Желание идти в школу вызванное адекватными причинами это

Обновлено: 08.07.2024

Каникулы скоро закончатся, а ребенок, кажется, совсем не соскучился по школе. Куда пропал энтузиазм и как вернуть его в учебный ритм? Вместе с клиническим психологом, специалистом по детско-родительским отношениям Еленой Драгойлович, разбираем семь основных проблем, из-за которых ребенок может не любить учебу. И предлагаем способы их решения.

1. Перфекционизм или отсутствие цели

Когда у ребенка (или у родителей) высокая планка, он ожидает от себя идеальных результатов, берется за решение сложных задач, которые пока ему недоступны, отчего раз за разом испытывает разочарование в себе и собственных силах.

Если же ребенок, напротив, не ставит новые цели, избегает соревнований и заранее готов к поражению, интерес к учебе и школе в целом пропадает, ведь школа начинает ассоциироваться с проигрышем.

Что делать. Задача родителей в том, чтобы помочь ребенку научиться уважать свой труд и адекватно оценивать свои силы. В одном случае нужно объяснить, что нельзя обесценивать свой труд, даже если решить сложную задачу не получилось. Важно хвалить ребенка за это, подчеркивать, какой он молодец. В другом случае, напротив, нужно вместе пробовать поднимать уровень сложности и браться за более тяжелые задачи — для начала помогая ребенку.

2. Социальные конфликты


Не исключено, что нелюбовь к школе непосредственно к учебе отношения не имеет. У ребенка могут быть конфликты с одноклассниками или учителем. В таком случае ему может быть сложно сосредоточиться, ведь приходится тратить много сил на самозащиту.

Что делать. Родителю необходимо быть чутким к тому, что ребенок рассказывает об отношениях с учителем и одноклассниками, не обесценивать его слова, отнестись к ним серьезно и при необходимости помочь решить конфликты.

Чаще спрашивайте ребенка, что было хорошего в школе и каких событий там он ждет с нетерпением. Так формируется фокус на позитивных событиях.

3. Отсутствие мотивации или ее упадок

Что делать. Для начала нужно разобраться в том, что же такое мотивация и связана ли она с любовью к школе.

Мотивация — это процессы, направленные на удовлетворение потребностей человека. Цель должна быть ясной и видимой, чтобы не захотелось бросить ее на полпути, ведь промежуточные действия могут быть неинтересными, сложными и скучными. Скажем, ученик младших классов может быть не восторге от процесса обучения письму, но если в голове сохраняется цель, например, получить высокую оценку учителя, он будет стараться. Хотя далеко не каждый будет испытывать любовь к такому труду.

Любовь — это чувства, переживания и эмоции. У любви, как известно, нет цели, это не процесс, ее невозможно вызвать, ее можно только проживать.

То есть мотивация не равняется любви к учебе. Но по мере взросления ребенка (ближе к четвертому классу) и при наличии у него познавательной мотивации (толкающей ребенка к исследованию мира) происходит интересная вещь: то, что изначально было обязательным, может стать интересным, вызывать приятные переживания, и вот тогда можно говорить о рождении любви к учебе как к процессу приобретения, овладения знаниями в целом или к какому-то предмету в частности.

Чем младше ребенок, тем сложнее ему самостоятельно определить цель любой своей деятельности, а тем более такой неочевидной как учеба. В большинстве случаев ребенку нужна помощь в том, чтобы найти смысл в том, зачем он должен каждый день ходить в школу. Поэтому важно, чтобы родитель спокойно объяснял ребенку образовательные мотивы и перспективы.

4. На место интересных книг на ночь пришли скучные учебники


Художественная литература отличается от специализированной и учебной: лексикой, объемом, эмоциональной составляющей. Чтение параграфов требует от ребенка сосредоточенности, внимания, волевых ресурсов — то есть это энергозатратный процесс, в отличие от расслабляющего чтения в удовольствие.

Что делать. Учебник, в отличие от неинтересной книги, нельзя просто закрыть и забыть. Поэтому важно, во-первых, аргументировать, зачем ребенку тратить на это чтение свое время, а во-вторых, поддержать и попытаться заинтересовать его содержанием. Например, если ребенку нравятся вулканы или динозавры, предложите изучить соответствующую главу в учебнике по географии или окружающему миру. Объясните, что все взаимосвязано, и без одного не существовало бы другого. Или, если ребенку нравится готовить, предложите провести химические опыты и прочесть в учебнике, как одно вещество взаимодействует с другим. Это поможет ему иначе взглянуть на скучные предложения, деятельность станет осмысленной и приобретет ценность, а там вдруг и любовь возникнет.

5. Усталость

Насыщенность школьной жизни может истощать школьника.

Что делать. В этом случае важно организовать адекватный режим труда и отдыха, который будет опираться на объективные возможности ребенка, а не на представления родителей о них. И да, за каникулы ребенок, возможно, еще так и не отдохнул, особенно если вы много ходили в гости, посещали новогодние представления, выбирались на катки и так далее. Дайте ему пару дней на то, чтобы просто побыть с собой, побалдеть, попрокрастинировать. И детям, и взрослым это тоже нужно.

6. Внутренние переживания

Лень и скука, которые демонстрирует ребенок, могут быть фасадом, за которым прячутся сильные, но пока не осознанные чувства. Часто это страх ошибиться или быть наказанным за низкую оценку или плохо выполненную работу.

7. Рутина и монотонность


Что делать. Смотрите вместе с ребенком фильмы про школу, отмечайте, что его интересует в школе и как герой справляется с трудностями. Если ваш ребенок еще играет в игрушки, проигрывайте с ним школьные ситуации. Так вы вместе сможете обратить внимание на то, что на самом деле привлекает ребенка в школе, разобраться в том, есть ли у него трудности, и проговорить, как их лучше разрешать.

Если мы вспомним свои школьные годы, то наверняка убедимся в том, что нравилось нам далеко не все. Поделитесь своими эмоциями и позвольте ребенку сформулировать собственные цели, ради которых ему захочется вставать по утрам и посещать занятия.

10 основных причин нежелания детей идти в школу

Прошло беззаботное время садиковского возраста. Ваш ребенок подрос и впереди у него длинный и не совсем простой школьный период. В преддверии школы несколько озабочены не только первоклассники, но и дети старшего возраста. Еще больше волнуются родители. У них возникает большое количество вопросов и сомнений. Как примет школа их чадо? Найдет ли ребенок там поддержку и взаимопонимание? Справится ли он со сложной школьной программой? Почему у многих детей вскоре пропадает желание ходить в школу. Последний вопрос особенно настораживает родителей. Именно ему и будет посвящена данная статья.

10 причин детского нежелания ходить в школу

1. Дети, впервые переступившие школьный порог, очень боятся своего учителя. Такой страх нарастает, благодаря строгим внушениям преподавателей.

2. Затем следует страх получения плохой оценки, за которую могут наказать родители и даже вызвать к директору школы. К сожалению, в этом учреждении о личности судят лишь по полученным им баллам, внутренний мир ребенка педагогов не интересует.

3. Страх ошибиться присутствует у многих детей. Хотя только совершая ошибки можно учиться и двигаться вперед. В школьных программах ошибки не приветствуются.

4. Некоторые дети не хотят идти в школу, по причине постоянных насмешек своих одноклассников. Любые отклонения в действиях ребенка от общих норм, ведут с попустительством педагога, к череде насмешек. Учителя сами подчеркивают и осуждают неправильно сделанную работу ребенка, вызывая бурю насмешливых эмоций окружающих их детей.

5. Популярные тесты, рекомендованные в школьном обучении, также негативно влияют на желание ребенка получать образование. Зачастую дети стараются угадать правильный ответ, чтобы получить хорошую оценку. Свое мнение в тестах они выразить не могут, тем самым интерес к обучению пропадает.

6. Непосильный объем заданий на дом отбивает всякое желание учиться. Между тем есть некоторое мнение, что такие задания не влияют на детскую успеваемость.

7. Согласно школьным правилам ребенок не должен чем — либо отличаться от своих одноклассников. Здесь действует запрет на уникальность личности, который длится на протяжении всех школьных лет, и в последствие, сохраняется во взрослой жизни человека.

8. Каждый человек мечтает быть счастливым. Как достичь этого, к сожалению, не учит школа. Хотя это так необходимо в будущей жизни детей.

9. Часто школьные уроки проходят не интересно и дети на них скучают. Не каждый педагог может увлечь и заинтересовать детей своим предметом.

10. На протяжении всех школьных лет дети должны подготавливаться к вступлению во взрослую жизнь. Однако в школе совершенно не отводится на это времени. Здесь не научат, как зарабатывать деньги, не подскажут, каким образом можно увеличить свои доходы. Нет в школе урока о взаимопонимании и умении общаться. А ведь во взрослой жизни это самое важное.

Как адаптироваться ребенку в школе?

1. Не ограничивайте ребенка жизнью одной школой. Пусть он проявляет свои интересы и за пределами ее стен.

2. Не следует бояться ошибок, без них невозможно получить бесценный жизненный опыт.

3. Следует развивать навык общения, участвуя в конкурсах, смотрах или просто читая стихи в своем классе.

4. Учите зарабатывать деньги уже в школьные годы. Это даст уверенность и поможет в дальнейшей жизни.

5. Не нравится школа?- ищите другое школьное заведение. Родители должны понимать ребенка и идти навстречу таким желаниям.

Отказ от школы – форма тревожного поведения, характеризующаяся стойким уклонением от посещения учебного заведения. Проявляется открытым нежеланием ребенка покидать квартиру, входить в здание школы (спортивного центра, творческой студии). Сопутствующие симптомы: тревожность, страхи, психосоматические реакции. Диагностика проводится путем беседы, психологического тестирования. Коррекция выполняется методами поведенческой психотерапии, дополняется медикаментозным лечением – применением транквилизаторов, трициклических антидепрессантов, ингибиторов обратного захвата серотонина.

Отказ от школы

Общие сведения

Отказ от школы – распространенная жалоба, основой которой является невротическое расстройство: школьная фобия, страх материнской разлуки, социофобия. Стойкое нежелание ходить в школу становится частой причиной посещения врача. Проблема не остается внутри семьи, вовлекаются педагоги, представители социальных служб. Пиковые периоды поведенческого нарушения – начало школьного обучения, возраст 13-15 лет, смена школы. Распространенность колеблется, составляет до 0,7%. Тяжелые, трудно поддающиеся коррекции случаи характерны для подростков. Младшие школьники восприимчивы к воспитательным мерам, отказ удается предотвратить усилиями родителей, учителей.

Отказ от школы

Причины отказа от школы

Пол ребенка, уровень интеллектуального развития, социально-экономическое положение семьи не оказывают влияния на возникновение данного поведенческого симптома. Формированию отказа способствуют микросоциальные факторы: трудности межличностных взаимоотношений, конфликты, тревожные характерологические черты, сформировавшиеся как результат общения. Возможные причины:

  • Слабые дисциплинарные требования. Отсутствие четкой системы правил поведения, обязанностей ребенка проявляется отказом выполнять ежедневные рутинные действия. Отклонение характерно для неполных семей.
  • Эмоциональная зависимость родителя. Формированию поведенческого отклонения способствует желание матери угодить ребенку, предупредить плач, неодобрение, злость. Невротическая привязанность родителя, боязнь одиночества – основа слабого требования посещать школьные уроки.
  • Трудности социального взаимодействия. Недостаточная коммуникативность ребенка, родителей проявляется неумением решать конфликты, договариваться, сотрудничать. Ссоры одноклассников, учебный стресс, недопонимание учителей провоцируют реакции отказа.
  • Личностные особенности. Развитию отказа способствует интровертированность, тенденция избегать трудности, отсутствие уверенности. Дети имеют узкий круг друзей, среднюю учебную успеваемость, слабую вовлеченность во внеучебные школьные мероприятия.
  • Негативный опыт. Предшествующие трудности адаптации к учебному заведению способствуют развитию школьного отказа. Расстройство проявляется у детей, тяжело переживавших разлуку начального этапа посещения яслей, детского сада, начальной школы.

Патогенез

Симптомы отказа от школы

Отказ от школы проявляется внезапно либо постепенно. Ребенок пропускает все учебные дни подряд или пропуски постепенно учащаются от одного до пяти-шести дней за неделю. Факторами, усиливающими нежелание посещать учебное заведение, являются смена учителя, школы, потеря друга, длительная болезнь. У подростков начало отказа бывает скрытым – постепенно снижается заинтересованность активной деятельностью, общением. Дебюты, рецидивы провоцируются длительными выходными, каникулами. Отказ посещать только школу ассоциируется со страхом общения, издевательств сверстников. Дети, боящиеся разлуки, отказываются ходить на спортивные секции, занятия творческих студий, дружеские встречи.

Осложнения

Осложнением отказа от школы являются невротические расстройства, психопатологические изменения личности. Отсутствие профессиональной коррекции способствует развитию замкнутости, нарастанию тревожности, депрессии. Домашнее обучение не является решением проблемы – эмоциональные нарушения, составляющие ее основу, усиливаются. Наиболее вероятны осложнения при отказе выходить из дома – снижаются коммуникативные способности ребенка, заинтересованность социальными процессами, познанием нового. В подростковом возрасте формируется шизоидное, психастеническое расстройство личности, возникает риск социальной дезадаптации.

Диагностика

При обращении родителей с жалобой на отказ от школы выполняется диагностика эмоционального расстройства, являющегося основой данного симптома. Первичное обследование осуществляется педиатром, специфическое – врачом-психиатром, медицинским психологом. Используются клинические методы: опрос родителей, ребенка, наблюдение за поведением. Дополнительно проводится психодиагностика: исследуется эмоциональная, личностная сфера, применяются проективные тесты, опросники. Выполняется дифференциация отказа и ряда других состояний:

  • Прогулы школы. Мотив прогульщиков – желание заниматься делами, альтернативными учебе. Уроки заменяются прогулками, общением со сверстниками, занятиями хобби. Прогулы совершаются тайно, распространены у старшеклассников, среди подростков мужского пола, имеющих учебную неуспеваемость, из неполных, неблагополучных семей. Патогенетическое различие: отказ возникает при неврозе, прогулы являются проявлением поведенческого расстройства.
  • Удержание родителями. Причиной пропуска уроков являются убеждения родителей относительно бесполезности формы образования, невротическое развитие личности родителя, патологическая привязанность к детям, тяжелая соматическая болезнь, требующая их постоянной помощи. Трудности дифференциальной диагностики связаны со стремлением матери (отца) скрыть истинную причину отклонения. Зачастую нежелание учиться высказывается ребенком единожды, активно поддерживается родителями.
  • Соматические заболевания. Существуют сложности различения физических патологий и психосоматически маскированного отказа. Дифференциальная диагностика учитывает данные обследований узких специалистов, связь симптомов со временем школьных сборов (утро, будние дни).

Лечение отказа от школы

При первых пропусках школьных занятий скорректировать поведение ребенка удается усилиями учителей, родителей. Важна последовательность, твердость намерения старших вернуть привычный график ученика. Повышенная тревожность ребенка, продолжительное отсутствие на уроках требует помощи психологов, психиатра. Коррекция поведения выполняется следующими методами:

  • Когнитивно-поведенческая терапия. Индивидуальные психотерапевтические занятия включают определение причин отказа, разработку тактики возвращения нормального режима. Используются техники изменения эмоционального состояния, деструктивных убеждений. Основу поведенческого компонента составляет поэтапная десенсибилизация – вырабатывается постепенное привыкание к ситуации, вызывающей тревогу.
  • Консультирование родителей. Производится убеждение отца, матери в необходимости посещения школы, ее важности для развития социальных навыков. Подробно рассматриваются воспитательные приемы, позволяющие устранить проблему.
  • Семейная психотерапия. Родители обучаются устанавливать твердые границы дозволенного поведения, осуществлять контроль за ребенком, не проявляя диктаторских качеств, не вызывая чувства униженности. Отрабатываются навыки продуктивного внутрисемейного взаимодействия: разрешение конфликтов без ссор, аргументация точек зрения.
  • Медикаментозное лечение. Выраженные эмоциональные расстройства, снижающие эффективность психотерапии, требуют применения лекарственных средств. Панические атаки, стойкая тревожность, депрессия являются показаниями для назначения транквилизаторов, антидепрессантов.

Прогноз и профилактика

Прогноз отказа в большинстве случаев благоприятный, 70% детей возобновляют регулярное посещение уроков. Успешный исход наиболее вероятен у младших школьников, при слабой выраженности симптомов, раннем вмешательстве родителей, педагогов, психологов. Профилактика базируется на положительном отношении к школе родителей, наличии дисциплинированности. Эмоциональная стабильность матери, твердость решений отца позволяют предупредить формирование отказа от школы. Важно демонстрировать ребенку спокойствие, расставаясь, подчеркивать временность разлуки, делится собственными интересными школьными историями.

Подросток не хочет учиться: проблема или этап взросления

Нежелание учиться может проявляться по-разному:

  • открытый протест, отказ от посещения школы;
  • прогулы;
  • снижение успеваемости;
  • невыполнение домашних заданий;
  • психосоматика — повышение температуры, головная боль, проблемы с работой желудочно-кишечного тракта и другие.

В основе каждого из них — снижение или полное отсутствие учебной мотивации.

Причины снижения или отсутствия мотивации к учебной деятельности у подростков можно выделить следующие:

  1. Возрастные особенности;
  2. Гиперопека и чрезмерный контроль родителей;
  3. Конфликт с учителем;
  4. Конфликты с одноклассниками;
  5. Неадекватные нагрузки;
  6. Личностные особенности.

Давайте подробно разберем каждую причину.

1 Возрастные особенности

Подростковый возраст — это выход на новый уровень социальных взаимоотношений, поиск себя и своего места в социуме. Важным в этот период является общение со сверстниками, формирование собственных ценностей и жизненных целей, что усиливает стремление к эмансипации от взрослых и их влияния. Также происходят гормональные и физиологические изменения в организме, которые влияют на эмоциональную нестабильность подростка.

Поэтому стремление к академическому познанию отходит на второй план, что негативно сказывается на учебной успеваемости и отношению к школе.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам, и школьник уже на качественно новом уровне начинает проявлять интерес к знаниям.

Этот этап нужно пережить! Как правило, личностные изменения стабилизируются к пятнадцати-семнадцати годам.

1 Спокойно говорить с подростком о необходимости учиться. Попробуйте вместе усилить учебную мотивацию. На этот возрастной период она может быть и внешней. Например, внешней мотивацией может стать возможность общения со сверстниками в школе.

2 Давать четкие и предсказуемые требования в отношении учебной деятельности. Учение — это его обязанность, результаты которой в этом возрасте лучше оценивать по школьной успеваемости. За ее невыполнение должны быть известные ему последствия. Например, в случае неуспеха отменяются прогулки с друзьями, и на это место ставятся занятия с репетитором.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка.

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя. Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

5 Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

6 Личностные особенности

К личностным особенностям относятся незрелость эмоционально-волевой сферы, неблагоприятное эмоциональное состояние, трудности обучения, высокая тревожность, страхи, неадекватная самооценка и уровень притязаний, и многое другое.

Личность школьника и особенности ее развития оказывают огромное влияние на все сферы его жизни, в том числе и учебную мотивацию. В данном случае точнее будет сказать, что подросток не может учиться , что и влияет на снижение учебной мотивации. И ему необходима помощь взрослых в решении этих проблем.

1 Проанализировать учебную деятельность своего ребенка. Какие его личностные характеристики могут мешать обучению в школе?

2 Проанализировать свое отношение к учебе сына или дочери. Адекватны ли ваши ожидания его возможностям?

3 Спокойно поговорить со своим чадом. Помогите ему разобраться в причинах школьных трудностей. Окажите поддержку и посильную помощь в их преодолении. Например, чаще хвалите, если у него заниженная самооценка.

В заключение

Подведем итог: снижение учебной мотивации, потеря интереса к школьным занятиям — это нормальные явления в развитии личности подростка. А вот отсутствие учебной мотивации, резкие изменения успеваемости, частые пропуски занятий по любым причинам — проблема, с которой стоит разобраться и при необходимости обратиться за помощью к специалисту.

Читайте также: