Школы в которых не учатся наши дети во франции не ходить в школу это наказание

Обновлено: 05.07.2024

Мне стало любопытно, как обстоят дела во Франции со школьным образованием. Так ли всё легко и воздушно, как мы привыкли видеть в этой стране?

Сегодняшнюю образовательную систему во Франции изобрели в 1959 году, реализовали в 1980 году, и с тех пор система остаётся неизменной.

Во Франции, как и в России, есть государственные, частные школы и семейное образование.

8 отличий русской и французской школ

2. Суммарно дети во Франции учатся на 2 года больше, чем в России. Учебный год в России 9 месяцев, а во Франции — 10, с сентября по июнь включительно.

В России школьник приходит в школу и учится в одном коллективе в течение всех 11 лет. Часто менять школу и класс — стресс для детей. Классных руководителей всего 2 за всю историю обучения.

Во Франции обучение разделено на циклы: начальная школа, в которой дети учатся 5 лет, 4 года коллежа и 3 года лицея. И всё это — не просто разные этапы. Это разные здания.

Это даёт ребёнку каждый раз зарекомендовать себя по-новому с новым преподавателем и коллективом. Лидерам, кстати тоже придётся каждый год о отстаивать свои позиции потому что…

4. Преподаватели одного курса, классные руководители и кураторы, дети в потоке регулярно меняются. Это исключает возможность предвзятого отношения, появления любимчиков.

Помню, как я с ужасом шла на уроки математики, так как учительница меня недолюбливала. Перспектива того, что я буду видеться с ней на протяжении 7 лет обучения, вселяла в меня ужас. Каждое утро было безрадостным. Помнится, я ушла после 9 класса в колледж, чтобы этих встреч избежать. Сложись такая ситуация у ребёнка во Франции, он знал бы, что это вопрос времени, и скоро на смену этому учителю придёт другой.

5. В некоторых школах Франции среда является выходным или сокращённым днём, в таком случае дети учатся в субботу.

6. Индивидуальность ученика имеет большое значение. Во французских школах нет школьной формы. Французы не ставят целью обезличить ребёнка и лишить его индивидуальности, и приучают ребёнка к этому со школьной скамьи.

7. Во Франции оценка более объективна: используют 20-ти балльную систему с учётом сотых долей балла.

Десятые и сотые баллов имеют принципиально важное значение. Например 9,99 — это неудовлетворительно, а 10 — уже проходной балл. Сотая доля балла может решить судьбу работы или итогового теста.

Французские баллы в переводе на наши оценки:

  • 0,00 – 7,99 = 1
  • 8,00 – 9,99 = 2
  • 10,00 – 11,99 = 3
  • 12,00 – 13,99 = 4
  • 14,00 – 15,99 = 4 +
  • 16,00 – 17,99 = 5
  • 18,00 – 20,00 = 5+

8. Всего у французских детей 7 каникул. Самые долгие — 2 месяца, самые короткие — 4 дня.

Франция разделена на зоны, даты каникул в разных зонах не совпадают

В разных регионах страны некоторые каникулы начинаются и заканчиваются в разное время, чтобы вся страна не стояла в пробках.

Обычный день во французской школе

Давайте представим, что вы — французский ученик.

1. Утром вы торопитесь на остановку, с которой вас заберёт школьный автобус и отвезёт прямо к зданию школы. Даже если вы живете далековато, будет составлен дополнительный маршрут.

2. Занятия начнутся в 8.30.

Школа во Франции, особенно коллеж, т.е. средняя школа — территория с большим количеством ограничений. Войти туда может только ученик этой школы. Для подтверждения своей личности вы показываете свой дневник. На дневнике есть ваше фото, поэтому проникнуть в школу можно только по своему дневнику.

Дневник — не просто место, куда записывают домашнее задание. Внутри будет и расписание занятий, которое подтвердит, что занятия уже закончены, и вас можно выпускать из школы, и записки от родителя, если вам нужно, например, к врачу. Если ребёнок во время занятий идёт в мед. пункт, в дневнике будет отмечено его точное время пребывания там. Выйти и прогулять остаток занятий не получится.

Заходя в школу, вы обязаны отключить телефон. Включить его можно только после того, как покинете её территорию.


Другая продолжительность занятий

Система школьного образования во Франции отличается от российской, поэтому нашим школьникам придется адаптироваться к новым правилам. Если в России один академический час длится 45 минут, то во французских школах он равняется 55.

Последние 10 минут урока для школьников высидеть особенно тяжело. Согласно установленным врачами нормам ребенок может сохранять внимание лишь на протяжении 45 минут.

Затяжной учебный день

Занятия в школах Франции у старшеклассников начинаются в 8:00 или 8:30, а приходят домой они только около 18:00. Такой режим обучения продолжается четыре дня из пятидневной учебной недели.

В среду у французских школьников – сокращенный день, и они учатся только до обеда. А в некоторых регионах учреждения среднего и начального образования в этот день вовсе не работают. Из-за большой загруженности все дополнительные занятия и развлечения школьники оставляют на выходные дни или среду.

Российским школьникам, обучающимся во Франции, особенно в первое время, бывает очень сложно выдержать такой напряженный и долгий учебный день.

Читайте еще: Чернослив в рационе грудничка: как приготовить пюре, с какого возраста и как часто давать ребенку

Нет привычных перемен

Перемены между уроками во французских школах длятся не привычные для школьников России 10-15 минут, а всего 5. За этот небольшой промежуток времени учащиеся могут только собрать вещи и дойти до другого кабинета, а сходить в туалет, например, уже не успеют.

Предусмотрены всего два перерыва по 10 минут и одна большая перемена, которая длится 2 часа. Она предназначен для прогулок, общения, игр на свежем воздухе и на обед, а после этого школьников ждет несколько часов занятий.

Процветает бюрократия

Любая просьба ученика должна быть оформлена в письменном виде, устное объяснение перед учителем в любом случае не сработает. Это касается опозданий, пропуска занятий или разъяснения какой-либо ситуации.

Школьник должен отчитаться письменно (в соответствии с указанной формой) в специальном административном здании. Такая система позволяет сохранять образцовую дисциплину как в школах, так и в лицеях.

Прогулять очень сложно


Очередь за едой

В связи с тем, что большая перемена во французских образовательных учреждениях предназначена для обеда, то все классы одновременно направляются в школьную столовую. Так как начальная, средняя и старшая школы во Франции – это отдельные учреждения, старшеклассники не обедают вместе с малышней. Но большие скопления в столовых случаются. Возникают очереди, простоять в которых можно почти полчаса.

Кормят детей во французских школах очень хорошо и разнообразно. Здесь предусмотрено несколько видов питания: стандартное, вегетарианское и халяльное. Малышей в школе с детства приучают к культуре питания: объясняют, какая пища вредная, а какая – полезна для здоровья. У каждого ребенка на столе всегда должна стоять бутылка воды.

В дни национальных кухонь школьники могут попробовать разнообразные блюда, например, итальянские или марокканские. Поэтому российские школьники первое время с удовольствием стоят в большой очереди за едой. Но со временем они, как и остальные ученики, начинают жаловаться на долгое ожидание и низкое качество блюд.

Наказания за списывание

Если в России ученик попадается на списывании, его просто удаляют с экзамена с возможностью последующей пересдачи. Но французские учителя относятся к списыванию намного строже. Если они поймают школьника на государственном экзамене со шпаргалкой, то беднягу ждут очень строгое наказание.

Преподаватель удалит ученика с экзамена, сообщит о списывании его родителям и составит протокол, который будет приложен к личному делу школьника. Этот инцидент в дальнейшем рассматривается специальной дисциплинарной комиссией, которая вынесет провинившемуся ученику меру взыскания.

Комиссия может запретить школьнику повторно пересдавать экзамен или даже исключит его из учебного заведения. Вынесенное решение может запретить учащемуся в течение нескольких лет сдавать такие экзамены, как вождение автомобиля или знание иностранного языка для получения международного сертификата.

Благодаря таким строжайшим мерам на главных экзаменах нет надобности в установке видеокамер или доскональному досмотру учеников на предмет шпаргалок.

Почему французы считают, что нельзя не ходить в школу

Когда мы переехали во Францию, дочке было почти два года. На русском языке для своего возраста она говорила хорошо, на французском - всего несколько слов. Тогда у нас в семье установилось негласное правило: вне дома говорим на французском, дома - на русском.

Нелестные слова этого доктора послужили тогда толчком к тому, что в итоге мы записали дочь в школу, и у нее началась новая жизнь. Я договорилась с директором, что первое время буду присутствовать в классе, а потом начну оставлять ее на полчаса, час, полдня и.т.д. Процесс адаптации обещал быть максимально мягким. Помню, стою я в ее классе немного поодаль от детей, с маленьким сыном на руках, а дочь то и дело оглядывается, не ушла ли я. Тем не менее, заниматься с учителем и играть с другими детьми ей было интересно. Самое страшное началось тогда, когда я стала ее там оставлять. Дочь билась в истерике, ревела до рвоты. Но учительница все равно настаивала, чтобы я уходила.

Сказать, что мне было тяжело – это не сказать ничего. Мое сердце разрывалось: привыкание к школе для моей дочери было очень трудным. Но постепенно все наладилось. У дочки появились друзья, ей стало интересно участвовать в совместных играх, она с удовольствием пела в школьном хоре. И, конечно, она стала все лучше и лучше владеть французским языком. Для нее открылся новый мир. У нее появилась другая, отдельная от дома жизнь.

- Ну вот! Опять каникулы! - сокрушается моя семилетняя дочь.

- А что плохого в каникулах? – удивляюсь я.

- Во время каникул нельзя ходить школу!

Родители русских школьников, которые живут в Испании, Франции, Швеции, Японии, США и ряде других стран, переживают за образование своих детей. В новом учебном году многим из них не разрешили обучаться в школах при посольствах России в других странах. Теперь школьники могут остаться без знаний о Великой Отечественной войне, великой русской литературе и математике. А студентов не берут в испанские вузы с российскими аттестатами.


Коллаж © LIFE. Фото © ТАСС / Виталий Чугин, © Shutterstock

Фото © LIFE

Свидетельство о государственной аккредитации до 2029 года новый образовательный центр получил — с подписью руководителя Рособрнадзора, сегодняшнего министра просвещения РФ Сергея Кравцова.

— Это всё презентовалось как пилотный проект экспорта российского образования в Европу, — отмечает папа выпускника российской школы в Испании. — В презентации РОЦ также принял участие почётный консул РФ в Валенсийском регионе Рамон Конгост Вайес.

Фото © instagram.com/russianschoolspain

В месяц, по словам активистов родкомитета Евгения Кузнецова, Игоря Якушина и Яны Равинской, родители платили 485 евро (около 40 тысяч рублей. — Прим. Лайфа). Дети учились очно или удалённо, в зависимости от города проживания. ЕГЭ сдавали по всем правилам: в школе установили камеры видеонаблюдения, была строгая проверяющая комиссия. После сдачи экзаменов более 30 учащихся поступили в испанские университеты. Но в октябре 2019 года родители и студенты получили отказ в признании российских аттестатов легитимными.

— Пришли письма от Министерства образования Королевства Испания, где говорилось о том, что Российский образовательный центр не был включён в перечень иностранных образовательных организаций Испании, соответственно, не имел права выдавать образовательные документы государственного образца РФ на территории Испании вне консульства или Посольства Российской Федерации — в соответствии с этим в омологации аттестатов наших детей нам категорически отказали, — рассказали в родительском комитете испанских школьников.

В родительский комитет уже вошло 56 мам и пап русских школьников в Испании, а в 2020–2021 учебном году школа выпустит около 50 детей. Куда им поступать после сдачи ЕГЭ с аттестатом, который Испания не признаёт, неизвестно. Сегодняшним первокурсникам и второкурсникам, окончившим Российский образовательный центр, дали два месяца в вузах на то, чтобы получить уведомление об отчислении.

— Мы пытались встретиться с послом России в Испании, но представитель родителей смог поговорить только с помощницей посла. Никакого ответа нам не предоставили, попросили прислать договор об оказании образовательных услуг, в котором должно быть указано, что наши документы об окончании школы подходят для вузов Испании. Конечно, такой строчки нет ни в каком договоре. Ни в наших, ни в договорах других школ, которые входят в перечень иностранных образовательных организаций Испании. Аттестат-то государственного образца, который должен приниматься во всех вузах, — сказали Лайфу в родительском комитете.

В своём письме послу России в Испании директор образовательного центра отметила, что РОЦ на данный момент находится в процессе вступления в реестр испанских школ.

— Ожидаем принятия решения. Данная процедура занимает более длительный период из-за карантина. Предоставление всех документов, которые были затребованы Министерством образования Валенсии, предоставлены РОЦ в корректные сроки, — говорится в письме Ерахтиной послу.

Однако в Министерстве образования Испании родителям сообщили, что включение РОЦ в реестр иностранных образовательных учреждений королевства не решит проблему и ранее выданные аттестаты не станут легитимны в вузах государства.

Ученики РОЦ, которые находятся на грани отчисления из вузов, сейчас, по словам родителей, переживают нервные срывы. Некоторым студентам уже вызывали скорую. Мамы и папы боятся, что дети могут что-то с собой сделать из-за такого стресса. Родители платили, дети учились, экзамены сданы по всем правилам, аттестаты государственного образца на руках, а теперь оказывается, что эти ученики и их старания никому не нужны.

Родители написали письмо президенту РФ и премьер-министру. Они надеются, что власти смогут договориться с послом и помогут с выдачей дубликатов школьных аттестатов и документов о сдаче ЕГЭ, выданных на территории России, а не Испании.

В Министерстве иностранных дел Лайфу сообщили, что постараются решить проблему россиян в Испании в ближайшее время.

Посольские правила: без Пушкина и Великой Отечественной войны?

В школах при посольствах учатся не только дети российских дипломатов, но и дети учёных, IT-специалистов, инженеров и других российских специалистов, проживающих за рубежом. До нового учебного года в этих школах были разные формы обучения: очная, заочная — дети приезжали раз в квартал или в полгода и сдавали экзамены, а также очно-заочная, на которой раз в неделю школьники приходили в учебное заведение и изучали на уроках русский язык, литературу, математику, физику, историю. По окончании любой формы обучения дети могли получить российский аттестат об образовании государственного образца, сдать ЕГЭ и поступить в российские вузы. Эти школы, по словам родителей, были платными.

В Японии физик Владимир Любимов платил от тысячи до четырёх тысяч долларов в год за образование своей дочери. Девочка занималась очно — каждый день посещала русскую школу. В Швеции за очно-заочную форму обучения своих детей Татьяна Булавина платила 300–400 евро в год, во Франции расценки, по словам председателя Международного родительского комитета Дмитрия Вальдмана, такие же.

"Я не Стивен Хокинг". Как программист с ДЦП Иван Бакаидов пытается изменить жизнь всех, кто не может говорить

В 2020 году образование в посольских школах стало бесплатным. Но очно-заочная форма обучения во многих странах была закрыта. А в Японии сократили количество мест на очную форму, теперь сотни детей не могут учиться.

Дмитрий Вальдман отметил, что во Франции без российского образования может остаться более 200 учеников, в США — более 500, в Швеции — около 60, в Японии — более 100. Если учесть школьников из других стран, то можно говорить о нескольких тысячах русских детей, которые вынуждены учиться по зарубежным стандартам.

Из Японии на Урал без родителей?

Дочь Владимира Любимова восемь лет училась при Посольстве России в Токио. Японского языка девочка не знает.

Родители платили школе по три-четыре тысячи долларов в год, чтобы дочь могла учиться. Владимир родился в Челябинске, затем его семья переехала в закрытый город Трёхгорный Челябинской области, где расположен завод по производству ядерных боеприпасов. Окончил московский университет, стал физиком. Уехал работать в Японию в проектный центр ИТЭР. Но прописка его семьи осталась в Трёхгорном.

После того как плату в школах отменили, по словам Владимира, всех учеников, которые не являются детьми российских дипломатов, отчислили.

Страсти по-казански. Родители школьников объявили друг другу войну из-за отказа сдавать деньги на нужды детей

— У нас был заключён контракт со школой при посольстве сроком на один год. И в нём был пункт об автоматическом продлении договора на следующий год. Но теперь этот пункт убрали. И нас всех отчислили. В августе некоторых учеников, которые не являются детьми дипломатов, всё-таки приняли обратно в школу: нашлось несколько свободных мест. Руководство школы ссылается на коронавирус, якобы из-за новой инфекции школа не может принять всех желающих. Нам повезло, мы попали в список зачисленных. Но об этом мы узнали только 31 августа. Директор нам сообщил, что такая процедура будет повторяться ежегодно. Вероятно, в какой-то год нас могут не взять, если мест не будет, — объясняет Владимир.

Сыну Анастасии повезло меньше, чем дочери Владимира. Мальчика не взяли в посольскую школу в Токио. Весь сентябрь женщина пыталась решить вопрос с его образованием. Встречалась с консулом, направляла запросы в Министерство иностранных дел. Но в конце сентября мальчик был дома и не ходил в школу, его там никто не ждал. Родителям предлагали перевести сына после шести лет обучения в обычном формате с ежедневными занятиями в дружном классе на заочную форму обучения — со сдачей экзаменов раз в полгода.

— В начале октября выяснилось, что одноклассница моего сына уезжает из Токио вместе с родителями. Нас взяли на её место. Но не знаю, что нас ждёт в следующем году, — сказала Анастасия Лайфу.

Без шансов на аттестат?

У Татьяны Булавиной двое детей. Раз в неделю они ходили в школу при Посольстве России в Стокгольме. Все остальные дни обучались в шведской школе. За учёбу в посольском учреждении родители платили около 300–400 евро в год.

— В этом году администрация школы нам предложила перейти на семейное обучение. То есть детей мы должны учить самостоятельно, а они будут только раз в полгода приходить в школу и сдавать экзамены. Но мы хотим, чтобы наши дети общались, дружили, чтобы у них были школьные праздники, чтобы они букеты учителю дарили на 1 сентября. В Швеции таких традиций нет, тут совсем другая ментальность, — рассказала Татьяна. — Мой девятилетний ребёнок настолько был в восторге от русской школы, что в своей шведской школе он всё рассказывал: и об уроках, и об украшенных классах, и о наших традициях с праздничными линейками и школьными спектаклями. Даже его учитель потом к нам подошла со словами: "Как я хочу работать в русской школе! Мне столько ваша дочь рассказала". И это при том, что учитель с детства слышит, какая Россия ужасная, читает об этом в местных газетах, смотрит по местным каналам. А одна маленькая девочка способна вокруг себя изменить представления людей о нашей стране. И у неё это прекрасно получается!

Школы пропускного режима. В Удмуртии нашли способ взимать с детей плату за вход в школы

Заочная форма обучения родителям не нравится, а перейти на очную их дети не могут, чтобы учиться вместе с детьми российских дипломатов. Законы Швеции обязывают детей, у которых есть вид на жительство в этой стране, посещать школу, где соблюдается шведский учебный план. То есть днём ученики обязаны ходить в местную аккредитованную школу, а после уроков они могут посещать хоть русскую школу, хоть кружок рисования. Учиться в русской школе вместо шведской нельзя.

Муж Татьяны — медицинский биолог в Стокгольме. В институте имени Сеченова в Москве у него есть своя лаборатория, в которой он внедряет европейские наработки. Возможно, что семья решит вернуться в Россию, но дети не смогут поступить в российскую школу, если сейчас у них не будет доступа к отечественному образованию в другой стране.

"Пустите обратно!"

Ранее Лайф рассказывал, что во Франции более 220 школьников записали обращение с просьбой не упразднять очно-заочное обучение в школе при Посольстве России во Франции.

Детский срыв. Как спасти школьника от депрессии и плохого настроения из-за учёбы

— Один из аргументов для отмены очно-заочной формы обучения: дети не могут освоить школьную программу за один день в неделю. Но давайте посчитаем: физкультура, музыка, рисование, черчение, ОБЖ, технология, английский язык преподаются во французской школе. Значит, эти предметы из учебного плана русской школы при посольстве можно исключить. Математику, физику, химию, биологию в российском образовании проходят глубже, но азы дети также осваивают на французских уроках. На освоение русского языка, литературы, истории, математики часов в школе при посольстве было достаточно, — отметил Дмитрий Вальдман.

В Министерстве просвещения на обращение родителей ответили, что федеральные государственные образовательные стандарты не содержат ограничений, касающихся форм обучения детей. А в школах при посольствах России сочетание форм допускается по желанию родителей и по решению руководителя загранучреждения МИД, то есть посла. В Минпросвещения также отмечают, что в России активно развивается применение дистанционных образовательных технологий, которые можно использовать как дополнительный ресурс по освоению школьной программы.

В ответ на обращения родителей в МИД министр иностранных дел Сергей Лавров написал письмо, в котором отметил, что система российского образования за границей нуждается в совершенствовании, а в качестве альтернативы предложил использовать потенциал иностранных образовательных организаций, созданных россиянами за рубежом.

Скриншот © LIFE

— Кроме того, Россотрудничеством прорабатывается вопрос о возможности получения желающими среднего образования по российским стандартам в онлайн-формате с последующей выдачей аттестата государственного образца на базе уже существующих коммерческих платформ, — добавил Сергей Лавров в письме.

25 сентября вступил в силу новый приказ МИД, который не исключает возможности обучения детей на очно-заочной форме: родители сами могут решить, как будет учиться их сын или дочь. Но в школе Татьяну Булавину и других родителей в Стокгольме попросили написать заявление об отчислении детей. Во Франции нескольких школьников зачислили на свободные места, но многие так и не смогли продолжить обучение.

Выдержка из приказа МИД от 25.09.2020. Скриншот © LIFE

Выдержка из приказа МИД от 25.09.2020. Скриншот © LIFE

— Дома мы, листая аттестат за семь лет, вспоминали с сыном, как это было. И я чуть не заплакала. Но всё-таки теплится надежда, что всё ещё будет. Иначе никак, — сказала Татьяна.

Сейчас школьники самостоятельно пытаются узнать историю России и освоить программу по литературе. Если правила не изменятся, они не смогут получить российские аттестаты об образовании, а значит, не смогут вернуться на родину, чтобы поступить в вузы и остаться дома.

Читайте также: