Сказание о чунгуре краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

22 июня 1941 г. фашистская Германия совершила вероломное нападение на нашу Родину. На защиту Советского Союза поднялись все народы страны.

В общем в строю братских народов, поднявшихся на защиту отчизны, достойное место заняли и дагестанские народы.

Чувство подлинного патриотизма, готовность бороться, не щадя жизни, за свободу и независимость страны выразила многонациональная интеллигенция Дагестана. Среди них и известный поэт – воин, общественный и государственный деятель Дагестана Муталиб Митаров.

Муталиб Митарович прошел сложный жизненный путь. Девизом его жизнедеятельности служили слова:

Жизнь началась не с нас с тобой,
Не с нами путь земной закончит.
Покажем слабость перед судьбой,
Кто с нами говорить захочет?

М.Митаров родился в 1920 г. на древней табасаранской земле, воспетой великим Мирзой Калукским, овеянной легендами и преданиями, взрастившей немало выдающихся ученых, поэтов.
Будущий поэт вырос в семье крестьянина. Часто юноша отправлялся на заработки с отцом в табасаранские и лезгинские аулы. Наряду с табасаранским он владел и лезгинским языком. В формировании М. Митарова как личности и поэта большую роль сыграла не только устная поэзия табасаранского народа, но и поэтические творения дагестанских, закавказских, преимущественно, азербайджанских художников слова.

В 1951г. М.Митаров окончил областную партийную школу, а в 1957 – Высшую партийную школу при ЦК КПСС, после чего работал в аппарате Дагобкома КПСС, затем первым секретарем Табасаранского райкома партии, министром бытового обслуживания республики, директором Дагучпедгиза, директором республиканского литературного музея.

И где бы и кем бы ни работал М.Митаров, не только пользовался заслуженным авторитетом, но и создавал произведения, в которых воспевал труд, любовь, героизм.

Создавая поэму, М.Митаров использовал не только легенды, предания табасаран, но и народные песни, произведения поэта-воина Мирзы Калукского, предводителя табасаран в битве с иранцами в Андалялской долине, где он и погиб.

… С аулов окрестных
Сгоняют в долину всех жителей местных,
Здесь женщины, древние старцы и дети.
Рубцуют их спины иранские плети…

Поэма насыщена примерами героической, мужественной борьбы дагестанских народов против иноземных завоевателей. Автор с эпической широтой, масштабно рисует исторические события. Зримо и рельефно выступают такие герои, как предводитель табасаранских отрядов Мажвад, богатырь Навруз и многие другие безымянные защитники.

Убедительно и художественно красочно раскрыты образы врагов – самого Надир-шаха, мечтавшего о мировом господстве, и его брата Ибрагима, а также предателей и изменников родного края – Джюгея, Усмана и других.

Творчество М.Митарова 80-90-х гг. шло по пути углубленного отражения действительности, усиления связи с жизнью, развития его гражданских и общественных черт, расширения тематики, разнообразия манер и стилей на основе использования лучших национальных традиций литератур народов Дагестана, русской литературы.

У Муталиба Митарова было много друзей по перу, государственных деятелей, а также среди ученых, простых тружеников. Его отличали высокий профессионализм, глубокая внутренняя культура, доброе и внимательное отношение к людям.

Имя Муталиба Митаровича Митарова вписано в историю Дагестана как славного защитника Отечества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Открытый урок

учителя родного (табасаранского) языка и литературы

Османовой Тамары Зияутдиновны

Литературайин дарс 11-пи классдиъ

Дарснан метлеб :

1) М. Митаровдин уьмрин ва яратмиш апIбарин гъаврикк ккауб.

2) Ватандихьна вуйи рафтар мюгькам апIуб.

3) БицIидариз ватанпервервалихьна дих апIуб.

Увухъ хъавухъ рякъбар, кьувват,

Вува душмнариз аьламат.

Сагъ ибшри вухъ хъайи кьувват,

Жан дюн яйин ваз, ригъ, Ватан !

Дарснан алатар : китаб, шикил ва альбом М. Митаровдин, компьютер ва интерактивная доска,писателар ва шаирарин шиклар,газетар ва гь.ж.

Дарснан гьяракат

I. Класс тешкил апIуб

Мялим : Ас-салам алейкум, баяр-шубар ва учухьна дуфнайи гьюрматлу хялар!

Баяр-шубар : Ва алейкум салам!

2) Баяр-шубар рягьят кайибси дитуб.

Мялим : Дусай, баяр-шубар, учвуз рягьят кайибси.

3) Мялимдин баяр-шубарихьна айи ккунивал улупуб.

Мялим : Фици вучва баяр-шубар, фици вуячв (настроение) гьял, дарснахьна гьязурди вучва?

Баяр-шубар : Ужуди вуча, настроениера айич, дарснахьнара гьязурди вуча.

Мялим : Аферин учвуз дици вуйиган, баяр-шубар! Хъа узура гизаф шад вуза учву рякъюз гъийин дарснаъ. Гъийин дарсра учвуз кивурза узу. Узузра кIурузуз Эльмира Раджабовна.

II. ЦIийи дарс – 20 мин

1. КучIвбан гаф (вступит. слово)

Ухьуз варидиз аьгъюганси, ццийин 2015-пи йис литературайин йистIан савайи, дяви ккудубкIну гъалибвалин 70 йис тамам шулайи йисра ву.

Хъа Украинайиъ кIуруш, гъира кмиди дяви гъябгъюра. Яна гафариинди дюз апIуз шлу ляхнар, дурари яракьдиз илтIикIна. Рякъюрахьуз гъи фукьан саб тахсиркьан ктру инсанар умрихьан шулаш, хъа бицIидар кIуруш фици мектебдизкьана кмиди гъягъюз даршули аьжуз духьнаш.

Гьарубдикан са-саб кьат урхуб(слайды про баб-Ватандикан)

Гьам история, гьамсана литература дарсариан ухьуз варидиз мялум вухьуз,фици Ватан бадали дявдиъ,чпин жанар гьяйиф дарапIди ,жюрбежюр миллетар иштирак гъахьнуш. Ва дурарихъди сабси ихь табасаранарикан иштирак гъахьидар вуди гьисаб шула Багьаудин Митаров, МутIалиб Митаров ва Ибрагьим Шагьмарданов.

ВаритIан кьандиз уьмриъ гъузурра, ухьуз варидиз агъюганси, МутIалиб Митаров ву.

2. БицIидарихьна илтикIуб М. Митаровдин уьмрикан, яратмишарикан гьерхри:

а) танишди вуйинхъа ухьу М. Митаровдихьди?

б) фицдар эсерар ухьхьан кIваина хуз шулу?

д) цIийи дарснахъди мялимди ктибтури таниш апIуб

Йишвну хулаъ нивкI дяргъюри дуснайиган, хулан цалик кайи чюнгри, улдхъан гъюрайи микIлу сес апIури, чан кIван дерди ачухъ апIурайи, ва дидира кIваин хуру симар кьатIар гъаши чюнгюр. Альбомдиз гъилигу вахтна, гъяркънийи дугъаз дюнʼяйиъ гъи имдру чан фронтдин дуст Пугачёвдин ва дагълу жви, ватан агьли ГьяжитIайин шикил.

Белорусдин бай ву санур, такабур машнан, ягъал жандкин, раши чIардин, улариъси шадвал айи, кIвантIарикк чан инчIʼвал ккайи.

Хъа Гьяжитай кIуруш , исчIли жандкин, лизи мужри ккайи, чюнгрин лизи йифуъ ифдин лишан гъибту чюнгрин сагьиб вуйи. Ва ихь авторизра ккунди а дугъкан улхуз.

Дявдин читин йигъар , ургура ватандин жилар,йихури аьхюр-бицIир дарпиди, ва пуч апIури а вари.

Печенга, сяргьятнахъ хъайи , гъидисну хаин душманди,Титовкайиз ирчри бомбар, Колайиъ пуч гъапIну хулар, Кандалакша шагьур убгура кумна цIа алди. Мурманск шагьриз, вардиз машгьур бомбар ирчра, причал убгура, гакIвлин гьямам хътубгура, кIулʼин рукьан турба алди.

Июлин шубудди гвачIнин , учуз ккуни хабар гъафи: кьяляхъ мягъянай кIури.

Думуган вари шад духьну , дурари гизаф чIалариинди гаф тувну, душмандиз инсаф дарапIуб. Мурманск шагьриз, хъасин гъилигу вахтна гьаму дагъдиз,чпи дярякъбан бадали, жилиз гъизигси дудургну, дурари чпиз дагъдин гъвалʼан урхъ идипну.Хъасин дурари мани хьпан бадали, жилин хулаъ чпиз чивин пичраъ цIа ипру.

Хяви кумран ниъра ади, зат дяви адруганси , хъюгъну мукьам йивуз ва ширин сесниинди уьмур ккуни, ватан уьбхру дуст ГьяжитIайи мяълийир апIуз. Думуган дугъаз кIваин шулу чан Аьзиз ватан, Табасаран. Гъушну гьамци хайлин йигъар-йишвар.

Разведкайиз гъягъру вахт гъабхьиган, дурари гьархну ипIуб-дахъуб, ахуб-эргуб, лизи халатра зиълан алабхьну, хьур кас шули хябяхъ мучIу, гьам аязнахьди учIвру рякъюъ.

Гъяд, нир, магьа рякъяр жара гъахьну, гъядухъ хъай бензиндин база. Сяътар сарун кьюббари, хъуркьру мурар саб гъулахъна. Шубур мушвахь хьмиди, кьюр гъягъюру гъулан айитI айибдикан аьгъю апIуз.

Ва Савинди вари чпиз гъябкъюб капIру картайикна . Хъа немцариз дурар гъяркъиган, кабхъру гъалабалугъ, ккергъру йивбар ва жанлура хъади разведчикар думуган кьяляхъ хътакуру.

Савин гюллди дуркнайи. Пинчукди гьарзади улхурайи . Саб вахтна диф-йиф гъашиган за, микIна-тIурфан яваш духьну, ялгъузди гъаравлиъ айи бализ рябкъюру саб кIару леке. Лигуруш боец алди чIилли палтар дахъна жансузди, зяифди ил хътабгъурайи.

Медсанбатдиз хъуркьиган аьхир ,духтри дишла кюмек тувру.Хъасин дугъу ифдихъди ушвниан сес дарди лалди кагъаз ккатIабхьуру.Хъасин амриз гъафибси, миди вуйибра гафариинди кIуру.

Гьамци Мурманск дюбхну, кьяляхъ гъягъюз хъюгъган дурар, рябкъюру йифун шил, гьар лик ифди дапIнай уьру. Ва гъушу вахтна му шилнаъди, кюлер рякъхьан гъапIган жара, ибарихъ саб аьжайиб сес хъабхьру. Лигуруш минди-тинди ва илтIибкIиган гургутум кIул, кIуру гафнахъ аьжуз духьну, мугъаз хъана назук симарин лап иччи сес ебхьуру. Лигуруш кIул за дапIну, бицIи елка гьарин чру цирклихъ, симар кьатIар дубхьнайи чюнгюр хъабхъну рябкъюру.

Гъябкъиган дугъаз дишлади аьгъю шулу , гъапIуб вуйиб Дагъустандиъ, яни дагълу, ватанагьли ГьяжитIайин. Хъана гъюнихъ тюфенг, хлиъ чюнгюр ади гъягъюри ктикьси ликар шил дубгру.

Ифдин леке гъубзуз кIваин ярхла юрдариъ, дугъу лишан вуди дагълу касдин, чаз чюнгрикан гюмбет гъапIу, аманат вуди эллериз.

Уьмурлугъ уьмарат вуди, гьапIнийи чюнгюр музейиз дагълуйирин убцру юкIв али.

III. Релаксация

IV. Дарс мюгькам апIуб – 7 мин

а) М. Митаровдин уьмрикан жикъи суалар.

б) Лирикайин поэмайихьна вуйи суалар ва дидин жанр агъю апIуб.

в) Литературайин геройдикан пуб.

г) Жара шаирари фицдар чпин эсерариъ дявдикан бикIураш.

д) конвертарихъди ляхин

е) жикъи кьатIар урхуб (комментированное чтение по отрывкам)

ГьяжитIай ву ихь дагълу жви -

Жандин жикъи, мужри лизи,
Аьхю устад дагълу чюнгрин,

Дерин сес ай гизаф ширин,

Йифуъ гъитну ифдин лишин,

Симар кьатIар гъаши чюнгрин,

Сагьиб , хабар адру узуз,

Кунди азуз дугъкан улхуз. (1 ученик)

Хъа чIалариинди гизаф

Кафари йишвандин аквнахь

Гаф тувну: алчагъ ихь

Душмандиз дарапIуб инсаф. (2 ученик)

Штаб ву гьадушв душмандин.

Духьну ккундар ухьура суст

Вардари ав гъапундайиш.

Гъушган баяр жинди рагъну,

Гьарур сабуну терефназ,

Гъаравлар гъяркъю чпи аьхълу

Чпин ликар йивур шилназ. (4 ученик)

Гъаравлиъ а бай ялгъузди

ГъючIиккра чан тюфенг ккади

Жил убччвури чан ликари,

Чаз душмандикан кин кади (5 ученик)

Жилхьан диф-йиф гъашиган за,

МикIна-тIурфан яваш духьну,

Гъаравли гъапIу улар за -

Йифуъ гъябкъю леке кIару

Ифдин леке гъубзуз кIваин ,

Ярхла вуй юрдариъ дугъу

Лишан вуди дагълу касдин

Чюнгрикан чаз гюмбет гъапIу. (6 ученик)

ж) цIийи гафар:

з) литературайин тестар

V. Дарснан натижа – 5 мин

1) Музыкальное отступление.

Гьамус, баяр-шубар, ухьу А. Уруджевдин табасарандикан вуйи уткан мяълийихъ хъпехъурхьа, гьаз гъапиш М. Митаровди эсерар дикIубтIан савайи, мяълийирра урхури гъахьну кIур.

2) Мялимдин вари дарснакан аьхиримжи гаф.

Мялим : Баяр-шубар, ихь дарс ухьу гъи лайикьлу сар инсандиз, адлу шаир-фронтовикдиз, дугъан эсериз тялукь гъапIунхьа. Магьа ихь дарс аьхирихъна рубкьура. Гьелбетда, саб дарснаъ М. Митаровди ккадапIу уьмрин рякъ ухьхьан ккадапIуз даршул. Гьаз гъапиш дугъан эсерарра, дурхну ккудукIуз даршлубкьан а.

Учвуз рябкъюрайиганси, М. Митаровдин яратмишарин тематика яркьуб ву.

Гъурхган, кIваз дерин тясир апIрудар, кIвак гъалабалугъ капIрудар ву. Дугъу варибдикан бикIура, гизафна-гизафси дявдикан бикIури гъахьну.

Ухьу гъи анжагъ дугъан уьмрин асас гьядисйир фикрикк ккаунхьа, шаирин аьхюдарсдар, ужударсдар эсерар кIваин апIуз чалишмиш гъахьунхьа.

Гьаддиз ихь дарс ухьхьан анжагъ бицIи, жикъи сейирситIан гьисаб апIуз шулдархьхьан.

Кьабул гъабхьунчвуз, баяр-шубар ва дуфнайи аьзиз хялар, гъийин дарс?

Баяр-шубар : Ав

Хъа йиз фикриан кIуруш, гъийин ихь дарс гизаф мянфяаьтлуб хьибди гьадмуган,эгер ухьу дарснаан дарс адабгъуз(извлекать пользу из урока) аьгъю гъапIиш,хъа дарш гафарикан асар(толк) хьибдар.

Амма узу, баяр-шубар, учвкан ккун апIураза гьамцдар гафар гьаргандиз кIваинди гъитуб,яна ихь тарихдихьна вуйи ватанпервал гужал апIуб, дуст фуж вуш, душман фуж вуш кIваинди гъитуб.

VI. Кьиматар дивуб – 2 мин

Ужуди иштирак гъахьидариз гьамцдар кьиматар дивраза:

Хъа эгер ихтияр айиш, йицIбарра дивуй за. Чухсагъул учвуз варидариз, аферин

Табасараны | Juvandar

Табасараны | Juvandar

Табасараны | Juvandar запись закреплена

Среди имен известных поэтов– воинов, общественных и государcтвенных деятелей Дагестана сияет и имя Муталиба Митарова. Муталиб Митарович прошел сложный жизненный путь. М.Митаров родился в 1920 г. на древней табасаранской земле, воспетой великим Мирзой Калукским, овитой легендами и преданиями, взрастившей немало выдающихся ученых, поэтов.
Будущий поэт вырос в семье крестьянина. Часто юноша отправлялся на заработки с отцом в табасаранские и лезгинские аулы. Наряду с табасаранским он владел и лезгинским языком. На формирование М. Митарова, как личности и поэта, большую роль сыграла не только устная поэзия табасаранского народа, но и поэтические творения дагестанских, закавказских, преимущественно, азербайджанских художников слова.

Все это принесло ему заслуженную известность. Сложным этапом в жизни М. Митарова стал период Великой
Отечественной войны. Сам поэт пишет:

"Я бывал у смерти на краю
Умирал за Родину свою."

В 1940 г. он был призван на действительную армейскую службу. В 1941 году М. Митаров был курсантом военной школы и находился в Ленинграде. Уже в первые дни дороги войны привели его в Мурманск.
М. Митаров – замполит стрелковой роты, действовавшей при штурме стратегической высоты у реки Западная Леща, где получил второе ранение. В результате третьего тяжелого ранения, он полгода лечился в госпиталях.

Летом 1942 года М. Митаров будучи инвалидом войны первой группы вернулся в родной аул Кандик.

"Поднялся на борьбу весь Табасаран,
Из Лезгистана тоже многие пришли
Двое гонцов вернулись из
Кайтага,
И сообщили, что кайтагцы в
пути
Готовились идти на помощь
еще кумыки, аварцы и лакцы.
Днем и ночью люди готовились
к бою.
Точили кинжалы и ковали
мечи, отложив в сторону серебро
и золото
Кубачинские мастера принялись за сталь!"

Источник: Статья из газеты "Табасарандин Нурар" №11, 20.03.15, со ссылкой на М.Р. Гасанова.

Художественное осмысление героико-исторической действительности в поэмах Муталиба Митарова

Гасанова Сураят Исмаиловна. Художественное осмысление героико-исторической действительности в поэмах Муталиба Митарова : Дис. . канд. филол. наук : 10.01.02 : Махачкала, 2004 161 c. РГБ ОД, 61:04-10/754

Содержание к диссертации

Глава 1. Исторические поэмы М.Митарова ( истоки, героика, поэтика) 13

1.1 Эпическая поэма «Иран-Хараб - новое явление в табасаранской литературе 13

Глава 2. Отображение военной действительности в поэмах М.Митарова 84

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное состояние табасаранской поэзии - это результат длительного и динамичного развития национальной литературы, отпочковавшейся еще в ХУШ веке от фольклора и ставшей самостоятельным эстетическим явлением. А за последнее столетие табасаранская литература проделала огромный путь в своем развитии, вырастив целую плеяду самобытных поэтов, прозаиков и драматургов: М.Шамхалова, Т.Шалбузова, А. Везирова, А.Джафарова, Б.Митарова, М.Митарова, Б.Раджабова, Ш.Казиева, Ю. Базутаева, Ш.Шахмарданова, П.Касумова, П.Асланова, Г.Гасанова и других.

Вклад Муталиба Митарова в развитие табасаранской, да и всей общедагестанской литературы, огромен, во многих жанрах и их разновид ностях, темах, средствах поэтики он выступает как новатор в родной лите ратуре. Поэтому изучение в одном исследовании его многогранного и мно гопланового творческого наследия, представляющего целую эпоху таба саранской литературы - задача нелегкая. По количеству изданных книг, самобытному таланту и жанровому многообразию творчества М.Митаров стоит в одном ряду с Р.Гамзатовым, С.Рабадановым, А.Абу-бакаром, Ф.Алиевой, А.Аджаматовым, Х.Авшалумовым, Ю.Хаппалаевым, А.Аджиевым. Поэтому мы ограничили рамки своего исследования изучением лишь отдельных разновидностей митаровских поэм: героико-исторических и поэм о Великой Отечественной войне.

О поэзии и прозе М.Митарова отзывались известные поэты, прозаики, исследователи дагестанской и русской литературы в различных литературных журналах, книгах и периодической печати.3 Всех их объединяет стремление постичь тайну поэтической образности, самобытный талант поэта-фронтовика и оценить по достоинству его вклад в развитие всей советской многонациональной литературы.

автор ограничивается лишь упоминанием о некоторых лиро-эпических поэмах М.Митарова.

До сих пор в дагестанском литературоведении нет ни обобщающих трудов, ни монографических исследований по творчеству самобытного поэта и прозаика Муталиба Митарова. Поэтому данная диссертационная работа является первой попыткой всестороннего монографического исследования некоторых разновидностей жанра поэмы: исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне. При этом мы не претендуем на исчерпывающее освещение данной темы и считаем свои изыскания лишь первыми шагами в освоении многопланового наследия табасаранского поэта и прозаика.

Цели и задачи исследования. Цель работы — исследование исторических поэм и поэм о Великой Отечественной войне, выявление их идейно-тематической и поэтической специфики, осмысление проблемы художественных традиций. Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

- изучение исторических и фольклорных истоков, героики и поэтики исторических поэм М.Митарова;

выявление новаторства поэта в табасаранской литературе в сфере использования им сюжетов, сюжетных мотивов, образов, поэтики из фольклора, степени и форм переосмысления народных преданий и легенд;

исследование художественного метода поэта, тематики, проблематики, поэтики, и специфики эстетического осмысления автором фронтовой действительности в поэмах о Великой Отечественной войне;

выявление жанровой, идейно-тематической и типологической общности поэм М.Митарова и военных и послевоенных поэм в советской литературе.

Теоретическая и методологическая основа работы. В работе используется аналитический, сравнительно-исторический и историко-типологический методы, ориентированные на всестороннее изучение эпических и лиро-эпических поэм М.Митарова.

Теоретической основой работы служат фундаментальные труды отечественных и зарубежных исследователей: В.Г.Белинского, А.Н.Веселовского, М.М.Бахтина, Л.М.Лотмана, Л.И.Тимофеева, Г.Н.Поспелова, Б.Храпченко, Г.Ломидзе, А.Бушмина, Н.Конрада, Р.Ф.Юсуфова, И.Г.Неупокоева, К.К.Султанова и других. В процессе фор мирования взглядов автора при изучении творчества М.Митарова сущест венную роль сыграли труды известных дагестанских литературоведов и фольклористов: Г.Г.Гамзатова, К.Д.Султанова, Ч.С.Юсуповой, С.М.Хайбуллаева, А.М.Вагидова, С.Х.Ахмедова, М.М.Курбанова, К.И.Абукова, З.Н.Акавова, С.Х.Акбиева, М.Г.Юсуфова, Р.М.Кельбеханова, З.З.Гаджиевой, А.Ю.Абдулатипова и др.

Исследование поэм М.Митарова проводится в общем контексте развития традиций послевоенной советской литературы в целом и жанра поэмы в частности. Одновременно в диссертации изучается художественный метод поэта, многогранность его эстетических взглядов и поисков, а также оценивается роль его наследия в общем развитии многонациональной дагестанской литературы.

Поскольку поэмы М.Митарова изучаются в таком аспекте впервые, диссертация может оказать существенную помощь при дальнейшем исследовании послевоенной и современной дагестанской литературы. На основе этой работы могут быть прочитаны специальные курсы на факультете дагестанской филологии ДГУ и филологических факультетах ДГУ и ДГПУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем составляет 161 страница компьютерной верстки, в том числе и библиографии, включающей 128 наименований.

Эпическая поэма «Иран-Хараб - новое явление в табасаранской литературе

Сражения с Надир-шахом, вошедшие в героическую летопись табасаранцев, отразились в народном творчестве как наиболее драматические вехи в истории народа. Исторические события XVIII века оставили заметный след и в духовном наследии других народов Дагестана. Если у аварцев, лакцев, даргинцев, кумыков персидские походы XVIII века художественно перевоплотились в исторических или героико-исторических песнях, то у народов Южного Дагестана они нашли отображение в многочисленных героических и исторических антинадировских сказаниях. Как отмечает М. М. Курбанов, «исторические предания табасаранцев художественно воспроизвели действительные события XIV и XVIII веков. Хотя эти сказания и базируются на исторической основе, они свободно могут изменять, подменять имена реальных лиц, географические названия местностей, художественно обогащать события и т. д.

Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков переломила ход мирной жизни и судьбы тысяч поэтов и прозаиков. Более трети членов Союза писателей СССР ушло добровольцами на фронт. Многие дагестанские писатели также свое перо заменили оружием. На полях сражений погибли кумыкский поэт и драматург Алим-паша Салаватов, аварский прозаик Раджаб Динмагомаев, табасаранский поэт Багаутдин Митаров, лезгинский поэт Мемей Эфендиев, тат Ма-нувах Дадашев, аварец Мухтар Абакаров и др. Тяжесть боевых испытаний выпала и на долю оставшихся в живых писателей-фронтовиков: Абдул-вагаба Сулейманова, Ибрагима Керимова, Муталиба Митарова, Миши Бахшиева, Хизгила Авшалумова, Магомеда Сулиманова, Абузагира Баты-рова, Эфенди Капиева и других.

Идейно-тематическое многообразие поэм о войне в советской литературе побудило исследователей классифицировать их с различных позиций. Наиболее устойчивой стала классификация по тематическому критерию. Так, белорусский литературовед А.Г.Жаков определил следующие виды поэм о Великой Отечественной войне: поэмы-посвящения, поэмы-исповеди, поэмы-воспоминания, автобиографические, мемориальные и другие. Однако это условное расчленение поэм о войне не может иметь четких границ между разновидностями в силу того, что в одних и тех же произведениях могут сочетаться признаки того или иного вида. Особенно это касается многоплановых и многогеройных поэм. Что же касается тематики войны вообще, то, естественно, это не значит только героическая. Военная тематика может охватить целую палитру различных проблем, в том числе и героическую. Учитывая тематическое и идейное разнообразие, поэмы о войне в творчестве М.Митарова по их превалирующим признакам можно разделить на три группы: поэмы-посвящения, поэмы-воспоминания и мемориальные поэмы.

Все девять глав поэмы претендуют на самостоятельность, имея автономные сюжетные линии, но объединенные единой темой - темой Великой Отечественной войны. Такая архитектоника композиции делает произведение многоплановой, многосюжетной и многогеройной.

Читайте также: