Школы щетинина проблемы и достижения

Обновлено: 08.07.2024

Об опыте этого новатора-педагога переворошила, казалось бы, страницы всего необъятного интернета, а к окончательному выводу о его теориях обучения так и не пришла.
Встает, прежде всего, вопрос: " А нужно ли все это нам и если нужно, то "дозрели ли ", доросли ли мы со своими детьми до тех форм обучения, что предлагает нам Щетинин?

Согласны ли мы полностью отдаться в руки его теорий, и тем самым во многом лишить детей своих обыденного детства с играми, игрушками, переменками и каникулами, ведь по щетининским программам этого всего не предусмотрено?!

Тот, кто там побывал, тоже имеет разные мнения и одни восторгаются, словно, дифирамбы Щетинину поют, другие же клянут и его самого, и его теории.

А школа Щетинина и в самом деле вызывает бурные споры в обществе и дикий резонанс при обсуждении. Вот бы кому обсудить всенародно этот волнующий вопрос, так это Малахову. Однако, Щетинин не влезает в споры, а тихо, мирно живет в своем небольшом "королевстве", экспериментируя и правя в нем.

То, что эксперимент стоит денег и немалых, об этом знают все. И те, кто платит за обучение своих детей, и те, кто пока что спонсирует самого Щетинина. А по поводу того, что стоит ли сам эксперимент тех больших денег - это вопрос второго плана!

И так, о школах в идеале мы мечтаем все. И то, что наша нынешняя школьная система –не совершенна, тоже знаем не понаслышке.

Мы хотим, чтобы наши дети развивались всесторонне, чтобы учителя их, как личности , принимали и помогали им стать социально-организованными. И, вроде бы, всему этому и учат в школе Щетинина, однако, кажется, с перебором и целый день, с утра до самого вечера, лишая их тем - самым их родного и самого главного-мира Детства.

Там, в школе Щетинина, все расписано и по часам, и по минутам, от подъема, что в 5 утра, и до отбоя, что в 21.30. И нет в том расписании ни минуточки свободной. Ни для игры, ни для игрушки, ни для любимой книги. Ребенок там быстро вырастает из мира Детства, попадая под эксперимент обучения по Щетинину, и под его установленные правила и законы. Там, у Щетинина, дети уже в свои 9-10 лет становятся маленькими учеными, головной мозг которых должен работать только на науку и ни на что более.

И если наши с вами дети летом ездят на отдых в детские лагеря со смешными и радостными названиями типа "Чебурашек" и "Бригандин", то тут, в Текосе, все по-научному, и группы, в которых они живут, носят едва ли не университетские названия типа НППО, что значит-научно-педагогическое производственное объединение.

Каждое такое НППО выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область, в которой и специализируется учащийся и как ученик, и как учитель, и как методист. А для этого, согласитесь, надо время, и немалое. Тем- более, что все ученики школы проходят программу средней школы за один учебный год.
Все, до одного, независимо от возраста, при том, что в школу приходят дети в среднем лет 9-10.

В школе Щетинина дети делают все, помимо того, что и учатся. Они и стирают сами свои вещи, и убирают, и картошку чистят на кухне, а при необходимости и прорывы в трубах водоснабжения устраняют сами. А летом вместо летних каникул строят сами для себя дома, потому что так приучил их Щетинин. Потому что это все предусматривает программа обучения и развития личности по Щетинину.

Кто знает, может в этом и "плюсы" Щетинина, но я вот подумала, чтобы сталось с нашими детьми, если бы в стране утвердился повсеместно проект Щетинина и все школы перешли на его формы обучения?!

Что бы сталось с нашими детьми - вот ведь в чем вопрос! Осталось бы детство у них или нет.

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

Об опыте этого новатора-педагога переворошила, казалось бы, страницы всего необъятного интернета, а к окончательному выводу о его теориях обучения так и не пришла.
Встает, прежде всего, вопрос: " А нужно ли все это нам и если нужно, то "дозрели ли ", доросли ли мы со своими детьми до тех форм обучения, что предлагает нам Щетинин?
Читать статью

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

В кирзовых сапогах в поисках сплетен

Казалось бы, Стешин – опытный журналист. Работал в горячих точках, писал о войне. Он, как никто другой, должен знать и понимать, что за любым громким заявлением и уж тем более за каждым обвинением в тяжком преступлении должны стоять подтвержденные документально факты. Голословные заявления, сделанные с ссылками на людей с болезненной фантазией, чем-то обиженных или жаждущих славы, - не более чем сочинение сплетен.

Камертон справедливости

Любой педагог знает, что завоевать доверие ребенка, а уж тем более уважение детского, подросткового коллектива – дело непростое. Дети всегда очень остро реагируют на неискренность и несправедливость, чувствуют лицемерие и двуличность, понимают, что такое хорошо и что такое плохо.

Михаила Петровича дети уважали и даже после выпуска часто заглядывали в гости в лицей. Это о многом говорит.

В лицее в Текосе, кстати, работала супруга Михаила Петровича и учились его дети.

В частности, у бывших лицеистов мы спросили, как проходило обучение, чем оно отличалось от обучения в традиционной школе, проявлял ли Михаил Петрович Щетинин какие-то особые симпатии к отдельным учащимся, были ли случаи изнасилований, отравлений, привлечения к какому-либо религиозному культу?

Спросили, был ли Михаил Петрович Щетинин авторитарным лидером и сможет ли, на их взгляд, лицей работать в прежнем режиме без его личного участия.

Анна Базалий. Фото из ее личного архива

В лицее-интернате в Текосе Анна находилась с 2003 по 2015 год. Здесь она закончила 11-й класс, получила образование в действовавшем на базе лицея отделении Армавирского государственного педагогического института, став учителем истории. Кроме того, освоила целый ряд рабочих профессий. Некоторое время работала преподавателем.

Режим дня и бунт, которого не было

Кормили лицеистов вкусно и сытно.

И хотя мясных блюд рацион, действительно не предусматривал, но их отсутствие компенсировали рыбные блюда. А те, кто хотел употреблять мясную продукцию, могли приобрести то, что они желают, в магазине в поселке.

Случаев отравлений чем бы то ни было в тот период, когда она училась в лицее, по ее словам, не было, как и случаев изнасилований и беременностей.

"Верил в нас, как никто другой"

Анна считает жизнь в лицее невероятным и увлекательным опытом. Она рада, что, не отрываясь от учебы, получила несколько рабочих профессий.

Бывшая воспитанница школы Щетинина подчеркивает, что лицей дал ученикам не только знания, но и воспитал в них другие, не менее важные качества.

Обвинение в сектантстве и в закрытости, которые предъявляют лицею, Анне кажутся надуманными. В лицее учились дети разных национальностей и вероисповеданий. Были и те, кто не верил в Бога. Сам Михаил Петрович был православным. В лицее, по ее словам, никто никому и никогда не навязывал религий, верований, как и не призывал к атеизму.

Школу Щетинина часто посещали известные общественные деятели, политики и даже послы. Одна из таких встреч. Архивное фото

Никогда, по ее словам, Михаил Петрович в общении с лицеистами и лицеистками не допускал ничего лишнего, предосудительного и подозрительного. Считает Михаила Щетинина авторитетным педагогом, на которого старается равняться.

Она убеждена, что Михаил Щетинин вырастил сильную команду педагогов, которые смогут продолжить его дело. По ее мнению, закрытие этой школы стало бы большой ошибкой и утратой для российского образования. Более того, она уверена, что практика изучения предметов методом погружения должна максимально распространиться в российских школах – это повысит качество обучения школьников.

Ольга Бережная сейчас работает старшим воспитателем в одном из детских садов Краснодара. Она пришла в лицей Щетинина уже после окончания средней школы. Ей было 17 лет.

Ольга Бережная. Фото из ее личного архива

Признается, что после обучения в обычной школе, была удивлена тому, как было построено обучение предметам в лицее – все они изучались, что называется на стыке дисциплин, позволяя осознать, что химия и физика, например, неразрывно взаимосвязаны.

Строительно-отделочные работы в одном из корпусов. Фото из личного архива Ольги Бережной

Уверяет, что работа на стройке никогда не была в тягость, а кормили всегда вкусно и сытно – в рационе были овощи, фрукты, рыба. Случаев отравлений воспитанников не помнит, как и осуждения тех, кто покупал и приносил в лицей что-нибудь мясное.

Обвинения в том, что лицей-интернат был сектой, считает безосновательными – уверяет, что никаких обрядов, верований в лицее не практиковали, зато были прекрасные возможности для профессионального самоопределения. Школьники изучали хореографию, изобразительное искусство, имели возможность бесплатно получить рабочие профессии и высшее образование.

Сейчас принято оценивать результаты обучения по баллам, набранным по ЕГЭ. Ольга Бережная считает, что такой подход не позволяет дать комплексную оценку обучению и воспитанию.

Во время гастролей ансамбля "Колокола России", начало 2000-х. Фото из личного архива Ольги Бережной

Ольга Бережная считает, что именно пример Михаила Петровича Щетинина как педагога, который верил в одаренность каждого ребенка, помог определиться ей с выбором профессии.

Ярослав Егоров, фото из его личного архива

Между тем, когда Егоров поступал в лицей, шансов на то, что он сможет без проблем сдать экзамены для поступления в вуз, было немного…

После окончания школьного курса, он остался в лицее-интернате, поскольку была возможность поступить на его базе в Ростовскую государственную академию архитектуры и искусства. Кроме того, во время обучения он получил профессии плотника, бетонщика, плиточника, штукатура и мастера общестроительных работ.

Спорту и военно-патриотическому воспитанию в лицее всегда уделялось серьезное внимание. Фото из архива лицея

Дети с уважением относились к Михаилу Петровичу.

Фото из архива лицея

По его словам, лицейский опыт взаимодействия в разновозрастных коллективах научил его конструктивно взаимодействовать с людьми и позволил получить первые навыки управленческой работы.

О лицее у Ярослава остались светлые воспоминания.

Ярослав Егоров считает, что опыт лицея в Текосе необходимо изучить и внедрить в других российских образовательных учреждениях, а сам лицей – должен развиваться.

Пожалуй, это заявление – одно из самых важных. Ведь своим детям никто плохого не посоветует.

На недавней Большой пресс-конференции Владимира Путина президента попросили спасти от ликвидации уникальную школу Михаила Щетинина, которую якобы уничтожают чиновники. Спецкор "КП" Дмитрий Стешин попытался разобраться, что же там происходит на самом деле

Немолодой человек в затемненных очках, с двумя странными медалями на лацканах пиджака во время трансляции с Большой пресс-конференции был титрован так: Сергей Комков Президент. Без кавычек.

- Краснодарские чиновники вместе с чиновниками Минпросвещения уничтожают школу! Они довели до могилы ее создателя Михаила Щетинина! Прошу положить конец бесчинствам чиновников! – рубил правду Сергей Комков Президент - президенту.

Лицей построен в удивительно красивом месте: небольшой долине в предгорьях, в нескольких десятках километров от Геленджика. Здесь нет ветра и даже зимой тепло. Фото: bloknot-krasnodar.ru

- Школу хочет закрыть министр просвещения Ольга Васильева! Делает это преднамеренно, и в этом принимают участие чиновники Краснодарского края! Там совершенно четко просматривается схема рейдерского захвата. Михаилу Петровичу (Щетинину, - авт.) была подарена земля, пять гектаров…

Большинство помещений расписывали сами воспитанники, сложно поспорить - в лицее очень красиво и уютно. Фото: raeliceum.ru

- Федеральный Министр участвует в рейдерском захвате пяти гектаров земли?

Но Комкова было не сбить:

- Сергей Константинович, почему одаренные дети Щетинина ходили вечно голодные, покупали тушенку в магазине, прятали ее под кроватью, тушенка тухла на жаре, дети травились?

- Откуда эта глупость?

ЩЕТИНИН И ПУСТОТА

Даже на этом снимке виден факт, зафиксированный комиссией Министерства образования - в лицее просто не хватало учебников для всех детей. В одних группах обучались дети разного возраста. Фото: raeliceum.ru

- Я долго думала, почему, работая в школе, я ничего не замечала? Коллектив - это десять детей. Вместе с ними ты встаешь утром и проводишь весь день. Учишь их, следишь, как они занимаются хореографией, боевыми искусствами, как общаются с другими людьми. Еще у меня были обязанности повара. Потом я отвечала за международные контакты. Раз в неделю я была администратором – принимала звонки, присутствовала на всех сборах, встречала гостей. Это с 6 утра до 2 часов ночи. А я же еще и учитель, мы все время должны были улучшать свой учебный курс. Я потом уже поняла, когда каждый день ты работаешь в таком режиме – ты ничего не видишь вокруг.

- Говорят, такая схема воздействия на личность применяется в сектах. Мясо было запрещено?

- Да. Чувствовалось, что мужчинам не хватает мяса при таких нагрузках, копилась агрессия. К знакомой приезжал мальчик помогать, из Текоса, он все время воровал и прятал еду, такой маленький зверек…

Те, кто ели мясо, шли против идеологии. Когда про вегетарианство постоянно говоришь, уплотняется образ.

Если увидели, что лицеист купил колбасу, его порицают. Не просто ругают, нет. Это такой психологический садизм.

- Щетинина не раз обвиняли в сексуальных домогательствах. Это правда?

- Я могу рассказать?

- Расскажите.

- Он вызывает меня в кабинет. Говорит на отвлеченные темы, а потом спрашивает – не хочу ли родить от него ребенка? Это говорится в таком ключе, что ты думаешь только о том, что кабинет закрыт. Он кладет на тебя руки… Но руки он кладет на всех учеников, он же дедушка, погладил по голове, по плечу. Что тут такого? Я рассказывала девушкам, они рассказывали мне в ответ. Если просто начать расспрашивать, все будут молчать.

Там были ситуации, когда от него беременели. Приезжали родители разбираться, он всегда от них прятался, его защищали референты и секретари. Он с 2011 года уже боялся один ходить, требовал, чтобы его сопровождали, говорил, что к нему послали киллера.

- В 2012 погиб Юрий Богданов, был очень добрый парень. Он ехал на машине в Геленджик и на каком-то повороте произошла жуткая авария, он умер мгновенно. Но после аварии учителя и мать одной из учениц устроили изотерическую шизофрению, жесткую манипуляцию: "Если вы сейчас соберётесь и сдадите экзамен на высший балл, то. Юрий выживет! Давайте! Мы дадим ему силы. Его жизнь сейчас зависит от вас." А студентам говорили, что надо ему посылать лучи света, тогда он выживет. Хотя всем замам Щетинина было известно, что он умер.

- Анна, вы понимаете, что это очень серьезные обвинения?

- Я готова свидетельствовать в суде.

Сейчас большинство помещений опечатано. Детей в Текосе нет, все родители, кроме 9 человек, забрали документы.

Сейчас большинство помещений опечатано. Детей в Текосе нет, все родители, кроме 9 человек, забрали документы. Фото: Дмитрий СТЕШИН

ВОССТАНИЕ ЛИЦЕИСТОВ

Все это не могло закончиться просто так, без эксцессов. В 2003 году в школе Щетинина случилось восстание, в ходе которого был сожжен один из корпусов лицея. В течение месяца школу покинуло 200 учеников. Это был страшный удар по лицею. Он оправился, но такого числа учеников больше в Текосе не было. Максимум – сто с небольшим.

Антона Шитова убили 11 лет назад, но его мать по-прежнему связывает гибель сына с лицеем. На его мемориальной страничке в соцсетях висит аттестат, который Антон получил в Текосе.

- Вы уверены, что это было массовое явление? Хотя и одного случая достаточно. Вы уверены, что смерть Антона как-то связана с лицеем?

- Я там видела однажды своими глазами униженную беременную девочку, стоявшую под кабинетом этого "великого учителя" вместе с мамой. Видела - как трое суток взахлёб рыдала другая. Остановится чуть-чуть, переведёт дух. Вспомнит - и снова рыдает. А другие девочки обходили её стороной, как чумную. Из-за всего увиденного там я и стала "копать", а Антон мне помогал.

Все журналисты, кто был в школе, жаловались – попасть туда очень затруднительно, только по предварительной договоренности.

Действительно, охрана на шлагбауме осталась. Я не стал пускаться в объяснения и просто бросил:

Ирина Крылова ловко отбивала все мои наскоки, ссылаясь на то, что школа – федеральное учебное заведение, никто здесь труды космистов вместо Пушкина не изучает и с томиком Блаватской (одна из основательниц русской эзотерики, - авт.) не спит.

Я опустил камеру и растерянно оглянулся. Мужчина в черном костюме партикулярного вида делал мне знаки руками.

В школе любили полузапретного художника Константина Васильева, погибшего при необъяснимых обстоятельствах. Даже спустя десятки лет после смерти, его преследовали беды - коллекция картин была разорена и распродана. Фото: vk.com/shkola_shchetinina

УЧЕБНИКОВ НЕТ, А НОРМЫ НА ЛЕСОПИЛКЕ - ЕСТЬ

- Мы только наладили с НИМИ хоть какие-то отношения. Говорить же было невозможно – они сразу три камеры на штативах выставляли. И в машине ничего такого не говорите, водитель лицейский. Они неслучайно нам транспорт предоставили.

- А с учебой как у них было? Годовой курс алгебры за две недели?

Мой собеседник поморщился:

- Средние результаты, если смотреть по всему краю, примерно на тройку с плюсом.

- Думаю, именно ЕГЭ подорвал миф о гениальной методике…

Мой собеседник кивнул в знак согласия:

- Дело в том, что с начала работы этой образовательной организации, нет ни одной статьи, ни одного научного отчета по результатам эксперимента. Только нарушения. Преподаванием в группах занимались подростки, хотя по закону, не имели на это права. Методические материалы не соответствуют требованиям федерального образовательного стандарта, их не хватает. Не было учебников у всех детей! Не все педагоги имеют специальное образование. Когда проводилась проверка Краснодарским краем, выяснилось, что часть учебных дисциплин не преподавалась вообще – история, астрономия, литература. Точнее – 64% школьной программы не осваивалось в принципе.

Еще зафиксировали проблемы с адаптацией, тут закрытая субкультура, при выходе из нее у ребенка возникают проблемы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ РОДОМ ИЗ 90-Х

- Была у школы какая-то Цель, Сверхзадача?

- Отличительная особенность таких систем, или сект – невозможность ретрансляции и передачи знаний, масштабирования. Знание уникально и управляется одним человеком. С точки зрения государственной системы образования – технологии школы Щетинина неприменимы. Или нужен еще один Щетинин. Какова была его цель? Эго. Самовыражение. Демонстрация своего величия через подавление других. И пятый признак секты – все сотрудники лицея являлись выпускниками лицея…

По поводу дальнейшей судьбы лицея я даже не стал спрашивать чиновника. С такими нарушениями, по закону, закроют даже казино, исправно платящее налоги. Все документы учеников родители уже забрали и перевелись в школы по месту жительства. Последователей Щетинин не воспитал, адепты разбегутся сами. Главное, проследить, чтобы они больше детьми не занимались, никогда. Больше подобных школ в России нет, эпоха псевдонаучных экспериментов в образовании, наконец, осталась в 90-х годах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

"Президент" Сергей Комков пожаловался Путину

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Губернатор Кубани Вениамин Кондратьев: Лицей имени Щетинина - федеральное учреждение. Край не имеет к нему отношения

Деятельность школы была приостановлена судом, а не минобром Кубани

Лицей Михаила Щетинина: Уникальная школа или заурядная секта?

10 лет назад корреспондент "Комсомолки" отправился в далекую школу, чтобы узнать чем на самом деле занимаются дети (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +


Ю.А.Вакуленко, В.В.Добрынина, Г.М.Крылова, В.А.Тестов

На рубеже последних двух веков в научной картине мира происходят кардинальные изменения. Еще в XIX веке господствовала детерминистическая классическая наука. В XX веке классическая картина мира сменилась на неклассическую. Вместо лапласовского детерминизма для траекторий движения системы в науку пришло вероятностное описание на языке волновых функций, но детерминизм сохранился. “Западноевропейская мысль всегда испытывала колебания между миром-автоматом и теологией с ее миром, безраздельно подвластным Богу. В этой раздвоенности суть характерной европейской шизофрении. В действительности оба взгляда на мир взаимосвязаны. Автомату необходим внешний Бог” [1]. В XXI веке рождается постнеклассическая картина мира, когда человечество достигло поворотного пункта - начала новой рациональности, в которой наука более не отождествляется с определенностью, а вероятность - с незнанием.

Педагогическая мысль, как правило, следует в русле естественнонаучной картины мира. 20 лет разделяют время выхода в свет “Математических начал натуральной философии” И.Ньютона и “Великой дидактики” Я.А.Коменского, которые на три века определили логику развития физики и педагогики. “Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы. Время должно быть распределено с величайшей точностью так, чтобы на каждый год, месяц, час приходилась особая работа. Распределение времени и работ необходимо соблюдать точно, чтобы ничто не было пропущено и извращено” [2]. Что это, как не убежденность в существовании единственно правильной учебной траектории для ученика? При традиционной классно-урочной системе образования школьная программа является абсолютным законом, который кем-то составлен и требует безусловного выполнения. Чем как не нормированием “начальных условий” можно объяснить возрастные ограничения, переводные экзамены из класса в класс и тестирование в школе? Отказ от классических подходов присутствует в образовании на вероятностной основе, когда в учебный процесс стремятся ввести фактор творческой непредсказуемости, а главные усилия направлены на создание мощной образовательной среды.

Принципиально другие подходы в системе образования, созвучные с постнеклассической картиной мира, мы находим в трудах выдающихся педагогов и педагогов-новаторов. Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский опередили постнеклассический научный подход. Синергетика теоретически обосновывает и подкрепляет природосообразные плоды их интуиции. Одним из них является значения хаоса, переосмысления деструктивной или созидательной его роли в процессе самоор-ганизации педагогической системы [3].

Давая описание Яснополянской школы, Л.Н.Толстой пишет: “Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителем и учениками. В начале нельзя было подразделить ни на классы, ни на предме¬ты, ни на рекреации и уроки . все попытки распределения оставались тщетны”. “По моему мнению, - замечает Лев Николаевич, - внешний беспорядок этот полезен и незаменим, как он не кажется странным и неудобным для учителя. Нам кажется, что беспорядок растет, делается все более и более - и нет ему пределов, кажется, что нет другого средства прекратить его, как употребить силу, а стоило только немного подождать, и беспорядок (или оживление) самоественно улегся бы в порядок, гораздо лучший и прочнейший, чем тот, ко горы мы выдумываем" [4]. В этих глубоких мыслях Л. Н. Толстого звучит вывод, к которому приходит синергетика. Эффективное управление самоорганизующейся системой возможно только в плане вывода на собственные пути развития, а никак не навязывания жестких планов и схем.

Синергетика утверждает, что для сложных систем обычно существует несколько альтернативных путей развития. Раз существует множество устойчивых путей разви¬тия (аттракторов), то у руководителя и коллектива появляется возможность выбора наилучшего из них и быстрейшего выхода на этот аттрактор, минуя многие зигзаги естественного пути эволюции. В точке ветвления путей развития (бифуркации) существует некоторая неопределенность, заложенная в конструктивном начале хаоса. Таким примером может служить "преображение’' коллектива трудовой колонии имени Горького, описанное А С Макаренко в "Педагогической поэме" - “возникло два десятка течений, и несколько минут эти течения, сталкиваясь и пересекаясь, бурлили. Преображение началось немедленно после общего собрания и продолжалось часа три - срок для всякого преображения рекордный”. Лозунг “Не пищать!” и организующая деятельность горьковцев во главе с А.С.Макаренко сотворили это невиданное преображение.

Синергетические подходы можно увидеть и в педагогике сотрудничества. Стремление уйти от четкого следования дробной программной регламентации слышится в идее свободного выбора, идее опережения, идее крупных блоков и других, сформулированных педагогами-новаторами. Новое педагогическое мышление по сути своей альтернативно. Оно признает право на существованне и другой, противоположной точки зрения. Чем, как не точками бифуркации являются предложенные ими в качестве ключевых понятий методики обновления "момент истины", "момент озарения", “момент перелома”?

Одним из главных препятствий для соединения синергетического мировидения и развития инновационных педагогических систем на практике является "преодоление в сознании педагогов неизбежных рецидивов ньютоновского детерминизма и линейного мыщления" [5]. Реализацией идеи синергии традиции и новаторства является педагогическая система Щетинина [6]. Школа Щетинина была создана в 1988 году как Центр комплексного формирования личности детей и подростков. В ней воплощено в жизнь видение школы будущего |7,8].

По мнению М П Щетинина, “концепция личности предполагает, прежде всего, производство ценностей, материальных или духовных. Наш же ученик сегодня только потребляет, потребляет все десять лет. Но только тогда, когда ученик будет что-то отдавать стране, он почувствует себя значительным. Только в деянии можно оценить, насколько совершенен наш ученик, насколько воспитан, бережен к человеку, В нынешней школе нет соответствия между существованием и сущностью человека, ребенка. Этот разрыв и приводит к негативным проявлениям. Ведь когда можно наблюдать расцвет личности человека? Только когда его жизнь соответствует человеческой сущности. Рано или поздно ребенок начинает чувствовать дискомфорт в рамках этой системы, которая его угнетает, начинает протестовать, бунтовать, принимает ее как систему насилия. Нужно пристально посмотреть на работу левого и правого полушарий моpзга. Все наши так называемые основные школьные предметы - физика, математика, литература - вызывают необходимость работы только левого полушария. А творческое, эмоциональное мышление - музыка, хореография, труд - заперто на ключ. Почему? Ведь должна быть гармония” [8]. Пути практической реализации такого подхода привели к идее погружения [9,10].

С годами пришло понимание, что масштаб человеческой личности определяется не только и столько масштабом тех реальных задач, в ходе которых она возникает, а человек есть нечто большее, что он является носителем искры Божьей или, точнее, образом и подобием Божиим. "Я человек верующий и думаю, что обращение к духовности, к своим корням спасительно для нас. Поэтому мое детище - русская православная школа", - отвечает на вопрос корреспондента “Педагогического калейдоскопа” о концепции новой школы в Геленджике М.П.Щетинин. Бережно хранится в лицее благословение “русской Православной школе Щетинина”, данное оптинским старцем Илием.

Соединение традиций в области православной веры, народной культуры и новаторская деятельность в образовательной сфере - вот то, что отличает школу Щетинина - русскую родовую школу. В основе деятельности центра образования заложена концепция - растить личность через духовное [11], патриотическое и трудовое воспитание [12,13]. Положительный опыт работы школы по развитию традиций и новаторства в школьном воспитании получил признание, а сам М.П. Щетинин признан Русским биографическим институтом “Человеком 2001 года". Знаменательно, что в этом списке президент В.В.Путин, Патриарх Алексий II, писатель С.В. Михалков.

Митрополит Питирим в школе Щетинина

"Мы убеждены, что основой нацнональной школы должен быть приоритет духовных ценностей, традиций народа, верность идеалам Православия, служение Отечеству, родителям, ближнему”. Это выдержки из тезисов доклада учителей школы [11]. Учащиеся школы на протяжении восьми лет оказывали и оказывают помощь в строительстве и облагораживании Православных храмов близлежащих поселков Пшада и Архипо-Осиповка, в станице Азовской, участвовали в Крестных ходах в п. Архипо-Осиповке и п. Дивноморске. Дети христианского вероисповедания крещены, все пары выпускников школы, создавшие семьи, венчаны и причащают своих детей. Учитель лицея ведет занятия в воскресной школе, которую посещают учащиеся школы Щетинина.


К велнкому сожалению, педагогика в преобладающем большинстве скована классическими и неклассическими научными построениями, как правило, ограничена материалистическим взглядом на мир. Выходом из сложившейся ситуации может быть постнеклассический (синергетичес- I кий) подход 131, позволяющий соединить I идеи христианской антропологии с целост- < ным подходом к изучению человека, саойст- 1 венного для акмеологии Синергетический г синтез учения об образе Божием в челоае- I ке, растущем из основ Православия и подлинных достижений современной педагогической мысли, является методологической I основой разрабатываемой нами антропоак- < меологической модели образования в школе Щетинина [14], х

Эта модель базируется на синергетическом принципе [151, который раскрывается в | трех основных принципах: антропологичмо- сти, голографичности н пойетичности (креа- | тивности).

Принцип антропологнчности включает в себя православный взгляд на человека и предполагает создание открытого образова- 1 тельного пространства. Автропоакмеологи- I ческая модель образования обеспечивает "верный и тщательно обдуманный способ I создавать . такие школы, в которых все юношество . могло обучаться наукам, совершенствоваться в

дывается теми, кто пытается ее понять: по¬ка нас понимают в сегодня, мы уже живем в завтра. Русский человек живет не только “здесь” и “сейчас”, а еще и “везде" и “все¬гда”. Мы как бы из завтра, из того, что уходит в далекую перспективу, смотрим в сегодня и здесь, сейчас, работаем. Вот здесь и возникает “вечность” - ты видишь движение в вечности и, исходя из этого, ра¬ботаешь здесь” [21].

Аттракторы выглядят как “память о бу¬дущем”. Все воздействия, попытки создать педагогическую систему, которые выходят за пределы области притяжения, оказыва¬ются безуспешными. Все, что не соответст¬вует структурам-аттракторам, будет смыто, уничтожено диссипативными процессами. Так человек может стремиться действовать против тех сил, которые зовут его из буду¬щего, идти наперекор неосознанным уст¬ремлениям, но все такие его попытки обре¬чены на провал. Как важно понимать, что за всеми этими синергетическими представ¬лениями лежит духовная мудрость, звуча¬щая в молитве Оптинских старцев: “Госпо¬ди, дай мне всецело предаться воле Твоей святой, на все святая воля Твоя, все нис¬послано тобой”.

“Мы присутствуем при рождении чуда, русского чуда. Это очевидно. Да благосло¬вит вас Господь на то, чтобы вы созидали нашу Святую Русь. И частичка ее, я уве¬рен, рождается именно здесь”, - такими словами Архиепископа Иоанна, председате¬ля Миссионерского отдела Московского Патриархата, заканчивается фильм Белго¬родского ГТРК “Неугомонный Щетинин”. И эти слова вселяют нам надежду и дают си¬лы для дальнейшей жизни.

1. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.

3. Вакуленко Ю.Л., Аобрынина В.Б. Синергетика в контексте педагогики // Развитие непрерывного педагогического образования в новых социально-эко¬номических условиях. — Армавир, 1999. — С 9 3-95.

4. Толстой Л.Н. Общий очерк характера Ясно Полянской школы 1862г. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX — начала XX вв. — М.: Педагогика, 1990.

5. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. Парадигма нелинейности как основа синергетического подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. 1. — С. 3-10.

6. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В. Принцип синергетичности при изучении математики в средней школе // Проблемы теории и практики

9. Щетинин М.П. На пути к человеку // Педагогика наших дней. — Краснодар: Кн. изд-во, 1989. — С. 381-401.

10. Вакуленко Ю.А., Остапенко А.А. Непрерывное педагогическое образование в Центре формирования личности детей и подростков. — Минск, 1992. — С 5-7.

11. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В. Пути возрождения национального самосознания в современной школе // Украинская духовная культура в системе нагщонального образования. — Харьков, 1995. - С. 144-146.

12. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Крылова И.В., Моргун В.Ф. Школа-хозяйство А.С.Макаренко: Забвение? Нет — возрождение1. // Педагогический вестник Кубани. — 1999. — № 2. — С76-77.

13. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Моргун В.Ф., Осипова И.В. Педагогика на рубеже тыстелетий: школа-хозяйство А.С.Макаренко, школа-деревня Л1П.Щетинина // Макаренко А.С и мировая педагогика. Материалы международною семинара. — Полтава, 2002. — С 45-49.

14. Вакуленко ЮА., Добрынина В.В. Ашпропоакмеологическая модель образования и изучение математики в Центре образования //

Разбитие непрерывного педагогического образования в новых сощально-зкономических условиях на Кубани. — Армавир, 2001. — С 172-173.

15. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В. Принцип синер- гептчноапи при изучении математики в средней школе // Проблемы теории и праютгки обучения математике. — Санкт-Петербург, 2002. — С. 167.

16. Вакуленко Ю.А., Добрынина В.В., Костгщына КВ., Пискунова Н.М Толографические подходы к педагогическим технологиям в Центре комплексного формирования личности // Единство педагогики и психологии в целостном учебно-воспитательном процессе. — Полтава, 1995. — С 95-98.

17. Добрынина В.В. Принцип пойетичности в подготовке учителя математики среднего школы // Актуальные проблемы подготовки будугцего учителя математики. — Какуга, 2002. — С. 156-158.

18. Вакуленко ЮА., Аобрынина В.В., Жмур В.В., Тертарян А. В. Особенности изучения математики в школе академика Щетинина / / Материалы международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения МВ. Остро градского. — Полтава. 2001. — С. 89-91.

19. Амонашвили Ш.Л. Идея школы Щетинина / / Школа сотрудничества. — М.: Первое сентября, 2000. - С. 70-75.

20. Князева Е. И., Курдюмоб С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самооргаяизагуия, темпомиры. — М: Алетейя, 2002.

Читайте также: