Сколько бухгалтеров должно быть в школе

Обновлено: 04.07.2024

Настоящие Нормативные материалы предназначены для расчета необходимых трудозатрат и численности работников по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности государственных (муниципальных) учреждений с учетом возложенных на них функций.

Настоящие Нормативные материалы основаны на результатах исследований, проведенных Институтом труда за 2012 - 2013 гг., а также на ранее утвержденных сборниках и носят рекомендательный характер. При необходимости следует использовать другие нормативы или разрабатывать местные нормативы с учетом специфики учреждений.

1.1. Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности рекомендуются к применению в государственных (муниципальных) учреждениях при расчете трудозатрат и определении численности работников, установления их должностных обязанностей и распределения работы между исполнителями.

1.2. В основу разработки типовых нормативов времени положены:

фотографии (самофотографии) рабочего времени, хронометражные наблюдения и экспертная оценка;

материалы изучения существующей организации труда и прогрессивных методов работы бухгалтерий;

данные оперативного учета и отчетности.

1.3. Сборником предусматривается применение документов по бухгалтерскому учету и отчетности.

Сборник содержит нормативы времени в минутах на принятую единицу измерения объема работы.

1.4. Нормативы времени разработаны на следующие виды бухгалтерских работ:

учет основных средств, учет материальных запасов, учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов, учет затрат на производство и другие цели, учет денежных средств, учет внутриведомственных расчетов по финансированию, учет расчетов денежных и кредитных операций, учет расходов, учет финансирования из бюджета, учет фондов и средств целевого назначения, учет реализации продукции, учет доходов, учет краткосрочных ссуд из бюджета, учет средств, переданных и полученных, учет результатов исполнения бюджета, учет забалансовых счетов, учет кассовых операций, составление отчетности.

На работы, носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, применяется К = 1,05 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.

1.5. Нормативы времени по бухгалтерскому учету охватывают все виды бухгалтерских работ, выполняемых с применением специализированных программных продуктов.

1.6. Наименование должностей в настоящем сборнике указано в соответствии с действующим тарифно-квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. Выполнение работ исполнителями другого должностного наименования не может служить основанием для каких-либо изменений нормативов времени.

1.7. Нормативы времени, приведенные в нормативной части сборника, установлены для оптимальных организационно-технических условий выполнения работ по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.

1.8. На работы, не предусмотренные сборником, а также при внедрении более совершенной, чем это предусмотрено организации труда, нормативы времени следует разрабатывать методом технического нормирования и вводить в установленном порядке, соответствующие более высокой производительности труда.

1.9. Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии и финансовых подразделений, проводится по направлениям их деятельности по формуле:

где То - общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии, финансовом подразделении;

Тр - затраты времени на соответствующее направление деятельности, охваченное нормативами;

n - количество видов выполняемых работ;

К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

1.1. Затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле:

где Нвр - норма времени;

Vi - объем работы i-го вида, выполняемый в течение года.

1.2. Штатная численность работников определяется по формуле:

где Фn - фонд рабочего времени одного работника за год, устанавливается ежегодно;

Кн - коэффициент, учитывающий невыходы работников по уважительным причинам, как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по формуле:

где % невыходов - невыходы работников по уважительным причинам, как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по данным бухгалтерского учета.

1.3. При расчете штатной численности рекомендуется производить округления только итоговой численности.

Пример расчета штатной численности приведен в Приложении.

2. Организация труда

Должностные обязанности работников бухгалтерии регламентируются должностными инструкциями, стандартами.

В зависимости от объемов работ за группой работников или одним работником закрепляется определенный участок бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материальных запасов, учет затрат на производство и др. цели).

При распределении работ между исполнителями следует учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что будет способствовать ускорению выполнения заданий.

Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано. В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.

Площадь помещения бухгалтерии должна отвечать установленным санитарным нормам, учитывающим требования рационального оборудования. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должна находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.

На столе должно находиться минимально необходимое количество документов для оперативной работы в течение рабочего дня.

Для хранения специальной и справочной литературы, а также папок с отчетными и другими документами рекомендуется шкаф.

В соответствии с Положением о ведении кассовых операций кассовое помещение должно быть изолированным. Окна кассового помещения оборудуются металлическими решетками. Двери кассового помещения в течение рабочего дня должны запираться внутренним замком.

Рабочее место кассира оборудуется столом и стулом. Для хранения денежных средств и других ценностей в кассовом помещении устанавливается металлический шкаф (сейф).

Работники бухгалтерии регулярно осуществляют инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности средств и материальных ценностей, находящихся на их ответственном хранении.

В целях лучшей организации работы бухгалтерии с посетителями следует разработать график, предусматривающий их прием в утренние часы и перед окончанием работы.

Режим труда и отдыха работников бухгалтерии устанавливается исходя из распорядка дня с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнения наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работников отмечается высокая устойчивая трудоспособность.

Примечания: 1. В начальных школах при наличии 8 и более классов-комплектов и не менее 240 учащихся устанавливается должность директора.

Штаты начальных школ, имеющих 13 и более классов-комплектов, а также начальных школ, являющихся базовыми школами педагогических училищ, устанавливаются в соответствии с Типовыми штатами неполных средних и средних общеобразовательных школ.

2. Должность заместителя директора по учебной работе устанавливается в средних общеобразовательных школах, а в неполных средних школах - должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

3. В школах с числом 30 и более классов на каждые последующие 10 классов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы должности заместителя директора по учебной работе.

В средних общеобразовательных школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке вводится дополнительно должность заместителя директора по иностранному языку.

4. Должность заместителя директора по воспитательной работе с детьми устанавливается в средних общеобразовательных школах из расчета: 0,5 единицы должности - в школах с количеством до 11 классов - комплектов, 1 должность - в школах с количеством 11 и более классов - комплектов.

5. Должность педагога-организатора в средних общеобразовательных школах с числом 30 и более классов устанавливается без учета количества X-XI (XII) классов.* В основных неполных средних и средних общеобразовательных школах с числом 10 классов-комплектов устанавливается 0,5 единицы должности педагога - организатора.

6. В школах с количеством учащихся 401 и более вместо должности заведующего хозяйством устанавливается должность заместителя директора по хозяйственной работе.

7. Должность лаборанта устанавливается при наличии оборудованного физического или химического кабинета из расчета: в неполных средних общеобразовательных школах с количеством классов-комплектов 9-18 - 0,5 единицы должности, 19 и более - 1 должность, в средних общеобразовательных школах с количеством классов - комплектов 9-18 - 1 должность, 19-28 - 1,5 единицы должности, 29-40 - две должности, за последующие 15 классов-комплектов сверх 40 дополнительно по 0,5 единицы должности лаборанта.

8. В школах с количеством классов-комплектов более 30 за последующие 15 классов-комплектов устанавливается дополнительно по 0,5 единицы должности библиотекаря.

9. При наличии специалистов, имеющих высшее психологическое или высшее, среднее педагогическое образование с дополнительной специальностью "Психология" или высшее педагогическое образование и факультет (курсы) переподготовки по специальности "Практическая психология", в общеобразовательных школах устанавливается должность педагога-психолога из расчета:

от 300 до 500 учащихся - 0,5 единицы,

от 501 до 1000 учащихся - 1 единица,

от 1001 до 1500 учащихся - 2 единицы,

свыше 1500 учащихся - 2,5 единицы должности

10. При наличии специалистов, имеющих высшее или среднее специальное (педагогическое) образование, и наличии сертификата социального педагога в общеобразовательных школах устанавливается должность социального педагога из расчета:

в сельской местности свыше 500 учащихся - 1 единица,

в городах и поселках городского типа свыше 1000 учащихся - 1 единица.

11. В школах, в которых должности кочегаров и рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования не переданы в систему жилищно-коммунального хозяйства, устанавливаются:

- при наличии центрального отопления - 1 должность кочегара в смену в каждой котельной, а в котельных, применяющих твердые виды топлива (торф, каменный уголь), с поверхностью нагрева котлов более 75 квадратных метров - 2 должности кочегара в смену в каждой котельной;

- при газовом отоплении - 1 должность кочегара в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, - 2 должности кочегара в смену;

- при централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в общеобразовательных школах, имеющих тепловой пункт или элеватор, - 1 должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов - 1 должность такого рабочего в смену;

- при наличии печного отопления - 0,5 единицы должности истопников на каждые 5 печей, но не менее 0,5 единицы на школу.

Должности кочегаров, истопников и рабочих по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливаются на отопительный сезон. Из общего числа указанных должностей для профилактики и ремонта отопительного оборудования 1 должность (0,5 единицы должности истопника) устанавливается на круглый год.

12. В общеобразовательных школах с количеством классов более 30 за последующие 15 классов устанавливается дополнительно 0,5 единицы должности гардеробщика. В школах, в которых проводятся занятия с учащимися во вторую, третью смены, или при наличии в школе групп продленного дня дополнительно устанавливаются должности гардеробщиков из расчета 0,5 единицы должности на гардероб. Общее число гардеробщиков по школе не должно превышать 3-х единиц. Должности гардеробщиков устанавливаются при наличии оборудованных гардеробов.

13. Должность воспитателя устанавливается из расчета 1 единица на группу продленного дня, а в группах, скомплектованных из детей 6-летнего возраста, устанавливается 1,25 единицы должности.

14. Должность уборщика служебных помещений устанавливается из расчета 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, но не менее 0,5 единицы должности на школу.

В общеобразовательных школах, в которых проводятся занятия учащихся во вторую, третью смены, а также имеются группы продленного дня, дополнительно устанавливаются должности уборщика служебных помещений из расчета: в школах, работающих в 2 смены, - 0,25 единицы должности на каждые 250 квадратных метров, а в школах, работающих более двух смен или имеющих группы продленного дня, - 0,5 единицы должности на каждые 250 квадратных метров убираемой площади, используемой учащимися этих смен и группами продленного дня.

При расчете количества убираемой площади не учитывается площадь классных комнат (кабинетов) (VIII-XI)* классов, а также иная убираемая площадь учащимися этих классов.

15. Должность дворника устанавливается в школах в соответствии с нормами убираемой площади, утвержденными исполкомами Советов народных депутатов. В школах, которые имеют фруктовый сад или земельный участок с декоративными насаждениями площадью не менее 1,5 га, вместо должности дворника может быть установлена должность садовника.

16. В школах, где организован сон учащихся шестилетнего возраста, при отсутствии возможности пользоваться коммунальными прачечными устанавливаются должности машинистов по стирке спецодежды (белья) из расчета 0,25 единицы должности на каждый такой класс.

17. Должность сторожа устанавливается в общеобразовательных школах, где нет возможности передать охрану здания на пульт вневедомственной охраны, из расчета 2,8 единицы на каждую школу.

18. В общеобразовательных школах, где введено обучение учащихся вождению транспортных средств, работе на сельскохозяйственных машинах, работе на пишущих машинках и другой организационной технике, устанавливаются должности мастеров производственного обучения в установленном порядке.

19. В сметах расходов на содержание общеобразовательных школ предусматриваются ассигнования на оплату труда педагогов дополнительного образования в следующих размерах: в школах с числом классов от 5 до 10 - 0,5 ставки учителя; от 10 до 20 - 1 ставка; за последующие 10 классов сверх 20 - 0,5 ставки педагога дополнительного образования.

20. В школах, имеющих компьютерный класс, устанавливается должность специалиста по обслуживанию электронно-вычислительной техники, в этом случае дополнительная оплата учителей за каждый работающий компьютер не производится.

Норматив численности ЭВМ в компьютерном классе составляет не менее 9 машин.

21. Директора школ определяют объем и характер работы лиц из числа обслуживающего персонала и рабочих с учетом загрузки в пределах рабочего дня.

22. В школах, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, должность бухгалтера не устанавливается.

В школах, ведущих бухгалтерский учет самостоятельно, устанавливаются следующие должности:

при контингенте учащихся до 500 человек:

старший бухгалтер (на правах главного) - 1 единица,

кассир - 0,5 единицы;

при контингенте учащихся от 501 до 1000 человек:

старший бухгалтер (на правах главного) - 1 единица,

бухгалтер - 0,5 единицы,

кассир - 1 единица

за последующие 500 учащихся - по 0,5 единицы должности бухгалтера, но не более 3 единиц на школу.

23. Штаты руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ с продленным днем устанавливаются в соответствии с настоящими примерными штатными нормативами с учетом дополнений согласно приложению N 2 настоящих нормативов.

24. Штаты руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала интернатов при общеобразовательных школах устанавливаются в соответствии с настоящими Примерными штатными нормативами с учетом дополнений согласно приложению N 3 настоящих нормативов.

25. При определении штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ, а также размеров ассигнований, предусматриваемых в сметах расходов на дополнительные виды оплаты, классы учащихся шестилетнего возраста, обучение которых проводится в дошкольном учреждении, не учитываются.

26. Нормативы численности работников по функции "Приготовление горячего питания для школьников" при условии передачи штатов в ведение образовательных учреждений и организации горячего питания в школах:

Смирнова В. С.

Кто обязан применять профстандарт?

— главных бухгалтеров открытых акционерных обществ, страховых организаций, некоммерческих пенсионных фондов и пр. (п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ);

— главных бухгалтеров кредитных и некредитных финансовых организаций (п. 7 ст. 7 закона № 402-ФЗ),

— бухгалтеров-аутсорсеров и обслуживающих бухгалтерий (п. 6 ст. 7 закона № 402-ФЗ).

На сотрудников бюджетных организаций распространяется действие Постановления Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. Оно обязует применять профстандарт в организациях госсектора:

  • государственных внебюджетных фондах РФ,
  • государственных или муниципальных учреждениях и унитарных предприятиях,
  • госкорпорациях,
  • госкомпаниях и хозяйственных обществах, в уставном капитале которых более 50% акций в государственной или муниципальной собственности.

При этом Президент России Владимир Путин на пленарном заседании съезда РСПП в 2013 году ясно обозначил, что впоследствии систему профессиональных стандартов планируют распространить на все организации: как государственные, так и коммерческие. Поэтому лучше начать волноваться об этом уже сейчас, даже если для вашей организации профстандарт пока носит только рекомендательный характер.

Если руководитель принял решение ввести систему профессиональных стандартов по собственной инициативе, ему следует руководствоваться Постановлением № 584. И первый шаг на этом пути — составление плана мероприятий. В него должны войти:

  • перечень внедряемых профстандартов;
  • общий порядок перехода на систему профстандартов (сроки, ответственные лица, список мероприятий и пр.);
  • перечень ЛНА, которые необходимо скорректировать;
  • перечень обучающих программ для сотрудников, не соответствующих требованиям профстандарта.

Какие требования вводит профстандарт?

Профстандарт делит бухгалтерские должности по уровням квалификации и по каждому определяет требования к опыту, образованию и профессиональному обучению. Для тех, кто еще не разобрался в положениях профстандарта, мы подготовили удобную таблицу.

На что стоит обратить внимание: если у специалиста вне зависимости от уровня квалификации нет профильного образования, ему надо пройти программу профпереподготовки. Профильным считается любое экономическое направление.

Как проверить, достаточно ли часов вы отучились? Поднимите документы обо всех пройденных курсах за последние три года: на конец 2019 года суммарно должно получиться 120 часов дополнительного профессионального обучения и 20 часов — уже в самом 2019 году. Если количество часов меньше 120, найдите подходящую программу. У вас еще есть время пройти обучение.

Важно: на соответствие профстандарту вы можете учиться только в лицензированных учреждениях. По окончании обучения и при успешной сдаче тестирования учебный центр должен выдать вам удостоверение о повышении квалификации или сертификат по профпереподготовке установленного образца.

Пример. В Контур.Школу обратилась бухгалтер Скулкова Е. Е. Она окончила вуз в 2003 году по специальности преподаватель английского языка и уже несколько лет работает в бухгалтерии. Ее интересует, какой выбрать курс, чтобы соответствовать профстандарту и увеличить свои шансы устроиться на хорошую работу.

Поскольку у Скулковой непрофильное высшее образование, то для соответствия профстандарту ей необходимо сначала пройти курс профпереподготовки. Можно выбрать курс для бухгалтера по коду А и пройти итоговую аттестацию на соответствие пятому уровню классификации профстандарта. Можно пройти курс для главного бухгалтера (код А, В, С).

Дальше все будет зависеть от имеющегося опыта работы:

— если опыт работы от года, то Скулкова сможет устроиться простым бухгалтером (уровень квалификации 5, код А);

— если опыт работы простым бухгалтером не менее 5 лет, то по окончании обучения ей будет присвоен уже 6-й уровень квалификации, код В;

— если у Скулковой есть более 5 лет опыта бухгалтерско-финансовой работы на руководящей должности, то она получит 7-й уровень, код С.

В этой ситуации непрофильное высшее образование не помешает Скулковой Е. Е. работать главным бухгалтером, потому что у нее будет диплом о профпереподготовке.

Берут ли на работу без соответствия профстандарту?

Для всех остальных компаний ваш вес как соискателя увеличится, если на руках у вас будет документ о пройденных курсах повышения квалификации или профпереподготовки. Наниматели всегда выделяют кандидатов, которые соответствуют актуальным требованиям рынка труда.

Кроме того, специалист по подбору персонала может не разбираться в нюансах работы бухгалтера. Для него перечень изученных вами курсов и полученных квалификаций станет лучшей рекомендацией. Нередки ситуации, когда на основе резюме на интервью соискателю предлагают более высокую должность или уровень оплаты труда.

Если планируете искать работу без прохождения обучения, помните, что количество компаний, не применяющих профстандарты, будет с каждым годом сокращаться. Поскольку очевидной становится тенденция к повсеместному введению профстандарта, его требования все чаще начинают применять и коммерческие организации.

Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Но многих волнует вопрос: могут ли уволить за несоответствие профессиональному стандарту? Такого основания в трудовом законодательстве нет (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253). Если к вашей квалификации возникли вопросы, работодатель должен провести обучение (ч. 4 ст. 196 ТК РФ). И только если вы не можете сдать итоговое тестирование и подтвердить уровень квалификации, организация вправе расторгнуть трудовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) или понизить вас в должности.

Аналогично решится ситуация, если вы сами по каким-то причинам не хотите идти учиться. Ваш отказ не станет официальной причиной увольнения, но недовольный работодатель может заняться поиском нарушений в трудовой дисциплине, ошибок в работе — словом, найдет законный повод расстаться с вами.

Пример. Во время проверки МАУ ГКБ № 6 Минфин РФ выдал предписание перевести главного бухгалтера Истомину И. А. на должность рядового бухгалтера, потому что она вовремя не прошла профобучение. Чтобы сотрудница могла вернуться на прежнюю должность, она должна прослушать курс повышения квалификации, пройти аттестацию и тем самым выполнить требования профстандарта.

Расходы на аттестацию и обучение по профстандарту ложатся на плечи работодателя.

Если организация пытается сэкономить и отказывается отправлять сотрудников на курсы, ей могут грозить штрафы за нарушение трудового законодательства (ст. 5.27 КоАП):

От 10 000 до 20 000 ₽ или

дисквалификация на срок от года до трех лет

Чтобы избежать затрат на обучение, некоторые организации уже придумывают пути обхода: переводят бухгалтеров на договор подряда или называют должности иначе. Однако это не выход из ситуации.

Несоблюдение требований стандарта может повлечь за собой смену должности, понижение заработной платы, увольнение, а в дальнейшем осложнит поиск новой работы, поскольку работодатели предпочитают нанимать компетентных специалистов.

Обучение по профстандарту: обязанность или право на развитие?

Требования повышать квалификацию или проходить переобучение выдвинуты нормативными актами. Но не стоит воспринимать эту инициативу как нечто принудительное и неприятное. Взгляните на ситуацию с иного ракурса. Пройденное обучение — это явное преимущество. Почему?

  1. Работа без стрессов и авралов. Бухгалтерия — одна из самых быстроразвивающихся и меняющихся сфер, в ней важно всегда быть в курсе законодательных новшеств. Изучая курсы и слушая вебинары, вы не просто получаете галочку в личном деле, но и учитесь применять в работе новые знания, разбирать спорные вопросы с опорой на судебную практику, легче и быстрее других осваиваете законы. Подкованный знаниями специалист работает без ошибок.
  2. Довольный руководитель. Квалифицированный бухгалтер обеспечивает спокойствие руководителя, его уверенность в финансовой стабильности компании, а также отсутствие предписаний и штрафов за ошибки в отчетности. Если директор доверяет сотруднику, он не контролирует каждый шаг и не предлагает сомнительных схем ухода от налогов. Он знает: хорошо разбираясь в бухучете, вы найдете лучшее решение.
  3. Карьерный рост. Рядовой специалист, получив достаточный опыт, пройдя курсы повышения квалификации и профпереподготовки, всегда может претендовать на должность главного бухгалтера, а главный бухгалтер — на должность коммерческого директора или директора по развитию бизнеса. Повышение статуса закономерно влечет за собой и увеличение заработной платы.
  4. Авторитет среди коллег. Если вы главный бухгалтер, вам нужно быть на шаг впереди своих сотрудников, знать больше, разбираться в процессах быстрее. К вам придут со сложными вопросами, и именно вам придется разбираться с допущенными в отчете ошибками. Обладая актуальными знаниями, легче стать для коллег авторитетным наставником.
  5. Новые горизонты. Уверенность в себе, освоенные компетенции, богатый опыт — неплохое основание сменить место работы, перейти в крупную корпорацию или на новую должность. Соответствие требованиям профстандарта и документы о регулярном профессиональном обучении станут весомыми аргументами для потенциального работодателя.

Профстандарты вошли в нашу жизнь как внешнее требование, но они станут отправной точкой для внутреннего развития тех, кто хочет стать экспертом, быть в курсе изменений и с легкостью разбирать сложные случаи.


Профессиональный стандарт № 309

Профессиональный стандарт № 309 утвержден приказом Минтруда РФ от 21.02.2019 № 103н. Стандарт содержит требования к квалификации бухгалтеров и главных бухгалтеров. Требования ранжированы по уровню квалификации в соответствии с ростом функционала и ответственности решений, которые принимает работник.

ВАЖНО! Уровни квалификации для профстандартов утверждены приказом Минтруда от 12.04.2013 № 148н. Уровень присваивается в зависимости от выполняемых задач, степени ответственности, а также необходимости ставить задачи и контролировать ход их выполнения другими работниками.

Всего уровней девять. Однако для стандартов, требующих высокого профессионализма, таких как № 309, применяются уровни от 5-го и выше:

  • 5-й уровень подразумевает, что работник самостоятельно принимает большинство рабочих решений по поставленным задачам, участвует в принятии решений для всего подразделения, несет ответственность за результаты деятельности своей и своего подразделения.
  • 6-й уровень подразумевает, что работник не только принимает решения, но и определяет задачи исходя из целей подразделения и всей организации. Ставит эти задачи другим работникам (подчиненным) и несет ответственность на уровне подразделения и всей организации.
  • 7-й уровень предполагает, что работник принимает решения уже на уровне организации: вырабатывает стратегию, ставит цели, с которыми работают на 6-м и 5-м уровнях, вырабатывает методологию и организует бизнес-процессы. Кроме того, он несет ответственность на уровне высшего руководства.

Основные аспекты для бухгалтера

Как уже отмечалось выше, в профстандарте бухгалтера разделены требования для бухгалтера и главного бухгалтера.

Для обычного бухгалтера стандартом предусмотрен следующий типовой функционал:

  • работа с первичными документами (включая прием и проверку входящих и создание исходящих);
  • внесение информации по обработанным документам в учетные регистры организации;
  • свод, контроль и закрытие данных по регистрам своего участка (или участков).

Подробнее об учетных регистрах смотрите в статьях:

Предъявляемый уровень требований к квалификации — 5-й.

Работнику требуется иметь среднее профессиональное образование либо дополнительное профобразование плюс подходящий опыт работы. При этом в случае, если бухгалтер с 5-м уровнем требований к квалификации не занимает должности с категорией (стандартом предусмотрены должности бухгалтера без категории, категорий I и II), то требований к опыту работы нет. А если занимает, то есть не менее одного года на должности с более низкой (предшествующей категории).Кроме того, он должен уметь применять свои знания на практике. А также самостоятельно находить и использовать информацию о применении, изменении, дополнении нормативов и методологий.

Квалификационные требования в данном случае не являются жесткими. Работодатель по своему усмотрению может, например, нанять сотрудника без опыта работы, если убедится, что он справляется с возложенными на него обязанностями.

Основные аспекты для главного бухгалтера

Требования к главному бухгалтеру в действующем профстандарте можно разделить на несколько уровней.

  • к просто главному бухгалтеру (для специально не поименованных в законодательстве организаций);
  • главному бухгалтеру, отвечающему требованиям отдельных норм законодательства — например, положениям ч. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ (для ОАО, пенсионных, инвестиционных, паевых фондов, государственных структур).

В профессиональном стандарте бухгалтера функционал для главбухов с 6-м уровнем квалификации представлен четырьмя разделами (трудовыми функциями):

  1. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
  2. Внутренний контроль ведения бухучета и составления отчетности.
  3. Ведение налогового учета, составление расчетов и деклараций, планирование.
  4. Проведение финансового анализа, бюджетирование, управление денежными потоками.

В свою очередь, у бухгалтера с 7-м уровнем квалификации перечень трудовых функций несколько иной. В него входят такие функции как:

  1. Организация бухучета в экономических субъектах с обособленными подразделениями.
  2. Организация составления и предоставления отчетности экономическими субъектами с обособленными подразделениями.
  1. Управление процессом методического обеспечения составления консолидированной отчетности группы фирм.
  2. Управление процессом составления и предоставления консолидированной финансовой отчетности.

В должностную инструкцию главбуха могут быть включены и другие обязанности. Например, ведение кадрового учета в случае, если в небольшой организации нет отдельной кадровой службы.

Для выполнения базового функционала главбуха, приведенного в профессиональном стандарте, бухгалтеру необходим, таким образом, 6-й уровень профессиональной квалификации.

Для соответствия профстандартам для бухгалтеров в 2021 году главбух 6-го квалификационного уровня должен иметь:

  • высшее образование (бакалавриат) или непрофильное высшее образование и дополнительное образование в рамках программ профподготовки;
  • среднее образование, дополненное программами подготовки специалистов среднего звена;
  • непрофильное среднее образование, дополненное соответствующими программами подготовки специалистов и дополнительное образование в рамках программ профподготовки.

Кроме того, есть требования и к опыту работы на 6-м квалификационном уровне:

  • не менее 5 лет при наличии высшего образования;
  • не менее 7 лет при наличии среднего профессионального образования.

В свою очередь, 7-й уровень понадобится для должностей, связанных, к примеру, с учетом, контролем и управлением финансами крупных компаний и холдинговых структур.

Помимо знания законодательных и методологических аспектов бухгалтерского и налогового учета, к главбухам стандартом предъявляются и дополнительные требования, например:

  • умение руководить людьми;
  • компьютерная грамотность;
  • знание специальных программ;
  • знание методов и приемов анализа и т. п.

Отметим, что в стандарте присутствуют три не вполне корректных аспекта:

Исходя из сказанного можно предположить, что профессиональные стандарты для бухгалтеров в 2021 году имеют признаки нормативных актов, не вполне логически сформированных и законченных. И не исключено, что они будут корректироваться в будущем.

Когда профстандарт обязателен к применению по действующему законодательству

Обязанность применять профстандарт в настоящее время регламентирована п. 4 ст. 7 Закона № 402-ФЗ. По содержанию статьи нормируется допуск к обязанностям главного бухгалтера в структурах, чьи ценные бумаги обращаются на организованных торгах, а также органах управления государственными внебюджетными средствами.

У прочих работодателей пока есть некоторая свобода в выборе и назначении главбуха. Хотя не исключено, что применение профессиональной стандартизации изменит ситуацию.

Итоги

Профессиональная стандартизация в России еще только начинает развиваться. Следует ожидать, что существующие профстандарты для бухгалтеров в 2021 году года будут изменяться и дополняться применительно к смежным законам и экономической ситуации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Высшее образование есть, опыт работы гл.бухгалтером 15,5 лет, курсы повышения квалификации гл.бухгалтера от 2004 года, надо ли повышать квалификацию по профстандартам?

С 1 июля 2016 г. работодатели должны применять профессиональные стандарты, если Трудовой кодекс или другие федеральные нормативные акты устанавливают особые требования к квалификации работников (ст.195.3 ТК РФ). Трудовой кодекс требования к квалификации главного бухгалтера не устанавливает. Ст. 7 Федерального закона о бухгалтерском учете от 06.12.2011 N 402-ФЗ предусматривает требования исключительно к главным бухгалтерам и лицам, на которых возложено ведение бухучета в определенных экономических субъектах. К ним относятся ОАО (кроме кредитных организаций), страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, иные экономические субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органы управления государственных внебюджетных фондов, государственных территориальных внебюджетных фондов. Для таких бухгалтерских работников профстандарт обязателен в части требований, перечисленных в Законе о бухучете и других специальных федеральных законах (например, в ст.6 Федерального закона от 07.02.2011 N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте"). Законом о бухгалтерском учете установлены требования к наличию образования и стажу работы. Требования к прохождению повышения квалификации данным Законом не установлены. Схожая позиция приведена в п. 11 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253, где констатируется, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

ПРОБЛЕМА В ТОМ, ЧТО С 2009 ГОДА ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ГДЕ В ДИПЛОМЕ БУДЕТ НАПИСАНО "БАКАЛАВР БУХГАЛТЕР" ИЛИ "МАГИСТР БУХГАЛТЕР" НЕ ПОЛУЧИТСЯ,ТАК КАК ЛЮБОЙ ВУЗ РОССИИ ДАЖЕ НА ФАКУЛЬТЕТЕ "БУХ.УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ" В ДИПЛОМЕ ПИШЕТ "БАКАЛАВР" ИЛИ "МАГИСТР ЭКОНОМИКИ", ССЫЛАЯСЬ НА ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ОК 009-2003. СОГЛАСНО ЭТОГО ЖЕ КЛАССИФИКАТОРА ЕДИНСТВЕННЫЙ ФАКУЛЬТЕТ, КОТОРЫЙ ДАЕТ ПРАВО В ДИПЛОМЕ ПИСАТЬ "БУХГАЛТЕР" - ЭТО 08.01.10 "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО ОТРАСЛЯМ", НО ЭТОТ ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЬ ТОЛЬКО НА БАЗЕ КОЛЛЕДЖЕЙ, ТО ЕСТЬ ЗАКОНЧИВШИЙ ЕГО ПОЛУЧИТ СРЕДНЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А НЕ ВЫСШЕЕ,ТО ЕСТЬ ДЛЯ ДОЛЖНОСТИ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА ОПЯТЬ НЕ ПОДХОДИТ. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА БРАТЬ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА МОЖНО ТОЛЬКО ТЕХ, КТО ЗАКОНЧИЛ ВУЗ ДО 2009 ГОДА? ФЗ 122 ОТ 02.05.2015 ОБЯЗАЛ КОНЕЧНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДО 1 ИЮЛЯ 2017 ГОДА ПРИВЕСТИ СТАНДАРТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ В СООТВЕТСВИЕ С ПРОФСТАНДАРТАМИ, НО КАК ЭТО ОТРАЗИТСЯ НА ТОМ , ЧТО ЖЕ ВСЕ ТАКИ БУДЕТ НАПИСАНО В ДИПЛОМЕ ВЫПУСКНИКА ФАКУЛЬТЕТА БУХУЧЕТА - ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС?

". главбух должен иметь полноценное . высшее образование по специальности. " Откуда такая информация? Специально перечитала профстандарт и ФЗ 402 "О бухучете", там просто сказано - высшее образование, про "по специальности" там не сказано.

Читайте также: