Школьная лапта подвижная игра

Обновлено: 05.07.2024

Размер игрового поля для детских команд от 40 до 60 метров в длину, от 25 до 40 метров в ширину.

Один край поля – линия дома , другой край – линия города . Боковые линии игрового поля – аут.

На линии города располагается площадка бьющего, размером 3 или 6 метров х 1 метр. Слева и справа от неё через 1 метр – квадраты, места для подбрасывающего мяч, размером 0,5х0,5 метра.

Инвентарь для игры:

Бита длиной 80-90 см, шириной 12-15 см., из тонкой доски или толстой фанеры. Мяч резиновый, диаметром 6-7 см., можно взять мяч для тенниса.

Правила игры:

Команды выбирают капитанов, распределяют игроков по местам, назначают бьющего, подающего, разрабатывают тактику игры.

Бьющая команда располагается на линии города, игрок с битой занимает центр площадки подачи. Его задача – ударом лапты по подброшенному мячу выбить его как можно дальше, но не в аут.

После удара, бьющий оставляет биту на площадке, а сам мчится через поле к линии дома. Ему необходимо успеть добежать до дома, пока мяч не пойман, и вернуться в город, чтобы игроки второй команды не осалили (попали в него) пойманным мячом. Такая удачная перебежка приносит команде 2 очка. Если бьющий добегает до линии дома и видит, что обратно бежать опасно, он имеет право остаться и ждать удачного момента, когда мяч будет выбит в поле следующим игроком его команды. После того, как он вернётся на линию города не осаленным, его команде присваивается 1 очко.

Водящие пытаются с лёта поймать мяч, чтобы он не коснулся земли после подачи, тогда команды меняются местами.

Если мяч после подачи упал на землю, задачей водящих является быстро его подобрать, и осалить бегущего бьющей команды, пасуя друг другу мяч. Затем всем членам защищающей дом команды необходимо добежать до города не осаленными бьющим игроком.

Как только водящие возвращают мяч в город, игра останавливается, при этом если бегущий бьющей команды не достиг середины поля – он возвращается обратно к линии. Если середина преодолена, то бьющий продолжает движение.

Количество периодов/партий:

Детская игра по договоренности, состоит из 4 или 6-ти периодов по 20 минут. Каждая команда должна 2 или 3 раза быть бьющей и 2 или 3 раза водящей. Партия продолжается пока команды не поменяются ролями. Период заканчивается, подсчитываются очки.

Во врем игры бьющая команда получает очки каждый раз, когда игрок возвращается в город не осаленным. Если всем игрокам бьющей команды удалось осуществить перебежку не осаленными, период заканчивается.

Водящие тоже могут зарабатывать очки в следующих случаях:

  1. Если мяч пойман до того, как коснётся земли после подачи.
  2. Если удалось засалить игрока водящей команды, до того, как он вернулся в город.
  3. Если игрок бьющих после того как выбил мяч, каким-то образом дотронулся до него, взял в руки или создал помеху для подбора мяча.
  4. Бита при подаче выскользнула из рук и улетела за пределы города.
  5. Если мяч три раза подряд улетел в аут, водящей команде присваивается 1 очко, если следом мяч вновь в ауте, каждый раз присваивается по 1 очку.

Запрещено:

  • Подходить к выбивающему битой мяч игроку всем, кроме подающего, ближе чем на 2 метра.
  • Нельзя осаливать в голову, солнечное сплетение, в паховую область.
  • Нельзя перебегающего игрока бьющей команды держать/намеренно задерживать.
  • Нельзя для ловли мяча пользоваться бейсбольной перчаткой-ловушкой.

Это основные правила русской лапты, есть дополнения, они обговариваются командами перед началом игры.

Также у лапты есть несколько братьев-игр:

Если интересно, напишите в комментариях, я сделаю для Вас описание с правилами.

Опыт старших поколений помогает использовать традиционные виды физического воспитания и развития. В каждом районе и дворе, школе, поселке необходимо создавать возможности для развития народных видов спорта. "Русская лапта" - один из них. При занятиях русской лаптой учащиеся имеют положительную динамику состояния здоровья и развития двигательных качеств. Улучшается микроклимат в классных коллективах. Игра в лапту является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

Лапта — это одна из первых командных игр древнерусской культуры. Первые упоминания об этой игре относятся к XIV веку. Много принадлежностей для лапты было обнаружено при раскопках Новгорода.

При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. Ещё в дореволюционной России игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводится в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено.

Эта игра получила широкое распространение по всему миру, хотя и претерпела некоторые изменения.

Как известно, спортивные игры произошли из народных, культивируемых в разных странах на протяжении тысячелетий. Каждая такая игра отражает особенности характера того или иного народа, его историю; и быт. Вот и русская лапта много веков просуществовала как народная игра- забава. И только в 1957 г. благодаря усилиям энтузиастов в станице Динской Краснодарского края состоял ось первое Всероссийское соревнование по лапте. В дальнейшем правила игры видоизменялись, игра становилась динамичнее, азартнее, интереснее.

В 1997 г. была создана Межрегиональная общественная организация- Федерация русской лапты Росси, а в 2003 г. эта федерация получила статус Общероссийской общественной физкультурно-спортивной организации.

Игровая деятельность в лапте таит в себе большие возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Процесс формирования знаний, умений и навыков игры неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся.

Занятия лаптой способствуют развитию у учащихся основных физических качеств.

Важнейшим физическим качеством для игры в лапту является быстрота. Она зависит не только от двигательных реакций, но и от быстроты мышления и уровня развития моральных качеств. Поэтому в урочные занятия смело нужно вводить упражнения в беге и т. д. Для развития силы на уроках применяют упражнения с набивными мячами, утяжеленными битами, а также приседания с отягощением, метания мячей на дальность.

На уроках лапты с успехом можно решать и воспитательные задачи, поскольку в процессе игры для достижения общей победы учащиеся должны постоянно взаимодействовать друг с другом, преодолевать сопротивления соперника. Это помогает воспитанию дружбы, коллективизма, инициативности, решительности, а также комплекса положительных психологических качеств.

Игре в лапту свойственны высокий эмоциональный подъем и яркая зрелищность, что во многом облегчает решение одной из важнейших задач физического воспитания школьников: сначала привить интерес, а затем сформировать потребность в занятиях физической культуры.

Чтобы планировать уроки по лапте, учитель должен знать содержание всей учебной программы во взаимосвязи ее разделов, начиная с начальных классов. Подготовка учащихся включает себя: овладениями основами теоретических знаний; общую физическую подготовку, которые состоит из физических упражнений, усложняющихся с каждым годом обучения; специальную подготовку состоящую из технических элементов защиты и нападения при игре в лапту, а также тактике игры.

Занятия лаптой должны строится с учетом времени года и климатических условий, поскольку в основном предполагают проведения обучения на открытом воздухе с использованием естественной площадки с травяным покрытием. Занятие можно организовать и в спортивном зале. Мини- лапта будет способствовать физической подготовке учащихся и позволит сохранить необходимые навыки в течении всего года.

На начальном этапе обучение (младшие классы) общая физическая подготовка включает в себя простые упражнения, по мере роста подготовленности учащихся они усложняются.

  • Если водящим игроком пойман мяч, но выручать им некого (нет выбывших из игры), то он имеет право в дальнейшем оставить в кругу первого осаленного игрока.
  • Полевые игроки при метании мяча не имеют права заходить за черту круга.
  • Только непосредственное попадание в водящего игрока считается осаливанием. Если мяч попал в игрока после отскока от земли, пола или какого-либо предмета, то осаливание не засчитывается, и водящий остается в кругу.
  • Если мяч попал в одного игрока, а затем отскочил ко второму, первый считается осаленным, а второй остается в игре.
  • Выбывшие из игры снова входят в нее в соответствии с очередностью их выхода из игры.

Содержание игры . Игрок бьющей команды с разбега бьёт ногой по мячу, посылая его в поле. Удары по мячу производят по очереди все игроки команды, поэтому они должны иметь порядковые номера. Игрок, пробивший мяч в поле, должен успеть пробежать от линии города до линии дома и вернуться обратно, пока его не осалили мячом. Команда, находящаяся в поле, старается перехватить мяч. Игроки могут делать это и рукой, и ногой. Задержав мяч, они стараются попасть им в игрока бьющей команды, который перебегает поле. Если игрок команды бьющих успел добежать до линии дома и вернуться назад, он приносит своей команде одно выигрышное очко. Если же игрок полевой команды сумеет перехватить мяч с лёта и осалить игрока, совершающего перебежку, команды меняются полями. Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель одной команды, находящейся в "городе", совершить как можно больше перебежек за линию "кона" и обратно.

Делать перебежку можно после выполнения правильного удара битой по мячу.
Каждая такая перебежка приносит команде 2 очка, выполнение ударов производится игроками "города" поочередно из зоны удара.

Один игрок выполняет удар, другой игрок этой же команды подбрасывает ему мяч. Подбрасывающим может быть любой из шести игроков команды.

На удар дается две попытки.

Если одна из двух попыток была правильной, пробивший игрок имеет право на перебежку, а может дождаться ударов следующих игроков в зоне перебежки.

Игрок, выполнивший неправильный удар, имеет право бежать только после правильного удара одного из последующих игроков.

Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной зоны, но не пересёк боковых линий по воздуху.

Игра состоит из двух таймов по 15-30 минут в зависимости от возраста игроков. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

• Совершать перебежки после хорошего удара по мячу могут сразу несколько игроков.

Смена команд без борьбы

Она производится в тех случаях, когда:

1. У бьющей команды не осталось игрока с правом на удар.

2. Бьющий наступает на линию города или какую-то другую (т.е. выходит за пределы зоны бьющего) в момент самого удара или попытки.

3. Кто-либо из игроков города наступает на линии, ограничивающие зоны, или заступает за них в момент удара или попытки.

4. В момент удара кто-либо из игроков находится не в своей зоне:

а) уже бивший игрок в зоне очередности, а не в зоне бегущих;

б) в поле, после смены команд без борьбы или еще не завершив перебежку;

5. Во время удара лапта вылетела в поле из рук бьющего.

6. Игрок бьющих, начав перебежку, оставил лапту (биту) в поле, а не в городе. Если бита касается линии города, то считается, что она оставлена в нем.

7. Игрок бьющих, ожидающий удачного удара своего партнера (в пригороде), выбежал на поле не из пригорода, а из любой другой зоны, или до удара по мячу.

8. Игрок бьющих при перебежке выбежал за боковую линию поля, или наступил на нее.

9. Игрок бьющих, начав перебежку, возвратился обратно за линию города или кона (или наступил на нее).

10. Команда бьющих получила штрафное очко.

11. В команде бьющих во время игры (в игровых зонах) оказалось более шести игроков.

Смена команд должна производиться быстро (бегом).

При этом игроки, занявшие город, сразу, не дожидаясь, пока водящие займут места в поле, начинают выполнять удар.

• Перебегающим игрокам запрещается пересекать боковые линии площадки.

Площадка для игры в русскую лапту представляет собой прямоугольник шириной 25-35 м и длиной 40-50 м в зависимости от возраста игроков.

Линия города, штрафная линия, линия кона.

Зона очередности, зона удара/ 5 м /, зона перебежки, штрафная зона /10 м /.

Зоны очередности могут быть оборудованы скамейками

Ширина "города"- 5м.

Бита для удара должна быть цельной и деревянной.

Длина 60-110см, диаметр в широкой части не более 5см, в узкой части не менее 3см. Конец рукоятки должен иметь утолщение.

Конфигурации бит могут быть различными.

В игре используется мяч для игры в большой теннис, а так же аналогичные резиновые и другие мячи, длина окружности которых 20 см, а вес до 60 г. Площадка для игры

Она состоит из игрового поля и примыкающих к нему города и кона. Город разделен на 3 равные зоны: очередности, бьющего и бегущих (пригород). В поле выделяют штрафную зону, в которой не должно быть игроков в момент удара по мячу.

В случае если в зону бьющего попадают футбольные ворота, которые препятствуют удару, то ее разрешается перенести в сторону зоны бегущих. Поле прямоугольной формы должно быть ровным и может иметь любое покрытие.


1 – зона очередности

2 – зона бьющего

3 – зона бегущих (пригород)

Размеры поля для игроков 14 лет и старше (9-11 классы) — 50-60 х 30-40 м, штрафная линия на расстоянии 12–15 м от линии города.

Для игроков 10–13 лет (5–8 классы) — 30-40 х 15-20 м, штрафная — 6–9 м.

Для игроков 9 лет (3–4 классы) — 18 x 11 м (спортзал), штрафная — дуга радиусом 6 м.

Глубина зон города и кона — 3–5 м. Ширина линий — 4–5 см.

4. Инвентарь и оборудование

Лапта (палка-бита) — выполнена из дерева, ее размеры и форма зависят от возраста участников: для игроков 9–11 лет (3–6 классы) — бита № 1; для игроков 12–13 лет (7–8 классы) — бита № 2.


Для игры в условиях школы и для тренировки игроков 12–13 лет — бита № 3.

Для игроков 14 лет и старше — бита № 4.

Для игр в спортивном зале всех возрастных групп (до 14 лет) — бита № 1.

Игроки 14 лет и старше используют кусок шланга длиной 40 см и  2,5–3 см.

В игре от начала и до конца всеми игроками обеих команд используется одна бита. Замена ее осуществляется только в случае неисправности. До начала игры первый судья проверяет соответствие биты правилам соревнований, а во время игры контролирует ее исправность.

Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых спортивных площадках.

Вот уже несколько лет я включаю лапту в уроки как отдельный раздел. В младших классах (2-4-й) при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, с 5-9-й классы - в саму лапту.

Лапта, подвижные игры с её элементами, упражнения на освоение игровой техники являются средствами подготовки к метаниям и бегу.

Метание выполняется на дальность и в цель - вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей.

Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объем работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями.

Игра не требует сложного инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и лапту. Но для обучения на открытой площадке я использую один мяч на двоих и биту, флажки для установки на площадке.

Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи. Я применяю тряпочные мячи, сшитые из ярких материалов.

Так как у меня площадка для игры небольшая (30*20), применение тряпочных мячей очень удобно - они и летят не далеко и не нанесут травму во время попадания в играющего. Жесткие теннисные мячи я применяю в упражнениях при совершенствовании ловли мяча, а также для развития силы метающих мышц.

Правила игры

В нашей школе правила игры таковы.

В игре могут участвовать от 10 до 30 человек.

На площадке отмечается кон, откуда одна команда выполняет забег до города. На другой стороне площадки отмечается город.

Играть можно как по времени, так и на очки.

Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбираю их с таким расчётом, чтобы учащиеся от начала до конца были в парах. Мяч достаточно иметь один на двоих.

Ловли и броски

Перемещение игроков по площадке

  • Ученики бегут по площадке левым (правым), приставными шагами, спиной вперёд, змейкой.
  • Бег с пролеганием под препятствием, перепрыгивая через препятствия.
  • Бег по команде: остановиться, продолжить бег, присесть, выполнить прыжок, поворот кругом, бег зигзагами.
  • В парах. Один игрок свободно бегает по площадке, а другой, находясь рядом, повторяет все его движения, при этом наблюдает за каким-либо заданием другого объекта.

Удар битой по мячу

  • Имитация удара.
  • Мяч висит перед игроком, удар по мячу.
  • Подбросить мяч и стараться попасть битой по мячу.
  • Подача мяча с подачей об стену.
  • Подача мяча снизу-вверх в руки ловящему игроку.
  • Подача мяча сверху-вниз.
  • Подача мяча влево-вправо.
  • Хорошо освоив подачу со своего подбрасывания, перейти к подаче с набрасывания другим игроком.

Я предлагаю упражнения наиболее простые и доступные для учащихся любого возраста, а также максимально приближённые к игре в лапту.

В лапте присутствуют все элементы школьной программы по легкой атлетике, даже прыжки, хотя редко встречаются в игре.

1. Во время бега по сигналу учителя выполняется прыжок.
2. Чертится ров на определенном расстоянии. Во время бега, играющие должны преодолевать препятствие.
3. Игроки в лапте не только должны метать, прыгать, бегать, подавать мячи, но и ловить, а также убегать от мяча, посланного соперником.

Убежать от мяча сложно и решить эту задачу помогают подвижные игры.

Подвижные игры с элементами игры лапта

Охотники и утки

Могут играть от восьми до четырнадцати учащихся.

Перебежка под обстрелом

Играющие делятся на две команды. Игроки одной команды строятся в две шеренги на определенном расстоянии друг от друга. Игроки второй команды по-очереди бегут вдоль стоящих, которые стараются попасть в бегущего (на пару игроков один мяч).

Точный удар

Игроки одной команды располагаются в кружках (острова - круги по числу играющих). По сигналу, игроки второй команды стараются перебежать на другую сторону игрового поля, а игроки, находящиеся в кружках, стараются попасть перебегающих.

Читайте также: