Скрябин поэма прометей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Музыкант-философ Александр Николаевич Скрябин, чьё творчество оказалось созвучным бурной эпохе рубежа двух веков, отразило его смелые поиски новых путей. Стремление к идеалам добра, справедливости и всеобщего братства людей пронизывает всё его музыкальное искусство.

Александр Скрябин родился в Москве 6 января 1872 года в семье дипломата, рано потерял мать, и его взяла на воспитание родная тётушка Любовь Александровна Скрябина, давшая ему первые уроки музыки. Она вспоминала, что уже с грудного возраста он тянулся к звукам фортепиано. А в три года уже часами просиживал за инструментом. К роялю мальчик относился как к живому существу. Он и сам их мастерил в детстве - маленькие игрушечные рояли.

Музыку Скрябин стал сочинять рано - в семь лет он написал свою первую оперу, назвав её именем девочки, в которую был тогда влюблён.

В 11-летнем возрасте, параллельно обучению в московском кадетском корпусе в Лефортове, начались и его регулярные музыкальные занятия в классе известного преподавателя Московской консерватории Н. С. Зверева, у которого в ту пору уже учился Серёжа Рахманинов.

В ранней юности его любимый композитор - Шопен, позднее - Бетховен. Искусство композиции он изучал у С. И. Танеева, а Московскую консерваторию закончил в двадцать лет по классу фортепиано, получив малую золотую медаль.

В то же время он испытал большое чувство любви. Его избранницей была пятнадцатилетняя Наташа Секерина. На своё предложение он получил отказ, но чувство, испытанное к ней, осталось с ним на всю жизнь и больше не повторилось.

Музыка его оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что, например, исполнение его Второй симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала.

Скрябин считал, что только искусство способно очистить человека от злобы мира. Это стихотворение - яркое подтверждение поэтического дара композитора:

О, дивный образ Божества,
Гармоний чистое искусство!
Тебе приносим дружно мы
Хвалу восторженного чувства!

Ты жизни светлая мечта,
Ты праздник, ты отдохновенье,
Как дар приносишь людям ты
Свои волшебные виденья.

В тот мрачный и холодный час,
Когда душа полна смятенья,
В тебе находит человек
Живую радость утешенья.

Ты силы, павшие в борьбе,
Чудесно к жизни призываешь.
В уме усталом и больном
Ты мыслей новых строй рождаешь.

Ты чувств безбрежный океан
Рождаешь в сердце, восхищённом,
И лучших песней песнь поёт
Твой жрец, тобою вдохновлённый.

Царит всевластно на Земле
Твой дух свободный и могучий.
Тобой поднятый человек
Свершает славно подвиг лучший.

Придите, все народы мира,
Искусству славу воспоём!

Ответ сразу стал известен друзьям композитора. И смерть не замедлила: прервав работу над всеми грандиозными замыслами, она наступила через два месяца после произнесённых слов. Он умер 27 апреля 1915 г. от внешне незначительной причины - карбункула на губе, вызвавшего общее заражение крови.

Весть о смерти композитора мгновенно облетела всю Москву. На кладбище Новодевичьего монастыря его провожала многотысячная толпа.

Звуки музыки

Каждый воистину великий поэт, художник, композитор дарит потомкам частицу своей души, величайшие творения мировой культуры. Их с увлечением читают, ими любуются, их слушают. Такова судьба каждого из гениальных творцов. Но трём композиторам Вселенной подарено было нечто большее.

Для блага людей, Прометей похитил у всемогущего Зевса божественный огонь. Рассерженный Зевс жестоко наказал дерзкого героя. По его повелению Прометея цепями приковали к скале, где огромный орёл клевал его печень, за ночь, выраставшую вновь.

Позже Зевс смиряет свой гнев: его сын Геракл освобождает героя.

Попробуйте представить себе сегодня землянина, пусть и далёкого от музыки, пусть и не слышавшего никогда даже имени Скрябина - но не встречавшегося с его наследием в области цветомузыки! Ведь наверняка каждый человек хоть раз в жизни побывал в дискотеке, на эстрадном концерте, хоть когда-нибудь слушал концерт по телевидению. И всё это происходило в содружестве: музыки симфонической, эстрадной, джазовой и празднества цвета и света!

Александр Скрябин сразу же стал родоначальником нового направления в музыкальном искусстве - цветомузыки.

В течение многих лет люди пытались осуществить это световое сопровождение. К сожалению, мы так и не узнаем, как представлял себе это световое сопровождение сам композитор.

Вопросы и задания:

  1. Что олицетворяет образ Прометея в одноимённом симфоническом произведении А. Скрябина?
  2. В чём состоит необычность партитуры этого произведения?
  3. Послушайте заключительный фрагмент поэмы, воплощающий «громадный лучезарный подъём. Какие группы симфонического оркестра усиливает главную кульминацию произведения?
  4. Во время прослушивания обратите внимание на введение в состав оркестра редких партий – фортепиано, хора, органа и колоколов. Подумайте. С какой целью они использованы.

Презентация


Скрябин Александр Николаевич

Русский композитор и пианист.

Открытия в области музыки…

Создание новых направлений деятельности, жанров, стилей…

И лишь Скрябин почувствовал философскую условность, мифологизированность вечного образа-символа.

Он считал, что Прометей есть символ, в разных формах встречающийся во всех древних учениях, что это - активная энергия Вселенной, творческий принцип, огонь, борьба, усилие, мысль. Композитора влекли зовы космоса, Вселенной, бесконечного пространства.

Прометей (Поэма огня) Op. 60 — музыкальная поэма (продолжительность 20 — 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано, оркестра (включая орган), голоса (хора ad libitum) и партии света Luce (итал. tastiera per luce ) [1] [2] .

Содержание

О симфонической поэме "Прометей"

Партия света "Luce"

Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звезностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца… сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая…

Форма симфонической поэмы "Прометей"

Раздел формы такты
Вступление 1 - 26
Экспозиция 27 - 183
Разработка 184 - 370
Реприза 371 - 511
Кода 512

Ю. Дельсон считает началом разработки 240 такт (цифра 9 партитуры).

Сам Скрябин считал началом экспозиции не тему Разума (цифра 1 партитуры), а тему Движения (цифра 3 партитуры) . Этого же мнения придерживается С. Павчинский [10] Сам Скрябин считал, что побочная партия начинается не в цифре 7 партитуры (это для Скрябина заключительный раздел хода), а цифру 9 партитуры.

Об исполнении "Прометея"

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



✍️ Скрябин из тех композиторов, которые плохо соединяли творчество и что-либо еще. Как известно, Скрбяин был великолепным композитором, превосходным пианистом и талантливым дирижером, но мог заниматься чем-то одним. Ему было непросто перестроиться в эмиграции: он довольно мало сочинял, а гастролировать было необходимо, чтобы зарабатывать на жизнь. Весь мир с его суетами и заботами отвлекал Скрябина от творчества.

🎵 Поэма была закончена в 1911 году, в этом же году она была впервые исполнена в России. А в полном виде премьера состоялась в 1915 году в нью-йоркском Карнеги-холле. Там впервые воплотился замысел Скрябина о соединении музыки со светом, для чего создали специальный аппарат.

🎵 При всей необычности партитуры самое необычное в поэме — это партия света, luce. Она была записана нотами, и каждой ноте было присвоено свое цветовое значение. Такого не было ни до Скрябина, ни после.

🎹 Скрябин обладал синестезией — он видел звуки, окрашенные в определенный цвет. О природе синестезии сейчас уже есть достаточное количество исследований, и большинство ученых говорит о том, что в случае синестезии разные области мозга, к примеру те, которые отвечают за восприятие звука и света, по какой-то причине работают одновременно.

❓ Почему мы говорим про музыку, что она яркая и красочная?

🔆 С одной стороны, к этому нас приводит язык, которым мы привыкли говорить про музыку. С другой стороны, скорее всего, человеческая природа такова, что в ней нет изолированности. Трудно представить, чтобы мы, идя по улице, отдельно чувствовали звуки, слышали запахи, чувствовали погоду. Все это сплетается в единую картину, единый образ этой прогулки. Но далеко не у всех синестезия доходит до такой степени, как это было у Скрябина или Римского-Корсакова.

👀 Можно связать конкретный звук с конкретным цветом, но это не является чем-то совершенно объективным, синестезия очень индивидуальна. Если вы посмотрите на то, какими по цвету видели ноты Римский-Корсаков и Скрябин, то они окажутся совершенно разными.

➡️ Если стремиться к какой-то объективности, то по мере повышения частоты звука, то есть его высоты, цвет должен становиться светлее. И таким образом с гаммой мы прошли бы всю радугу. У Скрябина — не так, и у Римского-Корсакова тоже не так, но это лучше помогает понять их мир и их восприятие.

👇 Далее мы поговорим о гармоническом строе поэмы.

Музыкально-цветовые ассоциации Скрябина и Римского-Корсакова


Кроме совершенно необычной партии света в самой музыке все тоже достаточно необычно.

🎹 Во-первых, состав: вместе с оркестром здесь есть орган и даже фортепиано. Во-вторых, гармонический строй: Скрябин отказывается от традиционных тональных отношений и создает свою уникальную гармонию, которую и вводит в первых звуках — так называемый прометеев аккорд. Это не первый случай авторских аккордов, здесь можно вспомнить и о Тристан-аккорде Вагнера, и о шопеновской доминанте. Скрябин, оставаясь в рамках 12-тоновой системы, то есть той, где интервал октавы разделен на 12 равных тонов, создает свои отношения между этими звуками.

🔥 К поэме нет литературной программы. Почему ее нет? Здесь две версии. Первая — она слишком сложна. Хотя Скрябин сложностей не боялся, здесь имеется в виду, что там зашифрованы такие состояния, которым трудно подобрать описание в весьма неконкретном человеческом языке. Вторая версия — программа зашифрована в названии этого героического мифа, который, безусловно трактован не буквально.

📜 Это не рассказ о бедном Прометее, который украл у богов огонь и принес его людям, а потом был прикован к скале, и орел терзал его печень. Нет, здесь отображен основной смысл только первой части этого мифа — принесении огня людям. Принесение себя в жертву осталось за кадром. Здесь огонь тоже имеет не буквальное значение: это и символ творчества, и символ человеческого духа, который и выражен через стихию огня.

Давайте обсудим, какие проблемы могут быть с воспроизведением этой поэмы и ее записью.

💡 Проблемы с интерпретацией поэмы возникают преимущественно в отношении света. К примеру, те аппараты, которые подразумевал использовать Скрябин, давали эффект только в небольших помещениях, где оркестр с органом просто не поместился бы. Концертные залы не были рассчитаны на такие представления. Оперные театры со сложным светом тоже не подходили — там не было органа, да и кто бы отдал театр Скрябину на целый вечер из-за произведения, которое длится 20 минут?

👀 Можно, конечно, смотреть не на них, а на оттенки. Но все-таки нет ни одного записанного исполнения, которое бы восстановило свет Скрябина в технологиях того времени. мы ждем этих открытий от сторонников исторически информированного исполнительства.

📽 И третья проблема — это видеосъемка. Она не всегда удачна, может быть, имеет смысл снимать все это с одной камеры, которая стоит где-то по середине партера. то есть имитировать зрительский взгляд.

🎞 В съемках любых концертов принято развлекать зрителя и давать разные планы. Крупный план, общий план, лицо первой скрипки, взмах руки дирижера, то, как играет пианист — этот специфический монтаж и детализация способствуют размытости впечатлений, когда речь идет о совершенно концептуальном искусстве, когда зрительный ряд столь же важен, сколь и музыкальный. Лучше слушать и смотреть это вживую, когда представится возможность.

➡️ Поскольку нет записи, где бы идеально совпадали пропорции звука, света и видеосъемки, то мы посмотрим несколько записей.

Читайте также: