Гибкость в доу норма

Обновлено: 02.07.2024

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Авторы: Г. ЛЕСКОВА, Н. НОТКИНА, кандидаты педагогических наук, доценты, Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.

Всеми произвольными движениями, в том числе и основными, ребенок овладевает постепенно под воздейст­вием ряда факторов — внутренних и внешних.

К внутренним, биологическим, факто­рам относятся: этапы созревания раз­личных органов и систем организма; природные задатки двигательных спо­собностей; индивидуальные конститу­ционные особенности; особенности нервной системы. Известно, что здо­ровый ребенок начинает ходить в 9— 12 месяцев, так как именно к этому периоду происходит необходимое созре­вание и развитие опорно-двигатель­ного аппарата. Природные двигатель­ные способности — важнейший компо­нент овладения отдельными видами движений. Одни дети хорошо пры­гают, быстро бегают, другие выде­ляются точным глазомером и т. п.

Типологические особенности высшей нервной деятельности (быстрота, сила, равновесие процессов возбуждения и торможения) обязательно сказываются на овладении двигательными навыками. У спокойных, уравновешенных детей они формируются быстрее, у возбу­димых — медленнее, так как эти дети способны выполнять лишь кратковре­менную работу и поэтому нуждаются в переключении с одного упражнения (или игры) на другое.

Внешние факторы моторного разви­тия — среда и обучение — должны строиться с учетом внутренних осо­бенностей ребенка. Целенаправленное воспитание обеспечивает овладение наиболее рациональными способами выполнения движений в короткий срок и оптимальное развитие двигатель­ных способностей.

По мнению большинства авторов, физическая подготовленность детей определяется степенью сформированности двигательных навыков и уровнем развития двигательных качеств, т. е. требованиями к элементам техники, доступными и целесообразными для де­тей данной возрастной группы, и коли­чественными показателями, свидетель­ствующими о развитии быстроты, силы, ловкости, выносливости.

Исследования, лучший опыт работы детских садов Советского Союза, ГДР, Болгарии и других стран свидетель­ствуют о том, что определяющим в моторном развитии дошкольников является накопление разнообразного двигательного опыта, развитие дви­гательных качеств, состояние здо­ровья. Именно это создает базу для успешного овладения техникой двига­тельных действий в школе. Поэтому высокие цифровые показатели двига­тельных качеств и являются основны­ми при оценке физической подготов­ленности детей.

Техника выполнения ребенком какого-либо движения примерна, вариативна и не является самоцелью в работе воспитателя. Тем не менее, педагог должен отчетливо представлять себе и основу техники, и ее детали, уметь грамотно показать движение, помочь освоить рациональный способ его вы­полнения, оценить движения каждого ребенка, понять причину ошибок.

В статье предлагается один из воз­можных, неоднократно проверенных на практике вариантов оценки раз­вития основных движений у дошколь­ников. Суть его в следующем: уро­вень двигательных качеств оценивается в цифровых показателях, а степень сформированное двигательных навы­ков—в баллах (приблизительно).

Три балла характеризуют высокий уровень навыка: правильно выпол­няются все основные элементы дви­жения. Два балла (средний уровень) получают дети, справляющиеся с боль­шинством элементов техники, допуская некоторые ошибки. Один балл (низкий уровень) имеет место при наличии зна­чительных ошибок.

Приведенные ниже количественные и качественные показатели определены на основе собственных исследований и анализа литературы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида

Единая диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста

Составитель:

Инструктор по физической культуре

Чумаркова Наталья Сергеевна

Единые требования к проведению диагностики физической подготовленности дошкольников 4

Контрольные упражнения (тесты) для определения развития физических качеств дошкольников 5

Контрольные тесты для детей II младшей группы 3 – 4 года 6

Контрольные тесты для детей средней группы 4 – 5 лет 6

Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной группы 5 – 7 лет

Нормативы физической подготовленности 7

Библиография 11 Введение

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе образования. Это объясняется тем, что именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребёнка, формируются двигательные навыки и физические качества, тренируются физиологические функции организма, что способствует гармоничному развитию личности.

Поэтому, главной задачей педагогов является грамотное планирование физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, так как от этого напрямую зависит уровень физической подготовленности.

Уровень физической подготовленности дошкольников отражает эффективность организации процесса физического воспитания в результате внедрения здоровьесберегающих технологий и инноваций.

Физическая подготовленность –это уровень развития физических качеств (сила, гибкость и др.) для овладения новыми движениями.

Физические качества – это двигательные способности, которые проявляются в основных движениях ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

У детей физические качества проявляются через двигательные навыки и умения, а они в свою очередь обусловлены достаточным уровнем их развития.

Таким образом, определяя уровень физической подготовленности дошкольников можно проанализировать эффективность работы педагога и физическое состояние детей.

В связи с вышеуказанным районным методическим объединением инструкторов по физической культуре, в который вошли 11 человек, (Приложение к Протоколу № 1 от 04.10.2018г.), была разработана единая диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста Курагинского района.

Проанализировав диагностику физической подготовленности детей и изучив литературу мы создали единую диагностику физической подготовленности, определили единые требования к проведению диагностики и выбору тестов и разработали единые нормативы.

Единые требования к проведению диагностики физической подготовленности

детей дошкольного возраста

Для проведения диагностики физической подготовленности детей дошкольного возраста методы и средства должны отвечать следующим требованиям:

- быть простыми и доступными возможностям испытуемых;

- соответствовать следующим критериям: надёжность, информативность, наличие системы оценки, стандартность условий проведения.

Проводить диагностику рекомендуется два раза в год (сентябрь, май) с младшего дошкольного возраста. При проведении диагностики необходимо отследить развитие всех основных физических качеств: гибкость, выносливость, сила, ловкость, быстрота, скоростно-силовые качества и координационные способности.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой или под ней понимают рациональные свойства двигательного аппарата, обусловливающие степень подвижности его звеньев относительно друг друга.

Быстрота – способность человека осуществлять движение с определённой скоростью или как способность человека осуществлять двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени.

Ловкость – способность человека целесообразно координировать свои движения и рационально решать двигательные задачи.

Выносливость - способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения её интенсивности.

Координация – способность быстро согласовать двигательные действия в меняющихся условиях, выполнения движения точно и рационально.

Контрольные упражнения (тесты) для определения развития

физических качеств и физической подготовленности детей дошкольного

Быстрота – определяется временем пробегания дистанции 30 м. с высокого старта. Используется для детей с 4 лет.

Ловкость – выполнение челночного бега с двумя поворотами, дистанция 30 м. Используется для детей с 5 лет.

Гибкость – определяется с помощью теста на наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (кубе). Используется для детей с 4 лет.

Выносливость - определяется временем пробегания дистанции 90 м., 120м., 150 м. с высокого старта. Используется для детей с 4 лет.

Определяется подниманием туловища, лёжа на спине за 30 с. Используется с 5 лет.

Координация – определяется удержанием равновесия на одной ноге.

Используется с 4 лет.

Скоростно-силовые способности – определяются прыжком в длину с места, метанием мешочка с песком на дальность, метанием теннисного мяча в цель.

Используется с 4 лет.

Контрольные тесты для детей II младшей группы 3 – 4 года

• Бег 30 метров с высокого старта

• Прыжок в длину с места

• Метание предмета весом 150 гр.

• Метание теннисного мяча в цель

• Удержание равновесия на одной ноге

Контрольные тесты для детей средней группы 4 - 5 лет.

• Бег 30 метров с высокого старта

• Челночный бег 3×10

• Прыжок в длину с места

• Метание предмета весом 150 гр.

• Метание теннисного мяча в цель

• Удержание равновесия на одной ноге

• Подъём из положения, лёжа на спине

Контрольные тесты для детей старшей и подготовительной группы 5 – 7 лет

• Бег 30 метров с высокого старта

• Челночный бег 3×10

• Прыжок в длину с места

• Метание предмета весом 200 гр.  Метание теннисного мяча в цель

• Удержание равновесия на одной ноге

• Подъём из положения, лёжа на спине

• Наклон туловища вперёд из положения стоя

• Бег 120 (150) метров

Оценка физической подготовленности детей дошкольного возраста

Оценка физической подготовленности это целостный процесс, который сочетает в себе наблюдение за ребёнком в процессе занятий по физической культуре и мониторинг физической подготовленности.

Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта работы с детьми показывает, что в практике физического воспитания используются контрольные упражнения и двигательные задания (тесты), по результатам которых оцениваются физические качества и двигательные навыки детей. Для определения уровня физической подготовленности используются разные данные.

Поэтому нашими педагогами были определены нормативы для выполнения детьми дошкольного возраста нашего региона.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физические качества – это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростные и другие характеристики движения.

Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества:

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.

Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).

Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.

Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.

Развитие физических качеств детей дошкольного возраста имеет свои особенности. На протяжении всего дошкольного периода ребенок развивается не равномерно. Наибольший прирост физического развития приходится на возраст 4-5 лет. Затем наблюдается некоторый спад в физическом развитии, и новый прирост в 6-7 лет. Темп развития физических качеств совпадает с темпом физического развития. Наибольший прирост скоростных показателей отмечается у детей 5-6 лет. Увеличение силовых и скоростно-силовых показателей наблюдается у детей в возрасте от 6-7 лет. Прирост гибкости и динамической выносливости характерен для детей 5 летнего возраста. Координационные способности успешно формируются у детей 7 лет.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.

Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.

Двигательное умение - способность неавтоматизированно управлять движениями.

Двигательный навык - автоматизированный способ управления движениями.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ

Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние), состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).

Favorite

Автор: Наталья Сорокина В избранное 21 комментарий


Мониторинг для аттестации инструктора по физкультуре


Как оформить мониторинг физического развития в ДОО


Тесты на определение координации движений у дошкольников


Таблицы диагностики двигательных умений и навыков дошкольников


Тесты на определение выносливости у детей дошкольного возраста


Тесты на определение волевых качеств у детей дошкольного возраста


Основные показатели для отчетов и анализа работы по физвоспитанию в ДОО


- презентации для педагогов

Выявление нарушений осанки тест


Определение возраста ребенка таблица


Любимый вид деятельности дошкольника

Мониторинг физического развития детей, для чего инструктором по физкультуре проводится диагностика физического развития дошкольника

Для чего нужна диагностика физического развития дошкольника

Для определения индивидуальных способностей детей, оценки начального уровня физического развития, с целью оптимизировать нагрузки при формировании двигательных навыков, инструктор по физкультуре, при участии медицинских работников, два раза в год проводит диагностику, или, как теперь принято называть, мониторинг физического развития дошкольников.

Мониторинг физического развития дошкольников позволяет инструктору по физкультуре:

  • определить уровень физического развития детей на начало и конец года
  • выявить динамику изменения уровня физического развития
  • оценить технику владения основными движениями
  • спланировать индивидуальную работу по формированию физических качеств
  • скорректировать план физкультурно-оздоровительных мероприятий
  • определить упущения в работе по физическому воспитанию

Организация, методика и качественные показатели обследования физической подготовленности дошкольников

Быстрота

Бег на дистанцию 10-20-30 м.

Оборудование:
Беговая дорожка с разметкой, секундомер, флажок, два ориентира (конусы, кегли, флажки)

Место проведения:
Спортивная площадка ДОО
Обследование проводится на прямой (ширина- 1,5-2 м., длина -40 м.) хорошо утрамбованной или асфальтированной дорожке с видимой разметкой: поперечная полоса линии старта, боковые линии финиша 10, 20, 30 м. ля предупреждения снижения скорости за линией финиша на расстоянии 5 м. ставится ориентир. Во время обследования солнце не должно светить в глаза ребенку.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма перед обследованием инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Детям дается указание бежать как можно быстрее.
На старте с детьми остается воспитатель, который дает отмашку флажком, дети по двое бегут с высокого старта, инструктор фиксирует время на финише. Всего дается 3 попытки после короткого отдыха. В протокол записывается лучший вариант и оценка качественных показателей бега.

Качественные показатели бега:
От 3до 4 лет

  • Туловище прямое
  • Выраженный момент полета
  • Свободное движение рук
  • Соблюдение направления бега

От 4 до 5 лет

  • Небольшой наклон туловища, голова удерживается прямо
  • Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаются, затем вперед-внутрь
  • Быстрый вынос бедра маховой ноги (угол 40-50)
  • Ритмичность бега

От 5 до 7 лет

  • Небольшой наклон туловища, голова удерживается прямо
  • Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаются, затем вперед-внутрь
  • Быстрый вынос бедра маховой ноги (угол 60-70)
  • Ритмичность, прямолинейность бега

Спортивно-силовые качества

Прыжки в длину с места.

Оборудование:
Прыжковая яма или спортивный мат, сантиметровая лента, яркий ориентир.
Место проведения:
Спортивная площадка или спортивный зал ДОО
На спортивной площадке заранее готовится прыжковая яма с рыхлым песком, твердая опора для прыжка, в зале используется спортивный мат.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма перед обследованием инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Детям дается указание встать около черты и прыгнуть как можно дальше, до ориентира.
Инструктор фиксирует длину прыжка сантиметровой лентой. Всего дается 3 попытки. В протокол записывается лучший вариант и оценка качественных показателей прыжка.

Качественные показатели прыжков в длину с места:
От 3до 4 лет

  • Исходное положение: ноги слегка расставлены, небольшое приседание перед прыжком
  • Толчок: одновременно двумя ногами
  • Полет: ноги слегка согнуты, руки-свободно
  • Приземление: одновременно на две ноги, мягко

От 4 до 5 лет

  • Исходное положение: ноги стоят параллельно, на ширине ступни; полуприсяд, с наклоном туловища; руки отодвинуты назад
  • Толчок: одновременно двумя ногами; мах руками вверх-вперед
  • Полет: мах руками вперед-вверх; туловище и ноги выпрямлены
  • Приземление: одновременно на две ноги, с пятки на носок, мягко; руки свободно

От 5 до 7 лет

  • Исходное положение: ноги стоят параллельно, на ширине ступни; полуприсяд, с наклоном туловища; руки отодвинуты назад
  • Толчок: одновременно двумя ногами; выпрямление ног; мах руками вверх-вперед
  • Полет: мах руками вперед-вверх; туловище согнуто, голова вперед; вынос полусогнутых ног вперед
  • Приземление: одновременно на две ноги, вынесенные вперед, с пятки на носок,на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; руки свободно; равновесие при приземлении сохранено

Прыжок в высоту с места
Место проведения:
Физкультурный зал ДОО
Методика обследования:
На полу крепится обойма с измерительной лентой, конец ленты крепится к поясу ребенка. Ребенка мотивируют прыгнуть как можно выше, например, достать игрушку, подвешенную над головой. Во время прыжка, лента вытягивается из обоймы. Оцениваются только количественные показатели.

Бросок набивного мяча весом 1 кг.

Необходимое оборудование:
Удобная площадка с разметкой минимальная длина 10 м.,3 мяча весом 1 кг. каждый
Место проведения
В спортивном зале или на физкультурной площадке выполняется разметка с шагом 50 см.
Методика обследования:
Бросок производится двумя способами:

  • Из исходного положения стоя, бросок из-за головы. От контролной линии, ноги врозь, набивной мяч отведен за голову, бросок осуществляется двумя руками из-за головы
  • Из положения сидя спиной к линии разметки. Спина прямая, ноги разведены в стороны, мяч удерживается двумя руками перед собой. Бросок выполняется двумя руками за голову (назад)

ребенок по очереди берет 3 мяча и выполняет броски. Учитывается лучший каличественный результат.

Метание мешочка с песком

Необходимое оборудование:
Прямая размеенная площадка, з набивных мешочка весом 200гр., рулетка.

Место проведения:
Спортплощадка, или удобная прямая дорожка с разметкой 15-20 м. с шагом 50 см.,шириной
3 м.
Методика обследования:
Ребенок стоит у линии, от которой начинается разметка, рука с мешочком за головой. 3 броска осуществляются каждой рукой, в протоколе фиксируется лучший результат.

Качественные показатели метания:

От 3до 4 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги слегка расставлены, бросковая рука согнута в локте
  • Замах: небольшой поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой) или влево (бросок осуществляется левой рукой)
  • Бросок: сильный

От 4до 5 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги на ширине плеч, мешочек удерживается на уровне груди
  • Замах: поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой), правая нога сгибается, одновременно рука идет вниз-назад, выполняется поворот в направлении броска, рука движется вверх-вперед
  • Бросок: резким движением руки вдаль-вверх, мешочек летит сохраняя заданное направление

От 5до 7 лет

  • Исходное положение: стоя, лицо направлено в сторону броска, ноги на ширине плеч, левая впереди, правая- на носок, мешочек удерживается на уровне груди
  • Замах: поворот вправо (бросок осуществляется правой рукой), правая нога сгибается, на нее переносится вес тела, одновременно правая рука разгибается, размашисто отводится вниз-в сторону, вес тела переносится на левую ногу, выполняется поворот груди в направлении броска, правый локоть поднимается вверх вверх
  • Бросок: продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с мешочком резким движением выпрямить, сильным движением кисти бросить мешочек вдаль-вверх, мешочек летит сохраняя заданное направление

Организация и методика обследования гибкости

Организация и методика обследования выносливости

Бег на дистанции 90,120,150 м. ( в зависимости от возраста)
Необходимое оборудование
Размеченная дорожка, секундомер, флажок
Место провеления
Спортплощадка ДОО. Дистанция должна быть завершенной: старт и финиш в одном месте

  • 5 лет- 90 м.
  • 6 лет- 120 м.
  • 7 лет-150 м.

Методика обследования
С целью предупреждения травматизма инструктор проводит разминку для разогрева мышц стопы, голени, бедра. Бег выполняют одновременно двое детей в размеренном темпе, выполняется одна попытка. Результат в измеряется в секундах, вносится в протокол. Оцениваются только количественные показатели.

Подводя итоги диагностики, важно не просто установить уровень сформированных психофизических качеств (высокий, средний, низкий), но выявить темп прироста психофизических качеств у каждого ребенка, который можно определить по формуле В. Усакова.

Читайте также: