Цель интеллектуального марафона в школе

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные: проверить и обобщить знания учащихся по биологии, химии, экологии и географии, показать связь этих наук, выявить общий кругозор учащихся. Развивающие: способствовать развитию интереса к предметам. Воспитательные: способствовать эстетическому воспитанию детей, создавать ситуацию успеха у учащихся, прививать любовь к данным предметам, любовь к природе.

1. Кислота, которая легко разлагается на углекислый газ и воду:
1) угольная 2) серная 3) соляная 4) азотная 2. К всеядным животным относится:
1) лось 2) беркут 3) кабан 4) анаконда 3. На каком материке нет оледенения и не бывает землетрясений?
1) Антарктида 2)Северная Америка 3) Австралия 4) Евразия 4. Самый легкий газ:
1) хлор 2) азот 3) водород 4) кислород 5. Какое растение имеет сочные многосеменные плоды?
1) слива 2) черемуха 3) смородина 4) мак 6. Как называются сухие русла рек в Африке?
1) крики 2) вади 3) пойма 4) старица 7. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород:
1) кислоты 2) соли 3) основания 4) оксиды 8. К дисахаридам относится:
1) глюкоза 2) сахароза 3) крахмал 4) целлюлоза 9. В какой природной зоне обитает овцебык?
1) тундра 2) пустыня 3) тайга 4) саванна 10. Какой химический элемент обозначается As:
1) золото 2) мышьяк 3) серебро 4) астат 11. Дыхательный центр у человека расположен в мозге:
1) продолговатом 2) промежуточном 3) среднем 4) коре больших полушарий 12. Какое из озер является самым высокогорным?
1) Байкал 2) Онтарио 3) Танганьика 4) Титикака

2 раунд (полуфинал).

1. Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка).
2. Какая птица самая крупная? (Страус).
3. Самое быстрое животное суши. (Гепард).
4. Самая маленькая птица. (Колибри).
5. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
6. Где у кузнечика ухо? (На ноге).
7. Сколько ног у паука? (Восемь).
8. Сколько шейных позвонков у жирафа? (Семь).
9. У какого животного жир зеленого цвета? (У крокодила).
10. Птица – фрукт. (Киви).
11. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
12. Когда клест выводит птенцов? (Зимой).

Анатомия и физиология человека

1. Сколько костей в организме человека? (Около 220 костей).
2. Сколько изгибов имеет позвоночник человека? (Четыре).
3. Объем крови в теле человека в среднем составляет…. (5 литров).
4. Сосуды, по которым кровь течет от сердца. (Артерии).
5. Красные клетки крови. (Эритроциты)
6. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. (Диафрагма).
7. В каком органе дыхательной системы располагаются голосовые связки? (В гортани).
8. Каким веществом покрыта снаружи коронка зуба? (Эмалью).
9. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ? (В тонком кишечнике).
10. Какой пигмент определяет цвет кожи? (Меланин).
11. Длинный отросток нервной клетки. (Аксон).
12. В какой доле мозга находится зрительная зона? (В затылочной доле).

Какое растение дает лучший мед? (Липа).

Самая высокая трава семейства злаковых. (Бамбук).

Какую траву узнают даже слепые? (Крапива).

Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум – торфяной мох).

Какая лесная ягода может заменить лимон? (Клюква, т. к. содержит лимонную кислоту).

Какую траву любят кошки? (Валериана).

Какой цветок является символом Японии? (Хризантема).

Соком какого растения выводят бородавки? (Чистотел).

Хищное растение. (Росянка, венерина мухоловка).

Из древесины какого дерева делают спички? (Осина).

Растет ли дерево зимой? (Нет).

Как называется плод картофеля? (Ягода).

Факторы среды, относящиеся к неживой природе. (Абиотические).

Условия, наиболее благоприятные для существования организма. (Оптимальные).

Мелкие организмы, которые пассивно плавают в толще воды. (Планктон).

Самая насыщенная живыми организмами среда жизни. (Почвенная).

Особые летучие вещества, губительные для болезнетворных бактерий. (Фитонциды).

Потребление остатков пищи хозяина называется…. . (Нахлебничество).

Взаимоотношения рака-отшельника и актинии. (Симбиоз).

Общая территория, занимаемая видом. (Ареал).

Совокупность организмов разных видов, совместно живущих на определенной территории. (Биоценоз).

Учение о биосфере создал…. (В. И. Вернадский).

Пищевые цепи, которые начинаются с растений. (Пастбищные).

Ряд, в котором каждый предыдущий вид является пищей последующему. (Цепь питания).

География материков и океанов

Самая полноводная река мира. (Амазонка).

Самая длинная река мира, (Нил).

Самая высокая вершина мира. (Джомолунгма или Эверест).

Самое глубокое место в океане. (Марианская впадина).

Материк, на котором нет рек. (Антарктида).

Самый влажный материк. (Южная Америка).

Самый маленький материк. (Австралия).

Самый большой по площади материк. (Евразия).

Самый жаркий материк на Земле. (Африка).

Самый большой по площади океан. (Тихий).

Самый маленький по площади океан. (Северный Ледовитый).

Самый большой по площади остров. (Гренландия).

География России

Самая высокая вершина России. (Эльбрус)

Самое глубокое озеро России. (Байкал).

Самая длинная река России. (Обь с Иртышем).

Самая полноводная река России. (Енисей).

Горная система, разделяющая Россию на Европу и Азию. (Урал).

Преобладающий климат в России. (Умеренный).

Какие почвы преобладают в Марий Эл. (Подзолистые).

Самая большая по площади равнина России. (Русская или Восточно-Европейская).

В какой природной зоне расположена Марий Эл? (Тайга).

Полуостров, на котором расположена крайняя северная точка России. (Таймыр).

Остров России, похожий на рыбу. (Сахалин).

Вихревое движение воздуха против часовой стрелки с низким атмосферным давлением. (Циклон).

Физическая география

Модель Земли. (Глобус).

Как изображаются на плане местности различные предметы? (Условными знаками).

Меридиан, проходящий через пригород Лондона Гринвич. (Нулевой, начальный).

Длина экватора Земли. (40000 км).

Линии на глобусе, проходящие через полюса и пересекающие экватор. (Меридианы).

Географические координаты. (Широта и долгота).

Горные породы и минералы, которые используются в народном хозяйстве. (Полезные ископаемые).

Вершина вулкана. (Кратер).

Участок земной поверхности, расположенный над очагом землетрясения. (Эпицентр).

Водная оболочка Земли. (Гидросфера).

Сколько на Земле океанов? (Пять).

Волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов. (Цунами).

Общая химия

Предмет, который используют для фильтрования. (Фильтр)

Стеклянная посуда для проведения химических опытов. (Пробирка).

Процесс с участием кислорода, сопровождающийся выделением тепла и света. (Горение).

Соли угольной кислоты. (Карбонаты).

Процесс, сопровождающийся отдачей электронов. (Окисление).

Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам).

Заряженные частицы атомов. (Ионы).

.Химический элемент с порядковым номером 1. (Водород).

Какой металл называют летающим? (Алюминий).

Химически неделимая частица. (Атом).

Какая кислота содержится в желудочном соке человека. (Соляная).

Какой металл входит в состав магнетита? (Железо).

Командt дается через кодоскоп изображение знаменитых объектов, архитектурных сооружений. Задача команд – определить изображенный объект, записать его и назвать город и страну, в которой расположен этот объект. Результаты записать в таблице. За ответ верный 3 балла.

Школьный тур является индивидуальным. Его цель – дать возможность каждому участнику добиться определенного успеха в решении жизненных задач, т.е. задач, моделирующих реальные жизненные ситуации, в которых нужно применить знания и умения, полученные при изучении школьных предметов. Успехом уже является выполнение посильного количества заданий, а успешным участником – каждый, кто сделал хотя бы одно. Участники, выполнившие наибольшее количество заданий, составят школьную команду, которая будет участвовать в следующем туре марафона.

Подведение итогов марафона и награждение победителей.

Финансовое обеспечение марафона.

Оценка достижений учащихся на каждом этапе марафоне.

Во время школьного тура учащиеся выполняют индивидуальную работу в виде компетентностных задач не более 60 минут. Каждая часть работы оценивается определенным количеством баллов, которые суммируются. Правильные ответы с указанием количества баллов направляются организатору в Оргкомитет.

Во время II тура все участники выполняют сначала индивидуальную работу, похожую на работу I тура по содержанию и оцениванию. На это дается не более 60 минут. Набранные каждым учеником баллы суммируются и делятся на количество участников команды. Таким образом выводится средний балл, набранный командой за индивидуальное задание.

На следующем этапе II тура школьная команда выполняет проектное задание в течение 40–60 минут. Оценивает работу жюри. Для оценивания командной работы принята трехбалльная система: 1 балл – данная позиция почти не проявлена; 2 балла – проявлена, но не всегда или не очень ярко; 3 балла – ярко выражена, постоянно присутствует. Эта система оценивания используется при проведении всех командных конкурсов. Баллы, выставленные каждым членом жюри за проект, суммируются и делятся на количество членов жюри. Таким образом выводится средний балл за проект.

При подведении итогов II тура суммируются средний балл за индивидуальную работу и средний балл за выполнение командного проектного задания. Такая система подсчета позволяет уравновесить значение индивидуальной и групповой работы школьной команды, что является принципиальным условием проведения II тура.

Критерии оценки командной работы можно поделить на две группы: обязательные и желательные. Обязательными являются креативность, коммуникативность и командность. Под креативностью мы подразумеваем умение ребят раскрыть тему творчески, интересно, нестандартно. Коммуникативность – это владение речью, умение выразить свою мысль, умение держаться, умение общаться, слушать и слышать друг друга. Командность – умение показать себя командой, в которой у каждого своя роль. Дополнительно могут быть оценены глубина содержания, логичность и цельность выступления, чувство юмора участников.

При подведении итогов каждого конкурса III тура суммируются баллы, выставленные команде по каждому критерию каждым членом жюри. Результаты заносятся в итоговый протокол, по которому определяется, в какой номинации победила каждая команда.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и для выявления и развития детской одаренности. Ведь именно в этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты. Сегодня, в век современных технологий одна из ключевых задач является сохранение и развитие интеллектуального потенциала, поэтому появилась необходимость систематизировать работу с интеллектуально одарёнными обучающимися.

Следует различать интеллектуальную и академическую одаренность.

Интеллектуально одаренные дети обладают высоким уровнем интеллекта. Такие дети успешно обучаются в школе, отлично справляются с учебным материалом, имеют хорошую мотивацию к познавательной деятельности. Дети с интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Но в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, интеллектуально одарённые дети не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной считается исключительная способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины, успешное и углубленное изучение всех школьных предметов.

Выявление детей с признаками интеллектуальной одарённости начинается уже в первом классе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. С первого класса начинает формироваться интерес обучающихся к интеллектуальной деятельности через интеллектуальные игры, викторины, решение проектных задач. Со второго класса обучающиеся принимают участие в интеллектуальном марафоне.

Интеллектуальный марафон – это интеллектуальные соревнования обучающихся, в процессе которого осуществляется учебно-воспитательная работа, направленная на развитие личности каждого участника.

Для успешного выполнения заданий марафона не требуются знания, выходящие за рамки программы, но некоторые задания рассчитаны на смекалку и общую эрудицию обучающихся, на использование знаний в новой нестандартной форме. При выполнении заданий интеллектуального марафона обучающиеся могут проявить способность к логическому и абстрактному мышлению, умению классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат.

  • выявление обучающихся, проявляющих интеллектуальные способности;
  • создание условий для интеллектуального развития младших школьников.
  • развивать у обучающихся устойчивого интереса к интеллектуальной и учебно – познавательной деятельности;
  • формировать умение применять знания в новой нестандартной ситуации;
  • организовать системную работу в начальной школе по развитию способностей, интеллектуального потенциала одарённых детей.

Интеллектуальный марафон обучающихся начальных классов включает четыре раздела: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир в каждом разделе по 3 - 4 задания (Приложение 1, Приложение 2).

Интеллектуальный марафон проводится в два тура: классный тур и школьный тур.

Продолжительность каждого тура интеллектуального марафона: во втором классе – 45 мин, в третьем классе – 60 мин.

В классном туре интеллектуального марафона имеет право принимать участие каждый обучающийся вторых, третьих классов, вне зависимости от его успеваемости. Классный тур проводится по единым заданиям и критериям оценивания разработанными учителями начальных классов школы.

В школьном туре принимают участие победитель (набравший наибольшее количество баллов) и призёры (набравшие более 50% баллов от максимально возможных) классного тура интеллектуального марафона обучающиеся вторых, третьих классов школы. Школьный тур проводится по единым заданиям и критериям оценивания разработанными участниками муниципальной творческой группой “Развитие одарённости младших школьников”

Победитель школьного тура интеллектуального марафона принимает участье в муниципальном конкурсе “Предметный марафон обучающихся вторых, третьих классов”.

Подготовка обучающихся к интеллектуальному марафону проходит через урочную и внеурочную деятельность. В каждом классе в системе проводятся: консультации для обучающихся и родителей; интеллектуальные викторины по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру; работают кружки интеллектуальной направленности “Эрудит”, “РОСТ”, “Умники и умницы”; в рамках уроков организуется проектная деятельность.

План проведения
Интеллектуального марафона обучающихся начальных классов

Сроки Мероприятие
2 класс 3 класс
Октябрь Линейка “Старт интеллектуального марафона обучающихся начальных классов”
Октябрь -февраль Подготовка к участию в интеллектуальном марафоне

“Итоги классного тура интеллектуального марафона”

“Итоги классного тура интеллектуального марафона”

Таким образом, систематическое проведение интеллектуального марафона расширяет кругозор обучающихся, повышает интеллектуальную активность и познавательную мотивацию. Развивает память, внимание, логическое мышление, самообладание, адекватную самооценку. Способствует применению обучающимися полученных знаний в нестандартных ситуациях.

Интеллектуальный марафон способствует систематической подготовке обучающихся вторых - третьих классов к участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников для обучающихся 4-х классов, в муниципальных и региональных предметных олимпиадах для обучающихся 4-х классов начальной школы.


Содержимое разработки

Задачи:
• создать условия для развития познавательного интереса к предметам;
• развивать интерес к предметам;
• расширять кругозор учащихся;
• закрепить полученные знания в нестандартных игровых формах организации деятельности;
• развивать внимание, память, логическое мышление, творческое воображение учеников.
• способствовать становлению и формированию основ саморазвития, саморегуляции, самовоспитания необходимых для становления личности школьников, проявления учениками коммуникационных навыков.
• пробудить любознательность учащихся;
• воспитывать интерес друг к другу, взаимоуважение, чувства сопереживания и поддержки.

Цель марафона: дать возможность школьникам осознать, что совершенствовать свой ум, расширять свои знания – это интересно, социально престижно.

Основная роль психолога и учителя-логопеда, ведущих марафон – это наставники, помогающие войти в активное, творческое состояние, создающие атмосферу открытости и доверия.

Ход занятия.

В дальнейшем определим очередность участников по количеству фишек. Участник получает определенный путевой маршрут по станциям.
Правила игры: каждому участнику начальник станции проставляет баллы, за правильный ответ начисляется 1 балл. В конце игры подведем итог и определяем самого интеллектуального ученика .

1. Какое слово всегда пишется неправильно? (Задача-шутка.) неправильно.

2. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? все

3. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту? Собаке нужно стоять на месте

4. Как спрыгнуть с десятиметровой лестницы и не ушибиться? Нужно прыгать с нижней ступени.

5. Что можно видеть с закрытыми глазами? сны

6. Что в огне не горит и в воде не тонет? лед

8. Маленький, серенький на слона похож. Кто это? Слонёнок

10. У человека — одно, у коровы — два, у ястреба – ни одного. Что это?

11.Какой болезнью на земле никто не болел? Морской

12.. Вы сидите в самолёте, впереди вас лошадь, сзади автомобиль. Где Вы находитесь? На карусели

14. Какому насекомому аплодирует весь мир? Моли.

15. Как можно поместить два литра молока в литровую банку? Сварить из него сгущёнку.

16. Девушка уронила свое кольцо в чашку, в которой был растворимый кофе. Почему кольцо осталось сухим? В чашку ещё не успели налить воды.

17. Как нужно бросить мяч, чтобы он точно прилетел к вам обратно? Вверх

20.Назовите каблук, который самый острый среди остальных? Шпилька.

21. Балет с зубами. Щелкунчик.

22.Спортивное женское имя. Олимпиада.

23.Музыкальный цветок. Колокольчик.

24.Самый добрый доктор в мире. Айболит.

25.Этот музыкальный инструмент часто берут в поход. Гитара.

26.Турист, которого знает весь мир. Робинзон Крузо.

27.Какой художник изобразил самую загадочную во всем мире улыбку? Леонардо да Винчи. Определяется очередность движения по станциям, раздаются маршрутные листы.

Придумай как можно больше предложений, состоящих из 4-х слов. Каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не меняй их местами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: развивать у учащихся познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности;

воспитывать умение работать сообща, согласовывать свои действия.

1.Украсить зал воздушными шарами и цифрами, формулами, цитатами из художественных

развитие познавательных способностей у младших школьников, логического мышления; и сообразительности, умения сравнивать и делать выводы;

воспитание чувства коллективизма, уважения к мнению одноклассников;

воспитание дружбы и взаимопонимания в команде;

прививать умение сотрудничать с учащимися одной параллели.

Учитель: Сегодня мы проводим марафон,

Проверит наши знанья он.

Как это интересно – много знать!

И всем друзьям своим уменья показать!

К интеллектуальным конкурсам готовы!

Вперёд, друзья! К победам новым!

Учитель: Марафонцы вперёд идут,

Математику с собой ведут.

Без неё никак нельзя!

Математика всем и каждому нужна!

(За выполненное задание команда получает 1 балл.)

У бабушки жил внук Фёдор, пёс Шарик, кот Васька. Сколько внуков у бабушки? (Один внук.)

На берёзе 8 веток, на каждой ветке по 5 сучков. На каждом сучке по 2 яблока. Сколько всего яблок? (Яблоки на берёзах не растут.)

Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (Два часа.)

У деда Михея 10 овечек. Все, кроме девяти, убежали. Сколько осталось овечек?

Учитель: Мы - жители Земли,
Природу любим мы.

(За одну минуту каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает 1 балл.)

Вопросы для 1-ой команды:

1) Как называется африканский крокодил? (Аллигатор)
2) Какой цветок имеет одновременно мужское и женское имена? (Иван-да-марья)
3) Где сухого камня не найти? (В воде)
4) Что растёт вниз верхушкой? (Сосулька)
5) У какого слона нет хобота? (У шахматного)
6) Птичий домик. (Гнездо)
7) Страус птица или нет? (Нет)
8) Лесное животное с пушистым рыжим хвостом? (Лиса)
9) Дерево медонос– это…? (Липа)
10) Не летает, не поёт, а в воде клюёт? (Рыба)
11) Насекомое, дающее мёд. (Пчела)
12) Место, где растут овощи? (Огород)
13) Арбуз, ягода или фрукт? (Ягода)
14) Малина, смородина, земляника – это…? (Ягоды)
15) На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
16) Их у человека 20. (Пальцев)
17) Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
18) Дерево – символ России? (Берёза)
19) Птица – символ весны. (Грач)
20) Сколько времён года? (4)

Вопросы для 2-ой команды:

1) Овца, заяц, слон -…? (Животные)
2) Сильный ветер со снегом? (Метель)
3) Нос птицы. (Клюв)
4) Домашний сторож. (Собака)
5) Сосновый лес. (Бор)
6) Что составляет вместе 12 месяцев? (Год)
7) Самое длинноногое животное? (Жираф)
8) Курица мужского рода. (Петух)
9) Сколько ног у насекомых? (6)
10) Где зимуют ласточки? (В Африке)
11) Ель, сосна, пихта – … деревья? (Хвойные)
12) Красная ягода, растущая на болоте? (Клюква)
13) Какая ягода самая крупная? (Арбуз)
14) Винни– Пух – это кабан или свинья? (Медведь)
15) Какие птицы роют норы для гнезда? (Ласточки.)

16) Самый большой океан. (Тихий)
17) Листья, каких деревьев осенью становятся красными? (Рябина, осина, клён)
18) Вода в твёрдом состоянии. (Лёд)
19) Назови зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
20) Самая маленькая птица. (Колибри)

Вопросы для 3-ей команды:

1) Сколько раз в день нужно чистить зубы? (2)
2) Помидор, огурец, капуста – это… ? (Овощи)
3) С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас)
4) Среда и пятницы – это…? (Дни недели)
5) Назови летние месяцы. (Июнь, июль, август)
6) Зимнее логово медведя. (Берлога)
7) Кто на своей голове лес носит? (Олень)
8) Напиток белого цвета, полезное детям. (Молоко)
9) Плод дуба. (Жёлудь)
10) Орган слуха. (Ухо)
11) Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
12) Роза, ромашка, тюльпан – это? (Цветы)
13) Какая птица летает выше всех? (Орёл)
14) Какая ягода может быть чёрной, белой и красной? (Смородина)
15) Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи теряют кожу во время линьки.)
16) Самый маленький океан. (Северно-Ледовитый)
17) Ночная птица. (Сова)
18) Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
19) Гусь, гусыня, гусеница – родственники? (Нет)
20) Какого животного больше всех любят чукчи? (Олень)

Напиши выражение “сухая трава” четырьмя буквами. (СЕНО)

В каком слове слышится 40 гласных. (СОРОКА)

Впиши в 4 клеточки слово “ласточка”. (ЛАС (точка))

Учитель: Следующий конкурс очень интересный.

Он для извилин в голове весьма, весьма полезный.

Сумеем отгадать слова,

Узнаем сразу имена.

(За выполненное задание 1 балл.)

ймокачюоДв (Дюймовочка) кялкопШа (Шапокляк)

5. срканаяокчашпа (Красная шапочка)

“Литературный ” 1 задание

(Каждой команде ведущий предлагает начало двух пословиц, а команда должна их продолжить. За правильный ответ – 2 балла.)

Без труда не вытащишь… (и рыбку из пруда.)

Волка бояться – … (в лес не ходить.)

Один в поле… (не воин.)

Старый друг лучше… (новых двух.)

Семеро одного… (не ждут.)

Не имей сто рублей…(а имей сто друзей.)

(Каждой команде даны два названия сказки, которые изменены. За правильный ответ– 2 балла)

Кто много сказок прочитал,
Легко найдёт ответы.
Да ты и так давно их знал,
Ну что, проверим это!

Читайте также: