Сказки простого карандаша краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
- Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся.
- Способствовать формированию нравственных качеств учащихся.
Юнгаши, все встали ровно
Спинки прямо, носик вверх.
По швам руки развели -
Себя в порядок привели.
Пятки вместе носки врозь,
С дисциплиной шутки брось!
- Ребята, что у меня в руках?
- А что может там находится?
- Итак, какие тайны хранит в себе коробка с карандашами?
- Цветные карандаши такие яркие и красивые!? А простой карандаш? Какой он? Для чего он нужен карандаш?
- Давайте воспользуемся простым карандашом.
- Возьмите руки и заготовленные нами карандашики и простой карандаш. Предлагаю нам с вами создать свою коробку с карандашами. И так как в нее вмещается все что угодно, то предлагаю туда поместить наши совершенные и запланированные добрые дела. Запишите, пожалуйста, на первой грани доброе дело или поступок, который вы совершили недавно. А на третьей грани запишите доброе дело, которое вы совершите (или хотите совершить) завтра или в ближайшем будущем. Вторую грань пока оставьте пустой.
На доске в заготовленную коробку сложите, пожалуйста, свои карандаши.
- Вы сейчас при помощи простого карандаша записывали предложения, а вот у писателя Евгения Клюева Простой Карандаш писал сказки!
Простой карандаш писал сказки каждую ночь. А их запирали в стол. Над ним насмехался Ночник -- и однажды отказался светить по ночам, потому что все равно сказки Карандаша никто не читает.
Цветные карандаши тоже свысока смотрели на него. Но он продолжал писать сказки при свете Луны, и Луна однажды похвалила их. Карандаш упал и сломался, а был он уже маленький, то есть старый. И его выкинули.
Однажды забыли запереть стол, и сказки через щелку разлетелись по всему свету, их читали и восхищались.
Вот так и надо писать, несмотря ни на что. Тебя не останется в живых, а твои произведения будут читать, и людям они принесут радость и пользу. А цветные карандаши, что берегли себя для подчеркивания важных мыслей, долго еще простоят в стаканчике. Вот только ничего они не напишут, а их долгая жизнь такая не принесет много пользы людям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1. Образовательные:
– продолжить знакомство учащихся с произведением Е. Клюева “Сказки Простого Карандаша”;
– совершенствовать навык правильного, осознанного чтения учащихся;
– формирование способности к полноценному восприятию литературного текста; - делать выводы по изученному разделу учебника
2. Воспитательные:
– способствовать формированию нравственных качеств учащихся;
3. Развивающие:
– развитие критического мышления учащихся;
– развивать речь учащихся, расширять словарный запас;
– развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
Оборудование:
– для учителя: компьютер, экран, проектор, наглядный материал.
– для учащихся: учебник О.В. Кубасовой “Литературное чтение” 3 класс часть вторая
I . Организационный момент.
– Проверьте, всё ли готово к уроку. Соберитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь с гостями садитесь. У нас давно был урок литературного чтения, но я надеюсь, вы хорошо подготовились и не забыли с каким произведением мы познакомились на прошлом занятии.
II . Актуализация знаний учащихся.
Для меня резинка, братцы, лютый враг!
Не могу я столковаться с ней никак.
Сделал я кота и кошку - красота!
А она прошлась немножко - нет кота!
С ней хорошую картинку не создашь!
Так во всю ругал резинку . (Покажите свои ответы в рабочих тетрадях, которые вы выполнили дома)
(Карандаш)
- Сегодня главным героем нашего урока опять будет Простой Карандаш. С каким же произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Напомните мне Простой Карандаш , как говорил про сказки? (Запись на доске)
_ Что вы можете вспомнить об этом авторе?
Слайд № 2: фотография писателя Е. Клюева.
Евгений Клюев – один из самых загадочных писателей современности.
Родился Е. Клюев в Твери в 1954 году. За свою жизнь приобрел много профессий: журналист, писатель, переводчик, ученый.
Е. Клюев живет сейчас в Дании, где жил когда-то Г. Х. Андерсен, и пишет замечательные сказки. Про рыбок в аквариуме, про слона в зоопарке, про маленьких кузнечика, лягушонка и аистенка, про увлекательное путешествие одного чайного пакетика. Ерунда, вроде бы, сказки – и только. Но сколько в них тайн!
III .Работа по теме урока
- На уроке мы поможем главному персонажу Простому Карандашу найти ответы на волнующие его вопросы.
- И ответим на главный вопрос: Почему эта сказка находится в разделе…..В каком разделе?
1. Словарная работа.
– В сказках встречаются часто непонятные слова, значения, которых мы узнаём в процессе чтения или ….Где ещё можно узнать значение слова?
Дети: В толковом словаре .
- А еще в тексте есть трудные слова для чтения, надеюсь, вы к ним подготовились. Сейчас проверим.
Слайд № 3 и № 4
2. Работа с учебником
- Мы сейчас будем отвечать на вопросы опираясь на текст.
- 1 вопрос вам задаст наш герой Простой Карандаш.
- Что было самым главным в моей жизни? (Написать, как можно больше прекрасных сказок. Всё в его сказках было не так как в жизни, а ведь для сказок это самое главное. )
Учитель: Найдите в тексте главных героев сказки кроме Простого Карандаша? (Ночник и Луна)
Учитель: Каким бы вы изобразили Ночник? Какие слова из текста помогли бы вам при ответе на этот вопрос? Какие взаимоотношения были у Ночника и Простого Карандаша?
- Какой поступок совершил Ночник? Почему он это сделал? (Перестал светить. Он завидовал Карандашу. Его упорству. Сказки запирают в стол, а он всё равно пишет)
- Какими бы вы изобразили цветных родственников простого карандаша? Какие слова из текста помогут вам в этом?
- Какими были отношения Простого Карандаша и Цветных карандашей? (Они учили его жить для себя, а может просто жалели, чтобы он быстро не старился. Читать: Простой Карандаш кивал в ответ, но, едва лишь наступала ночь, опять нёсся по чистому листу за какой-нибудь ……)
-У нашего героя снов возник вопрос
- Ребята, почему мои сказки были заперты в стол? Кем они были заперты?
- Какой поступок совершил Простой карандаш в последний день своей жизни?
- Почему раньше карандаш писал о принцессах, а в последний день написал сказку о Вечной жизни? Был ли он неудачником?
Слайд №7 Учитель: Как же сказки попали в руки людей?
Слайд: №8 Ребята карандаш снова задает вам свой вопрос:
-А в начале Кто по ночам читал мои сказки?
Физминутка
- Чтобы продолжить работу, сначала выполним несколько упражнений
Слайд №9! Слайд №10!
Выборочное чтение с использованием метода цветописи.
– Текст сказки напечатан черно-белым шрифтом, как будто простым карандашом. А если бы вы записывали эту сказку цветными карандашами, то какие цвета бы выбрали? Или только тёмные - цвета грусти?
- Прочитайте отрывок, который бы вы окрасили в темный цвет.
- Настроение радости выражается светлыми, яркими красками.
- Прочитайте отрывок, который создает такое настроение.
_-Вам понравилась сказка?
4. Итог занятия
-Это была последняя сказка и в этом разделе и в этом учебнике. Давайте вспомним все сказки
- С произведениями какого литературного жанра мы работали в этом разделе?
-Это сказки были народные или авторские? С какой целью авторы каждой сказки писали свои произведения?
- Мы сегодня хорошо поработали. Сейчас подведем итог, в этом вам помогут следующие фразы.
Слайд № 12
Я узнал…
Я понял…
– Продолжите эти фразы.
Слайд№13 Сказки нельзя запреть на ключ?
(Сказки бывают очень забавные, бывают поучительные, но сказки делают людей добрее. К нам дошли сказки, которые даже никто никуда не записывал и не прятал в стол. Хорошие произведения нельзя спрятать – о них всё равно узнают и они останутся а наших душах и сердцах)
- Какие поступки мы должны совершать? Слайд№14
- Кто согласен приклейте сердечко в нашу книгу.
Слайд №15 Спасибо вам за урок. Спасибо за правильные ответы на вопросы которые задавал вам наш герой сказки.
Сердечко, Вырезанное из Картона
Любое использование текста и иллюстраций разрешено только с согласия издательства.
© Клюев Е., текст, 2020
© Павликовская М., иллюстрации, обложка, 2020
Сказки Простого Карандаша
– Странный Вы… – так всегда говорил Простому Карандашу Ночник. Ночник – это светильник, который ночью светит, профессия у него такая. – …странный Вы! Да. Зачем Вы пишете сказки?
– Чтобы они были, – отвечал Простой Карандаш, не отрываясь от бумаги: он как раз сейчас заканчивал новую сказку о Прекрасной Принцессе.
– И что же будет, когда Вы напишете эту сказку?
– Будет сказка, – улыбался Простой Карандаш. – Ещё одна сказка.
– Понятно. И Вашу сказку опять положат в стол и запрут там на ключ!
Простой Карандаш останавливался и вздыхал. Ночник говорил правду. Сказки Простого Карандаша всегда клали в стол и запирали на ключ. От этого было очень грустно. Всякому станет грустно, если его сказки запрут на ключ.
– Может быть, – допытывался Ночник, – Вы пишете плохие сказки? Иначе их не запирали бы на ключ, а?
– Может быть, и плохие, – покорно повторял за Ночником Простой Карандаш, чтобы снова и снова не спорить с ним.
Сам-то он знал, что пишет хорошие сказки. Его сказки были простые, а простая сказка – это и значит хорошая. Только сказки всё равно попадали в стол и пропадали в столе. Стол был огромным, и ящик в нём был огромным – как пропасть.
Простой Карандаш писал, а Ночник светил.
Но Простой Карандаш, понятное дело, никогда не произносил этого вслух.
Ему, конечно же, очень хотелось заглянуть в стол – не тесно ли там его сказкам. Он забыл уже, сколько их: он давно сбился со счёта. Всех теперь, пожалуй, и не вспомнить: самая первая появилась тогда, когда Простой Карандаш был ещё совсем большим. Ведь у карандашей всё не как у людей: люди рождаются маленькими – потом вырастают большими. Карандаши же, наоборот, рождаются большими, а потом становятся маленькими – и в этом их старость. Чем чаще карандаш затачивают, тем он старше.
Наш Простой Карандаш был пока не очень маленьким, но уже и не очень большим. Вот только в последнее время он как-то быстро стал уменьшаться: наверное, потому, что теперь, записывая сказки, всё сильнее волновался – ну и ломался от этого. Его, разумеется, сразу опять затачивали… в общем, Простой Карандаш старился на глазах.
А в стол Простой Карандаш, значит, не пускали. К утру его обычно ставили в специальный стаканчик, где жили цветные родственники Простого Карандаша. Они очень гордились своей нескончаемой юностью и громадным своим ростом.
– Ты неудачник, – говорили цветные карандаши Простому. – Корпишь над какой-то ерундой, которую всё равно никто не читает! Брал бы пример с нас: мы не размениваемся на пустяки. Мы разрешаем пользоваться собой только тогда, когда надо подчеркнуть какую-нибудь особенно важную мысль.
Простой Карандаш устало кивал в ответ, но, едва лишь наступала ночь, опять исчезал из стаканчика – нестись по ослепительному листу бумаги за всё время убегавшей принцессой. Такова уж была его судьба, да оно и понятно: простые сказки удобнее всего писать простым карандашом.
Однажды ночью Ночник щёлкнул и перестал светить.
– Хватит! – сказал он в сердцах. – Мне надоело. Я не хочу больше тратить на Вас свет. Всё равно от Ваших сказок никакого проку.
И Простой Карандаш начал писать при свете Луны. Луне ведь света ни для кого не жалко. Тем более что, освещая стол, Луна нет-нет да и бросала взгляд на сказки. А как-то призналась:
– Ты хорошо пишешь. Я люблю твоих принцев и принцесс. Мне от них ещё грустнее на свете.
До сих пор Простому Карандашу никогда не говорили ничего подобного. Ведь сказок его никто не читал: они лежали в столе, а стол был заперт на ключ!
Простой Карандаш вздрогнул – и от растерянности даже упал на пол. Его пришлось затачивать – причём не один раз, а два, потому что он сломался ещё и внутри. Но мы-то с вами знаем: когда у нас что-то ломается внутри, наши сказки становятся лучше. Так произошло и сейчас: новая сказка о Прекрасной Принцессе оказалась само совершенство – всё в ней было не так, как в жизни… а ведь для сказки это самое главное!
Настал день, когда Простой Карандаш заточили в последний раз.
Увы, теперь его осталось только на одну сказку, причём совсем коротенькую. И тогда Простой Карандаш написал Сказку о Вечной Жизни. А наутро его выбросили в мусорное ведро.
Цветные родственники Простого Карандаша вспоминали о нём с нежностью, но без грусти. Они все ещё были молодыми и полными сил, потому что никогда не разменивались на пустяки и разрешали пользоваться собой только тогда, когда надо было подчеркнуть особенно важную мысль. А особенно важные мысли, как известно, приходят редко.
Тем бы и закончилась наша простая история о Простом Карандаше, если бы однажды кто-то не забыл задвинуть ящик письменного стола. И тогда – через щёлочку – сказки Простого Карандаша, словно птицы, выпорхнули наружу и разлетелись по всему свету. Люди прочли их и полюбили. Простой Карандаш, правда, уже не узнал об этом. Но мы-то с вами знаем, что сказки не запереть на ключ.
Сердечко, Вырезанное из Картона
Когда Сердечко вырезали из картона, оно страшно обрадовалось: одно дело быть нарисованным и совсем другое – вырезанным! Хотя, конечно, послушать некоторых нарисованных – так они чуть ли не живее всех живых… только это враньё: в лучшем случае эти нарисованные – как живые, то есть очень похожи на живых. Однако быть живым и быть похожим на живого совершенно не одно и то же! Живой куда хочет, туда и идёт, а похожий на живого остаётся там, где оставили.
Но, значит, если тебя вырезали, ты уж точно живой и можешь отправляться куда хочешь. Ты теперь сам по себе, а картон, из которого ты вырезан, – сам по себе: между вами больше нет ничего общего. Вас даже обратно уже не соединить!
Легко сказать – иди куда хочешь… А если ты во все стороны света хочешь? Потому что у Сердечка-Вырезанного-из-Картона было именно так: оно как раз и хотело во все стороны света!
– Я хочу во все стороны света, потому что я всех люблю! – сказало Сердечко-Вырезанное-из-Картона. И собралось было идти, но почему-то затопталось на месте.
Читайте также: