Семинары для тьюторов в школе

Обновлено: 09.07.2024

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЬЮТОРА ПО ВОПРОСАМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Цели обучающего семинара:

- обсуждение теоретико-методологических, организационных и методических аспектов организации деятельности тьютора по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования;

-формирование профессиональных компетенций тьютора при взаимодействии с детьми с ОВЗ разных категорий

Задачи обучающего семинара:

- обсудить организационные и методические аспекты тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях общего образования;

- определить направления и содержание тьюторской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья разных категорий.

Сроки проведения обучающего семинара:

06-07 мая 2020 года.

Место проведения обучающего семинара:

Форма обучения: дистанционная (вебинар).

Длительность проведения семинара: 2 дня (16 часов).

Информация об организаторах обучающего семинара:

Описание целевой аудитории:

По итогам обучающих семинаров слушатели получат документ о повышении квалификации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

выступление Н.И. Барышниковой

В российской системе образования тьютор обеспечивает сопровождение учащихся при выборе и прохождении ими индивидуальных образовательных траекторий.

Тьюторство возникает там и тогда, где и когда появляются потребность и необходимые условия перехода к вариативности и индивидуализации образовательных программ.

Тьюторское сопровождение – это особый тип гуманитарного педагогического сопровождения.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Культурные нормы известны заранее.

Тьютор, педагог, кл.рук.

В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

+ Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат) + Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора -создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний.

Стержневое понятие такой педагогики – уникальность человеческой личности, ее предназначения (в том числе и профессионального) и связанная с этим индивидуализация обучения.

А отсюда, разные задачи и функции:

Учитель, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель задает нормы, содержание, маршрут и темп.

Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.

Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.

Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

О КАКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ИДЕТ РЕЧЬ, КОГДА МЫ ГОВОРИМ О ТЕХНОЛОГИЯХ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Говоря о технологиях тьюторского сопровождения мы, прежде всего, говорим о тех технологиях, которые помогают тьютору организовать работу с личным интересом (потребностью) учащегося и переводом индивидуального интереса подопечного в инициирование конкретной деятельности, которая возможна либо как образовательная или социальная проба ученика. Эти задачи эффективно решаются с помощью технологий открытого образования (технологии проектирования, исследовательские методы, дебаты, образовательный туризм, портфолио, развитие критического мышления при чтении и письме, творческие мастерские, кейс-стадии, технологии открытого пространства (ТОП), социокультурные игры, робинзонада и т.д.).

Но в арсенале тьютора имеется и целый пакет технологий, которые активно используются в педагогической психологии (вопросно-ответные технологии, технологии рефлексивных сессий, технологии активного слушания, технологии модерации и т.д.). Однако ключевым инструментом тьютора можно назвать вопрос и умение тьютора с ним работать.

Кроме этого, большим подспорьем педагога-тьютора могут стать открытые образовательные технологии, вошедшие в технологические пакеты кафедры открытых образовательных технологий, разработанные преподавателями МИОО.

Почему необходимо внедрять технологии ТЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ?

Почему не вводятся должности тьюторов?

Нет пока дипломированных специалистов.

Не до конца еще разработан и принят пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность тьютора.

Тьюторство – это иная идеология, выстроенная на иных ценностях и подходах, что влечет за собой необходимость освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания иной философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, в том числе и технологий открытого образования.

Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения педагогов специалистами, понимающими и принимающими философию открытого образования, профессионально владеющими технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране тоже пока еще очень мало.

Что делать? Привлекать педагогов, обладающих тьюторскими компетентностями, то есть владеющих технологиями тьюторского сопровождения.

Тьютор – особая педагогическая позиция, сущность которой заключается в обеспечении совместной с учащимся рефлексии образовательной деятельности учащегося. Предметом совместного осмысления выступает как само образовательное действие, так и готовность (способность) учащегося к его осуществлению, значение и смысл этого действия, его место в целостном образовательном процессе учащегося, его влияние на дельнейшее образование учащегося. Такое осмысление не является одномоментным актом, а представляет собой процесс взаимодействия тьютора и его подопечного (учащегося) от постановки цели образовательного действия до определения его итогов – тьюторское сопровождение.

Слушать лекции, разбирать кейсы, наблюдать за демонстрационным тьюториалом, учиться взаимодействовать с другими подразделениями школы, много практиковаться.

  • познакомятся с продвинутыми технологиями тьюторского сопровождения;
  • узнают, как можно решать сложные воспитательные кейсы;
  • попробуют себя в проектировании профессиональных и деятельностных проб, тьюторских образовательных событий.


Образование — физика и педагогика РГУ, бакалавриат по экономике в Тель-авивском университете, переквалификация по практической психологии личности в МГУ, переквалификация
по тьюторскому сопровождению.

  • Project management in Telxon Inc.
  • Leadership Maturity Framework training and assessment (Susanne Cook-Greuter and assossiates, Wayland, MA).
  • Коучинг для руководителей в Erickson College.
  • Gamification в University of Pennsylvania (via Coursera).
  • Индивидуализация и тьюторское сопровождение в образовании (повышение квалификации).
  • Теория и практика деятельностного подхода в образовании (повышение квалификации).


Факультет фундаментальной медицины и факультет психологи МГУ им. М.В.Ломоносова.

«Более 5 лет работаю с подростками и молодыми людьми как практикующий психолог, тьютор, провожу групповые и индивидуальные занятия.

По первому образованию журналист. Потом училась в РГГУ на религиоведа и в конце концов пришла в Московскую международную академию, где получила педагогическое образование.


  • школьный психолог;
  • подготовка участников всероссийских олимпиад, психологическое сопровождение и тьюторская работа по составлению ИОП и выбору направления дальнейшего образования, организация профессиональных стажировок;
  • программы реабилитации наркозависимых подростков;
  • индивидуальное психологическое консультирование и психотерапия подростков;
  • работа с девушками, пережившими сексуальное насилие, работа в лагерях для детей с особенностями развития, работа с детьми КДН, работа с девиантными подростками, программа наставничества для подростков без отцов.
  • работа на факультете психологии МГУ (научные исследования в области интернет-психологии).



• увидите практичную сторону теории и
• почувствуете готовность выйти в практику
• освоите профессиональное мышление
• тьютора и научитесь выстраивать
• стратегический план сопровождения

• сможете усилить свою деятельность
• компетенциями тьютора и повысить
• средний чек
• освоите схемы, инструменты и
• алгоритмы работы, сможете выходить в
• реальную тьюторскую практику сразу
• после курса

• увидите полную картину профессиональной
• деятельности тьютора
• примерите профессию и точно поймёте
• моё-не-моё

Я помогаю родителям разобраться
в современном образовании, собрать
свою уникальную родительскую стратегию
и принимать решения уверенно.

• эксперт в области тьюторства и
• современного образования
• практикующий тьютор с 11 летним
• стажем
• гештальт-практик
• автор и соавтор:
• - компетентностной модели тьютора
• - трёх технологий тьюторского сопровождения
• - моделей тьюторства в школе и ВУЗе
• - концептуальных схем и методических
• разработок в сфере тьюторства

Знакомство с базовыми экспертными областями тьютора: самоопределение, субъектность, работа с образовательной ситуацией






1. Ситуация современного образования, основания появления тьютора, как профессионала. Кто такой тьютор. Цели и результаты тьюторского сопровождения. Результативность работы тьютора.

2. Индивидуализация, индивидуальная образовательная программа. Образовательное решение. Средства и стратегии работы тьютора на первом тьюториале.

3. Объекты профессионального внимания тьютора: цели, замыслы, интересы, способности, стратегии, ценности, принципы.

4. Схема услуги тьюторского сопровождения. Основные карты мышления тьютора.

5. Первый алгоритм тьюторского сопровождения. Представление о самоопределении, выборе, пробе, в контексте тьюторской работы. Базовые понятия и различения для тьютора-практика. Обзор содержания профессиональной экспертизы тьютора.Второй алгоритм работы тьютора. Запрос тьюторанта. Субъектность тьюторанта в тьюторском сопровождении.Третий алгоритм работы тьютора. Цели и достижения тьюторанта в тьюторском сопровождении. Специфика работы со взрослыми тьюторантами.

6. Тьюторский проект. Схема тьюториала. Противоречивость управления процессом тьюторского сопровождения.

7. Построение тьюторского замысла.

8. Контрактинг. Работа с заказчиком. Специфика консультирования тьютором родителей (при сопровождении детей).

Квалификация тьютора

Давайте обратимся к профессиональному стандарту специалиста в области воспитания (обобщённая трудовая функция – тьюторское сопровождение). Данный стандарт говорит нам о то, что для осуществления деятельности в качестве тьютора, для начала, необходимо получить высшее образование (бакалавриат) в области педагогики, психологии или тьюторского сопровождения. Также, среди возможных путей получения тьюторской квалификации существует и профессиональная переподготовка в области педагогики, психологии и тьюторского сопровождения.

Консультация с тьютором

Подробнее о том, кто такой тьютор и в чём заключаются его основные функции, я писала в этой статье, а о том, востребован ли тьютор и какова заработная плата специалиста — вот в этой статье.

Высшее образование

Профессиональная переподготовка

Тьюторское обучение также можно пройти по программам профессиональной переподготовки. Ниже предлагаем несколько организаций, предлагающих подобные программы (тьютор переподготовка).

Курсы тьюторов

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. В основном, курсы тьюторов реализуются дистанционно.

Также рекомендуем обратить внимание на Институт развития образования Иркутской области. Периодически у них появляются образовательные предложения, связанные с курсами для тьюторов.

Вебинары и другие профессиональные события для тьюторов

Среди ярких образовательных событий для тьюторов можно выделить Летний Университет тьюторства. Каждый год это событие собирает специалистов в области образования. Здесь происходит обмен опытом, мастер-классы и углубленное обсуждение определенной темы. Каждый год данное событие происходит в разных местах страны, и обсуждаются разные направления в области тьюторства. Данное образовательное событие подойдет для тьюторов, педагогов, родителей, студентов педагогических специальностей, администраторов образования.

Еще одним важным мероприятием является тьюторская конференция. Это большое событие для тьюторского сообщества. В конференции принимают участие профессионалы в области образования, которые представляют свои доклады и дискуссируют по определенной теме конференции. Традиционно конференция проводится в конце октября в Москве.

Общие критерии выбора программ обучения

А в заключительный раздел мы собрали основные критерии, которые, на наш взгляд, должны быть основопологающими при выборе программы обучения для тьюторов:

Читайте также: