Краткое содержание в берлоге

Обновлено: 05.07.2024

Целью является Обучение детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

ВложениеРазмер
Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить пр 529.5 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №28

непосредственно образовательная деятельность

Пересказ рассказа с опорой на графические схемы,

И.Соколова-Микитова " В Берлоге".

воспитатель I категории

Ткаченко Елена Моисеевна

Белгород, 2014 г

Цель: Обучать детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

- Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, по составленному плану стараясь правильно строить предложения .

- Формировать зрительный и слуховой контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

-Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

-Закреплять умение образовывать и употреблять в речи притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ьи от слова медведь.

-Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

- Развивать навыки планирования пересказа с опорой на наглядность.

Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к животным, прививать интерес к сменам времени года.

Индивидуальная работа активизировать малоактивных детей: Владислава Л. Илью Н, Алину К.

Словарная работа . Лексический материал:

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

лесной глуши, мягкой душистой хвоей, сухим мохом, сильнее , медвежий сон, сладкие корни, ранней зимой

Бродил, нагуливал, вырыл, выстелил, натаскал залегает, ударит, уснёт

Предварительная работа: чтение литературы о диких животных, загадывание загадок, беседа.

  • словесный,
  • наглядный,
  • практический

4. Физкультминутка "Медвежата в чаще жили".

групповая и индивидуальная

Оборудование : Графические схемы; картинка с изображением животных, наложенные друг на друга; мультимедийный проектор, сюжетная картина "Медведица с медвежатами в берлоге"

I. Оргмомент . Отгадайте загадку

Он коричневый, лохматый.

Угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом,

Спит всю зиму в доме том? / Медведь/

А отгадку вы найдете на картинке.

На картинке изображения животных, наложенные друг на друга. Дети называют животного и цвет животного.

Дети Это медведь. (Показ Слайд № 1)
В . Почему его так назвали?

Дети Потому что " мед ведает " ( т.е знает где мёд )
В .Медведь, какой? (коричневый, лохматый, сильный, огромный, большой, крупный, здоровенный, гигантский).

Чем питается? ( медведь всеяден : ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав); насекомые (муравьи), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки). Летом насекомые и их личинки. Крупные самцы нападают на молодых копытных — косуль, ланей, оленей (карибу, благородный олень, пампасовый олень), козерогов, кабанов и лосей.

В. Живёт ли он в нашем крае?

Дети (Бурый медведь на территории России часто встречается в лесах Сибири и Дальнего Востока, на Камчатке).
В. В каких сказках встречается это животное?

В. Как народ называет медведя?

Дети. в сказках называют - Топтыгин, Михайло Потапыч, и Миша, Михайло Иваныч.
В. В берлоге много кого? (Медведей)

(Дети составляют рассказ об этом животном.) А помогут в этом схемы.

Внешний вид и части тела?

Место, где живёт?

Как зовут детёнышей?

Как голос подаёт?

В каких сказках или мультфильмах встречается это животное?

А каких животных вы ещё знаете? (дети называют)

II. Д/игра "Назови ласково"

Д: Заяц-зайчонок, зайчата, белка-бельчонок, бельчата, волк-волчонок, волчата,

лиса-лисенок, лисята, медведь-медвежонок, медвежата.

В: А кого из животных здесь нет?

Д: Ежа, лося, оленя.

В: Назовите их ласково.

Д: Еж-ежонок, ежата, лось-лосенок, лосята.

В: Ребята, давайте поиграем.

Д/игра "Подбери родственные слова" к слову медведь.

Д: Медвежонок, медвежата, медведица, медвежий, медведушка, медведище, мёд, медвежатник, медведка, медаль.

В: А как называется жилище медведя?

Д: Жилище медведя называется берлога. В этой берлоге к зиме приготовилась медведица с медвежатами.

В: Ребята, проходите на свои места послушайте рассказ Соколова-Микитова

III. Чтение рассказа И. Соколова-Микитова "В берлоге".

Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

Стало холоднее. В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
IV. Беседа по содержанию рассказа.

В. “ О ком этот рассказ?”

Дети . О подготовке медведя к зимней спячке.

В. “ Чем занимался медведь осенью?”

Дети . Всю осень бродил медведь по лесу. Он ел сладкие корни растений и ягоды. Жир нагуливал.

В . “Где медведи устраивают берлогу?”

Дети . В лесной глуши медведь нашёл большую ель и вырыл яму. Зверь выстелил её мягкой душистой хвоей, сухим мохом. Потом натаскал веток и закрыл вход. Получилась берлога - медвежье жильё.
В . “Когда медведи залегают в берлогу и засыпают?”

Дети . Залегает медведь в берлоге ранней зимой. Тепло и уютно там. Ударит мороз - уснёт медведь. Чем сильнее мороз, тем крепче медвежий сон.
V. Лексико-грамматические упражнения на материале текста рассказа с опорой на сюжетную картину.

а) Подбор признаков.

В: Ребята, посмотрите на картину, и скажите, какие были медвежата?

Д: Медвежата - крошечные, маленькие, мелкие, крохотные, малюсенькие.

В: А какая была медведица?

Д: Медведица - сильная, могучая, мощная, огромная, большая, крупная,

громадная, большущая, здоровенная, гигантская.

б) Подбор действий.

В: Ребята, давайте подберем действия, что делают медвежата?

Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так,

головой своей крутили

круговые движения головой

Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так

дружно дерево качали

Поднять руки вверх и делать наклоны туловищем вправо и влево

Медвежата воду пили,

Друг за дружкою ходили,

Вот так, вот так друг

Друг за дружкою ходили.

Наклоны туловища вперёд

Кверху лапы поднимали,

Вот так, вот так

кверху лапы поднимали.

пружинка с поворотом туловища влево и вправо

прыжки, хлопая руками вверху

Д: Медвежата сосут молоко, чмокают, карабкаются на спину матери.

В: А что делает медведь (во время оттепели)?

Д: Медведь высунется из берлоги, поглядит на зимний лес и опять заснет в

берлоге до весны.

В: Ребята, запомните эти слова и используйте их в своем рассказе.

В: Ребята, а сейчас мы будем медвежатами

VII. Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим пересказом.

В. Послушайте еще раз рассказ и постарайтесь его запомнить. (Чтение рассказа Воспитателем)

Составление план рассказа.

Сначала расскажите о том, чем занимался медведь осенью?

В середине рассказа, расскажите, о медведе.

Как медведь устраивает берлогу к зимовке?”

В конце своего рассказа, когда медведи залегают в берлогу и засыпают?”

В . Как долго спит медведь?

Когда родятся медвежата?

  1. Пересказ рассказа .
  2. Игра "Эхо" (с шариком).

В: У медведя хвост - медвежий, лапа - . ухо - . нос - . берлога - . сон -

. шуба -. рев -. шерсть

В: Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно работать с вами. И, жаль, что занятие так быстро закончилось. С каким рассказом мы сегодня познакомились?

Кто написал этот рассказ?

Что нового вы узнали о медведях?

Сюрпризный момент. Медведи любят мед, а вы любите сладости? А вот для вас угощение.


Ранней зимой, как только выпадет снег, залегают в берлоге медведи.

Старательно и умело в лесной глуши готовят они эти зимние берлоги. Мягкой душистой хвоей, корой молодых ёлочек, лесным сухим мохом выстилают своё жильё.


Тепло и уютно в медвежьих берлогах.

Как только ударят в лесу морозы, засыпают в берлогах медведи. И чем лютее морозы, чем сильнее качает ветер деревья – крепче, непробуднее спят.

Поздней зимою родятся у медведиц крошечные слепые медвежата.

Тепло медвежатам в засыпанной снегом берлоге. Чмокают, сосут молоко, карабкаются на спину матери – огромной, сильной медведицы, устроившей для них тёплую берлогу.

Только в большую оттепель, когда начинает капать с деревьев и белыми шапками валится с ветвей снежная навись, медведь просыпается. Хочет узнать хорошенько: не пришла ли, не началась ли в лесу весна?

Высунется медведь из берлоги, поглядит на зимний лес – и опять до весны на боковую.

• Что нового о жизни медведей ты узнал из рассказа писателя И. С. Соколова-Микитова?

Охотники нашли берлогу в лесу зимой. Собаки разбудили медведя. Он ранил охотника, тот успел ножом убить зверя. Шкуру повесил у себя дома.

За минуту

Зимой произошел несчастный случай в лесу. Охотники нашли берлогу. Их собаки разбудили зверей. Охотники встали сбоку, как положено, чтобы выстрелить в медведя.

Медведь высунул лапу и стукнул ей собаку. Далее он выскочил не так, как ожидали охотники. Зверь сбил одного охотника с ног и начал его мять.

Другой охотник стал махать ружьем и кричать. Стрелять было опасно, он мог попасть в человека. Медведь снял кожу с головы жертвы вместе с волосами. Но раненый не растерялся. Он вынул нож и вспорол брюхо зверю.

Охотник выжил, шкуру медведя он повесил над своей кроватью. На голове с тех пор этот охотник все время носит теплый платок.

Цели. Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности, точно употреблять слова в устной и письменной речи, избегать повторов одних и тех же слов; развивать речь и орфографическую зоркость учащихся; обучать детей правильно озаглавливать части текста, анализировать текст; воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, любовь к природе.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.

Дети. Это медведь.

Учитель показывает иллюстрацию с изображением медведя.

– Что вы знаете о медведе? Почему его так назвали? Живет ли он в нашем крае? В каких сказках встречается это животное? Как народ называет медведя?

Дети составляют небольшой рассказ о медведе. Учитель сообщает дополнительную информацию.

Примерный текст рассказа

Медведь – представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны.
Длина тела достигает 3 м, высота – 135 см, масса – 700 кг. Шерсть зверя окрашена в черный или бурый цвет в зависимости от вида. Он всеяден, но отдает предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Зимой медведь впадает в спячку. Прежде чем залечь, зверь путает следы. Как заяц, петляет он по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге он ложится головой ко входу. Зимой на подошвах у него нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, согревая от холода, и причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя зимой в лес.

IV. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на парте – индивидуальные карточки с текстом.

V. Беседа по содержанию

У. О чем этот текст?

Д. О подготовке медведя к зимней спячке.

У. Прочитайте на доске вопросы и найдите в тексте ответы на них.

Дети отвечают на вопросы, подтверждая ответы предложениями из текста.

VI. Коллективное составление плана

У. Сколько частей автор выделил в тексте?

Д. Три части.

У. Сейчас мы будем читать и озаглавливать каждую часть.

VII. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка

У. Обратите внимание на написание следующих слов. Прочитайте их.

– Что означают слова жир нагуливал?

Д. Ел много, наедался.

У. Какое значение у слова хвоя?

Д. Видоизмененные листочки-иголки. Они бывают у хвойных растений – ели, сосны, кедра.

У. Найдите слова, которые употреблены вместо слова медведь.

Д. Зверь, он.

У. В тексте встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их.

Дети называют слова, подбирают к ним проверочные слова.

– Некоторые из этих слов выписаны на индивидуальную карточку. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание слов.

Учащиеся по одному объясняют орфограммы и называют вставленную букву.

– Прочитайте предложения, в которых есть тире и запятые.

Дети находят нужные предложения и читают.

VIII. Физкультминутка

Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили –
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали –
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили –
Вот так, вот так
И из речки воду пили.

Дети выполняют разнообразные движения.

IХ. Подготовка к записи текста

У. Прочитайте текст внимательно. Перескажите прочитанное.

Дети пересказывают текст полностью. Учитель корректирует услышанное.

– Как на письме нужно определять границы предложений?

Д. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.

Х. Написание текста

У. А теперь убираем карточки с текстом и записываем его так, как запомнили.

Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях: слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку-помощницу.

ХI. Самопроверка

1. Читай медленно по одному предложению. Вникай в смысл каждого слова.
2. Проверь, правильно ли определены границы предложений. Начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения ставь точку.
3. Найди слова, написание которых нужно проверить. Подбирай проверочные слова.
4. Найди слова, которые записаны на доске. Сравни написание.

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Лидия Чарская Фея в медвежьей берлоге

Фея в медвежьей берлоге: краткое содержание, описание и аннотация

Люди всегда задавали себе вопросы: можно ли во имя хорошей цели совершать плохие поступки? Если мой друг голодает, то можно ли украсть яблоко, чтобы помочь другу? Сколько ни думали, а ответы были разные: одни говорили — можно, а другие — нельзя. Но великая книга человечества Новый Завет отвечает на этот вопрос однозначно: нельзя. Прекрасная цель не оправдывает дурных средств.

Лидия Чарская: другие книги автора

Кто написал Фея в медвежьей берлоге? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Лидия Чарская: Тайна

Тайна

Лидия Чарская: Сказки голубой феи

Сказки голубой феи

Лидия Чарская: Грозная дружина

Грозная дружина

Лидия Чарская: Истории для девочек

Истории для девочек

Лидия Чарская: Люда Влассовская

Люда Влассовская

Лидия Чарская: Княжна Джаваха

Княжна Джаваха

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

Лидия Чарская: Волшебный оби

Волшебный оби

Лидия Чарская: Мельник Нарцисс

Мельник Нарцисс

Лидия Чарская: Меч королевы

Меч королевы

Лидия Чарская: Подарок феи

Подарок феи

Лидия Чарская: Сказка о Красоте

Сказка о Красоте

Лидия Чарская: Три слезинки королевны

Три слезинки королевны

Фея в медвежьей берлоге — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком


Фото

Фея в медвежьей берлоге

Шумел лес, гудел ветер, столетние сосны плакали и стонали… Старая колдунья Метель кружилась в дикой пляске. Дедко Мороз смотрел на нее, хлопал в ладоши и восклицал с довольным видом, потирая руки:

— Лихо! Ой, бабушка Метелица, лихо! А лес шумел, и старые сосны плакали и стонали. Кругом было темно, неприветно. Звери попрятались к себе в берлоги, чтобы переждать в них лютую непогоду. Им было весело, тепло и уютно. У всех у них были семьи, были добрые, ласковые детки, были родные.

У серого Мишки не было никого. Совсем одинок на белом свете был серый лохматый Мишка. И жил он, как отшельник, один-одинешенек в самой чаще леса, и никто никогда не заглядывал к нему.

Он был большой-пребольшой и сильный-пресильный, такой большой и такой сильный, что все его собратья-медведи казались слабыми малютками в сравнении с ним.

И все звери его боялись: и зайцы, и лисицы, и волки, и медведи. Да, даже медведи боялись его, когда он шел по лесу, весь всклокоченный, огромный и страшный, со сверкающими глазами; и как только он своей неуклюжей, тяжелой поступью выходил из берлоги, все бежало, сворачивая в сторону с его пути.

А между тем он никому не сделал зла и был страшен только потому, что одичал в одиночестве.

А одиноким он был давно. Давным-давно пришел он в этот лес из глухого, черного бора и поселился здесь, в чужом лесу, в новой, наскоро им самим вырытой берлоге.

Люди отняли у него медведицу-жену и детей-медвежат, убили их, а его самого ранили пулей. Эта пуля крепко засела в толстой медвежьей шкуре и напоминала ему о том, что люди его враги, что они сделали его несчастным на всю жизнь. И серый Мишка ненавидел людей, как только можно ненавидеть самых злейших врагов. И зверей он ненавидел: ушел от них в лес подальше и не хотел дружить с ними. Еще бы! Ведь они были счастливы по-своему, а ему одинокому, обиженному и одичавшему, было больно смотреть на чужое счастье.

В те дни, когда кружилась метель и пел ветер, он чувствовал себя лучше, и легче и веселее становилось у него на душе. Он залезал в свою берлогу, лизал лапу и думал о том, как злы и жестоки люди и как он ненавидит их — он, большой, серый, косматый медведь.

Шумел лес, кружилась метелица и старые сосны скрипели.

Мишка лежал на своей постели из мха и листьев и ждал приближения ночи. Ему хотелось уснуть хорошенько, чтобы забыть и злобу, и ненависть, и тоску.

И вдруг в полутьме его берлоги что-то блеснуло неожиданно ярко. Какой-то розовый комочек перекувырнулся в воздухе и упал к самым ногам медведя.

Мишка наклонился, взял в лапу розовый комочек и поднес его к самым глазам, стараясь рассмотреть неизвестный предмет.

Смотрел Мишка, смотрел — и брови его нахмурились, глаза сверкнули.

— Неужто человеческое существо! — произнес он сердито. — Хотя и крошечное, маленькое, а все-таки человеческое существо, человек. Да, да, не что иное, как человек.

Действительно, то, что лежало бездыханное на широкой мохнатой его лапе, было очень похоже на человека; только оно было ростом в мизинец, не больше, и с лучистыми крылышками за спиною.

Оно казалось мертвым, это маленькое человеческое существо со светящимися крылышками за спиною, с прелестным, хотя и посиневшим от холода личиком.

Но медведь злобно смотрел на маленькое существо, не заметя, как оно прекрасно. Ему хотелось уничтожить его, потому что маленькое существо было похоже на его врага — человека.

Мишка уже занес другую лапу, чтобы убить ею малютку, как вдруг согретое горячим медвежьим дыханием маленькое существо ожило, встрепенулось, открыло глазки и зашевелилось своими лучистыми крылышками… И вся внутренность берлоги сразу осветилась ярким светом, и странные звуки точно серебряного колокольчика, звуки, каких угрюмый Мишка никогда в жизни не слыхал, наполнили все уголки и закоулки его жилища. И показалось Мишке, что в его берлоге стало светло, как в первый день ясного мая, и что запахло в ней цветами, весенними душистыми цветами старого леса…

А странное существо с блестящими крылышками, раскрыв, свои глазки, залилось звонким смехом.

— О-о, какой смешной, странный медведь, — звенело оно, — какой большой, дикий медведь! Не думаешь ли ты убить меня? Ха, ха, ха, ха! Вот глупый, глупый Мишка! Поднял свою косматую лапу, ворочает своими свирепыми глазами и думает, что напугал этим маленькую фею.

Читайте также: