Эхо сладков краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Любит пошутить этот Апрель. Взял нынче и прикинулся на первое апреля зимой. Снегу высыпал, морозом ударил.

Скворцы и грачи, что с юга уже прилетели, испугались. Плохо дело: надо назад заворачивать.

— Эй, птицы перелётные! Не бойтесь, не улетайте! Я пошутил. Я вас просто с первым апреля надул! Я весенний, не зимний! Сейчас снегопад остановлю, морозы прогоню. Потом за снега возьмусь, потерпите!

Легко сказать: потерпите. А есть что?

Ой, не твёрдое апрельское слово!

Не серьёзный это месяц, весенний. Всё бы ему шутить да обманывать. Не только на первое апреля может обмануть, но даже и на пятнадцатое, а то и на двадцатое. Ему — шутки, а лесным птицам и зверям — горе.

Но, спасибо, юннаты помогают. Скворечники и дуплянки развесили. Голодных подкормят, замёрзших отогреют, слабых поддержат — тех, кто к человеческому жилью в непогоду жмётся.

Апрель тоже не одни шутки шутит, но и дело делает. Снега растопляет, льды взламывает, землю прогревает. Большое дело делает. Нешуточное.

Дуплянка — вид искусственного гнездовья для птиц.

Долину у высокой снеговой горы за безводье назвали Мёртвой.

Мы пришли в долину в сумерках — ничего не успели разглядеть. А утром вдруг видим: по всей долине синие озёра в золотых берегах и холмы красных песков. Но глаза обманули нас. Не было в долине ни синих озёр, ни золотых песчаных берегов, ни красных холмов. Были цветы. В сырых впадинах синели незабудки. Они были такие яркие и такие синие, будто в них отразилось весеннее небо. Озёра незабудок окружали золотые лютики. А на сухих гривах горели маки. Маки были похожи на красные фонарики, зажжённые в зелёной траве. Их было много. Так много, что у нас начинало рябить в глазах и кружилась голова. Вот так мёртвая долина! Как хорошо!

— Плохо, — сказали чабаны. — Мёртвая долина. Скоро всё сгорит от жары. Овцам нечего будет есть.

— И цветы сгорят? — пожалели мы. Чабан прищурился.

— Нас поведут на новые пастбища.

Шутник чабан. Нашёл проводников.

Прошло несколько дней. И вдруг мы заметили, что цветы-то действительно пошли! Цветы стали подниматься в гору! Каждый день они поднимались всё выше и выше.

Цветы уходили из Мёртвой долины. Цветы спешили!

Синими волнами вверх по сырым лощинкам выплеснулись незабудки. По скатам лощин поднимались жёлтые лютики. Будто среди жёлтых песков бежали синие ручьи.

Маки поднимались по гребням отрожков.

Всё злее жгло солнце.

Всё выше и выше поднимались на гору цветы. Высокая гора. Первыми стали отставать незабудки. Они поднялись до верхних родничков и окружили их бирюзовыми колечками. Но лютики и маки поднимались ещё выше.

Ночи стояли душные, жаркие. За горами метались зарницы.

Вершина горы из белой стала бурой — сошёл последний снег. Из бурой стала зелёной — покрылась травой. И наконец — золотой: это на саму вершину поднялись первые лютики. А скоро среди зелени и лютиков зажглись красные фонарики — на вершину вскарабкались маки!

Вслед за цветами и травой потянулись в горы и отары белых овец. Они, как курчавые весенние облака, ползли по горным склонам.

А внизу в долине всё сгорело. Долина стала мёртвой.

Но мы смотрели на горы и радовались: там, наверху, сочные травы, красные цветы — большие будут курдюки у овец, душистое будет овечье молоко.

— Ну, Улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Глупая Улитка говорит:

Пустились Улитка и Ёж. Улиткина скорость известно какая — семь шагов в неделю. А Ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал Улитку, хруп — и съел.

Дальше побежал — только пяточки замелькали. Повстречал Лягушку-Квакушку и говорит:

— Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест.

Пустились Лягушка и Ёж. Прыг-дрыг Лягушка, туп-туп-туп Ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Съел Лягушку — дальше пятками замелькал. Бежал-бежал, видит — Филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает.

Почесал храбрый Ёж сытенькое брюшко лапкой и говорит этак небрежно:

— Давай, Филин, наперегонки. А коли догоню — съем!

Филин глазищи прищурил и отвечает:

Пустились Филин и Ёж.

Не успел Ёж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него Филин, забил широкими крыльями, закричал дурным голосом.

— Крылья мои, — кричит, — быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не Лягушка с Улиткой — сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!

Испугался Ёж, но не растерялся: съёжился да под корни и закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!

Просочилась в берлогу Вода — Медведю штаны промочила.

— Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! — заругался Медведь. — Вот я тебя сейчас.

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом:

— Не я, Медведушка, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять. Воду пустил. А моё дело водяное — теку под уклон.

— А, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! — взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу:

— Не я виноват, Медведь. Солнце виновато. Так припекло, так прижгло — растаешь тут!

— Ах, так это Солнце мне штаны намочило! — рявкнул Медведь. — Вот я его сейчас!

Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего — убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

Стоит на берегу лес, густой, как стена. Крикнешь — лес ответит. Спросишь один раз — лес три раза ответит.

Стоит на берегу лес, густой, как стена. Крикнешь — лес ответит. Спросишь один раз — лес три раза ответит.

— Эхо лесное, спросить могу?

— Куда это листья лесные пропали?

— Опали, опали, опали.

— Трава лесная, где ты, не вижу?

— Цветы луговые, а вы что пропали?

— Завяли, завяли, завяли.

— Птички-певички, давно ли вы пели?

— Они улетели, они улетели.

— Рыбы речные, куда вы уплыли?

— А мы на дне в иле, в иле, в иле.

— Лягушки и раки, куда подевались?

— А мы закопались, мы закопались.

— Белки и зайцы, про вас мы не знаем!

— Мы шубки меняем, меняем, меняем.

— Так что же случилось в лесу? — мы спросим.

— Пришла к нам осень, осень, осень.


1. Каким ты представляешь лес?

2. Как лес отвечал на вопросы? Прочитай.

3. Какое настроение вызывает этот разговор с лесом? Объясни.


4. Научись выразительно читать вопросы и ответы на них.

5. Прочитай фамилию автора. Возьми в библиотеке книги Николая Ивановича Слад- кова, прочитай, и ты узнаешь много интересного о родной природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование и материалы: Литературное чтение: Учеб. Для учащихся 2 класса. Ч.1/ Ефросинина Л.А. М.: Вентана-Граф, 2014.; карточки с отрывками из изученных произведений; карточки для работы над интонацией; слова для игры в эхо; фигуры-заместители для моделирования обложки; портрет

Организационный момент.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Актуализация знаний.

Как называется раздел, в котором мы работаем?

Разгадав анаграммы, вспомните произведения, каких авторов мы уже изучали.

Фамилии авторов: шкуинП(Пушкин),ишм( Шим),ебкйксрции (Скребицкий),веантурт( Трутнева).

Предлагаю ещё раз полюбоваться красотой и неповторимостью звучания строк этих авторов. Послушайте строки из прочитанных произведений. Назовите автора и заголовок.

3. Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах-

Это платье золотое

2.3 Интонирование.( работа над интонацией)

Каждому осень открывает свои секреты по-особому. Каждый замечает в осени что-то своё: ведь осень для кого-то - радостная, а для кого-то - грустная пора.

( Спокойно. Вопросительно? Удивлённо-вопросительно?! Радостно! Восхитительно!!Таинственно…)

Подготовка к восприятию произведения.

Прежде чем читать новое произведение, поработаем над техникой чтения.

(Смех- мех, коса-оса, экран-кран, олень-лень , шутка-утка, машина-шина, задача-дача, клён-лён, мель-ель, град-рад,скот-кот,снаряд-наряд)

Прочитаем слова, в которых 1 слог;

Прочитаем слова, в которых 2 слога;

Прочитаем слова, в которых 3 слога.

Научная справка. Читает подготовленный ученик.

( Эхо - отражение звуков от разных предметов, когда то слово, которое мы произнесли, снова услышим, но не полностью, а только его окончание).

(На доске открыть портрет писателя.)

Сегодня Н. Сладков приглашает нас на прогулку по-осеннему лесу.

Закройте глаза. Возьмите с собой хорошее настроение. Помните, что мы идём в гости. Нельзя тревожить жителей леса. Мы должны получить удовольствие от этой прогулки. Откройте глаза.

На опушке леса нас встречает его житель.

Первичное знакомство с произведением.

Самостоятельное чтение рассказа молча.

Посмотрите, у вас на столах лежат круги, переверните круг на цветную сторону, когда закончите читать.

Конспект открытого урока чтения коррекционной школы Н. Сладков

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: формирование навыков правильного, сознательного, выразительного чтения. Задачи: Образовательные: знакомство с новым произведением, учить определять жанр произведения, формировать навык слитного чтения слов, закрепление умения следить по тексту, учить анализировать прослушанный текст, отвечать на вопросы по тексту, соотносить иллюстрацию и содержание текста, актуализировать и за-креплять знания о признаках поздней осени. Воспитательные: воспитывать усидчивость и упорство, уважительное отношение к одноклассникам.

Читайте также: