Скелет текста краткая запись его содержания

Обновлено: 02.07.2024

Виды структур текста

Выбор структуры текста зависит от целей и задач, которые ставит его автор. Однако есть то, без чего не обходиться ни один текст – это правильно составленный заголовок и сам текст, разделенный по смыслу на абзацы и подзаголовки. Конечно, любой текст также должен иметь заключение или выводы.

В зависимости от этого, тексты можно разделить по критерию структуры его частей и подзаголовков:

Элементы структуры текста

Независимо от того, какая модель структуры будет выбрана, каждый текст имеет в своем составе следующие элементы структуры: Заголовок - Введение или общая информация - Основной текст - Заключение или выводы.

Такое построение текста имеет сразу несколько достоинств:

Во-первых, автору значительно проще писать текст по заранее заготовленному плану.

В-третьих, структура позволит повысить SEO характеристики вашего текста для поисковых систем.

Но обо всем по порядку.

Должен быть качественно составлен и быть максимально лаконичным. В то же время, отражать основную суть вашего текста и быть интересным читателю. Как этого добиться? Чаще всего, пользователи ищут ответы на свои вопросы в интернете, здесь на помощь придет поисковой запрос пользователя, именно эту информацию хотел бы найти читатель. Используйте данные поисковых запросов для составления релевантного заголовка. Если заголовок заинтересует читателя, можно смело утверждать, что текст будет прочитан. Если же нет, будет совершенно не важно, что будет написано в тексте.

Написание основного текста предполагает определенные правила, пользуясь которыми можно значительно упростить задачу автора, составляющего текст и читателя, по восприятию его сути.

Во-первых, необходимо пользоваться подзаголовками. Они позволяют быстрее находить ответы на интересующие вопросы и визуально делят текст на смысловые части, что упрощает восприятие информации.

Во-вторых, использование абзацев также упрощает чтение текста и не перегружает читателя. Объем абзаца зависит от тематики статьи и стиля копирайтера.

В-четвертых, используйте изображения, дополняющие смысл текста или визуализирующие его содержание для улучшения восприятия читателем.

В-пятых, вместо перечисления чего-либо, используйте списки. Они могут быть маркированными или нумерованными. Списки выделяют основные положения, на которые следует обратить внимание, также позволяют легче воспринимать текст и повышают его релевантность в поисковых системах.

Текст обязательно должен иметь логическое завершение. В заключении или выводе можно прокомментировать все вышесказанное, предложить читателю поразмышлять над смыслом текста, оставить свой комментарий, отзыв, попробовать применить советы в жизни. Также можно дополнить заключение краткими тезисами из текста и подвести итог рассуждениям.

Подведем итоги

После того, как статья готова, необходимо еще раз проверить правильность применения структуры текста в вашей тематике, а также проанализировать статью на грамматические и пунктуационные ошибки. Перед тем, как сдать работу, обязательно прочтите ее еще раз, чтобы устранить все недочеты.

  • Заголовок
  • Введение или общая информация
  • Основная часть текста
  • Заключение или выводы.

Используя эту структуру, можно написать текст, в котором все составные части системы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга, независимо от сферы его применения.

Информация, полученная путем чтения, предназначается для дальнейшего использования, а для этого ее обрабатывают и фиксируют. Способы обработки информации:

1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения.

2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала.

3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала.

4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.

5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.

Тезисы - краткие формулировки основных положений содержания книги или статьи. Так как тезисы позволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.

Умело составленные тезисы взаимосвязаны, как звенья одной цепи.

Рекомендации!

  1. При составлении тезисов не приводите факты и примеры. Сохраняйте в тезисах самобытную форму высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность.
  2. Изучаемый текст читайте неоднократно, разбивая его на отрывки; в каждом из них выделяйте главное, и на основе главного формулируйте тезисы.
  3. Полезно связывать отдельные тезисы с подлинником текста (на полях книги делайте ссылки на страницы или шифры вкладных листов).
  4. По окончании работы над тезисами сверьте их с текстом источника, затем перепишите и пронумеруйте.

Работа наданнотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Рекомендации!

  1. Прежде чем составить аннотацию, прочитайте текст и разбейте его на смысловые части, выделите в каждой части основную мысль и сформулируйте ее своими словами.
  2. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения. Определите значимость текста.
  3. В аннотации используйте глаголы констатирующего характера (автор анализирует, доказывает, излагает, обосновывает и т.д.), а также оценочные стандартные словосочетания (уделяет особое внимание, важный актуальный вопрос, особенно детально анализирует, убедительно доказывает).

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендации!

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Выписки. Выписки особенно удобны, когда требуется со­брать материал из разных источников. Они могут служить подспорьем для более сложных ви­дов записей, таких как тезисы, конспекты. Выписки можно составлять в гибкой форме, которая облегчала бы их накопление, изменение, а также подбор по какому-либо признаку или принципу.

Рекомендации!

1. Выписки делайте после того, как текст прочитан целиком и понятен в целом.

3. Выписывать можно дословно (цитатами) или свободно, когда мысли автора, излагаются своими словами.

4. Большие отрывки текста, которые трудно цитировать в полном объеме, старайтесь, предельно сократив формулировку и сконцентрировав содержа­ние, записать своими словами.

5. Яркие и важнейшие места приво­дите дословно. Записывая цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений. Но если выписки делаются из одного и того же текста, кавычки возле каждой цитаты можно не ставить. В этом случае все свои мысли излагайте на полях тетради, строго отде­ляя от цитируемого текста. Цитата, вырванная из текста, часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте мысль автора.

Доклад - это одна из разновидностей самостоятельной работы студента, в которой, в краткой форме, отражают суть того или иного вопроса. В среднем объём доклада составляет около 5 страниц. Работа над докладом способствует формиро­ванию навыков исследовательской работы, расширяет по­знавательные интересы, приучает критически мыслить.

Рекомендации!

1. Выбирайте, по возможности, интересную для вас тему.

2. Планируйте свои действия.

3. Комбинируйте различные источники информации.

4. Подготовьте речь защиты.

В форме стендовых представляются те доклады, которые в наглядном виде могут быть восприняты лучше, или те, которые интересны очень разным участникам, но они в силу, например, разнообразия мероприятий на конференции могут такой доклад пропустить.Стендовый доклад состоит:

· из плаката (постера), который содержит материалы научной работы;

Реферат(от лат. геfeго - сообщаю) - краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содер­жания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой пробле­мы, приводит различные точки зрения, а также собствен­ные взгляды на нее.

Рекомендации!

Содержание реферата должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-тема­тический характер. Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом:

1. Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

2. Подбор и изучение основных источников по теме. Как правило, при разработке реферата используется не менее 10 -14 различных источников.

3. Составление библиографии.

4. Обработка и систематизация информации.

5. Разработка плана реферата.

6. Написание реферата.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата:

Оглавление (в нем последовательно излагаются назва­ния пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, да­ется характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно рас­крывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логи­чески является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схе­мы).

Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

Требования к оформлению реферата:

Объем реферата может колебаться в пределах 15 печатных страниц, все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюде­нием культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написа­ния библиографического аппарата.


Если бы у нашего тела не было костей, то мы бы превратились в одну бесформенную кучу мышц. С текстом то же самое: у каждого хорошего текста есть своя структура. Даже тогда, когда кажется, что ее нет.
В этом уроке я вам расскажу про пять структур, которые вы можете использовать хоть сегодня.

Структура текста про идею:
1. Что за идея
2. Пример из жизни
3. Личное мнение
4. Вывод/Яркая концовка

Структура текста про проблему и ее решение:
1. Описание проблемы
2. Погружение в проблему
3. Лайфхак, помогающий в решении
4. Доказательства эффективности
5. Вывод

Информационная структура:
1. Кто: главные действующие лица
2. Что: событие, которое случилось
3. Где: место действия
4. Когда: хронология события
5. Как: сам процесс
6. Почему: причина случившегося

Структура продающего мастер-класса/поста:
1. Pain (Боль)
2. More Pain (Больше боли)
3. Hope (Надежда)
4. Solution (Решение)

4. Раскрывайте свою мысль по уровням
Первый уровень, вершина — основная мысль. На втором уровне вы делите идею, изложенную выше, на части. На третьем происходит разложение на более подробные составляющие постулатов второго уровня. На четвертом — третьего и так далее.

2. БОНУСНОЕ ЗАДАНИЕ (по желанию): выберите еще одну структуру из урока и напишите текст по ней. Тема — на ваш выбор. Можете воспользоваться темами из второго урока.

3. Выбрать три текста блогеров, публицистов, которые вам нравятся. Выписать примерную структуру, по которой строятся эти публикации.



Вы не только освоите приемы сильного текста, научитесь писать увлекательно, но и каждый день будете чувствовать невероятное ощущение собственной творческой силы!

Приглашаем вас присоединиться к 17 сезону, который стартует 17 мая, на особых условиях (подробности ниже).

Вы получите доступ к легендарному чату в Telegram, где найдете себе друзей и поддержку по всему миру от Лондона до Новосибирска.

Успейте присоединиться к проекту со скидкой 40%!

ТОЛЬКО на 3 дня для самых решительных мы дарим дополнительную скидку 10% по промокоду СТАРТ .

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Продолжаю публиковать "настоятельные советы" начинающим авторам. Первый совет вот здесь. Там я привел пример проверки текста на вменяемость. А этот пост подскажет, как проделать начальный этап работы над текстом – составить скелет будущего текста.

Собрав материал для статьи (выбор и четкая формулировка темы, выбор подходящего стиля изложения и прочее – это темы отдельных постов), осмыслив его, у вас в голове уже должен сформироваться черновик статьи. Часто люди начинают писать, не пытаясь обдумать всю информацию и вникнуть в детали – это не правильно. Даже если в голове сложился четкий рассказ, вы понимаете, что и в какой последовательности вы будете излагать – даже в этом случае стоит проделать все, о чем указано ниже.

Для начинающих авторов очень важно и полезно для понимания структуры текста подготовить скелет будущего материала. Этим и займемся.

Первый этап подготовки скелета текста

Обязательно в уме разбейте будущий рассказ на короткие, законченные отрывки-эпизоды (законченные по смыслу) из которых будет состоять текст. Для каждого эпизода запишите предложение, с которого бы вы начали рассказывать этот эпизод. Или хотя бы просто короткую фразу, отражающую смысл эпизода. Ниже я привел пример и если не понятно о чем я говорю – посмотрите первый этап из примера, может так меня будет легче понять. По началу сложно четко выделить все ключевые эпизоды – это нормально и совершенно не страшно. Не суетитесь. Сначала запишите те, что пришли в голову – лучше даже короткими фразами (можно даже пара-тройка слов – лишь бы вам было понятно), отражающие смысл эпизода. Потом пройдитесь по записям, рассказывая в уме (или вслух, если не боитесь напугать кого-то из окружающих) все, что вы хотите изложить в тексте, опираясь на записанные фразы. Вписывайте новые фразы, когда поймете, что упустили какой-то эпизод или поставили его не там. Переставляйте в нужной последовательности, чтобы получился связный и последовательный рассказ. Этот этап можно считать законченным, если записанные фразы или начальные предложения эпизодов без пояснений позволяют легко понять, о чем будет материал и видна логичная последовательность (см. Этап 1 в примере ниже).

Второй этап подготовки скелета текста

Предварительное составление скелета – вещь, сильно упрощающая составление структурированного и логичного текста на любую тему. К тому же это позволяет тщательно обдумать тему, ее подачу и еще раз проанализировать собранную информацию, восполнить выявленные провалы. Скелет позволяет увидеть слабые места в изложении, а также полностью ли раскрыта тема. Позже, с опытом, составление скелета позволит полностью раскрывать тему, даже когда объем текста жестко ограничен (раскрытие темы в небольшом объеме заслуживает отдельного обсуждения).

Пример

Задача: Необходимо написать простенький текст о картинг-центре. Материал развлекательно-познавательного характера и должен рассказать о том, насколько интересен картинг-центр. Ведется от первого лица, с точки зрения человека, первый раз попавшего в картинг-центр.

Этап 1

Набросок. Это даже еще не скелет, а именно набросок. Вот что получилось у меня.

Знакомые согласились взять меня в картинг-центр

Все говорит о клубном духе

В кафе спортивная атмосфера

С балкона видно всю трассу

Правила поведение – инструктаж


И почему не закрыл стекло шлема?

Первые минуты привыкаю к машине

Страх пропал – трудно перевернуться

Заносы и горка – это адреналин

Обсуждаем гонку азартно

Заключение: предупредить тех, кто за рулем

Вывод: даже по схеме, которую мы быстро накидали, уже видно, что и как мы собираемся излагать. Позже, когда вы сможете примерно прикидывать объем каждого эпизода, можно свободно себя чувствовать в жестких рамках коротких текстов.

Этап 2

К сожалению, времени у меня не так много, а составление Начальных предложений отнимает прилично времени. Я заменю только первые четыре фразы на Начальные предложения, чтобы было понятно, что я имею в виду. Если у вас есть желание – продолжите в комментариях это благое дело – у вас будет возможность попрактиковаться, а другим – возможность обсудить предложенные вами варианты. В скобках указаны фразы, составленные на первом этапе.

Вывод: если довести начатое мной до конца и для каждой фразы-полуфабриката составить продуманное Начальное предложение – получится то, что можно смело назвать скелетом будущего текста. А если вы пишите на заказ и тема не определена четко и однозначно, то получившийся скелет можно выслать редактору, уточняя, правильно ли вы поняли задачу.

В следующем посте рассмотрим, как нарастить на этот скелет мясо.

Грамотно составленный текст содержит мысль, которую автор хочет донести до сведения читателя. Если текст содержит больше одной мысли, то его определённо можно разделить на несколько смысловых блоков. В зависимости от того, насколько детально описывается предмет, например, школьного урока, его смысловые блоки могут быть структурированы в простой или сложный план текста, примеры которых пригодятся при подготовке домашнего задания или сочинения в классе.

 развернутый план текста

Мамонты и тексты — общие моменты

План текста — как скелет, по которому учёные могут восстановить строение тела доисторического животного. Так и читатель по плану текста перед чтением может понять его структуру, а после — вспомнить его содержание. Достигается этот эффект за счёт того, что каждый пункт плана описывается словами, максимально полно раскрывающими содержательную часть абзаца, к которому они относятся.

А каждый такой абзац или параграф, если абзацев несколько, характеризуется логической завершённостью.

Два уровня сложности

В зависимости от того, насколько подробно описывается предмет письменного материала, его план может быть или простым, или сложным.

Как составить план текста

Заголовки простой структуры, как правило, описываются с помощью существительных и зависимых слов — других существительных, прилагательных и глаголов.

  1. Старик, старуха и Золотая Рыбка.
  2. Три желания старухи.
  3. Последний каприз царицы.
  4. Старик, старуха и разбитое корыто.

Сложный план характеризуется многоуровневой конструкцией, которая может содержать от пяти и более пунктов; каждый пункт может содержать подпункты; последних должно быть не менее двух в одном пункте. Для составления многоуровневой конструкции используется принцип матрёшки — с помощью иерархической схемы наглядно демонстрируется главная идея текста и её составные части.

Сложный план подходит для написания материалов с глубоким уровнем детализации, например, для произведений художественной литературы.

Хрестоматийный для русского языка пример на тему уже знакомой сказки А. С. Пушкина:

  • Введение.
  • Бедная жизнь старика со старушкой.

 сложный план как составить

  1. Кого поймал рыбак?
  2. Почему дед отпустил свой улов?
  3. Что изменило жизнь стариков?
  • Недовольство старухи.
  1. Что должен был сделать старик?
  2. Кем хотела стать жадная бабка?
  • Исчезновение волшебной рыбки.
  • Старик, его жена и разбитое корыто.
  • Заключение

Как правильно составить план текста

Как составить план

Для того чтобы грамотно написать план, например, классного сочинения, автор должен хорошо владеть предметом, о котором он собирается писать.

В качестве источника информации автор может опираться или на собственный опыт, или на чужой; в последнем случае автору нужно много читать на заданную тему.

Вне зависимости от источника информации, её следует:

  1. Изложить в письменном виде;
  2. Разделить на абзацы, которые представляют собой самостоятельные смысловые блоки;
  3. Задать к каждому блоку вопрос — о чём собственно идёт речь?
  4. Перефразировать вопросительное предложение в утвердительное и таким образом придумать для каждого смыслового блока название, отражающее его содержание.

Идеально составленный план при одном взгляде на него должен восстановить в памяти читателя подробное содержание текста любой сложности.

Четыре критерия оценки

План теста должен соответствовать четырём критериям, предназначение которых — помогать авторам как школьных сочинений, так и основательных литературных произведений адекватно оценивать свои работы:

 как составить план кратко

  • Первый из критериев — это структурность — она делит тело, например, газетной статьи на абзацы. Последовательная или иерархическая структура абзацев предполагает, что и текст, и его план по структуре совпадают.
  • Второй критерий — это ясность формулировки, она предполагает, что названия заголовков выражают законченные мысли.
  • Третий критерий — информативность, она позволяет читателю логически ориентироваться в расположении смысловых блоков текста.
  • Четвёртый критерий — это последовательность, которая предполагает, что заголовки и подзаголовки не только названы таким образом, чтобы раскрыть их содержательную часть, но и расположены в такой последовательности, которая отражает внутреннюю (художественную, историческую или научную) логику развития сюжета истории целиком.

Пять видов названия рубрик

Заголовок и подзаголовки представляют собой названия пунктов и подпунктов плана. В зависимости от стилистической принадлежности письменного материала, а также от его детализации названия пунктов бывают пяти видов:

Что такое сложный план

  1. Вопросные — они состоят из вопросительных слов (кто, что, зачем, почему), ответ на которые содержится в информативной части абзаца. Такие заголовки подходят для коротких новостных статей.
  2. Тезисные (они же назывные) — в виде кратко сформулированных мыслей, они выражают смысл блока, к которым относятся. Для тезисных заголовков используются максимум существительных и прилагательных и минимум глаголов.
  3. Цитатные — они представляют собой дословные высказывания из абзацев. Это, как правило, цитаты, раскрывающие основные мысли информационных блоков.
  4. План — опорная схема — это такие заголовки, которые содержат ключевые слова, описывающие смысловые значения абзацев.
  5. Смешанные названия заголовков — они могут содержать виды разных способов описания заголовков. Названия смысловых блоков смешанного плана помогают структурировать текст по уровням: чем больше деталей, тем больше уровней. Заголовки одного уровня могут принадлежать только одному из предыдущих четырёх видов названий.

Использовать смешанные названия можно в качестве рабочей версии, которую в процессе работы над письменным материалом можно редактировать — добавлять и удалять рубрики, и видоизменять их.

Смешанные названия также позволяют автору развернуть перед внутренним взором читателя всю глубину своего письменного шедевра.

Три функции заголовков

План письменного материала состоит из пунктов или рубрик, которым присвоены названия — заголовки, слова для описания которых должны быть подобраны таким образом, чтобы выполнять следующие функции:

Сложный план текста

  1. Организовывать и направлять внимание читателя;
  2. Раскрывать структуру текста — определять относительное значение заголовков и подзаголовков, а также место каждого из последних в общей структуре письменного материала;
  3. Выполнять функцию справочной карты, с помощью которой в теле, например, лекции ученик должен легко находить искомые смысловые блоки.

Чем логичнее структура текста, и чем точнее названия заголовков, тем автору легче управлять вниманием читателя, а последнему — следить за мыслью автора. Какой сложности выбрать план, зависит от того:

  • Следуют ли мысли письменного изложенная одна за другой, без иерархической подчинённости — последовательно;
  • Или мысли (в широком смысле — информация) представляют собой составные части одной главной мысли — идейной доминанты текста.

Два типа плана, четыре критерия его оценки на предмет соответствия некоторому идеалу, пять видов заголовков и три функции последних — всё это предназначено, с одной стороны, помогать авторам отделять в теле своих рассказов главное от второстепенного — грамотно составлять планы текстов; а с другой стороны — помогать читателям ориентироваться в изложенной информации и понимать то, о чём пишется.

Читайте также: