Сказки про адаптацию к школе

Обновлено: 07.07.2024

Приключения будущих первоклассников: психологиче­ские занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошколь­ного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психи­ческому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Книга будет интересна специалистам, работающим с деть­ми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подгото­вить ребенка к обучению в школе.

Подписано в печать 30.06.2007.

Формат 60 х 88 1 /- Объем 15 печ. л.

Тираж 2500 экз. Заказ № 1388

Отпечатано с готовых диапозитивов

© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007

© П. В. Борозенец, обложка, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Структура и концептуальная основа

Основной метод воздействия

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Возрастные нормы психического развития детей 7 лет

Тематическое планирование психологических занятий

Программа психологических занятий

Приложение 1. Карта психологического развития ребенка

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Анкета для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к шко­ле. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обуче­ния в начальной школы.

На сегодняшний день существует большое количе­ство теоретической и методической литературы, касаю­щейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Изда­ются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педаго­гических и психологических задач. В то же время боль­шинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психо­логические занятия с детьми выделены как особая фор­ма работы. В связи с этим возникает противоречие в ра­боте педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся пси­хического развития ребенка дошкольного возраста с уче­том возрастных и индивидуальных особенностей; рас­крыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических заня­тий с детьми старшего дошкольного возраста представ­ляет собой набор стратегий, направленных на достиже­ние определенных целей:

- развитие познавательных и психических процес­сов — восприятия, памяти, внимания, воображе­ния;

- развитие интеллектуальной сферы — мысли­тельных умений, наглядно-действенного, на­глядно-образного, словесно-логического, твор­ческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребен­ка в мир человеческих эмоций;

- развитие коммуникативных умений, необходи­мых для успешного протекания процесса обще­ния;

- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение увереннос­ти в себе;

- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необхо­димых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обуче­нию.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА

И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой про­граммы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущ­ности человека индивид включен в социальную деятель­ность изначально, так как имеет внутренние предпосыл­ки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Первой и определяющей формой социализации вы­ступает идентификация. Идентификация является осно­вой двух других форм социализации — индивидуализа­ции и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения инди­видом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользо­ваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств лич­ности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе про­граммы все три формы социализации реализуются одно­временно, хотя содержательно они представлены по-раз­ному.

На занятиях необходимо создавать условия для пе­реживания общности с другими, радости в процессе об­щения, проявления внутренней психологической актив­ности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уни­кальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реали­зацию факторов развития (модально-специфических, про­извольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходи­мой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональ­ной близости служит основой механизмов развития моз­говых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ре­бенка.

Построение программы и проведение занятий осно­вывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- развивающий и воспитательный характер учеб­ного материала;

- комплексность построения занятий;

- наличие обратной связи на занятиях;

- обогащение жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

В программе учтены возрастные особенности психи­ки детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ве­дущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделе­но подбору литературных произведений сказочного содер­жания, предъявляемых в качестве стимульного материа­ла. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воз­действия, способствующим формированию коммуника­тивных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и груп­повых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития соци­альной уверенности ребенка) и профилактический харак­тер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведе­ния. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и иг­рой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказ­ка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — не­зависимо от того, была эта игра сыграна или нет.

Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкос­тью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познаватель­ных процессов). Акцент делается на развитии познава­тельных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предус­матривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети

могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чув­ства.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсцениров­кой сюжета. По ходу сказки взрослый действует кукла­ми, от имени кукол представляет детям проблемные си­туации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами раз­решить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, исполь­зуя приведенную ниже схему. Цель работы на этом эта­пе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их лич­ный опыт.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрача­ется тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать не­гативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:

2. Букет для учителя.

3. Смешные страхи.

5. Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являют­ся дополнительным мотивирующим фактором. Предла­гаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращать­ся со школьными принадлежностями, адекватно отно­ситься к ним, развивают аккуратность и самостоятель­ность:

1. Собирание портфеля.

3. Госпожа Аккуратность.

5. Волшебное яблоко (воровство).

6. Подарки в день рождения.

Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятель­ности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следу­ющие сказки:

1. Домашнее задание.

2. Школьные оценки.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

"Рыбка - Всезнайка"

Адаптация ребенка к школе.

В подводном царстве, в подводном государстве жила была рыбка. Все друзья и знакомые звали её Всезнайка. На внешний вид это была самая обыкновенная, ничем не примечательная рыбка, но на самом деле она была умной, веселой и доброй. Больше всего Всезнайка любила проводить время на берегу моря, так как там находилась школа. Она часами могла наблюдать, как дети с удовольствием идут в школу, учатся, общаются на переменах. Ей было жалко, что в их подводном царстве нет такой школы. Ведь там учатся не только взрослые дети, но и маленькие.

Но вот однажды гонцы от короля Тритона принесли известие Всезнайке о том, что скоро состоится открытие школы для самых маленьких рыбок. Король Тритон предложил Всезнайке принять участие в подготовке открытия школы. Всезнайка с удовольствием согласился и тут же принялся за работу. В школе красиво украсили комнаты, которые у нас на земле называют классы. Там поставили парты, стулья, специальные подводные компьютеры, похожие на ракушки. На стены повесили самых знаменитых рыбок, а так же звезду, которую у нас называют расписание занятий. На каждом из концов звезды висело расписание уроков и звонков на перемену. Всезнайка позаботился о пригласительных для маленьких рыбок и их родителей на 1 сентября. Когда гонцы разослали приглашение все было готово к приему первых учеников.

В подводном царстве оставалась одна неделя до открытия школы. Всезнайка собрал всех родителей на родительское собрание, где сделал несколько объявлений:

- Вашим классным руководителем буду я – Всезнайка. Я буду помогать детям получать новые знания, правильно вести себя со старшими, помогать в трудные минуты.

- А что вы можете сказать о том, что будут делать дети в вашей школе целый день? – спросил морской Еж.

- Конечно же учиться – воскликнул Всезнайка и продолжил – У нас будут проходить интересные занятия, где дети смогут научиться читать, писать, узнают много нового о нашем подводном мире. В промежутках между занятиями будут перемены по 10 минут – дети смогут отдохнуть и приготовиться к следующему занятию. А так же в праздничные дни будут проходить концерты в которых примут участие ваши дети.

- А как должны выглядеть школьники? Для этого нужно что-то особенное – спросила Акула.

Отношение к урокам

Наступило 1 сентября. После торжественной линейки все маленькие рыбки поспешили в комнаты. Они долго осматривались, увидели много новых предметов и захотели поскорей узнать для чего они предназначены. Когда вошел Всезнайка рыбки на перебой стали задавать вопросы.

- Тихо, тихо, садитесь на свои места – сказал Всезнайка, - С начало давайте познакомимся, а потом вы будите поднимать плавники и я по очереди буду отвечать на ваши вопросы.

- Давайте – дружно согласились рыбки.

- Меня зовут Всезнайка, я ваш классный руководитель, научу вас читать, писать, и расскажу много нового о нашем подводном царстве.

Следуя примеру Всезнайки Акуленок, морской Ежик, Плотва, Скат, Медуза и другие рыбки с удовольствием рассказали о себе, о своих увлечениях.

- А что это за звезда? – спросил Акуленок.

- Это не просто звезда это ваше расписание уроков. – сказал Всезнайка. Здесь вы сможете узнать, когда и во сколько будет проходить урок, когда начнется перемена. Рыбки, а кто из вас знает как надо вести себя на уроке?

- Я знаю – ответил морской Еж. – Необходимо слушать, что говорит учитель, запоминать, выполнять домашнее задание.

- А еще надо вести себя тихо, и говорить только тогда когда разрешит учитель – добавил Акуленок.

- А еще нельзя опаздывать на урок и приходить всегда вовремя – добавила плотва.

- Молодцы рыбки! Оказывается, вы уже знакомы с правилами поведения на уроке - ответил Всезнайка.

Потом рыбки узнали, для чего нужна доска, мел, парты, стулья и многое другое.

Отношение к вещам

Прошла неделя как рыбки каждый день плавали с удовольствием на занятия. Но вот однажды перед звонком на урок влетает акуленок. Все рыбки были удивлены, на сколько грязный у него был портфель. Акуленок быстро доставал помятые тетради, рваные книги. Прозвенел звонок на урок и в класс вошел Всезнайка.

- Здравствуйте рыбки. Ваше домашнее задание было раскрасить морскую звезду по картинке. Все справились с домашним заданием?

- Нет. Я не справился – ответил Акуленок.

- Почему? – спросил Всезнайка.

- Потому что у меня нет страницы в книге, где нарисована морская звезда.

Всезнайка попросил книгу у Акуленка и действительно там был выдернут лист с морской звездой.

- Акуленок а почему у тебя книга без листа? – спросил Всезнайка.

- Потому что прийдя домой я забыл положить книгу на место, а наша домашняя лягушка стала играть с ней и лист порвался.

- Рыбки вы все так поступаете со своими школьными принадлежностями? – спросил Всезнайка.

- Нет – ответил морской Еж – когда я прихожу домой, то выкладываю книги и тетради на специальную полку и никогда не разрешаю домашним животным играть с ними.

- Сегодня я не поставлю тебе двойку Акуленок. Но только пообещай, что больше с твоими школьными принадлежностями домашние животные играть не будут. И у тебя всегда будет готово домашнее задание.

Уроки закончились, и акуленок поспешил домой. Как всегда он разбросал книги и тетради, не сделав для себя никаких выводов. Оставшийся вечер он весело играл с ребятами на улице.

Когда наступила ночь, Акуленок лег спать. Во сне ему приснилось, как будто грязный портфель гонится за ним по длинной и темной дороге и грозится с ним поступить так же, как он поступает каждый день. Когда Акуленку удается свернуть за кораллу, то он натыкается на помятые тетрадки и рваные книжки. Они горько плакали, и говорили, что когда-нибудь уйдут к морскому ежу, а Акуленок останется один. Тут сон оборвался, Акуленок встревоженный поспешил посмотреть на месте ли его портфель, тетради, книги. Когда он обнаружил их, то поспешил скорей отмыть портфель, одеть обложки на тетради, и заклеить книги, после проделанной работы аккуратно разложил школьные принадлежности на свои места.

С тех пор Акуленок всегда внимательно следил за своими вещами. У него не было больше ни помятой тетради, ни грязного портфеля, ни порванной книги.

В одно прекрасное утро на уроке Всезнайка как всегда проверял все ли ученики пришли. Дойдя по списку до Ската, Всезнайка сделал акцент, что его очень часто нет на уроках.

- У меня просто бабушка болеет, вот я иногда и присматриваю за ней – ответил Скат.

- Все понятно передай бабушке пусть быстрее выздоравливает и больше никогда не болеет – ответил Всезнайка.

Конечно же бабушка у Ската не болела, просто ему нравилось плавать по парку и кататься на каруселях.

Тем не менее Всезнайка решил навести больную бабушку, и узнать может сможет ли чем-нибудь помочь. Когда наступил конец рабочего дня Всезнайка отправился к дому Ската. Возле дома он встретил маму Ската и поинтересовался как здоровье бабушки, идет ли на поправку. Мама была удивлена такому вопросу:

- Слава богу она не болеет, здорова.

Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Скат понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по щечкам Ската, чувство стыда и страха поселилось в душе. Мамам позвала ската поближе и попросила объяснить что все это означает. Скат начал оправдываться, на что Всезнайка ответил:

- Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес Всезнайка. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!

Лисенок не смог ничего ответить, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор.

- Я буду стараться быть честным! И никогда не прогуливать уроки! - пообещал он Всезнайке и маме.

- Я верю в тебя! - ответил Всезнайка.

Отношение к здоровью

Приближались холода. Пора не только утеплять организм сверху, но и укреплять иммунитет. Для этого каждой рыбке делают прививки, чтобы они не болели, а были здоровыми и сильными. Весть о прививке разошлась по школе очень быстро, все дети были взволнованы, так как ужасно бояться уколов.

- Ой это же так больно! – воскликнул Акуленок.

- Да и к тому же иголка такая большая… - ответил Скат.

- Вам не надо бояться дорогие мои рыбки – сказал Всезнайка. – У меня есть замечательные водоросли от страха. Вы съедаете небольшой кусочек водорослей и считаете до 100, чтобы страх полностью исчез.

- Значит, больно не будет? – спросил морской еж.

- Конечно же, нет. Ведь это волшебные водоросли - ответил всезнайка. – Я покажу вам на своем примере. – И учитель первый зашел делать прививку.

Рыбки посмотрели на учителя, что ему не больно и перед тем как зайти в комнату ели водоросли и считали до 100.

Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрача­ется тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать не­гативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:

2. Букет для учителя.

3. Смешные страхи.

5. Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являют­ся дополнительным мотивирующим фактором. Предла­гаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращать­ся со школьными принадлежностями, адекватно отно­ситься к ним, развивают аккуратность и самостоятель­ность:

1. Собирание портфеля.

3. Госпожа Аккуратность.

5. Волшебное яблоко (воровство).

6. Подарки в день рождения.

Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятель­ности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следу­ющие сказки:

1. Домашнее задание.

2. Школьные оценки.

Сказки о здоровье, в том числе психическом

Проблемы усталости, раздражительности, вызван­ные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребен­ка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:

1. Обманный отдых.

2. Бабушкин помощник.

Сказки о школьных конфликтах

Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционально­го дискомфорта, вызванного теми или иными события­ми школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки по­зволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способ­ствующему разрядке (отреагированию) негативных эмо­ций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:

2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

3. Задача для Лисенка (ложь).

6. Хвосты (межгрупповые конфликты).

9. Дружная страна (межполовые конфликты). Заключительная сказка: Гордость школы.

Схема размышления над сказками и их обсуждения

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7ЛЕТ

Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. Возрастные особенности:

1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.

2. Переход к младшему школьному возрасту.

3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паяснича­нье, демонстративное поведение).

4. Повышенная чувствительность.

5. Полное доверие взрослому, принятие точки зре­ния взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.

6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-об­разное мышление.

Цели и задачи взрослых:

1. Способствовать формированию учебно-познава­тельного мотива.

2. Способствовать развитию мышления.

3. Формировать произвольность всех психических процессов.

4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.

5. Способствовать формированию коммуникатив­ных навыков сотрудничества в общении со свер­стником.

6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.

7. Способствовать формированию внутреннего пла­на действий через интериоризацию структуры деятельности.

8. Продолжать формировать этические представле­ния.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ

Мотивационная готовность к школе

Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.

Память

Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.

Слуховая образная — 7 звуков.

Слуховая вербальная — 7-8 слов.

Тактильная — 7 предметов.

Словесно-логическая. Произвольность памяти.

Внимание

Объем — 7-8 предметов.

Устойчивость — 25-30 минут.

Концентрация: нахождение известного изображе­ния, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плот­ности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение

Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материа­лами, придумывание различных игровых сюжетов.

Интеллектуальная сфера

- Умение устанавливать причинно-следственные

- Умение находить решение проблемных ситуа­ций.

- Умение формулировать позиции различных пер­сонажей в литературном произведении.

- Умение выстраивать аргументацию к своей по­зиции с учетом контраргументов.

- Исключение на основе всех изученных обобще­ний.

Зрительный синтез

Способность составить целое из 9 частей без образ­ца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 от­личий, в том числе существенные признаки.

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:

- Выполнение операции конкретизации на осно­ве всех имеющихся обобщений.

- Выполнение сериации по всем свойствам предме­тов.

- Выполнение операции классификации по суще­ственным признакам.

Волевая сфера

- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

- Сформированность итогового и пошагового само­контроля.

- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера

- Умение критически относиться к своим поступ­кам.

- Появление элементов рефлексии, устойчивой са­мооценки.

Новообразования

- Внутренний план действий.

- Произвольность всех психических процессов.

- Возникновение соподчинения мотивов.

- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное от­ношение к себе.

- Возникновение первой целостной картины мира.

- Появление учебно-познавательного мотива.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Прокрутить вверх


Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.



Приключения будущих первоклассников: психологиче­ские занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошколь­ного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психи­ческому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.

Книга будет интересна специалистам, работающим с деть­ми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подгото­вить ребенка к обучению в школе.

Подписано в печать 30.06.2007.

Формат 60 х 88 1 /- Объем 15 печ. л.

Тираж 2500 экз. Заказ № 1388

Отпечатано с готовых диапозитивов

© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007

© П. В. Борозенец, обложка, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Структура и концептуальная основа

Основной метод воздействия

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

Возрастные нормы психического развития детей 7 лет

Тематическое планирование психологических занятий

Программа психологических занятий

Приложение 1. Карта психологического развития ребенка

Приложение 2. Анкета для родителей

Приложение 3. Анкета для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к шко­ле. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обуче­ния в начальной школы.

На сегодняшний день существует большое количе­ство теоретической и методической литературы, касаю­щейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Изда­ются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педаго­гических и психологических задач. В то же время боль­шинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психо­логические занятия с детьми выделены как особая фор­ма работы. В связи с этим возникает противоречие в ра­боте педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся пси­хического развития ребенка дошкольного возраста с уче­том возрастных и индивидуальных особенностей; рас­крыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических заня­тий с детьми старшего дошкольного возраста представ­ляет собой набор стратегий, направленных на достиже­ние определенных целей:

- развитие познавательных и психических процес­сов — восприятия, памяти, внимания, воображе­ния;

- развитие интеллектуальной сферы — мысли­тельных умений, наглядно-действенного, на­глядно-образного, словесно-логического, твор­ческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребен­ка в мир человеческих эмоций;

- развитие коммуникативных умений, необходи­мых для успешного протекания процесса обще­ния;

- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение увереннос­ти в себе;

- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необхо­димых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обуче­нию.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА

И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА

Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Галь­перин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой про­граммы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.

Согласно концепции интегральной социальной сущ­ности человека индивид включен в социальную деятель­ность изначально, так как имеет внутренние предпосыл­ки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.

Первой и определяющей формой социализации вы­ступает идентификация. Идентификация является осно­вой двух других форм социализации — индивидуализа­ции и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения инди­видом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользо­ваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.

Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств лич­ности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе про­граммы все три формы социализации реализуются одно­временно, хотя содержательно они представлены по-раз­ному.

На занятиях необходимо создавать условия для пе­реживания общности с другими, радости в процессе об­щения, проявления внутренней психологической актив­ности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уни­кальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является

Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реали­зацию факторов развития (модально-специфических, про­извольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходи­мой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональ­ной близости служит основой механизмов развития моз­говых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ре­бенка.

Построение программы и проведение занятий осно­вывается на следующих принципах:

- системность подачи материала;

- развивающий и воспитательный характер учеб­ного материала;

- комплексность построения занятий;

- наличие обратной связи на занятиях;

- обогащение жизненного опыта детей;

- доверие и анонимность;

В программе учтены возрастные особенности психи­ки детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ве­дущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

В предложенной программе особое внимание уделе­но подбору литературных произведений сказочного содер­жания, предъявляемых в качестве стимульного материа­ла. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воз­действия, способствующим формированию коммуника­тивных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и груп­повых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития соци­альной уверенности ребенка) и профилактический харак­тер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ

Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического клима­та и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведе­ния. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.

В сказкотерапии возможно использование уже гото­вых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказ­ки связываются с личным опытом ребенка, с его пробле­мами, а также составление психологом специально-на­правленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по струк­туре и содержанию должен быть связан с жизнью и труд­ностями ребенка.

Сказка удовлетворяет три доминирующие психоло­гические потребности ребенка:

1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои соб­ственные силы.

3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убе­гает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и иг­рой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказ­ка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — не­зависимо от того, была эта игра сыграна или нет.

Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.

Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкос­тью или паузой.

Второй этап (активизация и развитие познаватель­ных процессов). Акцент делается на развитии познава­тельных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенно­го, наглядно-образного, словесно-логического, творчес­кого и критического мышления.

Третий этап (эмоционально-эстетический). Предус­матривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети

могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чув­ства.

Рассказ сказки обычно сопровождается инсцениров­кой сюжета. По ходу сказки взрослый действует кукла­ми, от имени кукол представляет детям проблемные си­туации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами раз­решить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, исполь­зуя приведенную ниже схему. Цель работы на этом эта­пе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их лич­ный опыт.

Сказки для школьной адаптации

Поступление в школу — это новый этап в жизни ре­бенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрача­ется тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать не­гативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:

2. Букет для учителя.

3. Смешные страхи.

5. Школьные правила.

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды

Для некоторых детей школьные атрибуты являют­ся дополнительным мотивирующим фактором. Предла­гаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращать­ся со школьными принадлежностями, адекватно отно­ситься к ним, развивают аккуратность и самостоятель­ность:

1. Собирание портфеля.

3. Госпожа Аккуратность.

5. Волшебное яблоко (воровство).

6. Подарки в день рождения.

Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям

Адекватное отношение к результатам своей деятель­ности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следу­ющие сказки:

1. Домашнее задание.

2. Школьные оценки.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)

Читайте также: