Шумовой театр в детском саду

Обновлено: 28.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приложение 3.1

МОУ Красногуляевская СШ

Педагогический проект

Автор проекта: Музыкальный руководитель

Краснова Ю. Б. 2018 год

Информационная характеристика педагогического проекта:

музыкальный руководитель Краснова Юлия Борисовна

Тема проекта:

Сказки – шумелки, как средство воспитания гармоничного ребенка.

Проект - вид

творческий, долгосрочный (на учебный год).

музыкальный руководитель, дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

При разработке и реализации проекта важно определить цель и задачи проекта:

развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

-создание условий для свободного экспериментирования ребенка дошкольного возраста со звуком.

-развивать музыкальный слух, музыкальные способности

(чувство ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений у детей дошкольного возраста

-создавать детям условия для возможности реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

- расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

-способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

-вовлекать дошкольников в разные виды художественно – эстетической деятельности, помогая им освоить различные средства, материалы и способы изготовления музыкальных игрушек – инструментов.

-поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных музыкальных игрушках – инструментах.

Методическое обеспечение

Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания детей 2 – 7 лет.

Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально – педагогической концепции Карла Орфа.

Методическое пособия

-музыкальные инструменты: деревянные ложки, маракасы, бубен, металлофон, колокольчики и т.д.

-музыкальные инструменты, сделанные своими руками : пакет – шуршалка, деревянная расческа, деревянные палочки, барабан, музыкальная коробочка, шаркунчики (маракасы) и т.д.

-плоскостной, кукольный, пальчиковый театр.

-детская художественная литература.

Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Актуальность.

Работая в нашем детском саду, я прежде всего, как педагог ставлю основную задачу - это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог, я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширяю кругозор, побуждаю детей к творчеству.

С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Я считаю, что именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.

Определяющей задачей данного проекта является создание условий для свободного экспериментирования ребенка со звуком. В процессе музыкальной деятельности дошкольники учатся понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий у них развиваются внимательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

И поэтому цель моего проекта - развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла, вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов, на мой взгляд - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Отличительной особенностью моего проекта является творческое озвучивание сказок.

Это очень увлекательный и интересный процесс. После прослушивания сказок сначала мы вместе с детьми имитировали различные движения и звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, полёт бабочки, голос лягушки, появление медведя, зайчика, мышки и т.д.). Затем дети к каждому герою подбирали похожие по звучанию инструменты, передавали ритм (бежит лиса, скачет лошадка, прыгает заяц). Данные игровые упражнения помогли озвучить тексты не только русских народных, но и авторских сказок. Закреплением разучивания сказки был показ театральной деятельности детей. Они сами показывали сказку и озвучивали с помощью музыкальных инструментов.

Я как педагог стремилась дать детям более полно проявить свои творческие возможности, ближе соприкоснуться с миром музыки. Поэтому совместно с детьми стали сочинять свои сказки не только с полюбившимися героями из мультфильмов, но и придуманными самими детьми.

В процессе своей работы с детьми дошкольного возраста я увидела, что музыкальные инструменты для детей - всегда чудесны, необыкновенны, притягательны. Дети с удовольствием играют на музыкальных инструментах: барабане, маракасах, погремушке, колокольчике, металлофоне, дудке, свистульке, а особенно на самодельных, которые изготовила совместно с детьми. С помощью звучащих игрушек, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирования. Детей привлекает не только звучание инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей – либо помощи извлекать из них звуки.

Благодаря совместной деятельности в педагогической работе осуществляется комплексное развитие ребёнка:

научились реализовать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствовала развитию творческой фантазии детей.

научились лучше слышать, различать и самостоятельно производить звуки разной окраски.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Рекомендации по проведению занятия

- Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

- Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

- Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

- Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект.

- Если в детском учреждении или дома нет необходимых музыкальных инструментов, подберите для игры подходящие звучащие предметы.

- Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

- Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.

- Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

- Во время рассказа чаще смотрите детям в глаза.

- Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

- Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.

- Инструмент должен отзвучать прежде, чем вы продолжите рассказ.

- Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.

- Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

- Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

- Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

- Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

- Учите детей бережному обращению с инструментами. После занятий положите вместе с детьми инструменты на место.

1. МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.

Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

(ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

(СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро)

А на берегу лягушки сидели.

Увидели они зайца - и прыгнули в воду.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

Сказал так и смело поскакал обратно в лес.

(СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно)

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

И вот с неба стали падать снежинки.

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.

(ТРЕУГОЛЬНИК)

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.

(ШУРШАТЬ БУМАГОЙ)

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

Мышки грызли зёрнышки

(РУБЕЛЬ ИЛИ ДЕРЕВЯННАЯ РАСЧЕСКА)

В лесу шумел холодный зимний ветер.

Но белочкам было тепло в гнёздах

(ЦОКАТЬ ЯЗЫКОМ)

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.

4. КАК МЕДВЕДЬ СУК ПИЛИЛ.

Шел однажды медведь по лесу.

Захотелось ему медку поесть. Вдруг видит он улей, а пчелы в нем так и жужжат.

Завыл медведь, застонал.

Еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит:

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый сук

и начал его пилить.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Летела мимо птичка-синичка

- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит.

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Скакала по веткам белочка:

(КОЛОКОЛЬЧИК)

- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит

Пробегал мимо олень:

- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит

(ПРОВЕСТИ ДЕРЕВЯННОЙ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ)

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула:

- Ой, упал медведь!

(СМЯТЬ ПЛАСТИКОВЫЙ СТАКАНЧИК)

Сук обломился и медведь упал с дерева.

Все бока отшиб. Заплакал, застонал.

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:

5. ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ (ЖЕЛЕЗНОВА)

Однажды на кухне поспорила посуда, чей голос лучше.

(ТРЕУГОЛЬНИК ИЛИ БОКАЛ)

(ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН)

(ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

(БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ)

(КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН)

(КОЛОКОЛЬЧИК)

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для исполнения сказки-шумелки

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для исполнения сказки-шумелки Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов из бросового материала для исполнения сказки - шумелки. Цель:заинтересовать родителей.


«Сказки-шумелки в музыкально-творческом развитиидошкольников направлены на благоприятное развитие уребенка воспитательных, образовательных процессов. Большие возможности открываются у детей с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты. Сказки-шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Исполнение детьми сказок-шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением.

"СТРАШНЫЙ ПЫХ"

СКАЗКА-ШУМЕЛКА "ЗИМА В ЛЕСУ"

Осенью мышки с утра до вечера бегали по лесу, собирая еду на зиму.

Белочки прыгали по веткам, собирая орешки.

И вот с неба стали падать снежинки.

Снег укрыл землю пушистым белым одеялом. И на снегу были видны следы маленьких лапок.

Белочки устраивали себе гнёзда на деревьях.

Мыши попрятались в свои норки и делали себе гнёздышки из травы.

У всех было много еды. Белки грызли орешки,

Мышки грызли зёрнышки

ТОН - БЛОК (рубель)

РАСЧЁСКА / ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН / (Рубель)

В лесу шумел холодный зимний ветер.

Но белочкам было тепло в гнёздах

И мышкам было хорошо в своих маленьких норках.

Сказка-шумелка "Медведь"

(голос).еле ноги унес. Бежит по лесу, а сам пчелам грозит: (барабан).

Спилю сейчас сук побольше и всех вас разнесу!

Вскарабкался он на дерево. Сел на самый толстый (барабан) сук (тёрка)и начал его пилить.

Летела мимо птичка-синичка (дудочка).

- Не пили, медведь, веточку! Гнездышко моё разоришь и сам упадешь! – прощебетала она тоненьким голоском.

- Без тебя обойдусь!- прорычал медведь в ответ. А сам дальше пилит. (терка).

Скакала по веткам белочка: (шумовой колокольчик).

- Перестань, медведь, пилить! Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!

- Скачи своей дорогой, - буркнул медведь. А сам дальше пилит (терка).

Пробегал мимо олень: (трещётки).

- Не пили, медведь, сук! Нас без свежей травы оставишь и сам упадёшь!

Не слушает медведь никого, знай себе пилит (тёрка).

Выбрались из нор маленькие зверьки: мышки, ёжики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит.

Тут мимо ворона пролетала и каркнула: (голос).

- Ой, упал медведь!

Сук (смять стаканчик пластиковый) обломился и рухнул.

(барабан) Упал медведь с дерева. Все бока отшиб. Заплакал, застонал. (голос).

- Простите меня, друзья, всех обидел и сам пострадал.

Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли ему подняться. И впредь наказали:


Жил-был в лесу заяц-трусишка.
Вышел однажды заяц из дома, а ёжик в кустах вдруг как зашуршит!


Испугался заяц и бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал и присел на пенёк отдохнуть. А дятел на сосне как застучит!


Бросился заяц бежать.


быстро встряхиваем кастаньеты


Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает!


шлёпаем руками по ногам


Побежал заяц из леса к речке.


быстро встряхиваем кастаньеты


А на берегу речки лягушки сидели.


проводим палочкой по рубелю


Увидели они зайца и прыг в воду.


проводим палочкой по металлофону


Обрадовался заяц, что лягушки его испугались - и смело поскакал обратно в лес.


медленно ударяем кастаньетами по ладони ("смелый заяц") или используем барабан

"ЧЕЙ ГОЛОС ЛУЧШЕ"


ТРЕУГОЛЬНИК или БОКАЛ


ДВЕ ЧАШКИ ИЛИ МЕТАЛЛОФОН


БАНОЧКА С КРУПОЙ ИЛИ МАРАКАСЫ


КОРОБКА ИЛИ БАРАБАН


СКОВОРОДКА ИЛИ ТАРЕЛКА


Стоит в поле теремок.


Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.


Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ


— Я, мышка-норушка! А ты кто?


— А я лягушка-квакушка


Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.


Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


— А я лягушка-квакушка


— А я зайчик-побегайчик.


— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.


Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?


— А я лягушка-квакушка


—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?


— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.


Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


— А я лягушка-квакушка


—А я зайчик - побегайчик


— А я лисичка-сестричка


— А я волчок-серый бочок.


— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.


Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ПО БАРАБАНУ


— А я лягушка-квакушка


—А я зайчик - побегайчик


— А я лисичка-сестричка


— А я волчок-серый бочок.— А ты кто?


— А я медведь косолапый


Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.


Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился


Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.


Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!


РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА


Жил-был дед с бабкой да внучка


И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка.


ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК


Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить!


Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.


Позвал дед на помощь бабку.


.Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.


УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ


Позвала бабка внучку


.Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.


3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ


Кликнула внучка Жучку.


Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.


4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ


Кликнула Жучка кошку.


Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут


5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ


Кликнула Муська мышку.


Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.


6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

ГЛУПАЯ ЛИСИЧКА

Бежала лисичка по лесу. Бежит – а на веточке колокольчик висит и звенит.

Голосок у тебя хороший, а сам ты плохой - сказала лисичка. Не возьму тебя! И побежала лисичка дальше.

Бежит лисичка, бежит, а на земле бутылочка лежит и гудит.

- Напугать меня хочет! – сказала лисичка.

А я её сейчас утоплю!

Схватила лисичка бутылку и прибежала к речке.

Стала лисичка бутылку топить, а она булькает и тянет лисичку в воду.

ДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБКУ В ВОДУ

Еле выбралась лисичка из речки на берег и дальше побежала.

Бежит лисичка, вдруг видит – а на дороге капкан.

- Какую – то железку потеряли! – сказала лисичка.

Посижу - ка я на ней, отдохну.

Только лисичка присела, а капкан вдруг…цап её за хвост!

Уж лисичка его царапала – царапала,

СТУЧАТЬ ПО БАРАБАНУ

Еле вырвалась!И скорей домой побежала.

ЛИСА И РЫБА

Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок.

Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит.

а сам пошёл впереди.

Лошадка бежит, колокольчиком звенит

А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке

Выбросила всю рыбку, и сама убежала

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ТРЕУГОЛЬНИК

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет, УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Того забодает, забодает. ПРОВЕСТИ ПО МЕТАЛЛОФОНУ

ОСЕННЯЯ СКАЗКА

Тихо бродит по дорожке

Осень в золотой одежке

ТИХО БЬЮТ ЛАДОШКАМИ ПО БАРАБАНУ

Где листочком зашуршит

Где дождинкой зазвенит

Раздается громкий стук

Это дятел - тук да тук!

ДЕРЕВЯННЫЕ ПАЛОЧКИ, КУБИКИ

Дятел делает дупло

Белке будет там тепло

Ветерок вдруг налетел,

По деревьям пошумел

ШУРШАЛКИ (ЦЕЛОФАННОВЫЙ ПАКЕТИК)

Дождик - динь, дождик - дон!

Капель бойкий перезвон

Все звенит, стучит, поет

Осень яркая идет!

ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИГРАЮТ ВМЕСТЕ

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Однажды в курятнике, в гнезде за ящиком кто-то тихо пискнул.Вот так:

Курица - мама подбежала к гнезду и стала слушать:

В самом большом яйце снова кто-то пискнул, чуть –чуть громче:

Курица осторожно постучала по яйцу.

Яйцо раскололось, и из него вылез маленький цыплёнок:

А цыплёнок побежал за ней,вот так:

Курица привела своего маленького цыплёнка к кормушке с кашей. И они начали её клевать.Вот так:

ПАЛЬЧИКАМИ ПО ПОВЕРХНОСТИ БАРАБАНА (МЯГКО)

А в курятнике бегало много маленьких цыплят:

и захлопали крылышками.Вот так:

ПОХЛОПАТЬ В ЛАДОШИ

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Сначала по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ

Потом по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ

Потом она дошла до ручейка, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь, - ПОБЛЕЯТЬ

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ, - ДУЕМ В ТРУБОЧКУ

У маленькой овечки был звонкий колокольчик,он звенел вот так: - КОЛОКОЛЬЧИК

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик, - КОЛОКОЛЬЧИК

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ

Потом по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ

Потом он перешел быстрый ручеек, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла, - ПОБЛЕЯТЬ

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей, - ПЕРЕЛИВАЕМ ВОДУ ИЗ СТАКАНА В СТАКАН

Потом пошли по камушкам, - СТУЧИМ КАМНЕМ О КАМЕНЬ

Потом по травке, - ШУРШИМ ПАКЕТОМ

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли. – ПОБЛЕЯТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ

"ЁЛОЧКА"(с движениями)

Авторы текста Е. и С. Железновы

Росла в лесу ёлочка – СТОИМ НА МЕСТЕ, ВЫТЯНУВ РУКИ В СТОРОНЫ

По её веточкам прыгали белки– ПРЫГАЕМ С ПРОДВИЖЕНИЕМ ВПЕРЕД (КСИЛОФОН)

И громко стучал клювом– ВЫТЯГИВАЕМ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ ВПЕРЕД, БАРАБАНИМ ИМИ ПО ТУЛОВИЩУ (СТУЧИМ ПАЛОЧКАМИ).

Иногда мимо проходил большой медведь– ХОДИМ, ПЕРЕВАЛИВАЯСЬ С НОГИ НА НОГУ (МЕДЛЕННО СТУЧИМ ЛАДОНЯМИ ПО БАРАБАНУ)

Иногда пробегал маленький зайчик – ПОДПРЫГИВАЕМ НА МЕСТЕ (КСИЛОФОН)

Вечером на елочку подул ветерок– ДУЕМ

Ночью над ней загорались звёздочки– ВЫТЯНУВ УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ПАЛЬЦЫ, КАК БЫ РИСУЕМ ТОЧКИ-ЗВЕЗДОЧКИ НАД ГОЛОВОЙ (ТРЕУГОЛЬНИК)

Зимой на неё падали белые снежинки– РИСУЯ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЦАМИ ТОЧКИ СВЕРХУ ВНИЗ, ПОКАЗЫВАЕМ, КК ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ (ЩИПАЕМ СТРУНЫ).

И укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

"ЯБЛОНЬКА" (с движениями)

Авторы текста Е. и С. Железновы

В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – ВЫТЯГИВАЕИ РУКИ В СТОРОНЫ

Потом лепестки облетели– ПЕРЕБИРАЕМ ПАЛЬЦАМИ СВЕРХУ ВНИЗ (МЕТАЛЛОФОН)

И на ветках стали расти маленькие яблочки– ПАЛЬЦЫ ОКРУГЛЯЕМ, ПОКАЗЫВАЕМ, КАК РОСЛИ ЯБЛОЧКИ.

Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик– ПОЛЗАЕМ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ (БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

И смотрел на яблоки– ПОДНИМАЕМ ГОЛОВУ ВВЕРХ, ФЫРКАЕМ ИЛИ СОПИМ НОСИКОМ.

Однажды ночью подул сильный ветер– ДУЕМ

Яблоки стали падать на землю– УДАРЯЕМ КУЛАЧКАМИ ПО КОЛЕНКАМ

Утром прибежал ёжик – ПОЛЗАЕМ НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ (БАРАБАНИМ ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ)

И стал грызть самое большое яблоко.

Авторы текста Е. и С. Железновы

А ночью плавал в пруду– ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (БУТЫЛОЧКА С ВОДОЙ)

Однажды лягушонок сказал:

- Я хочу ловить больших комаров!

И запрыгал по травке - ПРЫГАЕМ (БУБЕН).

Шла навстречу корова - МЫЧИМ

Лягушонок еёи спрашивает:

- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше- ПРЫГАЕМ (БУБЕН).

Бежала навстречу лошадь– ЦОКАЕМ ЯЗЫЧКОМ.

Лягушонок еёи спрашивает:

- Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше - ПРЫГАЕМ (БУБЕН).

И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ

На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом– ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ.

И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд- ПРЫГАЕМ (БУБЕН).

Весна спешит, ручей журчит, -КСИЛОФОН

На сосульке капелька блестит, - ЛЬЕМ ВОДУ ИЗ ЛЕЕЧКИ

А поутру щебечут птички,

Как будто все на перекличке! - СВИСТУЛЬКИ

А летом солнышко палит,

Ребят на реченьку манит,

Им весело плескаться, - ШЛЕПАЕМ РУКАМИ ПО ВОДЕ

Но, вдруг, раздался страшный гром! - БАРАБАН

Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,

Все разбегаются домой! – ШЛЕПКИ ПО КОЛЕНКАМ РУКАМИ

Осенью порой тоскливо,

Идет дождик проливной, -ПАЛЬЦАМИ ПО БАРАБАНУ

А листья шуршат так красиво, -МНЕМ БУМАГУ

И в лес нас зовут за собой!

Зимой злая вьюга кружится,

Снег под ногами хрустит, -МНЕМ ФОЛЬГУ

Мчатся стремительно кони, -ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Слышится топот копыт!

Звон бубенцов раздаётся, - БУБЕНЦЫ

Песня весёлая льётся!

Жили- были Дед да Баба МЕТАЛЛОФОН

Да была у них курочка Ряба:

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое. УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Дед бил, бил-не разбил ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била, била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК

Яичко упало и разбилось ШУРШАЛОЧКА

УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Плачет дед, ТРЕУГОЛЬНИК

Плачет Баба, ТРЕУГОЛЬНИК

А курочка кудахчет:

Кудах-тах, та ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое! ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ТРЕУГОЛЬНИК

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет, УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Того забодает, забодает. ПРОВЕСТИ ПО МЕТАЛЛОФОНУ

То-о-п, то-о-п, то-о-п. МЕДЛЕННЫЕ УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ

Бежали по дорожке:

Мишка: Мышка, Мышка, как живёшь?

Мышка, Мышка, что грызёшь? БАРАБАН

Мышка: Я живу прекрасно, КОЛОКОЛЬЧИК

У меня с собою книжка, ШУРШАЛОЧКА

Зубки чешутся с утра,

Книжку мне погрызть пора. РАСЧЕСКОЙ ПО БУМАГЕ

Мишка: Ну, какая ты глупышка!

Не для этого нам книжка ШУРШАЛОЧКА

Книжки надо ведь читать,

Их нельзя ни грызть, ни рвать. ШЕЛЕСТ БУМАГОЙ

Мишка:Я могу тебе помочь:

Погрызи сухарик, Мышка,

Будет целой твоя книжка РАСЧЁСКОЙ ПО ДЕРЕВЯННОМУ БРУСОЧКУ

Автор: Репина Инга Владимировна

Населенный пункт: Свердловская область г. Краснотурьинск

Автор: Букина Лариса Владимировна

Населенный пункт: Свердловская область г. Краснотурьинск

В последнее время вопрос развития речи как средства общения вызывает особую тревогу как у педагогов, так и у родителей. Несформированность коммуникативного поведения, неумение строить партнерские отношения также является актуальной проблемой в развитии детей дошкольного возраста.

На пятом году жизни дети овладевают связной речью, способны составить рассказ по картинке, задают много вопросов. Формирование связной речи происходит прежде всего в процессе повседневного общения. Профессиональный стандарт педагога предусматривает работу воспитателя с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития. Как помочь ребенку этого возраста не просто общаться со сверстниками, а научиться сотрудничать с ними? Одним из методов в решении этого вопроса является рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов.

Сказка для ребенка – это как сознательное, так и подсознательное средство обучения социально-нравственным правилам жизни. Сказка помогает развивать у детей способность к сопереживанию. Детей, которые не любят, когда им рассказывают сказки, не бывает. Главное – как преподнести, ведь дети – это хорошие критики. Опыт показывает, что очень трудно удержать внимание детей при рассказывании сказок, не используя интересных методов и приёмов. Сказку можно не только прочитать и обыграть, сказка может звучать.

Рассказывание сказок с помощью детских шумовых инструментов формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также музыкальный слух, ритм, память. Звучащие сказки – это одновременно и восприятие художественной литературы, и музыкальная деятельность, и игровая, и коммуникативная.

Отличительной особенностью этой работы является творческое озвучивание сказок. Перед занятием нужно предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить его звучание. Обеспечить благоприятную, спокойную обстановку, такую, чтобы, и рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на душу ребенка. Взрослому важно выучить сказку, чтобы ее можно было рассказать наизусть.

Первое, что необходимо сделать после прослушивания сказки, – вместе с детьми имитировать различные звуки, соответствующие ситуациям сказки (шум дождя, звук ветра). Затем каждому герою нужно подобрать похожие по звучанию инструменты, передавая ритм (бежит мышка, прыгает заяц). Совсем не обязательно использовать музыкальные инструменты, это могут быть просто звучащие предметы. Например, бумага или пакеты издают шуршащий звук, а ключи хорошо звенят. Каждому ребенку нужно определить свою роль.

Обычно сказка-шумелка сопровождается показом на игрушках или презентацией. Воспитатель читает текст сказки, перелистывая слайды (или показывая на игрушки), а ребенок ее озвучивает.

Рассказывая сказку, не нужно торопиться, игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. На первом месте должна быть история, а не звуковые эффекты. Рассказывать необходимо с выражением и эмоционально.

В конце сказки все очень довольны и вдохновлены. На втором или третьем занятии скованные и робкие дети чувствуют себя уверенно, становятся смелее. Выступление перед друзьями для них уже не является барьером. Напротив, почувствовав свою значимость, они становятся смелее, появляется уважение к самому себе. Воспитанники легко запоминают несложные фразы. И через некоторое время историю могут рассказывать сами дети. Ребята становятся общительными, у них появляются новые друзья, что в свою очередь делает их раскрепощенными [2, с. 26].

Такую сказку легко придумать самим. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием используют сказки-шумелки в самостоятельной деятельности. Ребята разыгрывают такие сказки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории.

В процессе работы стало заметно, что дети 4 – 5 лет научились сотрудничать друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

Читайте также: