Сказки про адаптацию к школе
Обновлено: 07.07.2024
Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Книга будет интересна специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе.
Подписано в печать 30.06.2007.
Формат 60 х 88 1 /1в- Объем 15 печ. л.
Тираж 2500 экз. Заказ № 1388
Отпечатано с готовых диапозитивов
© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007
© П. В. Борозенец, обложка, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и концептуальная основа
Основной метод воздействия
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Возрастные нормы психического развития детей 7 лет
Тематическое планирование психологических занятий
Программа психологических занятий
Приложение 1. Карта психологического развития ребенка
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Анкета для педагогов
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школы.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникает противоречие в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обучению.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА
И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- наличие обратной связи на занятиях;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети
могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:
2. Букет для учителя.
3. Смешные страхи.
5. Школьные правила.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:
1. Собирание портфеля.
3. Госпожа Аккуратность.
5. Волшебное яблоко (воровство).
6. Подарки в день рождения.
Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:
1. Домашнее задание.
2. Школьные оценки.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)
"Рыбка - Всезнайка"
Адаптация ребенка к школе.
В подводном царстве, в подводном государстве жила была рыбка. Все друзья и знакомые звали её Всезнайка. На внешний вид это была самая обыкновенная, ничем не примечательная рыбка, но на самом деле она была умной, веселой и доброй. Больше всего Всезнайка любила проводить время на берегу моря, так как там находилась школа. Она часами могла наблюдать, как дети с удовольствием идут в школу, учатся, общаются на переменах. Ей было жалко, что в их подводном царстве нет такой школы. Ведь там учатся не только взрослые дети, но и маленькие.
Но вот однажды гонцы от короля Тритона принесли известие Всезнайке о том, что скоро состоится открытие школы для самых маленьких рыбок. Король Тритон предложил Всезнайке принять участие в подготовке открытия школы. Всезнайка с удовольствием согласился и тут же принялся за работу. В школе красиво украсили комнаты, которые у нас на земле называют классы. Там поставили парты, стулья, специальные подводные компьютеры, похожие на ракушки. На стены повесили самых знаменитых рыбок, а так же звезду, которую у нас называют расписание занятий. На каждом из концов звезды висело расписание уроков и звонков на перемену. Всезнайка позаботился о пригласительных для маленьких рыбок и их родителей на 1 сентября. Когда гонцы разослали приглашение все было готово к приему первых учеников.
В подводном царстве оставалась одна неделя до открытия школы. Всезнайка собрал всех родителей на родительское собрание, где сделал несколько объявлений:
- Вашим классным руководителем буду я – Всезнайка. Я буду помогать детям получать новые знания, правильно вести себя со старшими, помогать в трудные минуты.
- А что вы можете сказать о том, что будут делать дети в вашей школе целый день? – спросил морской Еж.
- Конечно же учиться – воскликнул Всезнайка и продолжил – У нас будут проходить интересные занятия, где дети смогут научиться читать, писать, узнают много нового о нашем подводном мире. В промежутках между занятиями будут перемены по 10 минут – дети смогут отдохнуть и приготовиться к следующему занятию. А так же в праздничные дни будут проходить концерты в которых примут участие ваши дети.
- А как должны выглядеть школьники? Для этого нужно что-то особенное – спросила Акула.
Отношение к урокам
Наступило 1 сентября. После торжественной линейки все маленькие рыбки поспешили в комнаты. Они долго осматривались, увидели много новых предметов и захотели поскорей узнать для чего они предназначены. Когда вошел Всезнайка рыбки на перебой стали задавать вопросы.
- Тихо, тихо, садитесь на свои места – сказал Всезнайка, - С начало давайте познакомимся, а потом вы будите поднимать плавники и я по очереди буду отвечать на ваши вопросы.
- Давайте – дружно согласились рыбки.
- Меня зовут Всезнайка, я ваш классный руководитель, научу вас читать, писать, и расскажу много нового о нашем подводном царстве.
Следуя примеру Всезнайки Акуленок, морской Ежик, Плотва, Скат, Медуза и другие рыбки с удовольствием рассказали о себе, о своих увлечениях.
- А что это за звезда? – спросил Акуленок.
- Это не просто звезда это ваше расписание уроков. – сказал Всезнайка. Здесь вы сможете узнать, когда и во сколько будет проходить урок, когда начнется перемена. Рыбки, а кто из вас знает как надо вести себя на уроке?
- Я знаю – ответил морской Еж. – Необходимо слушать, что говорит учитель, запоминать, выполнять домашнее задание.
- А еще надо вести себя тихо, и говорить только тогда когда разрешит учитель – добавил Акуленок.
- А еще нельзя опаздывать на урок и приходить всегда вовремя – добавила плотва.
- Молодцы рыбки! Оказывается, вы уже знакомы с правилами поведения на уроке - ответил Всезнайка.
Потом рыбки узнали, для чего нужна доска, мел, парты, стулья и многое другое.
Отношение к вещам
Прошла неделя как рыбки каждый день плавали с удовольствием на занятия. Но вот однажды перед звонком на урок влетает акуленок. Все рыбки были удивлены, на сколько грязный у него был портфель. Акуленок быстро доставал помятые тетради, рваные книги. Прозвенел звонок на урок и в класс вошел Всезнайка.
- Здравствуйте рыбки. Ваше домашнее задание было раскрасить морскую звезду по картинке. Все справились с домашним заданием?
- Нет. Я не справился – ответил Акуленок.
- Почему? – спросил Всезнайка.
- Потому что у меня нет страницы в книге, где нарисована морская звезда.
Всезнайка попросил книгу у Акуленка и действительно там был выдернут лист с морской звездой.
- Акуленок а почему у тебя книга без листа? – спросил Всезнайка.
- Потому что прийдя домой я забыл положить книгу на место, а наша домашняя лягушка стала играть с ней и лист порвался.
- Рыбки вы все так поступаете со своими школьными принадлежностями? – спросил Всезнайка.
- Нет – ответил морской Еж – когда я прихожу домой, то выкладываю книги и тетради на специальную полку и никогда не разрешаю домашним животным играть с ними.
- Сегодня я не поставлю тебе двойку Акуленок. Но только пообещай, что больше с твоими школьными принадлежностями домашние животные играть не будут. И у тебя всегда будет готово домашнее задание.
Уроки закончились, и акуленок поспешил домой. Как всегда он разбросал книги и тетради, не сделав для себя никаких выводов. Оставшийся вечер он весело играл с ребятами на улице.
Когда наступила ночь, Акуленок лег спать. Во сне ему приснилось, как будто грязный портфель гонится за ним по длинной и темной дороге и грозится с ним поступить так же, как он поступает каждый день. Когда Акуленку удается свернуть за кораллу, то он натыкается на помятые тетрадки и рваные книжки. Они горько плакали, и говорили, что когда-нибудь уйдут к морскому ежу, а Акуленок останется один. Тут сон оборвался, Акуленок встревоженный поспешил посмотреть на месте ли его портфель, тетради, книги. Когда он обнаружил их, то поспешил скорей отмыть портфель, одеть обложки на тетради, и заклеить книги, после проделанной работы аккуратно разложил школьные принадлежности на свои места.
С тех пор Акуленок всегда внимательно следил за своими вещами. У него не было больше ни помятой тетради, ни грязного портфеля, ни порванной книги.
В одно прекрасное утро на уроке Всезнайка как всегда проверял все ли ученики пришли. Дойдя по списку до Ската, Всезнайка сделал акцент, что его очень часто нет на уроках.
- У меня просто бабушка болеет, вот я иногда и присматриваю за ней – ответил Скат.
- Все понятно передай бабушке пусть быстрее выздоравливает и больше никогда не болеет – ответил Всезнайка.
Конечно же бабушка у Ската не болела, просто ему нравилось плавать по парку и кататься на каруселях.
Тем не менее Всезнайка решил навести больную бабушку, и узнать может сможет ли чем-нибудь помочь. Когда наступил конец рабочего дня Всезнайка отправился к дому Ската. Возле дома он встретил маму Ската и поинтересовался как здоровье бабушки, идет ли на поправку. Мама была удивлена такому вопросу:
- Слава богу она не болеет, здорова.
Но это не был сон, а была самая настоящая реальность. Скат понимал это, на всякий случай даже ущипнул себя, но, кроме боли, он ничего не почувствовал. Слезы сами покатились по щечкам Ската, чувство стыда и страха поселилось в душе. Мамам позвала ската поближе и попросила объяснить что все это означает. Скат начал оправдываться, на что Всезнайка ответил:
- Ложь похожа на паука, который, пробравшись украдкой, начинает плести липкую паутину, - тихо произнес Всезнайка. - Сначала это может показаться забавной игрой, но потом каждый начинает понимать, что запутался, а выбраться не хватает сил и храбрости. И чем дольше продолжается вранье, тем крепче становится паутина. Если ты хочешь вырасти свободным и счастливым, прогони паука, разорви паутину!
Лисенок не смог ничего ответить, потому что ком в горле мешал произнести слова. Но он уже понимал, что ложь причиняет вред, прежде всего, самому лжецу. И Лисенок сделал свой выбор.
- Я буду стараться быть честным! И никогда не прогуливать уроки! - пообещал он Всезнайке и маме.
- Я верю в тебя! - ответил Всезнайка.
Отношение к здоровью
Приближались холода. Пора не только утеплять организм сверху, но и укреплять иммунитет. Для этого каждой рыбке делают прививки, чтобы они не болели, а были здоровыми и сильными. Весть о прививке разошлась по школе очень быстро, все дети были взволнованы, так как ужасно бояться уколов.
- Ой это же так больно! – воскликнул Акуленок.
- Да и к тому же иголка такая большая… - ответил Скат.
- Вам не надо бояться дорогие мои рыбки – сказал Всезнайка. – У меня есть замечательные водоросли от страха. Вы съедаете небольшой кусочек водорослей и считаете до 100, чтобы страх полностью исчез.
- Значит, больно не будет? – спросил морской еж.
- Конечно же, нет. Ведь это волшебные водоросли - ответил всезнайка. – Я покажу вам на своем примере. – И учитель первый зашел делать прививку.
Рыбки посмотрели на учителя, что ему не больно и перед тем как зайти в комнату ели водоросли и считали до 100.
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:
2. Букет для учителя.
3. Смешные страхи.
5. Школьные правила.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:
1. Собирание портфеля.
3. Госпожа Аккуратность.
5. Волшебное яблоко (воровство).
6. Подарки в день рождения.
Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:
1. Домашнее задание.
2. Школьные оценки.
Сказки о здоровье, в том числе психическом
Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:
1. Обманный отдых.
2. Бабушкин помощник.
Сказки о школьных конфликтах
Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:
2. Шапка-невидимка (демонстративное поведение).
3. Задача для Лисенка (ложь).
6. Хвосты (межгрупповые конфликты).
9. Дружная страна (межполовые конфликты). Заключительная сказка: Гордость школы.
Схема размышления над сказками и их обсуждения
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 7ЛЕТ
Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение. Возрастные особенности:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2. Способствовать развитию мышления.
3. Формировать произвольность всех психических процессов.
4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
8. Продолжать формировать этические представления.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ 7 ЛЕТ
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов.
Слуховая образная — 7 звуков.
Слуховая вербальная — 7-8 слов.
Тактильная — 7 предметов.
Словесно-логическая. Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов.
Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов.
Интеллектуальная сфера
- Умение устанавливать причинно-следственные
- Умение находить решение проблемных ситуаций.
- Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
- Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
- Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
- Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
- Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
- Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера
- Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
- Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
- Умение планировать свою деятельность. - Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
- Умение критически относиться к своим поступкам.
- Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
Новообразования
- Внутренний план действий.
- Произвольность всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов.
- Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
- Возникновение первой целостной картины мира.
- Появление учебно-познавательного мотива.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.
Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
В предлагаемой книге читатель найдет подробное описание психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе. В книге обобщены и структурированы различные подходы к психическому развитию ребенка дошкольного возраста; раскрыты основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе.
Книга будет интересна специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста, а также родителям, которые хотят самостоятельно подготовить ребенка к обучению в школе.
Подписано в печать 30.06.2007.
Формат 60 х 88 1 /1в- Объем 15 печ. л.
Тираж 2500 экз. Заказ № 1388
Отпечатано с готовых диапозитивов
© Н. Ю. Куражева, И. А. Козлова, 2007
© П. В. Борозенец, обложка, 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и концептуальная основа
Основной метод воздействия
Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
Возрастные нормы психического развития детей 7 лет
Тематическое планирование психологических занятий
Программа психологических занятий
Приложение 1. Карта психологического развития ребенка
Приложение 2. Анкета для родителей
Приложение 3. Анкета для педагогов
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школы.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникает противоречие в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволит достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом. Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления; - развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; - формирование позитивной мотивации к обучению.
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ СТРУКТУРА
И КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия. На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях необходимо создавать условия для переживания общности с другими, радости в процессе общения, проявления внутренней психологической активности; стремиться подвести ребенка к переживанию собственной индивидуальности, ее неповторимости, уникальности; помогать ему в приобретении позитивного опыта самопознания и самовыражения. Это является
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сензитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- наличие обратной связи на занятиях;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы. Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).
ОСНОВНОЙ МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ
Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
1. Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
3. Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. д. Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, — независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети
могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций у будущих первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем следующие сказки:
2. Букет для учителя.
3. Смешные страхи.
5. Школьные правила.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:
1. Собирание портфеля.
3. Госпожа Аккуратность.
5. Волшебное яблоко (воровство).
6. Подарки в день рождения.
Сказки оботношении учеников к урокам, к знаниям
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:
1. Домашнее задание.
2. Школьные оценки.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.011)
Читайте также: