Исократ о мире краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Исократ как выдающийся оратор, публицист Древней Греции, создавший особый письменный жанр красноречия и открывший эпоху эллинизма в риторике. Исследование содержания "панегирика" – первой полностью политической и самой совершенной речи Исократа.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.12.2011
Размер файла 18,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Исократ - это выдающийся оратор, публицист Древней Греции, создавший особый письменный жанр красноречия и открывший эпоху эллинизма в риторике. В своих речах он давал политические наставления, использовал их в качестве воспитательного орудия. Исократа называют наследником Лисия, учеником Горгия - одного из создателей искусства красноречия.

Далее ритор рассуждает об их благодеяниях всему человечеству: освоении Балкан, изобретении многих вещей, возникновении законов, учреждении общеэллинских празднеств, во время которых повсеместно заключается мир, открытии крупнейших торговых путей и рынка в Пирее. Понятно, что столько сделав для целого мира, афиняне имеют полное право управлять всеми остальными греками и верховенствовать в борь против варваров.

Далее Исократ обвиняет спартанцев в развязывании войны под предлогом освобождения эллинов и окончании её их предательством, а также в последствиях этого предательства, больно ударившим по ним же самим. Здесь автор показывает их глупость, а глупый народ не может главенствовать в Греции. Ритор говорит, что отнюдь не враждебен к народу Спарты и употребляет в их отношении резкие выражения только для того, чтобы они изменили свой нынешний образ мысли.

исократ речь политический панегирик

1. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. - Ленинград, Издательство ЛГУ, 1991.

2. Кисиль В.Я., Рибери В.В. Галерея античных философов: В 2 т.: Т. I/В.Я. Ксиль, В.В. Рибери. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

3. А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А.А. Тахо-Годи, Н.А. Тимофеева, Н.М. Черёмухина. Античная литература. Учебник для пединститутов. - М., Государственное учебно-педогогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1963.

4. Миллер Т.А. От поэзии к прозе. Риторическая проза Горгия и Исократа // Античная поэтика. М., 1978.

Исокра́т (греч. Ἰσοκράτης , 436 до н. э. ( -436 ) — 338 до н. э.) — знаменитый афинский ритор, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов.

Из 28 его речей дошло до нас 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: македонскому царю Филиппу, тирану Дионисию и т. п. Судебные речи, числом 6 (XVI—XXI), относятся к первой поре деятельности Исократа (402—390) и составлены для произнесения на суде одной из сторон, если только это не школьные образцы, сочиненные учителем в руководство ученикам по поводу действительных или даже вымышленных процессов: по крайней мере, Исократ в более поздние годы настойчиво отвергал всякую прикосновенность свою к судебному красноречию и о составителях подобных речей говорил с явным пренебрежением (XV, §§ 24-41). Изобилуя общими местами и софистическими измышлениями, не выдаваясь в стилистическом отношении, судебные речи Исократа содержат в себе некоторые бытовые черты и намеки на исторические события, особенно на тиранию тридцати и следовавшие за её падением перемены.

Цицерон сравнивал дом Исократа с гимназией и с открытой для всей Эллады мастерской; школу его он называл троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики; число слушателей Исократа доходило, по словам его биографа, до ста. Из его школы вышли историки Ефор, Феопомп, Андротион, ораторы Ликург, Леодамант и др. Подобно софистам, Исократ учил за деньги, получая до 2 5 0 р. с. с ученика за курс; получал он иногда деньги и за свои сочинения — напр. за панегирик Евагору, саламинскому царю на Кипре, около 30000 р. сер.

Ученикам частью преподавались правила построения речи, начиная с подбора отдельных слов и кончая образованием длинных периодов, частью читались, с комментариями, собственные сочинения учителя. Об одном и том же предмете говорить на разные лады, подновлять старое, новому придавать печать старины, великое уничтожать, ничтожное превозносить — таково, по словам Исократа, назначение речи (IV, 8); то же говорили софисты, когда учили неправое дело сделать правым, и наоборот.

Сохранился рассказ, будто Искорат не перенес роковой вести о поражении союзных эллинских сил при Херонее и уморил себя голодом; но на самом деле Исократ оставался до конца верным своему самоослеплению. Ко времени после Херонейской битвы относится письмо Исократа к Филиппу, в котором ритор с радостью оповещает, что теперь, когда умиротворение эллинов наступило само собой, царю легко исполнить заветную мечту своего советника.

Содержание

Литература

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Когда Исократ возмужал, он отказался от политической деятельности и выступлений перед публикой. Причинами этого было и то, что из-за поражения Афин в Пелопоннесской войне его отец потерял свое состояние, и собственные физические недостатки, слабый голос и робость. В 390-х гг. до н.э. Исократ обратился к теоретическому изучению риторики и стал писать судебные речи для других. Речи №№ 16 – 21 относятся к этому периоду. Но затем он отказался от профессии логографа и начал обучать искусству красноречия начинающих политиков и ораторов.

Исократ состоял в переписке с Филиппом Македонским, Эвагором Кипрским. Когда в 338 г. до н.э. в Афины пришла весть о поражении объединенного войска греков в битве с армией Филиппа Македонского при Херонее, Исократ покончил жизнь самоубийством, отказавшись принимать пищу. Сообщалось, что он написал 60 речей. Из них сохранилась 21 речь, а также 9 писем. Исократ писал речи не для произнесения в народном собрании, а для чтения. Они написаны простым аттическим языком. Но при этом он большое внимание уделял усовершенствованию технической стороны изложения, противопоставлению частей предложения, одним из первых стал использовать ритм в речах.

В произведениях Исократа впервые четко оформляется идея панэллинизма.

Сочинения:

Исократ. Речи. Письма / Пер. Ю. В. Андреева, В. Г. Боруховича, М. Н. Ботвинника, Л. М. Глускиной, А. И. Зайцева, Н. Н. Залесского, К. М. Колобовой, Е. А. Миллиор, Т. В. Прушакевич, Э. Д. Фролова, И. А. Шишовой // Вестник древней истории. 1965. № 3 – 1969. № 2;

Исократ. Малые аттические ораторы. Речи. Письма / Под общ. ред. Э. Д. Фролова. М., 2013.

Исократ (Ίσοκράτης) — афинянин, сын Феодора, ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436-338 г. до Рождества Христова). Из 28 его речей до нас дошло 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: царю македонян Филиппу, тирану Дионисию и т. п.

Содержимое работы - 1 файл

Панегирик.docx

Исократ (Ίσοκράτης) — афинянин, сын Феодора , ученик Горгия и других софистов, знаменитый учитель красноречия и ритор (436-338 г. до Рождества Христов а). Из 28 его речей до нас дошло 21, а также 9 писем к нескольким историческим личностям: царю македонян Филиппу, тирану Диониси ю и т. п.

Созданная Исократом в 39 г. до н.э. школа красноречия стала крупнейшим риторическим центром Эллады. Глава школы не уставал повторять, что обучение искусству красноречия закладывает фундамент образования, формирует профессиональные навыки для деятельности любого рода. Исократ приравнял обучение красноречию к воспитанию, призванному сформировать достойного гражданина, ведь все выдающиеся государственные деятели прошлого имели репутацию блестящих ораторов.

Искусство составления речей квалифицируется оратором как философия. В его школе физические упражнения, занятия сценической речью, пластикой соседствуют с общеобразовательными предметами, ведь оратор никогда не знает, на какую тему ему придётся говорить, и поэтому знания из области физики и истории, математики и биологии, астрономии и мифологии нужны ему как воздух.

Цицерон сравнивал школу Исократа с троянским конем, из которого толпой вышли герои, ученики оратора. По словам биографа, число слушателей в этой школе доходило до ста человек.

На время руководства школой приходится пик политической активности Исократа, разработка им теории и практики государственного устройства, внутренней и внешней политики полисов, принципов межгосударственных отношений, социальной стратификации.

Таким образом, Исократ вошёл в историю как создатель общеобразовательной школы, отличающейся от научных академий и лицеев Платона и Аристотеля.

Панегирик [от греч. panegyrikós (lógos) — хвалебная речь на всенародном торжественном собрании], Практика и теория П. усиленно разрабатывалась античной риторикой :выделялись различные виды П. (похвала царям, богам, городам, животным и прочему, речи приветственные, поздравительные, утешительные и прочее) и систематизировались различные мотивы П. (так, в восхваляемом человеке отдельно разбирались качества телесные и духовные, врождённые и благоприобретенные, действия на войне и в мире, в суде и в совете и т. д.); аналогично строился и противоположный литературный жанр — поношение, или инвектива . В средние века техника П. использовалась в житиях святых , в эпоху Возрождения — в политической публицистике; в эпоху классицизма 17—18 в. П., прославляющий просвещённого монарха, достигает расцвета (Ж. Б. Боссюэ и Ж. Б. Массийон во Франции, М. В. Ломоносов, Ф. Прокопович, Г. Конисский в России); но затем жанр П. быстро вырождается и теряет всякое общественное значение, сохраняясь лишь в юбилейных речах. В более широком смысле слова П. называется всякое восхваление, независимо от жанра, в котором оно выражено (например, в оде ).

( М. Л. Гаспаров, БСЭ)

Основная часть речи, в свою очередь, тоже может быть поделена на две составляющие. С одной стороны, Исократ аргументировано доказывает, что именно Афинам должны стать подвластны все города и области Эллады, а не Спарте. С другой стороны, оратор призывает эллинов к совместному походу против персов.

Завершающая часть речи Исократа представляет собой эмоциональный призыв, обращённый к политикам и ораторам, а также к каждому из слушателей. Это призыв действовать во имя исполнения своего гражданского долга, добиваясь примирения Афин и Спарты.

При более внимательном рассмотрении стилистики речи нетрудно ответить на вопрос, отчего это выступление имело большое влияние на слушателей, а сам Исократ был не раз признан профессиональным оратором.

В логичной и последовательной речи Исократа можно найти и новаторские приёмы, которых не было в речах других ораторов.

Также политический мыслитель вводит понятие пользы, в зависимости от которой начинает оценивать справедливость или несправедливость принимаемых государственных решений.

Читайте также: