Славянский миф рождение мира краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

В начале времен мир пребывал во тьме. Но Всевышний явил Золотое Яйцо, в котором был заключен Род — Родитель всего сущего.

Род родил Любовь — Ладу-матушку и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную — бесчисленное множество звездных миров, а также наш земной мир.

Солнце вышло тогда, из лица Его.

Месяц светлый — из груди Его.

Звезды частые — из очей Его.

Зори ясные — из бровей Его.

Ночи темные — да из дум Его.

Ветры буйные — из дыхания..

Так Род породил все, что мы видим вокруг, — все, что при Роде, — все, что мы зовем Природой. Род отделил мир видимый, явленный, то есть — Явь, от мира невидимого, духовного — от Нови. Род отделил Правду от Кривды.

В колеснице огненной Род утвердил Гром гремящий. Бог Солнца Ра, вышедший из лица Рода, был утвержден в золотой лодочке, а Месяц — в серебряной. Род испустил из своих уст Дух Божий — птицу Матерь Сва. Духом Божьим Род родил Сварога — Небесного Отца.

Сварог закончил миротворение. Он стал хозяином земного Мира, владыкой Божьего Царства. Сварог утвердил двенадцать столпов, подпирающих небосвод.

Из Слова Всевышнего Род сотворил бога Барму, который стал бормотать молитвы, прославления, рассказывать Веды. Также Он родил Дух Бармы, его супругу Тарусу.

Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов — ясуней и демонов-дасуней. Род родил Корову Земун и Козу Седунь, из их сосцов разлилось молоко и стало Млечным Путем. Потом он создал камень Алатырь, коим он принялся сбивать это Молоко. Из полученного после пахтанья масла была сотворена Мать Сыра Земля.

Древнейшие мифы Земли послужили источником предания о Сотворении мира, о рождении различных составляющих Вселенной из частей Господа: у славян — Рода (Прадеда, Прадо), у индийцев — Праджапати, Пуруши, Брахмы, в изначальной древности — Рудры, у скандинавов — Имира, на Кавказе — Тха. Именно это единое чуть не для всех народов Земли предание, лучше всего сохраненное славянами, вошло в "Звездную Книгу Коляды".

Предания о Роде изначальны. Потому корень слова Род столь многозначен. Заметим, что в славянских языках Род означает также "племя", "семья". Ныне к этому слову восходят многие корни значимых русских слов: народ, природа, родители, рот, родник и другие.

Род был известен всем древним европейцам. Например, в английской языке слово "Rod" также значит "королевский скипетр" или "власть" (то есть Род — это Скипетр Власти Всевышнего). Есть в английском и созвучное слово "road" значащее "Путь" (Род также Млечный Путь, то есть Путь к Богу); есть и другое созвучное слово "root", "корень" (Род — это Корень Существования, Корень Мирового Древа); и есть слово "rood", "крест", означающее символ веры.

Лучше всего текст о Рождении Мира Родом сохранился в Изначальных Ведах (Праведах) у славян. Например, в различных изложениях "Голубиной книги" (где Рода именуют Христом). Наиболее полный свод этих духовных стихов дан в книге П. Безсонова "Калъки перехожiе", 2 т., 1863 г.

Существуют и богумильские предания о Сотворении мира. Так, в книге "Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова", берлинский, болгарский сборник XIII века на вопрос: "Отъ что сътвори Господь небо и земля?" дан ответ: "Възята еа сметана от воды и сь сири сяу и сотвори бь небо и земля".

Подобный сюжет есть в Ведах Индии — пахтание молочного океана и взбалтывание масла горой Мандарой: "Вода океана превратилась в молоко, затем смешалась с превосходным соком и по-том уже из молока произошло сбитое масло (Земля)". (Сказание об Астике, гл. 15).

Близкие индийские ведические тексты — "Ригведа", X ман-дала, также "Лесная", кн. III, гл. 189. Также "Мокшадхарма";, кн. 12, гл. 182: "Из того лотоса возник Всеобъемлющий Брахма, из Вед состоящий. Горы — следует знать — его кости; земля — тук и мясо; его кровь — океаны; пространство — чрево; ветер — его дыхание; сила — огонь; (…) Сома, Солнце и Месяц слывут его глазами; небо сверху — его голова, его стопы — обитель земная; его руки — стороны света".

Те же образы мы находим и в скандинавских преданиях — (см.: "Старшая Эдда", Прорицание вельвы, с. 39-41). Также схожие образы есть в "Речах Гринмира": "…плоть Имира стала землей, кости — горами, череп — небом, а волосы -лесом, из ресниц Имира построены стены Митгарда".

Не являются исключением и финские предания (смотри начало "Калевалы"), греческие (Аполлодор Афинский, "Мифологическая библиотека"), римские (Овидий. "Метаморфозы"). В кавказском нартском эпосе есть такие строки: "Господин над богами Тха (…) сказал (…): "Вот мной создано небо — оно вышло из уст моих…"

Можно стакже сравнить строки из "Голубиной книги" и из "Ригведы". Несмотря на то, что первый текст записан на Руси вXIX веке, а второй принадлежит к классическому ведическому периоду Индии (полагают, что это III тыс. до н.э.), общность их очевидна:

Солнце Красное от лица Божьего,Млад-светел месяц от грудей его,Звезды частые от риз Божьих, Ночи темные от дум Господних,Зори утренни от очей Господних.

Когда разделили Пурушу, Брахманом стали его уста… Луна родилась из мысли, Из глаз возникло Солнце, Из головы возникло небо…

Так Сварог сотворил Землю-матушку… А для того, чтобы Земля вновь не ушла под воду, Род родл под нею огромного змея Юшу. На нем и дер­жится Земля матушка.

Для мифов характерно наивное очеловечива­ние всей природы. Древний человек отождеств­лял все, что находилось вокруг него с собой, со своими чувствами и ощущениями. Он считал, что как живая, так и неживая природа может подобно ему мыслить, чувствовать, радоваться. Все вокруг: деревья и цветы, камни и песок — одушевлялось им. И такое понимание мира от­разилось в мифах. Они стали основным способом познания мира.

Довольно близким первобытному человеку был мир животных, поэтому одними из первых появились мифы о животных. Постоянная борь­ба за существование и необходимость приспосаб­ливаться к явлениям природы породили кален­дарные мифы. А развитие народа, истории племен, передаваемые от отцов детям, навело древнего человека на мысль о создании мифов о происхождении земли и о конце света.

“До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир”. И в этой полной темноте суще­ствовал только Род – Прародитель всего сущего на земле. Когда Роду надоело жить в темноте, он начал создавать вселенную.

В числе прочего по­родил Род Сварога, ставшего богом неба. Род дал своему сыну четыре головы, чтобы тот “мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он”.

Первым делом Сварог проложил по небу путь для Солнца, и с тех пор день стал сменять ночь. Затем Сварог

обошел все свои владения и заме­тил, что под ногами у него только Океан. “Где же мать-Земля?” – опечалился он.

Тогда заметил Сварог в Океане уточку серую, порожденную серой пеной. Спросил у нее бог не­ба, не знает ли она, где находится земля? “Подо мной Земля, – говорит она, – глубоко в Океане схоронена”.

Повелел Сварог уточке добыть землю из глу­бин морских. Трижды посылал Сварог уточку под воду. Первый раз год не появлялась уточка на поверхности вод.

Во второй раз, два года ее не было. Только на третий раз, когда уточка в глу­бинах Океана провела три года, ей удалось при­нести в клюве

горсть земли. “Землю мнет Сва­рог – греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули Землю с ладони его, и упала она в море синее”.

Так Сварог сотворил Землю-матушку… А для того, чтобы Земля вновь не ушла под воду, Род родл под нею огромного змея Юшу. На нем и дер­жится Земля матушка.

Для мифов характерно наивное очеловечива­ние всей природы. Древний человек отождеств­лял все, что находилось вокруг него с собой, со своими чувствами и ощущениями. Он считал, что как живая, так и неживая природа может подобно ему мыслить, чувствовать, радоваться.

Все вокруг: деревья и цветы, камни и песок – одушевлялось им. И такое понимание мира от­разилось в мифах. Они стали основным способом познания мира.

Довольно близким первобытному человеку был мир животных, поэтому одними из первых появились мифы о животных. Постоянная борь­ба за существование и необходимость приспосаб­ливаться к явлениям природы породили кален­дарные мифы. А развитие народа, истории племен, передаваемые от отцов детям, навело древнего человека на мысль о создании мифов о происхождении земли и о конце света.

До рождения света белого тьмой кромешною был окутан мир. Был во тьме лишь Род - прародитель наш. Род - родник вселенной, отец богов. Род родил Сварога небесного и вдохнул в него свой могучий дух. Дал четыре ему головы, чтоб он - мир осматривал во все стороны, чтоб ничто от него не укрылось, чтобы все замечал в поднебесной он.Путь Сварог стал Солнцу прокладывать по небесному своду синему, чтобы кони-дни мчались по небу, после утра чтоб начинался день, а на смену дню - прилетала ночь.Стал Сварог по небу похаживать, стал свои владенья оглядывать. Видит - Солнце по небу катится, Месяц светлый видит и звезды, а под ним Океан расстилается и волнуется, пеной пенится. Оглядел свои он владения, не заметил лишь Землю-матушку.- Где же мать-Земля.

- опечалился.Тут заметил он - точка малая в Океане-море чернеется. То не точка в море чернеется, это уточка серая плавает, пеной серою порожденная. В море плавает, как на иглы прядет, на одном месте не сидит, не стоит - все поскакивает и вертится.- Ты не знаешь ли, где Земля лежит. - стал пытать Сварог серу уточку.- Подо мной Земля, - говорит она, - глубоко в Океане схоронена. - По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула, целый год в пучине скрывалась. Как год кончился - поднялась со дна.- Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. Волосок всего не доплыла я. - Помоги нам, Род. - тут воззвал Свaрог.Поднялись тогда ветры буйные, расшумелось море синее.

Вдунул ветром Род силу в уточку.И сказал Свaрог серой уточке:- По велению Рода небесного, по хотенью-желанью сварожьему Землю ты добудь из глубин морских!Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и два года в пучине скрывалась. Как срок кончился - поднялась со дна.- Не хватило мне духа немножечко, не доплыла я до Земли чуток. На полволоса недоплыла я. - Помоги, отец. - вскрикнул тут Свaрог.Поднялись тогда ветры буйные, и по небу пошли тучи грозные, разразилась буря великая, голос Рода - гром небеса потряс, и ударила в уточку молния. Род вдохнул тем силу великую бурей грозною в серу уточку.И заклял Свaрог серу уточку:- По велению Рода небесного, по хотенью-желанию сварожьему, Землю ты добудь из глубин морских!Ничего не сказала уточка, в Океан-море нырнула и три года в пучине скрывалась.

Как срок кончился - поднялась со дна.В клюве горсть земли принесла она.Взял Свaрог горсть земли, стал в ладонях мять.- Обогрей-ка, Красно Солнышко, освети-ка, Месяц светлый, подсобите, ветры буйные. Будем мы лепить из земли сырой Землю-матушку, мать кормилицу. Помоги нам, Род. Лада, помоги!Землю мнет Свaрог - греет Солнышко, Месяц светит и дуют ветры. Ветры сдули землю с ладони, и упала она в море синее. Обогрело ее Солнце Красное - запеклась Сыра Земля сверху корочкой, остудил затем ее Месяц светлый.Так создал Свaрог Землю-матушку. Три подземные свода он в ней учредил - три подземных, пекельных царства.А чтоб в море Земля не ушла опять, Род родил под ней Юшу мощного - змея дивного, многосильного. Тяжела его доля - держать ему много тысяч лет Землю-матушку.Так была рождена Мать Сыра Земля.

Так на Змee она упокоилась. Если Юша-Змей пошевелится - Мать Сыра Земля поворотится..

Поучение.Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов. И христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед. Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее ..

Что у нас было на святой Руси,На святой Руси, в каменной Москве,Середи-то торгу, братцы, среди площади,Тут бьют доброго молодца на правеже,Нагого-босого и разутогоПоставили его на бел горюч камень,Стоит молодец - сам не трёхнется,Русы его кудри не ворохнутся,Лишь из глаз горючи слезы.Лучилося тут ехатиСамому царю православному,Грозному царю Ивану Васильевичу.Как возговорит царь Иван-сударь Васильевич:"Ох вы гой еси, бурмистры-целовальнички (2)!За что вы пытаете доброго молодца,Нагого-босого и ра..

А где щи, тут и нас ищи.Алтынного вора вешают, а полтинного чествуют.Амбар крепок, да углы худы.Аминь, да не ходи один.Беда бедой беду затыкает.Бежал от дыма и упал в огонь.Без денег сон крепче.Без ума голова - ногам пагуба.Белый заяц бел, да цена ему пятнадцать копеек.Береги бровь, - глаз цел будет.Бери в работе умом а не горбом.Бить дурака - жаль кулака.Блины брюху не порча.Бог не выдаст - свинья не съест.Бог правду видит, да не скоро скажет.Богатому пакость, а убогому радость.Богаты не будем.

В славном в Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гусельки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.Садка день не зовут на почестей пир,Другой не зовут на почестен пирИ третий не зовут на почестен пир,По том Садко соскучился.Как пошел Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гусельки яровчаты.Как тут-то в озере вода всколыбалася,Тут-то Садко перепался,Пошел прочь от озера во свой во Новгород.Садка день не зовут на почестен п..

Читайте также: