Словоохотливый домовой краткое содержание
Обновлено: 02.07.2024
Рассказ ярко показывает умение позднего Грина скупыми художественными средствами описывать тончайшие психологические нюансы[2]. Алексей Варламов, автор ЖЗЛ-биографии Грина, характеризует этот рассказ как «один из самых чудесных, печально-светлых и обаятельных
Сюжет[ | ]
Рассказчик, имя которого не называется, в заброшенном доме встречает домового, который рассказывает ему историю прежних обитателей — молодожёнов Филиппа и Анни. Анни — мечтательница, Филипп — прозаичный конторский служащий.
Вскоре Анни и Филипп умерли. Домовой грустно замечает, что он пытается понять произошедшее, но не может. Рассказчик на это говорит: «Только мы, пятипалые, можем разбирать знаки сердца; домовые — непроницательны
Словоохотливый домовой
На шести страницах приятным слогом разворачивается история долгих – по моим предположениям – лет жизни семейной пары, рассказанная несчастным домовым из заброшенного дома. Несчастным потому, что у него болит зуб. А ещё потому, что он никак не может понять сложные лабиринты человеческих чувств и эмоций.
Когда-то дом, в котором он теперь застрял, не был заброшен: повсюду гордо стояла красивая мебель, были начисто вымыты окна и плитка, ухожены горшки с растениями, в шкафах находилась уйма кухонной утвари. Всё будто бы жило своей жизнью, всегда счастливой и звонкой. Но по прошествии лет от счастья остался лишь дикий цветок, пробивающийся сквозь постройку, – цветок, напоминавший домовому его ушедшую хозяйку, светлую, беззаботную и совсем ничего не знающую о мире, о звуке камня, земли и деревьев, и о настоящем шелесте листьев, в отличие от самого домового. Очень забавно вдруг к финалу замечать, как на самом деле искажено время в рассказе. Домовой не может покинуть запустевший дом уже явно не первый год, если вообще не первый десяток лет. И неизвестно, когда и сколько на самом деле жила эта семейная пара в этом доме, потому что вот они молодые, а вот уже с седыми волосами, и неизвестно, как долго у него болит зуб и сколько уже он мучается множественными вопросами.
Почему распадаются пары, которые, казалось бы, не имеют ни одного конфликта? Почему иногда они вынуждены покидать собственные жилища? Почему в жизни двух людей может вдруг появиться третий, и это обязательно должно быть сокрыто мраком тайны? Всё это терзает разум маленького хранителя дома, и речь, безусловно, идёт о любовном треугольнике, возникшем между парой, по словам домового всегда с искренней заботой смотревших друг на друга людей, и другом этой пары, часто надолго уходящего в море. И ему, маленькому существу, невдомёк, как можно с одинаковой теплотой смотреть сразу на двух людей: на мужа и на друга, ведь он, домовой, умеет привязываться только к кому-то/чему-то одному.
Небольшой рассказ А.С.Грина "Словоохотливый домовой" можно изучать на уроках внеклассного чтения в старших классах. Он хорош тем, что заставляет учащихся думать самостоятельно.
Вложение | Размер |
---|---|
o_rasskaze_a.s.grina_slovookhotlivyy_domovoy.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассказчик, ведущий повествование от первого лица, встретил случайно в заброшенном здании домового, который тоже от первого лица рассказывает ему историю одной любви.
Речь идёт о молодой супружеской паре. Филиппу двадцать пять лет, а Анни двадцать. Муж служит в конторе каменоломни, где добывают гранит, а жена занимается домашним хозяйством.
Они любят друг друга. Анни умеет создавать домашний уют. В доме чисто, тепло. Филиппа всегда ожидает после работы сытный ужин. Он носит жену на руках, укладывает спать, как ребёнка.
Анни – романтическая натура, тесно связанная с природой. Она ловила руками рыбу в ручье, стучала по камню, слушая, как он звенит, и смеялась, если видела на стене жёлтого зайчика.
Вот характерный диалог супругов, который позволяет нам думать, что в них встретились две различные формы восприятия окружающего мира.
- Кто шепчет на вершине деревьев? Кто ходит по крыше? Чьё это лицо вижу я в ручье рядом с тобой? – спрашивает Анни, засыпая.
- Ворона ходит по крыше, - отвечает прагматик муж, - ветер шумит в
деревьях, камни блестят в ручье.
В начале рассказа классический любовный треугольник лишь намечается, но по приезде Ральфа он, наконец, построен.
Но Ральф – это не Печорин, срывающий прелестный цветок и бросающий его, когда он надоедает, на обочину дороги. Узнав, что Анни – жена его верного друга, Ральф, найдя формальную причину, поступил, как настоящий мужчина: навсегда уехал отсюда. Он знал, что может оскорбить Филиппа, ухаживая за его женой. Не любить её нельзя: Ральф и Анни созданы друг для друга, они без слов понимают взаимное влечение и страсть.
Автор оставляет финал рассказа открытым: он не осуждает в отличие от Бунина свою героиню, и каждый из нас делает свой моральный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "День рождения домовых"
В музее города проходил праздник "Хранители семейного очага". Педагогами общеобразовательных школ города были разработаны сценарии мероприятий и подготовлены презентации. Участниками праздника были гр.
открытый урок "Образ домового в славянской мифологии"
конспект урока и презентация к нему.
Праздник "Именины домовых"
Методическая разработка сценария праздника "Именины домовых".
Презентация по технологии. Для мастер-класса по изготовлению домовичка.
В презентации рассматриваются разные виды нечисти. Данную презентацию можно использовать на уроках технологии в 5-6 классах, после темы "Материаловедение", частично на уроках изобразительного искусств.
Урок трудового обучения в 9 классе. Тема: "Домовая резьба".
в коррекционной школе VIII вида.
Мастер Класс. Домовой.
Многие создают обереги или что-то вроде них, но мало кто знает, что-же значит по преданиям те самые символы которые вкладываются в оберег.И так по преданию:злаки и бобовые — символ достатка, сытости и.
Напишете как вы поняли рассказ, о чем он. В идеале бы анализ на данное произведение.
Жизнь прекрасна, разнообразна.. . и все там может быть. И даже домовой, который мучается зубной болью и любовью к прекрасной человеческой женщине, которая совершила непонятный для него поступок - полюбила сразу двух мужчин, мужа и его друга.. . А потом этот чудесный мир, в котором домовой чувстовал себя таким нужным - он хранил ее свою хозяйку, вдруг опустел.. . люди - странные существа, они жертвуют своей любовью ради других и уходят от них с раной в сердце, страдают - но уходят, что другие были счастливы.. . Странный человеческий мир.
Домовой, страдающий зубной болью, — не кажется ли это клеветой на существо, к услугам которого столько ведьм и колдунов, что безопасно можно пожирать сахар целыми бочками? Но это так, это быль, — маленький, грустный домовой сидел у холодной плиты, давно забывшей огонь. Мерно покачивая нечёсаной головой, держался он за обвязанную щеку, стонал — жалостно, как ребёнок, и в его мутных, красных глазах билось страдание.
Лил дождь. Я вошел в этот заброшенный дом переждать непогоду и увидел его, забывшего, что надо исчезнуть…
— Теперь все равно, — сказал он голосом, напоминающим голос попугая, когда птица в ударе, — все равно, тебе никто не поверит, что ты видел меня.
— Не бойся. Не получишь ты от меня ни выстрела серебряной монетой, ни сложного заклинания. Но ведь дом пуст.
— И-ох. Как, несмотря на то, трудно уйти отсюда, — возразил маленький домовой. — Вот послушай. Я расскажу, так и быть. Все равно у меня болят зубы. Когда говоришь — легче. Значительно легче… ох. Мой милый, это был один час, и из-за него я застрял здесь. Надо, видишь, понять, что это было и почему. Мои то, мои, — он плаксиво вздохнул. — Мои то, ну, — одним словом, — наши, — давно уже чистят лошадиные хвосты по ту сторону гор, как ушли отсюда, а я не могу, так как должен понять.
Оглянись — дыры в потолке и стенах, но представь теперь, что все светится чистейшей медной посудой, занавеси белы и прозрачны, а цветов внутри дома столько же, сколько вокруг в лесу; пол ярко натерт; плита, на которой ты сидишь, как на холодном, могильном памятнике, красна от огня, и клокочущий в кастрюлях обед клубит аппетитным паром.
Неподалеку были каменоломни — гранитные ломки. В этом доме жили муж и жена — пара на редкость. Мужа звали Филипп, а жену — Анни. Ей было двадцать, а ему двадцать пять лет. Вот, если тебе это нравится, то она была точно такая, — здесь домовой сорвал маленький дикий цветочек, выросший в щели подоконника из набившейся годами земли, и демонстративно преподнёс мне. — Мужа я тоже любил, но она больше мне нравилась, так как не была только хозяйкой; для нас, домовых, есть прелесть в том, что сближает людей с нами. Она пыталась ловить руками рыбу в ручье, стукала по большому камню, что на перекрестке, слушая, как он, долго затихая, звенит, и смеялась, если видела на стене жёлтого зайчика. Не удивляйся, — в этом есть магия, великое знание прекрасной души, но только мы, козлоногие, умеем разбирать его знаки; люди непроницательны.
По вечерам он вынимал письма Ральфа — друга своего, с которым провёл часть жизни, до того как женился, и перечитывал вслух, а Анни, склонив голову на руки, прислушивалась к давно знакомым словам о море и блеске чудных лучей по ту сторону огромной нашей земли, о вулканах и жемчуге, бурях и сражениях в тени огромных лесов. И каждое слово заключало для неё камень, подобный поющему камню на перекрестке, ударив который слышишь протяжный звон.
Случалось, что Анни интересовалась чем-нибудь в жизни Ральфа; тогда Филипп принимался с увлечением рассказывать о его отваге, причудах, великодушии и о судьбе, напоминающей сказку: нищета, золотая россыпь, покупка корабля и кружево громких легенд, вытканное из корабельных снастей, морской пены, игры и торговли, опасностей и находок. Вечная игра. Вечное волнение. Вечная музыка берега и моря.
Затем он присаживался к столу кончать очередной отчёт, потом умывался, приготовлял дрова и ложился спать, засыпая сразу, и всегда забывал все, что видел во сне. И он никогда не ударял по поющему камню, что на перекрестке, где вьют из пыли и лунных лучей феи замечательные ковры.
Может ли небольшой рассказ стать тем лучиком света, дающим надежду, когда окружает только тьма? Когда дни становятся серыми и мрачными? Именно Александр Грин стал для меня писателем, пролившим яркие краски в восприятие мира и запустившим луч света в тёмную комнату души.
Герой произведения входит в абсолютно пустой дом, где видит изнывающего от зубной боли домового. Рассказчик удивлен. Ведь дом пуст. Что в нем делает домовой? Сильно страдающий от боли домовой даже забывает спрятаться от человека, вошедшего в здание. Домовой решает рассказать историю хозяев дома и то, почему в течение 30-ти лет с их смерти он так и смог покинуть дом.
Сказочный герой начинает рассказ о , казалось бы , счастливой семье.
А может домовые поступают правильно? Поразительная верность и преданность. Сейчас люди всё дальше отдаляются от истинного восприятия любви. Грин противопоставляет излишнюю человеческую влюбчивость и наивность верности сказочного персонажа.
Мы должны чувством сердцем, но пропускать все через разум. Иначе человек не будет счастлив. Никогда чувства, вспыхнувшие в первые минуты общения, не остаются на всю жизнь. Любовь — это прежде всего терпение и верность.
Для облегчения адекватного восприятия рассказа автор вынужден поделить текст на 2 отдельные смысловые части. Такое деление позволяет разбить повествование о событии, занимающем определенное место в цепи звеньев повествуемых фактов, на эпизоды, фрагменты, передающие изложение о происшествии.
Так, рассказ заставляет читателя задуматься о правильности выбора жизненного пути и того, с кем и как его проходить. Мы можем научиться многому у домового, для которого чуждо и непонятно понятие семейной жизни у нас, у людей.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Читайте также: