Сладков лес не школа а всему учит рассказ слушать

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Интегрированный урок внеклассного чтения и музыки

Зарипов С.В.,учитель музыки, 1 категория

Шушкова В.Ю., учитель нач.классов, 1 категория

учить учащихся овладению навыком слушания литературных произведений, их анализа;

учить детей умению выделять из произведения главные мысли, делать выводы;

учить учащихся слышать и понимать красоту художественного слова и музыки;

учить детей чувствовать и понимать органическую связь двух искусств - литературы и музыки;

научить учащихся овладевать навыком слушания и исполнения музыкальных произведений, которые рассказывают об окружающем нас мире.

воспитание бережного отношения к окружающему миру, активно-действенной отзывчивости на добро и зло, воспитание любви к Родине;

воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости.

развивать внимание, наблюдательность, выдержку, целеустремленность;

развивать интерес к чтению;

развитие навыка эмоционального исполнительства, музыкально-творческих способностей к формированию художественного вкуса

выставка рисунков по произведениям Н. Сладкова; плакаты с правилами поведения в лесу;

рисунки с изображением птиц и зверей;

портрет Н. И. Сладкова; выставка книг Н.И.Сладкова;

книги Н. Сладкова на партах;

записи на доске.

Ход урока

Организационный момент

Эмоциональный настрой

Определение темы урока

-Начинаем литературно-музыкальный урок с игры, которая поможет нам определить тему урока

-Какие же слова скрываются за цифрами, т.е. какие слова зашифрованы здесь:

7532416 7 6 4 2 5 3 1

И Л К И О Н А ВОД ЛКАС

(Сладков Николай Иванович. 5 января 1920г. - 28 июля 1996г.)

-Кто такой Николай Сладков?

-Что вы о нём знаете?

Рассказы детей о Николае Ивановиче Сладкове.

(Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в семье рабочего-металлиста в Москве, но рос, учился и жил в Ленинграде.

1 ученик. К началу войны он успел окончить лишь первый курс

Гидрографического института Севморпути и ушел на фронт. С

первых дней войны он был офицером-топографом, измерил сотни

дорог и перевидал множество земель. Имел семь

2 ученик. По окончании войны, оставаясь до 1958 года военнослужащим,

каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению

природы. Поэтому Николай Иванович писал: «Мои книги - это

плоды моих увлечений. Увлечение подводным миром породило

рек, озер и морей. Увлечение пещерами дало книжку «Под

3 ученик. Николай Иванович - человек смелый. Стремясь раскрыть тайны

природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам,

пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы

пустынь. А когда лёд покрывал озера и реки, - опускался в легком

самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, «где раки

отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков

подтаивался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом

в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых

4 ученик. Николаю Ивановичу хотелось показать, что жизнь во всех её

формах - самое удивительное явление, что её надо беречь и

уважать.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы

Сладков считал смысл своей работы.

5 ученик. 28 июля 1996 года Николай Ивановича Сладкова не стало, он ушел

из жизни. Но его произведения будут читать и изучать многие

-О ком мы будем говорить на уроке внеклассного чтения? С чьим творчеством познакомимся?

V . Работа с выставкой книг.

-Обратимся к выставке книг, которую вы успели рассмотреть на перемене.

-Почему так считаешь? (Книга другого автора).

-Прочитай, пожалуйста, названия книг.

-Что можно сказать о книгах Н.Сладкова только по заголовкам и иллюстрациям, т.е. какова тема выставки?

-Как её можно озаглавить?

-Как понимаете это выражение?

-Соответствует ли оно содержанию произведений Н.Сладкова? Докажите.

-Прочитаем его все вместе.

-Это название и будет темой наших уроков.

VI . Беседа о лесе, представленным в рассказах Н.Сладкова.

-Чем хорош лес, что говорит и пишет про лес писатель?

Беседа о птицах.

-Песни каких птиц вы услышали и каких птиц узнали?

-В какое время года чаще всего можно слышать эти голоса? (Весной и летом).

-А какое время для птиц самое трудное? (Зима)

-Почему? (Им голодно)

-Какую помощь мы им можем оказать, чтобы спасти от голода?

-Послушайте об этом стихотворение. Прочитает его наша ученица.

Как птице перезимовать? (К.Мухаммади).

Как птице перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу и в град,

И под дождем и в холода

На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, теплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,

Галдят на ветках галки.

- «…Если вы в крепких сапогах и плотной куртке, так он не станет напрасно стегать ветвями по бокам и ногам, а будет метить в глаз, хлестнет по замерзшему уху.

Ну, а если дело летом и вы босиком, он ловко подбросит под голую пятку колючую шишку или воткнет между пальцев сучок.

Уж какой-нибудь недогляд да найдёт! Дырочка в сапоге - нальёт ледяной воды. Ворот распахнут - горсть колючей хвои за шиворот. Руками размахался - сейчас же по рукам жгучей крапивой!

Все видят его зеленые глаза, до всего дотянутся цепкие зеленые руки. И до тех пор будет шпынять, пока не узнаете его характер. А характер у него, в общем, ничего. И узнать его просто. Надо только постараться увидеть, как улыбаются солнцу деревья, услышать, как кусты и травы просят пить, и понять, о чем говорят птицы и звери, - только-то и всего!

Нет, лес для человека не только дрова, луга не только сено, а живые существа - не только пух да перо.

Кроме пера и пуха, есть у них и жизнь, полная удивительных тайн.

Охота за этими тайнами - радостная охота.

Это и есть счастливая охота.

VII . Учитель музыки :

-Да, ребята. Лес - это чудесное творение природы. Наши леса красивы, величественны и самобытны в любое время года, в любую погоду. И у каждого леса свои краски, своя музыка. И вот сегодня, на наших уроках мы с вами будем внимательно прислушиваться к голосу природы, родного леса, постараемся понять и почувствовать его настроение, увидеть его красоту.

Так давайте же поприветствуем наш лес.

VIII . Музыкальная разминка:

Полный сказок и чудес.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?

Все открой, не утаи:

-И вот теперь, когда мы поздоровались с лесом, давайте постараемся представить, что мы идем по лесной тропинке. И хотя лес не умеет говорить привычным нам языком, он все равно может нам о многом.

-А если вы живете у парка или в деревне, укрепите на полочке кусочек сала - к вам прилетят синицы!

-Положите на полочку кисти рябины – прилетят снегири и свиристели.

Сделайте себе Волшебную полочку.

Каждый день станут прилетать к вам разные птицы.

Вы станете другом природы..

IX . Учитель музыки :

-Ребята! А вы видели когда-нибудь воробья, который плясал бы в присядку, да еще вдобавок и пел бы? И вот сейчас я познакомлю вас с мальчиком, который научил своего питомца петь и плясать.

Итак, мы приглашаем наших гостей.

Музыкальный сюрприз.

муз. З. Компанейца

Ученик 6.Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет.

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичерам нашим туго.

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

Ни зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей.

Скорей, на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от вас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки.

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

-В каких рассказах Сладкое дает подобные советы?

Тогда послушайте отрывок.

-А теперь, ребята, давайте попросим (имя мальчика) показать нам несколько упражнений, которым он учил своего друга и проведем физкультминутку, повторив эти движения.

Физкультминутка.

(Звучит мелодия запева песни, под которую учащиеся выполняют движения, а припев подпевают вместе.)

-Молодцы ребята! Спасибо (имя мальчика), что ты познакомил нас со своим удивительным пернатым другом. И мы надеемся, что ваша дружба будет продолжаться. (Мальчики уходят).

-Ребята! Вы, конечно, поняли, что это была шуточная песня, но нам хотелось бы, чтобы ко всем пернатым обитателям вы относились бы с большой любовью и добротой.

X . Анализ рассказов о птицах, высказывания детей.

-А есть ли у Н.Сладкова рассказы о прирученных птицах?

-Кто из вас читал эти рассказы?

-Расскажите кратко. Что тебя удивило в рассказе?

-О ком рассказывает Сладков в рассказе, который ты прочитал?

-О каких птицах рассказывает в них автор?

-Что нового узнала о птицах?

Вот почему зяблик стал зябликом!

И ведь не от холода: зимой-то и похолоднее бывает.)

-Что и о чем узнал ты?

Звучит отрывок: «Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся - и спать. Снизу гнездо - как пуховая перинка, сверху мама - как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Елка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет. Быстро выросли клестята.

Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А еще от яркого солнышка и морозного ветра.

Нет, день рождения - всегда счастливый день.

Пусть даже зима и мороз. Пусть даже 29 февраля. Все равно!)

-Ты чего это перья носом перебираешь - чистишь их, что ли?

-Нет, Воробей, не чищу. Я их пересчитываю. Было у меня осенью три тысячи перьев, а к весне осталось всего две тысячи шестьсот (2600).Четыреста перьев за зиму потеряла!

-Подумаешь за зиму! Я за одну драку, бывает, сразу по пол сотни теряю - как из подушки летят! Чего их жалеть? Есть чем наготу прикрыть - и довольно!)

-Что происходит у птиц к весне? Чем это объяснить?

XI . Учитель музыки :

- Да! Действительно Н.Сладков писал удивительные рассказы о природе. И чтобы писать такие рассказы, он, наверно, очень внимательно вслушивался в природу.

А ведь музыка тоже учит нас внимательно вслушиваться и с помощью звуков помогает понять и почувствовать красоту родной природы, ее обитателей.

Так, например, французский композитор Сен-Санс написал цикл музыкальных произведений под названием «Карнавал животных

Вслушайтесь в эту музыку и постарайтесь ответить с помощью каких же музыкально-выразительных средств смог композитор описать эту удивительную птицу? Какое чувство и настроение передает эта музыка.

XIII . Чтение стихотворения.

-Нашу литературно-музькальную экскурсию завершит стихотворение, которое прочитает.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Пускай растет зеленый терем,

Просторный, мирный дом зверей,

А самым лучшим из друзей!

XIV . Учитель музыки. Вывод.

-Вот и подошла к концу наша прогулка по лесным тропинкам. Русский лес. Редкому человеку не дарит он радости! Русский лес с его красками, музыкой и голосами всегда будет источником нравственной чистоты нашей жизни, поэтому так важно беречь лес, заботиться о нем, охранять его.

И, возвращаясь с лесных троп в свою обычную жизнь, мы каждый раз храним память о необычной естественности леса, его величии и чарующей красоте и с радостью ждем новой встречи с русским лесом.

Николай Иванович Сладков
Николай Иванович Сладков (1920-1996) Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года в семье простого рабочего. Учился и жил в Ленинграде. Посещал кружок юных натуралистов при Ленинградском зоологическом музее, где познакомился и подружился с Виталием Бианки. В годы Великой Отечественной войны служил офицером-топографом, измерил сотни километров дорог, увидел Кавказ и Закавказье. Николай Сладков прослужил в армии до 1958 года. Имеет семь правительственных наград. По окончанию войны каждую свободную минуту Сладков обращается к изучению природы.

"Природа волновала и влекла меня всю жизнь, - говорит он,- ее красота, тайны, обаяние, удивительная стройность и слаженность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книжки мои о ней." У Сладкова много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком. Н. Сладков - человек смелый . Стремясь раскрыть тайны природы, он карабкался по скользким сыпучим скалам, пробирался через буреломы, спускался в заброшенные колодцы пустынь. А когда лед покрывал озера и реки, - спускался в легком самодельном костюме водолаза в проруби и смотрел, "где раки зимуют?" На встречу один на один с медведем, волками, рысью отважится далеко не каждый, даже вооруженный. А Сладков подкрадывался к хищникам, ядовитым змеям с одним фотоаппаратом в руках. Любовь к зверю заставляла его быть спокойным в самых опасных ситуациях. Это начинаешь понимать из рассказов "Лесные сигналы", "Сторожевые колокольчики".

Николай Сладков - автор более двадцати книг для детей. В круг детского чтения вошли книги "Серебряный хвост" (1953), "Безымянной тропой" (1956), "Десять стреляных гильз" (1957), "Джейранчик" (1958), "Планета чудес" (1962), "В лесах счастливой охоты" (1964), "Смелый фотоохотник" (1965), "Подводная газета" (1966), "Земля над облаками" (1972), "За пером синей птицы" (1980). Книги "Воробей в шляпе Моя первая экология", "Азбука леса" были изданы уже после смерти писателя в 1998 году. Писатель хотел, чтобы дети, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все его произведения проходят основные мотивы: " В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь. Уж так человек устроен - что любит, то и защищает".

Дружба Н.И. Сладкова и В. Бианки

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что законы природы он показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны загадок, лёгкого юмора, там много “звериных” диалогов. Часто Сладков осуждает любовь к природе “с ружьём в руках”. Он учит любить природу, не ища выгоды, пользы, а просто наблюдая её и восхищаясь её мудростью.

Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.

Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Больше леса – больше снега, больше снега больше хлеба.

Презентация подготовлена учителем начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Сельцо Брянской обл.
Кондратенко Л.И.

Оборудование:

1 Выставка книг Н. И. Сладкова
2. Конверты с карточками слов (Приложение 1)
3. Элементы костюмов для инсценировки
4. Презентация (Приложение 3)
5. Персональный компьютер
6. Мультимедийный проектор

1. Оргмомент

2. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, увидеть необыкновенное? Сегодня мы отправимся на поиски неведомого и невиданного в природе. Поможет нам в путешествии писатель-натуралист Н. И. Сладков. Итак, отправляемся.
– Как надо вести себя в лесу? (Не шуметь)
– Почему? (Чтобы не беспокоить лесных жителей)
– Потренируемся, встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей. Молодцы, ребята, вы готовы к открытиям.

3. Слово о творчестве писателя

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

Каждая группа получает конверты с карточками, на которых написаны слова.

Собрать пословицу и объяснить её смысл

– Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта кормит.
– Много леса не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
– Лесная сторона – всему полю краса.

Отгадать загадку и назвать произведения, где есть этот герой

  • Где родился Н. И. Сладков? (В Москве)
  • В каком году он родился? (В 1920 г.)
  • Где он жил и учился? (В Ленинграде)
  • Кем он был до 1958 года? (Военнослужащим)
  • Кого из писателей он считал своим учителем? (В.В.Бианки)
  • Что осуждал в своих произведениях Николай Иванович? (Охоту)

– Попрощаемся с лесом и выйдем из него. Встали и тихо шагаем на месте, глазками, не поворачивая головы, справа увидели бабочку на прекрасном цветке, слева пролетела над озером стрекоза, глазки наверх – поискали весело щебечущих птиц, а под ногами очень много следов диких зверей.

11. Рефлексия

– Наше путешествие закончилось.
– На какие вопросы пытались ответить?
– Получилось ли у нас это?
– Что для себя нового вынесли из этого путешествия?

Рассказы Николая Сладкова для школьников

Перед тем как вы окунётесь в увлекательный мир лесной природы, мы расскажем вам об авторе этих произведений.

Биография Николая Сладкова

Николай Иванович Сладков родился в 1920 году в Москве, но вся его жизнь прошла в Ленинграде и в Царском Селе, славящемся великолепными парками. Здесь Николай открыл для себя прекрасную и неповторимую жизнь природы, которая и стала главной темой его творчества.

Когда началась Великая Отечественная война, Николай добровольцем ушёл на фронт и стал военным топографом. По этой же специальности он работал и в мирное время.

В 2010 году Сладкову исполнилось бы 90 лет.

Николай Сладков. Как клесты заставили белок по снегу прыгать

Не очень-то любят белки по земле прыгать. Оставишь след — охотник с собакой и найдут! На деревьях куда безопаснее. Со ствола — на сучок, с сучка — на ветку. С берёзы — на сосну, с сосны — на ёлку.

Там почки погрызут, там шишки. Так и живут.

Ходит охотник с собакой по лесу, смотрит под ноги. Нет на снегу беличьих следов! А на еловых лапах следов не увидишь! На еловых лапах одни шишки да ещё клесты.

Красивые эти клесты! Самчики пурпурные, самочки жёлто-зелёные. А уж шишки шелушить великие мастера! Оторвёт клёст шишку клювом, прижмёт её лапкой и давай кривым носом чешуйки отгибать, семена вышелушивать. Отогнёт чешуйку, отогнёт вторую и бросит шишку. Шишек много, чего их жалеть! Улетят клесты — под ёлкой целая груда шишек остаётся. Охотники называют такие шишки клестовой падалицей.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.

— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

Николай Сладков. Как медведя переворачивали

Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день — метель, что ни ночь — мороз. Зиме конца-краю не видно. Разоспался Медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.

Есть лесная примета: как Медведь перевернётся на другой бок — так солнце повернёт на лето.

Лопнуло у птиц и зверей терпение.

Пошли Медведя будить:

— Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела!

По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся, пролежни уж небось?

Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.

— Эх, долбануть бы его в затылок! — воскликнул Дятел. — Небось бы сразу зашевелился!

— Не-ет, — промычал Лось, — с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь ты нас, слёзно просим и умоляем — перевернись ты, хоть не спеша, на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что коровы в стойле, — шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коли волки нас пронюхают.

Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:

— А мне какое до вас, лосей, дело! Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спится спокойно.

Тут Белая Куропатка запричитала:

— А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл — что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хоп — и готово!

— Даже смешно! Зима вам надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой сала запас.

Белка терпела-терпела — не вытерпела:

— Ах ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему, видишь ли, лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым, лапы до крови ободрал бы, как я. Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!

— Четыре, пять, шесть! — насмехается Медведь. — Вот напугала! А ну — кыш отседова! Спать мешаете.

Поджали звери хвосты, повесили птицы носы — начали расходиться. А тут из снега Мышка вдруг высунулась да как запищит:

— Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите — я его мигом переверну!

— Ты — Медведя?! — ахнули звери.

— Одной левой лапкой! — похваляется Мышь.

Юркнула Мышь в берлогу — давай Медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросёнком, ногами задрыгал.

— Ой, не могу! — завывает. — Ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!

А пар из берлоги — как дым из трубы.

Мышка высунулась и пищит:

— Перевернулся как миленький! Давно бы мне сказали.

Ну а как перевернулся Медведь на другой бок — так сразу солнце повернуло на лето.

Что ни день — солнце выше, что ни день — весна ближе. Что ни день — светлей, веселей в лесу!

Николай Сладков. Какой заяц длины

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.

А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.

Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.

И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.

Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.

Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!

Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.

Что ни день — длина у зайца другая.

И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.

Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

Николай Сладков. Бюро лесных услуг

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Пригорюнились птицы и звери: как дальше жить?

—Спасайтесь, кто как может!

А Сорока стрекочет:

— Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтоб нам сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно.

Тут Заяц ввязался:

— Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют — мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

— Есть-таки умная голова и в нашем лесу! — обрадовалась Сорока. — Кто следующий?

— Мы следующие! — закричали клесты. — Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

— Нас запиши, — проворчали бобры из своей хатки. — Мы осенью столько осин навалили — на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, вороны приглашают на падаль, вороны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Притрусил на шум и Волк. Ушами попрядал, глазами позыркал и говорит:

— Запиши и меня в Бюро!

Сорока чуть с дерева не упала:

— Тебя, Волка, в Бюро услуг? Что же ты в нём хочешь делать?

— Сторожем буду служить, — отвечает Волк.

— Кого же ты сторожить можешь?

— Всех сторожить могу! Зайцев, лосей и косуль у осинок, куропаток на зеленях, бобров в хатках. Я сторож опытный. Овец сторожил в овчарне, кур в курятнике.

Так вот и живут птицы-звери в лесу. Бывает, конечно, так живут, что только пух да перья летят. Но бывает, и выручают друг друга. Всякое в лесу бывает.

Сидела Сорока на заснеженной ёлке и плакалась:

— Все перелётные птицы на зимовку улетели, одна я, осёдлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт. Пальмы, бананы, жарища!

И слышит вдруг голос:

— Это смотря на какой зимовке, Сорока!

— На какой, на какой — на обыкновенной!

— Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие — в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные — как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я — Сова белая, они — Свиристель и Снегирь, Пуночка и белая Куропатка.

— Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? — удивляется Сорока. — У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у нас мороз. Что же это за курорт?

Но Свиристель не согласен:

— У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.

И белая Куропатка не согласна:

— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег с головой зароюсь. Сытно, мягко, не дует — чем не курорт?

И белая Сова не согласна:

— В тундре сейчас спряталось всё, а у вас и мыши, и зайцы. Весёлая жизнь!

И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.

— Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, всю зиму на курорте живу, а даже не догадываюсь, — удивляется Сорока. — Ну и чудеса!

— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях всё равно в такую даль не долететь. Живи лучше с нами!

Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась.

Прилётные зимовщики-курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу. До самой весны.

Николай Сладков. Лесные оборотни

Чудесное в лесу происходит незаметно, без чужого глаза.

Вот сегодня: ждал я на зорьке вальдшнепа. Зорька была холодная, тихая, чистая. Высокие ели поднялись на опушке, как чёрные крепостные башни. А в низине, над ручьями и речкой, навис туман. Ивы утонули в нём, будто тёмные подводные камни.

Я долго следил за утонувшими ивами.

Всё казалось, что непременно там должно что-то произойти!

Но ничего не происходило; туман с ручьёв медленно стекал к реке.

Но тут послышался вальдшнеп. Чёрная птица, взмахивая крыльями, как летучая мышь, протянула по зелёному небу. Я вскинул фоторужьё и забыл про туман.

А когда опомнился, туман уже обернулся в иней! Застелил белым поляну. А как это случилось — я проглядел. Вальдшнеп глаза отвёл!

Кончили тянуть вальдшнепы. Показалось солнце. И все лесные обитатели так ему обрадовались, будто давным-давно не видели. И я засмотрелся на солнце: интересно смотреть, как зарождается новый день.

Но тут я вспомнил про иней; глядь, а его на поляне уже и нет! Белый иней обернулся в синюю дымку; дрожит и струится она над пушистыми золотыми ивами. Опять проглядел!

И проглядел, как народился в лесу день.

Вот всегда так в лесу: что-нибудь да отведёт тебе глаза! И самое чудесное и удивительное произойдёт незаметно, без чужого глаза.

Если вам понравились эти лесные истории Николая Сладкова, то вы найдете еще рассказы Николая Сладкова в статьях:

Читайте также: