Термин детский сад является общепринятым во всем мире да или нет

Обновлено: 05.07.2024

Отечественная и мировая педагогическая наука на всём протяжении своего развития уделяла пристальное внимание вопросам дошкольного воспитания детей.

Институт дошкольного образования - это социальный институт, целенаправленно созданный и существующий для обеспечения образования детей дошкольного возраста. История дошкольного образования прошла не малый путь до наших дней. На каждом временном отрезке существовали свои идеологические основы – нормы, правила и принципы, которые определяют и регулируют отношения внутри общества и разное отношение к семейному и общественному воспитанию В данной работе была попытка рассмотреть идеологические основы создания системы общественного дошкольного воспитания.

Идеологические основы формирования института дошкольного образования.

Целью создания детского учреждения являлось воспитание детей третьего сословия – свободных людей, живущих своим трудом, причем специфика этого сословия должна была определяться не только по признаку профессиональной принадлежности, но и по самой идеологии Бецкой отвергал семейное воспитание. Дети должны были быть изолированы в воспитательные дома, где никто не сможет загубить их, и воспитывает из них новую породу людей. В появлении третьего сословия, Бецкой видел нравственное возрождение всей нации.

С конца XVIII в. и до начала XIX в. в России происходила политическая и классовая борьба, в результате чего произошла смена социального строя. В стране произошла переоценка нравственных ценностей, а именно стала признаваться значимость личности. В нашей стране произошёл кризис крепостного хозяйства, а это привело к массовому внедрению женского труда в промышленность и произошёл рост бродячих детей.

20-е гг., последующая индустриализация и осуществление коллективизации сельского хозяйства в 30-е гг. создали благоприятные условия для развития общественного дошкольного воспитания. Широкое вовлечение женщин в социалистическое производство требовало ускоренного решения вопросов воспитания детей. 27 июня 1936 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР, направленное на оказание помощи матерям и расширение сети детских учреждений, строительство родильных домов, детских яслей и садов. Чтобы ускорить развитие сети детских учреждений, предприятиям и ведомствам передавались в хозяйственное ведение существующие при них и вновь открываемые ясли и сады. Все проблемы дошкольного воспитания решались на научной основе. Были разработаны нормативы по строительству, объему помещений, наполняемости групп, оборудованию детских садов и т. д. В послевоенные годы продолжалось развитие теории и практики дошкольного воспитания. Особенно значимым для данного периода и последующего развития системы дошкольного образования была научная разработка под руководством А.П. Усовой проблем обучения в детском саду. Это исследование было прямым ответом на назревшую в теории и практике потребность утверждения положения об активном и целенаправленном руководстве взрослым (педагогами, родителями) развитием детей в процессе их деятельности.

Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача "раскрепощения женщины" стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни.

В противоположность школе Фребеля, которая строилась на идеалистических основах и отличалась религиозностью, абстрактностью, дрессировкой ребенка, занятий утомительных для ребенка в связи с игнорированием возрастных особенностей, советская система дошкольного образования - воспитания построена на научной, методически подкрепленной основе, учитывает психологические и физические особенности детей, их возраст, силы, интерес. Советская система отличается массовостью, широкой доступностью.

На момент распада Советского Союза была сформирована сеть детских дошкольных учреждений. К 1990-м годам наблюдался достаточно высокий охват детей дошкольного возраста детскими садами. Также значительно увеличилось количество подобных учреждений в сельской местности.

Вопросы образования всегда актуальны - в любом обществе и вне зависимости от исторической эпохи. И, безусловно, возникновение учреждений общественного дошкольного воспитания является объективной закономерностью социального развития.

Проанализировав факторы создания дошкольных учреждений, можно прийти к следующему выводу: в XVIII в., Бецкой создал воспитательный дом, с целью воспитания людей третьего сословия. Для этого он изолировал детей от семьи и от общества, дабы те не оказали негативное влияние на становление личности.

В XIX в. в связи с политической обстановкой в России, женщины массово отправились работать в промышленность. Дети остались без присмотра, поэтому Одоевский создал приют, где за детьми присматривали и обучали их. Теперь детей не изолировали от семьи, а лишь заменял её.

В первой половине ХХ в. появились детский сад Фребеля .В обществе вновь произошли изменения, которые привели к смене взглядов. Теперь от семьи не изолируют, не заменяют её, а наоборот помогают ей. Так у Фребеля помимо воспитания детей, обучали, помогали мамам воспитывать своих малышей.

  1. Бецкой И.И. Генеральный план Московского Воспитательного дома // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия. - М., 1999 (1987, 1976.
  2. "Дошкольная педагогика". Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина

"Просвещение", Москва, 1978 г.

6. Фребель. Детский сад //// История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия. - М., 1986 (1974).. – С. 207-235.

учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Д. с. как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (см. Дошкольные учреждения).

С первых дней существования Советского государства началась организация Д. с. как массовых учреждений. За годы Советской власти организована широчайшая сеть Д. с. В Программе КПСС поставлена задача дальнейшего расширения сети дошкольных учреждений с тем, чтобы удовлетворить потребности трудящихся в общественном воспитании детей. Д. с. открываются местными Советами депутатов трудящихся, предприятиями, ведомствами, колхозами. С 1959 наряду с Д. с. организуются Ясли-сады для детей с 2 месяцев до 7 лет. Работой всех дошкольных учреждений руководят министерства просвещения и их местные органы. На конец 1970 насчитывалось 83 100 Д. с. и яслей-садов, в которых воспитывалось 8099,7 тыс. детей.

Уклад жизни детей в Д. с. организуется в рамках рационального режима и чередования игр, занятий, посильного труда и отдыха. Забота о здоровье и правильном физическом развитии детей — одна из важнейших задач Д. с. Её решение обеспечивается правильным режимом дня, рациональным питанием, закаливанием детского организма, профилактическими мероприятиями, гимнастическими упражнениями, медицинским надзором. В режиме Д. с. много времени отводится разнообразным играм, в том числе дидактическим — на развитие речи, слуха, счёта, на распознавание цвета, формы и т.д. (см. Игры детские). Торжественными и весёлыми музыкально-художественными утренниками отмечаются революционные праздники и памятные даты.

На занятиях дети знакомятся с явлениями природы и общественной жизни, учатся рисованию, лепке, конструированию, пению, овладевают начатками грамоты и элементарными математическими представлениями. В процессе занятий у детей развиваются речь и мышление, постепенно формируются первоначальные навыки учебной деятельности: умение слушать и понимать объяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу до конца. Детей приучают наблюдать природу, воспитывают любовь к ней, уважение к труду людей. Всей системой своей работы Д. с. готовит детей к школе.

В др. социалистических странах дошкольные учреждения также входят в систему народного образования и содержатся за счёт государства.

В капиталистических странах Д. с. существуют главным образом на частные средства, а также на средства церковных и общественных организаций. В США имеются дошкольные учреждения, создаваемые родителями на кооперативных началах. Содержание воспитательной программы Д. с. зависит от педагогических взглядов их организаторов и руководителей.

Лит.: Программа воспитания в детском саду, М., 1970; Дошкольное воспитание. Библиографический справочник, 2 изд., М., 1965; Справочник по дошкольному воспитанию, 2 изд., М., 1967.

Детский сад. Игра с мячами. Детский сад № 20. Ленинград.

Детский сад. На занятиях рисованием. Ясли-сад № 58 Ленинград.

Детский сад. Музыкальное занятие. Детский сад совхоза им. Чапаева. Московская область.

Детский сад. Игры на воздухе. Ясли-сад № 1925. Москва.

Детский сад. Игры на воздухе. Ясли-сад № 1925. Москва.

Детский сад. Здание яслей-сада № 608. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Детский сад" в других словарях:

ДЕТСКИЙ САД — ДЕТСКИЙ САД, общественное воспитательное учреждение для приходящих маленьких детей в возрасте (в СССР) от 3 до 7 лет. Среди других учреждений соц. воспитания Д. с. занимает исключительно важное место, т. к. он обслуживает период жизни, когда… … Большая медицинская энциклопедия

Детский сад — САД, а, о саде, в саду, мн. Шы, ов, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ДЕТСКИЙ САД — в СССР, дошкольное учреждение в системе Мин ва просвещения СССР, предназначенное для обществ. воспитания и всестороннего развития детей в возрасте от 3 до 7 лет. Наряду с Д. с. общего типа существуют Д. с. санаторные (для больных и ослабленных… … Демографический энциклопедический словарь

ДЕТСКИЙ САД — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России с 60 х гг. 19 в … Большой Энциклопедический словарь

ДЕТСКИЙ САД — ДЕТСКИЙ САД, СССР, Мосфильм, 1983, цв., 146 мин. Автобиографический фильм. Фильм воспоминание советского поэта Евгения Евтушенко о своем военном детстве. В фильме использованы стихи восьмилетней школьницы Ники Турбиной. В ролях: Сережа Гусак,… … Энциклопедия кино

детский сад — сущ., кол во синонимов: 3 • наивность (23) • непонимание (12) • садик (8) Слов … Словарь синонимов

Детский сад — (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);. Источник: Приказ Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении … Официальная терминология

Детский сад — У этого термина существуют и другие значения, см. Детский сад (значения). Шестилетний класс детского сада в Аланье (Турция) … Википедия

ДЕТСКИЙ САД — Воспитательное учреждение для детей в возрасте от 3 до 6 (7) лет. В разговорной речи сад, садик. Первые детские сады появились в России в 1860 х гг. В наше время в детский сад ходят многие дети. Существуют сады районные государственные, куда… … Лингвострановедческий словарь

детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Впервые создан Ф. Фребелем (1837, Германия). В России с 60 х гг. XIX в. * * * ДЕТСКИЙ САД ДЕТСКИЙ САД, учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.… … Энциклопедический словарь

На ранних этапах человеческой истории при первобытнообщинном строе основным средством подготовки детей к жизни были игры с примитивными игрушками, изображавшими охотничьи и трудовые орудия, подражание занятиям взрослых. Средством морального воспитания являлся фольклор (сказки, предания, пословицы и поговорки), передававший новым поколениям правила и нормы поведения в различных жизненных ситуациях.

В античной Греции появились зачатки педагогической теории, включающей идеи о воспитании детей дошкольного возраста в семье. Наибольшую известность приобрели спартанская и афинская системы воспитания, существенно различавшиеся по своим целям и средствам. В Спарте, военном рабовладельческом государстве, они определялись задачами воспитания будущих граждан-воинов. Общественная мораль предписывала с раннего возраста воспитывать детей смелыми, закаленными, неприхотливыми в пище и одежде, не знающими, что такое плач и своеволие. Со стремлением иметь в будущем здоровых детей было связано и то внимание, которое уделялось физическому воспитанию девочек и девушек.

В формировании основ педагогической теории особое значение имели взгляды выдающихся философов Древней Греции Платона и Аристотеля.

Платону (427-347 гг. до н. э.) принадлежит определение важнейших педагогических понятий, таких, как сущность воспитания и обучения, соотношение общественного устройства и воспитания. Он выдвинул идею государственной системы воспитания детей свободных граждан с раннего возраста. Платон указал на игру как важное средство воспитания, определил основные требования к лицам, занимающимся воспитанием детей.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) сформулировал идею гармонического развития личности, которое включало физическое, умственное и нравственное воспитание. Большое значение он придавал природосообразности воспитания. Дошкольный период Аристотель выделял как особый и важный этап в формировании личности. В этот период наряду с разнообразными играми следовало, по его мнению, использовать развивающие ум рассказы, а начиная с пятилетнего возраста целенаправленно готовить детей к школе.

В период феодализма огромное влияние на воспитание детей оказывала католическая религия, утверждавшая, что каждый человек несет в себе греховное начало. Победить эту греховность можно, согласно церковному учению, лишь превращением земной жизни в подготовительный этап к жизни загробной. Чтобы заслужить будущее райское блаженство, человек должен жить в полном подчинении предписаниям церкви и постоянном страхе божьем, заниматься умерщвлением плоти. С малых лет следует подавлять в детях стремление к шалостям, земным радостям, играм и развлечениям и укрощать подобные проявления строгими мерами, в том числе и физическими наказаниями. Католическая церковь враждебно относилась к античной культуре, как созданной язычниками.

В XIV-XVI вв., в эпоху Возрождения, общественная мысль вновь обращается к человеку, становится гуманистической (humanus - человечный), призывает возродить античную цивилизацию – культуру, искусство, науку. Изменяются и взгляды на ребенка, которого гуманисты рассматривают как природное существо, имеющее право на радостную жизнь, физическое развитие, игры, интеллектуальные занятия. Но гуманизм эпохи Возрождения носил аристократический характер, защищал интересы детей только привилегированной части общества, а дети народа продолжали воспитываться под гнетущим влиянием церкви.

Учение Яна Амоса Коменского

О материнской школе

Коменский принадлежал к религиозной общине Чешских братьев, выступавшей против католической религии и феодального гнета и объединявшей народные массы Чехии. Он был человеком верующим, но его мировоззрение содержало и элементы стихийного материализма. Он отвергал церковные вымыслы о греховности человека. Считал, что человек как существо природное находится в постоянном развитии.

Детские сады Ф. Фребеля

Значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Вальдорфский детский сад

Вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов.

Поскольку средства массовой коммуникации способствуют преждевременной интеллектуализации, вальдорфская дошкольная педагогика предпочитает запрет (или значительное ограничение) радио-, кино- и телепрограмм. Современные СМИ являются для маленького ребенка источником слишком сильных (и часто негативных) впечатлений, которые оказывают внушающее воздействие. Они действуют на ребенка разрушительно, он не в силах отстоять свой собственный мир и попадает в зависимость от технических средств. Они могут лишить его собственной активности, подавляют его фантазию, многие дети перестают играть, поэтому до определенного возраста необходимо предельно сократить (а лучше вовсе исключить) контакт ребенка со средствами массовой информации.

Еще одно важное своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики — это запрет на всякую оценку ребенка. Воспитатели в вальдорфском детском саду избегают всякого вмешательства в свободное развитие ребенка, и оценка как отрицательная, так и положительная, также считается вмешательством в естественное развитие, формой внешней власти взрослого. Ребенок, ожидающий оценки, действует под внешним давлением, страстно желая похвалы или стараясь избежать порицания. При этом он лишается возможности действовать исходя из своей сущности, из любви к самому делу, поэтому не следует фиксировать внимание ребенка на себе самом — не только на его недостатках, но и на его успехах. Дети, слишком рано обретающие самосознание, становятся демонстративными, жаждущими непрерывных похвал. Гораздо важнее в дошкольном возрасте направлять интерес ребенка на какое-либо дело, а не на себя самого.

1) если ребенок хочет сделать то, что может причинить вред ему самому (например, выйти на улицу в холодную погоду без пальто);

2) если его действия могут повредить другим (например, нельзя шуметь, когда другие спят);

3) если могут пострадать какие-либо вещи (например, нельзя рисовать на стене).

Вместе с тем вальдорфская педагогика имеет совершенно четкие методические ориентиры, определяющие стратегию и содержание педагогической работы воспитателя.

Содержание педагогической работы в вальдорфском детском саду

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей. Сказки или народные предания, рассказанные воспитателем, это не просто приятное времяпрепровождение, а существенный воспитательный момент. Именно через сказку ребенок постигает этические, ценностные представления, начинает понимать и анализировать человеческие качества. Одна и та же сказка рассказывается детям много раз, пока они ее не освоят и не выучат буквально наизусть. Особое внимание воспитатель должен уделять манере рассказывания. Она должна быть эмоционально выразительной и сопровождаться умелым изображением персонажей. Особенно ценно общение по поводу сказки. Широко используются также драматическое проигрывание сказок, копирование сказочных персонажей и т. д.

Он просто предоставляет детям возможность повозиться с красками, а сам показывает образец хорошего рисования. Наблюдая увлеченность взрослого и способы его рисования, дети тоже включаются в художественную деятельность, не спрашивая, что и как им рисовать. После рисования работы детей не обсуждаются и не оцениваются. Воспитатель радуется вместе с детьми и любуется тому, что могут краски. То же самое относится и к лепке. Лепить рекомендуется из естественных материалов — мягкой глины, воска, теста.

Еще одно традиционное занятие детей — пение и танец. Дети поют не только на специальных занятиях, но и в самых разнообразных ситуациях — в игре, на прогулке, в сопровождении музыкальных инструментов и без него. Общие песни к дням рождения и праздникам, утренние и вечерние песенки пронизывают повседневную жизнь детей. Принципиальной является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие музыкальные технические средства исключаются. Ребята могут играть на простых музыкальных инструментах — колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах и пр.

К занятиям искусством относятся также различные театрализованные представления. Это спектакли по сказкам или кукольные спектакли. Регулярное рассказывание сказки время от времени заменяется кукольным представлением, которое показывают детям взрослые. Сами дети тоже любят готовить и показывать друг другу кукольные спектакли.

Помимо занятий искусствами в вальдорфском детском саду в воспитательных целях широко используются различные формы ручного труда. Это прежде всего приучение детей к ведению домашнего хозяйства. Дети принимают участие в приготовлении пищи (выпечка печенья, хлеба, приготовление салатов, сервировка стола), в уборке помещения группы и т. д. Дети занимаются также рукоделием и овладевают различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, изготовление свечей, корзиночек, фонариков и др. Готовясь к праздникам и спектаклям, дети мастерят различные детские поделки.

Однако самая важная и главная деятельность детей — это игра. Свободная сюжетно-ролевая игра детей рассматривается как специфическая для дошкольников форма подражания, в которой ребенок постигает мир и выражает себя. Все поведение воспитательницы и оборудование детского сада должны способствовать свободной игровой деятельности детей. Взрослый не руководит игрой детей и не оказывает на нее никакого давления, однако он должен создать все необходимые условия для содержательной игры. Среди этих условий можно выделить следующие.

Во-первых, это организация максимально насыщенной эмоциями повседневной жизни. Известно, что чем богаче впечатлениями жизнь ребенка, тем интереснее его игра: ведь в игре дети воспроизводят и проигрывают то, что они видели и пережили.

Во-вторых, это обеспечение богатым игровым материалом и создание специально организованной предметной среды. Детям предлагаются предельно простые игрушки, в основном из природных материалов. Так, куклой может быть шарик, обтянутый материей; лошадкой — палочка с условной головой; кубиками — брусочки и палочки разных размеров. Широко используются кусочки материи, камешки, желуди, шишки, каштаны и др. Значительную часть игрового материала составляют самодельные игрушки. Такого рода игровой материал активизирует фантазию ребенка и позволяет ему вложить в каждый предмет свой образ. Для оборудования игровой комнаты используются специальные ширмы, с помощью которых можно делить пространство комнаты на отдельные уголки, например устроить магазин, или кабинет врача, или столовую. Все это должно быть доступно для спонтанной инициативы детей.

В-третьих, это создание атмосферы, позволяющей углубиться в соответствующую игру и полностью сосредоточиться на ней так, чтобы не мешать другим и чтобы другие тебе не мешали. Воспитатель не вмешивается в игру детей, не оценивает и не комментирует игровые действия. В то же время он держит ситуацию в поле зрения и, если необходимо, помогает детям удержать или развить сюжет.

Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др.

Ритм и повторение составляют организационную основу жизни вальдорфского детского сада. Согласно Штайнеру, ритм является носителем здоровья, как и вообще всех жизненных процессов. Маленькие дети не могут организовать свою жизнь в соответствии со здоровыми ритмами, поэтому так важно, чтобы взрослые целенаправленно помогали им войти в здоровый жизненный ритм. Предоставить ребенку свободу — значит включить его в определенные повторяющиеся жизненные циклы. Опыт постоянства и последовательности дает чувство стабильности и защищенности, будущее становится предсказуемым и ожидаемым. Вот почему в детском саду, по Штайнеру, большое внимание следует уделять тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись неизменными.

Помимо ритма дня соблюдаются ритм недели и ритм года. На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия. Пятница, как правило, — день генеральной уборки.

Годичный ритм — это прежде всего праздники, которым в вальдорфском детском саду уделяется большое внимание. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции своего народа. Каждый праздник годичного круга имеет соответствующую дату и в зависимости от времени года несет свое настроение. Так, праздник Михаила Архангела, который отмечается осенью, окрашен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время радости и дарения подарков и т. д. К праздникам года относятся и дни рождения детей, и весенний выпуск из детского сада будущих первоклассников. Подготовка к праздникам составляет важную часть работы воспитателей. Оформление комнаты, приготовление подарков, репетиции спектаклей — все это направлено не на успешное проведение мероприятия, а на развитие ценных психических и нравственных качеств ребенка. Через подготовку к праздникам происходит осмысление многих форм детской деятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и т. д.).

Безусловно, данное направление может быть реализовано только при активном участии и поддержке родителей. Родители вовлекаются в педагогический и воспитательный процесс самыми разными способами: они обязательно участвуют в праздниках, в выставках, в кукольных спектаклях, разучивают песни, мастерят игрушки, оформляют помещение группы и др. Активное участие родителей — отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада, но для этого необходимы большие временные и энергетические затраты со стороны родителей, к чему, естественно, готовы далеко не все.

Кроме того, взрослые должны принимать и разделять основные педагогические принципы и ценности вальдорфской педагогики, которые во многом не соответствуют установкам современных родителей. В настоящее время большинство родителей ориентированы на умственное развитие детей и на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения счету, письму, иностранному языку снижает привлекательность данного направления. Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями и возможностями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.

В то же время нельзя не отметить, что такие общепринятые современные педагогические установки, как гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение его личности, духовно-нравственное воспитание, получили совершенно конкретное воплощение в реальной работе вальдорфского детского сада. Таким образом, творческое освоение этой системы весьма актуально и в настоящее время, так как это — один из способов приобщения к лучшему, что существует в мировой педагогической культуре.

Педагогика Марии Монтессори

В конце XIX – начале XX в. в зарубежной дошкольной педагогике происходят значительные изменения. В связи с успехами естественных наук – биологии, физиологии и на их основе психологии – происходит дальнейшее развитие педагогики и ее отдельных отраслей, в том числе дошкольной педагогики. Капитализм вступил в новый – империалистический этап развития. Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.
Сравнительно широкое распространение получают в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей, все более вовлекаемых в процесс капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно воспитывали детей в духе норм буржуазной морали.

В области общественного дошкольного воспитания периода империализма особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт. Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взя


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Развитие общественной системы дошкольного воспитания.

«Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к

определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать

возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в

том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием,

Возрастная периодизация в работе Фридриха Фребеля «Воспитание

Ф. Фребель в своей работе показал, что в основании всего лежит, что-то божественное.

Добрый ребенок с виду может быть злым внутри и, наоборот, с виду рассеянный

может иметь твердо определенную мысль и т. д. Воспитание, преподавание и

назирание, должны быть с самого начала по необходимости пассивными, следящими

(только предостерегающими и охраняющими, но не предписывающими, решающими,

насильственными. Каждый человек еще ребенком должен воспитываться как

необходимый, существенный член человечества. Ребенок с первых дней своей жизни

как губка впитывает в себя все, что есть вокруг, и задача родителей, воспитателей

должно быть чистое и ясное. Ф. Фребель сформулировал 3 закона воспитания :

1. Самораскрытие божественного начала в душе человека.

2. Поступательное развитие человека.

3. Закон природосообразности. Фребель считал целью воспитания развитие

природных способностей ребенка.

Педагогическая система Ф. Фребеля3

развития

познавательная и практическая деятельность

развития

Исходный - связан с первыми месяцами жизни ребенка, когда он

сам не выделяет и не фиксирует предметы, действия и явления.

Младенчество – действие и слово матери способствуют научению

выделять сначала отдельных предметы и явления ближайшего

окружающего, а затем самого себя.

Детство – ребенок говорит и играет с предметами. Именно на этом

этапе можно и нужно начинать целенаправленное обучение и

Отрочество – поступление ребенка в школу и изучение учебных

Деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание

цилиндра и сторона кубика одинаковые).

Куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая

половина — на четыре части).

Тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик

делится пополам, а каждая половина — на четыре удлиненные

плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна

одной четвертой этой стороны).

Кубик, разделенный на двадцать семь маленьких кубиков, причем

девять из них разделены на более мелкие части.

Кубик, разделенный тоже на двадцать семь кубиков, многие из

которых разделены еще на части: на плитки, по диагонали и пр.

Младенческая ступень развития.

Для ребенка, появившегося на свет, внешний мир состоит из предметов, которые

находятся в хаотичном беспорядке, все как в тумане, неясности. И слово со стороны

матери сначала разделяет ребенка и внешний мир, затем соединяет воедино – сначала

в отдельных и редких случаях и наконец все разнообразнее и чаще, в замкнутой

определенности, и в итоге ребенок сам для себя выступает как определенный

предмет, стоящий особняком от всего остального. В душе и уме, в истории духовного

развития, в истории осознания человека, в каждом ребенке, в опыте каждого ребенка,

от его появления на земле повторяется история развития и создания всех вещей.

Делать внешним внутреннее, а внешнее внутренним, находить между ними единство –

вот та общая внешняя форма, в которой высказывается назначение человека. Предметы внешнего мира представлены в 3х состояниях: жидком,4

твердом и газообразном. Поэтому, так как мир наш гармоничен, человек одарен

чувствами для восприятия этих 3х состояний. Каждый предмет находится в состоянии

движения или покоя. Органы слуха и зрения наделены чувством для восприятия

газообразного состояния предмета. Органы вкуса и обоняния наделены чувством для

восприятия жидкого состояния предмета. Органы чувствования и осязания наделены

чувством для восприятия твердого состояния предмета. Согласно закону познавания

вещей посредством противоположного идет развитие в ребенке слуха - чувство слуха,

затем развивается зрение – чувство зрения. Благодаря развитию этих 2х чувств

становится возможным для родителей и окружающих соединять предметы с их

противоположностью. Сначала словом, затем знаком. Цель: привести ребенка к

созерцанию, а потом к познанию предмета. По мере развития в ребенке физических

чувств равномерно и одновременно развивается способность распоряжаться своим

телом и его членами, причем в той последовательности, которую задала сама природа

– мать. Все предметы внешнего мира разные по своим качествам и характеристикам,

поэтому одни – требуют спокойствия, а подвижные – требуют определенного

движения (схватить, поймать, удержать и т. д.). Таким образом, развиваются у ребенка

употребление частей тела (членов, появляется сноровка для сидения или лежания,

обнимания и схватывания, хождения и прыгания и т. д. Стояние – это цельная

совокупность всех навыков тела и его членов так как, приобрелся навык нахождения

центра тяжести. Физическое стояние важно для данной ступени развития, также как и

важна улыбка для ранней ступени развития нравственно-религиозная устойчивость

для последней ступени развития. На этой системе развития для появившегося на свет

человека главное научится пользоваться своим телом, своими чувствами, своими

частями тела. На данной ступени развития ребенок играет со своими частями тела

(ручками, пальцами, губами, языком, ножками, глазами и даже выражениями лица). И

чтобы ребенок в последующем своем развитии не проявлял в движениях тела и

особенно лица, ни каких не нужных движений без внутреннего основания. Поэтому

дети с ранних пор не должны, никогда, слишком долго предоставляться самим себе,

ни в кровати, ни в колыбели, ни в каких других местах. И для того чтоб ребенок во

время засыпания и пробуждения не был предоставлен сам себе Ф. Фребель предложил

повесить перед колыбелью клетку с веселой птичкой, так как данное приспособление

приковывает деятельность физических чувств и ума ребенка и тем самым дает ребенку

многостороннюю пищу для размышления.

Так как у ребенка развита деятельность чувства, тела и его членов, и он начинает

самостоятельно изображать внутренне внешним – значит, у ребенка началась детская

ступень развития.

Детская ступень развития.

Для этой ступени внутренний мир человека представляет нерасчлененное,

проявление и изображение внутреннего мира человека, начинается расчленение,

начинается разнообразие во внутреннем мире человека, разнообразие, обусловленное

в своих отношениях средствами и целью. Человек стремится собственной

данной ступени развития начинается воспитание человека : уменьшается физический5

уход, но усиливается умственный уход и надзор. Каждая ступень важна – в свое время.

инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, его собственная

жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего.

Игра и разговор – вот стихия, в которой теперь живет ребенок. На данной6

ступени развития ребенок приписывает каждому предмету способность жить,

ощущать и говорить, думает, что неодушевленные предметы слышат и видят. Игра –

это высшая ступень детского развития, развития человека этого периода. Игра –

прообраз и копия всей человеческой жизни, она дарит радость, свободу, довольство,

покой в себе и около себя. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.

«Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного

утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым

забава, она имеет высокий смысл и значение, мама должна развивать, а отец охранять.

В эти годы детства важны выбор и способ питания. От этого зависит, каким будет

ребенок не только в данное время, но и в бедующем времени (ленивым или

деятельным, утомленным или живым, вялым или расторопным, слабым или сильным).

Поэтому первая пища после молока матери должна быть простой и умеренной.

Родители и воспитатели должны понимать что от того какое было детство зависит

какое будет бедующее у ребенка. Для того чтобы ребенок мог активно двигаться и

играть одежда не должна стеснять движения. Одежда должна быть по размеру, а

фасон, цвет, покрой платья не должны быть основной целью при выборе одежды, так

как ребенок должен оставаться самим собой. Отец и мать должны возбуждать и

побуждать в ребенке силы, задатки. Мать воспитывает ребенка на основании

инстинктов, но необходимо, чтобы она это делала это осознанно средством

приобретения необходимых знаний. Ребенок постепенно с ранних лет должен

осознать самого себя и размышлять над собой. Мама показывает и на примерах

рассказывает о предметах и предостерегает, об опасности некоторых предметов

которые они таят в себе: «Суп горяч, он жжется. Нож остер, колет, им можно

проговаривая все свои действия, чтоб он имел полное представление о мире. Ребенок

самостоятельно стоит и бегает, сидит и ходит, держит равновесие. Ребенок должен

связывать свои поступки со словом. Ребенок может обозначить предмет не только,

словом, но и рисунком. Как у ребенка есть способность к языку, так же она есть и к

рисованию. Счет тоже важен, знание количественных отношений чрезвычайно

повышает самую жизнь ребенка. Окружающие и мать должны с ранних пор развивать

в ребенке способность счисления по надлежащему методу и согласно законам

человеческого мышления, поскольку это требует сама жизнь. Язык и природа открыты

перед ребенком; свойства числа, формы, величины, знание пространства, сущность

сил, действия материи начинают открываться перед ним; цвет, ритм, тон и образ

выступаю перед ним в своих зародышах и своеобразных особенностях. Профессия

отца служит исходным пунктом для усвоения всякого человеческого знания; поэтому

очень важно при всяком занятии не отталкивать ребенка, не гнать прочь от себя, не

проявлять нетерпеливость при всегда повторяющихся вопросах. Не нужно отвечать на

вопросы ребенка прямо, так как дети не всегда могут понять в меру своего опыта и

силы, нужно давать ребенку возможность и создавать условия, в которых он сам смог

Высшая радость и наслаждение – это занятие с детьми

Опыт работы с родителями в условиях сложившейся системы духовно — нравственного воспитания на базе ДОУ Работа с родителями в процессе духовно-нравственного просвещения учащихся: опыт, проблемы, перспективы. Опыт работы с родителями в условиях.

Совершенствование системы физического воспитания в образовательных учреждениях Сегодня фитнес завоевал и продолжает завоевывать сердца любителей здорового образа жизни. Популярность аэробики обусловлена ее доступностью,.

Читайте также: