Школьная постановка александр невский

Обновлено: 05.07.2024

Озвучивание праздника : заведующий МКДОУ Поповский детский сад Багирова Ю. В.

Цель: формирования начал патриотизма и гражданственности у старших дошкольников.

Задачи: формировать духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к героическому наследию своего народа;

воспитывать мужество, силу, терпение, доброту, уважение друг к другу на примере святого Александра Невского.

Оборудование: оформление избы князя под старину; сценические костюмы, доспехи, атрибуты (свечи, свиток, карта).

Путешествие в историю :

Святой князь Александр Невский - защитник Отечества

Сопровождается презентацией и музыкой…

Звучит русская народная музыка

(дети в народных костюмах (девочки впереди, становятся первым рядом) заходят в зал, становятся полукругом)

Россия… Как из песни слово —

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней. -2р. /

Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я Родиной зову.

Восп: Нам посчастливилось родиться на русской земле и называться русскими людьми… Ребята, какие они, русские люди? Дети: (добрые, трудолюбивые, честные, сильные, мужественные, они очень любят свою Родину)

Восп: - Ребята, расскажите, какие пословицы и поговорки о нашей Родине вы знаете:

1. Родина наша - солнца краше.

2. Человек без Родины – как соловей без песни.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4. Нашему народу Родина всего дороже.

5. Если дружба велика - будет Родина крепка.

6. Глупа та птица, которой гнездо свое немило.

7. Своя земля и в горсти мила.

8. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим

9. Береги землю родимую, как мать любимую.

10. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Восп: Молодцы ребята…пословицы – это народная мудрость. А вот последнее высказывание, принадлежит великому человеку, вы знаете ребята, кто это сказал?.

Дети: - Великий князь Александр Невский.

Давайте мы с вами отправимся в путешествие – во времена древней Руси. В то время, когда жил Александр Невский.

Звучит русская народная музыка"Лучинушка"

1 дев:Земля ты наша русская! Земля наша широкая…

Восходы твои ясные! Закаты твои тихие…

2 дев:Поля твои бескрайние, Леса твои богатые, Земля ты наша мирная, Людьми трудолюбивая…

3 дев:Мы расскажем вам О Руси старинной, О Руси дивной, О тяжелых временах её И испытаниях,

4 дев:-И о великом её защитнике, Благоверном Князе Александре Невском – Истинном хранители земли русской И веры православной христианской.

5 дев:В те времена люди строили свои дома из дерева,

по воде плавали на судах, которые называли ладьями,

а Москва была всего лишь маленьким укреплением на вершине холма.

Восп: В это время 30 мая 1220 года в семье новгородского князя Ярослава – правнука князя Владимира Ясна Солнышко, родился мальчик, которого назвали Александром. Каждое имя имеет своё значение…Что означает имя Александр?

Дети: Защитник людей…

Восп: Ребята, расскажите, что вы знаете о детстве князя Александра.

-Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, его опоясали мечом, и посадили на коня, он должен был удержаться в седле. В руки дали лук со стрелами. (Артём)

-С этого дня Александра стали обучать воинскому искусству. Сначала оружие было легким, к 7 годам стали давать оружие из дерева, из тяжелого дуба, а в 14 лет - настоящее оружие. (Вадим)

- сперва Александр научился письму и чтению, а когда подрос - много читал, особенно Святые книги, изучал иностранные языки и всё, что должен знать будущий князь. (Серёжа)

-с юного возраста Александра учили защищать себя и других, его воспитывали защитником своего Отечества (Ваня)

Восп: Но никогда не искал Александр славы. Имея пример благочестия отца и матери, с раннего детства он проявлял любовь к храму.

Кроток и тих был нрав его с детства. Однако рано ему пришлось познакомиться с суровой действительностью жизни и испытать ее нелёгкие уроки.

(Все дети выходят)

(комментирую три слайда, дети переодеваются…

Изба князя.

Решительным шагом с мечами в шлемах входят князь и два советника, кладут оружие, шлемы на лавку и садятся (на столе карта)

Князь решительно :

- тысячи татар идут на Русь… налетают они словно вороны, грабят, отнимают у русичей, да с добычею бегут в своё логово, не нужна им земля наша русская.

(карта,показывает)

-А вот с запада идёт сила черная, сила хитрая и расчетливая, сулят князьям русским короны и золото,

(стукает по столу)за отступничество от веры православной!

(руку на карту) за отдание земли отеческой …

-Князь! Послы римские.

Князь :

Принимай! (князь с советниками выходят на встречу)

Звучит музыка послов

(послы руки за спину, поднимая ноги, проходят к князю, кланяются)

Послы из Рима: читают свиток

-Папа Римский так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух искуснейших, чтоб ты послушал наше учение о законе Божьем…

Князь совещается с боярами

Князь :

«Мы! веру православную… хорошо ведаем! а от вас учения… не принимаем“!

Грозно указывает пальцем на дверь.

Звучит музыка послов

(послы уходят)

Звучит русская богатырская маршевая

Охрана: Князь! Дружина твоя. (охрана) копьём об пол, шаг вперёд

входят 2дружинники. кланяются

(князь выходит на встречу, советники встают)

– князь! вели слово молвить.

Князь :

- Татары Киев жгут, скоро и до земель Новгорода дойдут.

-что прикажешь… княже?. биться будем?.

Князь : (подумав…подходит, кладёт им руки на плечи (обнимает.)

-Надо выждать время… дать Руси окрепнуть, собраться с силами…

(к советникам, опирается руками о стол)

-. будем думать, надо договориться с татарами…

Восп…В то время всю Русь татары огнём пожгли, но молитвами князя ни разу не приблизились к земле новгородской ….

(люди (две девочки и мальчик….в тревоге, кланяются)

(князь поднимается)

Обе дев:-Карабли идут. (девочки испуганным голосом)

Мальчик:(кричит) - Князь. идут по Неве корабли чужие! шведские, великое множество! Илья

(советники резко встают)

Князь : (к первому протягивает руку)

-за шведами наблюдать! глаз не спускать!

(берёт меч, шлем, убегает)

Князь : (к иконе)

-Господи! Защити Русь православную! (колокола)

(одевает шлем, берёт меч)

(дружинники толпой быстро заходят в избу)

(Все с поднятыми мечами выходят вслед за князем)

И поднялись русские знамена,

На которых лик сиял Христов,

И мечи обрушились со звоном

На обломки рыцарских щитов.

Князь воюет, не жалея жизни,

Всей душой за Родину стоит,

И любовью пламенной к Отчизне

Сердце Александрово горит!

Дружинник : (забегает в зал)

-Не ожидал враг, такого быстрого и решительного отпора! Неожиданно обрушилось на шведов русское войско! Смело и решительно сражался св. князь Александр и возвратился с победой.

(войско во главе с князем строем возвращается с победой)

Князь : (поворачивается к дружине, поднимает меч вверх)

-Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Дружина: Слава князю!

Все: СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

(Все с поднятыми мечами выходят за князем)

Восп: -Много ещё славных битв было у Великого князя Александра Невского, и ни в одной не проиграл он, но везде был победителем.

Восп: Великому князю Александру Невскому слава, и честь, и память во веки!

(Звучат колокола…Заходит крестный ход с иконой князя… 1- несёт икону, 2-3 длинные свечи, 4-5 девочки и 6-7 девочки – несут цветы…

До средины- 1-ый - шаг вперёд, трое с одной стороны остаются стоять, а трое проходят дальше – выстраивается линия)

Восп: Православной церковью князь Александр Невский причислен к лику святых…Много храмов его имени воздвигнуто по всей Земле Русской. И в нашем с вами городе, каждому близкий и родной высится в небо Храм Александра Невского… Благоверный князь является одним из самых любимых и почитаемых покровителей российских воинов. В нашей армии утверждён знак высшей воинской доблести - орден Святого Александра Невского.

(звучат колокола, кресный ход уходит)

В нашей группе 17 мальчиков, 17 будущих защитников Родины. И нам очень хотелось приблизить историю, получше узнать, почувствовать то время, ту жизнь, когда жил великий князь Александр Невский. Мальчики полюбили героя и хотят быть похожими на святого князя. Они мечтают стать защитниками Родины.

Танец десантников (Агутин (Забрали куда-то.)

(выбегают из зала)

(звучит О. Газманов «Москва")

(мальчики с флагом колонной обходят зал, выстраиваются в шеренгу)

Восп: Быть патриотом… Что же это значит?

(мальчики по строчке)

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Восп:Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которого не смог никто подмять.

(звучит О. Газманов «Москва")

(дети с флагом выходят из зала)

Оценить 873 0

Защитнику земли русской А.Невскому посвящается

Исторический спектакль:

Цель и задачи:

- сформировать у учащихся представление о героической борьбе русского народа с немецкими и шведскими поработителями;

- показать, что всегда в лихолетье на русской земле появляется человек, который может собрать вокруг себя народ и повести его на врага; в XIII веке им был А. Невский – великий князь Владимирский;

-воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ, выдающихся людей своего края и его историю.

Форма урока: исторический спектакль.

Оборудование:

Схема Невской битвы и Ледового побоища;

Мультимедийная презентация, сопровождающая мероприятие.

Рисунки немецких рыцарей ирусских воинов, выполненные учащимися;

6. Реквизит (экспоната школьного музея в том числе)

В монастырской келье узкой

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской,

Быль рассказывал монах.

Монах-летописец:

Я писал зимой и летом

Озаренный тусклым светом

Я писал из года в год

Про великий наш народ

О нашествии Батыя

Написал я в грозный час

И слова мои простые

Сквозь века дошли до вас.

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня
Батыя, внука Чингиз-хана

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли.

( звучит симфония- А.Невский)

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская Орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

( звучит симфония- А.Невский)

Горят хоромы, терема-

Все чем Рязань была богата

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью

(Звучит колокольный звон)

Ой, ты Новгород Великий,

Господин торговых дел!

От боев с Ордою дикой
Ты счастливо уцелел…

Монах-летописец:

Ой ты, древний город вольный,

Не привык поклоны класть…

Ты единственный меж всеми

Управлялся без князей

Только ныне ведь не время

Вольной гордости твоей.

Там куда садится солнце

Не спокойно в этот час,

Ведь задумали ливонцы

Наши земли взять у нас

Александр! Ведь он от шведа

В Невской битве землю спас!

(музыка, входит А.Невский)

Александр Невский:

Слушай! Слушай, добрый люд!

Славу князя внемли!

Хан Батый жесток и лют,

Губит нас проклятый враг,

Грабит нас безбожно,

Но от хана как никак откупится можно:

Дань заплатим. Спору нет,

Стянем пояс туже,

Но ливонец наш сосед-,

Дело тут похуже!

Вот теперь не отбери у ливонцев Пскова,-

Доберутся до Твери,

А захватят города и начнут селиться,

И прости, прощай тогда, Русская землица!

Нам их земли не нужны,

Нам свое вернуть бы,

Ведь сейчас нам вручены

Всей Отчизны судьбы!

(Появляется враг, поединок князя и врагов)

Грохот, ржанье, стон и крик,

Наши жмут сильнее,

А ливонец не привык.

Получать по шее

Как? Куда теперь бежать

В панцире пудовом?

Или сняв его дрожать

На пути ледовом?

И по льду семь верст пешком,

В плен дружиной взяты,

Шли ливонцы босиком, побросавши латы.

Эти ратники в борьбе

Ведь спасли они тогда

Русскую землицу - села, пашни, города

И, стало быть, столицу!

Пусть без страха жалуют к нам в гости

Но кто к нам с мечом придет от меча и погибнет!

На том стояла и стоять будет русская земля.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Добрый вечер. Мне известно и о многих других возможностях Учи.ру. Мы с детьми используем интеракти. Подробнее.

Структура урока логично выстроена и соответствует всем требованиям урока открытия новых знаний. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное мероприятие

«Святой защитник Земли Русской –

Подготовила Гончарова Евгения Борисовна, классный руководитель 9 класса.

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере исторической личности Александра Невского.

Установить личные связи ребёнка с православной культурой.

Развитие интереса и уважения к истории и культуре своей страны, воспитанию патриотизма, бережному отношению к культурному и историческому наследию, для осознанного формирования собственной культурной среды.

Оборудование: мультимедийная презентация (приложение); отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”; аудиозапись отрывка “Вставайте люди добрые” из кантаты С. Прокофьева “Александр Невский”;

Ход мероприятия

Учитель – Наше мероприятие мы начнём с замечательных слов Н. Рыленкова из стихотворения “Наследство”.(1 слайд)

1 ученик: 1. По полям – лугам Приднепровья
Расстилается синь – туман.
Сквозь туман мне видны становья (2 слайд)
Дальних предков моих – славян.

2 ученик: 2. Это ими была обжита
Вся долинная полоса.
Здесь, встречая весну, под жито (3слайд)
Корчевали они леса.

3 ученик: 3. Здесь, под рокот старинной были,
Принимали они гостей, (4 слайд)
Мед варили, подруг любили
И дружить учили детей.

4 ученик: 4. Над тобой – синева сквозная,
Небо звездное в письменах,
За тебя, покоя не зная,
Бился с половцами Мономах. (5 слайд)

5 ученик: 5. За тебя, встретив ветер резкий,
Налетевший на отчий дом,
С новгородской дружиной Невский
Бил тевтонцев на льду Чудском! (6 слайд)

6 ученик: 6. И дивились в землях соседних
Русским людям в пути крутом!
Наш потомок и наш наследник,
Знаешь, помнишь ли ты о том?

1 ведущий – Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о нашем прошлом, настоящем и будущем. Потому что без прошлого нет будущего. С давних времен Русь славилась своими богатырями, людьми сильными, смелыми, любящими свою родную землю, свою Родину. Наша страна, огромная, богатая природными ресурсами, животным и растительным миром, омываемая морями и океанами на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей. Но все они получали достойный отпор, т. к. их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев. Об одном из них мы сегодня и будем вести речь. Это – древнерусский князь Александр Невский. (7 слайд)

2 ведущий - «Святой благоверный великий князь наш Александр Невский,

В чём же тайна благоговения и горячей любви народа к А. Невскому, которая передаётся из поколения в поколение? Почему он причислен к лику святых? Чтобы понять это, надо обратиться к истории его жизни.

Из глубины веков перед нами встаёт образ исторического героя в воображении поэта XIX века Майкова:

“…Его власы до стройных плеч,
Как прядь златая, упадали,
Уста любовию дышали
И мудростью звучала речь.
Высокой доблестью украшен
И сердцем истинный герой-
Врагам средь битв был грозно страшен,
Вне битв – отрадой был святой.
Всегда в сознанье долга строгом,
Он правду всей душою чтил
И чувства сердца разделил
Между Отчизною и Богом…”

– А, что вы знаете о личности знаменитого полководца, дипломата, выдающегося государственного деятеля?

Полное имя древнерусского князя. (Александр Ярославич Невский)

В каком веке жил и княжил А. Невский.? ( в XIII веке)

В каком году родился Невский? (1220)

Какой город является родиной князя? (Переяславль-Залесский)

К какому княжеству принадлежал этот город? (Владимиро – Суздальское княжество)

В каком городе 16-летний Александр был поставлен князем – наместником? (в Новгороде)

Какие битвы с иноземцами прославили великого русского полководца? (Невская битва, Ледовое побоище)

Когда произошла Невская битва? (15 июня 1240 г)

Когда произошло Ледовое побоище? (5 апреля)

Как называлось озеро, на котором произошло Ледовое побоище? (Чудское)

В каком году умер Александр Невский? (1263)

Какой город стал последним жизненным пристанищем русского князя? (Городец)

Учитель – Очень радостно, что на большинство вопросов вы дали правильные ответы. А на остальные вопросы мы сегодня узнаем правильные ответы. Давайте попробуем проследить жизненный путь этого человека, который по истине можно назвать подвигом.

( 9 слайд) 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском родился Александр Ярославович рода Рюриковичей. В этом городе прошло детство и юность Александра.

Детство и отрочество Александра Ярославича.

Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье. Были игры со сверстниками, было любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням, были голоса непонятных молитв в высокой и гулкой церкви.

Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо, а много позже пересказывал и цитировал. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Княжич изучал прошлое всех земель Руси, чтобы здраво судить о месте своей отчизны в стране да и о роли Руси в Европе, Азии, Африке. Важным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеский засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым, про таких говорили: “С конца копья вскормлен”.(10 слайд)

Учитель – В 16 лет Александр стал новгородским князем. В 1236 г обряд посажения на стол был совершен в Новгороде у св. Софии, как раз накануне нашествия монгольского хана Батыя. Отец наставлял Александра : “ Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч твоею грозою! Бог дал тебе старейшее княжение во всей земле Русской!”. (11 слайд)

Русь того времени можно сравнить с пахарем. Стоит он, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. (12 слайд) Два всадника с востока и запада устремились на него. Один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и натянутым луком, другой – в железных латах и с пикой в руках. Первый – это монголо-татары, второй – немецкие рыцари – крестоносцы.

Молодой князь стал спешно готовить Новгород к защите от возможного нападения Батыя. (слайд 13) К тому времени над Русью установилось монголо-татарское иго. Чёрной тучей надвинулось с востока на Русь огромное татаро-монгольское войско. (слайд 14)

Разоряя города,
Шла монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.

Только северные Псков и Новгород оставались пока не разорёнными. (15 слайд). Одновременно Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Римский папа Иннокентий IV предложил ему принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. Считая Русь легкой добычей, папа римский объявил крестовой поход против русского православия, и на Русь двинулись полчища датских, шведских и немецких рыцарей. (слайд 16)

В 1240 г. множество шведских кораблей подошло к Неве под командованием Биргера. (17 слайд)Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в новгородском храме Святой Софии. Получив благословение архиепископа, он укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!".(18 слайд)

С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Накануне битвы было видение: стоявший в морском дозоре воин увидел ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. (19 слайд) Александр, ободренный, предзнаменованием мужественно, с молитвой повел войско.

В этой битве молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) проявил себя как мудрый и опытный полководец. (23 слайд)

Мечом защищал великий князь Александр Невский наш народ от ещё более опасного врага – немецких рыцарей, которые стремились не только завоевать наши земли, но и отнять у русских людей православную веру. (24 слайд)

Главный свой подвиг Александр Невский совершил на льду Чудского озера, разбив войско немецких рыцарей. Ливонские немцы решили воспользо­ваться разорением Руси. Они захватили Псков и стали угро­жать Новгороду. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.

Узнав, что рыцари движутся на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, Невский расположил свое войско у крутого берега озера. (25 слайд) Его позиция была удобна тем, что враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А неприятельское войско было для русских как на ладони, так как двигалось по открытому льду. Силы были приблизительно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон. Немецкие войска вышли на лед, построившись клином или “свиной головой”, как называли этот боевой строй на Руси. Этот клин врезался в центр передового новгородского полка и смял его (26 слайд), однако, когда рыцари Ордена были связаны битвой, новгородцы атаковали их с тыла и флангов, зажав в клещи.

– Чтобы ярче представить картину этой битвы, послушайте отрывок из поэмы К. Симонова “Ледовое побоище”, которую он написал за несколько лет до Великой Отечественной войны.

Ученик читает отрывок из поэмы.

“[…] В субботу, пятого апреля,
Сырой рассветной порой
Передовые рассмотрели
Идущих немцев темный строй.
На шапках перья птиц веселых,
На шлемах конские хвосты.
Над ними на древках тяжелых
Качались черные кресты. […]”

Ученики читают по 3 четверостишия:

…Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Откуда видно все кругом.

И оглянулся. Где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.

А впереди, по звонким льдинам,
Гремя тяжелой чешуей,
Ливонцы едут грозным клином
Свиной железной головой.

Был первый натиск немцев страшен. (27 слайд)
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.

Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.

Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.

И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине…

…Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.

…И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем, (28 слайд)
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.

Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

Под ними лошади тонули, (29 слайд)
Под ними дыбом лед вставал,
Их стремена на дно тянули,
Им панцирь выплыть не давал.

Брело под взглядами косыми
Немало пойманных господ,
Впервые пятками босыми
Прилежно шлепая об лед…

Учитель – Четыреста рыцарей было убито, 50 взято в плен. (30 слайд) Некоторые из пленных крестоносцев были раздеты и босы, потому что во время боя сбрасывали с себя тяжёлые одежды и обувь, пытаясь спастись бегством. Теперь же, позабыв о своих высоких титулах и знатности, понуро брели они по дороге, месили ногами талый снег. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден. Вскоре из ордена явился посол с отказом от притязаний на Русские земли и с просьбой отпустить пленных рыцарей. С тех пор со страхом смотрели рыцари на Восток. Запомнилось им Чудское озеро. И слова Александра Невского тоже запомнились

– Какие слова, сказанные князем, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля) ( 31 слайд)

– 1263 год. Александру Ярославовичу – 43 года. Но военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. По дороге домой из очередной поездки в столицу Золотой орды, город Сарай, князь Александр понял, что до стольного города ему не добраться. В маленьком Городце он принял монашество и через день – 14 ноября умер.

Священный Синод на заседании 27 мая в Петербурге благословил открытие Федоровского монастыря в городе Городец Нижегородской области. В этой обители принял монашеский постриг и скончался святой Александр Невский. В настоящий момент обитель активно восстанавливается. Федоровский собор монастыря освящен Патриархом Кириллом в сентябре 2009 года во время Александро-Невских дней (9 – 12 сентября 2009г.). Монастырь был полностью разрушен в советское время. Уцелели только два келейных здания. (32 слайд)

Ученик читает стихотворение А.Майкова “Кончина Александра Невского”

Ночь на дворе и мороз.
Месяц – два радужных светлых
венца вкруг него…
По небу словно идет торжество.
В келье ж игуменской – зрелище скорби и слёз…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…
Тихо игумен пред ним на молитве стоит.
Тихо бояре стоят по углам.
Тих и недвижим лежит головой к образам
Князь Александр, чёрной схимой покрыт…
Тихо лампада пред образом Спаса горит…(33 слайд)
Князь неподвижен лежит.
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: “Наше солнце зашло!”

Учитель – На гробнице Александра Невского выбиты слова М.В. Ломоносова:

“… Великому князю
Александру Невскому,
Россов усердному защитнику…,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе…” ( 34 слайд)

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти людской. Благодарная Русь в честь признания заслуг князя Александра Невского через 117 лет после его смерти возвела Александра Невского в ранг святых. .(просмотр слайдов икон, посвящённых Александру Невскому), (35-40 слайды). А в 1547 году митрополит Макарий предложил установить празднование святому блаженному князю Александру Невскому по всей России. Церковный собор принял и подтвердил это положением.

По приказу Петра I в начале XVIII века в Петербурге был построен Собор во имя Святой Троицы и святого Александра Невского, куда были перенесены его мощи. (41 слайд); (просмотр слайдов соборов и церквей, посвящённых Александру Невскому), (42-48 слайды).

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. Три русских монарха из династии Романовых были названы Александрами. (49 слайд)

В годы Великой Отечественной войны 29 июня 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. (50 слайд)

За боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны с фашистами тысячи воинов были награждены орденом А. Невского. В 1995 году в нашей стране Государственной Думой был принят закон “О днях воинской славы России”: “Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского Государства. Днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России и в которых российские войска снискали себе почёт и уважение современников, и благодарную память потомков. Знаменитое выражение Александра Невского “Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля” является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений.

С. Бехтеев. СВЯТАЯ РУСЬ (51 слайд)

Наша Русь святая - кротость и смиренье,
У икон столетних жаркие молитвы,
Жажда покаянья, сладость всепрощенья,
Жертвенная доблесть бескорыстной битвы.

Наша Русь святая - говор колокольный,
Средь боров дремучих древних келий срубы,
Радость и веселье встречи хлебосольной,
О любви заветной шепчущие губы.

Наша Русь святая - общий труд и служба,
Твердая охрана мира и порядка,
Всех ее сословий и народов дружба,
Вековой избыток щедрого достатка.

Наша Русь святая - это быт былинный,
Это лад семейный, это строй свободный,
Наш язык могучий, наш уклад старинный,
Удаль и отвага пляски хороводной.

Наша Русь святая - вера в подвиг ратный,
В торжество и славу мудрого правленья,
Небом данный свыше жребий благодатный
Родине великой честного служенья.

Наша Русь святая - вера и свобода,
Без конца, без края большака дорога.
Наша Русь святая - как душа народа,
Та, что ищет правду, та, что верит в Бога.

(52 слайд) Сегодня мы совершили увлекательное путешествие в прошлое нашей Родины. Думаю, что это общение поможет нам понять, что во все эпохи истинным предназначением человека было – любить Родину, творить ради неё, созидать. А завершить наше выступление мне хотелось бы словами:

Быть патриотом… Что же это значит? (53 слайд)
А это значит Родину любить,
А это честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.

Классный час

- развивать у детей умение слушать предложенный материал, осмыслить его и выделить главную мысль.

воспитательная:

- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;

- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;

- воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

Тип классного часа: тематический классный час

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Форма организации: путешествие

Планируемые результаты

- осознание себя патриотом своей страны;

- воспитание в себе чувства патриотизма;

Метапредметные:

Регулятивные:

- способность обучающегося организовывать свою деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

Познавательные:

- умение результативно мыслить и работать с информацией;

- совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; - владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

- понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

- понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

Сценарий классного часа

1. Вступительная часть

Цель: актуализация знаний, активизация мыслительных процессов.

Улыбнулись друг другу

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У каждого народа есть свои герои .

- Как вы понимаете смысл слова герой? ( человек исключительной смелости и доблести)

И это не только самые смелые и самые сильные люди . Сильных и смелых людей много , а своих героев каждый народ знает поимённо , хранит память о них веками . Таковы защитники нашей Русской земли .

Русь на протяжении многих веков подвергалась нападению иноземных завоевателей . Но все они получали достойный отпор , т . к . их встречали мужественные русские воины под руководством талантливых полководцев . Об одном из них мы сегодня и будем вести речь .

Перед вами портрет. Кому знакомо имя этого человека?

- Как вы думаете, о ком сегодня на классном часе мы будем говорить?

Среди героев , о которых хранит память русский народ , особое место занимает князь Александр Невский . Он вошел в историю как защитник отечества , полководец и хранитель православной веры .

Основная часть

Цель: содействовать формированию у учащихся духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать уважение к родной стране, её историческим корням и традициям; усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском .

В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения Александра Невского. Сегодня на классном часе мы отправимся путешествовать по страницам героического прошлого нашей страны и узнаем о жизни и подвигах Святого князя Александра Невского.

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает информационный материал о А. Невском. Дети работают в группах с текстом, затем каждая группа представляет ответ на своё задание.

Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии в городе Переславле ( ныне Переславль - Залесский). Город расположен на берегу большого и живописного озера Плещеево. Новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный своей храбростью, назвал своего второго сына красивым, мужественным именем Александр, которое по- гречески означает защитник людей. (Слайд №3, №4)

Уже с трёх лет мальчика отлучили от матери, княгини Феодосии, и передали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие.( Слайд №5) Вскоре начали учить грамоте. Александр быстро преуспел и в военном деле, и в чтении и письме.( Слайд№6) Он вырос и превратился в сильного и ловкого отрока, который прекрасно писал и любил читать. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Юный Александр начал княжить в Новгороде с 1228 года вместе со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А с 1236 года Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Жители Новгорода восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.( Слайд№7)

- Где родился А. Невский?

- В каком городе он княжил?

(Слайд №8) В 1240 году шведы объявили войну Новгороду. Летом шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”.

Александру не было тогда еще 20 лет. Перед выступлением на шведов, он долго молился в новгородском храме Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину, словами, наполненными верой: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!"

Воспользовавшись туманом, утром 15 июля 1240 года, войска князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их. Эта битва произошла на реке Нева.

Русское войско вернулось с победой в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.

- Какое почётное прозвание получил князь после битвы со шведами?

Молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А немецкое войско было для русских как на ладони, потому что двигалось по открытому льду. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.

- Каким вы увидели А. Невского в фильме?

- . Какие чувства у вас вызывает этот фрагмент фильма?

- Подумайте, почему битву на Чудском озере назвали Ледовым побоищем ?

( Слайд №12) Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси . А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник - монголо-татары. Называли их Золотой Ордой. Правил Ордой — хан. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом великая мудрость князя.

Четыре раза Александр Невский ездил в Орду, что­бы уберечь родину от разрушительных набегов татар и догово­риться о сокращении дани ненасытным ханам.

Однажды, возвращаясь из Орды домой, князь тяжело заболел. Чув­ствуя приближение кончины, святой Александр попросил постричь его в монахи. Так он стал монахом с именем Алексий. 14ноября (21 ноября)1263 года князь скончался.

Эти слова эти можно считать девизом его жизни. Когда были силы, он набрасывался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял выдержку, терпение, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь, притом, что у него не было никаких гарантий собственной безопасности, говоря современным языком. За подвиг терпения и выдержки в 1549 году Александр Невский был причислен к лику святых. (Слайд №13)

(Слайд №14) Петр I в 1724году основал в Петербурге монастырь в честь благоверного князя (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда его останки. Он же постановил 30 августа в день заключения победоносного мира со Швецией отмечать память Александра Невского.

(Слайд №15) 21 мая 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917

(Слайд №16) В 1942 году во время Великой Отечественной войны в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден орден Александра Невского. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умелое проведение военных операций.

(Слайд №17) Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года учреждён орден Александра Невского.

А сейчас ответим на вопросы викторины

Заключительная часть

Вовлечение учащихся в процесс самопознания

Давайте подведем итоги, что нового и интересного вы узнали сегодня на нашем классном часе, чтобы вы еще хотели узнать об этом легендарном русском полководце.

Источники информации :

1. Александр Невский и его сыновья// Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. – 2-е изд., испр. И доп./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова – М.: Аванта+, 2000. – С. 225-233.

2. Александр Невский// Лубченков Ю.Н. Самые знаменитые полководцы России. – М.: Вече. – С. 67-98.

3. Вальнер Н.А.// Ольгин град: Книга для детей младшего школьного возраста. На рус. И англ. яз. – Псков: ПОИПКРО, 2001. – С. 26-31.

4. Ледовое побоище. Жизнь Святого Благоверного князя Александра Невского/ ред. В.М. Федоров. – Псков: Славяне, 1992, с. 30, [ 2 ] с.: ил.

Приложение 1

Текст для работы в группах

Александр Ярославович Невский родился в 1221 году в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии в городе Переславле ( ныне Переславль - Залесский). Город расположен на берегу большого и живописного озера Плещеево. Новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный своей храбростью, назвал своего второго сына красивым, мужественным именем Александр, которое по- гречески означает защитник людей.

Уже с трёх лет мальчика отлучили от матери, княгини Феодосии, и передали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. Александр быстро преуспел и в военном деле, и в чтении и письме. Он вырос и превратился в сильного и ловкого отрока, который прекрасно писал и любил читать. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика.

Юный Александр начал княжить в Новгороде с 1228 года вместе со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А с 1236 года Александр уже самостоятельно княжил в Новгороде. Жители Новгорода восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.

В 1240 году шведы объявили войну Новгороду. Летом шведский отряд на 100 кораблях вошёл в устье реки Невы. Войско возглавил Биргер. Он отправил князю Александру послание с такими словами: “Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою”. Александру не было тогда еще 20 лет. Перед выступлением на шведов, он долго молился в новгородском храме

Святой Софии. Выйдя из храма, он укрепил дружину, словами, наполненными верой: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!"

Воспользовавшись туманом, утром 15 июля 1240 года, войска князя Александра незаметно подошли к вражескому лагерю, и внезапно напали. Началась битва. Благодаря мужеству, смекалке, отваге и храбрости молодого полководца, уже вечером шведы были полностью разбиты. Они бежали, а новгородцы преследовали их. Эта битва произошла на реке Нева.

Молодой князь Александр Невский (ему в то время было всего 22 года) в этой битве проявил себя как мудрый и опытный полководец. Узнав, что рыцари идут на Псков через Чудское озеро, скованное льдом, князь расположил свое войско у крутого берега озера. Его позиция была удобна, так как враг не мог видеть всего русского войска и не мог определить его численности. А немецкое войско было для русских как на ладони, потому что двигалось по открытому льду. Силы были примерно равны – по 15 тысяч воинов с обеих сторон.

Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси . А в это время с востока подступал на Русь второй сильный противник - монголо-татары. Называли их Золотой Ордой. Правил Ордой — хан. Александр Невский понимал, что у него нет такой силы, чтоб идти с мечом на хана Батыя. Он со смирением согласился платить дань Орде. Этим спас много жизней. В этом великая мудрость князя.

Четыре раза Александр Невский ездил в Орду, что­бы уберечь родину от разрушительных набегов татар и догово­риться о сокращении дани ненасытным ханам.

Однажды, возвращаясь из Орды домой, князь тяжело заболел. Чув­ствуя приближение кончины, святой Александр попросил постричь его в монахи. Так он стал монахом с именем Алексий. 14ноября (21 ноября)1263 года князь скончался.

Приложение 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА ВО 2 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Внеклассное мероприятие

Тип классного часа

Тематический классный час

усвоить и обобщить знания о Святом князе Александре Невском.

Образовательная:

- познакомить с личностью Александра Невского;

- формировать у учащихся общую историческую культуру;

Развивающая:

- развивать любовь к Родине на исторических примерах самоотверженного служения русских героев на благо своей Родины;

- развивать кругозор , воображение и эрудицию младших школьников;

- накапливать у детей исторические факты о подвигах русского народа по защите своего Отечества;

- развивать у детей умение слушать предложенный материал, осмыслить его и выделить главную мысль.

Воспитательная:

- пробудить в душе ребенка любовь к Родине и желание быть ее Защитником;

- воспитывать у учащихся нравственно-эстетические чувства;

- воспитывать дисциплинированность у детей во время проведения классного часа;

словесный, наглядный, частично-поисковый

Форма организации

Оборудование

Планируемые результаты

- осознание себя патриотом своей страны;

- воспитание в себе чувства патриотизма;

Метапредметные:

Регулятивные:

- способность обучающегося организовывать свою деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)

Познавательные:

- умение результативно мыслить и работать с информацией;

- совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;

Коммуникативные:

- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; - владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

- понимание значения патриотизма в жизни человека и общества;

- понимание роли исторической личности в формировании нравственных качеств человека.

Читайте также: