Адаптация к вузу после школы

Обновлено: 05.07.2024

Проактивность — это, по сути, способность действовать вне зависимости от внешних обстоятельств, только за счет собственной воли. Если в школе вы пользовались этим навыком только для того, чтобы иногда поднимать руку на уроке, то теперь все будет по-другому. Придется все делать самому: узнавать расписание, искать аудитории, готовиться к занятиям. Именно проактивность поможет ежедневно проявлять инициативу, ведь в вузе полезно задавать вопросы преподавателям и старшекурсникам и нужно искать возможности для развития: следить за новостями о стажировках, принимать участие в научных и исследовательских проектах. Эксперты говорят, что у проактивных людей шансы на успех всегда немного выше, вне зависимости от того, о какой области идет речь.

Часто школьные друзья после выпускного вечера разъезжаются по разным городам и теряют друг друга из виду. Поэтому теперь опираться стоит не только на местоположение, но и на сходство интересов и взглядов. Множество примеров доказывает, что связи, которые зародились в студенческие годы, перерастают не только в долгую дружбу, но и в эффективное бизнес-партнерство. Считается, что половина успеха в жизни зависит от окружения — от того, с кем мы общаемся, дружим и проводим время. Поэтому не стоит ограничиваться соседями по общежитию или одногруппниками. Полезно ходить на выставки, лекции, дебаты и конференции — туда, где есть интересные люди.

Школьная система домашних заданий и оценок осталась в прошлом. Теперь нужны другие навыки — умение работать самостоятельно, конспектировать лекции, выделять главное, подбирать материалы для докладов. Ограничиться одними учебными пособиями не удастся — придется много читать и искать дополнительные материалы. Приучите себя вести дайджест прочитанного, выписывать интересные цитаты и факты. А еще попробуйте освоить быстрочтение и скоропись, подпишитесь на рассылку тематических профессиональных ресурсов. Все это поможет лучше усваивать знания и готовиться к экзаменам.

С началом студенческой жизни поток информации увеличивается многократно, и времени на соцсети остается все меньше. Поэтому не пропадайте часами в студенческих сообществах, читая страшные истории о сессии. Откажитесь от информации, которая ничем вам не помогает, — это поможет в некоторой степени навести порядок в памяти даже в самый первый и самый трудный семестр.


Статья посвящена вопросу обеспечения успешной адаптации обучающихся в образовательной среде вуза. Автор раскрывает сущность адаптации через призму различных позиций профильных специалистов, демонстрирует позитивные последствия адаптации, предлагает систему ключевых задач, стоящих перед вузом для преодоления адаптационных трудностей обучающихся первого года обучения.

Ключевые слова: адаптация, вуз, образовательная среда, обучающиеся, компетенции, готовность, установка, приспособление.

Обучение в высшем учебном заведении представляет собой трудоемкий и ответственный процесс, эффективность которого определяется огромным количеством факторов. Одним из ключевых условий полноценного усвоения обучающимся необходимых знаний, умений и навыков является адаптация к образовательной среде вуза, как правило, характерная для первого года обучения. Немалая часть абитуриентов, поступив в образовательную организацию не справляется с новой обстановкой. Для многих обучающихся становится большой проблемой выстраивание коммуникативных связей с одногруппниками, профессорско-преподавательским составом, непонимание со стороны окружающих, высокий уровень сложности изучаемых дисциплин, боязнь выступать перед большим количеством незнакомых людей. Изложенные моменты порождают перманентное чувство неуверенности в своих силах, недоверие к окружающим, негативное восприятие дидактического процесса.

Успешная адаптация является залогом качественного образования личности, формирования полноценного специалиста, его дальнейшее совершенствование и саморазвитие. Вот почему начало обучения в вузе можно назвать сложным и ответственным периодом в жизни каждого обучающегося.

Уже в первые дни обучения у человека формируются определенный социальный статус, место в группе, выполняемые неформальные функции. Постепенно у обучающегося развивается и укрепляется система ценностей, выстраиваются отношения с внешней средой.

Адаптация в вузе понимается, как способность личности стать частью окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней на данный период времени, выполнять ее требования, нормы и правила, формирующие позитивное личностное и социальное развитие. Адаптация — это процесс и результат внутренних и внешних изменений человека, активного внешнего приспособления к новому образу жизни к новым условиям существования. Адаптация к учебной деятельности предполагает одновременное воздействие целого ряда влияний, включающих в себя комплекс как субъективных факторов, зависящих главным образом от самих студентов, так и объективных, зависящих от внешних обстоятельств, к числу которых можно отнести содержание и организацию самой учебной деятельности в вузе. Адаптация — это приспособление к новым формам, методам и технологиям учебно-воспитательной деятельности; к новым формам контроля за качеством обучения студента. [1]

Некоторые ученые [4] выделяют 3 адаптационные формы обучающихся к образовательной среде вуза:

  1. Формальная адаптация. Как правило, связана с когнитивно-информационным приспособлением личности к новой социальной группе, условиям обучения, трудовому распорядку образовательной организации, установленным правилам поведения в вузе, к установленным правам, обязанностям и запретам.
  2. Социальная адаптация, выражающаяся в формировании и взаимодействии неформальных групп обучающихся, как в образовательной среде вуза, так и вне ее.
  3. Образовательная адаптация, связанная с особенностями восприятия нового учебного материала, формам и методам дидактического процесса в высшей школе, вариативным способам подачи учебного материала преподавательским составом вуза.

То есть, адаптация выступает как процесс взаимодействия обучающегося с окружающими условиями, порождающий поведенческие аттитюды, корректирующиеся в зависимости от динамики и направленности протекания внешних условий.

Важно понимать, что адаптация обучающихся находится в неразрывной связи с их достижениями в образовательной деятельности, в связи с чем образовательная адаптация должна быть нацелена на формирование эффективного методологического инструментария, учитывающего особенности первого года обучения, специфики когнитивных и личностных особенностей первокурсников. Закономерным итогом образовательной адаптации будет являться успешное освоение и понимание дидактических методов, используемых в образовательном процессе.

Высшее образование для молодого человека должно стать той ступенью профессионального становления, на которой он получает мощный импульс развития своего интеллектуального потенциала, стимулирования процессов саморазвития и самообразования, активного формирования познавательных и профессиональных мотивов. Но к такому инновационному образовательному процессу в вузе студент должен быть готов.

В последние годы отчетливо прослеживается низкий уровень готовности выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования. Для многих абитуриентов характерны репродуктивно-подражательный уровень познавательной активности, слабое владение приемами самостоятельной познавательной деятельности, интеллектуальными и общеучебными умениями, отсутствие системности в знаниях, недостаточная мотивация к учебе, избранной профессии.

Все это мешает успешной адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе, в той или иной степени замедляет процесс формирования совокупности фундаментальных, профессионально-направленных и информационных знаний и умений, различных компетенций [2].

Рассмотрение проблемы адаптации через педагогическую призму позволяет оценить творческое приспособление обучающихся к новым дидактическим технологиям, активным и интерактивным формам обучения, используемым в образовательном процессе.

В результате происходящей адаптации у обучающихся:

– развиваются умения и навыки полноценного усвоения учебного материала;

– формируются и укрепляются нравственно-волевые качества;

– развивается способность к рефлексии;

– появляется стремление к самопознанию и саморазвитию;

– формируется социальная компетентность.

Воспитательная работа в образовательной организации должна быть нацелена на выработку у первокурсников ответственности, инициативности и организованности, что в конечном итоге будет формировать позитивную установку к образовательному процессу, к будущей профессиональной деятельности.

Образовательная среда, выступая элементом социокультурного пространства, включает в себя формальные и неформальные группы обучающихся, профессорско-преподавательский состав вуза, административно-вспомогательный персонал. В совокупности все эти составляющие влияют на процесс адаптации первокурсника, осложняя или облегчая данный процесс.

Мы убеждены, что сегодня профессиональное образование в первую очередь должно опираться на ключевые потребности рынка труда, тенденциозные запросы работодателей, что обусловлено:

– растущими требованиями к уровню подготовленности выпускников;

– быстро меняющимися окружающими условиями, происходящим реформированием всех значимых сфер государственной и общественной жизни;

– усиливающейся конкуренцией на рынке услуг;

– появлением новых специализаций и квалификаций;

– развитием информатизации во многих отраслях производства и услуг.

Эффективная адаптация обучающихся к образовательному процессу будет обеспечиваться выстраиванием целенаправленной работы в высшей школе, ориентированной на формирование полноценной личности обучающегося.

Полагаем, что в данном случае перед образовательной организацией должны быть поставлены такие задачи, как:

– определение системно-организационных условий, способствующих адекватной социально-психологической трансформации имеющегося опыта обучающихся, обеспечивающих формирование устойчивой позиции в учебной группе;

– развитие высокого уровня общих и профессионально-специализированных компетенций;

– повышение кросскультурной компетентности обучающихся;

– развитие личностных качеств, значимых для успешной адаптации к будущей профессиональной деятельности;

– формирование ценностного отношения к учебе и труду.

Таким образом адаптация обучающегося к условиям обучения в высшей школе является сложным, многомерным процессом, характеризующимся специфическими особенностями первого года обучения, учет которых позволит нивелировать потенциальные негативные последствия для первокурсника. Грамотное выстраивание работы с обучающимися позволит обеспечить их интерес к образовательному процессу, готовность к получению новых знаний, укрепить желание стать настоящим профессионалом в будущей практической деятельности.

  1. Антипова Л. А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе // Казанский педагогический журнал. 2011. № 2. С. 51–55.
  2. Лесникова С. Л., Белянина И. Н. Преодоление студентами познавательных барьеров как условие их успешной адаптации к обучению в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17–1. С. 159–163.
  3. Фортова Л. К., Овчинников О. М. К вопросу о превенции авитальной активности учащейся молодежи // Молодой ученый. 2015. № 12 (92). С. 819–822.
  4. Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 103–104.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, образовательная организация, образовательная среда вуза, адаптация, вуз, высшая школа, образовательная адаптация, учебный материал, будущая профессиональная деятельность, дидактический процесс.

Каждый родитель, чей ребенок становится первокурсником, в преддверии 1-го сентября задается вопросом: насколько легко дастся ему переход от школьной жизни к студенческой? Сможет ли он перестроиться психологически? Готов ли к большим интеллектуальным нагрузкам? Не испортит ли его первый опыт взрослой жизни? Причины для беспокойства всегда найдутся. Но для подростка этот переход дастся намного проще, если вы сами подготовите его. Но сначала давайте вспомним, какими вы сами были в этот период и с какими проблемами сталкивались.

Что ждет вашего ребенка

С одной стороны, вас распирало от чувства бесконечной свободы, а удаленность вуза от дома по сравнению со школой, находившейся по соседству, воспринималась как почти полная независимость от родителей. Вы, наконец, взрослый, и можете проводить большую часть времени так, как захочется вам (после, а иногда и вместо занятий). Родители не могут вас контролировать – ура! А студенческая жизнь без вечеринок с однокурсниками не мыслима…

Нужен новый образовательный контент по навыкам для педагогов или школьников?

С другой стороны, вам придется окунуться в незнакомую среду, пройти через десятки новых знакомств. В разы возрастает учебная нагрузка и ответственность за результат. Не сданная сессия приравнивается к серьезному провалу. Огромный объем знаний придется осваивать самостоятельно и нужно учиться концентрироваться. У вас нет навыков вести конспект, работать с книгой, вы не умеете выступать перед аудиторией…

А если вы приехали учиться в другой город, на эти проблемы накладывается психологический дискомфорт от незнакомой городской обстановки. Необходимо уживаться с новыми людьми в общежитии, планировать личный бюджет, чтобы не остаться перед поездкой домой на выходные без гроша в кармане. Придется от много отказываться, потому что легкомысленных предложений будет также много и противостоять им сложно.

Мы сейчас не будем говорить о профессиональной подготовке и профориентации. Будем считать, что ребенок уже определился с профессией и вузом. Осталось сделать несколько шагов.

Шаг 1. Жизнь с нуля

Шаг 2. Самопрезентация

Шаг 3. Привычка учиться

Шаг 4. Самоконтроль

Шаг 5. Мотивация

Шаг 6. Распределение времени

Вспомните, как вам в студенчестве катастрофически не хватало времени. Стоит поговорить с будущим студентом о том, что благодаря грамотному распределению времени можно и добиться успехов в учебе, и уделить достаточное внимание общению с новыми друзьями. В этом помогут пособия или учебники по тайм-менеджменту, которые доступны в Интернете. Это также убережет первокурсника от чрезмерных нагрузок во время подготовки к первой сессии, ведь по статистике, каждый второй студент в это время переживает депрессию.

Шаг 7. Факультативы

Важно посещать не только подготовительные курсы по специальности, но и те, где учат сугубо техническим вещам. Подобные занятия часто проводят и в самих школах. Как вести конспект (он значительно отличается от школьного). Как подготовиться к экзамену (сессия – это целый ряд сложных зачетов и экзаменов). Как выступать перед аудиторией (несколько уроков по ораторскому искусству – отличное решение). Поступив на 1-й курс, ребенок уже должен знать все это. Кроме того, на факультативах будущий студент познакомится с традициями вуза и азами студенческой жизни.

Шаг 8. Интимная жизнь

Если вы до сих пор не говорили с подростком об интимной жизни и последствиях секса, самое время провести эту беседу. Студенчество ассоциируется со свободой, в том числе и свободой отношений с противоположным полом. Ничего удивительного, что первокурсников гложет желание опробовать на практике то, о чем до этого они знали в теории. Следует объяснить, где находится грань между свободой и ответственностью, напомнить о контрацепции. И давайте будем откровенными – студенческие вечеринки едва ли обходятся без алкоголя. Предупредить о возможных последствиях злоупотребления им также полезно.

step

Как вы теперь понимаете, подготовка подростка к вузу – это не только посещение спецкурсов по углубленному изучению профильных предметов. Будущий первокурсник должен быть хорошо подготовлен психологически и мотивационно, чтобы войти в аудиторию вуза уверенным, самостоятельным, уравновешенным. Этот первый шаг во взрослую жизнь во многом определит вектор ее развития.

Он должен точно знать, что его ждет, как добиться желаемого результата и как противостоять искушениям взрослой жизни. Он должен уметь грамотно распределять время и финансы, обладать практическими навыками студента, а также адекватной самооценкой.

И помните, что ребенку перед началом учебы в новом коллективе необходимо как следует отдохнуть. Поэтому даже короткая совместная поездка на активный отдых перед 1-м сентября будет разумным решением.

Подросток переступил порог колледжа и стал его студентом. Если это произошло в 15–16 лет, после окончания 9 классов средней школы, то проблемы с обучением, адаптацией в новом коллективе, конечно, есть. Одна из причин - это подростковый возраст первокурсника, наиболее ответственный период в развитии личности. У подростков активно формируется самосознание, стремление к самоутверждению среди сверстников, желание лучше узнать себя и сверстников, понять окружающий мир, критически относясь к взрослым. В этом возрасте резко проявляются колебания характера, неприязнь к опеке, потребность в популярности, критичность, бескомпромиссность, значимость истины и независимости. В то же время подростки отзываются на доброту, внимание со стороны взрослых, справедливость.

Адаптация первокурсников к обучению в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется. Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из училища по нежеланию учиться. Адаптация ускоряется, если с первокурсниками предварительно проведена работа по ознакомлению с возможными ситуациями предстоящих занятий.

Будущий успех зависит от способности строить конструктивные отношения, преодолевать возникающие препятствия, управлять своим эмоциональным состоянием. С другой стороны, процесс обучения в колледже является новым этапом в жизни школьника и требует от него большей самостоятельности и активности в получении и усвоении знаний на фоне возросшей информационной нагрузки, а также умения, способности быть психологически и социально адекватным изменившимся условиям учебы и социального бытия. Новыми элементами для первокурсников училища являются изменившиеся формы и методы преподавания, повышение педагогических требований, увеличение объема учебной работы, необходимость самостоятельно планировать учебное время.

Но выпускник школы, особенно сельской, не всегда может быстро и безболезненно включиться во взрослую жизнь, адаптироваться к тем социально-экономическим условиям, в которых он должен будет жить, так как ему не хватает жизненно необходимых знаний, умений, навыков (правовых, юридических, экономических, психологических, социальных, практических). У него зачастую не сформированы ценностные ориентации, адаптивные способности, то есть те важные личностные качества, которые необходимые ему будут для успешного жизненного самоопределения и самореализации.

Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, молодой человек уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться “свободой”, денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.

Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в колледже. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований ССУЗа.

Трудности, ожидающие студента любой специальности, можно подразделить на несколько групп, в зависимости от содержания причин, их порождающих:

1. Дидактические трудности:

- Резкая смена содержания и объёма материала. Одна лекция содержит информацию в объеме пяти школьных уроков;

- Разнообразие новых (в сравнении со школьными) форм и методов преподавания (лекции, семинары, коллоквиумы, зачеты и т. д.);

- Сложный язык научных текстов и лекционного материала. Первокурсник оказывается неподготовленным к восприятию информации в такой форме;

- Отсутствие навыков самостоятельной работы.

2. Социально-психологические трудности:

- Перестройка сложившихся привычек и навыков: у многих изменяются место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение. Разрушаются старые привычки, представления, связи, а новые еще не окрепли. Не все переживают этот процесс безболезненно;

- Резкий переход к самостоятельной взрослой жизни. Встают новые материальные трудности, возрастает необходимость самообслуживания;

- Сомнения в своих способностях, неуверенность в силах, страх перед сессией, опасение быть отчисленным (слабый тип нервной системы, высокий уровень беспокойства-тревожности и т. д.).

3. Профессиональные трудности:

- Сомнения в правильности выбора вуза, специальности. (Часто возникают, когда ложно сформировавшаяся модель будущей деятельности сталкивается с реальностью)

Эти трудности обычно относят к периоду адаптации студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

В связи с этим целью психологического сопровождения нашего колледжа является психологическая адаптация к ссузовскому обучению.

К основным задачам можно отнести:

- создание благоприятного микроклимата для студентов-первокурсников.

- профессиональная ориентация студентов, помогающая окончательно и осознанно определяться с выбором специальности.

- помощь студентам в процессе социализации.

- сохранение контингента студентов первого курса.

Для выявления показателей успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям ссузовского обучения мы использовали многоуровневый личностный опросник “Адаптивность-02” (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным.

В результате исследования были определены основные трудности адаптации первокурсников такие как:

- неопределенность мотивации выбора профессии, недостаточная подготовка к ней.

- отсутствие умения самостоятельной работы;

- неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

- готовность выполнять общественные поручения в группе - 80 % опрошенных студентов;

  • 36% - имеют низкие адаптивные способности, низкий уровень нервно-психической устойчивости, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки.
  • У 13% - низкий уровень коммуникативных способностей, испытывают затруднения в построение контактов с окружающими, проявляют агрессивность.
  • 10% - не могут адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремятся соблюдать общепринятые нормы поведения.

Анализ полученных данных позволяет воссоздать целостную картину состояния дел в группах нового набора, определить направления в работе, основными из которых являются:

1. Проведение тренинговых занятий с целью формирования сплоченности и развитие чувства доверия в студенческих группах;

2. Обучение студентов приемам снятия психологического напряжения, методам саморегуляции;

3. Проведение профилактических мероприятий с потенциальными участниками конфликтов;

4. Повышение психологической грамотности молодых преподавателей, психологическое сопровождение кураторской деятельности;

5. Проведение индивидуальных консультаций.

Конечно, главным в адаптации остается личность студента, его способности, умение и желание приспосабливаться к новым условиям, но как показывает опыт работы в нашей психологической службе, проведенные мероприятия позволяют установить комфортный микроклимат в группах, повысить учебную мотивацию и положительное отношение к учебной деятельности.

Таким образом, изучение особенностей протекания процесса адаптации первокурсников к ссузовскому обучению должно помочь сформировать подходы к оказанию психологической помощи студентам в оптимизации учебной деятельности.

15 ошибок первокурсника: как избежать типичных проблем

Поступление в вуз — это достижение одной цели и начало пути к новой. Теперь надо постараться успешно его окончить и получить не только диплом, но и полезные навыки.

Чтобы пережить новый этап с минимумом трудностей, советуем внимательно ознакомиться с перечнем типичных проблем адаптации студентов-первокурсников и рекомендациями, как избежать их появления. Не допускайте этих ошибок — и тогда жизнь в университете станет намного проще.

Чтобы узнать больше лайфхаков, которые пригодятся каждому студенту, подписывайтесь на наш телеграм-канал. В нем мы регулярно делимся советами, как облегчить учебу и сделать студенческую жизнь простой, но яркой. Пусть первые месяцы учебы станут интересным приключением, а не опасной авантюрой, в которую вы пустились без чувства, толка и расстановки.

Не принимать первый курс всерьез

Неправильно распределять деньги

Даже если вы — счастливый обладатель стипендии, очень скоро поймете, что надолго ее не хватает. Поэтому учитесь правильно распределять первые финансы: сначала делайте необходимые покупки, потом откладывайте на крупные приобретения и только после этого думайте, как распорядиться оставшейся частью.

Есть и другие важные советы первокурсникам по планированию студенческого бюджета, которые помогут не влезть в долги.

Быть стеснительным и замкнутым

Залог яркой и насыщенной студенческой жизни — хорошие друзья. Поэтому забудьте о стеснительности, с первых же дней знакомьтесь с новыми людьми и искренне интересуйтесь ими.

Заводите новых друзей и полезные знакомства: например, с методистами деканата или лаборантами кафедр. Они помогут решать мелкие проблемы первокурсников и подскажут, что делать, если потеряли студенческий билет или не успели сдать реферат.

Не уметь рассчитывать время

Тайм-менеджмент — важнейшее умение современного человека, и чем раньше им овладеете, тем больше будете успевать сделать за день. Есть несколько лайфхаков, которые помогут студенту организовать день. Начать нужно с простого: выяснить, сколько времени в день занимают:

  • сборы в институт;
  • дорога на учебу и обратно;
  • подготовка домашних заданий;
  • общение с друзьями.

Когда поймете, сколько времени отнимают эти ежедневные дела, то свободным временем сможете распоряжаться по своему усмотрению. Главное — перестать пытаться сделать все за один день, ведь тогда обязательно пострадает качество выполненной работы.

Брать с собой ненужные вещи

Как выжить в общаге первокурснику? Для начала — взять с собой самые нужные вещи. Не самые любимые и не самые прикольные, а именно самые нужные. Мы уже составили приблизительный список того, что может понадобится в общежитии.

Не стоит дополнять его слишком многим: ненужные вещи только захламят маленькое пространство и вызовут недовольство соседей по комнате.

Игнорировать секции и клубы

Один из самых популярных советов первокурсникам от старшекурсников — не ограничивайтесь только учебой. Найдите себе секцию по интересам: спортивную команду, театральную студию или научный кружок.

Это поможет не только разнообразить жизнь, но и завоевать уважение преподавателей: большинство из них ценят социально активных первокурсников и прощают им мелкие ошибки.

Вступать во все сообщества

Обратная сторона предыдущей проблемы адаптации первокурсников в вузе — стремление участвовать во всех секциях. Даже если вы разносторонняя личность и у вас много интересов и хобби, учтите, что заниматься всем и совмещать это с успешной учебой не получится.

Поэтому не надо записываться в КВН, клуб интеллектуальных игр, волейбольную секцию и театр английских миниатюр сразу. Выберите что-то одно и посмотрите, насколько удачно сможете реализовать себя в этом направлении.

Панически бояться сессии

Сессия неизбежна, и страх никак не поможет к ней подготовиться (зато помогут наши советы). Наоборот, если будете постоянно переживать, то не сможете сконцентрироваться и хорошо запомнить нужный материал. Практикуйте расслабляющие методики:

  • дыхательные упражнения;
  • йогу;
  • медитацию.

В крайнем случае — обратитесь к аптечным средствам и купите успокоительное. Только не переборщите с дозой, апатия — тоже не лучший помощник в учебе.

Конфликтовать с преподавателями

Даже если вы уверены, что преподаватель не прав или надеетесь, что конфликт с педагогом поможет стать популярнее среди одногруппников, таких ссор лучше избегать. Преподаватель не захочет терять авторитет среди студентов, и вы не должны стать причиной этого.

Помните: у любого преподавателя много возможностей осложнить жизнь строптивому студенту и он может ими воспользоваться, если вы провоцируете конфликт.

Не вести конспекты

Конечно, их можно переписать у одногруппника. Но вести самому лучше по нескольким причинам:

  1. так вы будете уверены, что записали все важные данные;
  2. личный конспект всегда в вашем распоряжении;
  3. при конспектировании вы уже запоминаете материал и быстрее вспомните его потом.


Не допускайте ошибок и первый курс пройдет весело и ярко!

Надеяться только на учебник

В отличие от школьных лет, во время учебы в университете учебник ответит далеко не на все вопросы. Понадобится и конспект (вот где пригодится предыдущий пункт), и дополнительная литература из библиотеки, и ресурсы интернета.

Поэтому, чтобы избежать этой проблемы первокурсников в вузе, лучше заранее позаботиться обо всем:

  1. вести записи во время лекций;
  2. брать в библиотеке нужные книги;
  3. учиться искать информацию на надежных сайтах.

Кстати! Для читателей нашего сайта сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Часто прогуливать

После школьного надзора многие воспринимают университет как клуб по интересам, который можно посещать, а можно и нет — все равно родителям никто не пожалуется. Это не так.

Пропустить несколько занятий по уважительной причине можно. Но не ходить неделями или игнорировать конкретные предметы — плохая идея. Перед сессией преподаватели вспомнят о пропусках и тогда сдать предмет, даже если вы его знаете, окажется непросто.

Учить все в последнюю ночь

Конечно, соблазн велик. Наверняка вам уже рассказали массу историй о том, как другие не делают ничего целый семестр, а потом в ночь перед экзаменом благополучно усваивают программу всего курса. Но, скорее всего, эти рассказы — обычные студенческие байки.

Невозможно подготовить ответы на все экзаменационные вопросы и выучить их за несколько часов. Поэтому распределяйте нагрузки равномерно и не откладывайте все на последний день. Не забывайте слова известного писателя Франсуа Рабле:

Дело не в том, чтобы быстро бегать, а в том, чтобы выбежать пораньше.

Проявлять постоянное недовольство

Да, иногда учеба в вузе или жизнь в общежитии нового города идет не так гладко, как хотелось. Но это не повод становиться пессимистом и видеть во всем только негатив. Старайтесь сохранять положительный настрой и находить достоинства даже там, где их сложно обнаружить.

Применяйте в жизни совет Станислава Ежи Леца: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

Не обращаться за помощью

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Читайте также: