Школьный двор интерьер помещения расположение вещей костюмы это является воспитывающей средой

Обновлено: 07.07.2024

Опираясь на труды В. А. Сухомлинского, определим предметно-пространственную среду воспитания как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе.

3) мебель и оборудование (различные средства осуществления педагогического процесса – от классной доски и мела до персонального компьютера и полного комплекта музыкальных инструментов для школьного оркестра);

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

- школьный архив (или музей), хранящий подшивки старых стенгазет, афиш, тематических альбомов, результаты краеведческой работы и т.д.;

- элементы художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства;

- трудоёмкие объекты, созданные при активном участии школьников, а также в содружестве семьи и школы: горка и снежный городок рядом со школой, декорации и костюмы для школьных постановок и т.д.;

6) специальные элементы эстетического оформления (оформление интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, панно, комнатные растения, занимающие своё место в эстетическом оформлении);

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспитательный процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

4. Культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).

8. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств).

9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Организация предметно-эстетической среды в школе.

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:

• оформление интерьера школьных помещений и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;

• размещение на стенах образовательной организации регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

• озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей, оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;

• благоустройство классных кабинетов, осуществляемое администрацией школы;

• событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.);

• совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни организации знаковых событий;

• акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.

Предметно-эстетическая среда школы –это не только предметное окружение в помещениях здания и вокруг, прежде всего-это гармонично организованное учебно-воспитательное пространство, содержащее:

-отражение взаимосвязи педагогического и ученического коллектива.

Праздник-это особое состояние души. Правильно подобранное оформление пространства усиливает и закрепляет эмоционально-радостный настрой.

Благоустройство пришкольной территории-это создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы, развитие творческих способностей детей, воспитание трудолюбия, формирование здорового образа жизни. Правильно организованная территория пришкольного участка –это зоны отдыха, с учетом возраста, место для практических занятий и сезонных экскурсий.

Совместная с детьми разработка и создание особой школьной символики формирует узнаваемый имидж образовательного учреждения. У школы есть свой флаг, гимн, эмблема, элементы школьной формы. Использование школьной символики сопровождает все торжественные, значимые моменты жизни школы.

Таким образом, предметно-эстетическая среда в нашей школе играет роль своеобразного банка культурных ценностей, является источником культурного развития:

-формирует общий культурный фон жизни всего школьного коллектива;

-отражает творческий, интеллектуальный, духовный потенциал педагогов и детей;

-создает неповторимость, узнаваемость образовательного учреждения.

Предметно-эстетическая среда наиболее эффективно влияет на личность школьника тогда, когда ведется специальная работа, направленная на формирование и развитие у обучающихся готовности, знаний и умений правильно воспринимать и на этой основе значимо оценивать достоинства предметно-эстетической среды.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прект " школьный двор- территория добра и радости " направлен на вовлечение обучающихся в трудовую деятельность и на создание места для обучающихся школы.

ЯКОВЧЕНКОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА

Тип проекта: социально-экологический

Участники проекта: учащиеся школы-интерната, воспитатели, педагоги.

Актуальность проекта:

"Школьный двор! Это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи, где каждый становится таким, как он есть. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания многих. Школьные ворота - это дверь, которая для кого-то раскрыта нараспашку, а кто-то вынужден смотреть в замочную скважину. "

Школьный двор – часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Эта среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как не только является составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени.

Школьный двор – спортивная площадка с футбольным полем, клумбы, радующие глаза с ранней весны и до осенних заморозков. Круглый год наш двор наполнен взрослыми и детьми, приходит много гостей.

Наш школьный двор – это:

• Площадь более 2 га

• Ограждение, ворота, калитка;

• Клумбы перед школой;

• Посадки деревьев, кустарников; Молодой сад.

Приоритетность экологического образования сегодня признана всем мировым сообществом. Поэтому в настоящее время люди стали все больше внимания обращать на состояние территорий, прилегающих к их дому, месту работы, учебным заведениям и другим объектам социального значения. И многие из указанных территорий, зачастую, требуют значительного благоустройства.

В современных условиях проблема экологического воспитания школьников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Как сделать наш школьный двор прекрасным и уютным? Что для этого нужно?

Цель проекта:

-воспитание бережного отношения к окружающей среде и природным богатствам;

- формирование эколого-ценностного отношения к окружающей природе (через эту составляющую реализуется технология развития экологической культуры, дети создают, ухаживают, восстанавливают);

- эколого-оправданной деятельности (как компонента экологической культуры, дети не просто выходят выполнить определенную работу, они осознают ради какого результата участвуют в данной деятельности);

- инициативное участие школьников в социально-значимой деятельности (ребенок живет не изолированно, его окружает социум, среда, на что необходимо обратить его внимание) в процессе создания экологического пространства (результат, продукт нашего проекта) в образовательных учреждениях.

- Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации учащихся.

- Развивать наблюдательность и любознательность.

- Формирование у детей активной жизненной позиции, чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем социума.

- Воспитывать умение видеть красоту природы.

- Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

- Прививать навыки экологически грамотного поведения.

- Преобразовать и благоустроить пришкольную территорию.

Краткое описание проекта:

Своими силами ребята превратят школьный двор в участок с элементами ландшафтного дизайна, с последующим использованием данной территории для учебной, проектной, исследовательской деятельности.

Механизм реализации проекта:

*превращение школы в центр пропаганды природоохранных идей;

*укрепление связей школы, семей через создание территории отдыха в пределах школы.

Ожидаемые результаты:

1.Это прежде всего чистая, ухоженная, эстетически гармоничная, безопасная территория образовательного учреждения, которая станет:

- местом отдыха и общения для школьников в свободное от уроков время;

-местом совместного времяпровождения детей и взрослых, способствующего духовному сближению, рождению общих интересов и увлечений;

-развивающей средой жизнедеятельности обучающихся, их творчества, саморазвития, самовыражения.

2. Дети научатся применять полученные знания в практической деятельности, а овладев практическими навыками смогут их применить в жизненных ситуациях, а именно создание зон отдыха, озеленение территории школы.

3. Создание имиджа школы. Повышение конкурентоспособности школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.

4. Привитие у учащихся бережного отношения к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.

Основные направления проекта:

I. Изменение ландшафтного дизайна школьного двора (экостиль)

1. Организация экологического просвещения педагогов, школьников, родителей

4. Сбор семян цветочных растений и выращивание рассады (февраль – май)

5. Уборка территории школьного двора

6. Подготовка земли к посадке

7. Благоустройство территории

8. Посадка семян и рассады

9. Посадка аллеи классов за зданием школы

10.Уход за растениями

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

Срок реализации проекта: 2 года

I.Подготовительный этап: октябрь 2021-2022 уч.год

• Сформировать инициативно-творческие группы с 1 по 11 классы учителя-воспитатели

• Изыскать возможности материального обеспечения для выполнения проекта - администрация.

• Разработать варианты дизайна ландшафтного озеленения территории школы, создания зон отдыха , преобразования и благоустройства пришкольной территории.

План мероприятий подготовительного этапа

1. Проведение анализа экологического состояния

Гапеева Л.И. (старший воспитатель), Яковченкова В.М. (руководитель экологической комиссии)

Директор, классные руководители, воспитатели

Ефременкова Ж.М. (учитель ИЗО)

II. Проектировочный этап: Построение ориентировочной

схемы деятельности – ноябрь-февраль 2021-2022 уч.год.

План мероприятий проектировочного этапа

1 Разработка коллективного проекта школьного двора:

создание проектной группы;

- составление плана озеленения и

благоустройства школьного двора

Администрация школы, инициативно- творческая группа.

III. Практический этап.

1. Выкорчевывание старых деревьев и кустарников.

Зам. Директора по АХЧ, учитель столярного дела, учащиеся 9-11 классов

2. Строительство новой беседки, лавочек .

Учитель столярного дела, учащиеся 9-11 классов

3. Благоустройство и укладка дорожек школьной территории.

Зам. Директора по АХЧ, учитель столярного дела, учащиеся 9-11 классов

4. Разбивка новых клумб на территории школы.

Старший воспитатель, учитель биологии, члены экологической комиссии, воспитатели.

5. Расширение цветочно-декоративного содержания клумб.

Учитель биологии, воспитатели, члены экологической комиссии.

6. Высадка молодых деревьев и кустарников. Зам. Директора по АХЧ, учитель биологии, учащиеся школы.

7. Благоустройство зоны отдыха на территории школы.

Зам. Директора по АХЧ, учитель столярного дела, учащиеся 9-11 классов.

8. Приобретение, сбор семян и выращивание рассады

Учитель биологии, воспитатели 1-11 классы.

9. Уход за молодым садом.

Учитель биологии, экологическая комиссия.

10.Благоустройство территории для сбора и хранения опавших листьев, скошенной травы, сорняков после прополки.

Старший воспитатель, учитель биологии, члены экологической комиссии, воспитатели.

11.Работа экологической комиссии учкома школы:

Изготовление кормушек, скворечников для птиц. Кормление птиц зимой.

Контроль за чистотой и озеленением территории школы и прилегающей к ней территории.

Организация конкурсов и мероприятий по природоохранной деятельности.

Экологическая комиссия.

IV. Аналитикокоррекционный этап.

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

Май – сентябрь 2022 г.

V. Заключительный этап : сентябрь 2023 г.

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Переход на следующий уровень развития.

Мероприятия по реализации проекта -2021,2022, 2023 гг.

Анкетирование.

Устраивает ли Вас настоящее состояние внутреннего двора школы?

Что Вы хотели бы в нем изменить?

Как повлияло бы на Вас благоустройство внутреннего дворика?

-Воспитывать чувство бережного отношения к природе.

-Закрепить понятие о Земле как планете, дать представление о том, что Земля- наш дом, что от ее самочувствия зависит и наша жизнь.

3. Дидактическая игра экологического содержания

-Формировать обобщённые представления о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания.

-Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках.

-Устанавливать связь между исчезновением корма и отлётом птиц.

-Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц: отличия в питании.

-Воспитывать любовь к птицам.

-Показать детям, как тяжело приходится птицам зимой.

- Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям.

-Воспитывать любовь к птицам.

-Оганизовать кормление птиц .

-Расширять представления детей о растительном и животном мире.

-Учить отображать в рисунке собственные замыслы.

-Развивать творческие способности, воображение.

-Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.

Выставка рисунков.

5.Изготовление из бросового материала кормушек для птиц, скворечников.

-Учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.

6.Труд в природе:

- Подвесить изготовленные кормушки. Разложить в них корм.

-Проявлять заботу о птицах.

- воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

- воспитывать потребности поведения и деятельности, направленные на соблюдение экологически разумного образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

ОБУСТРОЙСТВО ШКОЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ:

- воспитывать у учащихся представление о возможностях саморазвития, самоутверждения, самовыражения при создании мест отдыха и общения школьников;

-Воспитывать стремление к улучшению экологической обстановки, эстетического вида школьной территории.

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решить в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей эстетического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.

Мы сделаем все, чтобы вид нашей школы был эстетичным, так как именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Вид школы изменился, интерьер стал современным, уютным, красивым.



Все обычные школьные дворы кажутся одинаковыми: клумбы, лавочки, дорожки, спортивная площадка. Дети спешат на уроки, родители группками ждут у входа первоклашек. Вопрос: чем здесь может заняться ребенок и взрослый? Кажется, выбор невелик. Типичный школьный двор — фон, а не продолжение пространства школы. Он не поддерживает разные возможности и интересы детей и взрослых, не становится лицом школы. Обычно школьные дворы пустуют – там неинтересно проводить время. А школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было комфортно и интересно взрослым, и детям.

Школьные дворы должны быть нескучными. Там не должны быть только скамейки и турники, там должно быть что-нибудь еще веселое. Чтобы можно было больше играть и общаться!



По-моему, школьный двор должен быть таким, чтобы всем в нем было хорошо! И взрослым, и детям, и бабушкам, и дедушкам. Скамеек нужно — охранникам, учителям. Чтобы всем было удобно.


Школьный двор может стать образовательным пространством и ресурсом для развития сообщества школы, транслирующим его ценности!

Мировая практика показывает, что школьные дворы могут быть интересными, наполненными жизнью.

Исследования показали, что подобная трансформация школьных дворов по методу соучаствующего проектирования привела к повышению физической активности детей, улучшению их академических результатов и бОльшей вовлеченности в учебный процесс. Очень важно сохранить комплексный подход к проектированию, когда каждый уголок двора задействован и играет свою роль: тщательно продуманы решения по освещению, покрытиям, озеленению. Тогда на сравнительно небольшой территории находится место и открытой площадке с амфитеатром, и игровым маршрутам, и укромным зонам для уединения. В грамотно спроектированных школьных дворах все зоны и объекты во дворе спроектированы по принципам всесезонности и многовариантности использования: дети могут свободно и творчески осваивать пространство в любую погоду.

Руководители школ и педагоги часто недоумевают: зачем спрашивать мнение детей? Эстетичную и функциональную образовательную среду способен спроектировать любой хороший архитектор, но будет ли это пространство своим для тех, кто находится в нем каждый день? Совместное же обустройство школьного двора при сочувствующем проектировании помогает учесть разные точки зрения и создать пространство, объединяющее всех. Дети и взрослые учатся видеть интересы и потребности друг друга и разделять ответственность за общий результат. И это меняет весь уклад школьной жизни. Так формируется сплоченное сообщество — объединение людей с общими ценностями и целями, но разными проблемами.

Читайте также: