Сколько сантехников должно быть в школе

Обновлено: 05.07.2024

К обустройству санузлов в школах предъявляется следующий перечень требований:

1. Каждый этаж школьного здания должен быть оснащен туалетами для девочек и мальчиков с раздельными закрывающимися кабинками (в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10).

2. Туалеты должны быть укомплектованы необходимым количеством единиц сантехники, которое рассчитывается в соотношении: для девочек - одним унитазом на двадцать человек, одним умывальником на тридцать человек; для мальчиков - одним писсуаром, одним унитазом и одной раковиной для тридцати человек;

3. Минимальная площадь санузла на одного учащегося должна составлять 0,1 м².

Все предназначенные для устройства санузлов приборы должны быть в рабочем состоянии, не иметь внешних и внутренних повреждений. Размещение дверных проемов школьных туалетов напротив входов в кабинеты для занятий недопустимо.

Помимо основных санитарно-гигиенических устройств, каждый санузел обязательно должен дополнительно оснащаться:

  • педальными ведрами;
  • фиксаторами для рулонов туалетной бумаги;
  • электросушилками для рук или настенными держателями для бумажных полотенец, установленными возле рукомойников.

На унитазах устанавливаются сиденья из подлежащих мойке и дезинфекции средствами бытовой химии материалов.

Комнаты личной гигиены

Проекты строительства или реконструкции зданий учебных заведений должны предусматривать комнаты личной гигиены, предназначенные для учащихся II-III образовательных ступеней. Такие помещения должны иметь минимальную площадь 3,0 м² и должны быть разделены на индивидуальные кабинки, каждая из которых рассчитана на 70 условных пользователей. В перечень монтируемого оборудования входят поддон с гибким шлангом или биде, унитаз и умывальник с горячим и холодным водоснабжением. В действующих зданиях учебных заведениях комнаты личной гигиены размещаются в помещениях туалетов.

Раковины для умывания

Классы, в которых занимаются ученики младшего школьного возраста, лаборатории и специализированные помещения (мастерские, кабинеты домоводства, медпункты) обязательно должны оснащаться раковинами для умывания. При этом монтаж этих сантехнических приборов требуется проводить, учитывая возраст и рост учащихся. В зависимости от того, в каких классах обучаются дети, расстояние от бортов рукомойника до уровня пола должно равняться 0,5 м (1-4 классы) и 0,7-0,8 м (5-11 классы).

Умывальные раковины необходимо доукомплектовать:

  • педальными ведрами;
  • фиксаторами для рулонов туалетной бумаги;
  • электросушилками для рук или настенными держателями для бумажных полотенец, установленными возле рукомойников;
  • мылом.

При этом необходимо постоянно контролировать наличие мыла, полотенец и туалетной бумаги.

Особенности устройства напольных покрытий

В качестве напольных покрытий в помещениях для учебных и лабораторных занятий, а также в рекреационных залах должны использоваться дерево (паркет или доски), линолеум или плитка. При этом, если предполагается покрыть полы плиткой, следует выбрать материал с нескользкой поверхностью, чтобы снизить уровень детского травматизма. Для санузлов и комнат личной гигиены самым лучшим напольным покрытием станет керамическая плитка. Следует обращать внимание на качество всех материалов, от которого зависит прочность, долговечность и безопасность полов.

Обустройство санузлов при спортзалах

Проекты строительства или реконструкции зданий учебных заведений со спортивными залами должны предусматривать наличие: раздевалок с минимальной площадью 14 м², душевых с минимальной площадью 12м², туалетов с минимальной площадью 8м² (отдельно для мальчиков и девочек). В туалетах обязательно монтируются рукомойники.

Нормативы по определению штатной численности персонала, занятого обслуживанием общеобразовательных учреждений

Нормативы численности работников разработаны для определения и обоснования необходимой списочной численности работников общеобразовательных учреждений и рациональной организации их труда, с учетом обеспечения нормальных условий для всестороннего развития и воспитания учащихся.

Типовые штаты руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных неполных средних и средних общеобразовательных школ, утвержденные приказом министерства просвещения СССР от 31.12. 1986 г. № 264.

Типовые штаты вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений, утвержденные приказом министра просвещения СССР от 30.11.1987 года №212.

Статистические данные, характеризующие факторы, влияющие на затраты труда работников, занятых в общеобразовательных учреждениях.

Результаты изучения и анализа опроса работников общеобразовательных учреждений по улучшению их работы.

Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета: 0,5 единицы должности на каждые 250 кв.м убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на учреждение.

В общеобразовательных учреждениях, в которых проводятся занятия учащихся во вторую смену, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещения из расчета: в учреждениях , работающих в 2 смены - 0,25 единицы должности на каждые 250 кв. м убираемой площади, а в учреждениях, имеющих группы продленного дня - 0,5 единицы должности на каждые 250 кв.м, убираемой площади, используемой учащимися этих смен и ГПД.

Для определения численности работников, занятых уборкой помещений, площадь классов и других помещений общеобразовательных учреждений, ранее исключаемая из подсчета убираемой площади, поскольку она закреплялась для уборки за учащимися 10-11 классов, исключаться из подсчета не должна, так как привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, не допускается.

Должность дворника устанавливается в общеобразовательных учреждениях в соответствии с нормами убираемой площади. В общеобразовательных учреждениях, которые имеют фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, вместо должности дворника может быть установлена должность садовника.

Должность сторожа устанавливается в общеобразовательных учреждениях, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны. При условии: 5-ти дневной рабочей недели - 3 единицы; 6-ти дневной рабочей недели - 2,3 единицы

В штат коррекционных учреждений (школа № 30), имеющего в своей структуре специальные классы, группы ГПД вводятся дополнительно ставки помощника воспитателя для постоянного обеспечения охраны жизни и здоровья воспитанников, оказания им помощи по обслуживанию себя (по представлению руководителя учреждения).

Должность кладовщика, повара, подсобного рабочего вводятся только при условии приготовления пищи непосредственно в общеобразовательном учреждении из расчета:

Должность вахтера устанавливается в общеобразовательные учреждения из расчета до 1,5 единиц на учреждение.


2.12. НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ СЛЕСАРЕЙ-САНТЕХНИКОВ

Слесари-сантехники на спортивных сооружениях обеспечивают нормальную эксплуатацию санитарно-технического оборудования и производят профилактический ремонт оборудования.

Все работы слесари-сантехники проводят по заданию инженера спортсооружения.

Работы, связанные с исправлением повреждений, устранением дефектов и неполадок санитарно-технических приборов и оборудования, слесари-сантехники производят по заявкам и вызовам администрации спортивных сооружений, зафиксированным в журнале производства работ.

Работы по профилактическому обслуживанию санитарно-технических приборов и оборудования производятся по графику планово-предупредительного ремонта.

На спортивно-зрелищных сооружениях во время проведения спортивно-концертного мероприятия дежурный персонал обязан находиться на стационарных рабочих местах и в случае аварий и неполадок в работе сантехнического оборудования принимать все меры к быстрому их устранению.

В зависимости от категории сложности профилактического или аварийного ремонта работы выполняются одним или несколькими слесарями, имеющими при себе набор необходимых инструментов и защитных средств.

Передвижное рабочее место слесаря-сантехника включает легкий портативный ящик с набором необходимого режущего, измерительного и слесарно-монтажного инструмента.

Стационарное рабочее место оборудуется в отдельном помещении верстаком, сверлильным станком, стендом с инструментами, опрессовочным стендом, наждачным станком.

Рациональная освещенность рабочего места на верстаке обеспечивается поворотными светильниками на кронштейнах.

Верстак оборудуется кассетами для технической документации и специальными приспособлениями для расположения инструмента. Над верстаком вывешиваются месячные и годовые графики профилактических ремонтов.

Для экстренных вызовов рабочее место слесаря должно быть оборудовано специальной сигнализацией и телефоном.

Периодические осмотры системы водопровода, канализации, центрального отопления и горячего водоснабжения.

Устранение засоров и тяги в трубопроводах и арматуре.

Ремонт и смена отдельных участков трубопроводов, расположенных на территории спортивного сооружения и внутри зданий спортивного сооружения.

Ремонт и замена запорной и регулировочной арматуры (задвижек, кранов, смесителей, вентилей и т.д.).

Ремонт и замена центробежных и ручных насосов. Ремонт и замена санитарно-технических приборов (умывальников, раковин, унитазов, ванн, смывных бачков и т.д.). Промывка и регулировка системы центрального отопления.

Испытание системы центрального отопления и водопроводной сети гидравлическим давлением. Замена контрольно-измерительных приборов. Прокладка и разборка временных трубопроводов. Замена и ремонт радиаторов, ремонт и гидравлическое испытание котлов.

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Читайте также: