Модель уклада школьной жизни структура и компоненты уклада

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Уклад школьной жизни как главный фактор воспитания и социализации детей, их личностного развития." — Транскрипт:

1 Уклад школьной жизни как главный фактор воспитания и социализации детей, их личностного развития

2 Стр Презентация Факторы социализации мир планет а космос страна общество государство этнос регион субкультура Тип поселения СМИ Личност ь семья микросоци ум школа группа сверстников детский сад

3 Стр Презентация ОПРЕДЕЛЕНИЕ Под укладом школьной жизни понимается установившийся в образовательном учреждении порядок жизнедеятельности и сложившиеся условия бытия членов школьного сообщества, обусловленные действующими явно и неявно нормами и правилами поведения и отношений.

4 Стр Презентация Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты. А.Н. Тубельский

5 Стр Презентация Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов. Т.П. Хренова

6 Стр Презентация Организация уклада школьной жизни Педагоги школы Обучающиеся Родители Уклад школьной жизни Учреждения дополнительного образования Религиозные организации Общественные организации

7 Стр Презентация Развитие уклада школьной жизни Во-первых, он встраивает отдельное образовательное учреждение в образовательное пространство страны, обеспечивая его единство. Во-вторых, закладывает и поддерживает традиции, которые, создают неповторимый облик школы, являясь важным источником стабильности и преемственности в ее развитии. В-третьих, способствует созданию и поддержанию атмосферы доверия, взаимопонимания между учащимися, учащимися и педагогами, педагогами, учащимися и администрацией; установлению согласия и сотрудничества между ними, переходу от непосредственного воздействия на человека к формированию среды, в которой школьники и педагоги реализуют себя как личности. В-четвертых, единая система ценностей интегрирует все виды деятельности школы, все процессы образовательного учреждения, центрирует их вокруг решения главной задачи – воспитание Человека.

8 Стр Презентация Значимость формирования уклада школьной жизни Сформированный уклад школьной жизни позволяет преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать духовное развитие и полноценное социальное созревание школьников.

11 Стр Презентация Совершенствование уклада школьной жизни осуществляется через создание систем: взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей), так называемый школьный этикет; отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч; нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы; символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в воспитательном процессе школы, так называемый фирменный стиль; традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона; организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала; требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления; - комфортных и безопасных условий для организации учебно- воспитательного процесса.

12 Стр Презентация Состав и структура уклада школьной жизни Уклад школьной жизни представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные целостные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма. Т.П. Хренова

13 Стр Презентация Классный руководите ль Учитель- предметник Взаимо- действие Виды совместной деятельности Учебная Внеклассная Уроки, дополнительные занятия, участие в олимпиадах, конкурсах, проектная деятельность Связана с интересами педагога, увлечениями детей :праздники, предметные недели, вечера

14 Стр Презентация Классный руководитель Педагог дополнительного образования Взаимодействие

15 Стр Презентация РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Семья Школа Партнёрство Виды совместной работы с родителями Учебная Внеклассная Урок-наблюдение Урок-практическое участие родителей Урок-соревнование детей и родителей Уроки - совместное изучение информационных технологий Открытый урок День открытых дверей Связана с интересами педагога, увлечениями родителей и детей

16 Стр Презентация Школьное самоуправление

19 Стр Презентация Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и ссоциальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско- юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Уклад школьной жизни

– структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный – внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы школы); технологический (обеспечивает формирование уклада школьной жизни интегративными, модульными, диалогическими, проектными, тьюторско-сопроводительными образовательными технологиями);

– личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смыслопорождающей деятельности.

7. Программа формирования уклада школьной жизни, которая включает:

– цель и задачи оптимизации внутришкольного устройства, перечень средообразующих действий, обеспечивающих формирование укладных форм школьной жизни;

– совокупность ценностных приоритетов развития сплоченного сообщества субъектов школьного образовательного процесса;

– комплекс мер, обеспечивающих системную реализацию изменений образовательной среды школы с целью оформления уклада школьной жизни;

– алгоритм формирования уклада школьной жизни;

– характеристику форм и результатов реализации программы.

8. Критериями эффективности развития уклада школьной жизни являются:

- критерий осознания образовательной среды школы (показатели: уровень знаний об учебном заведении; символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, обучающихся, родителей);

- критерий обобщенности образовательной среды школы (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития учебного заведения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность обучающихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);

- критерий когерентности образовательной среды школы (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; региональная, широкая социальная интеграция);

- критерий доминантности образовательной среды школы (показатель значимости школы для педагогов, обучающихся, родителей);

- критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);

- критерий ресурсного потенциала школы (показатели: возможности школы по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей обучающихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);

- критерий реализации в школе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада школьной жизни (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, заключе­ния, списка использованных источников, приложений. Основной текст диссерта­ции изложен на 340 страницах, работа содержит 1 приложение. Список использованных источников включает 389 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследованная; представлен ее научный аппарат; раскрываются научная новизна работы, теоретическая и практическая значимость полученных в диссертации результатов, их обоснованность и достоверность; приводятся положения, выносимые на защиту; даются сведения об апробации и внедрении результатов исследования в педагогическую практику.

Изучение и систематизация нормативных документов, появившихся в течение последних десяти лет, свидетельствует, во-первых, об актуализированности проблемы уклада жизнедеятельности для любой школы, во-вторых, об определении его основных функций, установлении компонентов и путей создания. Сформированный школьный уклад жизни является одним из наиболее эффективных ресурсов решения задачи гармонизации внешнего и внутреннего пространства ребенка, обеспечения целостности его развития в многообразии видов деятельности, в единстве интеллектуального, эмоционального, социального опыта.

Формирование системных представлений о том, каким должен быть уклад жизнедеятельности современной школы предполагает, с одной стороны, комплексный анализ и изучение опыта научного осмысления и путей практического решения данной проблемы, с другой, построение эффективной теоретической модели, позволяющей всесторонне рассмотреть феномен уклада и прогнозировать его дальнейшее развитие. Анализ и конструктивное развитие научно-педагогических представлений об образовательной среде, образовательном пространстве, воспитательной системе школы позволили разработать концептуальную модель уклада школьной жизни, основные блоки которой отражены на схеме.


Схема 1. Модель уклада школьной жизни

Основные направления воспитания и социализации школьников определяются системой ценностей. Определяющим для всего уклада школьной жизни становится аксиологический подход. Сам уклад школьной жизни, в свою очередь, становится социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей. Уклад школьной жизни – это педагогически целесообразная форма со - организации всех элементов образовательного процесса, где разнообразные виды деятельности обучающихся (учебная, вне-учебная, общественно полезная, социально-культурная), в содержании которых представлены примеры духовной, нравственной, ответственной жизни, приведены в соответствие с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями. Уклад школьной жизни, с одной стороны, открыт для конструктивного взаимодействия с социумом, с другой – достаточно автономен и постоянен, для того, чтобы у учащихся была возможность выстраивания своего внутреннего мира средствами и способами, имеющимися в образовательном пространстве.

Обретение обучающимся собственного образа (как цель уклада школьной жизни и образования в целом) станет возможным, если каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превратится в образовательную задачу, для решения которой отбирается опыт, приобретенный в процессе познания, социально-культурных практик, во взаимодействии с другими людьми. При этом интерпретация данного опыта, его рефлексия, оценка осуществляется самим ребенком. Если ценности интериоризируются, а не навязываются, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут для каждого школьника, а этапами, духовными вехами этого маршрута становятся те нравственные выборы, которые перманентно совершает ребенок. Таким образом, сознание и поведение ребенка становятся генератором и интегрирующим фактором уклада школьной жизни. Значит, с одной стороны уклад школьной жизни – условие духовно-нравственного развития, с другой - результат активной ценностно-творческой, смыслопорождающей деятельности обучающихся (личностно-смысловой блок модели).

Сформированный уклад школьной жизни позволяет преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать духовное развитие и полноценное социальное созревание школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместных социокультурных практик детей и взрослых, младших и старших детей.

Содержание деятельности школьников должно раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости для детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: нередко они его не осознают, потому что недостаточно действуют, поскольку живут преимущественно в пространстве собственных переживаний, компьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений. Сегодня назрела необходимость восстановления равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит в рамках уклада школьной жизни через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

К числу принципов организации уклада школьной жизни относятся: принцип личностной ориентации образования; принцип субъектности; принцип совместной деятельности; принцип целостности образовательного процесса; принцип вариативности; принцип открытости содержания образования.

Автор: Бобылева Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Чижовская средняя школа"
Населённый пункт: деревня Чижовка, Рославльский район, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование уклада школьной жизни как главного фактора воспитания и социализации детей их личностного развития в условиях реализации ФГОС"

Текстовая часть публикации

МБОУ Чижовская средняя школа
«Формирование уклада школьной жизни

как главного фактора воспитания

и социализации детей их

личностного развития в

(из опыта работы школы)

Заместитель

Заместитель

воспитательной

воспитательной

конференция

Школьный Совет

Abstract: The article reveals the author’s understanding of the school lifestyle as a well-established, sedimentary structures intersubjective reality of an educational institution, mainly in natural settings (mainly nonreflexive). The key components of lifestyle are described: axiological, subjective-environmental and structural- procedural. It is shown that the most important conditions of the school lifestyle’s formation are school life’s tradition and the organizational structure of the school.

Key words: school way, the components of school lifestyle, the conditions of formation of the structure, the management model of the formation of the structure in information-communicative school environment.

Аннотация: В статье раскрывается авторское понимание уклада школы как устоявшихся форм повседневной жизнедеятельности образовательного учреждения. Описаны важнейшие компоненты уклада: ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный. Показано, что важнейшими условиями формирования уклада выступают традиции школьной жизни и организационная структура школы.

Ключевые слова: уклад школы, компоненты уклада школы, условия формирования уклада, модель управления формированием уклада в информационно-коммуникационной среде школы.

Содержание многих из этих понятий было размытым, практически все из них понимались по-разному в зависимости от теоретической концепции автора, но их всех объединял целый ряд общих черт. В них делалась попытка отразить то трудноуловимое, но очень значимое и важное целостное измерение, качество школы.

При всех различиях в концепциях вне зависимости от исходного понятия, которым пользуются исследователи, большинство из них стремиться его расширить для того, чтобы „схватить” феномен целостности, системности, уникальности, который неявно присутствует в каждой школе.

По нашему мнению, педагогической категорией, которая наиболее точно подходит для отображения этих характеристик школы является уклад. Данное утверждение связано с тем, что понятие „уклад школы” отражает, во-первых, обыденность, привычность, традиционность для данного учреждения, во-вторых, аспект формы по отношению к деятельности, активно на нее влияющий, в-третьих, уникальность, неповторимость.

Однако и уклад школы как научная категрия трактуется разными способами.

В словаре С. И. Ожегова уклад определяется как установившийся порядок, сложившееся устройство (общественной жизни, быта). При этом выделяются следующие виды уклада: экономический, хозяйственный, уклад жизни, уклад семьи [2, 859].

Наиболее известный отечественный автор, использовавший понятие уклада – это, несомненно, А. Н. Тубельский. Сразу отметим, что он использовал понятия „атмосфера”, „дух”, „уклад” школы рядоположенно и недифферен-цировано и связывал уклад школьной жизни с различными образовательными пространствами, которые существуют в школе: правовым, учебным, игровым, художественно-творческим, трудовым, межличностного свободного общения и тому подобное. В уклад попадает, по мнению данного автора, не только линейный образовательный процесс, но и „параллельная” жизнь – создание и распад детских компаний, возникновение увлечений, интересов, привязанностей и отношений и др. А. Н. Тубельский был уверен, что именно неявная, скрытая от наблюдателя, никем не программируемая школьная жизнь в гораздо большей степени определяет интерес к школе, влияет на становление ценностей, вкусов [5, 10-11].

Другой известный педагог И. Д. Фрумин, рассматривая уклад школы, связывает его с понятием контекста и школьной реальности. Скрытую реальность этот автор определяет как множество факторов школьной жизни, которые могут оказывать как прямое образовательное воздействие, так и косвенное, являясь условием для того или иного протекания процесса обучения и явных процессов организации деятельности учителей и учеников в школе [6; 32].

Для И. Д. Фрумина „под укладом школьной жизни прежде всего понимается господствующая система учебных и внеучебных связей, которая рассматривается не как система личных взаимоотношений, а как совокупность условий, в которых осуществляется поведение и деятельность учеников и учителей” [6, 114]. Для понимания и анализа уклада, считает И. Д. Фрумин, нужно наблюдать за свободной, не нормируемой напрямую активностью детей и учителей, за их разговорами на переменах, за их деятельностью в условиях свободного выбора, за их жизнью во внешкольных условиях, например выездного лагеря. Сопоставление этого типа поведения и деятельности с регулируемым и нормируемым поведением в условиях, например, урока дает основание для выделения таких школьных норм, которые трансформируют поведение.

В последние годы выполнено несколько диссертационных исследований, посвященных педагогическим проблемам уклада школьной жизни (школы).

Так, например, в диссертационном исследовании Т. П. Хренова предлагает понимание уклада школы как системы общественных отношений между всеми участниками образовательного процесса в идеолого-политической, культурно-духовной, организационно-образовательной сферах жизни образовательного учреждения, которая определяется порядком жизнедеятельности школы [7, 11]

Диссертационное исследование Л. А. Козловой посвящено изучению вопросов обновления уклада школьной жизни [1]. Л.А.Козлова основывает свое исследование на взглядах И. Д. Фрумина и контекстном подходе. Под контекстом она понимает все те слои педагогической реальности, которые вместе задают смысл происходящему: явные и неявные (скрытые) реальности школьной жизни. Она определяет уклад школьной жизни может как некую педагогическую реальность, имеющую явные и скрытые стороны, включающая организационно-нормативную и экзистенциально-этическую компоненты и функционально отражающая систему взаимодействия субъектов образовательного процесса [1, 36].

Итак, мы видим, что уклад образовательного учреждения составляет важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, в идеале предполагающую установление подлинно гуманных отношений между ними в педагогическом процессе. Что, в свою очередь является важнейшим условием актуализации полисубъектной сущности образовательного процесса.

Уклад школы можно описать с одной стороны, как типичный, привычный, закрепившейся феномен, а с другой – как феномен уникальный, присущий каждой конкретной школе. При этом необходимо развести понятия уклада школы с близкими по содержанию понятиями, характеризующими общесистемные характеристики школы.

В нашем понимании уклад школы – это устоявшиеся формы организации повседневной жизнедеятельности в школе.

Сущностной характеристикой уклада школы являются устоявшиеся, седиментированные структуры реальности образовательного учреждения, выступающие для субъектов образовательного процесса как привычные и повседневные, и, как правило, нерефлексированые.

Очевидно, что любая форма организации повседневной жизнедеятельности в школе символически окрашена. Имея ценностный характер, в этом своем измерении уклад школы пересекается с культурой школы. В этом смысле можно говорить о том, что уклад школы является носителем ритуалов, мифов и легенд. Не вызывает сомнений и существование нормативной стороны уклада. Привычная, обыденная нормативность является ядром уклада школы.

Нормы могут быть выделены во многих аспектах жизнедеятельности школы, в том числе и как способы привычного взаимодействия в области управления, в области педагогического взаимодействия, в области межличностных отношений.

На основе теоретического анализа в структуре уклада можно выделить три важнейших компонента: ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный.

Ценностный компонент связан с аксиологическим содержанием школьной культуры и отражает ее наиболее устойчивую часть. Для современной педагогической аксиологии характерны следующие представления о ценностях:

  • ценность есть то, что человек оценивает как значимое для себя, как особо важное отношение, выражающее ту или иную актуальную значимость для человека: потребности, мотивы и т.д.;
  • ценность – одна из форм моральных отношений.

В рамках нашего исследования мы определяем ценностный компонент уклада как всеобщую и совершенно нерефлексивную повседневную практику, являющуюся следствием интериоризация ценностей среди членов организации. В результате, социальное поведение членов организации приобретает традиционный и отчасти предсказуемый характер, что, прежде всего, находит свое выражение в действиях индивидов, направленных на преодоление различных трудностей, с которыми им приходится постоянно сталкиваться.

Субъектно-средовой компонент. Этот компонент связан с типом и характером образовательной среды школы, с нормами, которые в ней доминируют, и отражает ее наиболее устойчивые и привычные характеристики. Фактически это нормативная сторона уклада, рассмотренная с позиции ребенка, учащегося. Таким образом, мы утверждаем, что образовательная среда школы, содержательно пересекаясь с укладом школы, выступает условием формирования уклада школы и одновременно определяет его особенности.

Говоря о структуре образовательной среды, следует вспомнить определение В.И.Слободчикова. По его мнению, образовательная среда – это пространство, в котором происходит взаимодействие субъектов образования. В этом пространстве можно выделить компоненты:

  • психодидактический (содержание, формы и методы деятельности);
  • социальный компонент (отношения, возникающие между субъектами);
  • пространственно-предметный компонент (возможности для организации деятельности и развития учащихся, обеспечиваемые предметной средой);
  • субъекты среды [4].

Структурно-процессуальный компонент. Этот компонент связан с устоявшимися, традиционными формами жизнедеятельности школы. При этом форма понимается как некий паттерн поведения (преимущественно коллективного), имеющий пространственные и временные характеристики.

Очевидно, что форма жизнедеятельности, как некая идеальная социальная структура не может существовать в действительности без деятельности как таковой. Именно „вмещая” в себе конкретную деятельность, форма или паттерн коллективного поведения оказывается связанной с ценностным и субъектно-средовым компонентами уклада.

Паттерны поведения как нормативный элемент уклада школы являются набором привычных, функциональных образцов поведения (действий или систем действий) учащихся и педагогов.

Символизация паттернов поведения (форм жизнедеятельности) порождает обычаи и ритуалы. Традиции школьной жизни, будучи средством социализации и инкультурации личности, выступают и условием, обеспечивающим стабильность и целостность школьной общности, соответственно обновление экзистенциально-этической компоненты уклада школьной жизни.

Организационная структура школы, в том числе связанная с ее юридическим статусом является при этом важнейшим условием, воздействующим на формирование того или иного уклада.

Уникальность уклада школы – это системный параметр уклада, означающий, что данный уклад в своей качественной определенности может быть воспроизведен только в единственной школе.

Уклад школы обладает ярко выраженными уникальными характеристиками, что приводит к тому, что выделение типов уклада в научном плане не вполне информативно, так как уникальность уклада дезавуирует выделенные типологические черты.

Можно было бы говорить о различных основаниях для выделения типов уклада школы. Но, тем не менее, мы считаем, что выделять типы укладов в научном плане не вполне информативно, так как уникальность уклада дезавуирует выделенные типологические черты.

Вызывает интерес хотя бы краткий анализ проблемы управления укладом школы, особенно в сравнении с общими задачами педагогического менеджмента.

Специфика управления формированием уклада школы по сравнению с управлением школой как образовательным учреждением заключается в том, что:

  • уклад по своей сути является неявным объектом управления. Значительная часть его элементов относится к обыденному, повседневному слою жизнедеятельности и для их выделения в предмет управления требуется специальная рефлексия;
  • уклад, будучи измененным в результате формирования определенных черт, должен опятьуходитьиз рефлексивного поля, иначе он потеряет свою сущностную характеристику как устоявшейся форма жизнедеятельности школы;
  • уклад в силу своей природы оказывается таким общесистемным феноменом, при котором большая часть управленческих воздействий должна носить опосредованный характер.

Можно предложить модель управления формированием уклада в информационно-коммуникационной среде школы, включающую следующие компоненты:

  • консолидирование и расширение субъекта управления (формирование коллективного субъекта управления, организация различных сред общения (чатов и пр.), обсуждение проектов, создание специализированных баз данных и т.д.);
  • анализ (необходимости проведения специально организованной рефлексии, основанной на визуализации сложных количественных феноменов в доступной зрительной форме, диагностика состояния и результативности учебно-воспитательного процесса и т.д.).
  • принятие решений (вариабельность моделей принятия решений, демократический характер обсуждения, проведение научно-методической и управленческой экспертизы программы формирования уклада школы, в том числе, за счет возможности открытого обсуждения в профессиональных сетевых сообществах и т.д.);
  • организация управленческой деятельности по реализации принятых решений. Логика организации (исполнения принятых решений) предусматривает воздействие на основные компоненты уклада школы: ценностный, субъектно-средовой, структурно-процессуальный, а так же управление качественно новым образованием – виртуальной проекцией школы. Преобразование этих феноменов приводит к постепенному формированию устойчивых ценностных и нормативных структур, которые и составляют основу уклада школы.

В рамках управления ценностной составляющей уклада школы реализуются:

  • управление информационно-коммуникационной составляющей
  • педагогического общения учителей и учащихся;
  • управление (модерирование), организация форм свободного общения учащихся и педагогов;
  • организация специальной профессиональной рефлексии (например, блогов);
  • организация специальных виртуальных деловых игр (с формами виртуального шеаринга и разделенного согласия).

В рамках управления субъектно-средовой составляющей уклада школы реализуется, в первую очередь, информатизация процессов образования в школе, обеспечивающая возможности реализации индивидуальных образова-тельных траекторий учащихся, изменяющая характер учебной деятельности учеников.

В рамках управления структурно-процессуальной составляющей уклада школы в первую очередь реализуется:

  • проектирование, формирование и развитие информационно-коммуника-ционных структур, обеспечивающих управление школой (включая структуры ученического самоуправления);
  • информационное сопровождение и коррекция процесса формирования и закрепления традиций и ритуалов.

Отдельной задачей практически на всех отмеченных направлениях и формах деятельности по формированию уклада выступает усиление его гомогенности.

Литература/ References

Читайте также: