Родительское собрание в ноябре в школе

Обновлено: 05.07.2024

Конспект родительского собрания на тему :

Педагог- психолог МБОУ СШ №23 г. Волгодонска Соина О. С.

Тема: Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам ЕГЭ

Цель: расширить представление родителей о едином государственном экзамене с учётом трудности и стратегии поддержки старшеклассников в период сдачи ЕГЭ

определить роль родителей в период подготовки ЕГЭ,

выделить основные трудности выпускников и выбрать стратегии поддержки старшеклассников,

дать знания о стрессе, о способах защиты и саморегуляции,

довести до сведения родителей рекомендации по эффективной подготовке к экзамену,

организовать активное взаимодействие родителей и педагогов,

выработать с родителями и педагогами совместную стратегию помощи детям при сдаче ЕГЭ

подвести родителей к пониманию необходимости психологической поддержки детей на этапах подготовки и сдачи экзамена.

Экзамены представляют собой нелегкий, но неизбежный этап нашей жизни, и конечно несут в себе массу переживаний, тревог, стрессов. На современном этапе развития нашего общества, в современных условиях жизни особое место занимает сохранение здоровья подрастающего поколения, поэтому такое большое значение приобретает своевременная помощь детям, готовящимся к важному этапу своей жизни сдачи ЕГЭ, а так же помощь, поддержка и просвещение родителей этих детей. В связи с этим огромное значение приобретает проведение родительских собраний на тему подготовки к ЕГЭ и помощи детям, сдающим этот сложный экзамен. Здесь должна проводиться просветительская деятельность, обмен опытом, сплочение родительского коллектива класса, а так же появляется активное взаимодействие всех институтов школы с родителями, задействование всех школьных служб для наиболее успешной, здоровой и безопасной организации процесса сдачи ЕГЭ. Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности школы и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи, ведь именно родители во многом ориентируют их на выбор предмета, который дети сдают, внушают уверенность в своих силах или, наоборот, повышают тревогу, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок.

Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ трудно недооценить, это связано и с тем, что:

любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно,

что ежегодно изменяются требования к проведению экзамена,

что такая форма про ведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей.

Единый государственный экзамен, суть которого непонятна большинству родителей, представляет трудность не только для выпускников, но и для их пап и мам. Как можно помочь ребенку, чем должна отличаться подготовка к ЕГЭ от подготовки к традиционному экзамену, справится ли ребенок — все эти вопросы требуют ответа. А коль скоро родители принимают непосредственное участие на этапе выпускных экзаменов, им тоже необходима особая подготовка.

Поэтому, родительские собрания должны быть ориентированы на:

• заметное повышение активности родителей (они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов);

• родители должны сами находить ответы на большинство актуальных вопросов, делиться примерами, основанными на личном опыте;

• увеличение количества вопросов, которые касаются личности ребенка;

• стремление родителей находить возможность для индивидуальных контактов с педагогом, психологом.

Форма проведения - круглый стол

Участники собрания : классный руководитель, психолог, представитель администрации, родители учеников

Продолжительность проведения 1,5- 2 часа.

Ход родительского собрания

Классный руководитель : Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в ВУЗы и СУЗы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. Подробнее с положением о ЕГЭ вас ознакомит заместитель директора по учебной работе.

Выступление завуча по УВР.

Классный руководитель : Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

2. Смелый поступок

3 Тяжелая работа

5. Экстремальная ситуация

6. Ничего особенного

7. Будущая независимость

8. Предстоящая свобода

После чего родители дают объяснение, какое соответствие, на ваш взгляд, является главным? Хорошая подготовка к экзаменам – что это значит для вас?

Примерные ответы: Все вызубрить. Психологически настроиться. Все прочитать, иметь представление о предмете, понимать все темы. Отдохнуть, как следует, расслабиться, выспаться. Написать хорошие шпаргалки и надежно их спрятать. Подводится вывод о том, что у каждого свое представление о подготовке к экзаменам. А задача данного родительского собрания – выработать универсальные рекомендации, дать советы, которые пригодились бы каждому.

Прежде всего, сами родители, как правило, очень смутно представляют себе, что такое ЕГЭ. Известно, что недостаток информации повышает тревогу, которую родители, сами того не желая, могут передавать детям. Расширение знаний родителей о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, знакомство с конкретными заданиями позволяет снизить их тревогу, что, в свою очередь, помогает родителям поддерживать ребенка в этот непростой период.

Государственный экзамен, это прежде всего серьезная стрессовая ситуация для детей, оказывающая отрицательное воздействие на психику ребенка. Почему же дети так волнуются? (Презентация 2)

Родители делятся на группы по 5-6 человек и получают листы бумаги разделенные на две колонки линией. В одной колонке записывают причины стресса и возможных неудач во время ЕГЭ, а во второй колонке как их избежать- то есть возможные варианты решения или помощи.

Классный руководитель : За несколько лет о ЕГЭ сложилось немало мифов, которые мешают ученику качественно подготовиться к испытанию, негативно влияют на отношение многих родителей и выпускников к процессу подготовки и сдачи ЕГЭ. Познакомить родителей лишь с некоторыми из них.

Миф второй – ЕГЭ легче, чем устный экзамен и подготовиться к нему можно за несколько дней Мы часто сталкиваемся с таким подходом, он расхолаживает ученика, ведёт к разочарованию после экзамена и низким результатам.

Миф третий – ЕГЭ можно сдать успешно, основываясь на жизненном опыте и интуиции. Этот миф наиболее распространён в отношении ЕГЭ по обществознанию.

Миф пятый - к ЕГЭ можно не готовиться, ведь среди вариантов ответа, есть правильный, надо только выбрать. Наличие нескольких вариантов ответа не упрощает, а усложняет порой задачу, ведь ситуация выбора зачастую очень трудна и ответственна для человека.

Психолог: Предлагаю вам еще одно упражнение.

Классный руководитель : Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Каждому родителю раздается памятка (см. приложение).

Психолог: В завершении нашего собрания давайте скажем друг другу спасибо за сотрудничество, сотворчество и содружество. Я предлагаю всем встать в круг.

Мы будем передавать друг другу клубок. Каждый из участников высказывается, что дало для него собрание. Следует обратить внимание родителей на то, что хоть мы все и разные, но находимся в тесной взаимосвязи друг с другом и помогать нашим детям должны сообща.

Памятка для родителей выпускников

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т. д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Правила поведения на льду в зимний период. Протокол родительского собрания в средней группе Протокол №2 родительского собрания в средней группе от 10.11.17г. Присутствовали: 23 человек Отсутствовали: 7 человек Причины отсутствия:.

Фотоотчет о мастер-классе ко Дню матери в рамках родительского собрания

Фотоотчет о мастер-классе ко Дню матери в рамках родительского собрания Изначально было запланировано родительское собрание в связи с новогодними праздниками и знакомством с новым воспитателем группы. Так.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Присутствовали: 25 человек.

1. Мудрость родительской любви.

2. Подготовка к праздничной встрече Нового года.

3. Подведение итогов успеваемости за первую четверть. О результатах олимпиад и других внеклассных мероприятий.

4.Светоотражающие элементы один из факторов избежания детского травматизма.

конфликтные ситуации в семье;

слабое общее развитие;

один ребенок в семье, неполноценное общение;

чрезмерная любовь к своему чаду.

Что значит любить ребёнка?

Две стороны одной медали:
насилие – всепоглощающая любовь

Этот маленький человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в жестоком и злом обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достаётся нашим самым любимым людям.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу.

Не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

Одержимые желанием не омрачать радости детства, родители стараются застраховать ребёнка не только от реальных, но и от мнимых случайностей. Они не замечают, что их любовь служит во зло растущему человеку: лишают его самостоятельности, формируют эгоизм, чувство исключительности. Много ли стоит такая любовь, которая не готовит ребёнка к жизни, формирует в нём неправильное представление об отношениях с людьми и, в общем-то, калечит их нравственно..

В результате вырастает человек с потребительскими взглядами, лишенный чувства долга перед родителями и окружающими людьми.

По второму вопросу выступила член родительского комитета Петрикова М.Ф. Рекомендовала принять предложение по проведению новогоднего праздника , пригласив артистов из кукольного театра . Предложила купить детям одинаковые подарки.

По третьему вопросу слушали классного руководителя. Она подвела итоги успеваемости за первую четверть. Дала несколько рекомендаций родителям для улучшения успеваемости уч-ся.По русскому языку следует обратить внимание на правильный перенос слов, на аккуратность выпонения домашних заданий, типичными ошибками являются безударные гласные в разных частях слова. По математике рекомендовала ещё раз повторить меры площади, времени и массы, обратить внимание на запись многозначных чисел, дала алгоритм анализа задач.

Ознакомила с результатами олимпиад и других внеклассных мероприятий. Похвалила победителей Чехова С., Пиун О., Подольскую В.. Выразила благодарность за активную проектную деятельность Петрикову Д., Пиун О., Григорьевой А..

По четвёртому вопросу слушали Рупчеву В.В., которая зачитала приказ по школе о приобретении светоотражающих элементов на куртки детей для сохранения жизни детей и безопасного передвижения в тёмное время суток.

1. Принять к сведению рекомендации учителя.

2. Новогодний праздник для детей провести в школе , пригласить артистов из кукольного театра..

3. Выполнять контроль за выполнением домашних заданий детьми.

4. Приобрести светоотражательные элементы и прикрепить их на куртки или ранцы.

Итоги I триместра 2018/2019 учебного года. План работы на II триместр 2018/2019 учебного года.

(ул. Родионовская, д. 8)

Антонова С.В. – куратор начального образования, классные руководители

1. Ответственность родителей за жизнь, здоровье и будущее детей.

2. Организация класса кадетской направленности и кадетское образование в ГБОУ Школа № 2005

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Макаренкова Т.А. – заместитель директора,

Попова Н.Н. – заместитель директора,

Пашков Д.В. – социальный педагог, классные руководители 6-х классов

Итоги I триместра 2018/2019 учебного года. План работы на II триместр 2018/2019 учебного года.

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Макаренкова Т.А. – заместитель директора,

классные руководители 5-8 классов

Организация и проведение учебных сборов с юношами 10-х классов. Первоначальная постановка граждан на воинский учёт.

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Егорова Н.Н. – заместитель директора,

классные руководители 10-х классов

Государственная итоговая аттестация-2019

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Савчук Е.И. – директор,

Егорова Н.Н. – заместитель директора,

классные руководители 9-х классов

Государственная итоговая аттестация-2019

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Савчук Е.И. – директор,

Егорова Н.Н. – заместитель директора,

классные руководители 11-х классов

Итоги I триместра 2018/2019 учебного года. План работы на II триместр 2018/2019 учебного года.

(ул. Родионовская, д. 6/7)

Егорова Н.Н. – заместитель директора,

классные руководители 9-11-х классов

Воспитание навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста

При этом классный руководитель выделяет следующие основные направления работы с учащимися.

1. Здоровье:

а) достижение нормального уровня психического здоровья за счет ликвидации психологического дискомфорта на занятиях через обучение детей в режиме индивидуализации и открытости (в собственном темпе, на своем уровне трудности и т. д.);

б) профилактика заболеваний и достижение нормального уровня физического здоровья через введение разнообразных занятий спортом (оздоровительное плавание, художественная и спортивная гимнастика), через учет физических данных обучающихся, их способности и интересы.

2. Воспитание:

а) повышение воспитывающей роли учебного труда через создание на занятиях принципиально новой среды, способствующей подведению ребенка к самопознанию, самоопределению и саморегуляции;

б) создание воспитательной системы на основе деятельностного подхода к каждому обучающемуся с учетом его индивидуальности, способной подвести обучающегося к самоопределению.

3. Обучение:

а) осуществление перехода от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы на занятии; постепенный плановый переход обучающихся выпускников в режим самообразования, что позволит им подготовиться к получению профессионального образования; самоопределение обучающихся в выборе форм и способ обучения;

б) разработка и внедрение разноуровневых дидактических материалов и учебных пособий для индивидуальной самостоятельной работы на занятиях;

в) разработка и внедрение разнопрофильных дидактических материалов.

4. Развитие:

а) создание системы диагностики для определения:

- уровня готовности к обучению;

- индивидуальных особенностей личности;

- уровня психического здоровья;

- уровня физического здоровья;

б) открытие новых творческих объединений по запросу обучающихся и социума.

5. Профориентация:

а) создание системы ранней допрофессиональной подготовки учащихся в условиях перехода к профильному обучению;

б) создание условий для самоопределения учащихся и саморазвития.

Варианты планирования родительских собраний в 11 классе

Вариант 1

4. Выбор профессии - дело серьезное.

5. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.

6. Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций.

8. Формирование осознанного отношения подростков к здоровому образу жизни.

9. Жизненный путь счастливого человека.

Вариант 2

1. Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников.

5. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.

9. Жизненный путь счастливого человека.

Вариант 3

1. Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников.

3. Здоровая семья - здоровые дети.

4. Выбор профессии - дело серьезное.

5. Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены.

6. Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций.

9. Жизненный путь счастливого человека.

Примерное положение о классном родительском собрании

1. Общие положения

Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.

2. Классное родительское собрание:

• определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса;

• избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию;

• рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления;

• решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения;

• слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку;

• обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе;

• рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей;

• утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов;

• принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.

3. Правила проведения собраний

Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.

Главным методом проведения собрания является диалог.

Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее чем за три дня до даты проведения собрания.

Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее чем за четыре дня до проведения собрания.

Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.

Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.

Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета).

Классный руководитель информирует заместителя директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.

4. Принципы проведения родительского собрания

Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.

Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.

У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

I. Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей.

II. Результативность родительского собрания во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.

III. К основным элементам подготовки собрания родителей можно отнести следующие.

1. Выбор темы собрания.

Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи.

2. Определение целей родительского собрания.

Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями. В качестве целевых ориентиров могут быть избраны следующие:

а) способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

б) содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;

в) выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

г) пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;

д) подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.

3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы.

4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

Это необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Чаще всего используются экспресс-методики, которые не требуют больших затрат времени и усилий для подготовки и проведения исследования, обработки и анализа результатов. К исследовательским средствам можно отнести беседы с родителями и учащимися, заполнение ими простейших тестов и анкет с небольшим количеством вопросов и заданий. В некоторых случаях помощь классному руководителю в проведении микроисследований оказывают школьный психолог и социальный педагог.

5. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

б) собрания по плану классного всеобуча родителей, являющиеся формой педагогического просвещения членов родительского коллектива;

в) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

г) собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов;

д) собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

е) итоговые, имеющие цель показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности класса.

Далее следует определить организационную форму собрания. В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов используются такие формы, как педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум.

6. Приглашение родителей и других участников собрания.

Целесообразно родителей о собрании оповещать дважды: первый раз - за две-три недели до его проведения, чтобы они смогли заранее спланировать свое участие в собрании, и второй раз - за три-четыре дня с целью подтверждения информации о дате и времени проведения. Чаще соответствующие записи делаются учениками в своих дневниках.

7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Разумеется, собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Здесь могут быть оформлены выставки творческих работ учащихся и научно-методической литературы по обсуждаемой проблеме. На доске цветными мелками пишутся тема и эпиграф родительского собрания, изображаются таблицы и диаграммы с результатами проведенного в классе микроисследования, вывешиваются плакаты с памятками для родителей. В соответствии с избранной организационной формой собрания расставляются стулья и столы, на которые кладут бумагу для заметок, карандаши, ручки, фломастеры, прикрепляют таблички с названиями игровых групп.

Тихая спокойная музыка помогает немного отдохнуть, пока собираются все.

Примерная структура родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) - 5 мин.

2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему - 5-7 мин.

3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным- 10-15 мин.

Как учителю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом: так он ставит себя в позицию партнера, а не начальства.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.

1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.

2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д.

6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.

10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

Правила поведения классного руководителя

на родительском собрании:

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ.

Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.

1-й класс

I. Младший школьный возраст и его особенности.

  1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
  2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
  3. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)

II. Как научить детей учиться.

  1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).
  2. Содержание школьного образования в начальных классах.
  3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.

III. Физическое воспитание школьника в семье и дома.

IY. Игра и труд в жизни младших школьников.

  1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
  2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.
  3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.

Y. Итоговое родительское собрание вместе с детьми.

  1. Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.
  2. Выставка рисунков, поделок и т.д.
  3. Награждения.

2-й класс

I. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.

  1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.
  2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
  3. Режим питания в школе и дома.

II. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.

III. Роль чтения в развитии младших школьников.

  1. Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.
  2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.
  3. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.

IY. Секретный мир наших детей.

Y. Итоговое праздничное собрание.

  1. Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе.
  2. Награждение учащихся и родителей.
  3. Концерт. Игры. Чаепитие.

3-й класс

I. Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.

  1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).
  2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.
  3. Учебные цели и задачи на новый учебный год.

II. Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.

III. Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.

IY. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.

  1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
  2. Поощрение и наказание.
  3. Педагогические ситуации (игра).

Y. Человек формируется с детств .

  1. Особенности формирования характера у младших школьников.
  2. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.
  3. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.

YI. Эстетическое воспитание в семье и школе.

  1. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.
  2. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.
  3. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.

4-й класс

I. Последний год обучения в начальной школе.

  1. Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.
  2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
  3. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.

II. Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)

  1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.
  2. Нервные дети и их воспитание.
  3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.

III. Отец и мать – первые воспитатели.

  1. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.
  2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.
  3. Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности.
  1. Представление хобби родителей.
  2. Презентация фирменных семейных блюд.
  3. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.

5-й класс

I. Будем знакомы!

  1. Знакомство с классным руководителем, учителями-предметниками и т.д.
  2. Слово школьному психологу:

а) Психологические особенности детей данного возраста.

б) Тестирование родителей.

  1. Заполнение социального паспорта учащегося и его семьи.
  2. Знакомство с планом воспитательной работы классного руководителя. Выборы родительского актива.

II. Главное – здоровье, а дела, как погода: то ведро, то ненастье.

  1. Здоровье наших детей – в наших делах. Итоги медосмотра.
  2. Результаты анкетирования.
  3. Памятка родителям о режиме дня учащихся.

III. Как помочь детям хорошо учиться, или как надо любить своих детей.

а) Итоги II четверти.

б) Ролевая игра. Недовольный родитель и возмущенный учитель. (Предъявление взаимных претензий и нахождение выхода из положения.)

IY. Воспитание трудолюбия в семье и школе.

а) Результаты анкетирования родителей и ребят.

б) Уроки труда в школе. Встреча с учителями обслуживающего труда. Выставка поделок.

Y. Вот и стали мы на год взрослей. Итоговое собрание с участием детей.

6-й класс

  1. Школа глазами родителей (анализ анкет).
  2. Анализ работ учащихся. Сочинение на темы:
  1. выводы. Слово учителя. Вопросы воспитания и образования на современном этапе.
  2. Выборы членов родительского комитета.

III. Самовоспитание – важный шаг в процессе формирования нравственных качеств личности.

7-й класс

I .«Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13-ти лет и учет их в воспитании.

II. Особенности учебной деятельности подростков.

  1. Краткая характеристика содержания обучения в 7-м классе. Новые учебные предметы. Новые задачи и возможные трудности в учебе.
  2. Самообразование подростков и педагогическое руководство им.
  3. Домашняя работа: удовольствие или наказание?

III. Отец и мать как воспитатели.

  1. Личный пример и авторитет родителей. Виды ложного авторитета родителей.
  2. Роль бабушек и дедушек в воспитании детей. (Анализ анкет.)
  3. Воспитание у детей любви и уважения к родителям, к старшим членам семьи.

IY. Досуг подростков.

  1. Свободное время и его в формировании личности подростка.
  2. Подросток и ТВ.
  3. Подросток и улица.

I.Этот трудный возраст.

II. Воспитание у подростков эстетической культуры.

III. Твое здоровье в твоих руках. Устный журнал для родителей и учащихся.

  1. Воспитание поколения здоровых людей – главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом (классный руководитель).
  2. Программа по физической культуре в школе (учитель физкультуры).
  3. Гигиена подростков (детский врач).
  4. Несколько слов о вреде курения, или курение и спорт – понятия несовместимые (учащиеся).

IY. Разговор на трудную тему, или половое воспитание подростков.

  1. Особенности физиологического развития мальчиков и девочек (мед. работник).
  2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками.
  3. Обзор литературы по вопросам полового просвещения подростков.

9-й класс

I. Воспитание учащихся школьного возраста 14-15 лет в семье и школе.

II. Правовое воспитание подростков.

III. Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков.

  1. Эмоции и чувства, их роль в жизни людей. Развитие чувств у подростков, особенности их выражения.
  2. Анализ анкет и итоги тестирования учащихся.
  3. Отношения между мальчиками и девочками. Дружба подростков.

IY. Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.

10-й класс

I. Воспитание учащихся старшего школьного возраста.

II. Трудовое воспитание и профориентация подростков.

  1. Виды трудовой деятельности в школе.
  2. Труд подростка в семье (анализ анкет). Выступление родителей.
  3. Помощь подросткам в выборе профессии. (Изучение психологических особенностей, интересов и склонностей подростков в целях профориентации.)

III. Что посеешь, то и пожнешь.

IY. Эстетическое воспитание старшеклассников.

  1. Эстетическая культура и ее сущность в наше время. Общая культура молодежи.
  2. Воспитание вкуса. Мода и отношение к ней подростков и их родителей.
  3. Эстетика семейных отношений. Тест для родителей.

11-й класс

I. И все в последний раз…

  1. Мой последний год в школе (анкета для родителей и учащихся).
  2. Особенности обучения и воспитания учащихся в 11-м классе.
  3. Психология учащихся старшего школьного возраста – психология полуребенка – полувзрослого (психолог).

II. Пути-дороги наших детей.

  1. Влияние семейных трудовых традиций на выбор профессии старшеклассникам.
  2. Хочу, могу и надо. Итоги тестирования учащихся (психолог).
  3. Пути устранения возможных конфликтов между родителями и детьми по вопросам профессиональной ориентации.

III. Помощь выпускникам в период подготовки к экзаменам.

IY. Вот и выросли наши дети. Итоговое собрание.

Читайте также: