Мне кажется, что произведение Грибоедова не подходит для школьной программы. Его должны читать взрослые люди, которые имеют большой жизненный опыт и умеют делать собственные выводы.

4. Иван Гончаров "Обломов"

Безусловно, школьная программа должна охватить всех главных писателей и поэтов, их творчество и веяние эпохи. Но какой будет смысл, если дети никогда даже не заглянут в книгу Гончарова или прочитают ее в сокращении. Это в лучшем случае.

"Обломов" Ивана Гончарова - сложная книга, которую осилит не каждый взрослый. Она отражает свою эпоху, является "знамением времени", но читать ее детям совершенно скучно.

3. Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание"

Я преклоняюсь перед талантом Федора Михайловича Достоевского, он мой самый любимый русский писатель. Он был талантливейшим человеком, настоящим философом. Кажется, никто не мог смотреть и видеть то, что видел Достоевский.

Однако, я все чаще встречаю мнения, утверждающие, что Достоевскому нет места в школьной программе. Согласна ли я с этим мнением? И да, и нет.

Школьники обязательно должны познакомиться с творчеством Ф.М. Проходить в школе "Бесов", "Идиота" или "Братьев Карамазовых" - не лучшее решение. Возможно, стоит оставить "Преступление и наказание" или предложить детям читать это произведение по желанию.

Почему? Во-первых, потому что Достоевского понимают не все. Достаточно самонадеянно думать, будто школьник сможет понять Федора Михайловича и влюбиться в его творчество бесповоротно. Достоевский - это писатель, интересный зрелой личности.

2. Михаил Булгаков "Мастер и Маргарита

В свое время я прочитала достаточно произведений М. Булгакова. Среди них были "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Роковые яйца", "Зойкина квартира" и другие. Безусловно, творчество М. Булгакова заслуживает внимания и изучения, но для школьника его философские искания покажутся более чем сложными.

Я считаю, что читать или не читать роман "Мастер и Маргарита", как и другие произведения писателя, должен решить взрослый человек.

1. Лев Толстой "Война и мир"

Я уверена, что роману "Война и мир" не места в школьной программе. Если другие произведения у меня еще вызывают сомнения, то насчет этой книги я уверена полностью. Почему "Войну и мир" не стоит проходить в школе?

Во-первых, размер книги говорит о многом. Это значит, что прочитают ее лишь единицы. К тому же, школьная программа предусматривает определенные сроки. Это значит, что содержание проглотят, но ничего не поймут.

Во-вторых, совершенно невозможно такое монументальное произведение изучить за несколько уроков.

Я убеждена, что литература - важнейший предмет. Все книги, которые я упомянула в списке, заслуживают детальнейшего изучения, толкования и понимания. Прочитать их в школе для галочки - не имеет никакого смысла. А тот, кто хочет прочитать ту или иную книгу, прочитает ее и так. Возможно, стоит сделать школьную программу более гибкой и позволить школьнику самому выбирать книги из рекомендованного списка.


Это первое настолько объёмное и сложное произведение, изучаемое в школе. Десятиклассникам трудно разобраться в хитросплетениях дворянских взаимоотношений, скучно читать военные сцены, а особенную тоску вызывают обширные философские лирические отступления. Да и многие сюжетные повороты уже известны читателю благодаря массовой культуре.

Но это классика, академический текст, историческое повествование и философское размышление высшей пробы, которое необходимо иметь в своём интеллектуальном багаже.

Вроде бы небольшой рифмованный текст, но как же тяжело пробираться сквозь авторские эксперименты с языком. Обилие метафоричных образов и рваность повествования не дают разогнаться — ты как будто спотыкаешься на сложных фразах. Всё внимание сосредотачивается на языке, и ты забываешь об идее и сюжете. Маяковский — поэт на любителя, однако этот факт не умаляет его гениальности.

Но нужно немного потерпеть. После долгого вступления сюжет начинает развиваться: внезапно Обломов оказывается хранителем русского духа, Ольга выбирает не того, а в жителях Обломовки узнаёшь соседей по лестничной клетке.

18+ и young adult: какие книги любят и хотят читать подростки

Однако к произведению всё-таки стоит попробовать вернуться через несколько лет после окончания школы, так как стиль писателя, характеры героев и сюжет повести передают мироощущение и описывают устройство Советского государства в годы первой пятилетки.

Этот сатирический роман, написанный в форме летописи, тяжело прочитать целиком: современный читатель не узнаёт в образах градоначальников настоящих исторических лиц, фантастический гротеск мешает серьёзному восприятию, отрывочность истории не даёт полной динамической картины происходящего.

Но политическая сатира Салтыкова-Щедрина, его образы взяточников, чиновников, местных дельцов и глупцов, к сожалению, всегда актуальны.

Далёкие исторические события, нетипичная манера повествования, сложный для анализа текст заставляют учеников молиться, чтобы это произведение не попалось на экзамене. Автор перескакивает с сюжета на публицистику, с одного временного пласта на другой — здесь любой запутается.

К счастью, существует множество адаптированных художественных переводов, например Дмитрия Лихачёва или Николая Заболоцкого.

Это объёмное произведение изучают в 11-м классе, когда выпускникам надо готовиться к профильным экзаменам, к поступлению, к взрослой жизни, и часто на литературу времени просто не остаётся. Исторические события, справки, описание неприглядных сторон жизни отпугивает даже самых стойких.

Но редко бывает так, чтобы противостояние красных и белых, а также царившие в первые годы советской власти хаос, беззаконие, смута и жестокость были изображены как драматический сериал. Кстати, его посмотреть тоже можно.

школу закончила больше четверти века назад. тогда произведения школьной программы казались не сложными, а скучными. не все, конечно. особенно "доставали" произведения соцреализма ( сейчас и названий не припомню) "Война и мир" просто не понравилась тогда ( зато с каким восторгом читала ее 20 лет спустя!) . с наслаждением читала Достоевкого, Чернышевского, Тургенева. но это было не благодаря, а вопреки учителям литературы. менялись они у нас бесконечно, приличного преподавателя не было ни одного. сейчас, постфактум, полагаю, что по крайней у одной из них было не все в порядке с психикой, а у остальных-с самооценкой. то же до школьной программы, думаю, что "В и М" там не место, так же как и "Грозе" и "Что делать? " и "Господам Головлевым" . не для детских умишек эти произведения писаны

Считаю, что все зависит от индивидуального восприятия. "Войну и мир" я прочла в первый раз в школе без особого интереса, но и без "муки мученической". Это же и относится и к Достоевскому.
Мне не нравились не те книги, что можно назвать сложными, а те, что были откровенно скучны для меня. Например, Куприн, Шолохов, Лесков. И мнение не переменилось до сих пор.

Да от учителя все зависит! У нас ведь в школах в основном работают тётки, которые "всю себя детям отдают". А на фига она им вся? Что в ней есть-то? В троечнице из областного педа? (Да простят меня и мои учителя литературы, и многие другие, которым в ноги готова поклониться за то, что еще кто-то читает в этой стране! )
А детям бы интересное что-нибудь, да неформально, не по учебнику. Тогда и "Война и мир" заиграла бы. А вообще вопрос-то об объективной сложности, а не о восприятии. Думаю все-таки, что "Война и мир". И давно нужно преподавать её частями, что ли. Одно дело - Наташа Ростова, которую любая десятиклассница поймет, а другое - Безухов, который и сам-то себя так и не понял. Вот как-то так.

Никогда мои школьные учителя никак не влияли на отношение к книге. Три учительницы литературы не оставили о себе никакого следа. Хотя и не из "областного педа" были.
А вот книги остались все до единой.

Согласна с комментарием. Я относилась с глубоким почтением и симпатией к нашей словеснице, но не потому, что она повлияла на мое отношение к чтению и литературе. У нее были другие достоинства. Она была "заводная" и много водила (в том числе - на лыжах) или возила нас по литературным окрестностям Москвы, вела факультатив.. А ее комментарии и оценки ряда литературных персонажей или произведений временами вызывали у меня резкое неприятие и осуждение. Что же до понимания любой десятиклассницей Наташи Ростовой. то позвольте не согласиться. Уж любая точно не поймет как из этой нимфы получилась эгоистичная наседка. А если говорить о Наташе такой, какой она написана в основной части романа, то лично для меня - это один из самых неприятных женских образов русской классики. Причем это восприятие сохранилось неизменным от первого прочтения романа в одиннадцатилетнем возрасте (никто не заставлял, сама захотела). Это было не много не мало 45 лет назад.

мне не нравилось "кому на Руси жить хорошо" и "слово о полку Игореве"
они для меня были и наиболее сложными, неинтересными и мучительными. трудно читались (либо не читались вообще)

Я абсолютно согласна с Мариной Мирутенко. Дело не только в сложности произведения, сколько в том, как это сумеет преподнести, объяснить, заинтересовать учитель. Я очень давно закончила школу, давно уже не школьница моя дочь, а проблемы остались те же. У меня создалолсь впечатление, что учителя в школе преподают литературу по одним и тем же засаленным, потрепанным учебникам, причем передают их по наследству. Всегда считала, что Достоевского с его сложными философскими, морально-этическими и релиозными проблемами, которые поднимает он в своих произведениях, в 16-17 лет постичь трудно. В мир Достоевского нужен грамотный, знающий проводник, а школьный учитель не всегда сам разбирается в теме. Кроме того, думаю, что родители то же должны помочь ребенку в освоении классику, потому что интерес и культура чтения - это из дома. Если в доме любят и читают книги, есть культ чтения, то освоение школьной программы идет легче.

Ну не обязательно от учителя. От ребенка тоже многое зависет. Мне, напимер, очень нравится Достоевского - "Преступление и наказание" (как раз в данный момент его читаю, и читается мне легко), при том, что мы его еще не проходили, будем проходить только на следующий учебный год. Учитель тут как раз влияние и не оказывал..И родители тоже..Мама в основном читает современные детективы и исторические зарубежные романы, а папа вообще не читает))

Лично для меня очень сложным произведением был "Тарас Бульба". Насчет "Слова о полку Игореве", "Повести временных лет" и былин - прекрасно понимаю, что это история, никуда от этого не деться и все должны это знать, но, на мой взгляд, было бы уместней сдвинуть эти произведения в программе - чем позже, чем лучше. Может быть я не права.
Кстати, и Толстого, и Достоевского читала с интересом.. .
а вот Лесков (особенно "Леди Макбет из Мценского уезда" и "Рассказ о семи повешенных") тоже дался очень нелегко.

Мне нравится читать толстые сложные книги, но в обычной жизни на них сложно выкроить время и силы: они требуют усидчивости. Поэтому на новогодних каникулах я собираюсь доесть салаты, пересмотреть все рождественские комедии и взяться за какой-нибудь объемный фолиант, до которого давно не доходили руки.

Вот подборка 15 сложных романов для тех, кто тоже хочет провести все каникулы за книгой.

Внутренний порок

Что особенного: каннабиноидный бэдтрип в виде книги
Сколько страниц: 512
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 2009

Кто автор. Томас Пинчон — один из главных постмодернистских писателей 20 века, которому до сих пор удается скрываться от медиа: в сети найдется пара его портретов полувековой давности. В его прозе много запутанных сюжетных линий, часто связанных с конспирологией, и многочисленных отсылок к американской культуре.

Игра в классики

Что особенного: роман-квест, который можно читать разными способами
Сколько страниц: 480
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1963

Второй способ — перепрыгивать от главы к главе, следуя указанному Кортасаром маршруту. В этой версии читателю придется много додумывать и самому решать, какие события произошли с главным героем на самом деле, а что было плодом его воображения. По задумке Кортасара так читатель становится сообщником в создании романа.

Бесконечная шутка

Что особенного: культовый роман, ожидание перевода которого превратилось в мем
Сколько страниц: 1279
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1996

Кто автор. Дэвид Фостер Уоллес, американский филолог и писатель, в конце 90-х объявил войну постмодернизму и иронии. Название его главного романа — это издевка над обществом, которому, как считал Уоллес, от литературы нужно только развлечение.

Улисс

Что особенного: первая книга, заслужившая статус литературной головоломки
Сколько страниц: 928
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1922

Важную роль в русском переводе играет комментарий Сергея Хоружего — на 200 страницах он разбирает отсылки к истории Ирландии, аллюзии на других писателей и события биографии Джойса.

Волшебная гора

Что особенного: убаюкивающий роман про санаторий, в котором остановилось время
Сколько страниц: 896
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1924

Кто автор. Томас Манн — немецкий классик и лауреат Нобелевской премии по литературе, увлекавшийся психоанализом. Считается, что Манн сформулировал жанр интеллектуального романа, унаследовав стиль Толстого и Достоевского.

О чем. Молодой инженер приезжает в туберкулезный санаторий где-то на швейцарской горе, чтобы проведать брата, а в итоге сам застревает в нем на долгие годы — сначала нехотя, а потом, проникнувшись монотонностью здешней жизни, по собственной воле.

Сложность книги заключается не в экспериментальном языке или невнятном сюжете, а в ее нарочитом убаюкивающем занудстве: читатель погружается в многостраничные политические диспуты о мире в начале 20 века, философские беседы и перипетии отношений обитателей пансионата. Манн считал, что его роман исследует время: некоторые главы бегут быстро, в некоторых время совсем замирает. Пациенты живут словно в зачарованном царстве, конец которому приходит с Первой мировой.

Чевенгур

Что особенного: страшная утопия о строительстве коммунизма
Сколько страниц: 480
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: написан в 1928, издан в 1972

Кто автор. Андрей Платонов — российский писатель, который сначала искренне поддержал новую советскую власть, но уже к 1930-м стал классовым врагом. Отношение Платонова к системе нашло отражение в его мрачных абсурдных романах и повестях о наступлении советского времени.

О чем. Роман рассказывает историю сироты, который попадает в фантастический город Чевенгур. Его жители строят коммунизм с сектантским упорством: уже перебили всех богатых, запретили труд, так как он ведет к накопительству и буржуйству, а божеством выбрали солнце.

Муравечество

Шум и ярость

Что особенного: история распада семьи с разных точек зрения
Сколько страниц: 416
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1929

Чтобы разделить переход от воспоминания к воспоминанию Фолкнер даже хотел использовать разноцветную типографскую краску, но это было бы слишком дорого — так что вместо этого он кое-где использует курсив. Читателю приходится самому достраивать цепочку событий и пробираться сквозь потоки сознания и запутанную речь героев, ведь один из них страдает от олигофрении, а другой сходит с ума.

Пушкинский дом

Что особенного: первый русский филологический роман
Сколько страниц: 464
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1978

О чем. Главная тема романа Битова — литература. События разворачиваются вокруг реально существующего Пушкинского Дома — так называют Институт русской литературы в Санкт-Петербурге. В нем работает главный герой книги Лева Одоевцев, амбициозный филолог, потомок князей и шестидесятник, верящий в возрождение русской культуры.

Его противоположность — собственный дед, тоже филолог, заставший Сталина и всю жизнь проживший в лагерях. Их конфликт, а также конфликт инфантильного Левы с советской действительностью приводят его к экзистенциальному кризису.

Роман о петербургских интеллектуалах, постоянно прерываемый размышлениями о литературе и цитатами из русской классики, читать непросто: придется воскресить в памяти школьные конспекты по литературе, почитать про филологов Лотмана и Бахтина и узнать историю Пушкинского Дома.

Дом листьев

Что особенного: постмодернистской хоррор с уникальной версткой
Сколько страниц: 750
Подробнее: на сайте
Год выхода: 2000

О чем. Самое интересное в романе Данилевского — запутанная многоуровневая структура текста, которая требует напряженного внимания читателя. По сюжету это хоррор: семья заселяется в дом, в котором сами по себе появляются комнаты, раздаются странные звуки, а пространство растягивается. Все это фиксируют скрытые камеры, пленки потом становятся фильмом, вокруг которого образуется другая история.

Волхв

Что особенного: роман-лабиринт про загадочный греческий остров
Сколько страниц: 848
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1965

Кто автор. Джон Фаулз — британский постмодернистский писатель, на которого оказали большое влияние Сартр и Камю. В 1950-х годах Фаулз уехал на уединенный греческий остров и там написал свой главный роман — над произведением он работал больше 10 лет.

О чем. Молодой англичанин Эрфе сбегает из скучной Англии на греческий остров Фраксос, чтобы преподавать английский в местной школе. На острове творятся странные вещи: вокруг Эрфе оживают греческие мифы, появляются загадочные сестры-близняшки, и, кажется, за всем этим стоит эксцентричный богач, о котором на острове ходят неприятные слухи.

Главный герой тонет в иллюзиях и метафорах, и вам придется вместе с ним разбираться, где правда, где вымысел, а где жестокий психологический эксперимент миллионера-отшельника.

В поисках утраченного времени

Что особенного: главный психологический роман европейской литературы
Сколько страниц: 576
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1913—1927

Кто автор. Марсель Пруст — французский писатель, всю жизнь работавший над своей magnum opus: эпопее о французских аристократах, которую он годами писал, редактировал и переписывал.

Пруст выдает такие пассажи, которые Толстому даже не снились: например, 16 страниц описания дверной ручки или воспоминание о вкусе печенья, растянувшееся на половину тома. В самом цикле фигурируют более 2000 персонажей. Роман Пруста считается образцом психологической прозы, которую можно сравнить с картинами импрессионистов: главное в ней не сюжет, а ощущения.

Жизнь, способ употребления

Что особенного: художественная книга, которая понравится математикам
Сколько страниц: 624
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1978

О чем. Роман состоит из кропотливого описания парижского жилого дома по выдуманному адресу: улица Симона Крюбелье, 11. Это подробный рассказ обо всех квартирах, настоящих и бывших жильцах, их личных вещах и примечательных историях из жизни — читатель как будто видит весь дом в разрезе.

Роман состоит из 99 глав и описывает 1467 персонажей, содержит бесчисленное количество списков и перечислений, которыми был одержим Перек: подробные описания содержимого кладовых и холодильников, алфавитные указатели и схемы. По замыслу автора, книгу можно открыть где угодно и начать читать, выбрав любой этаж или симпатичного персонажа.

Школа для дураков

Что особенного: культовый советский самиздат
Сколько страниц: 280
Подробнее: на сайте издательства
Год выхода: 1976

Кто автор. Саша Соколов — русский писатель, который оказал большое влияние на постсоветскую литературу. Сам себя он называет проэтом, так как соединяет прозу с поэтическими приемами.

Книга написана как поток сознания: мальчик ведет диалог со своим альтер эго о влюбленности в учительницу и советском детстве, затрагивает тему репрессий и гонений на ученых. При этом распознать место действия или точное десятилетие сложно: события будущего и прошлого перемешиваются, персонажи меняют оболочки, а мертвые оживают.

Любовница Витгенштейна

Что особенного: лекция об искусстве в виде экспериментального романа
Сколько страниц: 336
Подробнее: на сайте
Год выхода: 1988

О чем. Если коротко описать сюжет книги, он будет таким: художница по имени Кейт путешествует по миру и размышляет об искусстве. При этом она последнее живое существо на Земле.

Мы слышим, как вы шелестите страницами

Пополняете библиотеку? В нашем лайфстайл-инстаграме много полезных книжных советов:

Подписывайтесь на @t_gorod и создавайте свой читательский клуб.

Лера Варпаева

Загрузка

Пяти лет филфака хватило, чтобы заречься читать эту вашу высокоинтеллектуальную литературу и с чистой совестью перейти на беллетристику

Фрёкен, та ж фигня))

Denis Komutkov

2) Кроме того, конечно, нужно читать в оригинале. Дело не только в стиле, а в том, что каждая глава содержит 1 литературный приём, который в итоге доводится до абсурда. Одна глава построена на эволюции английского языка (как её видел Джойс), соответственно, перевести её на любой другой язык невозможно без потери нюансов.

3) На английском НЕ рекомендую восстановленное издание 1922 года, его так торопились издать к дню рождения Джойса, что налепили ошибок, которые самого мэтра привели в ужас. Лучше более поздние издания.

6) Дополнительные рекомендации:

— Книга Cambridge Companion to James Joyce

— My Brother's Keeper, by Stanislaus Joyce (брат писателя о детстве)

Итог: 1 год потрачен на первое подробное изучение произведения в оригинале с комментариями и биографиями (издание 1939 года). 4 года в общей сложности потрачены на последующие прочтения.

Результат: двигаю силой мысли посуду, зарабатываю миллиард долларов в секунду. (На самом деле нет.)

Читайте также: