Школьный класс рабочий коллектив спортивная команда политическая партия родительский комитет

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Время - 60 мин.

Максимальное количество баллов 94

1) Деловые межличностные отношения, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

2) Человек становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми.

3) Духовные потребности всегда связаны с потребностью человека в самосохранении как биологического вида.

5) Врождённые качества человека, на основе которых формируются те или иные способности, называют задатками.

6) Конкретные условия, в которых живёт человек, влияют на особенности его характера.

7) Целенаправленная и осознанная деятельность свойственна как человеку, так и животным.

8) Человека и других живых существ объединяет возможность осуществлять преобразовательную деятельность.

9) Человек взаимодействуя с обществом усваивает социальный опыт, необходимые ему навыки и умения.

10) Социальные нормы помогают сохранить порядок в обществе, являются эталоном поведения.

2. Соотнесите понятия и их определения: (6 баллов)

Б) внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

В) мера воздействия, применяемая к нарушителям установленного порядка.

Г) предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

Д) сложившийся способ поведения в определённых ситуациях (стереотип)

Ж) принятая в определённых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

3. Задание 3 (6 баллов). Подберите для каждой группы слов общее понятие, составными частями которого эти слова являются.

А) Школьный класс, рабочий коллектив, спортивная команда, политическая партия, родительский комитет
Обобщающее понятие: ______________________________________________
Б) Прямохождение, членораздельная речь, сознание, использование орудий труда

Обобщающее понятие: _________________________________________________
В) Стадия накопления противоречий, стадия открытого противостояния, стадия достижения компромисса
Обобщающее понятие: _________________________________________________

4. Что является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение. (4 балла)

А) грусть из-за плохой отметки; дружба с одноклассниками; восторг, вызванный услышанной песней; восхищение от просмотра нового фильма; печаль из-за затяжного дождика __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Б) Семья, класс, армия, спортивная команда, музыкальный ансамбль, трудовая бригада. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

По 1 баллу за каждое верное соотнесение . Всего за задание 9 баллов.

А) Что из перечисленного относится к группам, образованным по профессиональному признаку?

1) шахтеры; 2) филателисты; 3) туристы; 4) авиадиспетчеры; 5) пассажиры; 6) экскурсоводы.

Б) Что из перечисленного относится к правам гражданина Российской Федерации?

1) право на неприкосновенность частной жизни; 2) права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены; 3) право участвовать в управлении делами государства…; 4) право всех на получение второго бесплатного высшего образования; 5) право выбирать род деятельности и профессию; 6) право собственников распоряжаться природными ресурсами в соответствии только со своими интересами.

В) Что из перечисленного относится к правилам этикета?

1) оплатить проезд в автобусе; 2) не одевать спортивную обувь вместе с деловым костюмом; 3) не нарушать тишину и покой граждан в ночное время; 4) в кинотеатре выключить телефон или поставить его на бесшумный режим; 5) оказывать помощь больному родственнику;

6) подать руку девушке при выходе из транспорта.

6. Решите правовую задачу. (4 балла)

Родители 14-летней Тани собирались проголосовать на выборах депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Таня попросила родителей пойти с ними и проголосовать. Однако родители отказали Тане, мотивировав отказ тем, что она несовершеннолетняя. Но Таня не согласилась с родителями, ведь у неё есть паспорт и она гражданка Российской Федерации. Права ли Таня? Свой ответ обоснуйте.

7. Соотнесите сферы общественной жизни с ситуациями, которые с ними связаны и занесите свой ответ в таблицу ( 1 балл за каждый правильный ответ; 6 баллов )

1) Павел Анатольевич приобрёл в магазине телевизор.

2) Денис Игоревич написал картину.

3) Иван Иванович баллотировался на пост губернатора области Z.

4) Прием больных в поликлинике

5) Показ нового кинофильма в кинотеатре

6) Конкуренция между компаниями сотовой связи

8. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения трёх обществоведческих понятий. Запишите в ответ термины и рядом запишите составленные вами определения (по 4 балла за каждую верную позицию, всего – 12 баллов )

1) контактов, процесс, людьми, и, результат, между, установления.

2) окружающего, форма, преобразование, специфическая, целесообразное, для человека, активности, направленная, на, мира.

3) особенности, личности, обеспечивающие, индивидуальные, успех, ей, деятельности, в, ею, овладения, легкость.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте слова последовательно одно за другим, заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке больше слов, чем вам потребуется для заполнения пропусков

(по 2 балла за каждую верную позицию, всего – 18 баллов )

С чего начинается доброта? На этот вопрос существует только один ответ: с _______ (1) о близких. Если человек не проявляет внимания к близким, а на людях старается выглядеть добреньким, такого мы назовём, как минимум, ________ (2). Как же следует проявлять заботу о близких? Запомни три основных правила. Первое: сделай доброе _______ (3). Для этого ты должен как можно скорее включиться в дела своей семьи и стараться принести посильную ______ (4). Нельзя прятаться за чужую спину, даже родительскую. Ничего в доме не делается само собой, всё делается ______ (5) твоих близких. Помоги им. Сделай доброе дело. Второе: накапливай ______ (6) добрых дел. Старайся делать сам как можно больше и как можно лучше. Не умеешь — попроси ______ (7), научись. И не бойся ошибок — умный на ошибках ______ (8). Третье: скажи доброе слово и улыбнись. Доброе слово и добрая улыбка приятны всем. Найди для каждого доброе слово, не жалей добрых слов и не стесняйся их сказать — _______ (9) превзойдёт все ожидания.

Подберите для каждой группы слов общее понятие, составными частями которого эти слова являются.


А) Школьный класс, рабочий коллектив, спортивная команда, политическая партия, родительский комитет Обобщающее понятие: ______________________________________________ Б) Прямохождение, членораздельная речь, сознание, использование орудий труда Обобщающее понятие: _________________________________________________ В) Стадия накопления противоречий, стадия открытого противостояния, стадия достижения компромисса Обобщающее понятие: _________________________________________________

1. Социальные группы.
2. Человек разумный.
3. Этапы разрешения конфликтов.
(не точно)

Существует множество признаков, по которым принято классифицировать людей. Человечество разделяется на женщин и мужчин, на бедных и богатых, на расы и т.д.

Одним из классифицирующих признаков является принадлежность к какой-либо социальной группе.

Пазлы

Рассмотрим сегодня, что такое социальная группа и какие виды социальных групп существуют.

Социальная группа – это …

Группа – это совокупность чего-либо или кого-либо.

Следовательно, социальная группа – это группа людей, формально или неформально объединенных общими идеями, общей деятельностью, общими целями.

Социальная группа – это …

Каждый, отдельно взятый человек, может быть как пассивным участником какой-либо социальной группы, так и ее создателем. Например, организовав группу волонтеров по уборке парковых зон или кружок любителей пения птиц.

Укрупненная классификация социальных групп:

Группы

Признаки социальной группы

Принадлежность к какой-либо социальной группе определяется соответствием целому перечню признаков:

  1. участники социальной группы взаимодействуют между собой на физическом или виртуальном уровне. Это может происходить по собственному желанию или под воздействием обстоятельств. Например, не по собственному выбору человек может родиться русским, американцем, французом и так далее. Но по собственной воле он может вступить в политическую партию, жениться и т.д.;
  2. у участников есть общие цели;
  3. участники осознают принадлежность к определенной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей;
  4. участники придерживаются определенных норм и правил (официальных и (или) неофициальных).

Автор статьи: Елена Копейкина

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Почитал, вижу, что все мы под 282 статьёй УК РФ ходим, в ней же говорится о действиях возбуждающих ненависть к социальной группе, вот скажешь, что молодежь нынче не та, но только более грубым выражением и вот уже данная уголовная статья маячит на горизонте. Вообще, групп социальных у нас развелось, всякие готы, фрики, метросексуалы и всех их защищает закон, а нормальных людей кто защитит?

А вам не кажется, что так называемые социальные группы это просто стадный инстинкт какой-то? Как по мне, независимым личностям не нужно все эти группки вокруг себя. Даже брак и дети не всегда нужны. Если человек психологически, морально, нравственно, духовно полноценен, то зачем ему обременять себя, приписываясь к каким-то там группам? И, сегодня человек член социальной группы, а завтра это уже не группа, а целая идеология?

Читайте также: