Сколько лифтов должно быть в школе
Обновлено: 08.07.2024
В пункте 7.1.18 СП 252.1325800.2016 (Изм. 1) говорится о необходимости организации в детских садах лифтов для МГН, используемых также для транспортирования пожарных подразделений. При этом количество этажей указывается более 1, что противоречит п. 7.15 СП 4.13130.2013, где речь идет о применении лифтов для пожарных в зданиях Ф1.1 высотой 10 метров и более.
Необходимо ли предусматривать лифт для пожарных в детских садах с количеством этажей более одного и пожарно-технической высотой менее 10 м?
2. Обязательное наличие лифта для транспортирования пожарных подразделений требуется в каждом пожарном отсеке зданий и сооружений класса Ф1.1 высотой более 10 метров (см. пункт 7.15 свода правил СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям).
3. Необходимость устройства и оборудования лифта, предназначенного для транспортирования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и взрослых МГН, режимом транспортирования пожарных подразделений по ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности в рассматриваемом здании высотой менее 9 м возникает в случае создания зон безопасности МГН, предусмотренных пунктом 5.2.27 свода правил СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (данный пункт включён в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений") и частью 15 статьи 89 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, которые гласят:
"Если по расчету невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать зоны безопасности, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время и (или) спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу.
Предельно допустимые расстояния от наиболее удаленной точки помещения для инвалидов до двери в зону безопасности должно быть в пределах досягаемости за необходимое время эвакуации.
Зоны безопасности рекомендуется предусматривать в холлах лифтов для транспортирования пожарных подразделений, а также в холлах лифтов, используемых МГН. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов во время пожара. Число лифтов для МГН устанавливается расчетом согласно приложения Г.
В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности. Лоджии и балконы могут не иметь противопожарного остекления, если наружная стена под ними глухая с пределом огнестойкости не менее REI 30 (EI 30) или имеющиеся в этой стене оконные и дверные проемы должны быть заполнены противопожарными окнами и дверями".
- Технический регламент о требованиях пожарной безопасности:
"15. Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара".
Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения
Lifts. Selection of number, parameters and dimensions of lifts to be installed in various types of buildings
Дата введения 2022-01-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией "Российское лифтовое объединение" (Ассоциация "РЛО"), Обществом с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Евролифтмаш" (ООО ПО "Евролифтмаш"), Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14 июля 2021 г. N 59)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
ЗАО "Национальный орган по стандартизации и метрологии" Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
5 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ISO 8100-32:2020* "Лифты для транспортирования людей и грузов. Часть 32. Планирование и выбор пассажирских лифтов для установки в зданиях офисов, гостиниц и жилых зданиях" ("Lifts for the transportation of persons and goods - Part 32: Planning and selection of passenger lifts to be installed in office, hotel and residential buildings", NEQ)
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"
Введение
Лифты относятся к системе инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, предназначенной для выполнения функций вертикального транспорта.
Однако существующие нормы в области проектирования зданий в разделах, посвященных лифтам, ограничиваются указанием на то, что выбор числа, грузоподъемности и скорости лифтов определяется расчетом, а сам расчет не приводится.
Производители лифтов поставляют на рынок лифты, отвечающие всем требованиям безопасности. По дизайну и показателям транспортной комфортности лифты подразделяются по исполнению на: стандартные, комфортные, бизнес и люкс.
Настоящий стандарт содержит рекомендации по методам выбора числа, параметров и размеров лифтов, предназначенных для установки в жилых домах, зданиях офисов и гостиниц.
При этом настоящим стандартом вводятся критерии для отнесения систем вертикального транспорта в жилых зданиях, зданиях гостиниц и офисов к различным уровням транспортной комфортности по показателям провозной способности, интервалу движения, номинальной скорости лифтов.
Использование вышеуказанных методов проектирования вертикального транспорта, предложенных критериев оценки систем вертикального транспорта позволит обоснованно подходить к выбору систем вертикального транспорта для зданий различных классов.
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила проектирования вертикального транспорта, включающего в себя определение числа, параметров и размеров лифтов, устанавливаемых в жилых зданиях, гостиницах и зданиях офисов, позволяющего обеспечивать нормативный уровень транспортной комфортности.
1.2 Настоящий стандарт рекомендуется применять на ранних стадиях проектирования зданий с учетом назначения, заселенности и других характеристик здания, определяющих потребность в обслуживании пассажиропотоков лифтами.
1.3 Настоящий стандарт распространяется на лифты для транспортирования людей, основные размеры и параметры которых приведены в ГОСТ 34756.
В проекте вертикального транспорта при соответствующем обосновании и обеспечении требований безопасности могут применяться лифты, основные параметры и размеры которых не предусмотрены ГОСТ 34756.
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на:
а) лифты, предназначенные для транспортирования грузов;
б) лифты с несколькими кабинами в шахте для одного лифта;
в) лифты с двухэтажными кабинами;
г) лифты с высотой подъема более 200 м и скоростью более 7,0 м/с;
д) методы проектирования вертикального транспорта, отличающиеся от изложенных в настоящем стандарте, в том числе собственные методы лифтовых компаний.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 33984.1 (EN 81-20:2014) Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
ГОСТ 33652 (EN 81-70:2018) Лифты. Специальные требования безопасности и доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
ГОСТ 33605 Лифты. Термины и определения
ГОСТ 34756 Лифты. Основные параметры и размеры. Часть 1. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 33605, ГОСТ 33984.1, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.2 управление на этаж назначения: Управление, применяемое на одиночных или групповых лифтах, при котором команда на этаж назначения регистрируется на этажной площадке.
3.3 время закрывания двери: Период времени, измеряемый от начала закрывания до полного закрытия двери.
3.4 время задержки закрывания двери: Задержка начала закрывания двери после прохождения пассажира через дверной проем.
3.5 время открывания двери: Период времени, измеряемый от начала открывания до полного открытия двери.
3.6 время предварительного открывания двери: Период времени, измеряемый от момента начала работы механизма привода на открывание двери до завершения выравнивания (доводки) кабины лифта в точной остановке.
3.7 входной пассажиропоток: Пассажиропоток с конкретного посадочного этажа при входе в здание.
3.8 основной посадочный этаж: Этаж главного входа в здание (сооружение).
3.9 экспресс-зона: Зона шахты, где лифт движется без остановок.
3.10 межэтажное время движения: Время от начала движения лифта до остановки на ближайшем соседнем этаже с учетом периодов разгона и торможения.
3.11 провозная способность лифта (группы лифтов): Количество пассажиров, которое лифт (группа лифтов) может перевезти за заданный период времени.
3.12 коэффициент загрузки кабины лифта: Отношение расчетного заполнения кабины лифта пассажирами к номинальной вместимости кабины лифта.
3.13 время движения лифта на всю высоту подъема: Время, затрачиваемое лифтом при движении на номинальной скорости от основного посадочного этажа до крайнего верхнего этажа.
3.14 заселенность здания: Максимальное число людей в здании, для транспортирования которых осуществляется проектирование вертикального транспорта.
3.15 выходной пассажиропоток: Пассажиропоток с этажей здания на выход из здания.
3.16 расчетный пассажиропоток: Число пассажиров в процентах от заселенности здания, которое должно быть перевезено лифтами в заданный период времени (обычно в 5-минутный период).
3.17 время на вход/выход пассажира: Среднее время, затрачиваемое пассажиром на вход или выход из кабины лифта.
3.18 номинальная грузоподъемность: Масса груза, на перевозку которого в режиме нормальной работы рассчитан лифт.
3.19 номинальная вместимость кабины лифта: Число пассажиров, которое может быть размещено в кабине лифта по условиям безопасности.
3.20 номинальная скорость: Скорость движения кабины лифта, на которую рассчитан лифт.
3.21 требуемая провозная способность: Число пассажиров, транспортирование которых должно быть обеспечено лифтами в заданный период.
3.22 этаж реверса: Этаж, от которого при расчете времени кругового рейса кабина лифта направляется вниз на основной посадочный этаж.
3.23 высота подъема: Вертикальное расстояние между уровнями порогов крайней нижней и крайней верхней этажных площадок.
3.24 задержка начала движения лифта: Период времени от момента закрытия двери кабины до начала движения лифта.
3.25 смешанный пассажиропоток: Одновременное перемещение пассажиров между этажами здания, а также на выход и вход в здание.
3.26 двусторонний пассажиропоток: Пассажиропоток, при котором пассажиры перемещаются от основного посадочного этажа и на основной посадочный этаж без межэтажных перемещений.
3.27 интервал движения лифтов вверх: Период времени между двумя последовательными отправлениями кабин лифтов с основного посадочного этажа.
3.28 пиковый пассажиропоток вверх: Пиковый пассажиропоток, при котором пассажиры перемещаются от основного посадочного этажа вверх.
3.29 проектирование вертикального транспорта: Процесс определения числа, грузоподъемности и параметров лифтов, обеспечивающих нормативный уровень транспортной комфортности пассажиров в здании.
3.30 критерии транспортной комфортности: Нормативные значения расчетной потребности в транспортировании пассажиров (расчетный пассажиропоток), интервал движения лифтов и нормативное время движения лифта между крайними обслуживаемыми этажами.
3.31 конфигурация лифтов: Понятие, включающее в себя число лифтов, их основные параметры и размеры.
Допускается в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях предусматривать один лифт или подъемную платформу, если по расчету требуется не более одного, и предусмотрены мероприятия по перемещению инвалидов на креслах-колясках при остановке лифта. .
В дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях необходимость подъемных устройств устанавливается заданием на проектирование при согласовании с местными органами образования, определяющими сеть дошкольных и общеобразовательных организаций.
В дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях допускается предусматривать один лифт (если по расчету одного достаточно), доступный для пользователя в кресле-коляске, если предусмотрены мероприятия по спасению инвалидов при отключении лифта.
Допускается второй лифт заменять грузопассажирским, в котором разрешено транспортировать людей, если по расчету вертикального транспорта в здании достаточно установки одного пассажирского лифта.
Школьные лифты
Оснащение общеобразовательных учреждений пассажирскими и грузовыми лифтами необязательно. Но многие частные и государственные школы с каждым годом снабжают лифтовым оборудованием разного класса. Применяют грузовые и пассажирские лифты. Чаще всего использовать лифтовое оборудование с грузоподъемностью до 400 килограмм на 4-5 этажей, чего вполне достаточно для одновременного спуска или подъема более 5 человек в кабине.
При этом, лифт считается источником повышенной опасности, что требует соблюдения ряда правил во время эксплуатации и технического обслуживания. Оборудование может нанести вред не только рабочему персоналу – учителям, директору, санитарным сотрудникам, но и ученикам. Поэтому к выбору лифтового оборудования и его обслуживанию предъявляют повышенные требования касательно безопасности и надежности.
Основные требования, предъявляемые к лифтам в школе
Руководящим лицом, следящим за соблюдением требований внутри общеобразовательных учреждений, является специалист по охране труда. Лифтеры – это сотрудники, которые выполняют техническое обслуживание и следят за работоспособностью оборудования. Обладают лицензией на проведение таких работ.
К школьному лифтовому оборудованию предъявляют повышенные требования касательно технической исправности. Если не следить за состоянием пассажирского лифта, устройство может привести к неприятным явлениям – потерянному времени и стрессу у находящихся внутри или же к тяжелым увечьям. Безусловно, лифтовое оборудование редко сильно повреждается, но во время выбора лифта для оснащения общеобразовательного учреждения, нужно учесть многие моменты.
Основные моменты, предъявляемые к лифтовому оборудованию для оснащения школ![какие лифты в школах]()
Грузоподъемные машины отличаются по десятку характеристик – грузоподъемность, механизм и принцип работы, внешний вид, высота подъема, привода и многие другие детали. В зависимости от числа этажей, численности рабочего состава и детей в школе выбирают определенный вид лифта.
К примеру, если школа имеет более 4-5 этажей, то нужно купить пассажирский лифт с грузоподъемностью около 400-500 килограмм и возможностью подъема до такой высоты. Такое оборудование необходимо для перевозки легких грузов и людей. При этом, запрещается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества.
Чаще всего общеобразовательные учреждения оснащают гидравлическими или электрическими лифтами. Устройства для подъема и спуска школьников, рабочего персонала отличаются по типу конструкции. К примеру, для электрических лифтов характерно:
- Наличие лебедки, которая работает с использованием электрического двигателя.
- Применение подъемника с тяговыми канатами и двигателем.
Электрические лифты считаются самыми скоростными и не имеют ограничений по высоте подъема в отличие от гидравлических моделей. В остальном сходи по грузоподъемности, скорости движения, шумности.
Также для оснащения школьных учреждений используют гидравлические лифты. Такие подъемные машины обладают следующими особенностями на фоне конкурентов:
- Выталкивание кабины осуществляется при помощи выжимного штока. Принцип действия основан на гидравлике.
- Высокая грузоподъемность по сравнению с электрическими. Это позволяет за один раз перевезти больше людей и вещей.
- Повышенная безопасность. Ввиду наличия гидравлической системы при отключении такое лифтовое оборудование плавно опускается до 1 этажа. Эта функция доступна благодаря работе аварийного питания.
Лифты для инвалидов в школе оснащают специальными поручнями и другими вспомогательными элементами для перемещения лиц с ограниченными возможностями.
Читайте также: