Сказание о соломоне и китоврасе краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Китоврас—быстрый зверь. Мудрый Соломон при помощи хитрости поймал его. Стан у него человеческий, а ноги коровьи. Басня говорит, что он жену в ухе носил. Вот при помощи какой хитрости поймали его. Жена его сказала юноше, любовнику своему, так: “Он обходит днем и ночью много земель и приходит к некоему месту, на котором два колодца. И он, разгорячившись, выпивает оба те колодца”.

Соломон же велел налить в один из них вина, а в другой меду. Китоврас же оба колодца, прискакав, выпил. Тут его, пьяного, спящего, и поймали, и сковали крепко, ибо сила в нем была большая. И привели его к царю Соломону. Царь спросил его: “Что красивее всего на этом свете?” Тот ответил: “Лучше всего своя воля”. И, рванувшись, все переломал и поскакал на свою волю.

Когда Соломон строил Святая Святых, то понадобилось ему задать вопрос Китоврасу. Донесли ему, где тот живет, сказали — в пустыне дальней. Тогда мудрый Соломон задумал сковать железную цепь и железный обруч, а на нем написал заклятие именем божиим.

Боярин пошел к гнезду; а в нем — птенцы маленькие, кокот же улетел за кормом,— и он заложил стеклом устье гнезда. Немного подождали, и кокот прилетел, захотел влезть в гнездо. Птенцы пищат сквозь стекло, а он к ним не может попасть. Тогда он взял то, что хранил на некоем месте, и принес к гнезду, и положил на стекле, хотя его рассадить. Тогда люди крикнули, и он это выпустил. И, взяв, боярин принес это к Соломону.

Соломон же снял с него железную цепь и дал ему перстень. А тот проглотил перстень, простер крыло свое, размахнулся, и ударил Соломона, и забросил его на край земли обетованной.

Примечание:

Китоврас – это кентавр
Источник – Славянские сказания о Соломоне

Пересказала О. В. Гладкова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература Ред. и сост. 1998. — 608 с.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Пробыл Китоврас у Соломона до завершения Святая Святых.

Китоврас мудр, мудрее самого Соломона; они понимают друг друга почти без слов, причём в легенде Китоврас внушает царю страх, хотя ведёт себя исключительно деликатно и мирно (забрасывание Соломона на край Иудеи – это не демонстрация враждебности, а своего рода эксперимент, проделанный на спор).

Китоврас не одобряет увлечения вином и иронически относится к чревоугодию, хотя сам не является ни аскетом, ни трезвенником. Он знает, как избавиться от похмелья и тяжести в животе, и это выдаёт в нём целителя, каковым Хирон и являлся.

Китоврас, несмотря на свою нечеловеческую силу, добр, снисходителен и сострадателен (эпизод с домиком вдовы и печаль по поводу предвидимой скорой смерти новобрачного).
Китоврас – существо вещее. В той или иной мере способность интуитивно угадывать будущее и проникать в суть вещей дана любому кентавру, но подлинным Знанием обладал только Хирон, поскольку был Богом.

Вообще такое бывает сплошь и рядом. Человек, впервые сталкивающийся с кентавром, впадает к некую оторопь и просто физически ощущает мощнейшее поле чужой энергии. Может быть, в этом и кроется причина антагонизма между нашими родами, антагонизма то скрытого, то явного, но существовавшего практически всегда. Как мы видим из рассказа, сам царь Соломон, изведав силу своего гостя, приобрёл трудно изживаемый невроз, сопровождавшийся навязчивым страхом и бессонницей, хотя никакого физического вреда Китоврас ему не причинил и причинять не собирался, а просто, так сказать, поставил смертного на подобающее ему место.
Зачем же понадобился этот визит?


(Китоврас забрасывает царя Соломона на край земли. Изображение на соборных воротах в Новгороде Великом, 14 в.; по приказу Ивана Грозного ворота были вывезены в Александров)

Откуда у Китовраса взялись крылья?
Ведь Хирон, в отличие от касситских кентавров или быкотелых вавилонских шеду, никогда не был крылат. Или он в тот момент решил принять такой облик? А может, Соломону со страху померещилось, будто Китоврас взмахнул крылом, хотя на самом деле произошёл узконаправленный выброс энергии? При сверхчеловеческих способностях, которым обладал Хирон, это было, наверное, возможно. Ведь в легенде описано действие явно магического характера, ибо никакой удар не может переместить тело на несколько километров по плоской местности, и притом не причинить ему физических повреждений. Тут был какой-то фокус с мгновенным сдвигом в пространстве, и очевидцам могло бог весть что померещиться.
А может, тот Китоврас вовсе не был Хироном. Но – кем же ещё.
Никто другой из кентавров, крылатых или нет, морских или сухопутных, всем вытекающим из текста характеристикам не соответствует.

(Игорь Четвертков. Китоврас)

Поступок с кольцом – совершенно в духе Хирона: ему самому власть была не нужна, однако он считал нелишним отобрать у слишком высоко занёсшегося смертного опасную игрушку, ибо неизвестно, в чьи руки она могла потом попасть и каких бед натворить.
Но суть истинного имени и сущности Китовраса всё-таки остаётся тайной.

повесть апокрифического характера, перешедшая к славянам из еврейской литературы при посредстве греческой. Личность С. вызвала у евреев ряд рассказов о его мудрости, о построении храма, составляющих как бы отдельные части одной поэмы. Эти рассказы: "Суды С.", "Сказание о Царице Южской", "С. и Китоврас". Китоврас (может быть, испорченное греческое Κένταυρος) является враждебным С. представителем злой силы. Для пленения его придумана была следующая хитрость: бояре С. наполнили по дороге Китовраса два колодца вином и третий медом; Китоврас выпил все вино и мед, находившиеся в колодцах, и уснул. Тогда бояре заковали его в цепь, на которой было написано имя Божие. По дороге к С. пленник поражает своих спутников умом и даром предвидения. С. хотел узнать от него, как обделывать без шума камни при построении храма. Китоврас сообщил, что нужно похитить для этого камень шамир (шамир — исковерканное еврейское слово). Посредством хитрости, камень этот был похищен и был употребляем при постройке храма. Китоврас является мудрецом, нередко более замечательным, чем сам С., от которого он сумел уйти.

Ср. А. Н. Веселовский, "Славянские сказания о С. и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине" (СПб., 1872); Я. Богородицкий, "Внебиблейский С." ("Правосл. Собеседник", 1884).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Соломон и Китоврас" в других словарях:

ВАСИЛЬЕВСКИЕ ВРАТА — церковные двери, заказанные для собора Св. Софии в Вел. Новгороде в 1335/36 г. архиеп. св. Василием Каликой; памятник средневек. новгородского искусства. В 1570 г. В. в. были вывезены царем Иоанном IV Грозным в Александровскую слободу и помещены… … Православная энциклопедия

Апокрифы — (греч.) сочинения, которые изъяты из церковного употребления, потому что церковь по разным причинам не ставит их на одну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключается понятия подложности, точно так же, как не заключается в нем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Синдбадова книга — Синдибâд Нâме, Китâб(и)Синдибâд общее название для вост. вариантов странствующей повести о женских кознях и о семи (позже десяти) царских советниках, которые своими притчами о лукавстве женщин стараются разрушить козни царицы по отношению к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Южно-русская литература — I. Вступление. Это название употребляется здесь не в смысле географическом; оно применяется не к литературе (вернее литературам) юга России, а к литературе одной из славянских этнических особей, именуемой также малорусской, русинской или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Синдбадова книга — (Синдиб âд Нâме, Китâб (и)Синдибâд) общее название для восточных вариантов странствующей повести о женских кознях и о семи (позже десяти) царских советниках, которые своими притчами о лукавстве женщин стараются разрушить козни царицы по отношению … Википедия

Книга о семи мудрецах — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Книга о семи мудрецах общее название для вариантов странствующей обрамлённой повести, известной во многих литературах. Об … Википедия

Апокрифы — (греч.) сочинения, которые изъяты из церковногоупотребления, потому что церковь по разным причинам не ставить их наодну ступень с принятыми ею книгами. В самом выражении не заключаетсяпонятия подложности, точно также, как не заключается в нем и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Антониев монастырь (Новгород) — У этого термина существуют и другие значения, см. Антониев монастырь. Монастырь Антониев монастырь … Википедия

Асмодей — (евр. греч. ), в иудейских легендах демоническое существо. Имя А., заимствованное, по видимому, из иранской мифологии (срв. Айшма), неизвестное в еврейском каноне Ветхого Завета, появляется в книге Товита, где есть следующий эпизод: А. преследует … Энциклопедия культурологии

Читайте также: