Школьный выезд на природу

Обновлено: 04.07.2024

Все взрослые: родители и учителя прекрасно понимают, что обозначает, казалось бы совсем безобидная фраза – “конец учебного года”. Для учителей это в первую очередь отчет о проделанной работе, анализ плюсов и минусов своей педагогической деятельности, планирование. Для родителей это счастливый выдох: “Гора с плеч. Ведь впереди три месяца отдыхать от домашних заданий”.

А для детей? Для них конец учебного года означает начало новых приключений: отдых в лагерях, поездка в деревню, пикники на даче и т.д. И к этому они желают приступить, не откладывая в долгий ящик, так сказать, не отходя от кассы. Получив табеля с годовыми отметками (но ведь не смотря ни на что жизнь продолжается) и подписью – “переведен(а) в … класс”, они готовы с головой окунуться в жизнь, которая несет много новых ощущений.

А начать непременно нужно с похода. При объявлении этого события слышится громогласное “Ура!”. И совершенно не важно, какие оценки в табеле, ведь в походе ты не ученик, ты просто человек, и тебя не спросят урок, который ты не выучил, и никто не станет приставать с вопросом “почему?”, и, конечно же, ты не станешь писать проверочные работы и итоговые тесты.

Чем хороши эти мероприятия? Совсем по-иному смотришь на детей, их родителей. Как говорят психологи – неофициальная обстановка, а значит – непредсказуемые результаты. Именно в подобных мероприятиях познаешь истину, здесь раскрываются абсолютно все с другой стороны.

Я расскажу об одном таком походе. Мы с ребятами его назвали “Классный пикник”. Почему-то этот прием для меня очень важный. Я всегда пытаюсь хотя бы мысленно назвать то мероприятие, которое либо предстоит провести, либо на котором я присутствую по приглашению. Наверно это с детства – мультфильм “Приключения капитана Врангеля” – как корабль назовешь, так он и поплывет. А первые ощущения редко подводили меня.

Все началось с предложения.

Однажды на уроке (это были последние недели учебного года – подготовка к переводным экзаменам) в классе стояла рабочая тишина. Но нежные солнечные лучи, пробиваясь сквозь тюлевые кружева, пытались создать в классе атмосферу беззаботности, умиротворения, отдыха и счастья. Старательно царапал мелок по доске, как исследователь, пытаясь графически доказать постановку запятых в предложении “Березовая роща, виднеющаяся на повороте реки, обещала тень и прохладу”.

И вдруг … Как это в кино говорят, голос из-за кадра:

– Эх, как здорово наверно сейчас в лесу! И почему я не волшебник? Я бы непременно перенес весь наш класс сейчас в лес … на пикник!

Все началось … с предложения.

Этой мыслью “заболели” не только дети. Эту идею подхватили родители. “Заразились”, так сказать, от детей.

Самые важные вопросы, связанные с организацией решились сами собой и довольно-таки быстро. Одни родители предложили транспорт. Другие выбрали место: “Мы любим часто бывать там. Это очень милый и спокойный уголок. Рядом речка”. Вопрос о провизии решился сразу. На деньги из классного фонда было закуплено самое необходимое для родителей и самое вкусное для детей. Не забыли и про аптечку – на все случаи жизни.

Да, это самые сложные вопросы. Именно они являются препятствием в проведении подобных мероприятий. Один в поле не воин. А сообща можно и горы свернуть.

Хорошо – поесть, а поесть хорошо еще лучше.

И вот настал долгожданный день, когда после переводных экзаменов и полуторанедельной практики на пришкольном участке, с гомоном, возбужденные и счастливые, толи оттого, что закончился год, толи от смены обстановки, все погрузились в автобус. В дороге было весело: шутки, смех, песни. Не заметили, как прибыли на место. Действительно живописный уголок!

Из автобуса ребята высыпались на поляну, как горох, покидали свои рюкзаки и.… Одним словом – дети вырвались на свободу.

Все взрослые собрались в кружок, обговорили еще раз свои действия. План или, как теперь говорят, сценарий мероприятия обсуждался подробно, оговаривались все моменты и нюансы, ведь время этого было предостаточно – почти три недели. Чтобы получился хороший праздник, необходимо подготовить место. И каждый занялся своей работой по организации бивака.

Первый свисток – условный знак сбора, о котором была договоренность в автобусе – ребята услышали не сразу. Но уже через несколько минут все сидели на мягкой шелковистой траве и высказывали свои мысли на темы: “Что такое пикник” и “Человек – неотъемлемая часть природы”. Много позже мы часто прослушивали эту пленку, признаюсь, с большим интересом и удовольствием.

Первое задание – собрать материал для костра – ребята восприняли с большим удовольствием и выполняли с тщательным усердием, хотя их и удивило маленькое “но”, которое заключалось в том, чтобы, собирая веточки и щепки, одновременно постараться увидеть что-то необычное в этом маленьком, но гостеприимном уголке природы.

Вот уже трещал костер и выбрасывал синеватые языки пламени. Чисто вымытый картофель, лежащий неподалеку в коробке, ожидал своей очереди. А стол, со вкусом накрытый мамами и девочками, манил к себе.

Но отчего же, когда ешь на свежем воздухе, все кажется таким необыкновенно вкусным!

Интереснейшим моментом этого похода явился поистине настоящий сюрприз для ребят – игра “Найди клад”.

Все началось как в сказке про Гарри Поттера и совиную почту. На стол приземлился бумажный самолетик (кто и откуда его пустил, остается загадкой). Когда развернули, то увидели замысловатую карту и текст, что-то о пиратах, кладе, месте. Уже после игры ребята с удовольствием вспоминали произведение Стивенсона “Остров сокровищ”, с которым работали на уроках литературы и не раз встречались на уроках русского языка.

Теперь инициатива перешла в руки пап. Именно они во время нашей беседы о взаимоотношении человека с природой, обследовав лес, спрятали клад. Разъяснив правила игры, а они заключались лишь в собранности, внимательности и сплоченности команды (класса), папы отправили ребят на исходную точку поисков – “найди привязанный к дереву желтый воздушный шар, лопни и узнаешь дальнейший путь”.

Лес был словно напичкан всевозможными записками, которые можно было обнаружить под большим камнем, в коре дерева, в очередном воздушном шаре, под какой-то коряжиной, в спичечном коробке возле трухлявого пня, добраться до которого можно, если отсчитать тринадцать шагов по направлению к реке. А как отыскать ту березу, что наклонилась дугой. Вот тут и пригодилась та наблюдательность, которая заключалась в маленьком “но” первого задания.

Наконец добрались до последнего пункта назначения. “Все! Стоп! Здесь клад! Ищи в диаметре 5-6 метров”. Обыскали все. Обследовали каждую пять земли. Подняли и перевернули каждый булыжник, даже попытались поковырять палкой. Да, стереотипы… А ведь каждому хочется найти этот желанный клад первым. А клад мирно качался над головами. В густой зелени висел большой пакет и тоже зеленого цвета.

Снять помогли папы. Это был большой круглый … арбуз! Счастливые лица, победоносное “Нашли!”. Вот это клад!

Спортивная трасса. (Приложение 1)

После совместного и усиленного уничтожения “клада” ребята были предоставлены сами себе. Кто-то достал удочки, кто-то пел песни под гитару у костра, кто-то жевал картошку, кто-то играл в бадминтон, кто-то просто валялся на траве. Но все-таки родителей ребята держали в поле зрения. Ведь так хотелось продолжения приключений. И ожидания их не обманули.

Готовилось новое развлечение – “Трасса”. В ее подготовке принимали участие и некоторые ребята.

Прошло время, и вот уже у старта отсчитывали последние секунды два участника команд, а в руках они держат эстафетные палочки. Все остальные находились на своих этапах. На старт! Внимание! Марш! И вновь крики радости, азарта, восторга. И вновь эта буйная энергия молодого организма нашла свое применение.

Пробежать по бревну, проползти под веревками, перепрыгнуть воображаемый овраг, метнуть в мишень три шишки, преодолеть по кочкам опасное болото (разложенные картонные квадраты), в мешках преодолеть расстояние и т.д. В случае невыполнения – штрафное очко, которое уже на финише следует отработать: отжаться, выполнить приседания, попрыгать на скакалке и т.д.

В игре могут принимать участие родители, изначально входить в состав команды. Но наиболее интересно, если одной из команд будет команда родителей.

Отдых удался на славу. Уезжая, мы махали рукой этой полянке, а кто-то даже бросил монетку, чтобы непременно вернуться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конкурсы для похода

- Сегодня у нас с вами не просто прогулка, а небольшое развлечение. А если это развлечение значит нужны конкурсы, загадки и конечно хорошее настроение, максимум энергии и веселья, ну и ваших улыбок! Для начала разделимся на две команды.

- Начнём наше развлечение со спортивных заданий! Каждое задание фиксируется баллом, каждая команда запоминайте количество своих очков.

Бег цепочкой (сначала бежит 1 участник, потом берет второго за руку и бегут уже вдвоем, потом втроем, и т.д., пока вся команда не окажется в цепочке)

Туристические загадки:

Он с тобою и со мной

Шёл лесными стёжками,

Друг походный за спиной

На ремнях с застёжками.

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,

А ведёт нас за собой

Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить

На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

6. Кто ходит ночь и ходит день,

Не зная, что такое лень? (Часы)

Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька.
(Удочка)

Не живая, а идет,

Не подвижна, а ведет. (Дорога)

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится,

С ним нигде не заблудиться.

Бег парами с мандарином в середине (участники прижимаются друг к другу, держа мяч животами)

Бег в трусах. Бежать парами в одних трусах. Потом снимать и отдавать другой паре. Желательно провести эстафету дважды. Адреналин будет выскакивать.

Бегать участникам игры нужно будет с пустой пластиковой бутылкой, зажатой между коленями.

Задание 6. Дирижер – дрессировщик

Пусть у вас на празднике появятся лягушки, коровы, собаки, кошки, свинки, утки, пчелки, овцы и так далее.

А теперь все вместе!

Выберите в роли кого вы будете исполнять.

Каждой команде даётся предмет (каждому участнику). Он должен пронести его к своему костру. Уголёк горячий значит слегка подкидываем во время движения и возвращаемся бегом в команду.

Несём шарик на голове, на носу.

Задание 10. Загадки (отгадывают дети, взрослые помогают в случае затруднения).

Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
Птенцы какой матери не знают ее? (Кукушки)
Худым или жирным ложиться медведь в берлогу? (Жирным, так как жир греет его всю спячку)
Про каких животных можно сказать, что они лезут "вон из кожи"? (Про змей)
Где раки зимуют? (В норках у самого берега)
Растет ли дерево зимой? (Нет)
Куда смотрит подсолнух? (На солнце)
Почему нельзя трогать яйца в гнезде птиц? (Потому что потом птица бросит гнездо)
Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины, клена)
У каких птиц есть "ясли"? (У пингвинов. Птенцы прижимаются друг к другу и согреваются. В таких яслях бывает до тысячи пингвинов.)

За каждую угаданную загадку - очко команде.

Команда встаёт как можно ближе к другу, ноги шире плеч, передают между ног шарик, последний встаёт в начало колонны. Кто быстрее?

То же самое, только через верх!

Одна команда достаёт карточку с вопросом, и должна вспомнить фрагмент песни, в которой есть такое слово-вопрос. А другая должна вспомнить подходящую песню, чтобы ответить этой команде. Затем меняемся.

Сценарий выезда на природу для младших школьников

У наших второклассников недавно прошел выезд с классом на пляж. Спешу предложить наш сценарий выезда на природу для младших школьников.

На пляже была арендована огороженная площадка.

Широкий пляж находился в сосновом лесу, причем, часть леса, прилегающая к арендованной площадке, была совсем небольшая, ограниченная парковкой, спортивными площадками и забором (так что не было опасности, что дети в лесу потеряются).

Сценарий выезда на природу для младших школьников пляж

пляж на берегу реки

Реквизит:

  • таблички на шею ведущим с изображением плодов по числу конкурсов
  • план передвижения команд (по числу команд)
  • картинки с изображением плодов (по числу команд)
  • список природного материала и пакеты (ведра) для сбора природного материала (по числу команд)
  • большие мячики (мытые картофелины) (по числу участников в команде)
  • ведерко (формочка) для песка и лопатка, повязка на глаза
  • тазик и пластмассовые буквы
  • теннисный и большой мячики и столовая ложка
  • листы ватмана формата А3, клей-карандаш и наборы карандашей и фломастеров по числу команд

Сценарий выезда на природу

Общие конкурсы

Дети делятся на команды. У нас получилось пять команд по 6 человек. К каждой команде прикрепляется взрослый (родитель).

Сценарий выезда на природу для младших школьников

1. Чтобы ребята запомнили членов своей команды, дать время выучить своих, затем одного ребенка из каждой команды попросить отвернуться и правильно назвать всю свою команду.

2. Каждая команда придумывает себе название и эмблему.

3. Дети отправляются на сбор природного материала (ракушки, шишки, камешки — что есть в изобилии на местности). Оценивается количество собранного за оговоренное время.

Сценарий выезда на природу для младших школьников лес

4. Из собранных ракушек / шишек каждая команда выкладывает придуманную эмблему.

Сценарий выезда на природу для младших школьников

эмблемы из шишек

5. Дети отправляются в лес на сбор веточек. Потом каждая команда выкладывает найденные ветки в ряд. У кого рядок получился длиннее — тот молодец.

Командные конкурсы

Пока дети выполняют общие конкурсы, взрослые-ответственные за командные конкурсы, подготавливают свои площадки. Каждому взрослому выдается заранее приготовленная табличка с картинкой плода: овоща или фрукта (кукуруза, капуста, морковь, горох, яблоко, груша, помидор…). Командам детей раздается план передвижения между конкурсами (последовательность плодов), чтобы команды приходили по очереди. По итогам каждого конкурса команде выдается картинка с изображением плода.

1. Горох. Команде выдается список природного материала, который необходимо найти и собрать (например: белый камешек, ракушка, шишка, лист березы, ветка сосны, мох, ягода, желтый цветок, гриб, перо птицы…). За отведенное время желательно найти всё по списку. Список надо подготовить с учётом того, что действительно можно найти.

2. Яблоко. На песке чертятся две линии (старт и финиш). Команда выстраивается вдоль одной линии и по сигналу ведущего (взрослого) участники конкурса разводят руки в стороны и начинают перемещаться к финишу так, чтобы следы, оставляемые ими на песке, были строго один под другим, имитируя ходьбу по канату. Если между следами случится разрыв, то участник наказывается штрафом — два шага назад. Участник, пришедший к финишу первым,

Сценарий выезда на природу для младших школьников

3. Помидор. Перед командой кладётся горка мячиков (или мытых картофелин) по количеству участников. Задание игроков: по очереди, как можно быстрее перенести мячики без помощи рук (руки сцеплены за спиной) к месту сбора урожая, обозначенному предметом на местности — качелями, беседкой (или палкой, флажком, кеглей).

4. Морковь. Каждому участнику завязывают глаза. Ему выдается небольшое пластиковое ведерко (или формочка) и лопатка. Заранее надо подготовить влажный песок (если вдруг весь песок окажется сухой) — раскопать его до влажного или полить водой. С завязанными глазами участник должен наполнить ведро песком, сделать шаг и перевернуть ведерко, чтобы получился куличик. Все члены команды по очереди строят куличики.

Сценарий выезда на природу для младших школьников

5. Капуста. В тазике с песком спрятаны пластиковые буквы. Команде предлагается найти в песке буквы и составить слово — название овоща (без ошибок).

Сценарий выезда на природу для младших школьников

6. Кукуруза. Кто дальше прыгнет. Дети по очереди прыгают в длину, причем следующий прыгун становится на место приземление предыдущего. Кто из команд упрыгает дальше, те молодцы.

Сценарий выезда на природу для младших школьников

7. Груша. Участнику выдается столовая ложка и маленький мяч (теннисный). Нужно как можно быстрее пронести ложку с мячиком до отмеченного места и вернуться обратно, не уронив мяча (ронять можно только три раза, иначе вернуться на старт и пронести заново). Когда члены команды все пронесут маленький мяч, выдается большой мяч. Его также нужно всем по очереди пронести до отмеченного места и вернуться обратно, но большой мяч разрешается придерживать мизинцем.

После прохождения всех конкурсов команды возвращаются к беседкам на площадку. Из собранного природного материала, полученных картинок плодов (овощей и фруктов) с помощью клея, фломастеров и карандашей на листах ватмана дети создают картины.

Сценарий выезда на природу для младших школьников

картина из собранных овощей и фруктов

После проведения конкурсов детей ждал обед (пицца и пироги с соком или чаем) за столами на арендованной площадке. А потом — свободное время. Мальчики с одним из пап играли на песке в футбол, а девочки могли строить замки из песка, лазить по камням или играть на расположенной рядом детской площадке. Через четыре часа утомленные и наигравшиеся дети и взрослые отправились домой.



Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая

С какого возраста идти в поход

У счастливых родителей — счастливые дети. Если вы очень хотите в поход, не стоит откладывать свое желание только потому, что ребенок кажется вам еще слишком маленьким. Малыши с полутора лет могут стать отличными компаньонами, ведь детям хорошо там, где хорошо их маме и папе.

Есть мнение, что дети в этом возрасте ничего не запомнят, однако цель похода не в воспоминаниях, а в счастливых эмоциях здесь и сейчас. Малышу полезно сменить обстановку и выйти за пределы квартиры — походить по лесу, потрогать деревья, покопать мох или даже впервые упасть в сугроб.

Но поход будет коротким — малышам нужно периодически менять подгузник, а также они не смогут обойтись без дневного сна.

Самый оптимальный возраст для походов — 3 года. В это время дети передвигаются сами и точно приучены к горшку, поэтому вы сможете устраивать вместе с ними разные активности.

Как выбрать маршрут

Маршрут для первого похода с ребенком должен быть простым, без крутых подъемов и спусков, чтобы его могли осилить даже самые маленькие путешественники. Настройтесь на небольшую прогулку в три километра — например, с 11 утра до 17 вечера, 1,5 км до точки и обратно. Не бойтесь низких температур — благодаря высоким деревьям в лесу почти нет ветра и находиться в нем гораздо теплее, чем в городе.


Фотографии: Елена Георгиевская

Обязательное условие хорошего зимнего похода — костер, чтобы согреться и приготовить еду. Поэтому внимательно изучите Лесной кодекс РФ и лес, в который собираетесь пойти. На особо охраняемых территориях — заповедниках, заказниках или лесопарках — есть специально отведенные места, на которых можно жечь костры.

Что надеть и взять с собой

Наденьте теплую одежду, не сковывающую движения. Например, футболку, штаны, флисовую или шерстяную кофту. Обязательны теплые ботинки, перчатки и куртка. В поход возьмите с собой самые необходимые вещи, а лишние оставьте дома, чтобы идти налегке.

Вам точно пригодятся:

  • рюкзак;
  • сидушка;
  • термос с чаем;
  • кружка, ложка, миска;
  • запасные теплые носки и перчатки;
  • спички;
  • пила или ножовки для костра;
  • аптечка с пластырем и бинты для перевязки, крем или вазелин от обветривания и средства от ожогов

Чем питаться в походе

Чем лучше вы поедите перед походом и во время стоянки, тем меньше замерзнете. Выбирайте жирные и питательные блюда — перед выходом позавтракайте кашей или бутербродом со сливочным маслом, а в поход возьмите пельмени. Пельмени лучше макарон и сосисок: они занимают немного места в рюкзаке, не портятся зимой, после варки останется горячий бульон. Но для их приготовления понадобится котелок, а сосиски можно просто пожарить на палочках над костром.

В походе лучше пить сладкий, горячий чай или компот. Также возьмите в дорогу конфеты и печенье для быстрого пополнения энергии на маршруте.

Если у вас есть старые сковородки, можно пожарить на костре блины — только сделайте тесто дома.

Что делать в лесу

Поход в лес — само по себе приключение, в котором бытовые задачи могут стать интересным способом времяпрепровождения. Приготовить еду на костре, собрать для него дрова, следить за маршрутом — все это настолько не похоже на повседневность, что уже очаровывает детей.


Однако конечная точка маршрута и приготовление еды не могут быть единственной целью похода. Дети устают от монотонности, поэтому делайте частые остановки, чтобы дать малышам передохнуть — например, каждые 15 минут, каждые 300-500 метров. Останавливайтесь на съедобные привалы, повторяйте правила безопасности или изучайте природу. Например, расскажите о том, откуда берется снег, почему листья зеленые, чем отличается береза от елки.


Фотографии: Елена Георгиевская

Если в лесу не холодно и много снега, можно построить из сугробов зимний дом, соорудить домик из палочек, поиграть в снежки, чтобы согреться. Пробежка по снегу, хождение по сугробам, приседания и подготовка дров — все это здорово помогает согреться, о чем нужно обязательно рассказать детям.

Как следить за безопасностью и дисциплиной

В походе должны быть минимум два взрослых — ведущий определяет маршрут и следит, чтобы никто из детей не забегал вперед, а замыкающий следит за тем, чтобы никто не отстал.

О правилах безопасности нужно рассказывать до похода:

  • нельзя снимать с себя вещи, даже если кажется, что стало тепло;
  • если потерялся, нужно не ходить по лесу, а оставаться на месте и подавать звуковые сигналы.


Фотографии: Елена Георгиевская

Распределите роли между участниками: готовить дрова, еду, отвечать за провизию, рассказывать интересные истории или громко объявлять остановки. Важно, чтобы роль была подобрана органично: стеснительному человеку будет тяжело обращать внимание на себя и громко объявлять остановки, а неугомонные непоседы заскучают жарить блины.

Помните, что в походе не обязательно добиваться определенной цели и гнаться за количеством пройденным шагов или километров. Вы уже в лесу — что бы у вас ни произошло, все равно получится поход!

Читайте также: