Палехская шкатулка рисунок для школы

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагог : Колпащикова Елена Сергеевна

Тема урока : Выполнения эскиза шкатулки и её роспись по ДПИ (Палех)

Задачи: Образовательная:

Дать общее представление о палеховской росписи.

Воспитывающая: Воспитывать любовь к народному искусству.

Развивающая: Развивать творческое воображение, художественный вкус,

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке : альбом, карандаши, ластик, гуашь, кисти

репродукции шкатулок в росписи палех.

Форма проведения урока : беседа, творческие задания, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся : индивидуальная.

Технологии : ИКТ, приемы здоровье сберегающих технологий, дифференцированный подход.

Домашнее задание : дорисовать эскиз для шкатулки в цвете.

Планируемые результаты : сформировать мотивацию к изучению искусства, умение проводить самооценку. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать,

Предметные : Уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности

Личностные : Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль декоративного искусства в жизни человека

Познавательные . Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.

Регулятивные: Планирование и выполнение практической работы, адекватно использовать речь. Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок, стабилизировать эмоциональное состояние.

Коммуникативные : Принимать участие в работе коллектива, формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог. Задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.

Структура урока:

Организационный момент (1 минута)

Повторение изученного материала (1 минута)

Теоретическая часть (13 минут)

Закрепление (2 минуты)

Физкультминутка (1 минута)

Практическая работа (Инструктаж, самостоятельная работа)(19 минут)

Анализ работ (2 минуты)

Итог урока (1 минута)

Домашнее задание (1 минута)

Организационный момент

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке.

Задачи: создать благоприятную обстановку для работы на уроке; обеспечить благоприятный психологический настрой учащихся;

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций) ; методы словесной передачи информации: беседа, опрос.

Планируемый результат: Быстрое включение класса в деловой ритм, организация внимания всех учащихся, кратковременность организационного момента.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- занимают рабочие места;

-слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока

-проверяю готовность обучающихся к уроку

Спокойная классическая музыка, включенная до урока, позволяет сразу создать эмоциональный настрой;

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель: актуализация знаний, учащихся через активизацию индивидуальной мыслительной деятельности.

Задачи: включить всех учащихся в обсуждение темы; активизировать знания учащихся; подвести учащихся к постановке цели урока.

Методы: методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: готовность учащихся к активной учебно- познавательной деятельности на основе опорных знаний. Определение цели и направления учебной деятельности.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- актуализируют субъективный опыт;

- отвечают на вопросы учителя с места;

- высказывают своё мнение;

- формулируют тему и цель урока;

-1: ребята давайте вспомним что мы рисовали на предыдущем уроке? (машины)

-2: какие геометрические фигуры мы использовали при рисование машины?(квадрат,прямоугольник,треугольник)

- используется мультимедийная презентация, которая носит учебно- фоновый характер и визуализирует процесс усвоение учебного материала;

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

Задачи: сформировать у учащихся конкретные представления по теме и содержанию урока; вовлечь каждого участника в активный познавательный процесс; формировать умение анализировать, умение делать выводы.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, ИКТ); методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные (создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- рассматривают репродукции картин

Всесторонняя проверка знаний.
Какие виды искусства вы знаете?

А где применяются эти узоры?

Как вы думаете, а в наше время
популярны эти виды декоративного
искусства?

Конечно, да они являются символом нашей страны, и еще если говорить о современном обществе

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь думу пропустить трагическую и историческую историю народа, удивишься красоте архитектурных амбиций и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того, чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем.

Сюжеты для своих композиций художники берут из деревенской жизни, из народного фольклора - песен, былин, сказок и из творчества русских писателей и поэтов. Также рисуют пейзажи, исторические и религиозные сюжеты, бытовые сценки . Но самыми любимыми темами для росписи у палешан были и остаются сказки А.С.Пушкина

- на данном этапе происходит расширение области знаний, учащихся;

- происходит интеграция с уроками истории, литературы;

- расширение понятийного ряда.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цель: формирование целостной системы ведущих знаний по теме: Выполнения эскиза шкатулки и её роспись ДПИ(палех)

Задачи: обобщить и систематизировать знания, учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи

информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний. По выявлению внутри предметных связей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- отрабатывают и закрепляют учебный материал полученный на уроке;

- отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

-провожу беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

- с помощью учебных вопросов проверяю умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи

1. скажите для чего мастер расписывал эти шкатулки?

2. какие цвета используют мастера в росписи палех?

3. какие сюжеты встречаются в росписи Палех?

Понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

Физкультминутка

Цель: профилактика утомления, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Задачи: отдых учащихся, настрой на дальнейшую работу; расслабление глаз и рук.

Планируемый результат: синхронизация деятельности обоих полушарий, увеличение эффективности работы всего мозга.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- ученики слушают учителя и повторяют за ним движения

Да на беленький снежок.

Не идёт ли волк. .

Раз — согнуться, разогнуться.

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка.

Головою три кивка. (Движения по тексту.)

снимает усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

Практическая часть

Цель: организация деятельности по применению новых знаний.

Задачи: Организовать деятельность по применению новых знаний;Выполнить рисунок - орнамент росписи в стиле Палехской живописи.

Планируемый результат: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

-поработать над созданием композиции по теме

А теперь ребята вам необходимо проявить свою фантазию. У вас на партах лежат не сколько элементов росписи, которые помогут вам, при создание ваших эскизов. В своей работе вы можете опираться на поэтапную роспись (Перед учениками поэтапный показ росписи корабля). Сделаем лёгкий карандашный рисунок узора.

Моё пожелание каждому из вас:

Ничего не бойся-Ты делаешь для всех. Мы на тебя надеемся. И верим в твой успех. Получится, как надо, и даже, сверх того. Доска лежит здесь рядом, давайте начнём с неё!

. -учащиеся создают работу, это создаёт условия для творческой самореализации.

- во время работы звучит музыка для эмоционального настроя учащихся.

Анализ работ

Задачи: обобщить и систематизировать знания, учащихся по теме урока; установить уровень осознанности усвоения нового учебного материала; выявить пробелы и неверные представления по теме урока и провести их коррекцию; повысить уровень осмысления изученного материала и глубины его понимания.

Методы: метод словесной передачи информации и слухового восприятия: воспроизводящая беседа, фронтальный и уплотнённый опрос; методы стимулирования и мотивации учащихся: эмоциональные (акцентирование эмоций и ценностей).

Планируемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, по выявлению внутри предметных связей.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- отвечают на вопросы учителя, выделяют существенные признаки ведущих понятий конкретизируют их.

-Прошу принять всем участие в обсуждении рисунков одноклассников.

Беседуем с учениками по их работам

- понятийный ряд прорабатывается для лучшего усвоения учебного материала.

Цель: анализ успешности усвоения материала и деятельности учащихся.

Задачи: проанализировать степень эффективности решения поставленной цели урока; оценить активность каждого на разных этапах урока; подвести итоги урока, поставить новые цели.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации,таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах обучения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

- формулируют конечный результат своей работы на уроке;

- озвучивают, что нового узнали сегодня, чему научились;

- Выражают удовлетворённость занятием творчеством.

- организую беседу, связывая результаты урока с его целями:

Что нового мы сегодня узнали?

- провожу анализ и оценку успешности достижения цели урока и намечаю перспективу последующей работы;

- оцениваю активность учащихся на разных этапах урока, выставляю отметки;

- акцентирую внимание на чувствах и ощущениях;

- выражаю удовлетворённость работой класса.

- цель урока считается достигнутой. Если все учащиеся справились с работой; если ребята могут ориентироваться в своих знаниях и могут защитить свою точку зрения.

9 . Домашнее задание

Задачи: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания; проверить соответствующие записи.

Методы: наглядной передачи и зрительного восприятия информации (иллюстрации, таблицы, ИКТ) ; методы стимулирования и мотивации учащихся: познавательные( создание проблемной ситуации); эмоциональные (поощрения, похвала, создание ситуации успеха); методы словесной передачи информации: эвристическая беседа, объяснение.

Планируемый результат: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

палехская роспись для детей

Рисунки

палехская роспись для детей

Понадобятся такие материалы для палехской росписи:

Поэтапное рисование палехской росписи гуашью:

1. Очень часто в такой народной росписи можно увидеть жар-птицу. Именно ее изобразим на листе бумаги и раскрасим гуашью. Сперва карандашом намечаем общую форму такой птички, разместив лист вертикально. Следует отметить, что у нее большой размах крыльев и очень длинный хвост.

Набросок

2. Уделяем большое внимание в этом уроке контуру всего рисунка и добавляем детали, чтобы получить готовый карандашный набросок жар-птицы.

карандашный набросок жар-птицы

3. Закрашиваем полностью птичку желтой гуашью.

Закрашивание желтой гуашью

4. Теперь полностью закрасим фон вокруг жар-птицы черной гуашью, что очень характерно для палехской росписи.

фон вокруг жар-птицы черной гуашью

5. Красным цветом придаем детали на птичке. Линии делаем плавными и в виде красивых мазков, которые характерны для палехской росписи.

Использование красного цвета

6. По завершении даем рисунку хорошо высохнуть и затем добавляем блики и детали на хвосте белой гуашью. Лучше здесь воспользоваться тонкой кисточкой.

Слово Палех — многозначно. Итак, Палех — что это такое? Палех – это название старинного села, расположенного вдалеке от шума и сутолоки больших городов. Это народный промысел и роспись. Наконец, это один из символов России, такой же как русская матрешка, хохлома и гжельская посуда.

Палехская роспись

История промысла Палеха

Письменные упоминания о селе относятся к началу семнадцатого века, как о вотчине князей Бутурлиных, родственников Иоанна Грозного. Уже тогда, о нем писали, как о большом поселении. А устные рассказы о его возникновении, восходят еще к монголо-татарскому игу.

Зарождение росписи

Тогда, из разоренных Владимира и Суздаля, бежали люди в глухие чащи, подальше от татаро-монгольского пленения. Среди них были и монахи-иконописцы, захватившие с собой маленькие образочки – писанки. От этих иконописцев и возникла знаменитая на весь мир Палехская роспись.

Это место не было широко известно. Замкнутость, глухие леса и болота, удаленность от торговых путей, способствовало сохранению древних традиций в промысле, только ручному производству и яркой самобытности изделий.

Иконописью изначально занимались только в монастырях, но с тринадцатого века, стали возникать первые светские мастерские. В Палехе иконопись стала семейным производством. Целые династии местных мастеров-иконописцев прославляли Палех на всю Россию и зарубежье росписью. Даже жениться и замуж выходить старались за своих живописцев, чтобы не передавать чужим секреты мастерства.

Интересный факт

Есть история, как великий Гете, узнал о мастерстве художников Палеха, загорелся желанием увидеть прославленные иконы, написанные суровыми русскими мужиками в деревенских избушках заснеженной Руси. Его мечта сбылась, в подарок ему прислали иконы, не уступавшие византийским, написанные братьями Каурцевыми.

Современное время

После воцарения Советской власти все изменилось. За иконопись сажали в тюрьму, могли и расстрелять. Практически все мужское население потеряло доход. Многие рассеялись по городам в поисках работы. Одним из таких художников, был Иван Голиков. Он стал театральным художником в Москве, и вскоре создал свою первую вещицу – шкатулку из картона, расписанную в миниатюрной росписи.

Шкатулка из картона

Расцвет искусства пришелся на шестидесятые — восьмидесятые годы. Тогда выпускалось огромное количество продукции с палехским письмом – открытки, марки, различные сувениры, расписанные коробки для косметики, подносы и тарелки.

Сейчас палехская роспись представлена в самом широком выборе: от дорогих выставочных произведений, до сувениров, декоративных панно, разнообразных шкатулок и футляров. Все изделия изготовлены в единственном экземпляре или небольшой коллекции.

Елочные игрушки, вручную расписанные художниками Палеха и Мстеры, с поздравительными надписями, недавнее явление на рынке искусства. Но они уже завоевали место в сердцах ценителей прекрасного и коллекционеров. Посуда с палехским письмом – замечательный подарок на любую памятную дату.

Особенности палехской росписи

Школу Палеха можно сразу узнать по черному фону работ, подсвеченным золотом многофигурным композициям, напоминающим иконопись. Роспись отличается:

  • Миниатюрностью, изяществом исполнения;
  • Плавностью и мягкостью оттенков;
  • Филигранностью и живописностью;
  • Наполненностью элементами;
  • Точная роспись мелких деталей;
  • Многообразием тонов и переходов.

Еще к особенностям можно отнести насыщенность объектами, находящимися в движении, это не только люди и животные, а также деревья, облака, неживая природа. В иконописном стиле изображаются люди, рельефы, природа, все отличаются хрупкостью и изяществом.

Техника выполнения росписи

Рождение палехского изделия – долгий и многотрудный процесс. Предметы изготавливаются из специального пористого картона. Необходимое количество листов картона проклеиваются жидким клейстером, затем надеваются на специальную болванку и помещаются в пресс. Детали для изделий формируют отдельно. Затем просушивают в течение двух недель, потом вымачивают в горячей олифе и выдерживают в печах. Полученные детали становятся твердыми и прочными.

Поверхности, которые в дальнейшем будут покрываться росписью, выравнивают, полируют наждаком и несколько раз грунтуют смесью сажи, олифы и глины. После каждой грунтовки – сушат и шлифуют. На наружные стороны наносят раствор сажи в масле несколько раз, затем покрывают черным лаком. Внутренние поверхности обрабатываются красным лаком. Затем изделие полностью закрашивается бесцветной политурой.

Все поверхности становятся гладкими, блестящими. Чтобы наносимые краски не скатывались, нужные места для росписи зачищают пемзой и передают художникам.

Рабочие места оснащены специальными подставками для руки, чтобы кисть не затекала. Имеются особые гребенки для росписи внутренних стенок, для них же предназначены большие лупы. Некоторые изображения можно рассмотреть только при сильном увеличении.

Художник наносит набросок картины карандашом, потом прорисовывает его белилами. После прорисовывания красками делает роспись сусальным золотом, предварительно раздробленным и растертым пальцами. В завершение мастер ставит подпись, лакирует и окончательно просушивает готовое изделие.

Интересный факт

Для особого блеска золота предмет полируют зубом волка. С его гладкостью и шелковистостью не может сравниться ни один инструмент, даже самый высокотехнологичный.

Палехская роспись картинки

Палехское письмо – наиболее редкое и уникальное в своем роде. Трудоемкость ручного процесса и филигранная точность работы, позволяет создавать истинные шедевры, которые составляют национальную гордость России. В нем сочетаются основополагающие принципы византийской одухотворенной иконописи и живого художественно-прикладного народного творчества.

Роспись Палеха

У Палехской лаковой миниатюры, свой уникальный мир. Он одновременно реален и фантастичен, даже простые бытовые сценки полны радости, движения и поэтичности.

Элементы палехской росписи

Радостное многоцветье узоров на фоне черноты — все это палехская роспись. На маленькой поверхности располагается множество разнообразных элементов. Чтобы рассмотреть всю красоту лаковой миниатюры – зачастую приходится прибегать к увеличительному стеклу. Это удивительные причудливые деревья и цветы с выписанными листочками. Палешане нашли способ делать изображения кроны выпуклой, рельефной, для чего используют технику наложения белил в несколько слоев. Деревья, несмотря на схематичность рисунка – становятся живыми.

Основные цвета в росписи

В Палехской росписи основной фон – черный. Он знаменует собой землю, глубину и первозданный хаос, рождающий жизнь, свет, радость и мир. Присуще древнерусское соединение цветов – красного, желтого и зеленого. Красный – символ красоты, плодородия (красно солнышко, весна-красна). Зеленый – знак растений, молодости, жизни на природе, отдыха. Желтый говорит о зрелости, созревании, достижении успехов и достатка. В Палехской росписи обильно присутствует золото. Оно символизирует солнце, изобилие и наследие иконописи – не тварный Божественный свет, озаряющий весь мир и пронзающий все – даже извечную тьму.

Холуй Жар птица шкатулка

Шикарные обои на самого высокого качества! Выберайте обои и сохраняйте себе на рабочий стол или мобильный телефон - есть все разрешения! Огромная коллекция по самым разным тематикам только у нас! Чтобы быстро найти нужное изображение, воспользутесь поиском по сайту. В нашей базе уже более 400 000 шикарных картинок для рабочего стола! Не забывайте оставльять отзывы под понравившимися изображениями.

Читайте также: