Шуман пьеса порыв краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Ray Charles - американский эстрадный певец и пианист, особенно прославился как исполнитель в стилях соул и ритм-энд-блюз.

Музыка бывает совершенно разная .По жанрам музыку можно условно разделить на : блюз, вокальную музыку, гранж, джаз, инструментальную музыку, кантри, классику, этническую музыку, рок, ска, техно, панк, фолк, хип – хоп, шансон, электронную музыку и так далее ..Музыка постоянно находится в движении . Музыка – это то, что вас окружает на этой планете, начиная от случайно услышанной где – то мельком мелодии и продолжая прослушиванием песен ваших любимых групп, шума дождя, листьев, звуков природы и различных звуков мегаполиса . Так где же заканчивается музыка? У музыки нет конца, музыка разнообразна, прекрасна и изменчива . Но в то же время даже музыкальные произведения прошлых столетий, до сих пор поражают воображение своим ритмом, мелодией и изяществом . Иоганн Себастьян Бах, Франц Йозеф Гайдн, Рахманинов Сергей Васильевич, песни народов севера – все они и их прекрасные музыкальные произведения, не важно когда созданные, в очередной раз доказывают вечность музыки . Где же расположены границы музыки? У музыки нет границ, не важно где была создана та или иная песня и кем она была создана, будь то хоть русский, хоть африканец, хоть итальянец или американец . Главное, чтобы чувствовался ритм и мелодия .

Сиринга — древнегреческий музыкальный инструмент. Окарина — древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейт. Вистл — народная продольная флейта с шестью отверстиями на лицевой стороне, широко используемая в народной музыке Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других стран.

К тональностям первой степени родства относятся:
-параллельная тональность
-субдоминантовая тональность
-тональность, параллельная субдоминантовой
-доминантовая тональность
-тональность, параллельная доминантовой
-минорная субдоминанта (для мажора) или мажорная доминанта (для минора)

Тональности I степени родства для e-moll:
-G-dur (соль мажор)
-a-moll (ля минор)
-C-dur (до мажор)
-h-moll (си минор)
-D-dur (ре мажор)
-H-dur (си мажор)

1) Какими приёмами развития Свиридов достигает драматизма звучания пьес? 2) Подобрать стихотворение Пушкина к каждой пьесе Свири

Роберт Шуман / Robert Schumann




Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление знаний об искусстве романтического стиля на примере творчества Р. Шумана.

Личностные:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке композиторов-романтиков.

Предметные:

— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо;

— освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении.

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Музыкальный порыв

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— укрепление знаний об искусстве романтического стиля на примере творчества Р. Шумана.

Личностные:

— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке композиторов-романтиков.

Предметные:

— укрепление навыков анализа музыкального произведения в форме рондо;

— освоение навыков анализа драматургии в музыкальном произведении.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Песенный материал: Повторение и закрепление песенного материала прошлого урока.

Дополнительный материал: Портрет Р. Шумана (фото).

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

- О чём рассказывает эта музыка?

- Выбери из ряда картин ту, которая соответствует содержанию этой музыки.




- Как осуществляется в этой пьесе музыкальная драматургия?

- Что такое музыкальная драматургия? Что лежит в её основе?

Ответы учащихся.

Постановка темы. Целеполагание

Работа по теме урока

Творческий облик композитора Р. Шумана

Роберт Шуман — немецкий композитор XIX в., яркий представитель романтизма. Жанры творчества композитора очень разнообразны. Любимыми жанрами Шумана являются фортепианные и вокальные миниатюры, которые он объединял в циклы.

Также Шуман сочинял произведения крупных форм: симфонии, оратории, концерты, сонаты.

Кроме любви к музыке, через всю жизнь Шуман пронёс интерес к литературе; он обладал литературным даром. Любовь к книгам началась ещё в детстве — Шуман родился в семье книготорговца и издателя. Старшие братья пошли по стопам отца и тоже впоследствии стали книгоиздателями. Р. Шуман также в 15-летнем возрасте основал литературный кружок, декламировал на его собраниях собственные стихи и рассказы.

Несколько лет Шуман издавал журнал, в котором печатал свои и чужие заметки об искусстве, рецензии на концерты, отзывы о появляющихся новых произведениях.

Подписывая свои статьи, Шуман часто пользовался псевдонимами. Статьи в мечтательно-романтическом стиле он часто подписывал вымышленным именем Эвзебий. Темпераментные, страстные высказывания подписывались псевдонимом Флорестан. Под глубокими научными статьями ставилось имя Маэстро Раро. Эти три выдуманных персонажа на самом деле являлись сторонами личности самого Шумана.

Шуман представлял в своём творчестве жизнь как бесконечный хоровод красок, карнавал образов. Его музыка полна тонких переливов эмоций, изменения настроений. Он боролся против обыденности, ограниченности интересов, глупости и серости.


В Германии тех, что ничем не интересовался и ничего не понимал в искусстве, называли фили́стерами. Шуман организовал вымышленное общество людей, которые противостояли филистерам. Композитор назвал его Давидсбунд — общество Давида. В него, по мысли Шумана, входили не только он, его жена, друзья, пианисты, литературные критики, композиторы, но и мастера прошлых эпох — Бах, Моцарт, Бетховен. Шуман чувствовал духовную связь с этими людьми, как бы внутренне мысленно общался с ними.

Цикл состоит из восьми миниатюр:

Клара Жозефина Вик Шуман

А) Первоначальная тема – основной образ пьесы

Первоначальная тема, с которой связан основной образ пьесы, звучит именно как порыв: такому её характеру способствуют все средства музыкальной выразительности – и очень подвижный темп, и преобладание динамического оттенка форте (f), и мелодическая линия, то и дело воспаряющая ввысь, словно стремящаяся вырваться из невидимых оков.

Б) Слушание и анализ первоначального фрагмента.

В) Работа над нотным примером

Д) Слушание и музыкальный анализ 1-го эпизода

Эта тема ещё вернётся перед завершением пьесы, перед последним проведением её страстного рефрена снова возникнет образ прекрасной мечты, звучащей ещё более нежно и затаённо, в более низком регистре, с тишайшими (pp) динамическими нюансами.

Е) Работа над нотным примером

В нотном примере 34 приведена мелодия первого эпизода. Его характер значительно более мягкий, светлый, мечтательный. Это настроение создаётся благодаря певучей мелодии и фактуре, мажорному ладу, тихой динамике.

Ж) 2-й эпизод

Второй эпизод вносит в звучание пьесы оттенок раздумья. Он сосредоточен в относительно низком для этого сочинения регистре, в нём нет ни бурной порывистости, ни трепетной мечтательности. Будучи более спокойным по характеру, он тем не менее также не составляет контраста двум предшествующим фрагментам, скорее обнаруживая ещё одну, лирически-задумчивую, сторону единого образа.

З) Слушание и музыкальный анализ 2-го эпизода

И) Работа над нотным примером

Нотный пример 35 содержит музыку второго эпизода. По образному содержанию она близка первому эпизоду, но ещё более спокойная; ученики отмечают, что второй эпизод изложен более долгими длительностями, восьмыми, а не шестнадцатыми, как первый эпизод.

Вокальная работа

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием.

В пьесах, таких разных, выражается главная суть музыки, связывающей воедино различные времена - мечты, фантазии, стремления и порывы.

Рефлексия. Вопросы и задания

Почему именно в музыкальном искусстве так велика роль драматургии?

Какие средства музыкальной драматургии придают звучанию выразительность, динамичность, глубину?

Музыкальный порыв

Программное содержание. Расширять представления детей о чувствах человека, существующих в жизни и выражаемых в музыке.

Д е т и. Когда сильно дует ветер.

Д е т и. Музыка взволнованная, громкая, потом нежная, мягкая.

П е д а г о г. Да, взволнованный, смятенный, бурный, бушующий порыв сменяется то радостным, счастливым, восторженным чувством, то нежностью, лаской, то вновь стремительно и яростно обрушивается шквал звуков. (Пьеса звучит повторно.)

Д е т и. Когда человек жалеет о том, что совершил плохой поступок.

Д е т и. Грустная, жалобная.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену настроений и их оттенки в музыке.

П е д а г о г. Мы говорили о том, что порыв может быть и в природе, и в жизни человека. В природе - это сильный, внезапный вихрь, порыв ветра. Душевный порыв - это резкая перемена настроения, внезапно нахлынувшее сильное чувство, устремление.

Д е т и. Спокойный, нежный, потом игривый.

П е д а г о г. Правильно. Средняя часть пьесы сама состоит из трёх частей: крайние части спокойного, ласкового характера, а серединка - игривая, шутливая, шаловливая. (Звучит фрагмент.)

Но вот в конце средней части пьесы появляются тревожные, настороженные интонации. Всё затихает, как перед грозой, и вдруг начинают тревожно мелькать обрывки первой порывистой темы, всё громче, настойчивее, и вот, наконец, возвращается (в третий раз) порывистая мелодия, открывая третью, последнюю, часть пьесы, которая повторяет первую. (Звучит фрагмент.) Последний раз тема-порыв появляется в самом конце пьесы, заканчивает её, утверждается, снова налетая как вихрь - внезапно, бурно и мощно. Она словно сметает мелодию, выражающую чувство нежности, трепетности, душевности, тепла. (Звучит пьеса.)

Д е т и. Музыка грустная, печальная, жалобная.

П е д а г о г. Да. Пьеса начинается со вступления, оканчивается заключением. Вступление звучит грустно-задумчиво, неторопливо (исполняет фрагмент). Как меняется настроение музыки, сколько частей в пьесе? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Три части. В середине музыка спокойная, не грустная.

П е д а г о г. Правильно. Средняя часть звучит как грёза, мечта, светло, нежно и прозрачно. Кружевная мелодия вьётся вокруг одних и тех же звуков - мечтательно, задумчиво, ласково, мягко, мило, сердечно, безмятежно. (Звучит фрагмент.) Но вот снова появляются грустные интонации и мелодия звучит жалобно, понуро, тоскливо. (Исполняет фрагмент.) А как заканчивается пьеса? (Звучит заключение.)

Д е т и. Не грустно, светло.

П е д а г о г. В конце пьесы есть заключение. Оно похоже на вступление, но отличается окончанием. Вступление заканчивается неуверенно, вопросительно, мечтательно, а заключение - просветлённо, успокоенно, с надеждой на то, что грустные дни минут. После слёз у человека часто наступает облегчение. (Исполняет вступление и заключение, потом всю пьесу.)

3-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с таким жанром музыки, как ноктюрн.

П е д а г о г. Вы уже умеете различать оттенки настроений в музыке. Мы сравнивали разные грустные пьесы (звучат фрагменты).

Д е т и. Музыка нежная, грустная.

П е д а г о г. Да. Обе пьесы начинаются со вступления задумчивого, нежного характера. Сама мелодия ноктюрна звучит сначала задушевно, сердечно, грустно, но вскоре появляется волнение, трепетность, беспокойство: одна и та же жалобная интонация, повторяясь, поднимается выше, становится настойчивой.

Мелодия ноктюрна звучит то высоко и нежно, то в низком регистре, тепло, задушевно, более мужественным густым тембром, то снова переходит в верхний регистр и звучит взволнованно, проникновенно, горячо, с большим чувством, ярко. (Исполняются фрагменты.)

Сейчас вы познакомитесь с другим ноктюрном - П. Чайковского. Вы послушаете его в двух исполнениях: на фортепиано и в переложении для виолончели с оркестром. Какая музыка по характеру? (Исполняет фрагмент на фортепиано.)

Д е т и. Взволнованная, грустная.

П е д а г о г. А в исполнении на виолончели с оркестром? (Звучит запись.)

Д е т и. На виолончели мелодия звучит ярче.

П е д а г о г. На фортепиано ноктюрн звучит прозрачнее, светлее, мягче, потому что мелодия играется в более высоком регистре, нежно. А на виолончели - ниже, гуще, трепетнее. Сочетание виолончели с оркестром создаёт другие краски. Струнные инструменты звучат теплее, насыщеннее. Виолончель поёт низко, задушевно, тепло, трепетно, как бы низким мужским голосом. В средней части музыка становится светлее, возбуждённее, быстрее. А в третьей части пьесы, которая с некоторыми изменениями повторяет первую, к голосу виолончели очень красиво присоединяется флейта. Она разговаривает с виолончелью, оплетает звучание нежными кружевами тонкой извилистой мелодии. (Звучит фрагмент, затем вся пьеса в двух исполнениях.)

Презентация

Читайте также: