Кураева сатанизм для интеллигенции краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

А.А.Некрасов развил мысль о сотворении человека, сказав, что человек был создан по образу Бога, а Вселенная - по образу человека [31, с.156]. Указанный автор в своих работах указывает, что действительно человек является проявленным Богом [31, с.244].

Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы (Пс.81:6).

Человек является фрактальным подобием Бога, то есть человек - это фрактал Бога. При этом одним из свойств этого фрактал является вездесущность [29, с.96]. В христианской традиции под человеком понимают лицо, обращённое в вечность. Таким образом, в человеке была сосредоточена вся полнота Божественной силы, Абсолютной Истины и знания о Древе Жизни и Древе Познания. В определённых религиозных кругах существует мнение о том, что кто владеет Истиной, тот не стареет и не умирает. Так, например, в Библии указывается, что Адам прожил 930 лет, Ной - 950 лет, Муфусаил - до 969 лет, что отчасти подтверждает данное мнение [2, с.61]. Человек наделён свободой воли и правом выбора, которые нормативно были провозглашены и закреплены четвёртым поколением прав человека [29, с.96].

Все предопределено, но есть право выбора (Авот 3:15).

Зачем искушать первочеловека познанием вышеуказанных Древ (Быт. 2:9), если они имели всё: Рай, Абсолютную Истину и бессмертие? Явно кто-то хотел принизить творение Бога, создавая миф о грехопадении Евы и Адама в Пятикнижие Старого Завета (Торе). Религия не изобличила этого злоумышленника. Обратим внимание на то, что Адаму и Еве (жили в 1-930 г. от Сотворения мира) Бог не напоминал Божественный Закон, та как они его знали и жили буквально по нему. А.В.Кураев пишет следующее: "Чтение ветхозаветных книг (особенно пророческих) показывает, что Бог навязал Себя евреям. Не они избрали Его, но Он - их. И даже термин "избрание" здесь не вполне подходит. Когда говорят о евреях как "Богоизбранном" народе, это воспринимается как предпочтение, оказанное Творцом одному из многих земных племен. Бог представляется посетителем некоего супермаркета, который ходит среди земных народов и, когда Его взгляд падает на Израиль, тот чем-то прельщает сердце Высочайшего Посетителя. Как будто Бог нашел в Израиле некие достоинства, которые Он не смог обнаружить в иных земных племенах. Но, если верить Библии, это не так. Израиль - не "Богоизбранный народ". Бог не выбирает Израиль. Бог созда ё т Его. Когда Слово не нашло Себе собеседника среди земных народов, увлекшихся язычеством и оккультизмом, Оно создало Себе Свой народ. Не с прежде существовавшим народом заключается Завет, но для Завета создается новый народ. Израиль создан Заветом, а не избран в Завет" [1, с.211-212]. Как нами указывалась, Божественные законы устанавливают основные права и обязанности любых существ, включая человека, живого и неживого мира. В случае, когда живые существа, включая человека, сбиваются с эволюционного пути и утрачивают способность воспринимать трансцендентный миропорядок, Богом-Творцом до этих творений вновь доводятся духовные законы через посланников (пророков), что мы часто наблюдаем в развитии человеческой цивилизации. Духовные законы передаются или вручаются непосредственно посланникам Бога (пророкам) в виде сакральных законов и морально-этических предписаний [2, с.58]. В связи с тем, что иудейский (еврейский) народ отступил от Божественного закона, к нему направлялись неоднократно пророки (Иоанн Креститель, Иисус Христос), которых "Богоизбранный народ" постоянно убивал. С момента создания государства Израиль (14.05.1948 г.) по настоящее время, данный народ воюет с соседними государствами и арабским миром, проливая человеческую кровь, что ставит под сомнение древний тезис о "Богоизбранности народа". А.В.Кураев пишет, что " с ледующую атаку на библейское повествование о грехопадении теософы предпринимают под знаменем свободы. По воззрениям теософии, Сатана не только дал людям своё знание добра и зла, но и просто освободил их" [1, с.388], "е щё одна оккультная традиция интерпретации грехопадения видит первородный грех в блудном соединении Евы и змия. Именно такое осмысление получает трагедия Евы в иудейской Каббале" [1, с.404]. Указанная теософская трактовка первородного греха является несостоятельной и неправомерной, так как Бог при сотворении человека дал ему все знания, в том числе знания о Добре и Зле. Так называемого блудного соединения Евы и змия не было и не могло даже гипотетически быть. Неправомерный христианский догмат о грехопадении или о первородном грехе даёт пищу для последующего искажения и неверного толкования факта сотворения человека. Факт долгожительства первого человека и его потомков опровергает версию о грехопадении Евы и Адама. Нами отмечалось следующее: "В Библии упоминается Древо познания Добра и Зла (Быт.2:9), которое, так или иначе, выступает прообразом знаний. При этом за ним может быть скрыт и иной смысл, точнее первозданный смысл, который рано или поздно будет раскрыт. По нашему мнению, данного Древа в период "Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца)" не могло быть. Это чисто человеческое понятие ("символ грехопадения") и появилось намного позже, когда началось сокрытие истины одними людьми от других. Богу первочеловека (Богу-Творцу) не было необходимости сотворять данное Древо, так как на Земле уже были так называемые деревья жизни, дарующие человеку не только основы бытия, включая истину, но и бессмертие. Кроме того, человек и сам является Древом жизни, тогда зачем заниматься бессмысленным дублированием?" [2, с.76]. Иисус Христос не говорил о первородном грехе. Это понятие появилось только после казни Иисуса Христа. Догмат о первородном грехе являлся основой порабощения человека человеком и создания культа искупления грехов кровью. Библи я писал ась человек ом, которая неоднократно переписывалась и ко рректирова лась . Многие авторы указывают, что христианское учение носит мистический аспект и Библия написана на языке сокровенных эзотерических учений [32, с.6-8; 33, с.100-108; 34]. Следовательно, сведения о первородном грехе человека были преднамеренно сфальсифицированы человеком и внесены в Ветхий Завет и другие письменные источники. Если бы не казнили Иисуса Христа, то фальсификация Ветхого Завета была бы обнародована. Современному христианству, чтобы разобраться в вышеуказанных обстоятельствах, не позволяют решения Вселенских соборов. По нашему мнению, в наше время подлежат изменению только те религиозные догматы, нормы и ритуалы (если они есть), которые не направлены на Любовь, духовное и нравственное развитие человека, совершенствование души, а также препятствуют увеличению Любви в человеке. Следует признать, что не всегда ритуалы, которые совершают священнослужители, понятны для обычных людей и решают возникшие у человека духовные и душевные проблемы [25, с.101-110]. Современная наука, благодаря Библии и другим материальным доказательствам, подтвердила факт исторического существования Иисуса Христа [38, с.73-89; 39, с. 40-41 ]. Эзотерика данные обстоятельства также подтверждает, на что обратил внимание и автор рецензируемой книги [1, с.9]. Церковь через учение об искуплении утверждает, что через распятие Иисуса Христа произошло спасение людей и были прощены человеческие грехи. А.Е.Гапанюк отмечает, что "церковная традиция говорит об Иисусе Христе как о Сыне Божием, одном из Святой Троицы, пришедшим на землю для того, чтобы принести себя в жертву за людей для их искупления, которого после "падения" Адама и Евы люди не могли достигнуть, и находились вне Благодати Божией (что описывается всеми пособиями по Догматическому богословию)" [41, с. 141-142 ]. С.С.Корякин указывает о том, что "как известно, учение об искуплении не получило статуса общепринятого церковного догмата. Пытаясь объяснить то, как своей смертью Христос освободил людей от власти греха и смерти, богословы разных эпох выдвигали различные теории. Наиболее известными из них стали теория выкупа (ransom theory), теория удовлетворения (satisfaction theory), теория нравственного влияния (moral infl uence theory) и теория заместительного наказания (penal substitution theory)" [40, с.20-39]. Убийство ни в чём неповинного Иисуса Христа еврейское жречество преднамеренно стало прикрывать учением об искуплении, чтобы народ рано или поздно не осознал о совершённом страшном преступлении [37, с. 59-64 ]. Из обстоятельств дела видно, что Иисус Христос не нарушил ни существующий закон кесаря (римское право), ни Божий Закон, в чём постоянно хотели уличить Его фарисеи. Римский прокуратор Иудеи Пилат не нашёл вины в Иисусе Христе, то есть закон Римской Империи не был нарушен. У Бога достаточно много путей, чтобы души грешных людей были спасены (раскаяние, молитва и пр.), об этом жрецы не могли не знать. Божья заповедь "не убей" противоречит тезисам о том, что Бог так возлюбил мир, что отдал своего Сына на смерть, Иисус Христос является "Агнецом Божьим". Данное противоречие православное христианство так и не объяснило, и не устранило. Бог направил Ии с уса Христа на З емлю не для смерти или для жертвы, как ошибочно считают жрецы, а для распространения учения о любви и напоминания человечеству о Божественном Законе.

Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8:1-4).

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,

и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;

не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои

"Всякий человек - ложь" (Пс.115:2).

Автор, рассматривая в книге различные аспекты бытия, руководствуется только религиозной истиной с точки зрения Русской Православной Церкви. При этом в книге А.В.Кураев цитирует Е.П.Блаватскую: " В русской Православной Церкви прочно заложено зерно божественной Истины, только оно зарыто у самого её основания" [3, с.229]. Безусловно, что у Е.П.Блаватской были свои определения истине: "Истина - многогранный кристалл, и невозможно охватить взглядом сразу все его грани. "; "Абсолютная истина - символ Вечности". [3, с. 230-231]. В книге представлены только религиозная (православная) истина и оккультная истина, вокруг которых автором выстраиваются различного рода интеллектуальные высказывания и различные построения. Эзотерика как правопреемница магии и мифов, так или иначе, является носителем различной истины, включая корпоративной истины [2, с.110]. В христианской религии Абсолютная Истина - это Бог [2, с.22]. Забытые и существующие религиозные учения, так или иначе, говорят о сокровенной истине, которая всегда увязывается с верой. При этом, как принято считать, любое религиозное учение претендует на свою исключительность и истинность. Это отчасти связано с теократией [2, с.30]. В своей политической философии французский философ Жиль Делёз (фр. Gilles Deleuze; 18.01.1925 - 04.11.1995 гг.) называет, за исключением философии, формами власти религию, государство, науку, право, общественное мнение, телевидение [54, с.12]. Часто, чтобы удержать власть, используются фальсификация исторических событий и искажение истины. Таким образом, вышесказанное подтверждает, что на протяжении всей истории человечества всегда имело место интерпретация человеком Божьего Слова (Глагола), Святых Писаний. Безусловно, что до нас не дошли все Божьи откровения, которые, так или иначе, в различных целях прятались или уничтожались [2, с.30].

Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3).

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим.1:25).

Андрей Кураев - Сатанизм для интеллигенции

Андрей Кураев - Сатанизм для интеллигенции краткое содержание

“Мы живем не в стране возрождающегося Православия или ислама, а в стране победившего оккультизма”.

В привычно либеральном духе столь мрачный вывод можно было бы приписать религиозному мракобесию о. диакона, однако автор книги – как раз в отличие от привычных либералов – взял на себя труд ознакомиться с весьма большим количеством авторитетных оккультных сочинений, общепризнаваемых практикующими в этой области, и приводимые в них рассуждения о тождестве Христа и Сатанаила, чрезвычайные похвалы Светоносцу-Люциферу, равно как и подробности тибетской культовой практики, даже и не на сугубо правоверный, но всего лишь на остаточно христианский взгляд чрезмерно приванивают серой. Широта и разнообразие практикуемых россиянами оккультных увлечений, вполне обретших права светской благопристойности, явно свидетельствуют о сильно пониженном, если не вовсе утраченном обонянии.

…Люди вольны практиковать какую угодно тантру и мантру, но в той мере, в какой они вообще способны осознавать свои действия, им следовало бы внятно уяснить для себя их вытекающие из тантры и мантры отношения с христианством – отвергнуть так отвергнуть, покаяться так покаяться, но, по крайней мере, не лгать и не умалчивать.

Уяснению этих отношений и посвящена книга о. диакона, который честно предупреждает читателей, что в известном смысле хочет лишить их свободы: “Вы вправе думать иначе, чем Православие, вы можете понимать само Евангелие и смысл христианской жизни иначе, чем Православие, наконец, вы просто можете говорить и писать, что хотите. Но одного вы не можете делать – в этих случаях вы не можете выдавать коктейль своих мыслей за Православие”.

Сатанизм для интеллигенции - читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

ТОМ ПЕРВЫЙ. РЕЛИГИЯ БЕЗ БОГА

Сначала я хотел бы обратиться к тем, кому Рерихи не интересны.

Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.

Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле – природный враг христианства. Как, например, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь – значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов – значит, было от чьих зубов защищаться.

Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полемические сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.

Теософия начала христианской эры носила имя гностицизма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятилетий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнесся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по меркам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостольские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостояли все христианские авторы I-III веков. И в полемике с оккультистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа.

Гностицизм был побежден и исчез с поверхности исторической жизни. И многое в христианстве стало непонятным – ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.

Сейчас этот оппонент вновь явлен. И мы по-новому можем оценить христианство…

Поэтому через сопоставление учения Блаватской и Рерихов с христианством можно получить выводы, значимые и для анализа большинства других современных оккультно-эзотерических групп.

В предлагаемой книге два тома. Первый больше говорит о теософии, чем о христианстве. Но очевидно, что было бы невозможно ограничиться лишь критикой оккультизма. Необходимо дать хотя бы краткое позитивное изложение православного миропонимания. Поэтому второй том излагает те стороны христианского вероучения, которые более всего искажаются оккультистами.

Понятно смущение людей, когда они вдруг узнали, что эти милые, хотя и чудаковатые путешественники, всем желавшие добра, вдруг оказались отлучены от Церкви.

И в работах Рерихов, и даже в книгах их предшественницы Блаватской можно найти вполне уважительные высказывания в адрес Церкви.


В книге профессора МДА и одного из самых активных миссионеров РПЦ диакона Андрея Кураева речь пойдет не только о Рерихах, но и о том, чем отличается христианство от язычества.
Среди многочисленных российских оккультистов школа рериховцев, пожалуй, самая большая и известная, поэтому через сопоставление учения Рерихов с Православием можно сделать выводы о большинстве современных оккультно-эзотерических групп.

to Юрий
"Спекуляции и псевдонаука извратили всеобщее представление о каменных шарах. К примеру, в некоторых публикациях, утверждалось что камни относятся к "потерянному" континенту Атлантида. Другие предполагали, что шары являются навигационными приборами или что они связаны со Стоунхенджем или с гигантскими головами с Острова Пасхи.
В реальности, археологические раскопки в 1940-х годах обнаружили что стиль и материалы из которых сделаны каменные шары являются типичными для до-Колумбовских культур южной Коста-Рики.
"Мы действительно не знаем зачем они были сделаны", - сказал Хупес, - "Люди которые сделали их, не оставили никаких письменных записей. Нам остается только строить догадки на основе исторических дат и реконструкции среды. Культура людей, которые сделали их, исчезла вскоре после Испанского завоевания. Поэтому не осталось никаких мифов или легенд о том зачем были сделаны эти шары".

Виталий, все церкви могут объединиться только если христианство придёт в упадок. Вы исходите из того что объединение - это хорошо, но может быть совсем по-другому. Объединение - итог глобализации.

Борька Моисеев

пОП – толОКонный лоб

Подозрительный Исследователь

"После Сергия Радонежского в России не было более духовного человека, чем Рерих!"

Гном два "проработать" информацию можно по разному, и выводы будут совершенно противоположные.
"неподкупный в поиске правды". Можно быть "неподкупным", но при этом полностью неграмотным и невежественным.

Парапсихология/экстрасенсорика, Целительство, Ведающий врач

Парапсихология/экстрасенсорика, Целительство, Ведающий врач

№39 | Джин писал(а):
Петр, насколько вы уверены в том что достоверна информация о том что кто-то якобы вспоминает то, чего никогда не видел (не знал)?

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Сатанизм для интеллигенции: краткое содержание, описание и аннотация

“Мы живем не в стране возрождающегося Православия или ислама, а в стране победившего оккультизма”. В привычно либеральном духе столь мрачный вывод можно было бы приписать религиозному мракобесию о. диакона, однако автор книги – как раз в отличие от привычных либералов – взял на себя труд ознакомиться с весьма большим количеством авторитетных оккультных сочинений, общепризнаваемых практикующими в этой области, и приводимые в них рассуждения о тождестве Христа и Сатанаила, чрезвычайные похвалы Светоносцу-Люциферу, равно как и подробности тибетской культовой практики, даже и не на сугубо правоверный, но всего лишь на остаточно христианский взгляд чрезмерно приванивают серой. Широта и разнообразие практикуемых россиянами оккультных увлечений, вполне обретших права светской благопристойности, явно свидетельствуют о сильно пониженном, если не вовсе утраченном обонянии. …Люди вольны практиковать какую угодно тантру и мантру, но в той мере, в какой они вообще способны осознавать свои действия, им следовало бы внятно уяснить для себя их вытекающие из тантры и мантры отношения с христианством – отвергнуть так отвергнуть, покаяться так покаяться, но, по крайней мере, не лгать и не умалчивать. Уяснению этих отношений и посвящена книга о. диакона, который честно предупреждает читателей, что в известном смысле хочет лишить их свободы: “Вы вправе думать иначе, чем Православие, вы можете понимать само Евангелие и смысл христианской жизни иначе, чем Православие, наконец, вы просто можете говорить и писать, что хотите. Но одного вы не можете делать – в этих случаях вы не можете выдавать коктейль своих мыслей за Православие”. Максим Соколов

Андрей Кураев: другие книги автора

Кто написал Сатанизм для интеллигенции? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Андрей Кураев: ПЕРЕСТРОЙКА В ЦЕРКОВЬ

ПЕРЕСТРОЙКА В ЦЕРКОВЬ

Андрей Кураев: Протестантам о Православии

Протестантам о Православии

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Ева Бергер: НЛП на каждый день. 20 правил победителя

НЛП на каждый день. 20 правил победителя

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Андрей Кураев: НАСЛЕДИЕ ХРИСТА. ЧТО НЕ ВОШЛО В ЕВАНГЕЛИЕ

НАСЛЕДИЕ ХРИСТА. ЧТО НЕ ВОШЛО В ЕВАНГЕЛИЕ

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Георгий Максимов: Православие и неоязычество. Где правда?

Православие и неоязычество. Где правда?

Сатанизм для интеллигенции — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Сатанизм для интеллигенции

О Рерихах и православии

Рекомендовано к печати отделом религиозного образования и катехизации Московского Патриархата

Том первый. Религия без бога

Сначала я хотел бы обратиться к тем, кому Рерихи не интересны.

Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.

Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле – природный враг христианства. Как, например, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь – значит, у кого-то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов – значит, было от чьих зубов защищаться.

Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полемические сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.

Теософия начала христианской эры носила имя гностицизма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятилетий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнесся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по меркам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостольские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостояли все христианские авторы I-III веков. И в полемике с оккультистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа.

Гностицизм был побежден и исчез с поверхности исторической жизни. И многое в христианстве стало непонятным – ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.

Сейчас этот оппонент вновь явлен. И мы по-новому можем оценить христианство…

Сатанизм для интеллигенции - Андрей Кураев

В книге профессора МДА и одного из самых активных миссионеров РПЦ диакона Андрея Кураева речь пойдет не только о Рерихах, но и о том, чем отличается христианство от язычества.

Среди многочисленных российских оккультистов школа рериховцев, пожалуй, самая большая и известная, поэтому через сопоставление учения Рерихов с Православием можно сделать выводы о большинстве современных оккультно-эзотерических групп.

Мне самому изучение оккультизма помогло лучше понять христианство. Нет, я не шел столь обычным сегодня путем от йоги к Евангелию, от оккультизма к Церкви. Уже будучи священнослужителем Православной Церкви, я впервые раскрыл оккультные книги. И очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее.

Вообще многое в самом христианстве становится яснее, если сопоставлять его с оккультизмом. Дело в том, что теософия в некотором смысле – природный враг христианства. Как, например, волк является естественным врагом зайца. Никак не понять смысл неуклюжего черепашьего панциря, если не знать о ее природных врагах. Если у черепах толстый панцирь – значит, у кого‑то слишком острые зубки. Если у христианства толстый панцирь догматов – значит, было от чьих зубов защищаться.

Новозаветные книги явно полемичны. И как любые полемические сочинения, их нельзя вполне понять, если не знать, какие идеи и доводы выдвигали оппоненты, на какие положения церковной веры они нападали.

Теософия начала христианской эры носила имя гностицизма. Гностицизм вероятнее всего возник на несколько десятилетий раньше христианства. И он с огромным энтузиазмом отнесся к перспективе поглотить веру апостольской Церкви и по меркам ветхого язычества перетолковать Новый Завет. Именно в полемике с древним оккультизмом гностиков писались апостольские послания и Евангелия. Именно гностицизму противостояли все христианские авторы I‑III веков. И в полемике с оккультистами Церковь уясняет свою веру, уясняет служение и учение Христа.

Гностицизм был побежден и исчез с поверхности исторической жизни. И многое в христианстве стало непонятным – ибо трудно уловить логику рассуждения, если не знаешь суждений оппонента. Трудно понять смысл телефонной дискуссии, если слышишь лишь одного собеседника.

Читайте также: