Школьное самоуправление новое поколение

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
programma.doc 68.5 КБ
programma_razvitiya_klassa_soloduhina_tk.doc 382 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание – самое тонкое

Мы вместе с детьми должны проживать и переживать каждый день в школе, соединяя воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с ними. При этом стараться находить возможность работать творчески. Творческая работа предполагает развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании.

Организуя любую деятельность ученика, мы должны предусмотреть в ней ситуацию успеха. Только тогда это даст возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Очень хочется помочь детям воплотить свои созидательные усилия в результат творческого удовлетворения, признания, а значит и счастья. Если ученикам нашего класса удастся добиться успеха в школе, у них будут все шансы добиться успеха в жизни.

Цель программы: Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе;

Воспитание духовно – развитой, нравственной личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.

 Самоуправление в узком смысле рассматривается как самостоятельность человека в проявлении инициативы, принятии решений. Самоуправление в узком смысле рассматривается как самостоятельность человека в проявлении инициативы, принятии решений. В широком смысле самоуправление - это образ жизни и поведение всего школьного коллектива и каждого его члена, результатом которого являются: растущая самостоятельность, инициатива, взаимопомощь всех и каждого. Самоуправление дает реальную возможность учащимся осознанно занять позицию субъекта воспитательной деятельности.

Слайд 2

Самоуправление в узком смысле рассматривается как самостоятельность человека в проявлении инициативы, принятии решений. Самоуправление в узком смысле рассматривается как самостоятельность человека в проявлении инициативы, принятии решений. В широком смысле самоуправление - это образ жизни и поведение всего школьного коллектива и каждого его члена, результатом которого являются: растущая самостоятельность, инициатива, взаимопомощь всех и каждого. Самоуправление дает реальную возможность учащимся осознанно занять позицию субъекта воспитательной деятельности.

 Ученическое самоуправление школы № 19

Слайд 4

 КТД Что сделаем? Для кого? Кто участвует? С кем вместе сделаем? Где сделаем? Как будем делать? Что буду делать я?

Слайд 7

КТД Что сделаем? Для кого? Кто участвует? С кем вместе сделаем? Где сделаем? Как будем делать? Что буду делать я?

 Задания классам

Слайд 9

 Самоуправление в классе - действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослым членом классного сообщества по планированию, организации и жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-значимых задач.

Слайд 10

Самоуправление в классе - действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослым членом классного сообщества по планированию, организации и жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально-значимых задач.


Школа — это маленькая модель большого мира. Здесь дети учатся дружить, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения, а ещё — участвовать в общественной жизни. Например, становятся частью ученического самоуправления. Подробнее об этом движении рассказывает наш блогер Вадим Гринберг.


Финал Всероссийского конкурса образовательных организаций, развивающих ученическое самоуправления (РСМ), 2016 год.

У меня сложилось впечатление, что ученическое самоуправление в Москве развито недостаточно равномерно по районам города. Да, со временем все меняется и развивается, появляются новые форматы работы с постоянным детским коллективом, создаются новые государственные органы и некоммерческие организации, занимающиеся развитием ученического самоуправления.

Да, не везде. Есть образовательные организации, где органы УСУ действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников. Есть образовательные организации, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.

В своей школе я развивал то самое, настоящее ученическое самоуправление. Мы реализовали целый ряд проектов по инициативам самих школьников. Самоуправление способно внести огромный вклад в становление и развитие личности ребенка. Скорее всего, феномен этой деятельности в том, что она включает в себя нравственное, трудовое, правовое и гражданское воспитание, базируясь при этом на принципах самостоятельности и инициативы. Если культура самовыражения в позитивных формах не будет привита ребенку в школе, то, скорее всего, он уже не приобретет её должным образом. Ученическое самоуправление — это система, в которой ученик может высказать свою позицию, сформировать свое социальное Я, предложить то, что действительно нужно ученикам, и реализовать это.

Так каким же я вижу будущее ученического самоуправления?


О том, как школьник создал профсоюз и что из этого вышло

Как следствие, в нашей стране могли бы появится постоянные центры содействия развитию ученического самоуправления. В подобных центрах могли бы проходить региональные этапы конкурсных программ, направленных на развитие системы органов УСУ; осуществляться методическая поддержка и образовательная работа с учениками и педагогами, а также аккумулироваться ученическая общественность региона. К работе подобных центров можно было бы привлечь региональных уполномоченных по правам ребенка для учета мнения детей в решениях правительства региона.


Городской центр содействия развитию ученического самоуправления и детских общественных объединений, г. Москва. Работал до 2016 года.


5 фильмов, которые помогут в организации школьного самоуправления

Если представлять будущее, то получается именно такая картина. По крайней мере, на мой взгляд, молодого педагога, занимающимся преимущественно ученическим самоуправлением, такое будущее было бы интересным, удобным и практичным.

Самостоятельность и инициатива ребят — это залог успешной деятельности органов УСУ. Ученическое самоуправление — это не организация мероприятий. Это — возможности учеников!

Структура ученического самоуправления

Конференция (собрание учащихся представителей 1-11 классов)

Председатель, зам. председателя

Временный совет дела Представители Совета

Совет трудо-вого сектора

Совет сектора по право-порядку

печати и инфор-мации

согласия и прими-рения

Шарипов Артем, Шарипов Денис

Учащиеся 9-11 кл. Учащиеся 5-8 кл. Учащиеся 1-4 кл.

Ученики школы 1-11 класс

Структура самоуправления в школе

Ученический совет Администрация Родительский комитет

Конференция Педагогический совет Общешкольное

(собрание учащихся родительское

1-11 классов) собрание

Учащиеся Педагоги Родители

Участники ученического самоуправления:

В Совет школы входят 6 представителей учащихся школы;

В Совет класса (актив класса) входят выбранные классом учащиеся, имеющие желание работать в Совете класса, быть в центре школьной жизни.

Помощь педагогов в работе органам самоуправления (кураторы).

Учебный сектор - заместители директора школы по учебно-воспитательной работе

Культмассовый сектор - заместитель директора школы по воспитательной работе

Спортивный сектор - руководитель м/о физкультуры

Трудовой сектор - руководитель м/о трудового обучения

Сектор правопорядка - социальный педагог

Сектор согласия и примирения - психолог

Информационный сектор, пресс-центр - руководитель кружка журналистики

Сущность самоуправленческой деятельности

Принципы функционирования системы самоуправления

Основная цель ученического самоуправления - управление обучающимися жизнедеятельностью ученического коллектива.

Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому ученику принимать участие в управлении школой через представительные формы. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым, гуманистическим.

Позиционный блок Организационный блок

Управленческий блок Нормативно-правовой блок

Технологический блок Содержательный блок

- законность ( соблюдать права и нормы поведения );

- выборность руководящих органов;

- разделение полномочий органов самоуправления и их тесного взаимодействия;

- реальность прав и обязанностей всех органов самоуправления, каждого члена коллектива;

- представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными органами самоуправления;

- целесообразность ( самоуправление направлено на реализацию интересов и потребностей учащихся);

- гуманность ( нравственный принцип );

- самодеятельность ( творчество, активность, самостоятельность );

- ответственность ( отчеты о проделанной работе ).

Планирование Организация Контроль Регулирование

Помощь педагогов в работе органам самоуправления (кураторы).

Учебный сектор - заместители директора школы по учебно-

Культмассовый сектор - заместитель директора школы по

Спортивный сектор - руководитель м/о физкультуры

Трудовой сектор - руководитель м/о трудового обучения

Сектор правопорядка - социальный педагог

Сектор согласия и примирения - психолог

Информационный сектор, пресс-центр - руководитель кружка журналистики

Структура самоуправления в школе

Ученический совет Администрация Родительский комитет

Конференция Педагогический совет Общешкольное

(собрание учащихся родительское

1-11 классов) собрание

Учащиеся Педагоги Родители

Структура ученического самоуправления I, II и III ступени

Конференция(собрание учащихся1-11 классов)

Представители ученических Представители Совета ДОО

Гл. советник, зам., куратор

Гл. советник, зам., куратор

Гл. советник, зам., куратор

Гл. советник, зам., куратор

Совет по правопорядку

Гл. советник, зам., куратор

печати и информации

Гл. советник, зам., куратор

согласия и примирения

Гл. советник, зам., куратор

Организационный совет Временный совет дела

Рабочие советы (сектора)

Совет по образованию

Гл. советник, зам., куратор

Совет по культуре

Гл. советник, зам., куратор

Совет по спорту

Гл. советник, зам., куратор

Гл. советник, зам., куратор

Совет по правопорядку

Гл. советник, зам., куратор

Совет по печати и информации

Гл. советник, зам., куратор

согласия и примирения

Гл. советник, зам., куратор

Организационный совет класса

Рабочие советы (сектора), куратор - классный руководитель

Совет по образованию

Совет по культуре

Совет по правопорядку

печати и информации

согласия и примирения

В Совет школы входят 6 представителей Ученического совета;

В Совет класса (актив класса) входят выбранные классом учащиеся, имеющие желание работать в Совете класса, быть в центре школьной жизни.

- Содействует развитию инициативы коллектива;

- Участие в создании оптимальных условий для организации образовательного процесса;

- Разработка плана развития школы;

- Организация общественного контроля за охраной здоровья участников образовательного процесса;

- Принятие локальных актов;

- Выполнение решений конференции;

- Принятие решений об исключении учащихся из школы.

Конференция (общее собрание учащихся):

- формирует органы самоуправления;

- оценивает результаты деятельности и т.д.

- выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы;

- координирует деятельность органов самоуправления;

- организует внешнюю работу;

- готовит и проводит собрания и линейки;

- организует выпуск газеты;

- организует соревнования между классами;

- подводит итоги года и т.д.

- выступает от имени учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников при решении вопросов жизни школы;

- координирует деятельность органов самоуправления;

- организует внешнюю работу;

- готовит и проводит собрания и линейки;

- организует выпуск газеты;

- организует соревнования между классами начальной школы, среднего звена и старшеклассников;

- подводит итоги года и т.д.

- организуют деятельность учащихся по конкретному направлению:

учебное - сбор информации об учебном процессе;

культмассовое - организация вечеров отдыха и т.д.;

спортивное - проведение соревнований;

трудовое - уборка территории, благоустройство школы;

информационное - оформление школы, выпуск газет;

правовое – организация дежурства по школе;

согласия и примирения – разрешает конфликтные ситуации

Временный совет дела:

- подготовка и проведение творческих дел;

Нормативно - правовой блок

Документы органов самоуправления школы:

- Конвенция о правах ребенка;

- Положения об органах самоуправления школы;

И молодежной политики

Городецкого района Нижегородской области

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов №19

Директор МОУ средней

с углубленным изучением

п о л о ж е н и е

1.4.1.Поддержка и развитие инициативы учащихся в школьной жизни

1.4.2.Развитие мотивации достижения успеха у каждого учащегося

1.4.3.Формирвание правильных жизненных ценностей и установок

1.4.4.Удовлетворение духовных потребностей учащихся

1.4.5.Защита прав учащихся

Высшим органом ученического самоуправления является общая ученическая конференция, которая собирается 2 раза в год:

Постоянно действующими исполнительными органами ученического самоуправления школы являются:

Деятельность органов УСУ регламентируется Уставом школы, конституцией школы, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением.

Функции органов ученического самоуправления

Орган УСУ выступает от имени учащихся при решении вопросов жизни школы: изучает и формулирует мнение учащихся по вопросам школьной жизни, представляет позицию учащихся в органах управления школой, разрабатывает предложения по совершенствованию учебно–воспитательного процесса, законов, норм, правил внутренней деятельности коллектива учащихся, символов и атрибутов школы.

Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации.

Содействует разрешению конфликтных вопросов: участвует в решении школьных проблем, согласовании интересов учащихся, учителей и родителей, организует работу по защите прав учащихся.

Сотрудничает с другими органами УСУ: общественными организациями, объединениями, клубами; реализация совместных программ и проектов.

Организует и проводит спортивные, досуговые и другие мероприятия, координирует работу секций, информирует о своей деятельности участников образовательного процесса, проводит благотворительные акции и представляет школу на районных и городских акциях, мероприятиях.

Права Ученического самоуправления

Регулярно посещать заседания законодательных и исполнительных советов и принимать активное участие в деятельности органов УСУ.

Действовать с данным положением и Уставом школы.

Вести протоколы заседаний.

В состав Советов I,II,III ступеней (начальной школы, среднего звена и старшеклассников) учащимися 1-11 классов делегируется по 1-2 представителя от класса.

Выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 2/3 учащихся 1-11 классов.

Порядок формирования и структура ученического

Кандидатуры в Ученический совет выдвигаются на собраниях Советов I,II,III ступеней, а так же могут быть выдвинуты непосредственно на отчетно–выборной конференции любым представителем 1-11 классов.

4.3 Голосование является открытым.

4.4 В состав Советов I,II,III ступеней могут быть выдвинуты кандидатуры учащихся 1-11 классов, особо проявивших себя в общественной работе и по представлению Советов параллелей этих классов.

4.5 Ученический совет самостоятельно определяет направление деятельности органов ученического самоуправления.

4.6 В состав Ученического совета, Советов I,II,III ступеней и Советов классов входят сектора различных направлений:

- Сектор по правопорядку

- Сектор печати и информации

- Сектор согласия и примирения

- Сектор по шефской работе

4.7 Ученический совет может формировать Временный совет дела для выполнения КТД

Взаимосвязи с другими органами школьного самоуправления.

Ответственность ученического самоуправления

Делопроизводство ученического самоуправления

Заседание Ученического совета и Советов I,II,III ступеней считается состоявшимся, если на нем присутствовало не менее 2/3 состава.

Для ведения заседаний выбирается секретарь, отвечающий за ведение протоколов заседаний Ученического совета и Советов I,II,III ступеней.

Решения Ученического совета и Советов I,II,III ступеней считаются принятыми, если за них проголосовало более 50% присутствующих.

Продолжительность проведения заседаний Ученического совета и Советов I,II,III ступеней не должна превышать 1,5 часов, если обсуждение вопроса выходит за эти рамки, вопрос о продолжении заседания ставится на голосование.

Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.

Принято на школьной ученической конференции

Протокол № 1 от 200 года

Положение об Ученическом совете

1. Общие положения работы Ученического совета:

1.2. Деятельность Ученического совета строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, согласия, открытости.

1.4. Члены Ученического совета являются связующим звеном между организаторами детских коллективов и классами. Они доводят до сведения класса решения Ученического совета.

1.5. Ученический совет собирается 1-2 раза в четверть.

1.6.Выборы в Ученический совет проводятся ежегодно в конце учебного года (май) на конференции учащихся 1-11 классов.

1.8.Членами Ученического совета не могут быть учащиеся, не подчиняющиеся Уставу школы, не выполняющие правила поведения.

1.9.Члены Ученического совета за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из Ученического совета.

2. Задачи Ученического совета:

2.1. Ученический совет участвует в управлении школой, а также решении значимых для учащихся проблем.

2.2 Ученический совет организует работу секторов различных направлений.

2.3. Ученический совет освещает события школьной жизни.

3.Организация работы Ученического совета:

3.1. Председатель Ученического совета координирует работу секторов, ведет заседания Ученического совета.

3.2. Главные советники Ученического совета выбираются из членов Ученического совета голосованием.

3.3. Секретарь Ученического совета отвечает за документацию Ученического совета и ведет протоколы каждого заседания Ученического совета.

3.4. Работа Ученического совета организуется на основе планирования и текущих дел.

4. Документация и отчетность Ученического совета :

4.1. Заседания Ученического совета протоколируются.

4.2. План работы Ученического совета составляется на весь учебный год, исходя из плана воспитательной работы школы, интересов и потребностей учащихся.

4.3. Анализ деятельности секторов представляется Председателю Ученического совета в конце учебного года.

5. Права и обязанности членов Ученического совета :

5.1. Члены Ученического совета обязаны :

5.1.1. Принимать активное участие в деятельности Ученического совета.

5.1.2. Быть опорой администрации школы, организаторам детского коллектива, классным руководителям во всех делах школы и класса.

5.1.3. Доводить до сведения учителей и учащихся решения Ученического совета.

5.2. Члены Ученического совета имеют право :

5.2.1. Принимать активное участие в управлении школой, в планировании воспитательной работы школы, на заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения КТД в школе.

5.2.2. Иметь свой орган печати (пресс-центр, школьную газету), свою эмблему (значок), девиз, гимн, флаг.

5.2.3. Слушать отчеты о работе секторов, о работе Детских общественных объединений школы № 19 и принимать по ним необходимые решения.

5.2.4. Ходатайствовать о поощрении или наказании учащихся школы перед Педагогическим советом.

5.2.5.Проводить различные КТД внутри школы.

Принято на школьной ученической конференции

Протокол № 1 от 200 года






Желтая полоса - символ Солнца, зарождения всего живого

Голубая полоса - символ чистых помыслов

Зеленая полоса - символ молодого поколения, надежды нашей Родины

Открытая книга символизирует знания

План заседаний органа Ученического самоуправления

1. Утверждение плана работы УСУ на новый учебный год.

2. Распределение шефства над классами (вожатые 5-8 классы).

3. Подготовка общешкольного собрания учащихся (конференции).

4. Об организации дежурства.

5. Подготовка к празднику, посвященному Дню учителя.

7. Участие в спортивных соревнованиях на уровне школы и района.

8. Понятие самоуправления

1. План проведения осенних каникул.

2. Подготовка классов к зимнему периоду.

3. Отчет по классам за 1 четверть.

1. Отчет сектора по правопорядку о качестве дежурства по школе.

3. Организация работы вожатых (5-8 классы)

5. Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

1. Подведение итогов трудовой деятельности за 1 полугодие.

3. Отчет информационного сектора о проделанной работе.

6. Участие в предметных неделях и месячниках.

7. Проведение новогодних праздников.

8. Работа мастерской Деда Мороза.

1. Информирование о выполнении предыдущих решений.

2. Отчет сектора спорта о проделанной работе.

3. Результаты школьных соревнований.

4. Отчет сектора культуры и досуга о проведенной работе.

5. Особенности общения (психологические игры)

1. О личных достижениях учащихся школы.

2. Итоги интеллектуальных игр, предметных олимпиад.

3. Участие в месячнике безопасности.

5. О проведении Дня здоровья.

1. Результаты анализа пропусков уроков за 3 четверть.

2. Отчет сектора правопорядка, согласия и примирения.

3. Результаты рейда по сохранности учебников.

4. Подготовка и проведение мероприятий, посвященных 8 Марта.

5. Лидерство (практические занятия на выявление возможностей каждого)

1. Итоги успеваемости учащихся за 3 четверть. Отчет сектора образования.

2. О результатах проверки чистоты закрепленных участков. Информация трудового сектора.

3. Отчет сектора по правопорядку о качестве дежурства по школе.

4. Игры на взаимодействие в группе

2. О подготовке классных комнат к каникулам.

3. О подготовке к выпускному вечеру.

создание условий для повышения мотивации учебной деятельности школьников через:

проведение интеллектуального марафона,

проверку дневников и учебников и т. п.

подготовку и организацию внеурочной деятельности учащихся через:

проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалей;

театральных постановок и т. п.

подготовку и организацию спортивно-массовой работы через:

проведение спортивных соревнований;

участие в общегородских спортивных мероприятиях;

организацию деятельности по благоустройству школы через:

уборку помещений школы в конце четверти;

оказание помощи младшим (вожатые 5-8 классы).

Сектор по правопорядку

организацию дежурства и порядка в школе через:

распределение классов для дежурства по школе;

помощь администрации в обеспечении порядка по школе

организацию информационного поля школы через:

формирования имиджа школы;

выпуск школьных и классных газет

Сектор согласия и примирения

организацию профилактической работы через:

просветительскую работу (стенды, листовки, беседы)

тренинги по обучению бесконфликтному поведению

игры, направленные на межличностное общение

Отвечает за организацию шефской работы с младшими школьниками, детьми детских садов, ветеранами через:

Читайте также: