Родительские сообщества в школе

Обновлено: 05.07.2024

Наименование оконченного учебного заведения:Московский государственный открытый педагогический униветситет им. М.А. Шолохова (2002), Московский институт открытого образования (2012) Наименование направления подготовки и (или) специальности:социальный педагог, педагог-психолог; менеджер

Общий стаж работы :18

Стаж работы по специальности: 18

Категория: Высшая

Опыт работы: учитель нач. классов, зам. директора по экспериментальной работе, методист, директор, руководитель структурного подразделения

© Ссылка на источник:

Данные методы работы с родителями, приёмы вовлечения их в образовательный процесс разрабатывались и апробировались в течение четырёх лет экспериментальной работы, которая проводилась под руководством Шалвы Александровича Амонашвили в школе № 258 г. Москвы. Сергей Владимирович Астахов – директор школы № 958, г. Москва.

Ø Одним из условий актуализации жизни младшего школьника на уроке, по нашему убеждению, является вовлечение родителей в образовательный процесс, ведь они тоже являются его участниками.

Для развития ребёнка важно, чтобы родители и школа не конкурировали, а сотрудничали, только тогда образование станет не ареной конфликтов, а источником радости и спокойствия. Именно поэтому мы рассматриваем работу с родителями как одно из важных направлений актуализации жизни ребёнка на уроке.

При этом учитель ставит перед собой следующие задачи:

– психолого-педагогическое просвещение родителей;

– включение родителей в образовательный процесс;

– создание духовной общности родителей, учителя и детей;

– установление в семье гуманных отношений.

Необходимо, чтобы родители разделили взгляды учителя или согласились с ним в ключевых моментах воспитания и обучения детей.

В этом случае усилия учителя получают поддержку со стороны семьи, что приводит к повышению возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке, качества образовательного процесса, семейного воспитания. Главное – чтобы родители приняли школу, проявляли о ней заботу, помогали ей, а в семье установились гуманно-личностные отношения с детьми.

К сожалению, из-за высоких темпов жизни, отсутствия организаций и общественных институтов, занимающихся просвещением родителей, из-за проблем материального характера взрослые в большей своей массе не имеют понятия о новых методах и формах обучения, тенденциях сегодняшнего образования, его целях и задачах. Учитель же может рассчитывать на максимальное воплощение своих идей только при условии поддержки семьи ученика. Следователь но, необходимо раскрыть перед родителями возможности гуманной педагогики, познакомить их с различными современными технологиями, методами, особенностями обучения.

Ø Существующие классификации методов, на наш взгляд, недостаточно полно отражают весь спектр возможностей актуализации жизни ребёнка на уроке. Традиционные методы касаются, скорее, знаниевой стороны обучения, поэтому мы пошли по пути инноваций, среди которых были и методы работы с родителями (организация открытого пространства школы), а именно:

– приглашение родителей на уроки в качестве учителей;

– особые приёмы общения с семьёй (педагогическое общение в рамках родительских собраний, открытие образовательного процесса для родителей, торжественные родительские собрания);

– включение детей и взрослых в совместную творческую деятельность;

– подготовка папок программного материала для родителей и др.

Ø Приглашение родителей на уроки в качестве учеников. Учитель готовит урок по какому-либо предмету и даёт его взрослым. Материал соответствует возрастным интересам взрослых, но подаётся так, как подавался бы на уроке с детьми. Это делается для того, чтобы родители почувствовали на себе эффект приёмов, уровень развивающего потенциала заданий, качественное изменение эмоционального состояния, наконец вспомнили бы себя учениками, преодолевающими трудности познания. Данная форма работы с родителями помогает семье понять, как и чему обучать детей дома.

При общении с родителями на собраниях учитель проводит не только фрагменты уроков, но и целые уроки, на которых дети присутствуют как гости. Каждый взрослый, присутствующий на таком уроке, выполняет те же задания, что и дети. Родители получают возможность прочувствовать урок, приёмы и методы работы учителя, способы подачи материала, общения с детьми; детям же позволяем услышать, что говорят их родители по обсуждаемым вопросам, как они размышляют.

Ещё одна форма участия родителей в образовательном процессе, которая взрослым помогает почувствовать значимость своей деятельности, а детям – испытать за них чувство гордости, – это приглашение родителей на уроки в качестве учителя, на должность руководителя кружка, для организации мероприятий и т.п. Родители рассказывают о своей жизни, профессии, учат интересным вещам. Идея таких уроков при их умелой организации должна исходить от самих детей. Учитель вместе с ними советуется о работе на таких уроках, готовит сюрпризы для взрослых. Ученики дарят гостям свои работы, делятся своими интересами, привлекают к обсуждению какой-либо темы.

Следующее направление работы – открытие образовательного процесса для родителей.

Это значит, что родителям предоставляется возможность присутствовать на уроках и занятиях вместе с детьми. Задачи такого посещения:

– показать используемые учителем приёмы для удовлетворения природных потребностей ребёнка;

– показать многослойность заданий

– что могут выполнить дети с трудностями в обучении и дети, готовые к более высокому его уровню;

– показать систему работы с детьми, требующими особого внимания (как с проблемами в обучении, так и мотивированных);

– показать качественные изменения ребёнка за определённый период;

– повысить уровень мотивации к учению.

Подчеркнём: каждый из членов семьи ребёнка может прийти на любой урок, и учитель сделает это событие значимым для них, радостным, запоминающимся. Урок проводится специально для гостя, дети выполняют его задания (что заранее обговаривается с учителем), пишут сочиненияразмышления и дарят их гостю. Родители посещают уроки как по своему желанию, так и по приглашению учителя и детей.

Цели этих приглашений могут быть разными: стремление продемонстрировать успехи ребёнка, его общение с учителем, услышать рассказ о профессии, поделиться жизненным опытом, мудростью (чаще всего для этого приглашают бабушек и дедушек).

Учитель, пригласив родителей, заранее общается с ними, продумывает задания, которые они предложат детям: можно решать задачи, в том числе и логические, писать сочиненияразмышления. Дети тоже готовятся к посещению родителей, стараются показать свои достижения.

Не менее актуальная задача учителя – включить детей и взрослых в совместную творческую деятельность.Например, мы просим детей составить книжки-малышки по разным проблемам с обязательным подключением к работе членов семьи: кто-то оформляет текст, кто-то выступает в роли корректора, а кто-то в роли редактора. Вся семья ищет информацию, отбирает из неё самые интересные, важные сведения. Для создания своих страниц в учебниках семья помогает ребёнку найти нужный материал, необычный, познавательно-трудный. При выполнении подобных заданий проявляется творческое содружество в семье и, кроме того, ребёнок завышает планку стандарта, тем самым развиваясь.

Необходимость создания папок программного материала для родителей мы почувствовали в конце 2-го класса. Родители видят и понимают, что дети с интересом ходят в школу, выполняют задания, но они перестают понимать, что, дети получают из знаний, т.е. каково содержание образовательной программы. Чтобы ответить родителям на эти вопросы, мы закладываем в особую папку знания программного материала. Вместе с тем она служит ребёнку средством наблюдения за собой – каждый прослеживает свой рост в знаниях – и инструментом для постановки краткосрочных и долгосрочных целей и задач, для анализа причин успехов и неудач в учении и определении способов их совершенствования.

В нашей школе проводился день открытых дверей. Наибольшую активность проявили родители учеников начальной школы. Поводя анализ мероприятия, мы выяснили, что активность родителей нашей школы пока не очень высокая. Но мы работаем в этом направлении.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья Ерзиковой Елены Николаевны учителя начальных классов МБОУСОШ №47 г. Новосибирск 2021г.

Активные формы работы с родительским сообществом и учениками для повышения результатов обучения


Залогом успешной учебной и воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка. Следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. Именно поэтому значительное место в воспитательной работе занимает работа с родителям.

Только совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из его участников.

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.


Деятельность школьного и классного родительского комитета это активное участие родителей в школьной жизни ребенка. В родительский комитет входят самые инициативные интересующиеся и опытные родители. Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете школы, Устава учебного заведения. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации родительских собраний, установления контактов с родителями или людьми, их заменяющими, организации в классе мероприятий учебного и внеучебного плана.

Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.

Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные газетчики, журналисты и представители других профессий.

Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВНов и спортландий, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Материальная помощь родителей в классе заключается не только в сборе средств на нужды класса, но и в ремонте вместе с учащимися классной мебели, самого классного помещения.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными — грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Проведение родительских собраний






Собрание, проводимое в начале года, можно назвать первичным, т.к. на первой встрече с родителями учитель сообщает цели и задачи обучения, поставленные на этот учебный год; проясняет степень готовности учащихся к началу учебного года. Также именно на этом собрание проходят выборы в члены родительского комитета, определение его плана работы на год.

Каким бы по своей цели не было собрание, в любом случае оно должно быть тщательно продумано и спланировано. В ход проведения тематического собрания возможно включение деловых и ролевых игр, направленных на рассмотрение и нахождение выхода какой-либо конфликтной ситуации в отношениях с ребенком. На такие собрания можно пригласить школьного психолога, медицинского работника, и др. Важно лишь помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Индивидуальная работа с родителями

Индивидуальная работа с родителями может проходить в форме беседы, консультации или посещения семьи ребенка на дому. Поводом может стать:

- результат наблюдений педагога за ребенком,

- проблемы в общении ребенка с классом и педагогами,

- инициатива самого ребенка, связанная с семейной ситуацией,

- инициатива родителей, желающих разрешить вопросы, возникающие в процессе воспитания ребенка; и др.

Индивидуальные консультации помогают установить более тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меря воздействия на ребенка.

Если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

РАЗНООБРАЗИЕ АКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ С КЛАССОМ

· Родительский вечер

· День открытых дверей

· Презентация опыта воспитания

· Праздник в классе

· Музыкально-игровой час

· Психолого-педагогическая диагностика

· Час общения с интересным человеком

· Тематический тренинг

· Родительская конференция

· Круглый стол с педагогами

· Экскурсии и походы

· Общешкольные акции

· День здоровья

Родительский вечер

Лекторий для родителей

Это одна из форм психолого-педагогического просвещения родителей. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой обучения, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и др. Лекция – это устное изложение материала, в ходе ее возможно использование приемов, привлекающих внимание: наглядные пособия, ТСО, примеры из практики. Большой интерес вызывают бинарные лекции, которые готовятся и проводятся несколькими людьми: учитель и психолог, психолог и учителя-предметники и т.д. Во время такой лекции есть возможность сравнить позиции разных специалистов и определить свое отношение к обсуждаемой проблеме.

День открытых дверей

Проведение такого дня предполагается 1 раз в году. В этот день родители могут посетить любой урок. В классе организуются выставки поделок, рисунков, творческих работ, лучших тетрадей. В заключении дня показывается небольшой концерт художественной самодеятельности. Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.

Презентация опыта воспитания

Это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, о традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга. В таком мероприятии важно участие каждой семьи.

Праздник, утренник, музыкально-игровой час

Психолого-педагогическая диагностика

Также является одним из стержневых компонентов педагогического процесса. Ее цель – выявление достижений и пробелов семейного воспитания школьников, а также отношения родителей к организации процесса обучения и воспитания детей в данном образовательном учреждении.

Час общения с интересным человеком

Для учащихся приход в класс гостей всегда интересен. А когда этим гостем еще является их близкий и родной человек, их радости просто нет предела. Такие встречи порой проводятся в канун профессиональных и государственных праздников. Гости рассказывают о своей жизни и о работе, дают ребятам советы, отвечают на их вопросы. А учащиеся всегда благодарят их за рассказ, выполнив какой-нибудь подарок своими руками.

Рефлексия. Подведение итогов совместной работы учителя и родительского коллектива.


Заключительным этапом совместной работы родителей, детей и учителя является подведение итогов работы. Анализ деятельности позволяет оценить значимость мероприятий, осознать ошибки, проанализировать пути дальнейшего продвижения в сфере воспитания детей. Оценке результативности подвергается как отдельное мероприятие, так и работа в целом за четверть и год. Важно совместно с родительским комитетом отмечать ребят, которые проявили себя в учебе, спорте, коллективных трудовых делах, и родителей, которые оказали практическую помощь классу. Такое внимание воспринимается родителями и детьми как высокая дорогая награда за труд, сотрудничество, творчество.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.


Элементами системы работы с родителями являются:

· изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

· установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;

· последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;

· систематическое взаимное информирование о ходе развития школьника;

· принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;

· оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;

· содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;

· привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне ее.


·

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания.

У школы и семьи единая цель – развитие и воспитание детей. У них общие подходы к воспитанию, во многом общие методы и средства педагогического воздействия, общие представления о результатах воспитания.


Активные формы работы с учащимися

С проблемой вовлеченности учеников сталкиваются все учителя. Дети могут отвлекаться, разговаривать, заниматься посторонними делами. Такому поведению есть множество причин: неблагоприятная обстановка в семье, гиперактивность ребенка, отсутствие желания учиться, незаинтересованность в предмете.

1. Использование различных методик преподавания

Если каждый урок вы большую часть времени объясняете новый материал и даете одинаковые задания, будьте готовы к тому, что ученики быстро потеряют интерес и начнут отвлекаться. Задача учителя — использовать максимальное количество инструментов. Устройте урок-игру. Поделите класс на две команды и устройте дебаты. Разбейте учеников на пары и позвольте самим проверить знания друг друга. Школьникам тяжело несколько часов подряд усваивать новые знания, ведь кроме вашего урока у них есть и другие. Чем креативнее ваше занятие — тем больше шансов, что материал будет полностью усвоен.

2. Создаём дружественную и доверительную атмосферу

Второй способ повысить вовлеченность детей — это создать атмосферу дружбы и доверия. Международные исследования подтверждают, что положительные отношения между учителем и учениками влияют на многие показатели: обеспечивают чувство безопасности, развивают навыки общения со сверстниками, поднимают самооценку и улучшают академические успехи.

Лучший учитель для школьников — это тот, кому они могут довериться, обратиться с любым вопросом, не касающимся темы урока.

Создание дружественной атмосферы на уроке не требует больших усилий. В начале уроке расскажите интересную новость и обсудите ее с учениками, пошутите, поинтересуйтесь, что они проходили на предыдущем уроке, узнайте, кто болеет. Вы можете создать свою небольшую традицию, например, учитель одной из американских школ придумал особенное приветствие для каждого ученика.

3. Технологии — помощник учителя

Использование современных технологий даст вам большое преимущество: правильно подобранные цифровые инструменты подсказывают разные методики, экономят время, мотивируют детей и позволяют отслеживать результаты.

Время урока ограничено, поэтому выполнений заданий на время неизбежно создает стрессовую ситуацию для ученика: кто-то справляется за отведенное время, но многие ученики не успевают. Обратный отсчет нервирует и не дает сосредоточиться. Технологии помогают выстроить индивидуальное обучение. Каждый ребенок не ограничен по времени и может работать в своем темпе.

С технологиями учитель экономит время на подготовку к урокам и проверку заданий. Например, в Яндекс.Учебнике можно собрать урок из пятнадцати заданий за 15 минут. Сэкономленное время можно потратить на на изучение дополнительных материалов и общение с коллегами.

4. Проектная работа

Проектная деятельность — это способ максимально вовлечь в работу весь класс.

Во время работы над проектом дети учатся выявлять проблемы и ставить цели, искать информацию и планировать свои действия, анализировать и делать выводы.

Проектная деятельность — это возможность развить навыки командной работы. Нужно просто поделить учеников на группы, например, с учетом их интересов, увлечений или навыков.

Задача учителя — дать общее направление работы, помочь с определением целей, высказывать предположения и просто наблюдать. Ваши ученики точно вас удивят.

5. Даём ученикам свободу выбора

Еще один способ повысить вовлеченность учеников — дать им немного свободы и самостоятельности. В школе свобода выбора учеников ограничена: расписание составляют не они, приходится носить школьную форму. Небольшой элемент самостоятельности можно добавить в каждый урок. Позволяйте ученикам иногда выбирать место, где они хотят сидеть или напарников для групповой работы. Предложите самостоятельно выбрать стихотворение для чтения вслух или страницу в задачнике, с которой класс будет решать примеры.

Покажите ученикам, что самостоятельность предполагает ответственность. Когда ребенок делает выбор, он отвечает за последствия этого выбора.

6. Добавляем элемент игры

Игра на уроке — это еще и дружеское соревнование. Ученики стремятся обогнать друг друга, быть лучше, поэтому полностью вовлекаются в процесс.

7. Добавляем больше жизни

Ученикам проще вовлечься в происходящее, когда они понимают, как это связано с реальной жизнью. У каждого ребенка есть свои увлечения — используйте их в качестве примеров и тем для обсуждения.

На сегодняшний день я являюсь классным руководителем 11 класса. Это мой третий выпуск. Конечно, не все получалось в первые годы. Есть трудности и сейчас. Я выработала для себя некие правила, пути преодоления, опираясь на опыт педагогического сообщества, привнесла свои идеи , которые позволяют и помогают мне добиваться положительных результатов.

Сегодня я познакомлю вас с опытом работы в данном направлении нашей школы и своего класса

Каждое воспитательное пространство специфично, неповторимо и уникально.

На наш взгляд, актуальность формирования социально воспитательного пространства диктуют негативные условия нашей современной жизни:

  • Дефицит мотиваций и как следствие - снижение уверенности в собственных силах;
  • Кризис трудовой культуры и этики;
  • Потеря ценностных и социальных ориентиров;
  • Асоциальные культуры;
  • Недостаточное стремление к здоровому стилю жизни;
  • Замещение нормального общения виртуальным.

Функция школьного воспитательного пространства – не воздействовать на личность, а взаимодействовать с ней, с целью социализации. Формируя воспитательное пространство нашей школы, мы создаём благоприятные условия для самореализации и личностного роста каждого ребенка.
В нашей школе разработана концепция воспитательной системы на основе сложившегося позитивного опыта воспитательной работы.

Целевым ориентиром воспитательной системы школы является обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Привлекая родителей к сотрудничеству, я использую следующие средства:

- заинтересованность родителей в совместной жизнедеятельности с ребенком, перенесение сотрудничества по учебной работе в сферу семейных отношений;

- заинтересованность родителей внеурочной работой с учащимися с целью передачи своих знаний и опыта подрастающему поколению;

- потребность родителей в демонстрации достижений;

С целью успешной реализации взаимодействия разработала структурную модель сотрудничества классного руководителя и семьи, которая состоит из следующих блоков.

  • Информационно – аналитический.
  • Информационно – просветительский.

Одним из важных направлений в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

В работе с родителями старшеклассников классный руководитель должен обратить внимание на те аспекты, которые позволят разъяснить родителям многие проблемы, связанные с воспитанием старшеклассников, организуя работу с учащимися старших классов, классный руководитель не должен считать, что родители должны быть в школе только по необходимости, так как его ученики уже достаточно взрослые. Однако в старших классах классному руководителю необходимо обратить внимание родителей на то, что совсем скоро их дети уйдут из школьных стен, им придется самостоятельно принимать многие решения, за которые им самим придется нести ответственность. Именно вопросы правовой и нравственной культуры, должны стать темой родительских собраний. Не менее важно готовить такие мероприятия, которые позволят родителям убедиться в том, что их дети умеют рассуждать, принимать решения, что они умны и самостоятельны.

С этой целью необходимо проводить совместные родительские собрания, встречи поколений, открытые уроки нестандартного характера. Тогда учащиеся и их родители будут учиться тратить время общения не на конфликтные ситуации, а на проверку умения быть терпимыми и любящими, решать любые спорные вопросы, уважая при этом своего выросшего ребенка, внимательно и справедливо оценивая его доводы.

Включает решение задач, связанных с познавательным развитием детей. Актуальными формами стали познавательные выставки, совместные творческие работы, разработка заданий городской технической олимпиады. Сотрудничество родителей с детьми и педагогом осуществляется также в период подготовки и проведения выставок в школьном музее. Интересно протекает сотрудничество родителей и детей в экскурсионной работе или в подготовке поездок в учреждения культуры. Родители совместно с классным руководителем определяют объект предстоящей экскурсии, выделяют основные задачи ее проведения.

Предполагает ознакомление родителей с работой как школы, так и классного руководителя, с особенностями учебно-воспитательного процесса. Родители проявляют большой интерес к тому, как обучаются и воспитываются их дети.

С целью создания доверия и информированности мы ведем экран участия детей в творческой и интеллектуальной деятельностях. Эффективно работают и определенные традиции. Например, традиция поощрения родителей, активно участвующих в жизни класса, школы. Огромное значение для семьи имеют благодарственные письма.

Чрезвычайно полезной формой стало ведение родительских дневников. Данную работу я начала только в этом году. Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Чтобы собрание было полезным родителям и им хотелось в нем участвовать, каждый должен получить то, что для него особенно актуально. Поэтому в содержание родительского собрания можно ввести следующие традиционные рубрики:

Клубное занятие — это не просто встреча увлеченных людей; это традиции и обычаи совместного общения, это влияние на будущие поступки человека, формирование его культуры, характера. Классный руководитель должен поощрять участие родителей в клубной работе, красивой традицией класса может стать ежегодная презентация работы клуба. Это может быть маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукцион и другие формы демонстрации достижений клуба родительского общения.

Таким образом, данная система работы способствует формированию воспитательного пространства в классе, в школе и сплочению субъектов образовательного процесса.

Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В результате неформального общения детей и взрослых создаётся не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых, сплочению классного коллектива.

Начало нового учебного года всегда очень сложный и важный процесс для ребенка, а для первоклассника в особенности. С приходом в школу ребенок коренным образом меняет свой ритм жизни, свои уже какие-то выработавшиеся привычки и устои, ведь в один класс очень часто попадают ребята, прежде совсем незнакомые друг с другом. Незнакомы не только дети, но и их родители, семьи. Сплотить ребят и их родителей порой трудная задача, но крайне важная для классного руководителя. Ведь оттого, насколько грамотно будут выстроены взаимоотношения в классе между ребятами, между родителями, классным руководителем и школой зависит очень многое.

Малыши, пришедшие в первый класс, обладают разными уровнями сформированности норм межличностных отношений. Результатом чего явились детские конфликты, обиды друг на друга, ссоры, нежелание считаться с мнением или желанием другого, демонстративность. Беседы с родителями не всегда дают эффективный результат. Кроме того, для детей 7 -10 лет характерны копирование своих родителей в интонациях, поведении, отношении к окружающим.

Необходимо вовлечь родителей в жизнь класса, сделать полноправными участниками учебного и воспитательного процесса в школе и выполнить это можно, если объединить родителей и детей в общую организацию - родительский клуб.

Цель создания родительского клуба : объединить усилия школы и семьи в вопросах толерантного воспитания и развития ребёнка, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов; предоставить возможность родителям общаться друг с другом и детьми, делиться опытом семейного воспитания, повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела, способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

В организации работы родительских клубов используются разнообразные формы работы :

- групповые мероприятия для всех родителей : лекции, беседы, семинары, дискуссии, практические занятия, семинары – практикумы, круглые столы.

- подгрупповые мероприятия для дифференцированных групп родителей в соответствии с запросами, потребностями;

- совместные детско-родительские встречи в различных формах : занятия, праздники, походы, экскурсии.

Работа членов клуба строится на принципах взаимодействия :

5.1. Принцип добровольности и открытости.

5.2. Принцип равенства.

5.3. Принцип общности.

5.4. Принцип уважения и понимания друг друга.

5.5. Принцип активности.

5.6. Принцип конфиденциальности.

5.7. Принцип учета пожеланий и предложений каждого члена клуба.

5.8. Принцип доброжелательности, поддержки и взаимопомощи.

Проблема поиска контакта с родителями в работе начальной школы является сложной, но очень важной необходимостью в организации воспитательной работы. Можно отметить, что большинство родителей стремятся оказать помощь в самых разнообразных формах. Организация работы в классе – каждодневный труд учителя и родителей. К сожалению, в любом классе остается группа родителей, проявляющих недостаточный интерес к работе детского коллектива и воспитанию своего ребенка. Разнообразие форм работы родительского клуба станут попыткой не потерять к 5 классу родительский интерес к воспитанию своего ребенка, а, наоборот, расширят педагогические знания родителей и их стремление сотрудничать со школой. Только в совместной работе учителя с родителями, семей класса друг с другом, можно искать источники дальнейшего становления коллектива и личности.

Результатами эффективности работы родительского клуба станут :

-стремление семей взаимодействовать со школой (организация досуговой среды родителями);

-благополучный психологический климат в классе (спокойный, уравновешенный тон общения детей);

-такие формы общения как диспут, дебаты, диалоги входят в норму общения детей и в учебный процесс.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями в осуществлении логопедической помощи дошкольникам Опираясь на опыт работы в логопедической группе, наблюдаю недостаточную осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи,.

Детско-родительский клуб как эффективная форма организации взаимодействия ДОУ и семьи С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменилась роль и место родителей в.

Дидактическая копилка как средство формирования у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни Дидактическая копилка как средство формирования у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни. Упатова Л. В. воспитатель.

Театр как средство формирования связной речи Актуальность: Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные.

Читайте также: